Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КАЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

Представлены результаты теоретико-методологического исследования, направленного на содержание мониторинга оценки качества воспитательной деятельности общеобразовательной организации. На базе результатов предыдущих исследований и анализа существующего педагогического опыта предлагается авторское видение мониторинга психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE INSTITUTIONS OF GENERAL EDUCATION DIRECTED TO THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL AND PERSONAL VIABILITY OF STUDENTS

The article deals with the results of the theoretical and methodological studies directed to the monitoring content of the evaluation of the quality of the educational activities of general education. There is suggested the author’s vision of the monitoring of the psychological and pedagogical conditions providing the quality of the educational activities of comprehensive institutions on the basis of the results of the previous studies and the analysis of the pedagogical experience.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ИЗВЕСТИЯ вгпу

5. Третьяков В.Е., Кузьмина И.А. Сетевые технологии при построении системы дистанционного образования в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://ncdo.levsha.ru/Pub/002D.htm (дата обращения: 12.09.2020).

6. Honey P., Mumford H. Manuel of Learning Styles. London, 1992.

7. Knowles M. The Adult Learner: A Neglected Species. Gulf Publishing Company, 1973.

8. Shale D.G. Toward a reconceptualization of distance education: Contemporary issues in American

distance education. Oxford, 1990. P. 333-343. * * *

1. Astafurova T.N., Dudina I.A. English For Students Of Mathematics And Computer Science (Master's Degree). Volgograd, 2014.

2. Bovtenko M.A. Komp'yuternaya lingvodidak-tika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obucha-yushchihsya po napravleniyu 520300 i special'nosti 021700 «Filologiya». M., 2005.

3. German E.A. Teoreticheskaya innovatika: ucheb. posobie. SPb., 2018.

4. Kapterev S.E., Bugrov R.V. Innovacionnaya paradigma obrazovaniya v Rossii v usloviyah globalizacii // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Loba-chevskogo. Ser.: Mezhdunarodnye otnosheniya. Politologiya. Regionovedenie. 2011. № 4(1). S. 280286.

5. Tret'yakov V.E., Kuz'mina I.A. Setevye tekh-nologii pri postroenii sistemy distancionnogo ob-razovaniya v vuze [Elektronnyj resurs]. URL: http:// ncdo.levsha.ru/Pub/002D.htm (data obrashcheniya: 12.09.2020).

Intensification of foreign language teaching in university by the means of the innovative technologies

The urgency of the theme is determined by the social significance of the intensification of the process of the foreign language teaching and the development of new competencies with the help of the innovative educational means. There are considered the peculiarities of the information and communication technologies and the distance technologies of foreign language teaching at the international, regional and local levels and in the context of blended learning and electronic informational educational environment of higher educational institutions.

Key words: intensification, innovation, distance education, blended learning, electronic learning environment.

(Статья поступила в редакцию 02.10.2021)

м.Э. паатова

(Ыайкоп)

мониторинг

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ*

Представлены результаты теоретико-методологического исследования, направленного на содержание мониторинга оценки качества воспитательной деятельности общеобразовательной организации. На базе результатов предыдущих исследований и анализа существующего педагогического опыта предлагается авторское видение мониторинга психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, качество воспитательной деятельности, общеобразовательные организации, жизнеспособность, мониторинг, социально-личностная жизнеспособность, обучающиеся.

Актуальность проведенного исследования. Современные условия неопределенности, стремительных изменений актуализировали проблемы воспитания подрастающего поколения. На государственном уровне уточнено содержательное понимание воспитания как деятельности, направленной на личностное развитие обучающихся. Вместе с тем акцент государства и общества на возрождении системы воспитательной деятельности общеобразовательной организации требует подробного и тщательного изучения всех ее составляющих с целью прогнозирования результативности общего образования как возможной социально-личностной успешности или неуспешности выпускников в будущей жизни. Однако, несмотря на многочисленные ис-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07409мк «Социально-психологические ресурсы жизнеспособности человека в условиях неопределенности».

О Паатова М.Э., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

следования ученых и педагогов-практиков [17; 11; 12; 13-18], определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Основной источник проблем, по нашему мнению, - это не всегда корректное и диагностически проверяемое определение цели и результата мониторинга воспитательной деятельности общеобразовательной организации.

Методологические основания мониторинга качества воспитательной деятельности общеобразовательной организации. Анализ исследовательских и организационно-методических работ, посвященных содержанию мониторинга качества образования [1-7; 11; 12; 13-18], позволяет сделать следующий вывод:

- оценка качества образования заключается в установлении соответствия организационно-педагогических и психолого-педагогических условий достижения образовательной организацией требуемого образовательного результата;

- системно-деятельностный и контекст-но-компетентностный подходы к организации образовательного процесса требуют определения образовательного результата в виде интегрированной компетентности выпускника, объединяющей систему взаимодополняемых компетенций;

- оценка качества образования предполагает констатацию одной из трех позиций (образовательная организация достигла более высокого уровня сформированности запланированного образовательного результата в сравнении с другими идентичными образовательными организациями; образовательная организация достигла сравнимого уровня сфор-мированности запланированного образовательного результата в сравнении с другими идентичными образовательными организациями; образовательная организация не достигла уровня сформированности запланированного образовательного результата в сравнении с другими идентичными образовательными организациями).

Государственные требования к организации и содержанию мониторинга качества общего образования [8]:

- ориентация на наиболее полный учет условий, которые способствуют самореализации обучающихся в общеобразовательной организации и за ее пределами в настоящем и в будущей жизни;

- ориентация на наиболее полное и комплексное выполнение требований ФГОС общего образования;

- ориентация на оценивание как подготовки обучающихся, так и образовательной деятельности в целом;

- комплексный анализ всех полученных данных;

- ориентация на сравнительный анализ результатов исследований в группе идентичных общеобразовательных организаций.

Таким образом, при оценке воспитательной деятельности общеобразовательной организации мы должны ориентироваться на образ выпускника и личностные результаты освоения основной образовательной программы, зафиксированные во ФГоС общего образования. Заданный образ выпускника и личностные результаты освоения основной образовательной программы, по сути, являются комплексом обязательных социально-личностных компетенций, достаточных для успешной самореализации и самоопределения выпускника школы во взрослой жизни.

В то же время предлагаемый ФГОС общего образования комплекс социально-личностных компетенций выпускника, по нашему мнению, избыточно обширен и, как следствие, создает организационно-технологические трудности для проведения системного мониторинга качества воспитательной деятельности и оценки полученных результатов.

Поэтому, основываясь на результатах собственных исследований [9; 10], мы предлагаем в качестве обобщенного результата воспитательной деятельности общеобразовательной организации рассматривать социально-личностную жизнеспособность обучающихся, интегрирующую социально-личностные компетенции выпускника школы, определенные во ФГОС общего образования.

Следовательно, целью мониторинга качества воспитательной деятельности общеобразовательной организации является определение степени достижения организуемым воспитательным процессом сформированности социально-личностной жизнеспособности обучающихся. Предметом мониторинга качества воспитательной деятельности общеобразовательной организации являются организационно-педагогические и психолого-педагогические условия формирования социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации по формированию у обучающихся социально-личностной жизнеспособности, по нашему мнению, относятся:

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

- оценка обучающимися своей индивидуальной социально-личностной жизнеспособности и возможных перспектив (направлений) самовоспитания по достижению ее более высокого качественного уровня;

- оценка родителями обучающихся индивидуальной социально-личностной жизнеспособности своего ребенка и эффективности усилий общеобразовательной организации по ее формированию;

- оценка педагогами своей индивидуальной профессиональной готовности к формированию у обучающихся социально-личностной жизнеспособности;

- оценка педагогами собственных усилий и действий всего педагогического коллектива по формированию у обучающихся социально-личностной жизнеспособности;

- самооценка администрацией общеобразовательной организаций и экспертная оценка управленческих решений по организации воспитательной деятельности.

Общая оценка результатов мониторинга качества воспитательной деятельности общеобразовательной организации предполагает одну из возможных констатаций:

- образовательная организация достигла более высокого уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности у большинства обучающихся в сравнении с другими идентичными образовательными организациями;

- образовательная организация достигла сравнимого уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности у большинства обучающихся, диагностируемого в группе идентичных образовательных организаций;

- образовательная организация не достигла сравнимого уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности у большинства обучающихся, диагностированного в группе идентичных образовательных организаций.

Оценка результатов мониторинга психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации по формированию у обучающихся социально-личностной жизнеспособности, может выглядеть следующим образом:

- психолого-педагогические условия организации воспитательной деятельности в образовательной организации способствуют достижению более высокого уровня сформиро-

ванности социально-личностной жизнеспособности у большинства обучающихся в сравнении с другими идентичными образовательными организациями;

- психолого-педагогические условия организации воспитательной деятельной в образовательной организации не в полной мере способствуют достижению более высокого уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности у большинства обучающихся в сравнении с другими идентичными образовательными организациями;

- психолого-педагогические условия организации воспитательной деятельной в образовательной организации позволяют достичь сравнимого уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности у большинства обучающихся, диагностируемого в группе идентичных образовательных организаций;

- психолого-педагогические условия организации воспитательной деятельной в образовательной организации не позволяют в полном объеме достичь сравнимого уровня сфор-мированности социально-личностной жизнеспособности у большинства обучающихся, диагностируемого в группе идентичных образовательных организаций.

Разработанный нами диагностиче-с к и й и н с т р у м е н т а р и й мониторинга психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации по формированию у обучающихся социально-личностной жизнеспособности, включает в себя четыре анкеты.

В предыдущих исследованиях [9; 10] мы апробировали анкету для подростков по определению индивидуального уровня сформиро-ванности социально-личностной жизнеспособности:

а) негативное отношение к социально-культурным нормам и правилам жизнедеятельности;

б) нейтрально-приспособленческое отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности;

в) неполное (частичное) принятие социально-культурных норм и правил жизнедеятельности;

г) принятие социально-культурных норм и правил жизнедеятельности.

Анкеты для родителей обучающихся, педагогов и руководителей общеобразовательной организации содержат открытые и закрытые вопросы. Самый первый открытый во-

прос во всех анкетах, по нашему мнению, должен стимулировать анкетируемого подростка дать развернутый ответ о содержании его социально-личностной жизнеспособности. Полученный ответ даст возможность более объективно оценить ответы на последующие закрытые вопросы анкеты.

Первый вопрос анкет для родителей обучающихся, педагогов и руководителей общеобразовательной организации может звучать так: Перечислите, пожалуйста, основные характеристики социально-личностной жизнеспособности современных детей и подростков, необходимые им, по вашему мнению, для дальнейшей успешной жизни после окончания школы.

Примерные вопросы для анкетирования родителей обучающихся:

- Школа делает все необходимое для формирования социально-личностной жизнеспособности моего ребенка (варианты ответа -да; скорее всего да, чем нет; недостаточно; нет).

- Какие мероприятия, проведенные школой, вы выделите как наиболее эффективные для формирования социально-личностной жизнеспособности вашего ребенка?

- Каких мероприятий по формированию социально-личностной жизнеспособности вашего ребенка не хватает?

- В каких мероприятиях, организуемых и проводимых школой, по формированию социально-личностной жизнеспособности вашего ребенка вы бы приняли участие?

Примерные вопросы для анкетирования педагогов:

- Оцените по десятибалльной шкале уровень своих знаний и умений по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

- Перечислите мероприятия по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся, которые были организованы вами и/или в которых вы принимали активное участие.

- Предложите мероприятия по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся, которые, по вашему мнению, необходимо провести и в которых вы приняли бы активное участие.

- Оцените по десятибалльной школе эффективность ваших усилий по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

- Оцените по десятибалльной шкале эффективность усилий всего педагогического

'КИЕ НАУКИ -

коллектива по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

- Оцените по десятибалльной шкале эффективность взаимодействия школы и родителей по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

Примерные вопросы для анкетирования руководителей общеобразовательной организации:

- Оцените по десятибалльной шкале уровень своих знаний и умений по организации воспитательной деятельности школы с целью формирования социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

- Оцените по десятибалльной шкале уровень готовности педагогов школы по реализации воспитательной деятельности школы с целью формирования социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

- Перечислите мероприятия по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся, которые были организованы вами и/или в которых вы принимали активное участие.

- Предложите мероприятия по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся, которые, по вашему мнению, необходимо провести и в которых вы приняли бы активное участие.

- Оцените по десятибалльной школе эффективность ваших усилий по организации воспитательной деятельности школы с целью формирования социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

- Оцените по десятибалльной шкале эффективность усилий всего педагогического коллектива по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

- Оцените по десятибалльной шкале эффективность взаимодействия школы и родителей по формированию социально-личностной жизнеспособности обучающихся.

Перспективы дальнейших исследований: а) проектирование и апробирование на практике мониторинга психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации по формированию у обучающихся социально-личностной жизнеспособности; б) расширение перечня диагностических методик по оценке психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации по формированию у обучающихся социально-личностной жизнеспособности.

известия вгпу

Список литературы

1. Азарьева В.В., Круглов В.И., Рябинина Е.А. [и др.]. Системы качества образовательных учреждений. Лучшие практики. СПб., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.

3. Бондаренко Н.Д., Лапшина Н.Ф. О региональной системе оценки качества образования в Краснодарском крае // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 4. С. 12-17.

4. Власова О.В., Хасбутдинова Л.В. [и др.]. Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект: кол. моногр. / под общ. ред. С.Н. Бабурина, Ю.Н. Клещевского. М., 2010.

5. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2006.

6. Конасова Н.Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования: моногр. М., 2009.

7. Масликова Э.Ф. Проектирование и реализация региональной модели управления качеством общего образования: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2017.

8. Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения Российской Федерации и приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716). URL: https://docs.cntd.ru/document/554691568 (дата обращения: 17.07.2021).

9. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2018.

10. Паатова М.Э. Критерии и уровни формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 130137.

11. Панасюк В.П., Третьякова Н.В. Качество образования: инновационные тенденции и управление [Электронный ресурс]: моногр. Екатеринбург, 2018. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123 456789/26748/1/978-5-8050-0635-8.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

12. Пугач В.Н., Кирсанов К.А. Качество образования: приглашение к размышлению: моногр. М., 2012.

13. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2016.

14. Фомицкая Г.Н. Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования: дис. ... д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2021.

15. Чепурышкин И.П. Управление качеством образования в школе-интернате: дис. ... д-ра пед наук. Йошкар-Ола, 2015.

16. Шадриков B^. Качество педагогического образования: моногр. М., 2012.

17. Шапоренко T.A. Интегративно-целевое управление качеством образования: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2010.

18. Шишов С.Е., Кальней B.A., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в

школе: моногр. М., 2020.

* * *

1. Azar'eva V.V., Kruglov V.I., Ryabinina E.A. [i dr.]. Sistemy kachestva obrazovatel'nyh uchrezhde-nij. Luchshie praktiki. SPb., 2010.

2. Bahmutskij A.E. Ocenka kachestva shkol'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2004.

3. Bondarenko N.D., Lapshina N.F. O regio-nal'noj sisteme ocenki kachestva obrazovaniya v Krasnodarskom krae // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2009. № 4. S. 12-17.

4. Vlasova O.V., Hasbutdinova L.V. [i dr.]. Me-nedzhment kachestva i innovacii v obrazovanii: re-gional'nyj aspekt: kol. monogr. / pod obshch. red. S.N. Baburina, Yu.N. Kleshchevskogo. M., 2010.

5. Davydova L.N. Pedagogicheskoe diagnostiro-vanie kak komponent upravleniya kachestvom ob-razovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. Yaroslavl', 2006.

6. Konasova N.Yu. Obshchestvennaya eksper-tiza kachestva shkol'nogo obrazovaniya: monogr. M., 2009.

7. Maslikova E.F. Proektirovanie i realizaciya regional'noj modeli upravleniya kachestvom obshche-go obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2017.

S. Ob utverzhdenii metodologii i kriteriev ocen-ki kachestva obshchego obrazovaniya v obshche-obrazovatel'nyh organizaciyah na osnove praktiki mezhdunarodnyh issledovanij kachestva podgotovki obuchayushchihsya [Elektronnyj resurs]: prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii i prikaz Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere obra-zovaniya i nauki ot 06.05.2019 № 590/219 (s izme-neniyami ot 24.12.2019 № 171S/716). URL: https:// docs.cntd.ru/document/55469l56S (data obrashche-niya: 17.07.2021).

9. Paatova M.E. Koncepciya formirovaniya soci-al'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti podrostkov s de-viantnym povedeniem v special'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah zakrytogo tipa: dis. ... d-ra ped. nauk. Majkop, 201S.

10. Paatova M.E. Kriterii i urovni formirovaniya social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti podrostkov s

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

deviantnym povedeniem // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2018. № 2. S. 130-137.

11. Panasyuk V.P., Tret'yakova N.V. Kachest-vo obrazovaniya: innovacionnye tendencii i uprav-lenie [Elektronnyj resurs]: monogr. Ekaterinburg, 2018. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/ 26748/1/978-5-8050-0635-8.pdf (data obrashcheniya: 16.07.2021).

12. Pugach V.N., Kirsanov K.A. Kachestvo obrazovaniya: priglashenie k razmyshleniyu: monogr. M., 2012.

13. Upravlenie kachestvom obrazovaniya / pod red. M.M. Potashnika. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2016.

14. Fomickaya G.N. Razvitie regional'noj sistemy vneshnej ocenki kachestva obshchego obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. Ulan-Ude, 2021.

15. Chepuryshkin I.P. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v shkole-internate: dis. . d-ra ped. nauk. Joshkar-Ola, 2015.

16. Shadrikov V.D. Kachestvo pedagogicheskogo obrazovaniya: monogr. M., 2012.

17. Shaporenko G.A. Integrativno-celevoe uprav-lenie kachestvom obrazovaniya: dis. . d-ra ped. na-uk. Chelyabinsk, 2010.

18. Shishov S.E., Kal'nej V.A., Girba E.Yu. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo processa v shko-le: monogr. M., 2020.

Monitoring of psychological

and pedagogical conditions of the quality

of the educational activities

in the institutions of general education

directed to the development of the social

and personal viability of students

The article deals with the results of the theoretical and methodological studies directed to the monitoring content of the evaluation of the quality of the educational activities of general education. There is suggested the author's vision of the monitoring of the psychological and pedagogical conditions providing the quality of the educational activities of comprehensive institutions on the basis of the results of the previous studies and the analysis of the pedagogical experience.

Key words: psychological and pedagogical conditions, quality of educational activities, institutions of general education, viability, monitoring, social and personal viability, students.

(Статья поступила в редакцию 08.10.2021)

© Муллинова O.A., Муллинова Т.А., Фурсина А.Б., 2021

о.А. муллинова, т.А. муллинова,

А.Б. фУрСиНА (Краснодар)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Рассматриваются вопросы организации процесса обучения курсантов - иностранных военнослужащих дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов» с применением мультимедийных презентаций. Дается методическое обоснование использования презентаций Microsoft Power Point в изучении специальных дисциплин. Приводятся рекомендации по подготовке учебных презентаций для преподавателей, работающих в иностранной аудитории.

Ключевые слова: мультимедийные презентации, эффективность обучения, иностранные военнослужащие, материаловедение.

Информационные технологии являются неотъемлемой частью современной жизни, в том числе и сферы образования. Постоянно возрастающий уровень технологизации педагогического процесса диктует внедрение инновационных технологий в учебный процесс высшей школы. Применение ИКТ повышает качество и доступность образования, усиливает связи между его различными уровнями, создает оптимальные образовательные системы. Современные компьютерные технологии не только обеспечивают передачу новых знаний обучающимся, но и дают возможность максимально использовать ресурсы усвоения и запоминания материала с мобилизацией всех видов памяти - зрительной, слуховой, образно-подсознательной. Эту задачу невозможно реализовать традиционными методами без применения современной компьютерной и муль-тимедиапроекционной техники, без создания современных презентационных программ с включением в них аудиовизуальных образов в ключевых, требующих обязательного запоминания и длительного сохранения в памяти важнейших положений предмета, постулатов, принципов и закономерностей [8, с. 6].

Теоретической основой работы являются исследования в области применения элек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.