экономические науки
О.Ю. Щербакова
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ...
УДК 316.334.22
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И СПРОСА РЫНКА ТРУДА
© 2015
О.Ю. Щербакова, кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Формирование и реализация кадрового потенциала зависит от всех образовательных структур, но особенно от высшего профессионального образования. Траектория всего кадрового потенциала выявляется в формировании степени интеграции рынков труда и образовательных услуг. Важно определить, какие процессы включает в себя образовательная услуга, какие ее составляющие являются образующими элементами, которые отражаются при выборе той или иной специальности у абитуриента. Дисбаланс проявляется в противоречиях рынков труда и образовательных услуг: между спросом работодателя и его возможностью обеспечить рабочими местами выпускников, между предложением молодых кадров в качестве рабочей силы и возможностью трудоустройства; в нестабильности и кардинальных изменениях структуры рынка труда, которые заранее лишают перспективных рабочих мест будущих молодых специалистов. Увеличение количества учебных заведений в условиях кризисной демографической ситуации, которая характеризуется уменьшением потребителей образовательных услуг, провоцирует повышение собственной активности за счет набора на престижные специальности без учета их востребованности на рынке труда. Это в свою очередь усиливает напряженность в реализации кадрового потенциала, который в данной ситуации нуждается в переподготовке для повышения своей востребованности на рынке труда. Увеличиваются лагуны не заполняемых рабочих мест, таким образом, усиливается противоречие социальной мобильности рынка образовательных услуг и готовности регионального рынка труда перестроиться на процесс интеграции. Иными словами, рынок труда на данный момент не готов сам по себе выступать эффективным инструментом реализации кадрового потенциала. Для решения обозначенных проблем необходимо проводить постоянные мониторинги.
Ключевые слова: кадровый потенциал, рынок труда, рыночные отношения, вуз, взаимодействие, трудоустройство выпускников, практические навыки, образовательные услуги.
В докладе Европейской комиссии обращается внимание на то, что основу экономики и общества, ориентированного на знания, составляют четыре важных компонента: производство знаний, передача знаний при помощи образования, распространение знаний через СМИ и использование знаний в различных технологических нововведениях.
В условиях рыночных отношений при росте конкуренции между вузами возрастает значение средств коммуникации внутри социума, благодаря которым различные социальные группы получают информацию об образовательных услугах и о запросе на них на рынке труда. Рынок труда и рынок образовательных услуг диалектически взаимосвязаны, хотя подчас их отношения не бывают гармоничными. Они требуют подробного изучения, поскольку результаты их взаимодействия отражаются на общей экономике страны. Вуз признается «социально ответственным субъектом, который обязан отдавать отчет обществу в своих действиях и поступках» [1], при этом прибыль становится необходимым условием функционирования, но не конечной целью. Деятельность рассматриваемой системы направлена, на наш взгляд, это важно отметить, не на увеличение образовательных услуг, не на повышение конкурентоспособности, а важнее всего - это ее направленность на обеспечение и поддержание интеллектуального воспроизводства страны, которые формируют ее потенциал, благодаря качеству образования и благодаря научным школам, фундаментальным разработкам, которые выступают гарантом стабилизации развития страны. Важнее выработать критерии, которые бы определяли факторы функционирования вузов в новых рыночных условиях и критерии результативности для выпускников вузов, как специалистов профессий, необходимых для нынешней ситуации на рынке труда.
Успешность мероприятий по модернизации образования должна оцениваться востребованностью продукта образования, который был получен в результате этих мероприятий. Основным результатом качества образования является кадровый потенциал, то есть выпускник вуза. Его востребованность на рынке труда, оценка работодателем его опыта, умения и навыка создают условия реализации его потенциала как специалиста.
Результаты исследования [2] трудоустройства выпускников показали, что распределение выпускников по сферам деятельности наглядно демонстрирует: 30%
в сфере образования и науки; 15% - автомобилестроение (на ВАЗе и его дочерних предприятиях); 10% - химическая промышленность; 7% - строительство, коммерческая деятельность, различные промышленные предприятия; 5% - машиностроение, органы управления, сфера финансов и страхового бизнеса;
3% - транспорт и связь, здравоохранение; 2% - сфера торговли, бытового обслуживания, сфера ЖКХ, правоохранительные органы, сфера культуры.
Как мы видим, лидирует область образования и науки, что является подтверждением авторитета ТГУ как научно-исследовательского центра региона. Его ориентацию на потребности города как градообразующего университета демонстрируют показатели занятости в производстве и промышленности, которые находятся на второй позиции опроса.
Среди условий, которые затрудняют поиск работы, выпускники на первое место относят «недостаток рабочих мест» - 66,67% (его отметили респонденты, которые на момент опроса являлись домохозяйками или безработными). На второе место выпускники отнесли проблему «низкая оплата труда» - 50% (которая больше коснулась области промышленных предприятий и преимущественно респондентов женского пола - 43,75%, что объясняется специфичной гендерной ситуацией на рынке труда в целом).
В сравнении с предыдущими годами, общая ситуация трудоустройства остается неоднозначной. Доля респондентов, которые считают, что по специальности для них устроится сложно - увеличилась в четыре раза, а тех, кто считает это сложным, но возможным снизился всего на одну позицию. Экономическая инфраструктура города не изменилась кардинально, она по-прежнему стабильна, поскольку новых предприятий, которые могли считаться достаточно крупными по обеспечению рабочих мест, в городе не появилось. Наибольшие показатели относятся к ответу «работу найти трудно, но можно», их отметили представители ВАЗа, промышленного производства и бюджетной сферы. Представители банков в большинстве считают, что в их сфере можно устроиться легко - 100%. По этой позиции расхождения в гендерной характеристике различий не обнаружено.
Динамика трудоустройства выпускников по показателям временного периода демонстрирует незначительные различия, но приоритет остается за теми выпускниками, которые определились на 5 курсе университета.
О.Ю. Щербакова экономические
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ... науки
Успешность их трудоустройства объясняется наиболее реалистичным отношением к поиску работы, они наиболее способны ориентироваться на сегодняшний спрос рынка труда. Количественный показатель таких респондентов составил 23%. Временной период по принятию решения по трудоустройству характеризуется следующим образом: 22% выпускников ТГУ определяются с будущей работой уже на 4-5 курсах, данное утверждение принадлежит по количественному показателю юношам (каждый четвертый респондент), которые являются работниками ВАЗа, сферы малого и среднего бизнеса, банка и промышленных предприятий. Заметно сократились и сроки поиска работы по специальности среди будущих молодых специалистов. Около 30% выпускников отмечают, что уже работали до поступления в ТГУ. Такой ответ наиболее характерен для работающих в сфере ВАЗа, бюджетной сфере, промышленных предприятий, работе по найму. У 7% респондентов на поиски работы уходит - от полугода до года, у 2% - более года.
Приоритетным условием, которое повышает шанс в поиске и трудоустройстве на работу, по показателям является «наличие опыта работы по профессии» - около 80%, так считают работники ВАЗа, промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса. В диапазоне от 42% - 50% разместились условия: знание иностранного языка, умение работать на компьютере, высокий уровень профессиональной подготовки, востребованная профессия. В пределах 33% - 38% находятся личные связи, знакомства, возраст, умение находить общий язык с разными людьми (причем девушки вдвое чаще указывали на эти признаки, чем юноши). То, что пол играет решающую роль при трудоустройстве, отметили лишь 21% респондентов, чаще всего это ответы девушек, находящихся в категории «домохозяйка, безработный», поэтому есть вероятность субъективного взгляда на данную ситуацию. Выявление уровня подготовки будущих специалистов позволяет спрогнозировать их соответствие требованиям работодателей. Большинство респондентов не разочаровались в выборе вуза и по-прежнему убеждены в своем правильном решении - 75%. Число тех, кто считает, что ошиблись, составляет - 4,17%.
По мнению выпускников, преимуществом обучения в ТГУ, является широкий выбор специальностей -70.83%, наличие военной кафедры и бюджетных отделений - 66% и 62% соответственно, для сравнения, на 2004 год показатели по аналогичным ответам составляли всего 27% и 16% соответственно. Для каждого четвертого респондента в число достоинств ТГУ входит наличие военной кафедры - 80% ответов у юношей. Также выпускники отметили среди других преимуществ обучения в ТГУ: сильный преподавательский состав, традиции высшей школы, возможность не уезжать из города, высокий престиж диплома, высокое качество образования, их показатель составил - 20-34%.
Среди недостатков, выпускники отметили по наиболее приоритетным показателям, недостаточную техническую базу - 37,5 % и неудовлетворительное состояние аудиторий - 37,5%. Причем рассматриваемые данные, различаются гендерной характеристикой, поскольку у юношей остается первый недостаток приоритетным - 50%, тогда как у девушек приоритетным является недостаточное число бюджетных мест - 50% и высокая плата за обучение. Указанные различия следует объяснить тем, что юноши отдают предпочтение тем специальностям, которые не интересуют девушек.
В свободной форме выпускники высказали другие претензии к качеству полученной в ТГУ профессиональной подготовки, в том числе: недостаточный объем практики, прохождение ее не по специальности - 44%; оторванность профессиональной подготовки от реальных условий работы, поверхностные представления о реальном месте работы (приходится доучиваться на местах) - 36% ответов; недостаточная актуальность материала, оторванность от реальной жизни, недостаточный 208
учет требований рынка - 8%; несправедливое отношение к студентам отдельных преподавателей - 25%; не даются навыки ведения бизнеса в условиях рыночной экономики; недостаток знаний по экономике, праву, инновационному менеджменту - по 1% ответов. Данные высказывания демонстрируют готовность выпускников получать больше информации о рынке труда и сотрудничать с ним.
В оценке материальных затрат за период обучения преимущественная доля выпускников считает, что затраты оправданы - 79,17%. 12,5% опрошенных ответили, что не оправданы. При этом чаще так считают девушки, относящиеся к категории домохозяйка/безработный.
В целом выпускники ТГУ чаще нуждаются в расширении возможностей для приобретения практических навыков по своей специальности, а также испытывают дефицит правовых и экономических знаний. По мнению большинства опрошенных, основными направлениями дополнительной подготовки должно быть: расширение возможностей получения студентами практического опыта и производственной практики - около 67% ответов, углубленная подготовка по информационным технологиям независимо от получаемой студентом специальности - 63% и целенаправленное развитие у студентов коммуникативных качеств - рост с 41% до 67%.
В свободной форме респонденты отметили, какие знания и умения необходимы сегодняшнему выпускнику для успешного трудоустройства. Лидером рейтинга является умение представить себя - 70% , по 30% - знание спроса и предложения на рынке труда, умение планировать карьеру, умение составлять резюме; по 26%
- представление об общей ситуации на рынке труда, перспективы развития рынка труда, знания о востребованных специальностях, умение вести переговоры с работодателями.
Реализацию дальнейших профессиональных планов, выпускники представляют себе следующим образом: 63% выпускников намерены искать другую работу, поскольку одной из основных причин является смена места работы для того, чтобы повысить свой заработок, так считают - 79% и другая причина - возможность карьерного роста - 61%. Наиболее актуален данный вопрос для выпускников, работающих в области здравоохранения, финансов, страховании и органов управления, транспорте и связи, автомобилестроении.
Не намерены менять работу 37% выпускников, к ним относятся представители науки, образования, коммерческой деятельности, промышленности. Другая группа респондентов - 40% видят возможность повысить свою квалификацию, которая значима для коммерческой деятельности, строительства, ЖКХ, здравоохранения. В пределах 13% - 18% - располагаются ответы: желание работать по другой профессии, стремление улучшить условия труда, более удобное расположение места работы. Около 50% выпускников ТГУ выражают желание совершенствоваться в полученной профессии, повышать свою квалификацию, 35% - освоят еще одну профессию, либо постараются поменять место работы, 2%
- выразили намерение открыть свое дело.
На основании проведенного анализа следует вывод, что перспективы развития рынка труда и реализации кадрового потенциала в регионе неоднозначны и сложны. Во-первых, происходит переориентация молодых специалистов из промышленной сферы деятельности в другие отрасли, не связанные с производством, что связано с тенденцией сокращения штатных сотрудников на предприятиях. Это подтверждается и ситуацией, в которой производство использует в своем сотрудничестве с вузами прагматический подход, который проявляется в небольшой доле работодателей, четко планирующих набор кадров на производство по целевой подготовке. Показатель уменьшения общего количества предприятий, готовых взять молодых специалистов, также де-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10)
экономические науки
О.Ю. Щербакова
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ...
монстрирует, что предприятия, ограничивая себя в более молодых перспективных кадрах, не заинтересованы в мобильном развитии. Их больше устраивает стабильное состояние, благодаря уже сформировавшемуся трудовому коллективу.
Во-вторых, на рынке труда Тольятти мы наблюдаем перераспределение рабочей силы из промышленного сектора в социальный. Так, например, дефицит кадров испытывают бюджетные сферы, сферы обслуживания и т.д., отсюда возрастает тенденция к увеличению потребности специалистов со средне - специальным образованием, а не с высшим, так как в организациях меньшего масштаба нет необходимости иметь большое количество кадров с высшим образованием. Хотя, несомненно, если это связано со сферой образования, то будут востребованы наоборот высококвалифицированные специалисты с высшим образованием.
В-третьих, требования к практическим навыкам остаются по-прежнему лидирующими как со стороны выпускников, так и со стороны работодателей. При этом работодатели, которые предоставляют площадки для практики, остаются не удовлетворенными. Возможная причина скрывается в изначальном расхождении требований к молодому специалисту у вуза и работодателя.
На наш взгляд, внедрение социально-экономиче-
ских индикаторов интегрированное™ рынков в мониторинг региона позволит определить общие параметры для формирования и реализации кадрового потенциала. Расхождения в требованиях работодателя и предлагаемых им условиях труда свидетельствуют о том, что работодатель не владеет представлениями, каким образом осуществляется подготовка молодых специалистов в рамках учебных учреждениях. Например, молодых специалистов, приходящих на рынок труда не устраивает низкая заработная плата, которую предлагает работодатель. Особенно она характерна для предприятий промышленного производства и организаций бюджетной сферы, поэтому многие выпускники предпочитают устраиваться в коммерческую сферу деятельности, что в свою очередь создает перераспределение на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ниязова М.В. Функции ВУЗа как социально ответственного института// Проблемы современной экономики, N 2 (26), 2008 //URL: http://www.m-economy.ru (Дата обращения: 17.01.15 г.)
2. Исследование «Оценка выпускниками ТГУ качества обучения», проведенного в ноябре 2012 года кафедрой социологии ТГУ методом анкетирования по целевой выборке. N= 365 респондентов (выпускников ТГУ).
THE INTERACTION NEEDS OF THE PERSONNEL POTENTIAL OF THE REGION AND DEMAND OF THE LABOUR MARKET
© 2015
O. Yu. Shcherbakova, candidate of sociological Sciences, senior lecturer Department of Sociology
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: the Formation and realization of human potential depends on all educational institutions, but especially from higher professional education. The trajectory of all human potential is detected in shaping the degree of integration of labour markets and educational services. It is important to determine which processes includes educational service, what its components are forming elements, which are reflected in the choice of a particular specialty of the applicant. The imbalance is evident in the contradictions of labour markets and educational services: between employer demand and its ability to provide jobs for graduates, between the supply of young professionals in the quality of the labour force and employment opportunities; the instability and radical changes in the structure of the labour market, which pre-deprived jobs of the future young professionals. The increase in the number of educational institutions in the crisis of the demographic situation, which is characterized by the decrease of consumers of educational services, provokes the increase of their activity through a series of prestigious professions without taking into account their relevance to the labour market. This in turn increases tension in the realization of human potential, which in this situation needs retraining to improve their employability in the labour market. Increase of the lagoon is not filled jobs, thus increasing the contradiction of social mobility of the educational services market and the willingness of the regional labour market to adjust to the integration process. In other words, the labour market at the moment is not ready by itself to act as an effective instrument for the realization of human potential. To solve the mentioned problems, it is necessary to conduct regular monitoring.
Keywords: human resources, labor market, market, University, communication, employment of graduates, practical skills, and educational services.