Научная статья на тему 'Мониторинг состояния физического здоровья студентов-музыкантов, обучающихся в ССУЗ'

Мониторинг состояния физического здоровья студентов-музыкантов, обучающихся в ССУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / СТУДЕНТЫ-МУЗЫКАНТЫ / STUDENTS-MUSICIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И.Е., Мутаева И.Ш.

В статье рассматривается проблема мониторинга физического здоровья музыкантов, как фактора повышения качества их физического воспитания. Мониторинг в данном контексте, определяется как составная часть педагогической деятельности, которая имеет свою цель, задачи, принципы, структуру и инструментарий, и которая направлена на коррекцию содержательного компонента учебного процесса в ССУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE PHYSICAL HEALTH STATE OF STUDENTS-MUSICIANS, LEARNING AT SPECIALISED SECONDARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

In this article the problem of musicians as physical health monitoring is considered as the factor of their physical education quality improving. Monitoring in this context is defined as the component of pedagogical activity, which has its aim, tasks, principles, structure, set of instruments and which is directed to substantial component educational process at SSUZ correction.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния физического здоровья студентов-музыкантов, обучающихся в ССУЗ»

М

Электронный' журнал государственной академии физической культуры, спо \ тег. номерЗл№ФС77-42717 от1"6ноябряЮ10 г.

№1 (201

(Выпуск 18)

УДК 796.011:377.5.02

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ССУЗ

И.Е. Коновалов - кандидат педагогических наук, доцент И.Ш. Мутаева - кандидат биологических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

MONITORING OF STUDENTS-MUSICIANS PHYSICAL HEALTH STATE,

LEARNING AT SSUZ

I.E. Konovalov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor I.Sh. Mutaeva - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: igko2006@mail. ru

Ключевые слова: мониторинг, физическое здоровье, физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, студенты-музыканты.

Аннотация. В статье рассматривается проблема мониторинга физического здоровья музыкантов, как фактора повышения качества их физического воспитания. Мониторинг в данном контексте, определяется как составная часть педагогической деятельности, которая имеет свою цель, задачи, принципы, структуру и инструментарий, и которая направлена на коррекцию содержательного компонента учебного процесса в ССУЗах.

Key words: monitoring, physical health, physical education, physical development, physical qualities, students-musicians.

Summary. In this article is the problem musicians as physical health monitoring considered the factor of their physical education quiality improving. Monitoring in this context is defined as the component of pedagogical activity, which has its aim, tasks, principles, structure, set of instruments and which is directed to substantial component educational process at SSUZ correction.

Первоочередными мероприятиями в рамках плана действий Правительства РФ в

9772070479000

области социальной политики и модернизации экономики первоочередными мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян являются создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а также физического развития детей, подростков и молодежи.

После упразднения государственной системы контроля за физической подготовленностью (системы ГТО) отсутствует механизм, позволяющий осуществлять мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья, физической подготовленности студентов. В связи с этим у преподавателя физической культуры нет полной и объективной информации, позволяющей анализировать и контролировать процесс физического воспитания, определять неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий учебного процесса на физическое состояние обучающихся.

В Положении «Об общероссийском мониторинге состояния физического здоровья населения» указывается, что мониторинг должен обеспечивать проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием детей, подростков и молодежи, факторами среды обитания человека и социально-экономическими условиями жизни, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации.

В настоящее время мониторинг, как специфический вид научного исследования охватил самые различные сферы деятельности людей: экологию, социологию, психологию, политику, экономику, образование. Есть основания говорить, что осталось достаточно мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.

Мониторинг - это процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития.

Мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.

Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций.

Различные системы мониторинга, обладая общими чертами, существуют и развиваются достаточно изолированно в рамках той или иной науки или области управления. Можно отметить, что степень изученности и интенсивность использования его в различных сферах деятельности неравнозначны. На сегодняшний день можно говорить и об определенном уровне зрелости в решении проблем мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях, в сфере физического воспитания. Здесь понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 « Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи»).

Для осуществления качественного мониторинга физического здоровья необходимо унифицировать критерии и методики оценки физического состояния, и создание информационно-аналитического пространства, которое позволит осуществлять обмен необходимой информацией и обеспечит принятие адекватных решений на всех уровнях - от индивидуального до административного.

Целью нашего исследования явилось теоретическое осмысление понятия «мониторинг», как неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога по физической культуре в ССУЗ музыкального профиля.

Мониторинг в нашем исследовании рассматривается, как составная часть

педагогической деятельности, которая имеет свою цель, задачи, принципы, структуру и инструментарий.

Целью мониторинга является получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в учебном процессе, для коррекции содержания физического воспитания обучающегося контингента.

Задачи мониторинга:

а) выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием студентов и условиями осуществления учебной деятельности;

б) прогнозирование физического состояния студентов;

в) определение неотложных и долгосрочных мер, направленных на коррекцию физического состояния студентов;

г) информирование заинтересованных сторон о результатах, полученных в ходе мониторинга.

В числе основных принципов мониторинга целесообразно выделить следующие:

1. Соответствие содержания системы мониторинга образовательным, воспитательным, оздоровительным и прикладным задачам физкультурного образования.

2. Прикладная направленность мониторинга должна обеспечивать необходимый для здоровья, безопасной жизнедеятельности и профессиональной пригодности уровень специальных знаний, двигательных умений и навыков, а также физической подготовленности и работоспособности.

3. Соответствие требований тестирования возрастно-половым особенностям обучающихся, а так же специфики их профессиональной деятельности.

В контексте проводимого исследования наиболее актуальным для нас является проведение мониторинга физического здоровья студентов. Это обусловлено тем, что специфика профессии музыкантов предъявляет определенные требования к осуществлению их физического воспитания, в процессе которого необходимо проводить постоянное наблюдение и контроль за физическим состоянием обучающегося контингента, добиваясь минимизации негативных последствий учебной и профессиональной деятельности, а также повышения эффективности применяемых средств и методов обучения.

Физическое здоровье - это состояние морфофункциональных систем организма человека, уровень развития его физических качеств и двигательных способностей, которое обусловлено внутренними и внешними факторами и жизненными условиями.

В этой связи структурой мониторинга физического здоровья студентов-музыкантов ССУЗ мы определили следующие компоненты: показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности.

Основными инструментами проведения мониторинга являются тестирование и анкетирование.

В системе физкультурного образования студентов ССУЗ тестирование помогает решению ряда сложных задач, например, таких, как выявление уровней развития физических качеств и оценка уровня владения двигательными навыками.

На основе результатов тестирования можно проводить следующий анализ: сравнивать физическую подготовленность, как отдельных исследуемых, так и целых групп; проводить отбор для занятий тем или иным видом физических упражнений; осуществлять в значительной степени объективный контроль за процессом и результатами обучения; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями.

Совершенно очевидно, что процесс оценки физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов строится не только на сопоставлении результатов тестирования с нормативами, но и на динамике прироста индивидуальных показателей.

Определение уровня физического здоровья необходимо не только в диагностических целях, но и в целях коррекции форм и содержания физического воспитания, проверки эффективности средств и методов педагогического воздействия.

Рассматривая вопрос построения должных норм физической подготовленности, следует учитывать то, что двигательные возможности студентов в определенной степени зависят от особенностей телосложения: размеров, пропорций тела и конституционных особенностей, а так же особенностей их профессиональной деятельности.

Помимо показателей «телестной» составляющей мониторинга необходимо изучать также духовную и мотивационную его стороны, что позволит рассматривать студента как всесторонне развитую личность.

Так на наш взгляд не менее важным компонентом мониторинга является определение сформированности уровня физической культуры личности студентов путем проведения самодиагностики. Процессу самодиагностики мы придаем большое значение, так как с нее начинает вырабатываться навык самооценки, который необходим каждому человеку, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Полученные результаты об уровне сформированности физической культуры личности, позволяют определить задачи, основная направленность которых обеспечить положительную динамику уровня физической культуры личности студента и создание условий для организации его самостоятельной работы по развитию, как отдельных физических качеств и двигательных способностей, так и индивидуального уровня физической подготовленности в целом.

Проведение мониторинга физического здоровья специалиста, создает студенту условия для саморазвития личности, позволяет формировать навыки ведения здорового образа жизни и, как следствие, создает предпосылки повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда. В процессе мониторинга внешне задаваемая «норма» переносится в плоскость личностно-значимого норматива, происходит отслеживание динамики изменения всех показателей, что обеспечивает обратную связь и является стимулирующим началом, прежде всего для самого студента.

Опыт работы показывает, что студенты проявляют свой интерес не столько к результатам, которые они показывают в процессе тестирования, сколько к процессу построения движений, моделированию проблемных и игровых ситуаций, к процессу живого общения и коммуникации, к дискуссии, критике, к поиску решений. Ориентация на процесс обучения, осознание его освобождает учебную деятельность от «заданности» и переводит в сферу творчества. Формирование студента как личности протекает лишь при максимальной его включенности в учебную деятельность, в рамках которой он в полной мере может реализовать свою потребность в физической активности.

Физическая активность студентов может оцениваться в процессе опроса с помощью специально разработанной анкеты, которая включает в себя следующие блоки: ценностные ориентации (мотивы, потребности и интересы); уровень физической активности (учебная, спортивная, игровая, активный досуг); занятия физической культурой (значимость предмета, удовлетворенность, знания); самооценка физической и функциональной подготовленности; самооценка физического развития. Необходимы простые, доступные, информативные показатели, характеризующие не только уровень физической подготовленности, но и функционального состояния и физического развития.

Количественные и качественные характеристики физической активности студентов представляют собой требования к ее содержанию и организации, как специфической человеческой жизнедеятельности. Систематизация объективных и субъективных показателей оценки позволяет дать структурно-функциональное основание для качественного управления физическим воспитанием студентов ССУЗ.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Мониторинг является наиболее продуктивным инструментом наблюдения, анализа и контроля состояния здоровья студентов, позволяющий минимизировать негативные последствия учебной и профессиональной деятельности, а также повышать эффективность применяемых средств и методов обучения.

2. В контексте проводимого исследования наиболее актуальным для нас является проведение мониторинга физического здоровья студентов (показатели физическое развитие, физической и функциональной подготовленности). Это обусловлено тем, что специфика профессии музыкантов предъявляет определенные требования к осуществлению их физического воспитания.

3. Мониторинг является составной частью педагогической деятельности, которая имеет свою цель, задачи, принципы, структуру и инструментарий.

4. Определение уровня физического здоровья необходимо не только в диагностических целях, но и в целях коррекции форм и содержания физического воспитания, проверки эффективности и своевременной коррекции средств и методов педагогического воздействия.

5. Помимо показателей «телестной» составляющей мониторинга рекомендуется изучать также духовную и мотивационную стороны, что позволяет рассматривать студента, как активного полноценного субъекта педагогического процесса. Оценка духовной и мотивационной стороны мониторинга может быть осуществлена через изучение сформированности уровня физической культуры личности студента путем проведения самодиагностики.

Литература

1. Давыдов, В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов : учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. - 92 с.

2. Исаков, В.Л. Мониторинг физического здоровья учащихся как фактор повышения эффективности предмета «Физическая культура» / В.Л. Исаков // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка.

- 2006. - № 5. - С. 61-62.

3. Коновалов, И.Е. Физическое воспитание музыкантов ССУЗ, современная концепция [Электронный ресурс] / И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3(16). - Режим доступа : http:// kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

4. Ланда, Б.Х. Комплексный мониторинг показателей здоровья / Б.Х. Ланда // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 4. - С. 33-40.

5. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи : постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 916 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.referent.ru/1/61321.

Literature

1. Davydov, V.Yu. The methodology of the nationwide monitoring of physical development and physical fitness of students of secondary schools, colleges, universities : a teaching manual / V.Yu. Davydov, A.I. Shamardin. -Volgograd : VolSU, 2004. - 92 p.

2. Isakov, V.L. Monitoring of the students' physical health as a factor in increasing the efficiency of the subject "Physical Education" / V.L. Isakov // Physical culture : up-bringing, education, training. - 2006. - No. 5. - P. 61-62.

3. Konovalov, I.E. Physical education of SSUZ musicians, the modern concept [electronic resource] / I.E. Konovalov, I.Sh. Mutaeva // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport.

- 2010. - No. 3(16). - Mode of access : http:// kamgifk.ru / magazin / journal.htm.

4. Landa, B.Kh. Integrated monitoring of health indices / B.Kh. Landa // Standards and Monitoring in Education. - 2003. - No. 4. - P. 33-40.

5. About the nationwide system of monitoring of the state of population's physical health, physical development of children, adolescents and young adults : the decision of the Government of the Russian Federation d/d 29.12.2001 N 916 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.referent.ru/1/61321.

Статья поступила в редакцию 16.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.