Научная статья на тему 'Незавершенность трансформации земельных отношений перманентно порождает и усложняет проблемы рационального использования земель сельхозназначения'

Незавершенность трансформации земельных отношений перманентно порождает и усложняет проблемы рационального использования земель сельхозназначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Незавершенность трансформации земельных отношений перманентно порождает и усложняет проблемы рационального использования земель сельхозназначения»

ная потребность в создании региональных рекламных агентств, работающих на основе заказов, контрактов и договоров, заключаемых с малыми предприятиями, кооперативами, частными фирмами.

Важные функции информационного обеспечения потребительского рынка выполняют региональные оптовые ярмарки и выставки. В современных условиях их деятельность переориентируется. Основными функциями ярмарок и выставок, помимо организации заключения коммерческих сделок и поставок на основе хозяйственных договоров, становятся сбор и обработка информации о состоянии товарных рынков и намерениях промышленных и торговых партнеров, о возможности развития

производства товаров; прогнозные оценки спроса и предложения. На ярмарках встречаются представители промышленных предприятий, ассоциаций оптовой торговли, оптово-розничных предприятий, торговых домов и т.д. Это позволяет, с одной стороны, более точно ориентироваться торгующим организациям в размещении производства потребительских товаров определенного ассортимента и качества и, с другой стороны, промышленным предприятиям глубже вникать в процессы образования региональных рынков, в динамику их развития, что является необходимой предпосылкой развития новой системы рыночных связей торговли и промышленности.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРМАНЕНТНО ПОРОЖДАЕТ И УСЛОЖНЯЕТ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ

Р.А. Исянов, д.э.н., проф. Смоленского гуманитарного университета

В ходе осуществления земельной реформы и рыночных преобразований произошли значительные изменения в структуре земельного фонда России по категориям целевого назначения.

В данной статье основными источниками для анализа состояния использования земель служили итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. (ВСХП-2006) и другие публикации Росстата за 1990-2010 гг., Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2006-2010 гг., личные разработки и расчеты автора.

Земли сельскохозяйственного назначения в земельном фонде РФ занимают 402,6 млн га или около 24% ее территории.

Следует отметить, что доля указанной категории земель значительно дифференцирована по регионам в зависимости от природно-климатических условий для ведения сельскохозяйственного производства (обеспеченности теплом, влагой и светом, плодородия почвы) и плотности населения в них. Например, в Центрально-Черноземном экономическом районе доля этой категории земель занимала 79%, Северо-Кавказском -77%, Дальневосточном -только 11,4%. В Центральном экономическом районе она равна почти 55% и колеблется от 32,4% в Костромской области до 85,7% - в Орловской области.

За годы реформ значительно увеличилась площадь категории «земли населенных пунктов», в основном за счет выделения территорий, занятых сельскими населенными пунктами из состава землепользования колхозов и совхозов.

Из 220,6 млн га сельскохозяйственных угодий в составе земельного фонда России 195,1 млн га (88,4%) находятся в составе земель сельхозназначения, а 25,5 млн га (или 11,6%) - в составе других категорий земель (табл. 1).

Почти половину площади в составе земель сельскохозяйственного назначения занимают сельскохозяйственные угодья (48,5%, или 195,1 из 402,6 млн га) и чуть более половины (51,5%) - несельскохозяйственные угодья (207,5 млн га).

По итогам ВСХП-2006 г. установлено, что во владении и пользовании всех хозяйствующих субъектов аграрной направленности числится 166,0 млн га сельхозугодий (табл. 2).

Необходимо иметь в виду, что хозяйства населения дополнительно пользуются землями государственной и муниципальной собственности, а также сельхозорганизаций для сенокошения и выпаса скота. Однако правоустанавливающие документы своевременно не оформляются.

Следует отметить, что итоговые данные ВСХП-2006 и показатели, содержащиеся в формах государственного статистического наблюдения Роснедвижимости, заметно различаются (см. табл. 2).

Таблица 1 - Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям целевого _назначения (на 1.01.2007 г.) *_

Наименование категорий земель Общая площадь земель Из них сельскохозяйственные угодья

млн га в процентах к итогу млн га в процентах к итогу

1. Земли сельскохозяйственного назначения 402,6 23,6 195,1 88,4

1.1. Фонд перераспределения земель 43,6 2,6 11,3 5,1

2. Земли населенных пунктов 19,1 1,1 9,1 4,1

2.1. Земли городских населенных пунктов 7,8 0,4 2,0 0,9

2.2. Земли сельских населенных пунктов 11,3 0,7 7,1 3,2

3. Земли промышленности и иного специального назначения 16,7 1,0 1,1 0,5

4. Земли особо охраняемых территорий 34,2 2,0 0,5 0,2

5. Земли лесного фонда 1104,9 64,6 4,4 2,0

6. Земли водного фонда 27,9 1,6 0,0 0,0

7. Земли запаса 104,4 6,1 10,4 4,7

Итого 1709,8 100 220,6 100

*Составлена и показатели рассчитаны автором на основе источника [www.kadastr.ru. «Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2006 году»].

Таблица 2 - Площадь земли в аграрной сфере по категориям хозяйств на 1.07.2006 г.*

Категории хозяйств Организации (хозяйства), тыс. Общая площадь земли В том числе сельхозугодья

млн га в % к итогу млн га в % к итогу доля в общей площади, %

1 2 3 4 5 6 7 (гр. 5 к гр. 3 в %)

Сельскохозяйственные организации 59,2 410,3 91,1 132,3 79,7 32,2

Крестьянские (фермерские) хозяйства** 285,1 29,4 6,5 24,1 14,5 82,0

Хозяйства населения*** х 10,9 2,4 9,6 5,8 88,1

По всем категориям хозяйств х 450,6 100 166,0 100 36,8

Справочно: данные Роснедвижимости**** х 532,2 100 190,6 100 35,8

*Рассчитано нами по показателям «Итоги ВСХП-2006» [www.gks.ru]. **Включая индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельхозпроизводством.***Хозяйства населения включают в себя личные подсобные хозяйства населения, индивидуальное и коллективное садоводство и огородничество. ****Рассчитано нами по показателям «Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2006 году» [www.kadastr.ru].

Имеющиеся различия можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в отчетности Роснедвижимости отражается площадь земли на основе правоустанавливающей документации. По методике проведения Всероссийской сельхозпереписи крестьянские (фермерских) хозяйства, владельцы ЛПХ и другие граждане (садоводы, дачники) включались в переписные списки как плательщики земельного налога по данным похозяйственных книг сельских администраций [1, с.118-122]. Во-вторых, как отмечается в Госдокладе Роснедвижимости за 2006 г. [с. 50], «сложившаяся практика привела к тому, что на 1 января 2007 г. 11,1 млн га земель учтены в государственном земельном кадастре как земли, используемые производителями товарной сельскохозяйственной продукции, в то время как обладатели прав на эти земли из соответствующих реестров юридических и физических лиц исключены». В-третьих, не была налажена четкая процедура обмена информацией (при

сделках с земельными участками и земельными долями, при регистрации и перерегистрации хозяйствующих субъектов и их банкротстве) территориальных органов Роснедвижимости с налоговыми органами, учреждениями Регистрационной палаты и Росстата.

В годы земельных преобразований в границах землепользования бывших колхозов и совхозов сформировалось множество хозяйствующих субъектов: новые сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм; крестьянские (фермерские) хозяйства; ЛПХ населения; земли «фонда перераспределения»; участки земель, переданные в ведение сельских администраций; «сельские леса» и т.д.

При этом территория землепользования сельскохозяйственных организаций постепенно «сужается» до площади, занятой сельхозугодьями, а остальные угодья переходят в ведение других землепользователей.

Произошли коренные изменения в структуре прав собственности на землю в сельхозорганизациях. Если до 1990 г. земля находилась в их бессрочном пользовании, то в настоящее время 70% сельхозугодий в СХО является долевой собственностью их работников и пенсионеров (110,2 млн га). К началу 2010 г. из 12 млн собственников земельных долей государственную регистрацию прав прошли только 1,4 млн дольщиков. В натуре выделено только 18 млн. га сельхозугодий.

В субъектах РФ пересматривается правовой статус лесных земель, размещенных на землях сельхозназначения в соответствии с новым Лесным кодексом РФ (от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ). «Сельские леса» выводятся из состава земель сельскохозяйственного назначения, переводятся в категорию земель лесного фонда и передаются в федеральную собственность.

При этом не берется во внимание, что «сельские леса» расположены на территории муниципальных образований (сельских поселений, муниципальных районов) не сплошными массивами, как на землях лесного фонда, а вкраплинами («мозаично»), вперемешку с сельскохозяйственными угодьями. Они во многом выполняют функцию защитных лесов. А леса, расположенные на землях лесного фонда, как правило, являются эксплуатационными лесами (статья 10 Лесного кодекса РФ). В соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ «защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций...». Следовательно, «сельские леса» являются основой жизнедеятельности местного населения. Поэтому логично передать такие земли в собственность муниципальных образований, а не в гослесфонд.

Переходному периоду характерен несовершенный экономический механизм функционирования хозяйствующих субъектов в аграрном секторе. Большинство сельхозорганизаций вынуждено придерживается тактики выживания, не использует даже тот потенциал, те факторы производства (в том числе сельхозугодья), которые еще имеются в их распоряжении. По итоговым данным ВСХП-2006 г. нами выявлено, что сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения не использовали в совокупности 24,4% сельхозугодий (40,5 млн га).

Либеральное крыло Федерального правительства, слабо представляющее практическую сторону «черновой работы» низового уровня и сущности земельной и аграрной ре-

форм, вырабатывает решения по регулированию земельных отношений, не принимая во внимание многофункциональное значение земли (и земельных участков).

Либералы склонны регулировать земельные отношения, учитывая, преимущественно, только одну из трех функций (свойств) «земли» - земельного участка как недвижимого имущества. Отражением данного подхода являются и те принципиальные изменения в структуре государственных органов, регулирующих земельные отношения, которые происходят с 2001 г. Практически их функции сузились и сосредоточились на ведении кадастра объектов недвижимости (земельных участков и объектов, расположенных на них) и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указом Президента от 25.12.2008 г. №1847 основные исполнительные органы федерального центра с их территориальными подразделениями (Роснедвижимость, Роскар-тография, Федеральная регистрационная служба) объединяются в единый орган - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Мы согласны с экспертной оценкой авторов статьи, что созданное механическим соединением трех федеральных служб новообразование не может разрешить «конфликт интересов» между министерствами и ведомствами, задействованными при управлении земельными ресурсами, распоряжении расположенными на земле объектами недвижимости, при оценке и контроле за их использованием [3].

В течение последних двух-трех лет российским государством предприняты важные позитивные меры по совершенствованию регулирования земельных отношений на селе. Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 функции регулирования земельных отношений на землях сельскохозяйственного назначения переданы Минсельхозу РФ. Эта мера, на наш взгляд, будет способствовать завершению спецификации прав собственности на землю всех хозяйствующих субъектов аграрной сферы. На такие действия ориентирует и закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29.12.2010 г. № 435-ФЗ. В нем предусмотрены положения, обязывающие местные органы власти разобраться с «судьбой» невостребованных земельных долей и изложена процедура осуществления указанной задачи. Ее практическая реализация будет способствовать также и консолидации земельных долей.

Содержание названных мер по совершенствованию регулирования земельных отношений в аграрной сфере качественно отличается от этапа приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, осуществленных в 1990-1992 гг. [2, с.50-61]. На данном этапе основными органами по выполнению федерального закона № 435 становятся администрации сельских поселений.

Эрнандо де Сото в своем монографическом исследовании обращает внимание на значение документированного оформления спецификации прав на земельные участки, чтобы обратить их в капитал, и прежде всего, для привлечения инвестиций под залог земли [4, с.18]. Для примера: в 2009 г. кадастровая стоимость сельхозугодий в составе земель сельхозназначения составила по Смоленской области почти 30 млрд руб. (по 16,8 тыс. руб./га). Из них - находящихся в частной собственности (долевой, индивидуальной, юридических лиц), - 22,4 млрд руб. Под их залог

можно привлечь кредиты в размере, равном не менее половины их стоимости - более 11 млрд руб. В названном году сельхозпроизводители получили льготные кредиты в 6 раз меньше из-за отсутствия залоговой базы.

Источники

1. Всероссийская сельскохозяйственная перепись: проблемы, методология, рекомендации. - М.: ВИАПИ, ЭРД. - 2005. - 296 с.

2. Исянов Р.А. Рыночная трансформация аграрного сектора России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: Монография. - Смоленск: Универсум, 2007. - 184 с.

3. Семочкин В.Н., Иванов Н.И., Семочкин И.В. Проблемные вопросы организации использования земель и их охраны в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010. - № 6.

4. Эрнандо Де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире / де Сото Эрнандо; пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2004. - 274 с.

МОНИТОРИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ

СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Н.А. Шавша, к.с.-х.н., ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

В земельном фонде России на долю СФО приходится 30% территории страны, 24,7% сельскохозяйственных угодий и 20% пашни. На 1 января 2010 г. площадь сельскохозяйственных угодий в административных границах СФО составила 56,8 млн, в категории земель сельскохозяйственного назначения - 49,6 млн га. Таким образом, 12,7% сельскохозяйственных угодий в субъектах СФО находится вне состава земель сельскохозяйственного назначения и выпадают из системы государственного контроля и мониторинга в сфере сельского хозяйства.

В процессе реформирования сельского хозяйства в СФО на землях сельскохозяйственного назначения на основе множественности форм собственности и хозяйствования вместо бывших колхозов и совхозов появились акционерные общества, производственные кооперативы, общинно-родовые хозяйства, казачьи общества. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы - главные землепользователи по СФО (72,5% площадей). В Эвенкийском автономном округе, в Республике Бурятия заметное место в землепользовании принадлежит общинно-родовым хозяйствам, на Таймыре преобладающее - 91,9%. В связи с тем, что Омская, Новосибирская области и Алтайский край стали приграничными, более интенсивно

в приграничных районах этих регионов стали образовываться казачьи общества. За годы реформ по использованию земельного ресурса не выявлено наиболее эффективной хозяйственно-правовой формы сельскохозяйственной организации как в РФ, так и в СФО.

Из сельскохозяйственных угодий, предоставленных гражданам для производства сельхозпродукции, наибольшую их часть используют К(Ф)Х, ЛПХ, граждане, занимающиеся северным оленеводством и промыслом.

Количество СХО, К(Ф)Х, ЛПХ в округе сокращается, разрушаются сельские поселения, снижается доля ЛПХ в производстве сельхозпродукции, увеличивается площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий.

В настоящее время сельские товаропроизводители ведут производство на землях, предоставленных им на разных правах: находящихся в собственности как юридического лица, арендуемых земельных долей у их собственников, переданных собственниками земельных долей на праве пользования, а также на землях фонда перераспределения. Кроме того, временно используются земельные доли, не востребованные собственниками. Существующие в настоящее время земельные отношения в хозяйствах с долевой собственностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.