Научная статья на тему 'Мониторинг рынка труда как условие формирования эффективного имиджа вуза'

Мониторинг рынка труда как условие формирования эффективного имиджа вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY EDUCATION / МОНИТОРИНГ / MONITORING / МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА / MONITORING OF THE LABOUR MARKET / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / EMPLOYMENT OF GRADUATES / ЭФФЕКТИВНЫЙ ИМИДЖ ВУЗА / THE EFFECTIVE IMAGE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумилова Ольга Николаевна

Важным условием повышения привлекательности вуза на рынке образовательных услуг, повышения его конкурентоспособности является создание эффективного имиджа. Под эффективным имиджем понимается целенаправленный имидж, отвечающий ожиданиям и запросам потребителей образовательных услуг. В структуре имиджа вуза выделяются следующие компоненты: имидж образовательной услуги; имидж потребителей образовательных услуг; внутренний имидж организации; имидж ректора вуза и Ученого совета; имидж персонала это собирательный, обобщенный образ преподавательского состава; социальный имидж организации; визуальный имидж организации; бизнес-имидж организации. Один из важнейших показателей эффективного имиджа вуза качественная подготовка специалистов, востребованность выпускников на рынке труда. Согласование предложения представителей образовательных услуг со спросом рынка труда лежит в основе проведения вузом маркетинговых исследований, в частности мониторинга рынка труда с целью выявления наиболее перспективных (в плане востребованности) направлений подготовки. Систематический мониторинг рынка образовательных услуг и рынка труда, нацеленный на оценку возможностей системы профессионального образования и определение текущей величины потребности экономики в кадрах, должен явиться основным инструментом для корректировки прогнозов кадровой потребности экономики конкретного региона при формировании заказа на подготовку кадров. Проведение мониторинга конкретным вузом позволяет оперативно и грамотно реагировать на любые изменения между спросом и предложением в сфере занятости, а также планировать и реализовывать активную политику на рынке труда, а при необходимости вносить коррективы в перечень реализуемых направлений подготовки. Таким образом, важнейшими показателями эффективного имиджа любого вуза является востребованность выпускников на рынке труда. При этом, векторными направлениями взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда являются: целевая подготовка специалистов на основе нужд предприятий, создание системы сетевого взаимодействия отраслевых объединений, ассоциаций работодателей, вузов с целью формирования квалификационных требований к выпускникам, разработка единой системы по оценке качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABOR MARKET MONITORING AS A CONDITION OF FORMATION OF EFFECTIVE IMAGE OF THE UNIVERSITY

An important condition for increasing the attractiveness of the University on the educational services market, improve its competitiveness is to create an effective image. Under the effective image refers to a focused image that meets the expectations and needs of the consumers of educational services. In the image structure of the University includes the following components: the image of educational services; the image of the consumers of educational services; internal image of the organization; the image of the rector of the University and the Academic Council; the image of the staff is a collective, generalized image of the teaching staff; social image of the organization; visual image of the organization; the business image of the organization. One of the most important indicators of effective image of the University quality training of specialists, the demand for graduates in the labour market. Approval of the proposal of the representatives of educational services with the demand of the labor market underlies the conduct of University Mar market research, in particular monitoring of the labour market in order to identify the most promising (in terms of demand) training areas. Systematic monitoring of the educational services market and the labour market, aimed at assessing the capabilities of the system of vocational education and the determination of the present value of the economic needs in personnel, should be the primary tool for adjusting forecasts staffing needs of the economy of a particular region when ordering on training. Monitoring specific University allows you to quickly and competently respond to any changes between supply and demand in the employment field, as well as to plan and implement an active policy on the labour market, and, if necessary, to make adjustments to the list of feasible directions of preparation. Thus, the most important indicators of effective image of any University are the demand for graduates in the labour market. In this case, the vector directions of interaction of the educational services market and the labour market are: target training employees based on the needs of enterprises, the establishment of a system of networking industry associations, employers ' associations, universities to form qualification requirements to the graduates, the development of a unified system for assessing the quality of education.

Текст научной работы на тему «Мониторинг рынка труда как условие формирования эффективного имиджа вуза»

В. И. Шуляр

ИНТЕГРАЦИЯ КАК БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП КОНСТРУИРОВАНИЯ ...

1НТЕГРАЦ1Я ЯК БАЗОВИИ ПРИНЦИП КОНСТРУЮВАННЯ СУЧАСНОГО УРОКУ Л1ТЕРАТУРИ

© 2015

В. I. Шуляр, кандидат педагопчних наук, доцент, заслужений учитель Укра!ни Миколагвсъкий обласний институт тслядипломног педагог1чног oceimu, Миколагв (Украгна)

Анотащя: автором окреслено деяш напрямки штеграцшних процеав у систем1 литературно! освгти школяр1в та запропоновано глосарш для заповнення понятшно-термшолопчного поля професшно-фахово! д!яльносп вчителя-словесника.

Ключовi слова: штегращя, штегращя як методичне поняття, штегращя в систем! литературно! осв!ти, !нтегрований компетентшсно-д!яльшсний урок л!тератури, !нтегративний компетентн!сно-д!яльн!сний урок лттератури.

INTEGRATION AS A BASIC PRINCIPLE OF CONSTRUCTION MODERN

LITERATURE LESSON

© 2015

V. I. Shuliar, candidate of pedagogical sciences, associate professor, deserved teacher of Ukraine

Mykolaiv Regional Institute Of Postdegree Pedagogical Education, Mykolaiv (Ukraine)

Abstract. The author outlines some areas of integration processes in the system of literary education of students and asked to fill out a glossary of concepts and terminology of vocational and professional fields of language and literature teacher.

Keywords: integration, integration as a methodological concept, the integration of the system of literary education, integrated competency-activity lesson literature, integrative competence and activity lesson literature.

УДК 378

МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИМИДЖА ВУЗА

© 2015

О. Н. Шумилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация. Важным условием повышения привлекательности вуза на рынке образовательных услуг, повышения его конкурентоспособности является создание эффективного имиджа. Под эффективным имиджем понимается целенаправленный имидж, отвечающий ожиданиям и запросам потребителей образовательных услуг. В структуре имиджа вуза выделяются следующие компоненты: имидж образовательной услуги; имидж потребителей образовательных услуг; внутренний имидж организации; имидж ректора вуза и Ученого совета; имидж персонала - это собирательный, обобщенный образ преподавательского состава; социальный имидж организации; визуальный имидж организации; бизнес-имидж организации. Один из важнейших показателей эффективного имиджа вуза - качественная подготовка специалистов, востребованность выпускников на рынке труда. Согласование предложения представителей образовательных услуг со спросом рынка труда лежит в основе проведения вузом маркетинговых исследований, в частности - мониторинга рынка труда с целью выявления наиболее перспективных (в плане востребованности) направлений подготовки. Систематический мониторинг рынка образовательных услуг и рынка труда, нацеленный на оценку возможностей системы профессионального образования и определение текущей величины потребности экономики в кадрах, должен явиться основным инструментом для корректировки прогнозов кадровой потребности экономики конкретного региона при формировании заказа на подготовку кадров. Проведение мониторинга конкретным вузом позволяет оперативно и грамотно реагировать на любые изменения между спросом и предложением в сфере занятости, а также планировать и реализовывать активную политику на рынке труда, а при необходимости - вносить коррективы в перечень реализуемых направлений подготовки. Таким образом, важнейшими показателями эффективного имиджа любого вуза является востребованность выпускников на рынке труда. При этом, векторными направлениями взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда являются: целевая подготовка специалистов на основе нужд предприятий, создание системы сетевого взаимодействия отраслевых объединений, ассоциаций работодателей, вузов с це-льюформирования квалификационных требований к выпускникам, разработка единой системы по оценке качества образования.

Ключевые слова: качество образования, мониторинг, мониторинг рынка труда, сетевое взаимодействие, трудоустройство выпускников, эффективный имидж вуза.

В «Стратегии инновационного развития России» определено, что в условиях глобализации и перехода к информационному обществу перевод российской экономики на инновационный путь развития является безальтернативным вариантом. При этом приоритетная роль в формировании и реализации стратегии обновления и развития экономики на инновационной основе принадлежит высшей школе как важнейшему источнику интеллектуального потенциала.

Для комплексной реализации потенциала вуза необходимы скоординированные усилия как образовательных учреждений, объединяющих свои образовательные, научные, технологические и кадровые ресурсы для эффективной подготовки кадров и научно-инновационной деятельности, так и основных потребителей результатов деятельности вузов - реального сектора экономики.

Важным условием повышения привлекательности вуза на рынке образовательных услуг, повышения его конкурентоспособности является создание эффективного имиджа.

Появление понятия «имидж вуза» в России в середине 90-х годов XX столетия обусловлено обострением конкуренции на рынке образовательных услуг и формированием собственно образовательной сферы услуг. Имидж становится неотъемлемой частью любой организации, направляющей свои действия на формирование благоприятной репутации в условиях рыночной экономики для установления гармоничных отношений с общественностью.

Под эффективным имиджем понимается целенаправленный имидж, отвечающий ожиданиям и запросам потребителей образовательных услуг. Для хорошо из-

О. Н. Шумилова педагогические

МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ... науки

вестных вузов задача построения эффективного имиджа является несложной, поскольку приобретенный ранее имидж помогает выдерживать конкуренцию. Труднее приходится новым, недавно появившимся на рынке образовательных услуг региональным вузам. В этих условиях для формирования эффективного имиджа, служащего инструментом поддержания конкурентоспособности на рынке образования, необходима система мер на концептуальном уровне. Проблема формирования эффективного имиджа вуза нашла отражение в трудах многих ученых [1-8], но наибольший интерес в контексте нашего исследования заслуживают работы В. П. Сидоровой [9, 10], в которых автор предпринимает попытку реализации системного подхода к построению эффективного имиджа вуза.

В основе совокупности представлений об организации в различных сферах общественных отношений, в которых она себя позиционирует, лежит кластерный подход (В. В. Менщикова и Э. П. Утлик). Кластер - маленькая ячейка-образ, занимающая определенную позицию в информационном пространстве [11]. Применительно к вузу можно выделить следующие представления, с позиции которых он оценивается:

1. Об истории вуза, его традициях, репутации: «существует долгое время», «здесь учились известные личности», «этот университет - дорога в жизнь», «сотрудничает с зарубежными университетами».

2. О личности ректора: «во главе стоит солидный, умный и прогрессивный человек».

3. Об особенностях паблисити - рекламной известности: «хорошие отзывы», «много слышал о нем», «самый популярный в области».

4. О социальной деятельности: «бесплатное обучение инвалидов, сирот», «отсрочка от армии», «организация социальных проектов».

5. О фирменном стиле: «красивая эмблема», «яркий слоган», «запоминающийся гимн», «красивое здание».

6. Об этичности деятельности и отношений: «сессию можно самому сдать, взяток не берут», «правила договоров соблюдаются».

Таким образом, совокупность представлений об институте, живущих в сознании людей, - ценный материал для формирования имиджа вуза.

В структуре имиджа вуза Н. К. Моисеева выделяет 8 компонентов [12, с. 78].

1. Имидж образовательной услуги - представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга. Дополнительные услуги (атрибуты) - это то, что обеспечивает вузу отличительные свойства. Представления: качество образования, новые специальности, специализации, степень после окончания вуза, стоимость услуги, уровень зарубежных связей.

2. Имидж потребителей образовательных услуг включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей. В данном случае необходимо рассматривать не представления, а реакцию и оценку потребителей относительно имиджа вуза.

3. Внутренний имидж организации - это представления преподавателей и студентов о вузе. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально-психологический климат. Представления: инновационность, финансовая устойчивость, возможность получения высокой заработной платы, стипендии, система духовных ценностей, наличие групп КВН и других творческих групп, театра.

4. Имидж ректора вуза и Ученого совета включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности.

5. Имидж персонала - это собирательный, обобщенный образ преподавательского состава. Представления: профессиональная компетентность, мобильность, ак-154

куратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, профессиональная, высококвалифицированная подготовка; культура; коммуникабельность (приветливость в общении, улыбчивость), правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей. Имидж формируется на основе прямого контакта с преподавателем вуза. При этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» вуза, по которому судят об институте в целом.

6. Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества. Представления: бесплатное обучение детей-инвалидов методом дистанционных технологий, сирот, отсрочка от армии, взаимодействие с другими структурами социальной системы общества.

7. Визуальный имидж организации - представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации. Фирменный стиль является главной составляющей осязаемого имиджа вуза, он является основой при разработке философии университета, при создании внутреннего и личного имиджа. К визуальному имиджу можно отнести и Интернет-представительство, когда вуз позиционирует себя с помощью сайта. Представления: символика вуза имеет давнюю традицию и хорошо запоминаема и известна; на сайте вуза можно найти полную информацию о вузе; качественно выполненный сайт.

8. Бизнес-имидж организации - представления об организации как о субъекте деловой активности. В качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, знаменитые выпускники, наличие докторантуры и аспирантуры, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности.

В целом, разделяя эти взгляды, мы делаем акцент на одном из важнейших показателей эффективного имид-жавуза - качественной подготовке специалистов, востребованности выпускников на рынке труда.Качество и эффективность профессионального образования принято измерять по таким критериям, как показатели трудоустройства выпускников образовательных учреждений, уровень конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, показатели безработицы среди молодежи и т.д. В сложившейся российской действительности такие критерии должны стать регуляторами образовательной политики.

Ангаева А. Б. [13] доказывает наличие циклических процессов повышений и спадов спроса, дестабилизирующих рынок образовательных услуг. Так, например, первоначальная нехватка банковских служащих привела к росту их заработной платы и спроса на услуги образования по финансовым дисциплинам. Затем через 5-6 лет пришедшие на рынок труда молодые специалисты создали избыток предложения работников с высшим образованием в сфере финансов и банковского дела. Заработная плата банковских служащих снизилась, и привлекательность данной профессии упала, что уменьшило спрос на этот вид образования. Но большая часть студентов, уже обучающихся по данным специальностям, скорее всего, будут продолжать учебу, и избыточное предложение на рынке труда финансистов сохранится еще несколько лет. Однако со временем число студентов, обучающихся по данной специальности, будет все уменьшаться и приток финансистов труда на рынок труда окажется ниже спроса на них. Результатом станет новое повышение заработной платы банковских служащих и новый виток роста спроса на этот вид образования.

Согласование предложения представителей образовательных услуг со спросом рынка труда и лежит в основе проведения вузом маркетинговых исследований, в частности - мониторинга рынка труда с целью выяв-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10)

О. Н. Шумилова

МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

ления наиболее перспективных (в плане востребованности) направлений подготовки.Постоянный и своевременный мониторинг должен давать ясное представление о состоянии, проблемах, прогнозах ситуации на региональных рынках труда. Согласно этому необходимо определять и составлять основные и дополнительные образовательные программы, а также требования к качеству подготовки.

В толковых словарях мониторинг понимается как «специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза» [14, с. 188]. Мониторинг рынка труда представляет собой «длительное наблюдение за процессами занятости населения и основных составляющих рынка труда через определенные промежутки времени, основанное на едином методологическом и методическом подходе к сбору, обработке, анализу получаемой информации» [15, с. 32].

Систематический мониторинг рынка образовательных услуг и рынка труда, нацеленный на оценку возможностей системы профессионального образования и определение текущей величины потребности экономики в кадрах, должен явиться основным инструментом для корректировки прогнозов кадровой потребности экономики конкретного региона при формировании заказа на подготовку кадров. Проведение мониторинга конкретным вузом позволяет оперативно и грамотно реагировать на любые изменения между спросом и предложением в сфере занятости, а также планировать и реализовы-вать активную политику на рынке труда, а при необходимости - вносить коррективы в перечень реализуемых направлений подготовки. Отсутствующая в настоящее время эффективная система мониторинга в сфере образования и трудоустройства выпускников «не позволяет своевременно транслировать изменения потребностей бизнеса в квалифицированных кадрах в систему регионального профессионального образования» [16, с. 16].

Однако при использовании результатов мониторинга в вузовской политике подготовки кадров могут возникнуть следующие трудности [17]:

- неполная информация для целей кадрового прогнозирования;

- закрытость и недостаточная объективность информации;

- отсутствие единых стандартов в сфере сбора информации о состоянии спроса и предложения рабочей силы;

- сложность определения величины дополнительного и инвестиционного кадрового спроса;

- отсутствие возможности структурировать текущую и перспективную кадровую потребность по видам экономической деятельности, уровням профессиональной подготовки квалификациям специалистов.

С целью решения указанных проблем следует необходимо обеспечить соответствие мониторинга рынка труда следующим принципам [18-21]:

1. Целенаправленность. Обеспечениенацеленности системы мониторинга на решение конкретных управленческих задач.

2. Системный подход и комплексность. Предполагает наблюдение за рынком труда как за целостной крупной системой.

3. Полнота охвата. Мониторинг должен охватывать все занятое население, незанятое население (как будущий потенциал занятости), а также важнейшие составляющие рынка труда.

4. Потребность в учете объективного и субъективного. Мониторинг рынка труда должен учитывать как объективные данные (например, характеризующие изменение численности занятых или безработных), так и результаты оценки гражданами положения с занятостью, мотивацию их занятости и незанятости, самоидентификацию по доходам и др.

5. Периодичность и регулярность получения информации, а также ее достоверность и своевременность.

6. Адекватность методов сбора информации по объекту исследования. Наряду со статистическими необходимо использовать социологические методы сбора информации.

7. Сравнимость и преемственность показателей. В течение длительного времени основная часть показателей должна быть постоянной для того, чтобы обеспечить возможность сравнения показателей с данными предшествующих периодов или с данными других регионов.

8. Экономичность. Мониторинг должен обеспечивать получение значимых фактов, но при этом иметь направленность на минимизацию наблюдений, не создавать избыточность информации.

В сфере же профессионального образования мониторинг необходим в ситуациях перехода от стабильного, неизменного состояния к состоянию развития, потому что в таком случае возникает необходимость осознанного воздействия на ситуацию (а это, в свою очередь, требует отслеживания текущей ситуации).

Таким образом, важнейшими показателями эффективного имиджа любого вуза является востребованность выпускников на рынке труда, эта задача может быть решена при проведении мониторинга рынка труда, призванного определить перспективу кадровых потребностей экономики.При этом, векторными направлениями взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда являются: целевая подготовка специалистов на основе нужд предприятий, создание системы сетевого взаимодействия отраслевых объединений, ассоциаций работодателей, вузовс цельюформирования квалификационных требований к выпускникам, разработка единой системы по оценке качества образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волкова В. В. Формирование современного имиджа гуманитарного вуза. М. : МГЭИ, 2008. 342 с.

2. Кривоносов И. А. Программа формирования благоприятного имиджа вуза как инструмент социального управления // Известия СПбУЭФ. 2011. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.03.2015).

3. Павлов С. Н. Основные положения концепции формирования эффективного имиджа вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.03.2015).

4. Павлов С. Н. Информационный фактор в формировании имиджа вуза // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-3.[Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 02.03.2015).

5. Пискунова Т. Н. Условия и фактор формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: автореферат на соискание ученой степени кандидат психологических наук. М. : 1998. 23 с.

6. Скрипкина А. В. Концепция формирования имиджа региональных вузов социокультурной сферы // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.03.2015).

7. Хаванов А. В. Решение проблемы корпоративного имиджа в условиях российских реформ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород. 2000. 23 с.

8. Шатохина С. И. Формирование медийного имиджа инновационного вуза (на примере БелГУ): Автореф. дис. ... канд. филолог. Наук. Воронеж, 2012. 19 с.

9. Сидорова В. Л. Управление формированием и распространением имиджа вуза: Автореф. ... дис. канд. соц. Наук. Белгород, 2011. 19 с.

10. Сидорова В. Л. Формирование эффективного имиджа вуза // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2008. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 27.02.2015).

11. Менщикова В. В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью, службами ПР : авто-реф. дис. канд. психол. наук / В. В. Менщикова. М. :

О. Н. Шумилова

МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ .

1998. 186 с.

12. Моисеева Н. К. Маркетинг / Н. К. Моисеева // Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения. 1999. № 5. С. 77-81.

13. Ангаева А. Б. Анализ востребованности выпускников вузов на рынке труда // Вестник БГУ. 2009. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 03.03.2015).

14. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. М. : НОРМА, 2000. 488 с.

15. Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Мониторинг рынка труда как необходимое условие эффективного управления трудовым потенциалом города // Научные записки НГАЭиУ. 2004. Вып. 1. С. 32-37.

16. Разнова Н. В., Филимоненко И. В. Мониторинг кадровой потребности региональной экономики как инструмент эффективного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда // Вестник Краснояр. гос. аграр. ун-та. 2012. № 4. С. 16-24.

17. Постановление Правительства РФ от 22.03.1995 № 291 «Об утверждении Положения о всероссийском

мониторинге социально-трудовой сферы» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Эдвайзер. Электрон. дан. 2007-2013. URL: http://www. ad-viser.su (датаобращения: 24.03.2013).

18. Герман М. В., Далибожко А. И. Мониторинг рынка труда в условиях инновационного развития общества // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. № 2 (22). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.03.2015).

19. Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Мониторинг рынка труда как необходимое условие эффективного управления трудовым потенциалом города // Научные записки НГАЭиУ. 2004. Вып. 1. С. 32-37.

20. Ляховская Н. Мониторинг рынка труда: задачи и специфика [Электронный ресурс] // Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом. Электрон. дан. 2006-2013. ияЬ: http://www. pro-personal.ru (дата обращения: 27.03.2013).

21. Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда / под ред. М. А. Боровской. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 336 с.

THE LABOR MARKET MONITORING AS A CONDITION OF FORMATION OF EFFECTIVE IMAGE OF THE UNIVERSITY

© 2015

O. N. Shumilova, the candidate of pedagogical sciences, the docent of the chair «Humanities»

Nizhny Novgorod State Engineer-Economic Institute, Knyaginino (Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. An important condition for increasing the attractiveness of the University on the educational services market, improve its competitiveness is to create an effective image. Under the effective image refers to a focused image that meets the expectations and needs of the consumers of educational services. In the image structure of the University includes the following components: the image of educational services; the image of the consumers of educational services; internal image of the organization; the image of the rector of the University and the Academic Council; the image of the staff is a collective, generalized image of the teaching staff; social image of the organization; visual image of the organization; the business image of the organization. One of the most important indicators of effective image of the University quality training of specialists, the demand for graduates in the labour market. Approval of the proposal of the representatives of educational services with the demand of the labor market underlies the conduct of University Mar market research, in particular monitoring of the labour market in order to identify the most promising (in terms of demand) training areas. Systematic monitoring of the educational services market and the labour market, aimed at assessing the capabilities of the system of vocational education and the determination of the present value of the economic needs in personnel, should be the primary tool for adjusting forecasts staffing needs of the economy of a particular region when ordering on training. Monitoring specific University allows you to quickly and competently respond to any changes between supply and demand in the employment field, as well as to plan and implement an active policy on the labour market, and, if necessary, to make adjustments to the list of feasible directions of preparation. Thus, the most important indicators of effective image of any University are the demand for graduates in the labour market. In this case, the vector directions of interaction of the educational services market and the labour market are: target training employees based on the needs of enterprises, the establishment of a system of networking industry associations, employers ' associations, universities to form qualification requirements to the graduates, the development of a unified system for assessing the quality of education

Keywords: quality education, monitoring, monitoring of the labour market, networking, employment of graduates, the effective image of the University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.