Содержание названных мер по совершенствованию регулирования земельных отношений в аграрной сфере качественно отличается от этапа приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, осуществленных в 1990-1992 гг. [2, с.50-61]. На данном этапе основными органами по выполнению федерального закона № 435 становятся администрации сельских поселений.
Эрнандо де Сото в своем монографическом исследовании обращает внимание на значение документированного оформления спецификации прав на земельные участки, чтобы обратить их в капитал, и прежде всего, для привлечения инвестиций под залог земли [4, с.18]. Для примера: в 2009 г. кадастровая стоимость сельхозугодий в составе земель сельхозназначения составила по Смоленской области почти 30 млрд руб. (по 16,8 тыс. руб./га). Из них - находящихся в частной собственности (долевой, индивидуальной, юридических лиц), - 22,4 млрд руб. Под их залог
можно привлечь кредиты в размере, равном не менее половины их стоимости - более 11 млрд руб. В названном году сельхозпроизводители получили льготные кредиты в 6 раз меньше из-за отсутствия залоговой базы.
Источники
1. Всероссийская сельскохозяйственная перепись: проблемы, методология, рекомендации. - М.: ВИАПИ, ЭРД. - 2005. - 296 с.
2. Исянов Р.А. Рыночная трансформация аграрного сектора России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: Монография. - Смоленск: Универсум, 2007. - 184 с.
3. Семочкин В.Н., Иванов Н.И., Семочкин И.В. Проблемные вопросы организации использования земель и их охраны в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010. - № 6.
4. Эрнандо Де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире / де Сото Эрнандо; пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2004. - 274 с.
МОНИТОРИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ
СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Н.А. Шавша, к.с.-х.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
В земельном фонде России на долю СФО приходится 30% территории страны, 24,7% сельскохозяйственных угодий и 20% пашни. На 1 января 2010 г. площадь сельскохозяйственных угодий в административных границах СФО составила 56,8 млн, в категории земель сельскохозяйственного назначения - 49,6 млн га. Таким образом, 12,7% сельскохозяйственных угодий в субъектах СФО находится вне состава земель сельскохозяйственного назначения и выпадают из системы государственного контроля и мониторинга в сфере сельского хозяйства.
В процессе реформирования сельского хозяйства в СФО на землях сельскохозяйственного назначения на основе множественности форм собственности и хозяйствования вместо бывших колхозов и совхозов появились акционерные общества, производственные кооперативы, общинно-родовые хозяйства, казачьи общества. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы - главные землепользователи по СФО (72,5% площадей). В Эвенкийском автономном округе, в Республике Бурятия заметное место в землепользовании принадлежит общинно-родовым хозяйствам, на Таймыре преобладающее - 91,9%. В связи с тем, что Омская, Новосибирская области и Алтайский край стали приграничными, более интенсивно
в приграничных районах этих регионов стали образовываться казачьи общества. За годы реформ по использованию земельного ресурса не выявлено наиболее эффективной хозяйственно-правовой формы сельскохозяйственной организации как в РФ, так и в СФО.
Из сельскохозяйственных угодий, предоставленных гражданам для производства сельхозпродукции, наибольшую их часть используют К(Ф)Х, ЛПХ, граждане, занимающиеся северным оленеводством и промыслом.
Количество СХО, К(Ф)Х, ЛПХ в округе сокращается, разрушаются сельские поселения, снижается доля ЛПХ в производстве сельхозпродукции, увеличивается площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий.
В настоящее время сельские товаропроизводители ведут производство на землях, предоставленных им на разных правах: находящихся в собственности как юридического лица, арендуемых земельных долей у их собственников, переданных собственниками земельных долей на праве пользования, а также на землях фонда перераспределения. Кроме того, временно используются земельные доли, не востребованные собственниками. Существующие в настоящее время земельные отношения в хозяйствах с долевой собственностью
на землю не способствуют ее рациональному использованию и не обеспечивают их экологическую защиту. Дробление сельскохозяйственных угодий на земельные доли отпугивает потенциальных инвесторов.
Несоблюдение собственниками земель и землепользователями ограничений в использовании земель и обременений прав на использование приводит к повсеместной широкомасштабной деградации, загрязнению, захламлению, нарушению земель в процессе хозяйственной деятельности.
Особенности землепользования в СФО -это наличие северных территорий с легкоранимой экосистемой оленьих пастбищ и все усиливающимися антропогенными нагрузками на эти территории при разработке полезных ископаемых. Практика кочевого (номандного) животноводства в ряде регионов Сибири выдвигает на первое место сохранение и воспроизводство пастбищных угодий в процессе их круглогодичного использования. Постоянно повторяющиеся засухи вызывают процессы опустынивания, а поднятие уровня грунтовых вод - засоление земель. Пашня, расположенная на легких почвах и склонах, подвергается ветровой и водной эрозии.
В округе прослеживается выбытие из использования мелиорированных земель, снижение плодородия орошаемых и осушаемых угодий, приостановка известкования и гипсования кислых и солонцовых почв, резкое сокращение площадей поверхностного и коренного улучшения кормовых угодий, кратное уменьшение применения минеральных и органических удобрений, прекращение лесомелиоративного обустройства сельскохозяйственных угодий.
В субъектах СФО фактически утеряны достоверные сведения о качественном и количественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения, так как за истекшие годы земельной реформы фактически не проводилось землеустройство, почвенные, картографические и геоботанические обследования, консервация малопродуктивных земель, мероприятия по охране продуктивных земель от деградации и загрязнения, восстановление мелиорированных земель. В результате картографические планы, качественные характеристики состояния земель сельскохозяйственного назначения устарели, требуется осуществить инвентаризацию данной категории земель. В процессе инвентаризации земель должны быть получены достоверные данные о фактическом использовании земель, правовом положении земельных участков, используемых товаропроизводителями в сельском хозяйстве,
выявлены и установлены площади земель неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и в несоответствии с разрешенным использованием земель.
Рациональное развитие АПК и сельских территорий Сибири происходит только при комплексном использовании земельного фонда муниципальных образований: земель сельскохозяйственного назначения, поселений, лесного и водного фондов, промышленных и других категорий земель. Комплексное использование земель позволяет не только производить продукты питания и диверсифицировать производство (лесопереработка, собирание дикоро-сов, аквакультура, придорожный сервис и т. д.), но и развивать базы санаторно-куротного лечения, туристских и иных зон отдыха, обладающих повышенной инвестиционной привлекательностью. В субъектах СФО созданы и развиваются особые туристско-рекреационные экономические зоны: «Алтайская долина» (Республика Алтай), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Ворота Байкала» (Иркутская область) и др.
В связи с прогрессирующей антропогенной нагрузкой на землю и требованием устойчивого развития территорий, экологические регламенты в землепользовании становятся приоритетом. Решение проблем современного землепользования невозможно без разработки и внедрения современных технологий мониторинга плодородия почв и информационного обеспечения процессов принятия решений в сфере использования, управления и охраны земельных ресурсов. Повышение эффективности сельскохозяйственного землепользования связано с возобновлением полномасштабных работ по организации рационального использования и охраны земель, основой которого должна быть эколого-ландшафтная организация территории, базирующаяся на закономерностях дифференциации ландшафтов, характере взаимосвязей и взаимного расположения их морфологических частей.
В субъектах СФО необходимо организовать разработку документов, целевых программ, агроэкологических нормативов, регламентов землепользования, предусматривающих выполнение мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, противоэро-зионных мероприятий. Вовлечение в производство или консервацию земель, выбывших из сельскохозяйственного производства, мелиоративное обустройство территории, защиту земель от загрязнения и заражения, опустыни-
вания. Организовать рациональное использование и охрану земель северных территорий, аридных зон, вывести из оборота ошибочно распаханные засоленные и солонцовые почвы степных ландшафтов, орошаемые земли, подвергшиеся вторичному засолению.
Земли сельскохозяйственного назначения должны быть хорошо изучены и систематизированы по продуктивности, разрешенному использованию, по размеру рентного дохода, обеспечены технологическим и картографическим материалом, защищены нормативно-правовыми документами, способствующими переходу земель в руки эффективных землепользователей, собственников и арендаторов, привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство. Вкладывая средства в почвенное плодородие, увеличивая продуктивность земли, товаропроизводители предотвращают почвенную эрозию и деградацию, потерю продуктивных сельскохозяйственных угодий. Сельхозтоваропроизводители должны
быть окружены эффективной разветвленной сетью государственной поддержки.
Земельные ресурсы - самая потребляемая часть окружающей природной среды, экономическая нагрузка на которую имеет постоянную тенденцию возрастания. Свершившееся вступление России в ВТО, регламенты которой не только не ограничивают, а всячески поощряют страны, инвестиции которых направлены на сохранение окружающей среды, обустройство территорий, защиту земли от деградации, сохранение и преумножение почвенного плодородия, делает возможным для сибирских регионов превратить это направление приложения капитала в одно из основных в ближайшей и отдаленной перспективе. Кроме того, субъекты СФО должны войти в программы развития регионов, неблагополучных для ведения сельского хозяйства, с целью их бюджетной поддержки без риска нарушения правил ВТО.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
(на материалах Республики Башкортостан)
А.Т. Абдрашитова, мл. науч. сотр., Р.У. Гусманов, д.э.н. Башкирского НИИ сельского хозяйства
Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения является частью государственного экологического мониторинга и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ).
Анализ современного состояния использования земель сельскохозяйственного назначения свидетельствует, что в Российской Федерации и Республике Башкортостан наблюдается ухудшение качественного и сокращение количественного состава земельных ресурсов. Так, в Республике Башкортостан в 2009 г. по сравнению с 1990 г. сократилась площадь пашни - на 1180 тыс. га, или на 24%, всего посева - на 1222 тыс. га, или на 28%, посева зерновых культур - на 701 тыс. га, или на 27%, в том числе площадь посева озимой ржи - на 427 тыс. га, или на 58%, пшеницы - на 48 тыс. га, или на 6%, овса - на 69 тыс. га, или на 27%, проса - на 19 тыс. га, или на 76%, гречихи - на 10 тыс. га, или на 10%, зернобобовых - на 167 тыс. га, или на 70%.В целом рентабельность сельскохозяйственного производства снизилась с 33% до 17%. В связи с этим особую актуальность приобретает решение проблемы количественного, качественного учета земельных ресурсов и повышения эффективности землепользования.
В целях выявления перспективных направлений повышения эффективности землепользования нами проведена оценка уровня эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в различных формах хозяйствования Республики Башкортостан.
Оценка хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций лишь по выходу валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий или пашни является недостаточной, так как земельные ресурсы имеют различный качественный состав, что усложняет объективную оценку эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Пересчет сельскохозяйственных угодий в кадастровые гектары путем перевода всех сельскохозяйственных угодий по уровню их продуктивности в условную пашню, а разнокачественных земель - в соизмеримую или кадастровую пашню позволяет уравнять различные по плодородию почвы (табл. 1).
Из данных табл. 1 видно, что превышение кадастровой площади пашни по сравнению с физической площадью в сельскохозяйственных организациях Чекмагушевского района составляет 21 тыс. га, или 29%; Аургазин-ского - 32 тыс. га, или 39%; Илишевского - 29 тыс. га, или 41%; Кармаскалинского - 28 тыс. га, или 45%. Всё это свидетельствует о нали-