Научная статья на тему 'Мониторинг социально-экономического развития реорганизованного федерального университета1'

Мониторинг социально-экономического развития реорганизованного федерального университета1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / JOINING / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REORGANIZATION / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGETIC EFFECT / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / АНАЛИЗ / ANALYSIS / КОНТРОЛЬ / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышенко Н.Г.

В статье описывается необходимость создания автономных федеральных университетов в РФ. Создание и функционирование федеральных университетов сопровождается синергетическим эффектом, механизм оценки которого не разработан. Поэтому автором предложено использование общераспространенного инструмента мониторинга, целью которого является повышение качества менеджмента федерального университета, анализ и контроль эффективности их реорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REORGANIZED FEDERAL UNIVERSITY

In the article the need for creation of federal universities of autonomous type for the Russian Federation is described. Creation and functioning of federal universities are accompanied by the synergetic effect the evaluation mechanism of which has not been developed yet. Therefore, the author suggests the use of the most common tool namely monitoring which aims at improvement of the quality of management of the federal university, analysis and monitoring of the effectiveness of their reorganization.

Текст научной работы на тему «Мониторинг социально-экономического развития реорганизованного федерального университета1»

подростков и молодежи, предусматривает значительное усиление образовательного и социализационного потенциала этой сферы. Последнее является новой задачей системы образования («Столичное образование, 2011-2016»).

Ответом и путем преодоления и снятия данных трудностей является открытие на нашем факультете новых образовательных программ подготовки бакалавров «Начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество)» (5 лет) и магистров «Инновационная начальная школа», «Внеурочная деятельность в начальной школе» (2 года).

Впереди большая работа по разработке новых программ и методических материалов, внедрение которых позволит повысить профессиональную компетентность наших выпускников и их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Землянская Е. Н, Дмитриева О. А. Использование технологии тьюторского сопровождения в образовательном пространстве начальной школы полного дня // Вестн. Ун-та управления. 2012. № 18.

2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений Алтайского края в условиях реали-

зации ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.educaltai.ru/files/docs/Metodika. doc (дата обращения 31.03.2013).

3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Покровская основная общеобразовательная школа Ба-евского района Алтайского края» в 2011 г. для 1 класса [Электронный ресурс]. URL: http://www. edu.of.ru/attach/17/ 181433.doc (дата обращения 31.03.2013).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г.).

5. Программа внеурочной деятельности учащихся Муниципального казенного образовательного учреждения Ключевская средняя общеобразовательная школа им. А. П. Бирюкова [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.of.ru/attach/ 17/182964.doc (дата обращения 31.03.2013).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

7. Штильман Н. В. Система подготовки будущих педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕОРГАНИЗОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА1

MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REORGANIZED FEDERAL UNIVERSITY

Н. Г. Малышенко

В статье описывается необходимость создания автономных федеральных университетов в РФ. Создание и функционирование федеральных университетов сопровождается синергетическим эффектом, механизм оценки которого не разработан. Поэтому автором предложено использование общераспространенного инструмента - мониторинга, целью которого является повышение качества менеджмента федерального университета, анализ и контроль эффективности их реорганизации.

N. G. Malyshenko

In the article the need for creation of federal universities of autonomous type for the Russian Federation is described. Creation and functioning of federal universities are accompanied by the synergetic effect the evaluation mechanism of which has not been developed yet. Therefore, the author suggests the use of the most common tool namely monitoring which aims at improvement of the quality of management of the federal university, analysis and monitoring of the effectiveness of their reorganization.

Ключевые слова: мониторинг, присоединение, реорганизация, синергетический эффект, социально-экономическое развитие, анализ, контроль.

Keywords: monitoring, joining, reorganization, synergetic effect, social and economic development, analysis, control.

1 Статья выполнена в рамках проекта «Исследование многоканального механизма финансирования вуза» при поддержке РФФИ.

Создание федеральных университетов в РФ берет начало с 2006 г. Так, первопроходцами явились Южный Федеральный Университет (далее - ЮФУ) и Сибирский Федеральный Университет [1-2]. В 2010-2011 гг. было запущено 6 новых проектов: Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный, Казанский, Северный и Балтийский федеральные университеты, что свидетельствует о формировании их сети. Юридически все федеральные университеты представляют собой некоммерческие организации автономного типа с возможностью осуществления предпринимательской деятельности, конечные результаты которой направляются на достижение их стратегических целей. Стратегической целью концепции создания федеральных университетов в РФ является формирование мировых лидеров в области образования и научной деятельности за счет мероприятий по модернизации, осуществляемых в рамках их программ развития. Проведенный автором анализ программ развития федеральных университетов показал, что ключевым инструментом в достижении указанной выше стратегической цели является реорганизация федеральных университетов в форме присоединения к ним ряда вузов соответствующих регионов. Реорганизованные федеральные университеты должны стать инновационными ядрами своих регионов, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности, развить конкурентоспособный бизнес, отвечающий мировым требованиям [1-2].

При реорганизации федеральных университетов в форме присоединения к ним ряда вузов обеспечивается синергетический эффект, в частности [3]:

Целевые показатели социально-экономического разв

- экономический эффект, состоящий в приращении рыночной стоимости вузов, в увеличении объемов предпринимательской деятельности, в том числе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее -НИОКР), контингента обучающихся, создании инновационно-производственной инфраструктуры, способствующей увеличению количества структур, занимающихся разработкой и реализацией наукоемкой продукции и т. д.;

- социальный эффект, заключающийся в повышении уровня подготовки специалистов за счет применения инновационных технологий в образовании, согласованием интересов и потребностей бизнес-структур, работодателей и университета, снижением риска невостребованности выпускников, формированием новой корпоративной культуры вуза.

Согласно программам развития федеральных университетов (включая планы финансово-хозяйственной деятельности), синергетический эффект определяется достижением целевых показателей, а именно: социальный эффект - в достижении плановых значений показателей успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования; результативности исследовательских и технологических работ; развития кадрового потенциала; международного и национального признания; экономический эффект - в достижении плановых значений показателей предпринимательской деятельности (табл. 1).

В настоящее время первыми федеральными университетами автономного типа не разработан механизм оценки синергетического эффекта, достигнутый за 5 лет

Таблица 1

ия федерального университета после реорганизации

Показатель Единица измерения

Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования

Количество новых образовательных программ, внедренных в учебный процесс Единицы

Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии Проценты

Показатели результативности исследовательских и технологических работ

Количество НИОКР единицы

Количество вновь созданных лабораторий единицы

Количество вновь созданных кафедр единицы

Количество малых инновационных предприятий (МИП) единицы

Количество малых инновационных предприятий (МИП) единицы

Показатели развития кадрового потенциала

Доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников университета проценты

Доля научно-педагогических работников, имеющих научную степень проценты

Численность аспирантов единицы

Показатели международного и национального признания

Место в мировом рейтинге место вузов место

Количество организованных международных мероприятий единицы

Доля иностранных студентов в общем количестве студентов проценты

Показатели экономической и финансовой устойчивости

Общий объем дохода от приносящей доход деятельности (бизнеса) тыс. руб.

Общий объем доходов в форме управления объектами интеллектуальной собственностью тыс. руб.

Доход от бизнеса в форме реализации научных и инновационных проектов тыс. руб.

Доля доходов от бизнеса в общем объеме финансирования университета проценты

Таблица 2

Базовый алгоритм перспективного анализа экономического эффекта

Показатель (этап алгоритма) Расчет

1-й этап — определение ставки дисконтирования WACC для каждого вуза (присоединяемого и реорганизуемого) ск ЗК WACC - .,„, хг„„+, , х (1—Т) х г (СК+ЗЮ ск (CK+3I0 D где WACC — ставка дисконтирования (средневзвешенная стоимость капитала), %; СК — собственный капитал компании; ЗК — величина заемного капитала; Т — ставка налога на прибыль; rD — цена заемного капитала; гСК — цена собственного капитала, рассчитываемая по методике CAPM — "capital asset price model": гСК = rf + BCK x (rm — rf ), где rm — безрисковая ставка процента; (rm — rf ) — премия за риск; ВСК — коэффициент систематического риска без учета влияния финансового рычага (ВСК = В / [1+ЗК/СК х (1—Т)], где В — коэффициент систематического риска).

2-й этап — дисконтирование денежных потоков вузов на прогнозируемый период (БСРп), который, как правило, составляет 5 лет CFc DCF - -CF xPVIFwi„„.. " (1+WACC]11 " WACCn где CFn - денежные потоки в периоде n; PVIFWACCn - фактор текущей стоимости денежного потока, генерируемого в прогнозируемом периоде n, дисконтируемого для определения текущей стоимости вуза (PV) по ставке WACC. При этом CF = N - S - T + D = РЧП + D, где N - выручка от реализации; S - полная себестоимость продукции (работ, услуг); T - налоговые платежи и сборы с прибыли; D -годовая величина начисленной амортизации; РЧП - чистая прибыль

3-й этап — расчет текущей рыночной стоимости вуза по своей ставке WACC п„ . тт т GFH FV - + 1 V, где---текущая стоимость денежных по- (1+WACG)11 (1+WACC)11 токов в течение n прогнозируемых периодов; TV — остаточная стоимость вуза CFLnx (1 + g) * * (TV - - ' гДе CI^Ln — величина денежного потока в последнем прогнозируемом периоде; g — планируемый темп роста стоимости вуза в постпрогнозном периоде)

4-й этап — расчет новой ставки дисконтирования, общей для всех интегрируемых (реорганизуемых) вузов, условно ^^А+В WACC - ' , sr„+. ' х (1-Т) х г А+в (СК+ЗЮ СЕ (СК+ЗК) D При этом Рд+В - ^ , где Рд+В - мера общего систематического риска реорганизованного федерального университета; Рд (В) - мера систематического риска для реорганизуемых вузов A,B; PVA(B) - текущая стоимость вуза A(B)

5-й этап — расчет текущей рыночной стоимости реорганизованного вуза с учетом синергии (РУА+В) PVA+B = £Г=1 DCF(A+B-,n + DTVa+b, где DCF(A+B]n - денежные потоки прпсоедп-няемых вузов и вуза-присоединителя за прогнозируемый период n, дисконтированные по общей ставке WACCa+b; DTVA+B — остаточные стоимости присоединяемых вузов и вуза-присоединителя в последний год прогнозируемого периода n (5 лет), дисконтированные по общей ставке WACCA+B

их функционирования. Поэтому для оценки синергети-ческого эффекта от присоединения вузов в ходе реорганизации федеральных университетов, реализации его плановых показателей (показатели социально-экономического развития) автор предлагает использовать мониторинг, представляющий собой систему повторяющихся и целенаправленных действий по анализу и контролю [4]. Применительно к оценке экономического эффекта методика мониторинга предусматривает перспективный анализ (дисконтирование) и последующий ретроспективный анализ и контроль; для оценки социального эффекта - исключительно ретроспективный («по факту») анализ и контроль.

Базовый алгоритм перспективного анализа экономического эффекта от присоединений вузов основан на методике анализа слияний/поглощений организаций, разработанной профессором Д. А. Ендовицким [5-6], и с учетом специфики вузов выглядит следующим

образом (табл. 2): расчет ставки дисконтирования ^АСС); дисконтирование денежных потоков присоединяемых вузов по ставке WACC (средневзвешенная стоимость капитала или ставка дисконтирования); расчет текущей рыночной стоимости присоединяемого вуза; расчет текущей рыночной стоимости реорганизованного вуза без учета синергии (сумма текущих рыночных стоимостей присоединяемых вузов, определяемых по своей ставке WACC); расчет текущей рыночной стоимости реорганизованного федерального университета с учетом синергии (сумма текущих рыночных стоимостей присоединяемых вузов, определяемых по общей для всех вузов ставке WACC).

В данной статье при перспективном анализе экономического эффекта от присоединения вузов в состав федерального университета в качестве основного автор использует общераспространенный метод дисконтирования денежных потоков (DCF), который базируется на фун-

даментальной теории корпоративных финансов: сегодняшняя стоимость активов вуза - это текущая стоимость денежных потоков, которые будут получены от этих активов в течение их экономической жизни, дисконтированных по определенной ставке, соответствующей рискам этого вуза [РУС = ^, где РУС - текущая стоимость

реорганизованного федерального университета [7].

Рассмотрим указанный выше алгоритм перспективного анализа экономического эффекта от присоединения вузов на примере первого в РФ федерального университета автономного типа ЮФУ, к которому (изначально Ростовский государственный университет (далее - РГУ)) были присоединены в 2006 г. Таганрогский государственный радиотехнический университет (далее - ТТИ), Ростовский государственный педагогический университет (далее - ПИ) и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств (далее - ИАрхИ). В качестве информационной базы автором использованы данные финансовой, налоговой и управленческой отчетности указанных выше вузов [8].

Расчет ставки \WACC в соответствии с данной методикой (табл. 3).

Как видно из данных табл. 3, наибольшая средневзвешенная цена капитала у присоединяемого вуза ПИ, самая низкая у вуза-присоединителя (РГУ). Это объясняется многими причинами, главными из которых являются более высокий риск осуществления предпринимательской деятельности присоединяемыми вузами, отсутствием у них внешнего финансирования (заемного капитала). После определения ставки М/АСС произведем дисконтирование денежных потоков вузов на прогнозируемый период РСРп (табл. 4).

Согласно принятым программам развития реорганизованного федерального университета, ежегодный темп роста вуза после объединения на последующие 5 лет, начиная с 2006 г., составляет 12%, в последующие периоды (2011-2020 гг.) также не менее 12% [9]. Таким образом, корректируя значения, представленные в табл. 4, на прогнозные темпы роста, получаем информацию о величине операционных денежных потоков присоединяемых вузов и вуза-присоединителя в прогнозируемом периоде (табл. 5).

Таблица 3

Исходные данные и результаты расчета WACC

Показатели Условно Присоединяемый вуз РГУ

ТТИ ПИ ИАрхИ

Собственный капитал, тыс. руб. СК 1 500 000 1 500 000 2 000 000 3 933 951

Заемный капитал, тыс. руб. ЗК 0 0 0 638

Суммарный капитал, тыс. руб. СК+ЗК 1 500 000 1 500 000 2 000 000 3 934 589

Ставка налога на прибыль (2006 г.) Т 0,24 0,24 0,24 0,24

Коэффициент систематического риска в 2,24 2,53 2,24 1,80

Коэффициент систематического риска без учета влияния финансового рычага вСК 2,24 2,53 2,24 1,80

Безрисковая ставка процента (ставка рефинансирования) г т 0,12 0,12 0,12 0,12

Премия за риск (г - Г ) х т I ' 0,06 0,06 0,06 0,06

Цена собственного капитала Г СК 0,2544 0,2718 0,2544 0,228

Цена заемного капитала гб 0,28 0,28 0,28 0,28

Средневзвешенная цена капитала WACC 0,2544 0,2718 0,2544 0,228

Таблица 4

Расчет величины денежного потока вузов (по данным 2005 г.)

Показатели Условно Присоединяемый вуз Университет-присоединитель

ТТИ ПИ ИАрхИ РГУ

Выручка от продаж, тыс. руб. N 202 862,00 87 896,00 42 088,00 387 205,00

Себестоимость продаж (включая амортизацию), тыс. руб. 8 160 210,00 52 074,00 20 052,00 278 104,00

Налоги, тыс. руб. Т 21 350,00 19 422,00 5 240,00 53 358,00

Амортизация, тыс. руб. Б 64 084,00 31 244,00 12 031,20 166 862, 40

Чистая прибыль, тыс. руб. РЧП 21 302,00 16 400,00 16 796,00 55 743,00

Операционный денежный поток, тыс. руб. СР 85 386,00 47 644,40 28 827,20 222 605,40

Таблица 5

Операционные денежные потоки вузов в 2006-2010 гг., тыс. руб.

Год Присоединяемый вуз Университет-присоединитель

ТТИ ПИ ИАрхИ РГУ

2006 95 632,32 53 361,73 32 286,46 249 318,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 107 108,20 59 765,14 36 160,84 279 236,22

2008 119 961,18 66 936,96 40 500,14 312 744,57

2009 134 356,52 74 969,40 45 360,16 350 273,92

2010 150 479,30 83 965,73 50 803,38 392 306,79

На основании полученных данных о величине денежных потоков присоединяемых вузов и вуза-присоедини-теля в прогнозируемом периоде (табл. 5) и ставки дисконтирования ^АСС) для каждого вуза рассчитаем текущую рыночную стоимость в каждом прогнозируемом году (табл. 6). При этом отмечаем, что, согласно принятой программе развития, а также оценкам экспертов, планируемый темп роста стоимости вуза в постпрогнозном периоде составляет 12%, то есть д = 12% [8-9]. На основе ука-

Расчет текущих рыночных стоимостей пр!

занных выше данных рассчитаем текущие стоимости присоединяемых вузов, исходя из ставок дисконтирования WACC и вуза присоединителя РГУ, а также текущую стоимость РГУ (табл. 6).

На основании полученных расчетов рыночных стоимостей всех вузов путем их сложения можно определить текущую рыночную стоимость реорганизованного вуза ЮФУ без учета синергии, то есть общей (объединенной) ставки WACC. В результате текущая рыночная стоимость

Таблица 6

>единяемых вузов и вуза-присоединителя

Таганрогский государственный радиотехнический университет (ТТИ)

Показатели, тыс. руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

СЕ 95 632,32 107 108,20 119 961,18 134 356,52 150 479,30

РУ1Е 0,8 0,6400 0,51 0,41 0,33

РУ 76 505,86 68 549,25 61 180,20 55 086,17 49 658,17

ТУ (ё = 12%) — — — 1 253 994,17

Стоимость вуза 1 564 973,82

Ростовский государственный педагогический университет (ПИ)

Показатели, тыс. руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

СЕ 53 361,73 59 765,14 66 936,96 74 969,40 83 965,73

РУ1Е 0,79 0,62 0,49 0,38 0,3

РУ 42 155,77 37 054,39 32 799,11 28 488,37 25 189,72

ТУ (ё = 12%) — — — — 619 510,00

Стоимость вуза 785 197,36

Ростовская государственная академия архитектуры и искусств (ИАрхИ)

Показатели, тыс. руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

СЕ 32 286,46 36 160,84 40 500,14 45 360,16 50 803,38

РУ1Е 0,80 0,64 0,51 0,41 0,33

РУ 25 829,17 23 142,94 20 655,07 18 597,67 16 765,12

ТУ (ё = 12%) — — — — 423 361,50

Стоимость вуза 528 351,47

Ростовский государственный университет (РГУ), ставка дисконтирования - WACC РГУ

Показатели, тыс. руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

СЕ 249 318,05 279 236,22 312 744,57 350 273,92 392 306,79

РУ1Е 0,81 0,66 0,54 0,44 0,35

РУ 201 947,62 184 295,91 168 882,07 154 120,52 137 307,38

ТУ (ё = 12%) — — — — 4 068 156,17

Стоимость вуза 4 914 709,67

Таблица 7

Текущая рыночная стоимость до и после реорганизации

Показатель До присоединения После присоединения

ТТИ ПИ ИАрхИ РГУ ЮФУ

Текущая рыночная стоимость, тыс. руб. 1 564 973,82 785 197,36 528 351,47 4 914 709,67 7 793 232,32

Таблица 8

Расчет единого денежного потока присоединяемых вузов с учетом синергии (темп роста 12%)

Показатели, тыс. руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Выручка от продаж 831 660,00 931 459,20 1 043 234,30 1 168 422,42 1 308 633,11

Себестоимость продаж 500 440,00 560 492,80 627 751,94 703 082,17 787 452,03

Налоги 99 370,00 111 294,40 124 649,73 139 607,70 156 360,62

Амортизация 270 222,00 302 648,64 338 966,48 379 642,46 425 199,56

Чистая прибыль 231 850,00 259 672,00 290 832,64 325 732,56 364 820,47

СР 502 072,00 562 320,64 629 799,12 705 375,01 790 020,01

Таблица 9

Расчет текущей рыночной стоимости бизнеса ЮФУ после реорганизации с учетом синергии (темп роста 12%)

Показатели, тыс. руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

СР 502 072,00 562 320,64 629 799,12 705 375,01 790 020,01

РУ1Р 0,80 0,64 0,51 0,41 0,33

РУ 401 657,60 359 885,21 321 197,55 289 203,75 260 706,60

ТУ (§ =12%) — — — — 6 859 598,16

Стоимость вуза 8 492 248,87

ЮФУ, без учета синергии, составила 7 793 232,32 руб. (табл. 7). На основании данных табл. 3 объединенная (с учетом синергии) ставка WACC составила 0,2489. С учетом этого рассчитаем рыночную стоимость реорганизованного федерального университета (табл. 8-9).

Путем сопоставления результатов, полученных с учетом синергии (табл. 9) и без учета синергии (табл. 7), видно, что текущая рыночная стоимость реорганизованного федерального вуза ЮФУ в результате применения общей для всех присоединяемых вузов ставки дисконтирования WACC увеличилась на 699 016,55 млн руб. После проведения перспективного анализа присоединения вузов целесообразно провести ретроспективный анализ, в частности, указать фактически полученные результаты деятельности ЮФУ в 2010 г. и сравнить их с данными перспективного анализа. Так, по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности текущая рыночная стоимость реорганизованного федерального университета по итогам 2010 г. составила 8 483 469,00 тыс. руб. [10], при этом по данным проведенного автором перспективного анализа - 8 492 248,87 тыс. руб. Соответственно, совпадение данных перспективного анализа с ретроспективным составляет 99,9%, что свидетельствует о достижении реорганизованным федеральным университетом достигнутых показателей экономического эффекта, и в частности финансовой и экономической устойчивости. Проведя перспективный анализ экономического эффекта (составляющей синергетического эффекта), необходимо также проанализировать и сравнить достигнутые за 5 лет показатели социального эффекта. Результаты данного анализа приведены в табл. 10.

Согласно расчетным данным указанной выше таблицы, из 11 целевых показателей социального эффекта (развития) федерального университета не достигнуты только 2 показателя развития кадрового потенциала, в частности, плановый показатель «доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников университета» недовыполнен на 11%, а «доля научно-педагогических работников, имеющих научную степень», -на 8%. Данный факт свидетельствует о наличии не только «узкого места», но и потенциальных резервов роста кадрового потенциала. В остальном плановые показатели социального развития перевыполнены.

Таким образом, результаты проведенного автором мониторинга социально-экономического развития указывают на то, что в ходе присоединения вузов при реорганизации федерального университета достигнут синерге-тический эффект, в том числе экономический на сумму 699 016,55 млн руб. и социальный, в частности, успешность и конкурентоспособность выросли в среднем на 15% (13%+18%)/2, результативность исследовательских и технологических работ на 13%, международное и национальное признание на 45%.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод не только о достижении автономным федеральным университетом целевых показателей социально-экономического развития, но также о правильности формирования и утверждения программ развития Правительством РФ, эффективности государственной политики в области образования и науки.

Таблица 10

Анализ целевых показателей социального развития (эффекта)

Показатель социального эффекта от присоединения План Факт Отклонение

Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования

Количество новых образовательных программ, внедренных в учебный процесс 190 214 + 13%

Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии 17 20 + 18%

Показатели результативности исследовательских и технологических работ

Количество НИОКР 600 690 + 15%

Количество вновь созданных лабораторий 20 25 +25%

Количество малых инновационных предприятий (МИП) 7 7 0%

Показатели развития кадрового потенциала

Доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников университета 53 47 -11%

Доля научно-педагогических работников имеющих научную степень 51 38 -8%

Численность аспирантов 1200 1241 3

Показатели международного и национального признания

Место в мировом рейтинге место вузов 610 600 + 10 пунктов

Количество организованных международных мероприятий 100 123 +23%

Доля иностранных студентов в общем количестве студентов 0,9 1,5 +67%

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ от 21.10.2009 № 1172 «О создании федеральных университетов в СевероЗападном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах».

2. Распоряжения Правительства РФ от 02.04.2010 № 499-р, № 500-р, № 501-р, № 502-р, № 503-р.

3. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный Федеральный Университет» на 2007-2010 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2006 г. № 1616-р [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu. ru/docs/ufudoc/progSFU_180607.doc (дата обращения 03.10.2013).

4. Гарри П. Хатри. Мониторинг результативности в общественном секторе. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. С. 11-35.

5. Ендовицкий Д. А., Соболева В. Е. Сущность и содержание системы интеграционного (экономического) анализа хозяйствующих субъектов // Аудит и финансовый анализ. 2006. № 4. С. 30-42.

6. Ткаченко Д. И. Учетно-аналитическое обеспечение интеграции предприятий: автореф. дис. канд. экон. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 22 с.

7. Мусуграв Р. А. Общественные финансы в теории и практике. Нью Йорк: МакГроу-Хилл, 1989.

8. Отчеты ректора Южного Федерального Университета за 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г. [Электронный ресурс]. http://sfedu.ru/00_main_2010/main_context. shtml?about/doc#r5 (дата обращения 03.10. 2013).

9. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный Федеральный Университет» на 2011-2021 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2011 г. № 986-р [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu.ru/docs/program_ razv/progr_razv_11-21.pdf (дата обращения 03.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.