Научная статья на тему 'Коммуникационный и политический потенциал российских институтов электронной демократии'

Коммуникационный и политический потенциал российских институтов электронной демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
289
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ELECTRONIC DEMOCRACY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / COORDINATION OF INTERESTS / "НУЛЕВЫЕ ЧТЕНИЯ" / "ZERO READINGS" / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PUBLIC EXAMINATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Павел Яковлевич

В статье рассматриваются российские Интернет-платформы, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную политическую коммуникацию в процессе согласования интересов власти и общества. Компаративному анализу подвергаются три типа институтов электронной демократии: порталы для общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов; ресурсы, предназначенные для составления электронных петиций и сбора подписей в их поддержку; электронные платформы единомышленников, формирующие виртуальную инфраструктуру коммуникации лидеров, активистов, рядовых членов и сторонников определенных политических партий. Автором оценивается коммуникативная функциональность и эффективность применения таких виртуальных ресурсов, как www.regulation. gov.ru, портал «Российская общественная инициатива», раздел «нулевые чтения» на сайте Общественной палаты РФ, форум «Мы вместе» сторонников и членов партии «Единая Россия». Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что официальные порталы, создаваемые для экспертизы законопроектов и составления электронных петиций, зачастую являются симулякрами институтов электронной демократии. Более позитивной оценки заслуживает внутрипартийный проект «Мы вместе», пользователи которого обладают возможностью диалога с членами правительства в формате «вопрос ответ». Автор статьи приходит к выводу о том, что основная проблема отечественных механизмов виртуальной коммуникации власти и общества заключается в отсутствии реального учета поступающих от общества инициатив и предложений в процессе принятия политико-управленческих решений органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE AND POLITICAL POTENTIAL OF RUSSIAN INSTITUTIONS OF E-DEMOCRACY

The article provides consideration of Russian Internet platforms for vertical and horizontal political communication in the process of coordination of governmental and society interests. The author gives a comparative analysis of three types of institutions of e-democracy: portals for public examination of laws and regulations; resources for drawing up electronic petitions and collecting signatures in support of them; e-platforms, forming a virtual infrastructure of communication of leaders, activists and ordinary members and supporters of certain political parties. The author estimates communicative functionality and efficiency of such virtual resources as www.regulation.gov.ru, portal "Russian public initiative", section "zero reading" on the website of the Public Chamber of the Russian Federation, the forum "We together" of supporters and members of the political party "United Russia". The results of the research indicate that the official portals for law examination and electronic petition creation often work as fake e-democracy institutions. More positive characteristics are deserved by the inner-party project "We together" which provides its users with an opportunity to contact the government in the question-answer format. The author of the article comes to a conclusion that the main problem of Russian mechanisms of virtual political communication is ignoring of citizens initiatives and proposals in political decision-making process.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный и политический потенциал российских институтов электронной демократии»

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИОННЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ ИНСТИТУТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Автор: ФЕЛЬДМАН П.Я.

ФЕЛЬДМАН Павел Яковлевич - Кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии, Академии труда и социальных отношений. Адрес: 119454, г. Москва, Ул. Лобачевского д.90. Е-таН: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотриваются российские Интернет-платформы, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную политическую коммуникацию в процессе согласования интересов власти и общества. Компаративному анализу подвергаются три типа институтов электронной демократии: порталы для общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов; ресурсы, предназначенные для составления электронных петиций и сбора подписей в их поддержку; электронные платформы единомышленников, формирующие виртуальную инфраструктуру коммуникации лидеров, активистов, рядовых членов и сторонников определенных политических партий. Автором оценивается коммуникативная функциональность и эффективность применения таких виртуальных ресурсов, как www.regulation. gov.ru, портал «Российская общественная инициатива», раздел «нулевые чтения» на сайте Общественной палаты РФ, форум «Мы вместе» сторонников и членов партии «Единая Россия». Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что официальные порталы, создаваемые для экспертизы законопроектов и составления электронных петиций, зачастую являются симулякрами институтов электронной демократии. Более позитивной оценки заслуживает внутрипартийный проект «Мы вместе», пользователи которого обладают возможностью диалога с членами правительства в формате «вопрос - ответ». Автор статьи приходит к выводу о том, что основная проблема отечественных механизмов виртуальной коммуникации власти и общества заключается в отсутствии реального учета поступающих от общества инициатив и предложений в процессе принятия политико-управленческих решений органами власти.

Ключевые слова: электронная демократия, политическая коммуникация, согласование интересов, «нулевые чтения», общественная экспертиза.

Одной из наиболее заметных тенденций политической жизни в современных демократических странах является создание виртуальных площадок для осуществления вертикальной и горизонтальной политической коммуникации в Интернете. Становление института электронной демократии уже достаточно давно перестало быть предметом дискуссии футурологов, а использование глобальной сети в процессе управления го-

сударством постепенно начинает восприниматься в качестве действенного механизма, позволяющего приблизить политико-управленческие решения органов власти к реальным нуждам и потребностям граждан. Существенное преимущество каналов электронной коммуникации между властью и обществом, по сравнению с традиционными формами политического участия, заключается в их социальной ориентированности и доступности для рядовых Интеренет-пользователей, которые, не являясь членами общественно-политических организаций, стремятся довести свои интересы, требования и рекомендации до центров принятия политических решений. Актуальные социологические исследования, проведенные ВЦИОМ и Фондом «Общественное мнение», свидетельствуют о том, что около 90% россиян не принимают участия в работе общественных организаций, и лишь 21% граждан выражают готовность при определенных условиях подключиться к деятельности НКО [1,2]. Констатируемая дистанцированность россиян от институтов гражданского общества косвенно свидетельствует о высоком потенциале развития виртуальных площадок политической коммуникации.

В современной России, где до настоящего времени лоббистская деятельность остается вне правового поля, а общественные организации и объединения не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне, электронные каналы взаимодействия власти и общества способны частично обеспечить реализацию конституционно закрепленного права граждан «обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [3]. В основе функционирования большинства институтов электронной демократии лежит принцип краудсор-синга, предполагающий вовлечение массовой аудитории и экспертов в процесс коллективной выработки проектов политико-управленческих решений. Инициатива о создании диалоговых механизмов взаимодействия власти и общества восходит к Президенту РФ В.В. Путину, который еще в 2013 г указал на необходимость проведения так называемых «нулевых» (общественных) чтений законопроектов перед их официальным рассмотрением парламентскими структурами [4]. К настоящему моменту, с высокой долей вероятности, можно констатировать, что основные черты отечественного института электронной демократии уже начинают выкристаллизовываться, что позволяет делать научно обоснованные выводы относительно эффективности функционирования виртуальных площадок политической коммуникации. В настоящий момент российские Интернет-платформы, обеспечивающие взаимодействие власти и общества, предоставляют своим пользователям следующий набор механизмов политического участия:

1. публичное обсуждение наиболее резонансных общественных проблем, нуждающихся в государственном урегулировании;

2. размещение электронных петиций к органам власти;

3. голосование в поддержку (против) выдвинутых гражданами петиций;

4. виртуальные «нулевые слушания» и предварительная общественная экспертиза законопроектов;

5. привлечение внимания СМИ, сетевых сообществ и рядовых граждан к резонансным вопросам социальной, экономической и политической жизни.

На основе такого критерия, как функциональная направленность, существующие в России механизмы электронной коммуникации власти и общества можно разделить на три типа. К первому типу мы относим специализированные государственные ресурсы, предназначенные для информирования общественности о содержании проектов политико-управленческих решений органов законодательной и исполнительной власти. Данные виртуальные площадки также предоставляют определенные возможности для публичного обсуждения и осуществления общественной экспертизы нормативных правовых актов, находящихся на стадии разработки и согласования. Ко второму типу виртуальных механизмов политической коммуникации следует отнести многочисленные ресурсы, предназначенные для составления электронных петиций и сбора подписей в их поддержку. Наконец, к третьему типу мы причисляем электронные платформы единомышленников, формирующие виртуальную инфраструктуру коммуникации лидеров, активистов, рядовых членов и сторонников определенных политических партий или общественных объединений.

Целесообразно также типологизировать вышеперечисленные ресурсы по их организационно-правовому статусу, подразделив их на официальные (государственные) / аффилированные с государством; общественные (функционирующие на базе общественных палат и некоммерческих организаций); внутрипартийные и независимые (позиционирующие себя как самостоятельные сетевые платформы). С каждым из выделенных нами типов виртуальных площадок соотносятся конкретные Интернет-ресурсы, функционирующие в российском сегменте глобальной сети.

Официальный государственный портал www.regulation.gov.ru, в соответствии с Постановлением Правительства №851 от 25 августа 2012, является основной площадкой для размещения проектов нормативных правовых актов федеральных органов власти и сбора предложений по их оптимизации [5]. На раннем этапе своего функционирования данный виртуальный ресурс практически не использовался гражданами, поскольку он не предусматривал интерактивных форм взаимодействия с аудиторией. Существенной проблемой до недавнего времени оставался архаичный интерфейс сайта, отталкивающий рядовых поль-

зователей. После того, как Министр РФ по взаимодействию с Открытым правительством М.А. Абызов в начале 2014 г. указал на существенные недостатки портала www.regulation.gov.ru, начался процесс технического, функционального и визуального усовершенствования данного ресурса. Основная цель модернизации сайта заключалась в том, чтобы из официального публикатора проектов политических решений, функционирующего в рамках вещательной модели коммуникации, он превратился в виртуальную диалоговую платформу власти и общества. В настоящий момент портал предлагает своим пользователям возможность проанализировать, обсудить и оценить проекты нормативных правовых актов, а также определить эффективность уже действующих законов. На стадии обсуждения постоянно пребывают более 550 проектов политико-управленческих решений, которые можно поддержать при помощи виртуального голосования.

Несмотря на то, что портал www.regulation.gov.ru был подвергнут весьма существенной оптимизации, практика использования настоящего ресурса свидетельствует о низком уровне его социальной востребованности. Мониторинг размещенных на сайте проектов нормативных правовых актов позволяет сделать ряд важных наблюдений. Во-первых, нельзя не указать на незначительное по федеральным меркам число просмотров разрабатываемых документов (не более 1200 по наиболее резонансным законопроектам). Во-вторых, граждане весьма неохотно осуществляют оценку нормативных правовых актов (самый обсуждаемый из размещенных на портале законопроектов - «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» - к настоящему моменту собрал лишь 34 комментария, 9 голосов «за» и 6 «против»). В-третьих, портал не предполагает вертикальной политической коммуникации граждан с лицами, участвующими в официальной процедуре принятия политических решений, что существенно ограничивает его интерактивность. Основная проблема портала www.regulation.gov.ru заключается, на наш взгляд, в практически полном отсутствии или низкой результативности мер, направленных на его популяризацию. В частности, данный ресурс никак не интегрирован в социальные сети, а традиционные СМИ в своих материалах игнорируют факт его существования.

Следует отметить, что с недавних пор на сайте Общественной палаты РФ появился раздел «нулевые чтения», в котором на публичное обсуждение выставляются проекты некоторых федеральных законов. При этом механизм выбора нормативных правовых актов, допускаемых до общественной экспертизы, остается не вполне ясным и прозрачным. В настоящей момент зарегистрированные пользователи могут ознакомиться с проектом поправок к Федеральному закону «Об образовании

в РФ» и новой редакцией Кодекса об административных правонарушениях. Несмотря на то, что ключевой принцип работы Общественной палаты заключается в способствовании самоорганизации и горизонтальной коммуникации граждан, возможность виртуального обсуждения вышеупомянутых законопроектов на сайте практически не предусмотрена. Интерактивная инфраструктура сайта ограничивается направлением комментариев пользователей администраторам ресурса. При этом в открытом доступе размещаются исключительно высказывания лидеров институтов гражданского общества, а позиция «экспертов из народной среды» остается в тени. Отчасти этот недостаток компенсируется наличием профилей Общественной палаты в ключевых социальных сетях. Так, на соответствующую новостную страницу ВКонтакте подписаны почти 9 000 человек. Новостная лента данного ресурса регулярно обновляется, пользователям предоставлена возможность оставлять свои комментарии и публично дискутировать с оппонентами. Активность посетителей страницы Общественной палаты Вконтакте свидетельствует о том, что социальные сети по своей коммуникативной функциональности существенно превосходят официальный сайт данного института гражданского общества.

Постепенно популярность в России набирают электронные системы политического краудсорсинга, при помощи которых государство аккумулирует общественные инициативы, направленные на изменение внутренней и внешней политики. Среди них официальным статусом наделен портал «Российская общественная инициатива» (РОИ). Нормативно-правовой основой функционирования РОИ выступает Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». Таким образом, инициатором его создания может считаться государство. Принципы работы данного портала вполне согласуются с тезисом В.В. Путина о необходимости более широкого общественного участия в законотворческом процессе.

Идея создания виртуальных площадок для направления петиций в федеральные органы власти реализована правительствами некоторых стран. В США уже несколько лет функционирует портал Белого дома «We the People», на котором зарегистрированные пользователи могут размещать свои обращения к президенту и собирать голоса в их поддержку. «Предоставить всем американцам возможность привлекать внимание власти к их проблемам» - гласит официальный слоган портала. Функционирование данного ресурса обеспечивает соблюдение Первой поправки к Конституции США, в соответствии с которой государство не может «ограничивать право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб» [6]. В 2011 г. сайты для

составления электронных петиций ^^М^в) были созданы в Германии и Великобритании. Принцип работы и интерфейс данных ресурсов схож с их американскими и российскими аналогами.

«Российская общественная инициатива» работает в единой системе с «Порталом государственных услуг» и требует не только регистрации, но и четкой персонификации пользователей, поскольку для получения доступа к системе необходимо вводить страховой номер индивидуального пенсионного счета. Таким образом, государство при необходимости может установить, кто именно поддержал ту или иную инициативу. Для обязательного рассмотрения электронной петиции органами власти необходимо, чтобы она собрала определенное количество виртуальных подписей. В России на федеральном уровне и в регионах с населением более 2 млн. человек установлен порог в 100 тыс. голосов, на сбор которых дается 1 год. На муниципальном уровне необходимо, чтобы петицию поддержали не менее 5% от зарегистрированного населения.

За три года с момента запуска РОИ необходимое количество виртуальных подписей собрали 12 инициатив федерального масштаба, при этом ни одна из них не была реализована на практике. Весьма показательным нам представляется тематическое распределение данных петиций: 4 из них в той или иной степени направлены на ужесточение общественного контроля над работой чиновников; 2 связаны с ограничением вмешательства государства в частную жизнь граждан; оставшиеся петиции касаются повышения уровня оплаты труда, отмены налога на покупки в иностранных Интеренет-магазинах, создания «зеленого щита» вокруг г. Москвы, изменения системы здравоохранения и правил дорожного движения [7]. Лидером текущего голосования (более 84 тыс. подписей) является требование установить для работников организаций всех форм собственности минимальный размер выплат суточных при служебных командировках на уровне не менее 300 рублей.

Об эффективности функционирования портала «Российская общественная инициатива» позволяет судить тот факт, что лишь 9 электронных петиций федерального уровня трансформировались в конкретные политико-управленческие решения. При этом соответствующие петиции были приняты к рассмотрению и удовлетворены задолго до того, как набрали 100 тыс. голосов. Так, например, для реализации инициативы федерального масштаба об изготовлении дубликатов автомобильных номеров на случай их утери и кражи потребовалось всего лишь 402 голоса «за». В свою очередь, петиция с требованием запретить чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 миллионов рублей, преодолевшая пороговое значение в 100 тыс. подписей, не продвинулась дальше стадии экспертного анализа. Создается впечатление, что РОИ функционирует по принципу удовлетворения лишь

тех требований граждан, которые изначально согласуются с проектами политико-управленческих решений (при этом количество собранных ими голосов решающего значения не имеет). Если два года назад в социальных сетях пользователями разворачивались виртуальные мобилизационные кампании в поддержку электронных петиций, то теперь на официальной странице РОИ ВКонтакте все чаще можно встретить комментарии, свидетельствующие об утрате доверия граждан к российскому институту виртуального краудсорсинга.

Наряду с официальным порталом «Российская общественная инициатива», в сети представлены и негосударственные ресурсы, обладающие схожей функциональной направленностью. Наиболее популярные из них - www.onlinepetition.ru и www.change.org - содержат значительный набор разнородных требований, которые адресуются не только государству, но и средствам массовой информации, бизнесу, общественным организациям. Принципиальным отличием данных порталов от РОИ является неперсонифицированная процедура голосования - пользователи могут подписывать петиции, регистрируясь под вымыленными именами или вовсе без процедуры авторизации. Благодаря этому в процесс выдвижения электронных петиций вовлекается значительное число граждан, однако при этом утрачивается элемент персональной ответственности за отданные в пользу тех или иных инициатив голоса. Применение негосударственных краудсорсинговых платформ ориентировано не столько на выработку проектов нормативных правовых актов, сколько на создание резонанса вокруг актуальных для общества проблем и привлечения внимания властей к их решению. Тем не менее, порталы www.onlinepetition.ru и www.change.org сообщают о весьма значительном количестве локальных проблем, решенных благодаря данным ресурсам. С высокой долей вероятности, можно утверждать, что проект «Российская общественная инициатива» ориентирован преимущественно на изменение федерального законодательства, а его негосударственные аналоги фокусируют внимание общества на менее масштабных и комплексных проблемах. Данное обстоятельство обуславливает более высокую эффективность неофициальных краудсорсинговых платформ.

Значительный интерес, с точки зрения коммуникативной функциональности, вызывает виртуальная дискуссионная площадка партии «Единая Россия» - проект «Мы вместе». В настоящий момент зарегистрированными пользователями ресурса стали около 70 тыс. граждан из числа членов и сторонников партии. Достоинством данного проекта является его социальная ориентировать и повышенная интерактивность. Базовым принципом работы ресурса стала четкая идентификация пользователей, многие из которых являются федеральными и региональными политическими лидерами. На платформе «Мы вместе» открыты 14 дис-

куссионных площадок, сформированных по тематическому (преимущественно, отраслевому) принципу. Данные площадки образуют инфраструктуру горизонтальной и вертикальной коммуникации между сторонниками и членами партии по поводу широкого круга социальных, экономических и политических проблем. Функционал сайта предполагает размещение инициатив и сбор подписей в их поддержку, комментирование новостей и публикаций, полемическое общение пользователей.

Виртуальный проект «Мы вместе» может рассматриваться в качестве своеобразного политического лифта, поскольку на его платформе осуществляется ранжирование авторов наиболее популярных инициатив [8]. Ежемесячно обновляется рейтинг пользователей, которые лидируют по количеству голосов, собираемых в поддержку их предложений. Аналогичным образом ранжируются регионы, чьи представители ведут наиболее активную и успешную деятельность по разработке проектов политико-управленческих решений. В настоящий момент список лидирующих по этому показателю субъектов Федерации возглавляет Республика Ингушетия. Сопоставление коммуникационных возможностей порталов «Мы вместе», «Российская общественная инициатива» и www. regulation.gov.ru позволяет сделать однозначный вывод о повышенной функциональности первого. Существенная особенность дискуссионной платформы сторонников и членов партии «Единая Россия» заключается в том, что она предоставляет пользователям возможность непосредственной коммуникации с федеральными министрами и вице-премьерами в формате «вопрос-ответ». Данная функция качественно отличает рассматриваемый нами проект от традиционных Интернет-форумов политических партий, ориентированных исключительно на горизонтальную коммуникацию пользователей. В настоящий момент портал «Мы вместе» может быть оптимизирован по ряду направлений. Прежде всего, следует информировать пользователей о том, какие именно инициативы оказались востребованными при формировании позиции «Единой России» в отношении конкретных проблем и в итоге трансформировались в конкретные политические решения.

Подводя итоги проведенного анализа ключевых отечественных институтов электронной демократии, целесообразно представить в наиболее общем виде их основные достоинства и недостатки (см. Таблицу 1).

На сегодняшний день можно утверждать, что институт электронной демократии в России уже в значительной мере сформирован, а его коммуникативный и политический потенциал четко определен. Отечественные Интернет-ресурсы, преимущественно, ориентированы на аккумулирование мнений граждан о проектах нормативных правовых актов (общественную экспертизу). При этом возникают объективные проблемы с реальным учетом поступающих от общества предложений в процессе принятия итоговых политико-управленческих решений. Размеще-

Таблица № 1. Сравнительный анализ основных российских институтов электронной демократии

Наименование/ адрес электронного ресурса Достоинства Недостатки

www.regulation. gov.ru Широкий охват нормативных правовых актов; социально-ориентированный интерфейс; возможность осуществления экспертизы законопроектов. Низкий уровень информированности граждан о существовании ресурса; низкая интерактивность; отсутствие реакции власти на поступающие от пользователей рекомендации и комментарии.

Раздел «нулевые чтения» на сайте Общественной палаты РФ. Наличие профилей портала в социальных сетях; возможность привлечения широкого круга пользователей и экспертов к анализу законопроектов. Непрозрачный механизм выбора законопроектов, выносимых на «нулевые чтения»; отсутствие функции публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.

Российская общественная инициатива Официальный статус; гарантированное рассмотрение петиций органами власти; ответственное голосование за петиции;популяризация в социальных сетях. Сложная процедура регистрации пользователей; низкая эффективность; невозможность претворения популярных инициатив в конкретные политико-управленческие решения.

Проект партии «Единая Россия» «Мы вместе» Значительный набор функций; возможность горизонтальной и вертикальной политической коммуникации; ориентированность на выявление лидеров мнений. Отсутствие информации о реализации размещенных пользователями инициатив партией «Единая Россия».

ние электронных петиций и сбор подписей в их поддержку может инициировать решение локальных проблем, однако никак не способствует изменению федерального законодательства. Отдельные внутрипартийные диалоговые площадки демонстрируют свою широкую функциональность. Вместе с тем, неотъемлемым условием эффективного применения подобных платформ является наличие значительных политических и административных ресурсов у их создателей (таковыми, на наш взгляд, в современной России обладает лишь одна партия). Перспективы развития института электронной демократии в нашей стране можно связывать со стремительным ростом популярности социальных сетей, которые целесообразно более энергично задействовать при осуществлении общественной экспертизы законопроектов.

Список литературы:

1. Общественные организации: «не был, не состоял, не участвовал...» // ВЦИОМ, 10 октября 2014 г. - иЯ1_: http://wciom.ru / index.php?id=459&uid=115017.

2. Участие в НКО в малых и средних городах // Фонд «Общественное мнение», 26 мая 2014 г - URL: http://soc.fom.ru / obshchestvo / 11521

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г (в ред. от 30.12.2014 г) // Российская газета. 1993.25 декабря.

4. Стенограмма Послания Президента РФ Федеральному собранию, http://www. kremlin.ru/transcripts/19825

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения».

6. The Constitution of the United States of America, URL: http://www.whitehouse.gov

7. Официальный сайт проекта «Российская общественная инициатива», URL: https://www.roi.ru/

8. Форум членов и сторонников политической партии «Единая Россия» , URL: http://forum.er.ru/

■ ■ ■ COMMUNICATIVE AND POLITICAL POTENTIAL OF RUSSIAN INSTITUTIONS OF E-DEMOCRACY

Author: FELDMAN P.Y.

FELDMAN PavelYakovlevich, Candidate of political sciences, Associate Professor of the Academy of Labor and Social Relations.

Address: 90, Lobachevsky Street, 119454, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract: The article provides consideration of Russian Internet platforms for vertical and horizontal political communication in the process of coordination of governmental and society interests. The author gives a comparative analysis of three types of institutions of e-democracy: portals for public examination of laws and regulations; resources for drawing up electronic petitions and collecting signatures in support of them; e-platforms, forming a virtual infrastructure of communication of leaders, activists and ordinary members and supporters of certain political parties. The author estimates communicative functionality and efficiency of such virtual resources as www.regulation.gov.ru, portal "Russian public initiative", section "zero reading" on the website of the Public Chamber of the Russian Federation, the forum "We together" of supporters and members of the political party "United Russia". The results of the research indicate that the official portals for law examination and electronic petition creation often work as fake e-democracy institutions. More positive characteristics are deserved by the inner-party project "We together" which provides its users with an opportunity to contact the government in the question-answer format. The author of the article comes to a conclusion that the main problem of Russian mechanisms of virtual political communication is ignoring of citizens initiatives and proposals in political decision-making process.

Keywords: electronic democracy, political communication, coordination of interests, "zero readings", public examination.

References:

1. Obshhestvennye organizacii: «ne byl, ne sostojal, ne uchastvoval...» // VCIOM, 10.10.2014. - URL: http://wciom.ru / index.php?id=459&uid=115017 [Public Organizations «don't know, haven't been a member, haven't been involved ...» // VCIOM, 10.10.2014. -URL: http://wciom.ru / index.php?id=459&uid=115017].

2. Uchastie v NKO v malyh i srednih gorodah // Fond «Obshhestvennoe mnenie», 26.05.2014. - URL: http://soc.fom.ru / obshchestvo / 11521 [Participation in NGO in small and medium towns // Fund «Public opinion», 26.05.2014. - URL: http://soc.fom.ru / obshchestvo / 11521].

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 g. (v red. ot 30.12.2014 g.) // Rossijskaja gazeta. 25.12.1993. [The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993 (in the ed. from 30.12.2014) // Rossiiskaya gazeta, 25.12.1993].

4. Stenogramma Poslanija Prezidenta RF Federal'nomu sobraniju, http://www.kremlin. ru/transcripts/19825 [Transcript of the President's Address to the Federal Assembly, http:// www.kremlin.ru/transcripts/19825].

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 avgusta 2012 g. N 851 «O porjadke raskrytija federal'nymi organami ispolnitel'noj vlasti informacii o podgotovke proektov normativnyh pravovyh aktov i rezul'tatah ih obshhestvennogo obsuzhdenija». [Russian Federation Government Resolution dated August 25, 2012 N 851 "On the order of the federal bodies of executive power of disclosure about the preparation of draft laws and regulations and the results of public discussion"].

6. The Constitution of the United States of America, URL: http://www.whitehouse.gov

7. Oficial'nyj sajt proekta «Rossijskaja obshhestvennaja iniciativa», URL: https://www. roi.ru/ [Official website of the project "Russian public initiative", URL: https://www.roi.ru/].

8. Forum chlenov i storonnikov politicheskoj partii «Edinaja Rossija» , URL: http:// forum.er.ru/ [Forum of the members and supporters of the political party "United Russia», URL: http://forum.er.ru].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.