Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОНИТОРИНГ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / социально-информационные технологии / профессиональное образование / профессиональный стандарт / образовательный стандарт / профессиональные компетенции / библиотека / библиотечные технологии / monitoring / information technology / library education / library and information activity / library profession / librarian / professional standard / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сладкова Ольга Борисовна, Лопатина Наталья Викторовна

В статье характеризуется технология мониторинга: описываются ее исследовательские качества, перечисляются ее функции, дается определение мониторинга. Рассматривается соответствие технологии мониторинга задачам профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности. Анализируются федеральные образовательные стандарты 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность и 51.04.06 – Библиотечно-информационная деятельность, а также профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Подчеркивается значение надпрофессиональных компетенций и «мягких навыков» для подготовки специалистов, способных решать нестандартные задачи инновационной информационной среды. Установлено, что мониторинг способствует реализации профессиональных компетенций в информационной практике. Описываются комплексные проблемы информационной сферы, которые решаются с помощью технологии мониторинга. Доказывается, что знание приемов и методов мониторинга обогащает исследовательский инструментарий библиотекарей. Обосновывается включение мониторинга в учебные планы подготовки магистров направления «Библиотечно-информационная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES

There are considerated the monitoring technology: there are described monitoring’s qualities, functions and definition. There are described monitoring’s role in context of training 51.03.06 – Library and information activities and standard “Specialist in library and information activities”. There are underline the special role above professional competence and soft-skills in professional training for deciding difficult professional problems. There are determined monitoring’s role in the realization professional competence of information environment. Analysis showed that monitoring is enriched the librarian’s investigation tools. There are base one’s arguments to including monitoring in professional educational program for master’s degree.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

^ Библиотековедение, библиографоведение и книговедение M шу 1

ОНИТОРИНГ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 02+378

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-167-174 О.Б. Сладкова

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: olgasladkova2@mail.ru

Н.В. Лопатина

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: dreitser@yandex.ru

Аннотация. В статье характеризуется технология мониторинга: описываются ее исследовательские качества, перечисляются ее функции, дается определение мониторинга. Рассматривается соответствие технологии мониторинга задачам профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности. Анализируются федеральные образовательные стандарты 51.03.06 -Библиотечно-информационная деятельность и 51.04.06 - Библиотечно-информационная деятельность, а также профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Подчеркивается значение надпрофессиональных компетенций и «мягких навыков» для подготовки специалистов, способных решать нестандартные задачи инновационной информационной среды. Установлено, что мониторинг способствует реализации профессиональных компетенций в информационной практике. Описываются комплексные проблемы информационной сферы, которые решаются с помощью технологии мониторинга. Доказывается, что знание приемов и методов мониторинга обогащает исследовательский инструментарий библиотекарей. Обосновывается включение мониторинга в учебные планы подготовки магистров направления «Библиотечно-информационная деятельность».

Ключевые слова: мониторинг, социально-информационные технологии, профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, профессиональные компетенции, библиотека, библиотечные технологии.

СЛАДКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА - доктор культурологии, профессор кафедры библиотечно-инфор-

мационных наук, Московский государственный институт культуры ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук, Московский государственный институт культуры SLADKOVA OLGA BORISOVNA - DSc in Cultural Studies, Professor at the Department of Library and

Information Sciences, Moscow State Institute of Culture LOPATINA NATALIA VIKTOROVNA - DSc in Pedagogy, Professor, Head of the Department of Library and Information Sciences, Moscow State Institute of Culture

© Сладкова О. Б., Лопатина Н. В., 2024

Для цитирования: Сладкова О. Б., Лопатина Н. В. Мониторинг в структуре профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №2 (118). С. 167-174. Ьйр:/Мо1. огд/10.24412/1997-0803-2024-2118-167-174

MONITORING IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES

Olga B. Sladkova

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: olgasladkova2@mail.ru

Natalia V. Lopatina

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: dreitser@yandex.ru

Abstract. There are considerated the monitoring technology: there are described monitoring's qualities, functions and definition. There are described monitoring's role in context of training 51.03.06 - Library and information activities and standard "Specialist in library and information activities". There are underline the special role above professional competence and soft-skills in professional training for deciding difficult professional problems. There are determined monitoring's role in the realization professional competence of information environment. Analysis showed that monitoring is enriched the librarian's investigation tools. There are base one's arguments to including monitoring in professional educational program for master's degree.

Keywords: monitoring, information technology, library education, library and information activity, library profession, librarian, professional standard, professional competencies.

For citation: Sladkova O. B., Lopatina N. V. Monitoring in the structure of professional training of specialists in library and information activities. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 2 (118), pp. 167-174. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2024-2118-167-174

На протяжении последних тридцати лет мониторинг занимает одно из первых мест среди социально-информационных технологий, используемых в обществе. Проведение мониторинговых исследований включено в государственные задания научно-исследовательских организаций и структур государственного управления, выступает ключевым направлением деятельности ведущих игроков информационного рынка, составляет основу информационной инфраструктуры большинства отраслей современной экономики. В практике государственного управления сложились процедуры, которые невозможно осуществить без проведения мониторинга:

аттестация, аккредитация, лицензирование учреждений и организаций, а также индивидуальная оценка труда отдельных работников.

Интерес к этому исследовательскому инструментарию оправдан качеством данных, получаемых в результате мониторинга, а именно: объективность, системность и ин-тегрированность данных. Он обеспечивает непрерывность наблюдения, позволяющую видеть динамику развития объекта; стандартность процедуры, которая повышает качество результатов и снижает влияние человеческого фактора; наглядность (в виде графиков, диаграмм и т. д.), упрощающую восприятие результатов; доказательность (поскольку тех-

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

нология основывается на количественных измерениях); возможность применения в любой предметной области (что подтверждают исследования объектов социокультурной среды). Наконец, благодаря мониторингу происходит диагностика объекта, позволяющая прогнозировать его развитие в будущем. Эти качества реализуются основными функциями мониторинга:

- наблюдения (обеспечивает сбор фактического материала);

- оценки и контроля (критическая и объективная фиксация состояния среды);

- прогностической (постоянное наблюдение позволяет установить тенденции развития);

- управленческой (своевременная фиксация нежелательных характеристик среды и предотвращение развития негативных сценариев).

Специалисты предлагают множество определений мониторинга, подчеркивающих различные его черты и качества в зависимости от конкретных исследовательских задач. Одно из определений, опускающее подробности, дано О. Б. Сладковой: мониторинг рассматривается как «комплексный метод познавательной и предметно-практической деятельности, направленный на непрерывное слежение за состоянием объектов социальной среды по заранее заданным параметрам с целью анализа состояния среды и ее контроля, позволяющего осуществлять эффективное прогнозирование и выработку оптимальных управленческих решений» [1, с. 134; 8].

Исходя из того, что мониторинг основывается на манипулировании информацией (данными, фактами), представляется необходимым знакомить с этой технологией работников информационной сферы, в том числе библиотекарей. Но есть и другие аргументы в пользу включения соответствующих ком-петентностных элементов в основные профессиональные образовательные программы по направлениям подготовки библиотекарей в высшей школе.

Комплексный исследовательский подход, на котором базируется мониторинг, корреспондируется с современными образовательными тенденциями, основывающимися не на запоминании фактов, а на приобретении компетенций, позволяющих решать конкретные проблемы развития сферы профессиональной деятельности посредством выявления и анализа её актуальных характеристик. Готовность к самостоятельному анализу многообразия условий профессиональной деятельности в библиотечной сфере, а также смежных (книжной индустрии, социально-культурной деятельности и т. д.) и обслуживаемых (наука, образование и т. д.) сферах деятельности, выступает ключевым компонентом механизмов профессиональной адаптации. Это соответствует компетентност-ной парадигме федеральных государственных образовательных стандартов, фокусируя библиотечно-информационное образование на подготовку специалистов, воспринимающих мир в его многообразии и взаимозависимости явлений, событий, фактов, для которых не будут неожиданностью реальные проблемы, и которые будут в большей степени подготовлены применить свои знания и умения в проблемных ситуациях, базируясь на ключевых навыках и способностях, заложенных и развитых в вузе.

Цель статьи - обосновать целесообразность освоения студентами, обучающимися по направлениям подготовки 51.03.06 и 51.04.06 - Библиотечно-информационная деятельность, приемам и методам мониторинга в рамках системы высшего образования.

В процессе анализа ФГОС 51.03.06 -Библиотечно-информационная деятельность [10] в рамках поставленной цели было выявлено соответствие технологии мониторинга задачам овладения следующими компетенциями:

УК-1 - «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» [10]: мониторинг выступает методом сбора и анализа данных, позволяя эвристически решать разнообразные

Трудовая функция Трудовое действие Необходимые знания и умения

«Ведение библиотечных сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов» [5] «Мониторинг информационных потребностей пользователей библиотечных сайтов / порталов и сетевых социальных сервисов» [5] Уметь «применять методики изучения и мониторинга потребностей пользователей библиотечных сайтов/порталов и социальных сетей» [5] Знать «основы информационного менеджмента и маркетинга, в том числе интернет-технологий изучения информационных потребностей пользователей библиотеки» [5]

«Комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми ресурсами» [5] «Мониторинг/экспертиза книжного рынка, рынка электронных изданий, сетевых лицензионных и открытых ресурсов с целью моделирования, профилирования и планирования комплектования библиотечных фондов» [5] «Анализировать предложения и ценовую политику книгоиздательского и книготоргового рынков, рынка электронных продуктов, сервисов и услуг» [5]

«Библиотечная исследовательская работа» [5] «Анализ состояния и основных направлений деятельности библиотеки/библиотек, выбор и обоснование актуальности темы библиотечного исследования Обработка и анализ полученных в ходе и/или по результатам исследования данных с целью внедрения его результатов в библиотечную практику Обобщение итогов библиотечного исследования/его части, разработка предложений по развитию библиотечной деятельности на основе полученных данных» [5] Уметь «обобщать итоги библиотечного исследования/его части, разрабатывать предложения по развитию библиотечной деятельности на основе полученных данных». [5] Знать «основы теории и методологии научно-исследовательской деятельности в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения, библиометрии, социологии, возрастной педагогики и прикладной психологии» [5]

«Библиотечная методическая работа» [5] «Анализ состояния и основных направлений деятельности библиотеки/ библиотек» [5] «Мониторинг и диагностика текущей деятельности библиотеки/библиотек» [5] «Подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга и диагностики деятельности библиотеки/ библиотек» [5]

«Уметь анализировать и обобщать информацию об актуальном состоянии и основных направлениях развития библиотечно-информационной деятельности» [5] «осуществлять мониторинг и диагностику библиотечной деятельности, представлять его результаты собирать, обрабатывать и анализировать первичную информацию о библиотечно-информационной деятельности» [5] «готовить аналитические и статистические материалы по результатам мониторинга и диагностики

Таблица 1. Мониторинг профессиональных трудовых действий библиотечно-информационных работников

= Библиотековедение, библиографоведение и книговедение М шу |

Трудовая функция Трудовое действие Необходимые знания и умения

библиотечно-информационной деятельности» [5] «выявлять, анализировать, оценивать и обобщать положительный (передовой, инновационный) опыт библиотек, организовывать его внедрение» [5] Знать «основы государственной политики в сфере культуры, науки и образования, нормативные правовые акты по библиотечно-информационной деятельности, информационной безопасности, защите интеллектуальной собственности и персональных данных» [5]

«Библиотечная проектная деятельность» [5] «Анализ проблемной социокультурной ситуации, требующей разработки и реализации библиотечного проекта» [5] «Мониторинг, контроль и текущая корректировка реализации библиотечного проекта» [5] «Осуществлять анализ проблемной ситуации и поиск информации, необходимой для разработки и реализации библиотечного проекта, направленного на решение задач в сфере социальной, информационной, культурной, просветительской деятельности библиотеки». [5]

Таблица 1. (Окончание) Мониторинг профессиональных трудовых действий библиотечно-информационных работников

универсальные исследовательские и профессиональные задачи. Студенты овладевают количественными методами анализа данных как в рамках трудовых действий, закрепленных за их профессией, так и выходя за их круг.

УК-2 - «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов» [10]: овладение технологией мониторинга предполагает обучение студентов приемам ранжирования фактов и определение их приоритетности, т. е. осмысленному восприятию профессионального предметного поля, структурировать имеющиеся в нем проблемы, находить причинно-следственные связи.

УК-8 - «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов» [10]: студент посредством инструментов мониторинга обучается

предвидеть нежелательные векторы развития объекта наблюдения, получает понимание необходимости своевременного предоставления информации лицам, принимающим управленческие решения во избежание негативных сценариев.

ОПК-1 - «Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике» [10]: мониторинговые процедуры основаны на обращении к данным и знаниям, полученным и накопленным ранее, что поддерживает единую канву социокультурного осмысления проблемы и реализует диалектику преемственности знания.

ОПК-4 - «Способен понимать и готов следовать требованиям профессиональных стандартов и нормам профессиональной этики» [10]: следование стандартам - одно из важнейших качеств мониторинга, которое проявляется в том, что, во-первых, мониторинговое исследование описывается алгоритмом; во-вторых, все исследовательские процедуры соответствуют принятым нормам

и правилам (выбор объекта, установление индикаторов и т. д.); в-третьих, обеспечивается необходимость придерживаться заданной последовательности операций; в-четвертых, все операции подчинены единой цели; в-пятых, мониторинг направлен на решение задач только определенного (практического) типа.

Технологические действия мониторингового содержания проигрывается в ряде трудовых действий, закреплённых в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [5]. Это соответствие можно наблюдать в таблице 1, созданной на основе анализа профессионального стандарта по направлению библиотечно-информационной деятельности [5].

Таблица, представляющая результаты анализа профессионального стандарта, свидетельствует о включенности в библиотечно-информационную практику трудовых действий, реализующих технологии мониторинга и применяющая теоретические знания, на которых она основывается. Это обстоятельство можно считать существенным аргументом для постановки системного изучения мониторинга в ходе программ подготовки библиотекарей как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры.

В Московском государственном институте культуры на уровне бакалаврской подготовки мониторинговый компонент может быть включён в состав следующих профессиональных компетенций, определенных в ОПОП по направлению подготовки 51.03.06 - Библиотечно-информационная деятельность:

ПК-1 - «Способен понимать и применять в практической деятельности теоретические основы, историю, прогнозы развития социальных коммуникаций, библиотечной и информационной сферы» [3]: мониторинг непосредственно связан с развитием социальных коммуникаций, использует современные технологии оперирования информацией и применяет процедуры научного прогнозирования на основе ранжирования, корреляции и экстраполяции данных.

ПК-3 - «Готов к изучению пользователей библиотеки и курированию их информационных и социокультурных практик» [3]: пользователи библиотеки неоднократно являлись объектами мониторинговых исследований. Обучение студентов правилам выбора индикаторов объекта наблюдения может помочь научить корректно формировать читательские категории и, соответственно, более точно удовлетворять их информационные потребности.

ПК-5 - «Готов к работам по формированию, организации и сохранению библиотечного фонда» [3]: работа с документными потоками как социокультурным феноменом высокой степени формализации является идеальным объектом мониторинга. Недаром исторически первыми мониторинговыми исследованиями информационной среды считаются исследования книжного рынка, относящиеся к первой четверти XIX века. Наиболее плодотворно исследования документных потоков проводились на протяжении ХХ века и явились базой развития наукометрии и библиометрии.

В настоящее время в рамках ОПОП по направлению подготовки 51.04.06 -Библиотечно-информационная деятельность, программа (профиль) - Теория и методология информационно-аналитической деятельности в МГИК реализуется преподавание дисциплины «Информационный мониторинг», раскрывающей особенности информационного мониторинга как аналитического инструмента, обучающей организации мониторингового исследования, построению системы индикаторов и показателей, оценке источников мониторинга. Дисциплина включает выполнение проектного задания по проведению мониторингового исследования.

Кроме того, готовность к трудовым действиям, включающим применение технологий мониторинга, входит в педагогические ориентиры следующих дисциплин: «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки», «Организация и управление функциональными

= Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

структурами библиотеки», «Информационно-аналитическое обеспечение образования», «Информационно-аналитическое обеспечение науки», «Информационно-аналитическое обеспечение бизнеса», «Информационно-аналитическое обеспечение политики», «Рынок информационных продуктов и услуг» [12].

Таким образом, общество высоких технологий ставит перед библиотеками нестандартные задачи, требуют от специалистов готовности комплексно и творчески применять знания и навыки, полученные на базовом уровне высшего профессионального образования. В. К. Клюев, Н. В. Лопатина, Н. С. Редькина указывают на важность развития ряда «мягких навыков», помогающих библиотекарям осваивать перспективные информационные технологии, оперировать большими массивами информации, участвовать в исследовании информационной среды как самостоятельно, в качестве библиотекаря-

исследователя, так и в качестве партнеров специалистов, ведущих исследования в различных предметных областях [2; 3; 4; 6].

К таким надпрофессиональным компетенциям можно отнести освоение студентами технологии мониторинга. Мониторинг как метод познавательной и предметно-практической деятельности перспективен для реализации концепции «Библиотека 4.0» [7] -в новых видах аналитики, основанной на инновационных коммуникационных технологиях, поиске и работе с широким спектром информационных ресурсов; в наукометрических и библиометрических исследованиях, сопровождающих развитие научного знания; в реализации управленческой деятельности и т. д. Это определяет целесообразность включения компетенций в области информационного мониторинга в систему педагогических результатов подготовки библиотечных специалистов в бакалавриате и магистратуре.

Список литературы

1. Боровкова Т. И. Мониторинг развития системы образования. Часть 1, 2.: Учебное пособие / Т. И. Бо-ровкова, И. А. Морев. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 150 с.

2. Клюев В. К. Формирование проектных компетенций при двухуровневом вузовском обучении студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» // Научные и технические библиотеки. 2020. № 7. С. 15-28.

3. Лопатина Н. В. Библиотечно-информационное образование: Ориентиры на профессиональную стандартизацию. Бакалавриат / Н. В. Лопатина, Г. А. Алтухова // Вестник МГУКИ. 2021. № 5 (103). С. 156-163.

4. Лопатина Н. В. Информационно-библиотечное образование в условиях перехода на стандарты нового поколения // Научные и технические библиотеки. 2016. № 4. С. 81-90.

5. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/04.016-spetcialist-po-bibliotechno-informatcionnoi-deiatelnosti.html

6. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019. № 68 (6). С. 647-658.

7. Редькина Н. С. Современные тенденции в управлении исследовательскими данными // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2019. № 4. С. 1-7.

8. Сладкова О. Б. Мониторинг образовательной среды: учебное пособие. Москва: ООО "Реарт", 2017. 100 с.

9. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 608-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/fles/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiD vdZZ8AcSNuu.pdf

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 - Библиотечно-информационная деятельность (утверждён приказом Министерства образования и науки от 6 декабря 2017 года № 1182, ред. 08.02.2021). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287594/811e6a3d 4300036ab5a7f218c1fe-cebb337d79b/

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 дек. 2017 г. № 1188. Москва, 2017. 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71744464/.

12. https://www.mgik.org/sveden/files/001358.pdf

*

Поступила в редакцию 01.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.