ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н. Н. Нестерова, канд. геогр. наук, доцент, кафедра статистики,
О. Ю. Савенкова, канд. экон. наук, доцент,
кафедра экономики предприятий и предпринимательства,
А. С. Суровцев, соискатель, преподаватель,
кафедра экономико-математических методов и моделей,
Всероссийский заочный финансово-экономический
институт филиал в г. Липецке,
г. Липецк, Россия,
РОЛЬ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СОХРАНЕНИИ И РОСТЕ ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В настоящее время в контексте продолжающихся дискуссий по обеспечению условий устойчивого развития сельских территорий особую актуальность приобретает изучение состояния земель сельскохозяйственного назначения. Хозяйственное освоение почвенно-земельных ресурсов на сельских территориях без достаточного научного обоснования — длительное и ненормированное антропогенное воздействие на почвенный покров, отсутствие экологически безопасных технологий его рационального использования в земледелии и лугопастбищном хозяйстве, усиление гидромелиоративного и агротехнического воздействия на сельскохозяйственные угодья — в ряде районов страны привели к нарушению природного баланса, ухудшению экологической ситуации и заметному снижению биологической продуктивности естественных и агроэкоси-стем.
В этой связи, как нам видится, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, для целей реального повышения эффективности производства с точки зрения критериев жизнеобеспечения сельского и городского населения, качества и уровня их жизни, экономической безопасности и особенно продовольственной безопасности населения
Сокращение сельхозугодий и пашни в сельскохозяйственных предприятиях ЦФО в 2005-2008 гг. замедлилось.
необходимо в первую очередь разработать стратегию устойчивого развития землепользования на сельских территориях.
В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро1.
Основным приоритетом, обеспечивающим охрану и рациональное использование ресурсов земель сельскохозяйственного назначения, может служить их государственный мониторинг в виде разработки экологических требований к организации и функционированию системы землевладений и землепользования в регионе и системы наблюдений за состоянием земель2.
Государственное регулирование таких сложных процессов дает возможность разрешения многих противоречий в условиях кризиса социально-экономического, научно-технического, интеллектуального и _ информационного потенциалов общества, особенно в области организации и управления сельскохозяйственного производства на сельских территориях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г.
№ 453 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Это указывает на то, что без осуществления государственного мониторинга земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования), невозможно эффективное управление агропромышленным комплексом страны в целом и развитием сельских территорий в частности, что является на сегодняшний день первостепенной задачей.
Центральный Федеральный округ располагает значительными по величине земельными ресурсами. На начало 2010 г. единый государственный земельный фонд составил 65,0 млн. га, из которых 39,7 млн. га (61,1 %) — земли сельскохозяйственного назначения (табл. 1).
Как видно из табл. 1, основной категорией являются земли сельскохозяйственного назначения, которые составляют свыше 61 % от всех земель ЦФО с колебанием от 74,3 % — в Белгородской, 75,7 % — в Курской, до 80,8 %; 81,2 %; 81,4 % соответственно в Тамбовской, Воронежской и Липецкой областях. Второй по величине площади территорией являются земли лесного фонда 25,3 % и земли поселений — 7,1 %. На остальные четыре категории приходится всего 6,5 % территории округа.
Как показал проведенный анализ, площадь земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2011 г. составила 33,4 млн. га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее также входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства,
садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. В состав земель сельскохозяйственного назначения вошли земельные участки, переданные в ведение сельских администраций и расположенные за чертой поселений. В общую площадь этой категории вошли и площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными), и земельные участки, принадлежащие гражданам.
По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по областям, распределение сельскохозяйственных и несельскохозяйственных земель в РФ, ЦФО и его областях показало, что основными видами угодий регионов являются сельскохозяйственные, на которые приходится 51,4 % территории, в том числе под пашней — 36,8 %; залежью и многолетними насаждениями — по 0,8 %; сенокосами — 3,9 %; пастбищами — 9,0 %. Среди несельскохозяйственных земель 36,3 % приходится на лесные земли, 2,7 % — на земли под древесно-кустарниковой растительностью, 2,0 % — под водой, 1,9 % — под болотами, 0,1 % — под нарушенными землями и 8,3 % составляют прочие земли4.
В соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий. Черта поселений представляет собой внешние границы земель и устанавливается на основании градостроительной и землеустроительной документации.
В 2010 г. площадь земель, отнесенных к данной категории в ЦФО, составляет 4 592,6 тыс. га, или 7,1 % от территории округа, в том числе в Белгородской области — 12,1 %; Воронежской — 8,8 %; Курской — 13,9 %; Липецкой — 9,1 % и Тамбовской — 6,2 %.
По большинству областей и в целом по ЦФО сохраняется негативная тенденция сокращения сельскохозяйственных угодий, в том числе и пашни (табл. 2).
В связи с приватизацией земельных участков, наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро.
Таблица 1
Распределение и структура земель в России, ЦФО и областях Центрально-Черноземного района, тыс. га
В том числе округ и субъекты РФ
Категории земель Россия ЦФО ЦЧР области
Белгородская Воронежская Курская Липецкая Тамбовская
Земли сельскохозяйственного 402 551,1 39702,6 13270,2 2015,9 4240,0 2270,7 1957,8 2785,8
назначения 23,6 % 61,1 % 79 % 74,3 % 81,2 % 75,7 % 81,4 % 80,8 %
Земли поселений 19 167,0 4 592,6 1640,5 328,2 460,3 417,9 219,3 214,8
1,1 % 7,1 % 9,8 % 12,1 % 8,8 % 13,9 % 9,1 % 6,2 %
Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения 16 691,3 1,0 % 1 237,7 1,9 % 231,8 1,4 % 35,1 1,3 % 34,3 1,2 % 47,6 1,6 % 37,8 1,6 % 48,9 1,4 %
Земли особо охраняемых территорий объектов 34 202,8 2,0 % 632,8 1,0 % 67,1 0,4 % 2,4 0,1 % 34,3 0,7 % 5,3 0,2 % 14,4 0,6 % 10,7 0,3 %
Земли лесного фонда 1 104 889,4 16469,8 1370,2 215,0 391,4 220,4 168,4 375,0
64,6 % 25,3 % 8,2 % 7,9 % 7,5 % 7,3 % 7,0 % 10,9 %
Земли водного фонда 27 900,6 793,9 34,0 2,2 12,2 5,8 6,1 7,7
1,6 % 1,2 % 0,2 % 0,1 % 0,2 % 0,2 % 0,27 % 0,3 %
Земли запаса 104 422,0 1591,1 171,8 114,6 21,2 31,8 0,9 3,3
6,1 % 2,4 % 1,0 % 4,2 % 0,4 % 1,1 % 0,03 % 0,1 %
Итого земель в административных 1 709 824,2 65020,5 16785,6 2713,4 5193,7 2999,5 2404,7 3446,2
границах 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
|п
* Данные предоставлены Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по областям
Динамика площади сельхозугодий, используемой землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством в РФ, ЦФО и ЦЧР, тыс. га
Таблица 2
Территория Годы Уменьшение в 2008 г. по сравнению с:
1990 1995 2000 2005 2008 1990 2005
Российская Федерация, млн. 213,8 209,6 197,0 191,7 190,9 -22,9 -0,8
Центральный Федеральный округ 33 706 33 169,0 31 630,0 30 821,3 30 560,1 -3 145,9 -261,2
Центрально-Черноземный район 13 368 13 231,4 12 965,2 12 892,9 12 879,9 -488,1 -13,0
в т.ч. области: Белгородская 2 149,0 2 127,1 1 950,6 1 949,3 1 937,6 -211,4 -11,7
Воронежская 4 099,0 4 059,6 4 011,9 3 998,8 4 003,1 -95,9 4,3
Курская 2 434,0 2 431,7 2 391,5 2 376,0 2 381,7 -52,3 5,7
Липецкая 1 944,0 1 937,8 1 935,2 1 920,4 1 907,3 -36,7 -13,1
Тамбовская 2 742,0 2 675,2 2 676,0 2 648,4 2 650,2 -91,8 1,8
0)
0
1
о
л гп
О ^
ГП Н
УК
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
Как следует из табл. 2, с 1990 по 2008 гг. площадь с/х угодий сократилась в РФ на 10,7 %, в ЦФО - на 9,3 %, а в ЦЧР -на 3,7 %, в том числе в Белгородской — на 9,8 %; Тамбовской - на 5,3 %, Воронежской — на 2,3 %; Курской — на 2,1 %; Липецкой — на 1,9 %.
Так же, как и по сельскохозяйственным угодьям, происходило сокращение площади пашни: по РФ — на 12,4 %, ЦФО — на 10,3 %; в т. ч. ЦЧР — на 6,1 %; из них по областям: Курской—на 3,2 %; Белгородской— на 3,6 %; Воронежской — на 6,2 %; Липецкой — на 6,9 %; Тамбовской — на 8,2 %.
Сокращение сельхозугодий и пашни в сельскохозяйственных предприятиях ЦФО в 2005-2008 гг. хотя и замедлилось, но не преодолено. За этот период они соответственно уменьшились на 0,8 % и 0,4 %. В то же время следует отметить, что в Воронежской, Курской и Тамбовской областях в 2008 г. по сравнению с 2005 г. было не только остановлено выбытие сельхозугодий и пашни из оборота, но и произошло их увеличение на 4,3 тыс. га и 2,3 тыс. га в Воронежской области, на 5,7 тыс. га и 6,3 тыс. га в Курской области и на 1,8 и 37,8 тыс. га в Тамбовской области соответственно.
Сложившаяся ситуация с использованием земельных ресурсов в округе в первую очередь обусловлена критическим уровнем технической оснащенности, изношенностью и низкой эффективностью использования имеющейся в хозяйствах сельскохозяйственной техники, несовершенством действующих земельных отношений.
Кроме того, в результате де-интенсификации сельскохозяйственного производства, следствием которого стало снижение урожайности отдельных участков пашни, хозяйства округа вынуждены их трансформировать в другие виды, менее продуктивные сельхозугодия.
В целом, рост признаков ухудшения качественных показателей земель в регионе обусловлен: низким содержанием гумуса (менее 2 %), размещением пашни в местах с высоким укло-
ном (больше 7 %), засолением, переувлажнением, заболоченностью, эрозированно-стью и другими факторами. Причинами обозначенных отрицательных тенденций являются слабый государственный контроль за целевым использованием земли, несовершенство налоговой системы, низкая материальная заинтересованность, безответственность и халатность землепользователей и др.
За годы реформ произошло перераспределение земель между сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности и хозяйствования, К(Ф)Х и ЛПХ, со значительным сокращением их в сельхозорганизациях. В 2008 г. у сельскохозяйственных предприятий находилось 33168,0 тыс. га или 87,4 % от общей площади земель, используемых для аграрного производства, крестьянских (фермерских) хозяйств — 2 779,5 тыс. га или 7,3 %, в личном пользовании граждан 1 992,1 тыс. га или 5,3 %5.
Среди сельских жителей ЦФО, имеющих земельные доли, примерно около 4750 % — пенсионеры, работники социальной сферы и их наследники. Передача этой частью населения своих земельных долей в аренду при получении дивидендов в виде натуральных выплат или услуг для ведения подсобного хозяйства малоперспективно, поскольку другая часть собственников земельных долей, работающих в коллективных хозяйствах, в условиях дефицита финансовых ресурсов в этом не заинтересована. В результате реформирования земельных отношений наблюдается тенденция расслоения коллективов на группы людей с не-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
совпадающими интересами, что негативно сказывается на их взаимоотношениях, снижает мотивацию труда и усиливает иждивенческие настроения у части сельского населения. В последующем это может привести к обострению социальной обстановки на селе.
Таким образом, проведенная оценка результатов реформирования земельных отношений позволяет сделать следующие выводы:
— собственники земель при их выделении из хозяйств с небольшими участками в современных условиях не смогут обеспечить эффективное производство сельскохозяйственной продукции, стать серьезными конкурентами для крупных сельхозпредприятий региона и зарубежных экспортеров;
— наделение земельными долями работников вновь созданных предприятий, а также пенсионеров и лиц социальной сферы не превращает их в собственников в подлинном смысле. Безликая земельная доля (как и имущественный пай) не устраняет отчужденность ее собственников от средств производства;
— необоснованное и повсеместное формирование рынка земли способствует росту дифференциации уровня производства и доходности, социальному расслоению сельского населения, возникновению конфликтных ситуаций.
В этой связи основными задачами земельных отношений можно назвать: создание необходимых условий для рационального использования земель; недопущение спекулятивных сделок с земельными долями и расслоения сельского населения на крупных землевладельцев и безземельных наемных работников; решение вопросов о выделении земель из фонда их перераспределения для наделения землей работников, вовлекаемых в сельскохозяйственное производство, и др.
В настоящее время в соответствии с на копленным опытом и возникшими пробле
В результате реформирования земельных отношений наблюдается тенденция расслоения коллективов на группы людей с несовпадающими интересами, что негативно сказывается на их взаимоотношениях, снижает мотивацию труда и усиливает иждивенческие настроения у части сельского населения.
мами в регионах ЦФО принимаются новые законодательные и нормативные акты, регулирующие земельные отношения и обеспечивающие в той или иной мере их нормализацию.
Эта система строится на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», Законов субъектов Российской Федерации и издаваемых в соответствии с ними правовых нормативных актов. Отдельные особенности регулирования земельных отношений содержатся в других законах Российской Федерации и ее субъектов.
На сегодняшний день в Липецкой области активно реализуются основные положения «Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства». Данная концепция определяет цели, задачи и направления работ по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, данные которого являются основой формирования государственных информационных ресурсов о состоянии и использовании этих земель6.
На современном этапе развития земельных отношений складывается сложная ситуация с вовлечением сельскохозяйственных земель в эффективный оборот — не только рыночный, но и внерыночный. Наиболее реальный путь — приобретение областными, государственными и муниципальными органами власти индивидуальных земельных долей, земельных участков и полей у работников,
пенсионеров и хозяйств, формирование на их основе новых территориальных земельных фондов в целях последующей сдачи земли в аренду или продажи прав аренды эффективным сельхозпроизводителям.
Положительный пример такой работы показывает администрация Белгородской области, где выкуплено 472 тыс. га пашни в собственность области по 30 000 рублей за пятигектарный пай с одновременным запретом скупать паи индивидуальным «сельхозникам» по низким ценам7.
Таким образом, можно сделать вывод, что все мероприятия по комплексному социально-экономическому и градостроительному развитию сельских муниципальных территорий должны ориентироваться на незыблемое условие эффективного и рационального использования земель и повышения плодородия почвы, в чьих бы руках она ни находилась. Однако выполнить данное требование сложно потому, что государство отошло от регулирования земельных отношений, ориентируясь на то, что рынок сам приведет к эффективному и грамотному использованию земли. В этой связи, как нам видится, для повышения эффективности использования земель в Центральном Федеральном округе необходимо принять следующие меры:
— провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления тех, которые по каким-либо причинам не используются землепользователями и, в соответствии с законодательством, принять меры по их перераспределению и консолидации с целью передачи эффективным собственникам;
— разобраться с земельно-имущественными собственниками на сельских территориях и прежде всего с «эффективными» собственниками сельскохозяйственных земель, у которых в ЦФО находится 5,6 % сельскохозяйственных угодий от их общей площади, в ЦЧР — 9,4 %, в том числе в Белгородской области — 5,5 %;
Воронежской — 16,0 %; Курской — 7,3 %; Липецкой — 10,0 % и Тамбовской области — 8,0 %.
— возобновить проведение работ по почвенным, геоботаническим, агрохозяйственным обследованиям земель, а также по комплексному обследованию малопродуктивных, деградированных и техногенно-заг-рязненных земель с целью консервации;
— обеспечить проведение организации территорий сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности с разработкой мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель, защите их от эрозии и других видов деградации, эколого-экономическому обоснованию размера землепользования и севооборотов, исходя из рыночной конъюнктуры;
— разработать региональные и муниципальные схемы (программы) использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
1. Топтыгин В. В., Васильев Р. В. О мониторинге земель сельскохозяйственного назначения в республике Саха (Якутия). [Электронный ресурс] URL: http:// img/konferenc/6.doc (дата обращения: 14.11.2011).
2. Там же.
3. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] URL: http://base. garant.ru (дата обращения: 15.11.2011).
4. На пути к инновационному развитию АПК: программы, опыт, научное обеспечение (на примере областей ЦФО РФ). Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. С. 54.
5. Там же. С. 60.
6. Официальный сайт Россельхознадзора по Липецкой области [Электронный ресурс] URL: http://www. rsn48.ru (дата обращения: 16.11.2011).
7. На пути к инновационному развитию АПК: программы, опыт, научное обеспечение (на примере областей ЦФО РФ). Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. С. 63.
Все мероприятия по комплексному социально-экономическому и градостроительному развитию сельских муниципальных территорий должны ориентироваться на незыблемое условие эффективного и рационального использования земель и повышения плодородия почвы, в чьих бы руках она ни находилась.