Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

МОНИТОРИНГ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

Подготовка педагогических кадров

мактабгача ёшдаги болалар жисмоний сифатла-рини ёшга оид асосий ривожланиш конуният-лари аникланди. Югуриш, сакраш натижалари тезкор-куч сифатларини ривожланиш даражаси юкори эканлигини курсатди. Умуман олганда богча буйича болаларнинг зарур жисмоний тайёргарлик даражаси уртача 60,2 % ни ташкил этди.

Адабиётлар:

1. Усманходжаев Т., Мелиев Х., Нуридцинова М., Олимов А., хдмму., Мактабгача таълим муассасаларида жисмоний тарбия. Укув-услубий кул-ланма. "Шодлик нашриёти" 2019 й., 18-34 б.

2. Усманходжаев Т.С., Рахимова З.Ш., Абдуллаев Д.Х,., "Двигательний режим в старшей группе децкого сада"/ услубий кулланма. 8-15 б.

3. Рахматова Д.Н., Холмуродов Л.З., Собирова Л.Б., Мактабгача ва бошлангич таълимда жисмоний тарбия назарияси ва услубияти/ укув

кулланма 18-31 б.

4. Волосникова, Т. В. Управление здоровьем детей в системе физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения / Т. В. Волосникова // Учение записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010.

- № 3 (61)., 26-29 б

5. Здоровье формирующее физическое развитие: развивающие дви-гательние программи для детей 5-6 лет мактабгача таълим муассасалари педагоглари учун кулланма. / И. К. Шилкова, А. С. Большев ва бошкалар научн. ред. М. М. Безруких. - М.: Владос, 2001. - 336 б.

6. Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (мактабгача ёш) : дастурий-услубий кулланма / В. Т. Кудрявцев. - М. Линка-пресс, 2000. -296 б.

7. Программа воспитания и обучения в децком саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова мухар. остида - 6-нашр, - М. Мозаика-синтез, 2009. - 208 б.

8. Рунова, М. Двигательная активность ребенка в децком саду мактабгача таълим муассасалари педагоглари ва педагогика олий укув юртлари талабалари учун кулланма / М. Рунова. - М. Мозаика-Синтез, 2000. - 256 б.

9. Теория и методика физического воспитания и спорта олий укув юртлари талабалари учун укув кулланма / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.

- 3-нашр, стер. - М. Академия, 2004. - 480 б.

УУК (УДК, UDC): 796 :681.518.5

Докторант О.В. ГОНЧАРОВА1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

МОНИТОРИНГ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ

Информация для связи с автором:

оыыттшш ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация

Annotation

В статье рассмотрены современные взгляды на организацию и проведение мониторинга в сфере физической культуры и спорта, в частности в системе подготовки высококвалифицированных и юных спортсменов. В работе представлен проблематический обзор мониторинга многолетней системы подготовки спортсменов, который базируется на трехкомпонентном инновационном подходе в системе спортивной тренировки, что позволит более компетентно и взвешенно осуществлять научно-методические шаги в управлении подготовкой спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: мониторинг, физическая культура, спорт, спортивная тренировка, многолетний процесс, спортсмены, инновационный подход, трехкомпонентная система.

Маколада жисмоний тарбия ва спорт сохдсида, хусусан, юкори малакали ва ёш спортчиларни тайёрлаш тизимида мониторинг ташкил этиш борасидаги замонавий карашлар куриб чикилган. Шунингдек, спортчиларни тайёрлаш тизимида уч компонентли инновацион ёндашувга асослан-ган спортчиларни тайёрлаш тизимининг узок муддатли мониторингини муаммоли куриб чикиш такдим этилади, бу эса спортчиларни тайёрлаш жараёнида машгулотни бошкаришда илмий ва услубий тадбирларни янада малакали ва мувозанатли амалга оширишга имкон беради.

Ключевые слова: мониторинг, жисмоний маданият, спорт, спорт машгулотлари, куп йиллик жараён, спортчилар, инновацион ёндашув, уч компонентли тизим.

The article considers modern views on the organization and conduct of monitoring in the field of physical culture and sports, in particular in the system of training highly qualified and young athletes. The paper presents a problematic review of monitoring the long-term system of training athletes, which is based on a three-component innovative approach to the system of sports training, which will allow more competent and balanced implementation of scientific and methodological steps in the management of training athletes during the training process.

Keywords: monitoring, physical education, sports, sports training, multi-year process, athletes, innovative approach, three-component system.

Введение. Оптимизация современной системы подготовки и стратегия развития инновационных процессов при подготовке спортсменов-членов сборных команд Республики Узбекистан и ближайшего резерва является в настоящее время одной из важнейших задач, и достижению этих наиважнейших задач будет способствовать внедрение системы мониторинга в систему многолетней подготовки спортсменов. Для достижения высшего спортивного мастерства и поддержания его на должном уровне требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, что также возможно только при проведении точного и многофункционального мониторинга. Многолетняя подготовка спортсмена может быть успешно осуществлена лишь при использовании мониторинга с четкой фиксацией

контрольно-нормативных требований для определения физической, технико-тактической, интегральной и других видов подготовки спортсменов.

В настоящее время мировой спорт вступил в период более интенсивного развития. Важнейшее значение наряду с двумя главными компонентами системы спортивной подготовки - соревнованиями и тренировкой - приобретают дополнительные факторы, повышающие их эффективность одним из них является - мониторинг. Подготовка спортсмена высокого класса в большой степени зависит от эффективности системы многолетней подготовки, которую можно определить, как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки спортсменов в котором система мониторинга выходит на главный план.

Педагогический процесс в сфере физической

Подготовка педагогических кадров

культуры и спорта, включающим систему многолетней подготовки спортсменов как высокого класса, так и спортивного резерва всецело опирается на многоуровневую иерархию системы управления тренировочным процессом [2], является чрезвычайно сложноорганизованным явлением, действенное руководство которымвсесторонне зависит от возможности проведения систематического мониторинга. Фундаментом эффективности управления системой подготовки спортсменов считают три основных уровня, позволяющие всецело интегрировать всю систему принимая во внимание четкую иерархическую последовательность возможности совершенствования и определения оптимальных соотношений между управляющими и управляемыми элементами данной системы. Одним из аспектов исследований в предметном направлении является изучение взаимосвязей физических качеств, закономерностей связей её элементов, проявляемых в соревновательных условиях, с техническим мастерством, с состоянием систем организма, средствами и методами реализации конкретного технического действия, с учётом достигнутого уровня физической подготовленности.

Отсюда следует, что изучение проблемы мониторинга в сфере физической культуры и спорта на сей день являются актуальными, до конца не изученными и требуют дальнейших научных исследований.

Цель работы. Раскрыть проблематику и представить значимость разработки единой системы классификации мониторинга в сфере физической культуры и спорта.

Основное изложение материала. Современная подготовка спортсменов высокого класса постепенно переходит от тенденций к увеличению различных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок к их оптимизации. Эффективное планирование и управление подготовкой спортсменов высокого класса требует точного знания допускаемых границ изменения этих нагрузок на различных этапах подготовки, что, в свою очередь, требует от тренеров высокого профессионального мастерства, умения находить оптимальное соотношение между тренировочной работой и восстановлением функциональных возможностей организма, выявления потенциальных сил спортсмена и нахождения наилучших путей для повышения эффективности тренировки.

Дальнейшие исследования по управлению сложным, многофакторным процессом спортивной подготовки требуют достоверной, объективной информации, представляющей собой научное обоснование современной концепции. Научную информацию можно отнести к числу таких предпосылок и элементов управления, без которых оно не может существовать. Мониторинг как бы пронизывает все организационные, научно-методические, медико-биологические, материально-технические, воспитательные связи и отношения,

возникающие в сфере управления подготовкой спортсменов высокого класса. Система научной информации полученной с помощью мониторинга учебно-тренировочной деятельности спортсменов повышает уровень культуры тренеров, соответственно возрастает ответственность в качестве улучшения эффективности подготовки, а также способствует более плодотворной работе других лиц, ответственных за подготовку спортсменов и команд.

Особую роль приобретают исследования по перспективному, долговременному планированию развития спорта высших достижений в нашей стране. Эти исследования должны показать те ключевые проблемы, на которых следует в первую очередь сосредоточить усилия спортивных организаций страны, ученых, ресурсы и средства.

Проблема использования мониторинга в системе управления многолетней спортивной тренировкой является одной из наиболее сложных в спорте и самой востребованной. Ведь не для кого не секрет, что последние десятилетия характеризуются небывалым ростом спортивных достижений и их высокой плотностью на около рекордном уровне, ужесточением соревновательной борьбы на крупнейших межконтинентальных состязаниях, существенным повышением объема и интенсивности нагрузок и т.п. Все это требует конечно, как пересмотра форм и принципов построения спортивной тренировки для оптимизации тренировочного процесса, так и возможности правильной оценки развития двигательных качеств и технико-тактического мастерства спортсменов [1,2,4].

Возникают проблемы большого социального значения. Поскольку спортсмен экстра-класса - уникальный объект для изучения всеобщих закономерностей жизнедеятельности здорового человека и нужны немалые усилия, чтобы «ввести» спортсмена в зону высших достижений, пребывание в которой довольно ограничено по времени, то, видимо, не следуетзабывать и о том, как нужно «выводить» атлета из этой зоны предельных нагрузок и экстремальных условий, всесторонне изучать условия реабилитации, адаптации к обычным условиям, пути переключения на другие виды деятельности. Эти вопросы имеют большое государственное значение и без разработки и внедрения полноценной системы мониторинга здесь уже не обойтись.

Современный спорт, в частности соревновательная деятельность во многих видах спорта, характеризуется быстротечностью технико-тактических действий требующих от спортсмена максимальных мышечных усилий в условиях дефицита времени, поэтому система мониторинга позволяет правильно судить насколько система подготовки была эффективной. Оптимизация тренировочного процесса с использованием инновационных подходов подразумевает целенаправленное достижение запланированного результата с минимальными затратами времени и энергии [3]. Рассмотрим

Подготовка педагогических кадров

предлагаемые этапы инновационного процесса в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов (рис.1).

Как видно из рис.1 мониторинг является одним из базовых этапов инновационного процесса системы подготовки спортсменов. Наряду с ним в этапы инновационного процесса системы подготовки спортсменов высокого класса сопричислены модельные характеристики соревновательной и тренировочной деятельности, разработка технологий, интегрирующих все стороны учебно-тренировочного процесса с различными видами подготовки спортсменов и безусловно, само внедрение результатов инновационной разработки в учебно-тренировочный процесс многолетней системы подготовки спортсменов.

Рис.1. Оптимизация учебно-тренировочного процесса с использованием инновационных этапов системы подготовки высококвалифицированных спортсменов.

За последние годы наблюдается значительное расширение календаря соревнований по всем видам спорта. Соревнования являются основой специфики спорта, в связи с чем их специфическая роль в процессе подготовки спортсмена чрезвычайно высока. Следует отметить, что с ростом квалификации значимость соревнований соответственно увеличивается. Во время соревнований к спортсмену предъявляются требования, вызывающие максимальное специфическое напряжение функциональных систем. Поэтому необходимость повышения эффективности тренировочного процесса не вызывает сомнений, так как дальнейший рост показателей технико-тактического мастерства базируется на потенциале мощности специфической работоспособности спортсмена и осуществимости использования инноваций в системе спортивной подготовки. На рис.2 представлены основные составляющие инновационного процесса подготовки спортсменов высокого класса.

Рис.2 Трехкомпонентный инновационный подход в спортивной подготовке спортсменов

Вопросы построения спортивной тренировки являются предметом интереса целых научных кол-

лективов и ученых различного научного профиля, а также опытных педагогов-тренеров. Конкретно применительно к спорту это означает взаимосвязь теории с практикой путем объединения трех компонентов: интеграция, интерактивность и интермодальность (рис.2). Плодотворность системы многолетней подготовки зависит непосредственно от взаимосвязи современных знаний системы подготовки с использованием современных технических средств с обязательной системой мониторинга для обратной связи и ориентирования на модельные характеристики высококвалифицированных спортсменов. От этих факторов зависит подбор эффективных средств подготовки и распределение их в рамках того или иного этапа (периода, цикла), чтобы достичь требуемого спортивного результата при минимизированном до возможного предела количестве тренировочной работы. Таким образом, объем и интенсивность нагрузки здесь уже выступает в качестве главного критерия оптимизации тренировочного процесса. На модели спорта высших достижений, на многолетнем опыте олимпийской подготовки мы можем много узнать о человеке и прогнозировать его спортивную судьбу. Но предстоит совместными усилиями выработать целую систему гарантий и научно-обоснованных рекомендаций, основанных на результатах мониторинга системы подготовки спортсменов, чтобы избавить их от серьезных патологических явлений, что, к сожалению, не редко бывает, когда спортсмены покидают большой спорт.

Уже долгое время злободневной проблемой современной системы подготовки спортсменов в нынешних условиях является проблема эффективности регулятивного управления такой сложноструктурной алгоритмической системой в связи с отсутствием разработки единой системы классификации мониторинга. Таким образом, организация мониторинга в сфере физической культуры и спорта обусловлена решением рядом следующих проблемных факторов:

• Определение показателей мониторинга;

• Выборка участников мониторинга;

• Периодичность сбора информации мониторинговых данных;

• Определение процедуры оценки выбранных показателей;

• Накоплениеколичественныхданныхиих обработка;

• Разработка и апробирование модели на основе собранного материала мониторинга;

• Принятие управленческих решений с учетом полученных данных;

• Выработка и установление должных норм по различным видам подготовки: ОФП, СФП, ТТП, СД и др. Важно подчеркнуть, что одной из фундаментальных задач системы многолетней подготовки спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности является-комплексный контроль, включающий измерения и оценку различных показателей в микро, мезо

см о см

со га

0 С! СО

1

и макроциклах тренировки с целью определения многогранного уровня подготовленности спортсмена на каждом его этапе охватывающий педагогические, психологические, медико-биологические, физиологические, социологические и др. направления обследования. Таким образом, с целью объективизации управления состоянием спортсмена просто жизненно необходимо применение различных приборов, измерительных устройств, датчиков и др. систем, регистрирующих и анализирующих информацию о работающем спортсмене в минимально короткие временные интервалы с обязательной обратной связью чтобы внести необходимые коррективы в намеченный план учебно-тренировочного процесса [4].

см о см

го га t

0 Q. W

1

Рис.3. Система мониторинга в многолетней системе подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Равно как необходимо отметить об учете возрастных закономерностей развития организма в целом и отдельных функциональных систем и, прежде всего таких факторов, как гетерохронность и сенситивность периодов развития, степень изменчивости и консервативности качеств и свойств в процессе естественного роста и под влиянием направленной тренировки, значение индивидуальных темпов биологического созревания в общей системе спортивной подготовки. Ведущая позиция будет направлена на получение необходимого минимума информации так называемой «обратной связи» о состоянии спортсмена, так как немыслимо говорить об управлении тренировочным процессом без её учета. Поэтому базовое внимание должно быть уделено именно данному фактору в общей системе управления.

В настоящее время динамические исследования современного спорта включают пять существуют видов контролирования признаков и параметров состояний спортсменов: текущий контроль, оперативный контроль, этапные комплексные обследования, углубленные комплексные обследования и обследования соревновательной

Подготовка педагогических кадров

деятельности. Для организации и проведения мониторинга необходимо определить объективные критерии по каждому из перечисленных видов контроля принимая во внимание различные типы состояния занимающихся. Каждый вид контроля осуществляется с помощью всевозможных тестов и нормативных показателей, что подтверждается фактами, свидетельствующими о неодинаковой информативности идентичных тестов при их различном контролировании.

Выводы.

1. Современный спорт высших достижений немыслим без должного научно-методического обеспечения, базирующегося на результатах мониторинга включающих в себя множество контрольно-нормативных требований физической подготовки спортсменов. Внедрение базовой системы мониторинга с учетом контрольно-нормативных требований физической подготовки спортсменов по видам спорта является одним из важнейших факторов, способствующих достижению высокого уровня подготовленности и успешного выступления спортсменов на международных соревнованиях.

2. Резюмируя вышеизложенный материал данной работы необходимо констатировать возросшие тенденции к стремлению объективно оценить воздействие физической нагрузки на организм спортсмена. Вопреки существующему многолетнему значительному теоретическому заделу многих ученых всё ещё не построена единая система классификации мониторинга, не создана единая модель мониторинга двигательной активности в сфере физической культуры в целом и в спорте в частности. Следственно, перспективы грядущих исследований мы связываем разработкой модели мониторинга активной физической деятельности и технологии проведения мониторинга в сфере физической культуры и спорта.

Литература:

1. Гончарова, О. (2020). Organization and conduction monitoring in the field of physical culture and sports. Journal World Science, (8 (60). https://doi. org/10.31435/rsglobal_ws/31102020/7217.

2. Goncharova O. V., Oyxo'jayeva Z. S. (2019) Methodology Improvement Speed-Strength for Young Athletes. International Academy Journal Web of Scholar. 7(37).doi: 10.31435/rsglobal_wos/31072019/6602 https://doi. org/10.31435/rsglobal_wos.

3. Гончарова О.В. Контрольно-нормативные требования физической подготовки спортсменов. Ташкент, 2018. - 320 с.

4. Goncharova O.V. Use of measuring equipment for controlling the status of the athlete for improving the efficiency of the training process. Proceedings of the III Tashkent International Innovation Forum (TIIF - 2017). Т. 2017. C.334-337.

5. Новиков А.А. Основы системы управления подготовки высококвалифицированных спортсменов и её перспективы / Новиков А.А., Васильев Г.Ф., Крупник Е.Я, Караулов С.В., // ProceedingsoftheIIITashkentInternational InnovationForum (TIIF - 2017). Т. 2017. C.176 - 184.

6. Новиков А.А. Повышение спортивных результатов высококвалифицированных спортсменов внедрением инноваций науч.-методического обеспечения / Новиков А.А., Васильев Г.Ф., Крупник Е.Я, Караулов С.В., - М., Теория и практика физической культуры № 3 2017, С. 76 - 78.

7. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.