Научная статья на тему 'Особенности налогообложения земель сельскохозяйственного назначения в республике Башкортостан'

Особенности налогообложения земель сельскохозяйственного назначения в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / НАЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хисамова А.А.

В статье проанализированы состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан. Рассмотрена методика установления земельного налога до и после внесения изменений в Налоговый кодекс РФ. Проведен анализ использования средств от поступлений земельного налога, а также системы государственной поддержки сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения земель сельскохозяйственного назначения в республике Башкортостан»

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

А. А. ХИСАМОВА,

аспирант отдела аграрной экономики E-mail: a.khisamova@mail.ru Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук

В статье проанализированы состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан. Рассмотрена методика установления земельного налога до и после внесения изменений в Налоговый кодекс РФ. Проведен анализ использования средств от поступлений земельного налога, а также системы государственной поддержки сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, земельная собственность, земли сельскохозяйственного назначения, налог.

В сфере экономических отношений земля играет важную роль как природный ресурс и как материальное условие существования людей. Естественные особенности земли ведут к возникновению у землевладельцев дохода от используемой земли — ренты.

Поскольку земля является основным участником образования ренты, то земельная рента, изымаемая с сельскохозяйственных угодий, должна эффективно перераспределяться между всеми образующими ее факторами. Субъектом, непосредственно регулирующим данный процесс, выступает государство. А регулятором перераспределения ренты становится земельный налог, взимаемый государством с сельскохозяйственных угодий.

Земельный налог является одним из основных налогов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и играет важную роль в обеспечении равных возможностей хозяйствования для всех людей, работающих на земле. Он реализуется путем изъятия земельной ренты у собственников земли, имеющих относительно лучшие условия.

Республика Башкортостан обладает уникальными по качеству и достаточными по количеству земельными ресурсами. Однако в 2008 г. по сравнению с 1990 г. в расчете на душу населения в республике площадь сельхозугодий уменьшилась

с 1,81 до 1,75 га, или на 3,3%, площадь пашни — с 1,22 до 0,90га, или на26,2% [8].

В результате земельного реформирования в республике произошли значительные изменения и в распределении земельных ресурсов по категориям землепользователей, собственников и земледельцев (табл. 1).

Принятый в 2004 г. закон Республики Башкортостан [7] детально регламентирует порядок бесплатного однократного предоставления земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан. Начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения было установлено на 01.01.2006.

До приватизации сохранялась монополия государственной и муниципальной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности юридических и физических лиц, в 2006г. составляла менее 0,02%. В 2007г. ситуация резко изменилась: доля площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, достигла 26 %. Эта тенденция сохранилась и по настоящее время. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан, по состоянию на 01.01.2009 в собственности граждан находилось 2 216,4тыс.га земель сельскохозяйственного назначения, или 28,7 % общей площади земель, в собственности юридических лиц — 100га (0,001 %). Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляла5 517,1тыс.га, или 71,3% [1].

Необходимость рационального использования и повышения эффективности использования земель требует государственного регулирования рентных отношений в аграрном секторе экономики, одним из действенных инструментов которого является

Таблица 1

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности в Республике Башкортостан в 1999—2008гг.

Форма собственности

Год Общая площадь, тыс. га В собственности граждан В собственности юридических лиц В государственной и муниципальной собственности

Ткс. га % Ткс. га % Ткс. га %

1999 7 851,4 0,2 0,003 0 0 7 851,2 99,9

2000 7 851,7 0,2 0,003 0 0 7 851,5 99,9

2001 7 831,3 0,5 0,006 0 0 7 830,8 99,9

2002 7 747,5 0,4 0,005 0 0 7 741,7 99,9

2003 7 738,4 0,4 0,005 0 0 7 738 99,9

2004 7 727,9 0,5 0,006 0 0 7 727,4 99,9

2005 7 739,2 0,8 0,01 0 0 7 738,4 99,9

2006 7 737,6 1,3 0,017 0,1 0,001 7 736,2 99,9

2007 7 735,2 2 078,6 26,9 0,1 0,001 5 656,5 73,1

2008 7 733,6 2 216,4 28,7 0,1 0,001 5 517,1 71,3

земельный налог с сельскохозяйственных угодий.

Система налогообложения земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации складывалась в условиях отсутствия рыночного оборота земельных участков. Поэтому уровень налогообложения, установленный законодательством, далеко не всегда учитывал реальную ценность земель и, как следствие этого, система платного землепользования не выполняла в должной мере две свои главные функции — фискальную и регулирующую.

До перехода к новой системе налогообложения земель сельскохозяйственного назначения его регулирование осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате заземлю» [6]. По этому закону органам законодательной власти субъектов Российской Федерации было разрешено самостоятельно устанавливать и утверждать ставки земельного налога по группам почв пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений.

По Республике Башкортостан ставки земельного налога на 1 га сельхозугодий устанавливались Государственным собранием республики. Установленные в 1995 г. налоговые ставки рассчитывались на каждый последующий год с применением коэффициентов к уровню предыдущего года: в 1996г. — 1,3; в 1997г. — 1,7; в 1999 г. - 1,4; в 2000 г. - 2,4; в 2002г. - 2; в 2003 г. -1,8. В 2004 и 2005 гг. ставки налога с земель сельскохозяйственного назначения не индексировались.

Необходимость индексации была очевидной: ставки, установленные Законом РФ «О плате за землю», являлись твердыми. В результате инфляции и деноминации 1998 г. они стали мизерными. Поэтому собирать земельный налог без применения индексирующих коэффициентов не имело смысла.

Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового

кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, атак-же о признании утратившими силу отдельных законо -дательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлен новый порядок налогообложения, который предусматривает исчисление земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельныхучастков [4].

Органы местного самоуправления получили право самостоятельно регулировать налоговую нагрузку и уровень доходов от использования земельныхучастков. С 01.01.2006 нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований были установлены налоговые ставки на землю, которые не могут превышать 0,3 % от кадастровой стоимости земельныхучастков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства [3].

Для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель, которая, в свою очередь, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» [2, 5].

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель в республике осуществляется Управлением Роснедви-жимости по Республике Башкортостан.

На территории республики в зависимости от почвенно-климатических условий и интенсивности

Таблица 2

Эффективность использования земель в Республике Башкортостан в 2008 г.

Показатель Земельно-оценочная зона В среднем по Республике

Лесостепная Южная лесостепь Степная Башкортостан

Кадастровая стоимость сельхозугодий, руб. /га 13 272 27 241 16 978 17 735

Земельный налог на 100га сельхозугодий, руб. 433 913 719 697

Распаханность, % 63 70 61 63

Выход валовой продукции на 100 га 563 1 334 703 806

сельхозугодий, тыс. руб.

Валовой доход на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. 108 597 163 244

Производство зерна на 100 га пашни, ц 1 016 1 772 1 371 1 387

Производство молока на 100 га сельхозугодий, ц 154 210 137 156

Производство мяса на 100 га сельхозугодий, ц 16 21 19 19

Рентабельность, % 9 17 7 11

земледелия выделено три земельно-оценочные зоны: Лесостепная, Южная лесостепь и Степная. Эффективность использования земель в этих зонах и в целом по Республике Башкортостан отражена в табл. 2.

Поданным ГУП «Башземоценка», земли Лесостепной зоны получили самую низкую кадастровую стоимость — 13 272 руб. /га. Эта земельно-оценочная зона расположена в худших природно-климатических и почвенно-географических условиях, поэтому показатели эффективности использования земель здесь ниже среднего республиканского уровня. Так, сбор земельного налога со 100 га сельхозугодий в этой земельно-оценочной зоне ниже среднереспубликанского на 264 руб., или на 38 %; выход валовой продукции на 100 га сельхозугодий ниже на 243 тыс. руб., или на 30 %; валовой доход на 100 га сельхозугодий меньше на 136 тыс. руб., или на 56 %; производство зерна на 100 га пашни меньше на 371 ц, или на27 %; производство молокана 100 га сельхозугодий меньше на 2 ц, мяса — на 3 ц. Рентабельность сельскохозяйственного производства ниже среднереспубликанского уровня на 2 п. п.

Вторая земельно-оценочная зона (Южная лесостепь) расположена в лучших условиях. Кадастровая стоимость земель здесь самая высокая по республике — 27 241 руб. /га. Эффективность использования земель здесь выше, чем в других зонах. Так, сбор земельного налога со 100 га сельхозугодий здесь выше среднереспубликанского значения на 216 руб., или на 31 %; распаханность — на 7 п. п.; выход валовой продукции со 100 га сельхозугодий — на 528тыс. руб., или на 66%; валовой доход на 100га сельхозугодий — на 353тыс. руб., или на 145%; производство зерна на 100га пашни — на 385 ц, или на 28 %; производство молока на 100га сельхозугодий — на 54 ц, или на 35 %; мяса — на 2 ц, или на 11 % Рентабельность сельскохозяйственного производства выше среднереспубликанского показателя на 6 п. п.

Третья земельно-оценочная зона (Степная) расположена в основном на черноземах, но в более засушливой части республики. В этой оценочной зоне эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения приближается к среднереспубликанским показателям. Здесь кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий составила 16 978 руб. /га.

Территория Республики Башкортостан разделена на 54 административных района, отличающихся друг от друга природно-климатическими и почвен-но-географическими условиями. В каждом районе условия землепользования имеют свои особенности в зависимости от характера проявления факторов, влияющих на величину земельного налога. К таким факторам, прежде всего, необходимо отнести площадь сельскохозяйственных угодий, к которым относятся земли, систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ставки земельного налога (табл. 3).

В 2008 г. по сравнению с 1999 г. площадь сельскохозяйственных угодий в республике уменьшилась на 1 454,7тыс. га, или на 26,5%. Изменения площади сельскохозяйственных угодий сопровождались изменением налоговых ставок и величины взимаемого

Таблица 3

Динамика земельного налога в Республике Башкортостан в 1999-2008 гг.

Площадь сель- Ставка земель- Земельный

Год скохозяйственных ного налога, налог, тыс.

угодий, тыс. га руб. /га руб.

1999 5 486,2 5,8 16 637

2000 5 407,9 13,92 12 935

2001 5 377,4 13,92 23 786

2002 5 186,1 27,84 32 811

2003 5 013,5 23,78 46 505

2004 4 836,4 23,78 147 067

2005 4 585,3 27,14 68 822

2006 4 479,6 30,3 50 480

2007 4 257,6 52,79 45 327

2008 4 031,5 52,79 29 162

Таблица 4

Поступление и использование земельного налога в Балтачевском районе Республики Башкортостан в 1999—2008гг.

Год Поступило средств от земельного налога, тыс. руб. Использование земельного налога

Повышение плодородия почв Инвентаризация земель Обустройство территории Прочее

Ike. руб. % Ike. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %

1999 412 74 18 32 7,8 56 13,6 250 60,7

2000 636 129 20,3 15 2,4 38 6 454 71,4

2001 527 98 18,6 26 4,9 44 8,3 359 68,1

2002 1 700 217 12,8 11 0,6 17 1 1455 85,6

2003 1 252 632 50,5 67 5,4 30 2,4 523 41,8

2004 1 763 785 44,5 38 2,2 63 3,6 877 49,7

2005 1 255 357 28,4 45 3,6 87 6,9 766 61

2006 1 331 678 50,9 173 13 25 1,9 455 34,2

2007 892 567 63,6 98 11 23 2,6 204 22,9

2008 2 488 1234 49,6 216 8,7 18 0,7 1 020 41

2009 3 107 2 100 67,6 74 2,4 52 1,7 881 28,4

Источник, финансовое управление администрации Балтачевского района.

земельного налога. Ставка земельного налога на 1 га сельскохозяйственных угодий выросла в 9 раз, а сумма земельного налога только на75,3 %.

В настоящее время одной из актуальных проблем является распределение средств земельного налога. Полученные от земельного налога средства направляются на финансирование мероприятий по землеустройству: ведению земельного кадастра; мониторингу, охране земель; повышению плодородия почв; освоению новыхземель, атакже по инженерному и социальному обустройству территорий.

Конкретизацию направлений использования поступлений от земельного налога ежегодно определяют местные органы самоуправления. Так, в Балтачевском районе, расположенном в лесостепной зоне республики, на 01.01.2010 использование земельного налога по целевому назначению (повышение плодородия почвы, инвентаризация земель, обустройство территории) составило 71,6% всех поступлений. Остальные средства (28,4%) были направлены на нецелевое использование: общегосударственные вопросы, социальная политика, образование, здравоохранение и т.д. (табл. 4).

В 2009 г. по сравнению с 1999 г. поступление земельного налога увеличилось на 2 695тыс. руб., или в 7,5 раза. При этом использование земельного налога по целевому назначению увеличилось на 2 064тыс. руб., или в 14 раз, в том числе на повышение плодородия почвы — в 28 раз, на инвентаризацию земель — в 2 раза. На нецелевое использование средств земельного налога в 2009 г. было направлено 881 тыс. руб., что превысило уровень 1999г. на 631 тыс. руб., или в 3,5 раза.

Как показывают исследования, средств местного бюджета недостаточно для достижения высоких результатов сельскохозяйственного производства. Поэтому возникает необходимость всесторонней государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основная цель изъятия земельной ренты в виде земельного налога — это стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Список литературы

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2008 году. Уфа: Мир печати, 2009.

2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 1Э6-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2004 № 141-ФЗ.

5. О государственной кадастровой оценке земель: постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945.

6. Оплатезаземлю: Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1.

7. О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-3.

8. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.