Научная статья на тему 'Мониторинг социально-экономического развития реорганизованного федерального университета'

Мониторинг социально-экономического развития реорганизованного федерального университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ / MONITORING / ACCESSION / REORGANIZATION / SYNERGETIC EFFECT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ANALYSIS / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышенко Николай Геннадьевич

В статье описывается необходимость создания федеральных университетов автономного типа в РФ, которая состоит, главным образом, в формировании мировых лидеров в области образования и научной деятельности, создании конкурентоспособного бизнеса. Создание и функционирование федеральных университетов сопровождается синергетическим эффектом, проявляющимся в социально-экономическом развитии университета, в частности, в экономическом и социальном эффектах. В настоящее время в данных университетах не разработан механизм оценки синергетического эффекта, поэтому для его исследования автор использует общераспространенный инструмент мониторинг. Целью мониторинга является повышение качества менеджмента федерального университета, выявление слабых мест и формирование потенциальных резервов роста, методом анализ и контроль ключевых показателей синергетического эффекта (социально-экономического развития). Данный инструмент успешно применен в процессе аудиторской проверки первого в РФ федерального университета автономного типа. Целесообразность применения мониторинга социально-экономического развития первого в РФ федерального университета автономного типа объясняется также необходимостью контроля эффективности их создания. Практические результаты анализа и контроля синергетического эффекта федерального университета свидетельствуют об эффективной государственной социально-экономической политике в области науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REORGANIZED FEDERAL UNIVERSITY

In article need of creation of federal universities of autonomous type for the Russian Federation which consists, mainly, in formation of world leaders in the field of education and scientific activity, creation of competitive business is described. Creation and functioning of federal universities is accompanied by the synergetic effect which is showing in social and economic development of university, in particular, in economic and social effects. Now at these universities the mechanism of an assessment of synergetic effect therefore for its research the author uses the all-widespread tool monitoring isn't developed. The purpose of monitoring is improvement of quality of management of federal university, identification of weak places and formation of potential reserves of growth, a method the analysis and control of key indicators of synergetic effect (social and economic development). This tool is successfully applied in the course of an audit inspection of the Russian Federation's first federal university of autonomous type. Expediency of application of monitoring of social and economic development of the Russian Federation's first federal university of autonomous type is explained also by need of control of efficiency of their creation. Practical results of the analysis and control of synergetic effect of federal university testify to effective state social and economic policy in the field of science and education.

Текст научной работы на тему «Мониторинг социально-экономического развития реорганизованного федерального университета»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-8 УДК 330.3

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕОРГАНИЗОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Малышенко Н.Г.

В статье описывается необходимость создания федеральных университетов автономного типа в РФ, которая состоит, главным образом, в формировании мировых лидеров в области образования и научной деятельности, создании конкурентоспособного бизнеса. Создание и функционирование федеральных университетов сопровождается синергетическим эффектом, проявляющимся в социально -экономическом развитии университета, в частности, в экономическом и социальном эффектах. В настоящее время в данных университетах не разработан механизм оценки синергетического эффекта, поэтому для его исследования автор использует общераспространенный инструмент - мониторинг. Целью мониторинга является повышение качества менеджмента федерального университета, выявление слабых мест и формирование потенциальных резервов роста, методом - анализ и контроль ключевых показателей синергетического эффекта (социально-экономического развития). Данный инструмент успешно применен в процессе аудиторской проверки первого в РФ федерального университета автономного типа. Целесообразность применения мониторинга социально -экономического развития первого в РФ федерального университета автономного типа объясняется также необходимостью контроля эффективности их создания. Практические результаты анализа и контроля синергетического эффекта федерального университета свидетельствуют об эффективной

государственной социально-экономической политике в области науки и образования.

Ключевые слова: мониторинг, присоединение, реорганизация, синергетический эффект, социально-экономическое развитие, анализ, контроль.

MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REORGANIZED FEDERAL UNIVERSITY

Malyshenko N.G.

In article need of creation of federal universities of autonomous type for the Russian Federation which consists, mainly, in formation of world leaders in the field of education and scientific activity, creation of competitive business is described. Creation and functioning of federal universities is accompanied by the synergetic effect which is showing in social and economic development of university, in particular, in economic and social effects. Now at these universities the mechanism of an assessment of synergetic effect therefore for its research the author uses the all-widespread tool - monitoring isn't developed. The purpose of monitoring is improvement of quality of management of federal university, identification of weak places and formation of potential reserves of growth, a method - the analysis and control of key indicators of synergetic effect (social and economic development). This tool is successfully applied in the course of an audit inspection of the Russian Federation's first federal university of autonomous type. Expediency of application of monitoring of social and economic development of the Russian Federation's first federal university of autonomous type is explained also by need of control of efficiency of their creation. Practical results of the analysis and control of synergetic effect of federal university testify to effective state social and economic policy in the field of science and education.

Keywords: monitoring, accession, reorganization, synergetic effect, social and economic development, analysis, control.

Создание федеральных университетов в РФ происходит с 2006 года. Так первопроходцами явились Южный Федеральный Университет (далее - ЮФУ) и Сибирский Федеральный Университет [1;2]. В 2010-2011 гг. было запущено 6 новых проектов: Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный, Казанский, Северный и Балтийский Федеральные Университеты, что свидетельствует о формировании их сети. Юридически все федеральные университеты представляют собой некоммерческие организации автономного типа с возможностью осуществления предпринимательской деятельности, конечные результаты которой направляются на достижение их стратегических целей. Стратегической целью концепции создания федеральных университетов в РФ является формирование мировых лидеров в области образования и научной деятельности за счет мероприятий по модернизации, осуществляемых в рамках их программ развития. Проведенный автором анализ программ развития федеральных университетов показал, что ключевым инструментом в достижении указанной выше стратегической цели является реорганизация федеральных университетов в форме присоединения к ним ряда вузов соответствующих регионов. Реорганизованные федеральные университеты должны стать инновационными ядрами своих регионов, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности, развить конкурентоспособный бизнес, отвечающий мировым требованиям [1;2].

При реорганизации федеральных университетов в форме присоединения к ним ряда вузов обеспечивается синергетический эффект, в частности [3]:

-экономический эффект, состоящий в приращении рыночной стоимости вузов, в увеличении объемов предпринимательской деятельности, в том числе, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), контингента обучающихся, создании инновационно-производственной

инфраструктуры, способствующей увеличению количества структур, занимающихся разработкой и реализацией наукоемкой продукции и т.д.;

-социальный эффект, заключающийся в повышении уровня подготовки специалистов за счет применения инновационных технологий в образовании, согласованием интересов и потребностей бизнес-структур, работодателей и университета, снижением риска невостребованности выпускников, формированием новой корпоративной культуры вуза.

Согласно программам развития федеральных университетов (включая планы финансово-хозяйственной деятельности) синергетический эффект определяется достижением целевых показателей, а именно: социальный эффект - в достижении плановых значений показателей успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования; результативности исследовательских и технологических работ; развития кадрового потенциала; международного и национального признания; экономический эффект - в достижении плановых значений показателей предпринимательской деятельности (табл.1).

В настоящее время первыми федеральными университетами автономного типа не разработан механизм оценки синергетического эффекта, достигнутый за 5 лет их функционирования. Поэтому для оценки синергетического эффекта от присоединения вузов в ходе реорганизации федеральных университетов, реализации его плановых показателей (показатели социально-экономического развития) автор предлагает использовать мониторинг, представляющий собой систему повторяющихся и целенаправленных действий по анализу и контролю [4].Применительно к оценке экономического эффекта, методика мониторинга предусматривает перспективный анализ (дисконтирование) и последующий ретроспективный анализ и контроль; для оценки социального эффекта -исключительно ретроспективный ("по факту") анализ и контроль.

Таблица 1

Целевые показатели социально-экономического развития федерального _университета после реорганизации_

Показатель Единица измерения

Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования

Количество новых образовательных программ, Единиц

внедренных в учебный процесс

Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные Проценты

технологии

Показатели результативности исследовательских и технологических работ

Количество НИОКР Единиц

Количество вновь созданных лабораторий единиц

Количество вновь созданных кафедр единиц

Количество малых инновационных предприятий (МИП) единиц

Количество малых инновационных предприятий (МИП) единиц

Показатели развития кадрового потенциала

Доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников проценты

университета

Доля научно-педагогических работников проценты

имеющих научную степень

Численность аспирантов единиц

Показатели международного и национального признания

Место в мировом рейтинге место вузов место

Количество организованных международных единиц

мероприятий

Доля иностранных студентов в общем количестве проценты

студентов

Показатели экономической и финансовой устойчивости

Общий объем дохода от приносящей доход тыс. руб.

деятельности (бизнеса)

Общий объем доходов в форме управления объектами интеллектуальной собственностью тыс. руб.

Доход от бизнеса в форме реализации научных и тыс. руб.

инновационных проектов

Доля доходов от бизнеса в общем объеме проценты

финансирования университета

Базовый алгоритм перспективного анализа экономического эффекта от присоединений вузов основан на методике анализа слияний/поглощений организаций, разработанной профессором Ендовицким Д.А. [5;6], и с учетом специфики вузов выглядит следующим образом (табл.2): расчет ставки

дисконтирования ('^ЛСС"); дисконтирование денежных потоков присоединяемых вузов по ставке '^ЛСС" (средневзвешенная стоимость капитала или ставка дисконтирования); расчет текущей рыночной стоимости присоединяемого вуза; расчет текущей рыночной стоимости реорганизованного вуза без учета синергии (сумма текущих рыночных стоимостей присоединяемых вузов, определяемых по своей ставке WACC); расчет текущей рыночной стоимости реорганизованного федерального университета с учетом синергии ((сумма текущих рыночных стоимостей присоединяемых вузов, определяемых по общей для всех вузов ставке WACC).

В данной статьи при перспективном анализе экономического эффекта от присоединения вузов в состав федерального университета в качестве основного автор использует общераспространенный метод дисконтирования денежных потоков (DCF), который базируется на фундаментальной теории корпоративных финансов: сегодняшняя стоимость активов вуза- это текущая стоимость денежных потоков, которые будут получены от этих активов в течение их экономической жизни, дисконтированных по определенной ставке, соответствующей рискам этого вуза (РУс= а;1"_1 , где РУс - текущая

стоимость реорганизованного федерального университета [7].

Таблица 2

Базовый алгоритм перспективного анализа экономического эффекта

Показатель (этап алгоритма) Расчет

1 2

1 этап - определение ставки дисконтирования "WACC" для каждого вуза (присоединяемого и реорганизуемого) ск зк WACC=teK+ao х Гск +Сск+зк) *<1-Т)хго, где WACC - ставка дисконтирования (средневзвешенная стоимость капитала), %; СК - собственный капитал компании; ЗК - величина заемного капитала; Т - ставка налога на прибыль; rD - цена заемного капитала; гск - цена собственного капитала, рассчитываемая по методике "CAPM" - "capital asset price model": гСК = rf + pCK x (rm - rf ), где rm - безрисковая ставка процента;^ - rf ) - премия за риск; рсК - коэффициент систематического риска без учета влияния финансового рычага (РСК = в / [1+ЗК/СК х (1-Т)], где в - коэффициент систематического риска).

1 2

2 этап -дисконтирование денежных потоков вузов на прогнозируемый период (DCFn), который, как правило, составляет 5 лет: DCFn ~ ~CFn х PVIFwacc,„ , где CFn- денежные (l+WACC}11 потоки в периоде n; PVIFWACC,n - фактор текущей стоимости денежного потока, генерируемого в прогнозируемом периоде n, дисконтируемого для определения текущей стоимости вуза (PV) по ставке WACC. При этом CF = N - S - T + D = РЧП + D, где N - выручка от реализации; S - полная себестоимость продукции (работ, услуг); T - налоговые платежи и сборы с прибыли; D - годовая величина начисленной амортизации; РЧП - чистая прибыль.

3 этап - расчет текущей рыночной стоимости вуза по своей ставке WACC р\ = , 1 ТЛ, 1де , текущая стоимость денежных потоков в течение п прогнозируемых периодов; TV CFLn х (1+g) - остаточная стоимость вуза (TV = .... _ ^ , где CFLn - величина денежного потока в последнем прогнозируемом периоде; g - планируемый темп роста стоимости вуза в постпрогнозном периоде).

4 этап - расчет новой ставки дисконтирования, общей для всех интегрируемых (реорганизуемых) вузов, условно '^АССа+б" CK зк WACCa+B=[ck+3ö xrCK+i^-x(l-T)xrD, paxpva+pbkpve При этом ра+в - „„ . , где рд+в - мера общего систематического риска реорганизованного федерального университета; ßA (В) - мера систематического риска для реорганизуемых вузов A,B; PVA(B) - текущая стоимость вуза A(B).

5 этап - расчет текущей рыночной стоимости реорганизованного вуза с учетом синергии (РУА+в) PVa+b =Z"=: DCF DTVa+b, где DCF _4_E;. - денежные потоки присоединяемых вузов и вуза присоединителя за прогнозируемый период n, дисконтированные по общей ставке "WACCA+B"; DTVA+B -остаточные стоимости присоединяемых вузов и вуза присоединителя в последний год прогнозируемого периода n (5 лет), дисконтированные по общей ставке "WACCA+B".

Рассмотрим указанный выше алгоритм перспективного анализа экономического эффекта от присоединения вузов на примере первого в РФ федерального университета автономного типа "ЮФУ", к которому ((изначально Ростовский государственный университет (далее - РГУ)) были присоединены в 2006 г. Таганрогский государственный радиотехнический университет (далее - ТТИ), Ростовский государственный педагогический университет (далее - ПИ) и Ростовская государственная академия архитектуры и искусств (далее - ИархИ) В качестве информационной базы автором

использованы данные финансовой, налоговой и управленческой отчетности указанных выше вузов [8].

Расчет ставки WACC в соответствии с данной методикой (табл. 3).

Таблица 3

Исходные данные и результаты расчета WACC_

Показатели Услов но Присоединяемый вуз РГУ

ТТИ ПИ ИАрхИ

Собственный капитал, тыс. руб. СК 1 500 000 1 500 000 2 000 000 3 933 951

Заемный капитал, тыс. руб. ЗК 0 0 0 638

Суммарный капитал, тыс. руб. СК+ЗК 1 500 000 1 500 000 2 000 000 3 934 589

Ставка налога на прибыль, (2006 год) Т 0,24 0,24 0,24 0,24

Коэффициент систематического риска в 2,24 2,53 2,24 1,80

Коэффициент систематического риска без учета влияния финансового рычага Рок 2,24 2,53 2,24 1,80

Безрисковая ставка процента (ставка рефинансирования ) Гт 0,12 0,12 0,12 0,12

Премия за риск (Гт - rf ) 0,06 0,06 0,06 0,06

Цена собственного капитала Гек 0,2544 0,2718 0,2544 0,228

Цена заемного капитала ГБ 0,28 0,28 0,28 0,28

Средневзвешенная цена капитала WACC 0,2544 0,2718 0,2544 0,228

Как видно из данных табл. 3, наибольшая средневзвешенная цена капитала у присоединяемого вуза "ПИ", самая низкая у вуза - присоединителя ("РГУ"). Это объясняется многими причинами, главными из которых являются

более высокий риск осуществления предпринимательской деятельности присоединяемыми вузами, отсутствием у них внешнего финансирования (заемного капитала). После определения ставки WACC произведем дисконтирование денежных потоков вузов на прогнозируемый период "DCFn" (табл. 4).

Таблица 4

Расчет величины денежного потока вузов (по данным 2005 г.)

Показатели Услов Присоединяемый вуз Университет "присоединитель"

но ТТИ ПИ ИАрхИ РГУ

1 2 3 4 5 6

Выручка от

продаж, тыс.

руб N 202 862,00 87896,00 42 088,00 387 205,00

Себестоимост

ь продаж (включая амортизацию) , тыс. руб. S 160 210,00 52 074,00 20 052,00 278 104,00

Налоги, тыс. 19

руб. T 21 350,00 422,00 5 240,00 53 358,00

Амортизация, тыс. руб D 64 084,00 31 244,00 12 031,20 166 862, 40

Чистая

прибыль, тыс. руб. Рчп 21 302,00 16 400,00 16 796,00 55 743,00

Операционны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й денежный поток, тыс. CF 85 386,00 47 644,40 28 827,20 222 605,40

руб.

Согласно принятым программам развития реорганизованного федерального университета ежегодный темп роста вуза после объединения на последующие 5 лет, начиная с 2006 г., составляет 12%, в последующие периоды (2011-2020 гг.) также не менее 12%[9]. Таким образом, корректируя значения, представленные в таблице 4, на прогнозные темпы роста, получаем информацию о величине операционных денежных потоков присоединяемых вузов и вуза-присоединителя в прогнозируемом периоде (табл. 5).

Таблица 5

Операционные денежные потоки вузов в 2006-2010 гг., тыс. руб.

Год Присоединяемый вуз Университет "присоединитель"

ТТИ ПИ ИАрхИ РГУ

2006 95 632,32 53 361,73 32 286,46 249 318,05

2007 107 108,20 59 765,14 36 160,84 279 236,22

2008 119 961,18 66 936,96 40 500,14 312 744,57

2009 134 356,52 74 969,40 45 360,16 350 273,92

2010 150 479,30 83 965,73 50 803,38 392 306,79

На основании полученных данных о величине денежных потоков присоединяемых вузов и вуза-присоединителя в прогнозируемом периоде (табл. 5) и ставки дисконтирования (WACC) для каждого вуза рассчитаем текущую рыночную стоимость в каждом прогнозируемом году (табл. 6) При этом отмечаем, что согласно принятой программе развития, а также оценкам экспертов, планируемый темп роста стоимости вуза в постпрогнозном периоде составляет 12%, т.е. g = 12% [8;9]. На основе указанных выше рассчитаем текущие стоимости присоединяемых вузов на основании их ставок дисконтирования WACC и вуза присоединителя "РГУ", а также текущую стоимость "РГУ" (табл. 6).

На основании полученных расчетов рыночных стоимостей всех вузов, путем их сложения можно определить текущую рыночную стоимость реорганизованного вуза ЮФУ без учета синергии, т.е. общей (объединенной) ставки WACC. В результате, текущая рыночная стоимость ЮФУ, без учета синергии, составила 7 793 232,32 руб. (табл.7). На основании данных табл. 3 объединенная (с учетом синергии) ставка WACC составила "0,2489". С учетом этого рассчитаем рыночную стоимость реорганизованного федерального университета (табл.8-9).

Таблица 6

Расчет текущих рыночных стоимостей присоединяемых вузов и _вуза присоединителя_

Таганрогский государственный радиотехнический университет (ТТИ)

Показатели, тыс. руб 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

95 107 134

CF 632,32 108,20 119 961,18 356,52 150 479,30

PVIF 0,8 0,6400 0,51 0,41 0,33

76 68 55

PV 505,86 549,25 61 180,20 086,17 49 658,17

TV (g = 12%) - - - - 1 253 994,17

Стоимость вуза 1 564 973,82

Ростовский государственный педагогический университет i ПИ)

Показатели, тыс. руб 2006 г. 2007 год 2008 г. 2009 г. 2010 г.

53 59 74

СБ 361,73 765,14 66 936,96 969,40 83 965,73

РУ1Б 0,79 0,62 0,49 0,38 0,3

42 37 28

РУ 155,77 054,39 32 799,11 488,37 25 189,72

ТУ (в = 12%) - - - - 619 510,00

Стоимость вуза 785 197,36

Ростовская госуда ственная академия архитектуры и искусств (ИАрхИ)

Показатели, тыс. руб 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

32 36 45

СБ 286,46 160,84 40 500,14 360,16 50 803,38

РУ1Б 0,80 0,64 0,51 0,41 0,33

25 23 18

РУ 829,17 142,94 20 655,07 597,67 16 765,12

ТУ (в = 12%) - - - - 423 361,50

Стоимость вуза 528 351,47

Ростовский государственный университет WACC "РГУ" (РГУ), ставка дисконтирования -

Показатели, тыс. руб 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

249 279 350

CF 318,05 236,22 312 744,57 273,92 392 306,79

PVIF 0,81 0,66 0,54 0,44 0,35

201 184 154

PV 947,62 295,91 168 882,07 120,52 137 307,38

TV (g = 12%) - - - - 4 068 156,17

Стоимость вуза 4 914 709,67

Таблица 7

Текущая рыночная стоимость до и после реорганизации

Показатель До присоединения После присоединения

ТТИ ПИ ИАрхИ РГУ ЮФУ

Текущая рыночная стоимость, тыс. руб. 1 564 973,82 785 197,36 528 351,47 4 914 709,67 7 793 232,32

Таблица 8

Расчет единого денежного потока присоединяемых вузов

Показатели, тыс.

руб 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Выручка от продаж 831 660,00 931 459,20 1 043 234,30 1 168 422,42 1 308 633,11

Себестоимость

продаж 500 440,00 560 492,80 627 751,94 703 082,17 787 452,03

Налоги 99 370,00 111 294,40 124 649,73 139 607,70 156 360,62

Амортизация 270 222,00 302 648,64 338 966,48 379 642,46 425 199,56

Чистая прибыль 231 850,00 259 672,00 290 832,64 325 732,56 364 820,47

СБ 502 072,00 562 320,64 629 799,12 705 375,01 790 020,01

Таблица 9

Расчет текущей рыночной стоимости бизнеса ЮФУ после реорганизации с учетом синергии (темп роста 12%)

Показатели, тыс. руб 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

CF 502 072,00 562 320,64 629 799,12 705 375,01 790 020,01

PVIF 0,80 0,64 0,51 0,41 0,33

PV 401 657,60 359 885,21 321 197,55 289 203,75 260 706,60

TV (g =12%) - - - - 6 859 598,16

Стоимость вуза 8 492 248,87

Путем сопоставления результатов, полученных с учетом синергии (табл.9) и без учета синергии (табл.7), видно, что текущая рыночная стоимость реорганизованного федерального вуза "ЮФУ" в результате применения общей для всех присоединяемых вузов ставки дисконтирования WACC увеличилась на 699 016,55 млн. руб. После проведения перспективного анализа присоединения вузов целесообразно провести ретроспективный анализ, в частности, указать фактически полученные результаты деятельности "ЮФУ" в 2010 г. и сравнить их с данными перспективного анализа. Так, по данным

финансовой (бухгалтерской) отчетности текущая рыночная стоимость реорганизованного федерального университета по итогам 2010 года составила 8 483 469,00 тыс. руб. [10], при этом по данным проведенного автором перспективного анализа - 8 492 248,87 тыс. руб. Соответственно, совпадение данных перспективного анализа с ретроспективным составляет 99,9%, что свидетельствует о достижении реорганизованным федеральным университетом достигнутых показателей экономического эффекта, и в частности, финансовой и экономической устойчивости. Проведя перспективный анализ экономического эффекта (составляющей синергетического эффекта) необходимо также проанализировать и сравнить достигнутые за 5 лет показатели социального эффекта. Результаты данного анализа приведены в табл. 10.

Таблица 10

Анализ целевых показателей социального развития (эффекта)

Показатель социального эффекта от присоединения План Факт Отклонение

Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования

Количество новых образовательных программ, внедренных в учебный процесс 190 214 +13%

Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии 17 20 +18%

Показатели результативности исследовательских и технологических работ

Количество НИОКР 600 690 +15%

Количество вновь созданных лабораторий 20 25 +25%

Количество малых инновационных предприятий (МИП) 7 7 0%

Показатели развития кадрового потенциала

Доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников университета 53 47 -11%

Доля научно-педагогических работников имеющих научную степень 51 38 -8%

Численность аспирантов 1200 1241 3

Показатели международного и национального признания

Место в мировом рейтинге место вузов 610 600 + 10 пунктов

Количество организованных международных мероприятий 100 123 +23%

Доля иностранных студентов в общем количестве студентов 0,9 1,5 +67%

Согласно расчетным данным указанной выше таблицы из 11 целевых показателей социального эффекта (развития) федерального университета не достигнуты только 2 показателя развития кадрового потенциала, в частности, плановый показатель "доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников университета" не выполнен на 11%, а "доля научно-педагогических работников имеющих научную степень" на 8%. Данный факт свидетельствует не только о наличии "узкого места", но и потенциальных резервов роста кадрового потенциала. В остальном плановые показатели социального развития перевыполнены.

Таким образом, по результатам проведенного автором мониторинга социально-экономического развития следует, что в ходе присоединения вузов при реорганизации федерального университета достигнут синергетический эффект, в том числе, экономический на сумму 699 016,55 млн. руб., и социальный, в частности, успешность и конкурентоспособность выросли в среднем на 15% ((=(13%+18%)/2)), результативность исследовательских и технологических работ на 13%, международное и национальное признание на 45%.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод не только о достижении автономным федеральным университетом целевых показателей социально-экономического развития, но также о правильности формирования и утверждения программ развития Правительством РФ, эффективности государственной политики в области образования и науки.

Статья выполнена в рамках проекта "Исследование многоканального механизма финансирования вуза" при поддержке РФФИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 21.10.2009 № 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах".

2. Распоряжения Правительства РФ от 02.04.2010 № 499-р, № 500-р, № 501-р, № 502-р, № 503-р.

3. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный Федеральный Университет " на 2007-2010 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.11.2006 г. № 1616-р. [Электронный ресурс].URL: http//www. sfedu.ru.

4. Гарри П. Хатри. Мониторинг результативности в общественном секторе. М.: Фонд "Институт экономики города", 2002. С.11-35.

5. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Сущность и содержание системы интеграционного (экономического) анализа хозяйствующих субъектов // Аудит и финансовый анализ. 2006. № 4. С. 30-42.

6. Ткаченко Д.И. Учетно-аналитическое обеспечение интеграции предприятий: Автореф. дис. к. э. н. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 22 с.

7. Мусуграв Р.А. Общественные финансы в теории и практике. Нью-Йорк: МакГроу-Хил1, 1989.

8. Отчеты ректора Южного Федерального Университета за 2006 г., 2007г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012. [Электронный ресурс]. URL: http//www. sfedu.ru.

9. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный Федеральный Университет" на 2011-2021 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2011 № 986-р. [Электронный ресурс]. URL: http//www. sfedu.ru.

References

1. Presidential Decree of 21.10.2009 № 1172 "On creation of federal universities in the North- Western, Volga , Urals and Far Eastern federal districts".

2. Order of the Government of the Russian Federation of 02.04.2010 № 499-p, № 500-p , № 501-p, № 502-p, № 503-p .

3. Development Programme of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Southern Federal University" for 2007-2010, approved. Order of the Government of the Russian Federation of 23.11.2006 № 1616-p. URL: http://www. sfedu.ru.

4. Harry P. Khatri Monitoring rezul'tativnosti v obshchestvennom sektore [Monitoring the effectiveness of the public sector]. Moscow: Foundation "Institute for Urban Economics", 2002. pp. 11-35.

5. Endovitsky D.A., Sobolev V.E. Sushchnost' i soderzhaniye sistemy integratsionnogo (ekonomicheskogo) analiza khozyaystvuyushchikh subyektov [The nature and content of the system integration ( economic ) analysis of business entities]. Audit i finansovyy analiz [Audit and Financial Analysis], no. 4 (2006): 3042.

6. Tkachenko D.I. Uchetno-analiticheskoye obespecheniye integratsii predpriyatiy [Accounting and analytical support for enterprise integration]. Moscow, 2003 . 22 p.

7. Musugrav R.A. Obshchestvennyye finansy v teorii i praktike [Public Finance in Theory and Practice] . NewYork : McGraw - Hill, 1989.

8. Reports of the rector of the Southern Federal University in 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 201 , 2012. http://www. sfedu.ru

9. Programma of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "Southern Federal University" for the years 20112021 , approved. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.06.2011 № 986-p . http://www. sfedu.ru

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Малышенко Николай Геннадьевич, аспирант очного отделения института менеджмента и экономической безопасности

Российский государственный профессионально-педагогический университет ул. Машиностроителей, 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия e-mail: Nikmalish@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Malyshenko Nikolay Gennadevich, full-time graduate student of the Institute of Management and Economic Security

Russian State Vocational Pedagogical University

11, Mashinostroiteley Str., Ekaterinburg, Sverdlovsk region, Russia

e-mail: Nikmalish@mail.ru

Рецензент:

Мокроносов А.Г., д.э.н., проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.