Научная статья на тему 'Мониторинг состояния и развития предприятий пищевой промышленности'

Мониторинг состояния и развития предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушин Ю.В.

Показана динамика количества предприятий пищевой промышленности по ее основным отраслям и объемов производства основных видов продукции; сделан вывод, что последние годы работы для продовольственного комплекса можно считать началом положительной тенденции развития. Однако до сих пор не решен целый ряд проблем, связанных с управлением бизнес-процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of condition and development of food processing industry enterprises

Quantity dynamics of the enterprises of food processing industry on its basic branches and volumes of manufacture of the basic kinds of production is shown; it is drawn a conclusion, that the recent years of works it is possible to consider for food complex as the beginning of the positive tendency of development. However till now a lot of problems connected with management business-processes is not solved

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния и развития предприятий пищевой промышленности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Мониторинг состояния и развития

предприятий пищевой промышленности

Ю.В. Трушин

Председатель Правления ОАО «Россельхозбанк»

Пищевая и перерабатывающая промышленность обладает целым рядом специфических особенностей. Рынок продовольствия характеризуется высокой емкостью и стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным объектом для инвестиций.

Пищевая и перерабатывающая (здесь и далее пишется «пищевая») промышленность России, согласно данным Росстата, включает около 25 отраслей и является одной из важнейших сфер АПК. Как видно из табл. 1, в 2004 г. пищевая промышленность объединяла более 23,3 тыс. организаций, без учета малых предприятий. По сравнению с 1995 г. их количество возросло на 67,6 %, при том наибольшее увеличение отмечается по кондитерской отрасли - почти на 92 %, масло-жировой - на 87, спиртовой - на

67,6 %, макаронной - в 3,5 раза, лике-роводочной - 3,3, безалкогольной -3,9, пищеконцентратной - 3,4 раза. Число предприятий сократилось только в крахмалопаточной отрасли - с 79 до 60, а также сахарной - с 165 до 114.

Анализ данных, характеризующих объемы производства продовольствия по различным отраслям пищевой промышленности в стоимостном измерении, показывает, что, несмотря на снижение значений натуральных показателей, продолжается рост цен, вызвавший субъективное увеличение стоимостных значений. В табл. 2 дана динамика объемов производства основных видов пищевой продукции за период 1995-2004 гг.

После многократного снижения объемов производства различных видов мяса удалось переломить эту тен-

Таблица 1

Динамика количества предприятий пищевой промышленности по основным отраслям

Отрасль промышленности 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. Динамика: 2004 г. к 1995 г., %*

Пищевая в целом 13902 25392 24749 24141 22085 23305 167,6

Сахарная 165 138 121 127 117 114 69,0

Хлебопекарная 4002 6474 6065 5529 5025 5243 131,0

Кондитерская 800 1522 1364 1400 1362 1535 191,9

Макаронная 148 518 541 548 442 518 в 3,5 раза

Масложировая 585 1060 1103 1170 1018 1094 187,0

Спиртовая 108 201 212 233 182 181 167,6

Ликероводочная 171 655 660 684 536 571 в 3,3 раза

Винодельческая 245 439 411 430 384 413 168,6

Пивоваренная 361 636 622 586 501 515 142,6

Безалкогольная 375 1191 1352 1481 1376 1464 в 3,9 раза

Крахмалопаточная 79 75 76 83 64 60 75,9

Плодоовощная 541 747 717 728 627 722 133,5

Пищеконцентратная 111 303 360 342 351 376 в 3,4 раза

Мясная 1963 3613 3455 3205 3041 3117 158,7

Молочная 2054 3072 2963 2834 2665 2705 131,7

Рыбная 1611 3672 3687 3633 3377 3514 в 2,2 раза

Мукомольно-крупяная 605 1824 1819 2330 2075 2086 в 3,4 раза

Комбикормовая 403 521 492 595 521 510 126,6

* Здесь и далее динамика исчисляется отношением величин последнего и начального года.

денцию за исключением выработки баранины. Но в целом результаты, достигнутые к 2003 г., весьма скромные. Так, производство мяса, включая субпродукты 1 категории, составили 1677 тыс.т, всего около четверти объема

1990 г., а в 2004 г. - 1776 тыс. т.

Производство цельномолочной продукции в 1990 г. достигало 20,8 млн т, но уже в 1992 г. уменьшилось в 2,1 раза и продолжало дальше снижаться до 5,6 млн т в 1995 г., т. е. в 4 раза меньше, чем в 1990 г. Начиная с 1998 г., наметился подъем выработки цельномолочной продукции, объем которой в 2003 г. составил 8,5 млн т, или 40 % от уровня 1990 г., а в 2004 г. - 9,0 млн т, что по сравнению с 1995 г. больше на 60,7 %.

Основными причинами низкого уровня производства были необеспеченность предприятий качественным сельскохозяйственным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повышение цен на энергоносители, железнодорожные перевозки, возрастающий диспаритет цен, высокая плата за пользование кредитами, низкая платежеспособность населения, а также слабое воздействие государственных структур на развитие экономики.

Выработка макаронных изделий в

1991 г. превысила показатель 1990 г. на 77 тыс. т (или на 6,4 %), но затем стала снижаться и достигла минимума в 1996 г. За период с 1995 по 2004 г. наблюдается постоянный рост производства макаронных изделий с 603 тыс. т до 958 тыс. т, или почти на 59 %.

Особенно следует выделить развитие безалкогольной отрасли, объем которой в 1994 г. достигал своего минимума - 67,6 млн дал и был в 4,3 раза меньше, чем в 1990 г. Затем выработка безалкогольной продукции довольно стремительно стала увеличиваться и в

2002 г. превысила уровень 1990 г., в

2003 г. она составила 360 млн дал, что в 1,25 раза больше, чем в 1990 г., а в

2004 г. ее показатель составил 415 млн дал, что в 4,9 больше уровня 1995 г. По сравнению с ростом производства общего количества безалкогольных напитков, прежде всего за счет пива, произошло резкое падение выработки исконно русского напитка - кваса, который всегда продавался по весьма низкой цене. В 1990 г. производили 77 млн дал кваса, что составляло 26,7 % от общего объема безалкогольной продукции. В 1996 г. выработка кваса снизилась до минимума -5,6 млн дал, или 2,1 % от общего объема безалкогольных напитков.

Минеральной воды в 1990 г. было выработано 44,2 млн дал. В 1993 г. объем ее производства уменьшился в

ECONOMICS AND MANAGEMENT

2,9 раза (15,4 млн дал), но затем возрос и в 2003 г. составил 203 млн дал, или в 4,6 раза больше, чем в базовом году, а в 2004 г. объем производства этого продукта достиг 223 млн дал, что в 8,2 раза больше показателя 1995 г. Это единственный вид продукции, для которого характерна столь стремительная положительная динамика в ходе преобразования пищевой промышленности.

Динамичному развитию пищевой и перерабатывающей промышленности способствовали одобренные в июле 2000 г. Правительством Российской Федерации основные направления аг-ропродовольственной политики на 2001-2010 гг. Произошла адаптация работников агропродовольственной сферы к рыночным условиям, изменилась психология хозяйствования. Повысилось внимание коммерческих банков, зарубежных и частных инвесторов к производству продуктов питания.

Шире и активней стали применяться эффективные механизмы защиты товаропроизводителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.

Больше внимания стало уделяться улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных технологий, освоению новейших методов и видов упаковки. Эти меры позволили завоевать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. В настоящее время из России экспортируются мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнечное, папиросы и сигареты, водка и другие товары.

Продолжается процесс образования в АПК крупных холдинговых структур, которые объединяют в единую цепь производство сельхозпродукции, ее переработку и реализацию, что устраняет узкую специализацию организаций, составляющих эти формирования. С целью ускорения этого процесса предусматривается разработать концепцию государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа.

В результате принимаемых мер растут финансовые вложения в развитие предприятий пищевой промышленности. В 2003 г. они составили 85,4 млрд руб., а из них почти половина - иностранные инвестиции. В 2004 г. в эту отрасль вложено более

Таблица 2

Динамика объемов производства основных видов продукции пищевой промышленности в натуральном измерении

Продукция 199Б г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. Динамика, %

Сахар-песок, тыс. т 31ББ 6077 6590 6167 5841 4828 134,0

В том числе из сахарной свеклы 2064 1563 1616 1623 1901 2236 108,3

Сахар-рафинад, тыс. т 126 70,8 73,9 59,8 70,3 53,1 42,0

Хлеб и хлебобулочные изделия, млн т КПНПМТРПГШР 1/1Ч Л Р П 1/1Я Тк1<~ т 11,3 1372 9,0 1628 8,6 1793 8,4 1958 8,4 2167 8,2 2233 72,6 162 8

Макаронные изделия, тыс. т 603 704 764 821 874 958 158,9

Масла растительные, тыс. т 802 1375 1281 1197 1598 1895 в 2,4 раза

Маргариновая продукция, тыс. т 198 462 515 536 542 560 в 2,8 раза

Винодельческая продукция, млн дал 31,0 33,7 38,6 44,0 48,5 55,4 179,0

вина виноградные 15,2 24,1 27,4 33,3 36,5 39,1 в 2,6 раза

вина плодовые 7,6 2,8 3,5 2,6 3,2 4,2 55,3

вина шампанские и игристые 8,2 6,8 7,7 8,1 8,8 12,1 147,6

Алкогольные напитки, млн дал 60,8 74,4 83,5 90,4 91,5 95,9 157,4

Водка и ликероводочные изделия, млн дал 123 123 131 140 135 135 109,8

Пиво, млн дал 213 516 638 703 755 838 в 3,9 раза

Безалкогольные напитки, млн дал 84,7 214 273 321 360 415 в 4,9 раза

Минеральные воды, млн дал 27,6 98,5 122 167 203 223 в 8,2 раза

Крахмал сухой, тыс. т 34,2 44,7 58,1 66,8 76,3 89,2 в 2,6 раза

Консервы, муб 2428 3223 4247 5606 7204 8225 в 3,4 раза

Мясо, тыс. т 2370 1194 1284 1456 1677 1776 74,9

Колбасные изделия, тыс. т 1293 1052 1224 1468 1700 1865 144,2

Мясные полуфабрикаты, тыс. т 268 244 338 409 599 772 в 2,9 раза

Цельномолочная продукция, млн т 5,6 6,2 6,7 7,7 8,5 9,0 160,7

Улов рыбы и добыча других морепродуктов, млн т 3,9 3,8 3,6 3,3 3,3 3,0 76,9

Товарная пищевая рыбная продукция, млн т 2,4 3,0 3,1 3,0 3,0 3,0 125,0

Плоды и овощи, тыс. т 6,6 9,2 12,5 12,5 30,0 28,4 в 4,3 раза

Мука, млн т 14,0 12,1 12,0 11,0 11,2 10,9 77,9

Крупа, млн т 1,4 0,9 1,0 0,9 0,9 0,9 64,2

100 млрд руб., в результате происходят положительные структурные изменения. Так, по сравнению с 1998 г. степень износа основных фондов снизилась с 46,9 до 35,5 %. В пищевой промышленности эти процессы идут заметно быстрее, чем в целом по промышленности.

В этот период рост индекса физического объема производства продукции пищевой промышленности в целом по годам колебался в пределах 4-8 %. В 2005 г. он составил 5 %. По сравнению с 1998 г. этот показатель вырос на 55,6 %. Прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла величины 56 млрд руб. в год, что свидетельствует об определенной эффективности управления бизнес-процессами.

При росте производства практически всех важнейших видов пищевых продуктов по отдельным продуктам превышен уровень производства

1990 г. В 2005 г. превышен уровень 1990 г. по сахару-песку в 1,5 раза, маслу растительному - в 1,9, минеральной воде - в 5,6, безалкогольным напиткам - в 1,7 раза.

В целом в 2005 г. предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности работали более устойчиво -по сравнению с 2004 г. увеличилось производство кондитерских изделий на 6 %, цельномолочной продукции -на 5, масла растительного и сахара-песка - на 16, мяса и макаронных изделий - на 3 %.

Таким образом, анализ показателей функционирования хозяйствующих субъектов пищевой промышленности свидетельствует о том, что последние годы работы для продовольственного комплекса можно считать началом положительной тенденции развития. Однако до сих пор не решен целый ряд проблем, связанных с управлением бизнес-процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.