Научная статья на тему 'Интернет-технологии и формирование «Электронной» демократии'

Интернет-технологии и формирование «Электронной» демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1161
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / «ЭЛЕКТРОННАЯ» ДЕМОКРАТИЯ / СЕТЕВАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЛОГОСФЕРА / КОНТРОЛЬ НАРОДА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПАРТИЙНЫЕ ЭЛИТЫ / “E-DEMOCRACY” / INTERNET-TECHNOLOGIES / NET-POLITICS / POLITICAL BLOGS / POLITICAL ACTORS / STATE MANAGEMENT / CIVIL SOCIETY / PUBLIC CONTROL / PARTY ELITES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акопов Григорий Леонидович

В статье анализируются тенденции расширения политического участия граждан в государственном и муниципальном управлении посредством использования «Интернет-технологий». Показано влияние сетевой политики на состояние гражданского общества и возможности контроля со стороны населения за деятельностью публичных органов власти. Проанализирована позиция высших лиц государства в вопросе формирования «электронной» демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet technologies and creating e-democracy

This article analyses the current trend of greater citizen participation in federal and municipal management and administration by use of Internet technologies. The author describes the effect of net politics on civil society, the possibility of public control of state agencies and the attitude of major statesmen to establishing e-democracy.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии и формирование «Электронной» демократии»

УДК 323

Акопов Г.Л., к. полит. н., доц.

Интернет-технологии и формирование «электронной» демократии

В статье анализируются тенденции расширения политического участия граждан в государственном и муниципальном управлении посредством использования «Интернет-технологий». Показано влияние сетевой политики на состояние гражданского общества и возможности контроля со стороны населения за деятельностью публичных органов власти. Проанализирована позиция высших лиц государства в вопросе формирования «электронной» демократии.

Ключевые слова: интернет-технологии, «электронная» демократия, сетевая политика, политические акторы, политическая блогосфера, контроль народа, органы государственного и муниципального управления, партийные элиты

Распространение инновационных технологий дало толчок исследованиям, формулирующим новые научные концепции о способах использования информационно-коммуникационных технологий с целью оптимизации осуществления государственных функций. Прежде всего, на основе информационно-коммуникационных технологий предполагается повышение уровня участия рядовых граждан в процессе обсуждения и принятия управленческих решений. В политическую науку введены в активное употребление термины «электронная демократия» («е-демократия»), «кибер-демократия» и т.п.

Развитие инновационных интернет-технологий послужило поводом и для дискуссий о модернизации демократических процессов. Некоторые исследователи предполагают, что в рамках интернет-коммуникаций возможно сформировать принципиально новую форму социально-политической организации общества. Так, Дж. П. Барлоу убежден, что виртуальное пространство Интернета является основой качественно иного общества, в котором восторжествуют действительная свобода и прямая демократия [1]. Интернет-коммуникации позволяют рядовым акторам интернет-сообщества обнародовать свою точку зрения по любым политическим вопросам без цензуры и каких бы то ни было ограничений. Во всемирной паутине формируется свободный, независимый и главное многосторонний дискурс по любым социально-значимым вопросам. Это, по мнению ряда исследователей, позволяет воплощать в жизнь элементы народовластия. Таким образом, политические интернет-коммуникации способствуют эффективной взаимосвязи власти и общества.

Самое главное, что обозначенные тенденции властью не только были услышаны, но и взяты на вооружение. Так В.В. Путин в своей статье «Демо-

кратия и качество государства», говоря о новых механизмах участия граждан, подчеркивает необходимость реагировать на запросы общества, которые все более усложняются и в условиях "информационного века" - приобретают качественно новые черты. Как отмечает В.В. Путин: «Огромное, постоянно возрастающее число российских граждан уже привыкло получать информацию мгновенно, "нажатием кнопки"... А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и "обратной связи"» [2]. Далее, в частности, отмечено: «Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их расшить» [2].

Важной составляющей позитивного потенциала Интернет-коммуникаций является и возможность решить ряд проблем, стоящих перед органами исполнительной и законодательной власти. Современная Россия испытывает колоссальные проблемы с коррупцией в органах власти, которая создает прямые препятствия для нормальной деятельности политических институтов, экономического и культурного развития общества. Коррумпированные чиновники находятся под влиянием коммерческих и даже криминальных сообществ, тогда как рядовое население лишено возможности влиять на принимаемые решения. В этом контексте Интернет-коммуникации становятся одним из важных средств, позволяющих обеспечить прозрачность деятельности органов власти, а также ускорить процесс обратной связи между государственными органами власти и управления и общественностью. При введении в управленческую практику Интернет-технологий уменьшится возможность для чиновников брать взятки, а заинтересованных лиц - их давать, что будет способствовать минимизации коррупции в структурах власти и, в конечном итоге, декриминализации российского общества. Следует перенять позитивный опыт государств, в которых развиваются различные модели «электронного правительства». В первую очередь, это Сингапур и Япония, где достаточно активно развивается практика использования электронных средств коммуникаций для улучшения деятельности правительственных структур.

Так, в Японии еще в 2001 г. была введена стратегия компьютеризации управленческих структур. «Основной задачей электронного правительства Японии стало обеспечение нового способа осуществления административных функций посредством информационных сетей, обеспечивающих работу национальных и муниципальных учреждений в режиме «он-лайн» в надлежащем объеме, с полным контролем за поступающей и проходящей информацией. Все транзакции должны были осуществляться в режиме реального вре-

мени как между правительственными учреждениями, так и между правительством и гражданами или фирмами» [3].

С развитием информационно-коммуникационных (сетевых) технологий начался новый этап развития демократии. Теперь, используя современные технологии связи (с помощью сервиса моментальных сообщений или интернет-голосования), можно получить реальную возможность вовлечения в процесс принятия значимых политических решений практически всех активных граждан, что создает условия для подлинного и эффективного народного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти.

О целесообразности и необходимости народного контроля специалисты и ученые говорят давно [4], но только развитие и массовое распространение информационно-коммуникационных технологий позволяют качественно и полноценно осуществлять контроль социума за деятельностью органов государственной и муниципальной власти.

Уже сейчас чиновники обязаны прислушиваться к «гласу народа» при разработке законов и инструкций. Все ведомства, разрабатывающие нормативные документы, обязаны проводить антикоррупционную экспертизу своих проектов, как с помощью самих чиновников, так и при участии независимых экспертов. Каждое министерство (ведомство), разработавшее проект нормативного документа, обязано разместить его на собственном официальном сайте для осуществления общественной экспертизы.

Другой достаточно интересный прецедент использования Интернета для общественного участия в принятии важнейших государственных решений был продемонстрирован в процессе обсуждения проекта федерального закона «О полиции». Проект федерального закона был размещен МВД России 7 августа 2010 года на специально созданном портале (http://zakonoproekt2010.ru/). Поручение разместить проект закона «О полиции» дал тогда Президент России Дмитрий Медведев. Рабочее название документа было «О милиции», однако Медведев предложил переименовать милицию в полицию и разместить готовящийся закон в сети «Интернет» для обсуждения с общественностью. Таким образом, законопроект обсуждали не только представители политических организаций, но и полтора миллиона человек, из которых 33 тысячи дали конкретные отклики, а более 20 тысяч из них были приняты к рассмотрению. В результате, в законе каждая статья была подвергнута уточнению, а 10 статей были фактически переписаны заново [5]. Удачный опыт получил свое развитие, и на суд общественности на специализированном сайте в сети «Интернет» был представлен также проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6].

Прецедент общественного обсуждения законов вызвал широкий резонанс и неоднократно обсуждался в СМИ. Так, вопрос об эффективности «Интернет-демократии» обсуждался с экс-спикером Государственной Думы Российской Федерации Б. Грызловым 15 января 2011 года. Отвечая на вопрос журналиста «Как вам этот эксперимент с Интернет-демократией?»,

Б.Грызлов заметил: «Сейчас этот формат развивается при обсуждение закона об образовании. Этот формат себя оправдал, безусловно. Никакое сообщество экспертов не может заменить миллион жителей России, всегда найдется то, что эксперты вовремя не сообразили, не сопоставили, не пришли к каким-то логическим выводам. У нас народ гениальный, поэтому обязательно мы будем использовать это всенародное обсуждение» [7].

Как можно судить, идеи доминирования непосредственной демократии приобретают второе рождение. Народ, тем самым, может осуществлять политическую власть и реализовывать политическую волю напрямую. Каждый гражданин получает возможность непосредственно участвовать в управлении государством.

В рамках построения открытого информационного общества значимыми являются проекты трансляции в сети «Интернет» актуальных событий. В свое время Д.А. Медведев, занимая пост Президента Российской Федерации, одобрил идею транслировать заседания Госдумы напрямую через интернет. Несмотря на тот факт, что идею первый заместитель председателя ЦК КПРФ И. Мельников высказал еще 12 мая 2009 года, реализация данного проекта ждет своего часа [8].

Заметим, что при реализации указанного проекта более половины россиян получат возможность не только наблюдать за процессом законотворчества, но и писать в интернет-дневники и блоги своим депутатам, лидерам политических партий и чиновникам высшего звена. Востребованной в процессе модернизации демократических процедур является и возможность обратной связи пользователей информационно-коммуникационной сети с представителями политических элит. Так, например, бывший Председатель Совета Федерации РФ, а ныне руководитель политической партии С.М. Миронов на протяжении многих лет практически ежедневно пишет отчет в интернет-дневнике и доступен для пользователей портала «Одноклассники», где регулярно публикует фотографии и новые информационные заметки. Заметим, что одним из наиболее активных пользователей «живых журналов», является Д.А. Медведев, который не только знакомится с политическими интернет-коннотациями, но и нередко реагирует на них, как в сети «Интернет», так и в реальной жизни, выступая на различных мероприятиях, либо принимая определенные политические решения с учетом «он-лайн» дискуссий на основе интернет-коммуникаций.

Считаем целесообразным заметить, что на пресс-конференции 11 мая 2011 года в Московской школе управления «Сколково» Д.А. Медведев заявил: «Мне, как президенту, повезло, потому что я получаю информацию не только из дайджестов, которые заботливыми руками делает администрация президента, за что ей спасибо, но и непосредственно от людей через Сеть, через блоги, через Твиттер, через любые другие ресурсы. И, как вы знаете, там режут правду-матку. До меня этого никто не смотрел, потому я уверен, что я не оторвался от «земли», и в этом смысле это мне не грозит. И я считаю, что так должен будет поступать любой другой руководитель, который придет

после меня, потому что таковы законы информационной жизни в сегодняшнем мире» [9, с. 4].

Сеть «Интернет» действительно позволяет гражданам открыто высказывать свое мнение и обеспечивает мгновенное распространение политических коннотаций среди интернет-сообщества, что способствует получению оперативной картины политической дискуссии руководителями государства. Возможность прямой коммуникации практически всех членов интернет-сообщества с представителями власти открывает новые перспективы для функционирования демократии. Об эффективности подобного общения говорил Президент РФ и на встрече с ведущими российскими и зарубежными политологами: «Я некоторое время назад ввёл такую систему общения, когда люди могут написать на мой президентский сайт любое обращение, если оно имеет хоть какой-то гран содержания. Это обращение, естественно в автоматическом режиме, рассылается по тем структурам и ведомствам, которые отвечают за этот вопрос. И, зачастую, происходит так, что обращением на информационный сайт Президента начинают грозить чиновникам, а чиновники на это начинают реагировать. То есть написать, таким образом, Президенту -это уже определённая коммуникация, которая может иметь последствия. Да, не всегда, конечно, после этого вопрос разрешается по существу. Но это совсем другая коммуникативная форма, и она подчас приносит очень интересные результаты. Поэтому я думаю, нас ждёт очень интересное будущее, и демократия будет приобретать новые формы, но от этого не станет менее актуальной» [10].

Примечательно, что уже в качестве Председателя Правительства Д.А. Медведев продолжил активно пропагандировать развитие интернет-демократии и в ноябре 2012 года предложил создать механизм электронной демократии, который позволит аккумулировать инициативы граждан, высказанные путем интернет-коммуникаций и претворять их в жизнь [11].

Позиция высшей политической элиты России подтверждает целесообразность нововведений, продиктованных информатизацией общества, и позволяет говорить об инновационном аспекте развития демократических форм участия граждан в политической жизни общества. Как справедливо утверждает М. С. Вершинин: «.Анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных направлений политической теории. Современные информационные технологии изменяют не только форму осуществления демократических процедур, но с их внедрением меняется и сама суть развития социальных процессов» [12, с. 81].

На наш взгляд, новые технологии интернет-коммуникации выводят демократию на более высокий качественный уровень, предоставляя не только возможность для обмена информацией и прямого доступа к ней, но и резко сужая возможности существования авторитарных режимов правления.

Станислав Турунок справедливо напоминает, что: «открытие новой эры предсказывались учеными (футурологами) с 60-х годов прошлого столетия. Новые информационные технологии позволили развивать новые формы

коммуникации. Если изобретение письменности обеспечило регулярность и преемственность общения и накопления знаний, книгопечатание способствовало его широкому распространению, радиосвязь способствовала моментальной передаче данных, а телефон позволил сделать эту передачу двухсторонней связью, телевидение в свою очередь позволило создать визуальный образ, распространяемый массовому зрителю, сетевые компьютерные коммуникации представляют собой очередное фундаментальное, качественное изменение в самом способе человеческого общения, позволяющее использовать все былые достижения вкупе с новыми возможностями многосторонней коммуникации» [13].

Открытые публичные дебаты, продолжает С. Турунок «(многосторонняя коммуникация) - это демократический синтез диалоговых и моноло-говых форм коммуникации. Смысл многосторонней коммуникации в том, что каждый индивид, получающий информацию посредством того или иного канала, в равной мере способен принять участие в полном и идентичном контексте общественной дискуссии, имеет возможность слышать и быть услышанным. Виртуальное пространство компьютерных сетей, таким образом, открывает уникальные возможности, способные придать новое качество демократическому политическому процессу» [13].

Идея Сети как публичного пространства и форума для политических дискуссий легла в основу многочисленных рассуждений о «е-демократии». Представление о публичной сфере как о форуме, где можно вести коммуникативно-рациональный диалог, свободный от идеологии, нашла одного из наиболее влиятельных сторонников в лице философа Юргена Хабермаса. Хотя среди исследователей до сих пор идут споры о роли и месте сетевых технологий в политике, все большее число авторов говорит о «ключевой» роли сети во всевозможных цветных революциях и свержении авторитарных и тоталитарных режимов. Построение демократии в современном мире неразрывно связанно с применением сети «Интернет», и с этим уже трудно спорить.

Более двух десятилетий назад Р. Даль особо отмечал, что информационно-коммуникационные технологии играют основную роль в формировании «передового демократического общества, в котором политические решения опираются на мнения и суждения народа» [14, с. 339]. Это еще более актуально сегодня.

В последние годы развитию демократии способствуют интернет-коммуникации в «блогосфере». Пользователи сети «Интернет» стали активными акторами политических событий, благодаря массовому распространению «веб-блогов». Блогеры все активнее влияют на политические процессы в Российской Федерации, во многом благодаря политическим коннотациям, содержащимся в блогосфере. Если раньше публикации в блогах мало кто читал, то в современных реалиях они перепечатываются СМИ, обсуждаются на форумах и размещаются в рейтингах на специализированных порталах. Таким образом, метко подмеченные нюансы политически значимых явлений

быстро находят общественный резонанс и вынуждают власть и представителей политической и административной элиты страны реагировать на политические коннотации размещенных в блогах сообщений.

Говоря о демократии без границ, Б. В. Макаров утверждает, что процесс формирования демократического общественного мнения включает два элемента: во-первых, доступ к информации, во-вторых, способность ее анализировать и принимать решение [15]. Очевидно, что «Интернет» обеспечивает неслыханный прежде доступ к информации и расширяет возможности коммуникации. Возникает идея виртуального общества, которое благодаря сети «Интернет» способно преодолеть традиционный иерархизм реальной власти.

Примечательно, что в заключительной части своего известного исследования Мануэль Кастельс прогнозирует понижение статуса государства в информационную эпоху: «Оно (государство - Г. А.), множится в форме местных и региональных правительств, которые покрывают мир мозаикой своих проектов, создают свои электораты и ведут переговоры с национальными правительствами, мультинациональными корпорациями и международными агентствами» [16, с. 509]. Эра глобализации экономики, по мнению Кастельса ведет к локализации политики; и то, чего недостает местным и региональным правительствам во власти и ресурсах, они восполняют гибкостью и сетевой деятельностью. «Что же касается людей, - замечает Кастельс, - они есть и будут все более и более удалены от коридоров власти и разочарованы в разрушающихся институтах гражданского общества. Они будут все более индивидуальны в своем труде и жизни, конструируя собственный смысл на основе своего опыта и, если они удачливы, реконструируя свою семью - их скалу в этом бурлящем океане неизвестных течений и неконтролируемых сетей» [16, с. 509].

Столь объемная цитата приведена не для того, чтобы солидаризироваться с позицией «маститого» ученого. Полагаем, что имеет право на существование и противоположная парадигма, обоснование которой предложено далее.

Нелишне здесь упомянуть, что еще в 50-х годах прошлого века российский ученый - футуролог И.А. Ефремов доказывал, что существенным механизмом управления делами грядущей земной цивилизации будет так называемый «Контроль Чести и Права», а также и то, что в будущем не будет ни простонародья, ни толпы, ни правителей, а в качестве главного закона будет признаваться лишь желание человечества, выраженное через суммирование мнений посредством точных машин» [17, с. 231, 235; 18, с. 95].

Своеобразным индикатором оправданности предвидения отечественного мыслителя явился феномен «цепной реакции» (то, что в атомной энергетике называют также «триггерной» реакцией) развития интернет- сообщества. Последнее характеризуется и как электронное, или виртуальное, и как информационное (сетевое) общество.

Одним из ярчайших исследователей демократии является немецкий политолог Р. Михельс. В своем труде «Социология политической партии в условиях демократии», он обосновал анализ политической элиты положением о том, что «общество не может существовать без господствующего или политического класса, хотя элементы его подвергаются обновлению», и что наличие третьего класса - «постоянно действующий фактор социальной эволюции» [19, с. 340]. Исследуя политические элиты, Р. Михельс не мог обойти вниманием элиты политических партий, которые, по его мнению, очень быстро превращаются из руководителей партийной организации в вождей -властителей, забывших, что в первую очередь они служат народу.

Главный довод исследований Михельса заключается в том, что неолигархическое управление большими организациями невозможно технически. Но ведь технические препятствия рано или поздно могут быть преодолены. Михельс не был знаком с возможностями современных (и будущих) ЭВМ. Возможна ли демократия и неолигархическое управление большими организациями, если технические препятствия для этого преодолены, если существует развитая система прямой и обратной связи между руководителями и членами больших организаций - проблема, которая еще ждет своего решения [20, с. 38]. Однако сегодня, по нашему убеждению, настает именно то время, когда проявляются и закрепляются ростки нового разрешения этой проблемы.

Конечно, переход к неолигархическому управлению на государственном уровне не может быть мгновенным, но решительные шаги по организации участия рядовых граждан в государственном управлении наблюдаются во всем цивилизованном мире. Важной особенностью участия граждан в государственном управлении служит контроль со стороны граждан за принятием политически значимых решений, о проявлениях которого мы говорили выше.

Отдельного внимания заслуживает деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в «виртуальном пространстве». Помимо того, что ее интернет-ресурс является очень информативным, на нем постоянно обновляются обращения Председателя ЦИК России В.Е. Чурова к пользователям интернет-сайта ЦИК России. В период проведения избирательных компаний на сайте базируется вся необходимая гражданам информация, включая всевозможные статистические выкладки.

Основным элементом народовластия в современном обществе является институт выборов, модернизация которого является ключевым звеном в процессе построения общества нового типа.

Во всем цивилизованном мире активно ведутся эксперименты по проведению выборов через всемирную сеть «Интернет». Даже в традиционно консервативной Великобритании правительство лейбористов не жалеет денег на проведение интерактивных выборов, затраты на которые обходятся королевской казне в десятки миллионов фунтов. Причем многие британские

политики утверждают, что "е-уой^" (голосование через Интернет) - это демократия будущего.

Не отстает от мировых процессов и Россия. «Интернет» уже сегодня, активно используется и для гражданского контроля за проведением избирательных компаний. Так в пункте 9 статьи 80 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» записано следующее: «Введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах Президента Российской Федерации, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети "Интернет") в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации» [21].

Публикация в сети «Интернет» (на сайте ЦИК РФ) информации о предварительных и об окончательных итогах голосования позволяет не только оперативно информировать граждан о подсчете голосов, но и обеспечивает эффективный механизм гражданского контроля за проведением подсчета голосов избирателей. Это делает выборы более прозрачными и открытыми для общественности.

В идеале развитие сетевых технологий должно способствовать эффективному осуществлению народовластия в государствах с развитой сетевой инфраструктурой, что в свою очередь будет способствовать консолидации общества и развитию гражданских прав и свобод.

Таким образом, становится очевиден тот факт, что сетевая политика (то есть политика, осуществляемая благодаря использованию информационно-коммуникационных сетей общего пользования (преимущественно сети «Интернет»)) способствует развитию инклюзивной политической системы (т.е. политической системы, при которой население может быть включено в политическую жизнь посредством различных форм политического участия). Это, безусловно, сказывается и на консолидации общества, различные сообщества с легкостью распространяют свои идеи, находят сторонников и единомышленников.

Это имел в виду и В.В. Путин, когда в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ в апреле 2007 г. отметил, что стремительное расширение национального информационного пространства оказывает благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур.

В июле 2010 года, отвечая на вопросы участников конференции, спросивших, что надо делать для того, чтобы пресечь коррупцию в регионе. В.В. Путин ответил: «Что делать? Вешать надо, наверное! Но это не наши методы. Нужно сделать абсолютно прозрачными расходы: здесь нечего скрывать, надо открывать федеральный бюджет. Когда неправильно расходуются бюджетные средства, надо сразу вывешивать в интернет. Люди должны знать, сколько и на что тратят соответствующие структуры власти народных

денег. Что такое бюджет? Это народные деньги. Надо идти по направлению усиления деятельности правоохранительных органов, потому что очень важно создать условия общественного неприятия коррупции» [22] (подчеркнуто мною - Г.А.).

Подобный народный контроль за расходами бюджетных средств предлагался неоднократно, и не только политическими деятелями, но и отечественными учеными. Однако впервые на таком высоком уровне публикация в интернете злоупотреблений рассматривается как основной метод борьбы с этими злоупотреблениями. Очевидно, политическая элита России уже осознала весь потенциал влияния глобальной сети интернет на умы социума.

Д. Медведев на встрече с активом «Единой России» 28 мая 2010 года подчеркнул: «Я абсолютно уверен, думаю, вы со мной тоже согласитесь, что грядёт эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой, при помощи интернета. Мы все привыкли к тому, что классически, ещё когда я в университете учился, мы рассматривали так называемую представительную демократию как высшую форму демократии, потому что есть депутаты, они представляют волю народа, они грамотные люди, действительно мотивированные на депутатский труд. Но народ, он же не очень опытный, и когда демократия осуществляется прямо и непосредственно, как во времена вече, проходят самые абсурдные решения, поэтому представительная демократия лучше всего. Это устаревшее представление. С учётом того, какой уровень образования у наших граждан и вообще в мире, я абсолютно уверен, что элементы прямой демократии, не только обсуждение животрепещущих вопросов, не только социологии, не только просто дискуссии в блогах, а именно прямой демократии, они будут появляться в нашей жизни. Это, конечно, будет зависеть от того, насколько точно будет верифицироваться воля вплоть до элементарного электронного голосования. Но это достижимо, это сегодня уже можно делать, а что говорить о будущем. Поэтому уверен, что в будущем - и политикам нужно к этому готовиться - количество такого рода демократических институтов будет увеличиваться, а это усложняет работу политиков, потому что одно дело просто так мозги пудрить, а другое дело, когда это связано с прямым волеизъявлением избирателей» [23].

Заметим, что обозначенная тема в персональном блоге [24] Д.А. Медведева вызвала оживленную дискуссию, собрав более 300 комментариев.

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что сетевые технологии уже сегодня активно функционируют не только в системе политического и государственного управления, но и в избирательном процессе. Интернет-сообщество получает невиданные ранее возможности для развития демократии и прежде всего непосредственной демократии. В ходе реализации интернет-технологий широкие слои населения, так же как и отдельно взятая личность, получают возможности высказывать свои мнения по политически значимым инициативам, равно как и непосредственно участвовать в процессе принятия политически значимых решений, что позволяет го-

ворить о новом способе обеспечения непосредственной (прямой) демократии, т.н. «электронной («е») демократии».

В заключение можно сделать следующие выводы. Сетевые технологии сегодня успешно функционируют в системе политического и государственного управления. Интернет-сообщество получает невиданные ранее возможности для развития демократии и прежде всего непосредственной демократии.

Благодаря электронным средствам массовой информации создаются обширные возможности для огласки фактов коррупции и противоправного поведения чиновников, общество получает возможность наблюдать и открыто критиковать те действия представителей власти, которые идут вразрез с общественными интересами. В частности, благодаря Интернету, рядовые граждане все активнее вовлекаются в политический процесс, что позволяет совершенствовать деятельность общественных организаций и повышает их влияние в общегосударственном масштабе. На основе интернет-коммуникации любой активный актор интернет-сообщества способен в кратчайшие сроки войти в число политических контр-элит. Таким образом, Интернет-коммуникации выступают важным средством демократизации политической системы современного российского общества, что обусловливает необходимость более внимательного отношения к ним со стороны органов власти и политических партий. В современных условиях Интернет уже не только средство агитации и пропаганды, коммуникации с гражданами, но и особое виртуальное пространство, в которое могут в будущем переместиться многие политические институты современного общества.

Литература

1. Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 20 декабря. Доступ: http://www. eidos.ru/journal/1999/ 1220 свободный.

2. Путин В.В. Демократия и качество государства. Газета "Коммерсантъ", №20/П (4805), 06.02.2012

3. Перевозкин Ю. Электронное правительство. Часть 1: что, где, почем? // http://pc.uz/publish/doc/text38817_elektronnoe_ pravitelstvo_chast_i_ chto_gde_pochem

4. Акопов Л.В. Государство, подконтрольное народу: (политико-правовая ретроспекция). Ростов-на-Дону: «Полиграф».1994.

5. Подобные цифры озвучил в своем интервью в программе «Вести» Борис Грызлов 15.01.2011. 20:40

6. http://zakonoproekt2011.ru/edu/01 -12-2010

7. Грызлов: в деле Ходорковского нет политической подоплеки. Вес-ти+ 15.01.2011 20:40. [Электронный ресурс]. http://www.vesti.ru/doc.html?id=420759

8. Медведев поддержал идею транслировать заседания Госдумы через интернет. РИА Новости. [Электронный ресурс]. http://www.rian.ru/politics/20090512/170854591.html

9. Симметричные ответы. Российская газета 19 мая 2011. №106(5482).

10. Встреча с ведущими российскими и зарубежными политологами. Ярославль. 10 сентября 2010. [Электронный ресурс] Доступ: http://www.kremlin.ru/news/8882 свободный.

11. Медведев поручил разработать механизм электронной демократии. Голос России. 9 ноября 2012. [Электронный ресурс] Доступ: http://rus.ruvr.ru/2012_11_09/Medvedev-poruchil-razrabotat-mehanizm-jelektronnoj -demokratii/ свободный.

12. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном общес тве. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001 - С. 81

13. С. Турунок. Интернет и политический процесс. [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.rubricon.ru свободный. Дата обращения: 21.02.2009

14. Dahl R.A. Democracy and its Critics. New Haven, 1989.

15. Макаров Б.В. Демократия и Интернет. // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000 г. -СПб.; 2000.

16. Кастельс Мануэль. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. Пер. с англ. Под науч. ред. проф. О. И Шкаратана М., Государственный университет - высшая школа экономики, 2000.

17. Ефремов И.А. Туманность Андромеды. - М., 1961.

18. Ефремов И.А. Час Быка: Научно-фантастический роман. - 2-е издание. М.: Изд-во МПИ, 1988.

19. Michels R. Political Parties. A Sosioiogical Study of the Oligarchical Tendencies of Modern Demokracy. N. Y. 1962.

20. Ашин Г. К., Понеделков А. В., Игнатов В. Г., Старостин А. М. Основы политической элитологии: Учеб. Пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.

21. Федеральный закон. «О выборах Президента Российской Федерации» // РГ. 16 января 2003 г. No 6 (3120)

22. Путин: Вешать за коррупцию - это не наш метод. 6 июля 2010. Взгляд. [Электронный ресурс]. Доступ: http://vz.ru/news/2010/7/6/416344.html свободный.

23. Альтернативы модернизации страны не существует. 28 мая 2010. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. Доступ: http://президент.рф/news/7885 свободный.

24. Видеоблог Президента РФ: Грядёт эпоха возвращения непосредственной демократии. [Электронный ресурс]. Доступ: http://blog.kremlin.ru/post/81 свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.