ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
М. Э. ОСЕЕВСКИЙ, В. Л. РАСКОВАЛОВ, В. М. БЕЛЯЕВ
Михаил Эдуардович Осеевский — кандидат экономических наук.
В 1983 г. окончил Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина по специальности «инженерная электрофизика».
С 2003 г. работает вице-губернатором Санкт-Петербурга и отвечает за решение вопросов экономического развития Санкт-Петербурга, налоговой, финансовой, тарифной, промышленной и научно-технической политики, развитие потребительского рынка, инвестиции в промышленность, трудовую занятость, разработку и исполнение бюджета Санкт-Петербурга, увеличение доходов и оптимизацию расходов городского бюджета.
Область научных интересов — экономика промышленности, инновационное развитие, рынок труда, управление региональным развитием.
Владислав Львович Расковалов — кандидат технических наук, доцент.
В 1972 г. окончил Военную академию тыла и транспорта.
Генеральный директор ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр».
Область научных интересов — технологии профессионального обучения управленческого персонала; институциональные структуры управления президентской программой.
Виталий Михайлович Беляев.
Выпускник Санкт-Петербургской юридической академии. Работает в ФГУП «Конструкторское бюро „Арсенал"» им. М. В. Фрунзе. Возглавляет учебно-научный инновационный центр, а также отдел подготовки кадров для предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности в ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр». Автор 5 публикаций.
ГРНТИ 06.77.61
© М. Э. Осеевский, В. Л. Расковалов, В. М. Беляев, 2009
^ ^ ^
МОНИТОРИНГ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ (по материалам Санкт-Петербурга)
Развитие в России инновационной экономики требует пересмотра подходов к ресурсному обеспечению основных воспроизводственных процессов. Инновационная экономика, в основе которой лежит производство новых идей и их доведение до коммерческого использования, во многом базируется на развитом интеллектуальном и человеческом капитале [1]. Успех перехода к инновационной модели развития определяется сегодня тем, насколько гибкой и адаптивной окажется структура рынка труда, насколько эффективно он сможет удовлетворить запросы инновационных предприятий в кадрах требуемой квалификации.
В связи с этим успех инновационного развития российских регионов во многом определяется тем, насколько будут выявлены и учтены в региональной политике процессы и явления, наблюдаемые на региональном рынке труда [2]. Следовательно, мониторинг рынка труда — как система сбора и анализа информации — является одним из наиболее важных направлений работы в области управления инновационным развитием в современном обществе. Эти исследования, безусловно, имеют свою региональную специфику, их содержание и направленность зависят от демографических, социальных, экономических, физико-географических и иных характеристик конкретного региона России.
В данной статье представлены результаты мониторинга рынка труда Санкт-Петербурга, являющегося признанным инновационным центром не только нашей страны, но и Европы. Мониторинг был осуществлен в 2008 г. Санкт-Петербургским межрегиональным ресурсным центром совместно с НП «Межуниверситетский научно-практический инновационный центр». Комплексному анализу был подвергнут рынок труда мегаполиса, а также кадровый состав предприятий различных отраслей экономики Санкт-Петербурга. Работа выполнялась по заказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли в рамках организации и проведения комплексного мониторинга состояния рынка труда в Санкт-Петербурге. Это исследование было направлено на выявление взаимосвязи между качественным и количественным составом подготавливаемых квалифицированных кадров и уровнем потребности предприятий в специалистах. Работа являлась дополнением Программы подготовки и переподготовки кадров для предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности Санкт-Петербурга, в разработке и реализации которой обе названные выше организации принимали активное участие.
На предварительном этапе была разработана методика ежегодного мониторинга организаций и учебных заведений, предназначенная для выявления потребности экономики Санкт-Петербурга в кадрах специалистов различных уровней квалификации. Разработанная методика учитывает основные тенденции социально-экономического развития Санкт-Петербурга, включая изменения численности занятых в экономике, их половозрастную и профессионально-квалификационную структуру, уровень общей и регистрируемой безработицы, объемы и направленность трудовой миграции.
В процессе исследования было установлено несоответствие между потребностями промышленных организаций Санкт-Петербурга в кадрах и предложением рабочей силы на рынке труда города, а также выявлено частичное несоответствие между потребностями организаций и возможностями системы профессионального образования в подготовке кадров необходимой квалификации. На основании проведенного мониторинга выявлены и проанализированы наиболее востребованные в экономике Санкт-Петербурга профессии (специальности), проанализированы структуры выпуска учебных заведений, разработана и внедрена электронная база данных кадрового потенциала организаций, их потребностей в специалистах с различным уровнем образования.
В ходе мониторинга исследованы предприятия следующих отраслей и сфер городского хозяйства: приборостроение; судостроение; общее машиностроение; энергомашиностроение; пищевая промышленность; автомобилестроение; предприятия городского хозяйства (в том числе ЖКХ); строительство; транспорт; потребительский рынок и сфера общественного питания; сфера туризма и гостиничного сервиса. В ходе мониторинга были опрошены представители 200 предприятий указанных отраслей и сфер хозяйства, из которых только 40 % предоставили достаточно полную информацию для нужд мониторинга, остальные либо вежливо уклонились от предоставления данных или отвечали отказом.. Тем не менее полученная выборка достаточно представительна для того, чтобы делать на основе ее анализа обоснованные выводы.
Анализ эмпирических данных позволил сделать наиболее общий вывод о несоответствии спроса на трудовые ресурсы и предложения кадров на рынке труда, причем разрыв между спросом и предложением достигает двух раз. Причина этого, по мнению авторов, заключается как в демографической ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге, так и в экстенсивном использовании трудовых ресурсов.
Была составлена и проанализирована структура потребности в специалистах предприятий исследуемых отраслей. Наиболее востребованы на рассмотренных предприятиях рабочие и водители различного уровня квалификации (52 % от общей потребности в кадрах). При этом данные специалисты должны иметь среднее или начальное профессиональное образование. На работников сферы индивидуальных услуг приходится 31 % от общей потребности, это сотрудники высшего и среднего уровня образования. Различного уровня операторы занимают 8 % в структуре общей потребности, они должны иметь среднее профессиональное образование. Потребность в работниках неквалифицированного труда составляет всего 7 %, что положительно характеризует технологический уровень изученных предприятий. Минимальная потребность ощущается предприятиями в кадрах руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, — всего 2 % от общей потребности.
На рис. 1 приведена структура потребности в кадрах, выявленная в ходе мониторинга.
□ Квалифицированные рабочие и водители
■ Неквалифицированные рабочие
□ Операторы
□ Специалисты высшего уровня квалификации и руководители
■ Работники сферы индивидуальных услуг
РИС. 1. Потребность в кадрах предприятий исследуемых отраслей промышленности Санкт-Петербурга.
При анализе потребности в кадрах предприятий по уровню образования (рис. 2) было отмечено, что работодатели жестко не разделяют специалистов по образованию. Границы такого распределения несколько «размыты». Причина этого факта состоит в том, что зачастую на рабочих местах, где возможно использование труда работников со средним профессиональным образованием, работает персонал, имеющий высшее образование, и т. п.
□ Среднее и начальное профессиональное образование
□ Среднее (общее) и начальное профессиональное образование
□ Высшее профессиональное образование
Рис. 2. Распределения потребности предприятий в кадрах по уровню образования.
Мониторинг показал, что основная доля потребности предприятий приходится на кадры среднего и начального образовательного уровня (68 % общей потребности). Среднее (общее) и начальное профессиональное образование занимает 30 %, высшее профессиональное образование — только 2 % от общей потребности в кадрах на предприятиях.
На основе анализа динамики структуры потребности предприятий промышленности Санкт-Петербурга, а также учитывая демографическую ситуацию, легальную и нелегальную миграцию, нами сделан вывод, что структура потребности предприятий в кадрах на период до 2015 г. практически не изменится. Относительно внутренних изменений структуры следует отметить, что потребность в рабочих различного уровня квалификации будет расти, опережая темпы прироста населения Санкт-Петербурга и увеличение числа трудовых мигрантов. Общий рост кадровой потребности предприятий в исследуемых отраслях составит порядка 5 % в годовом исчислении.
Замещать данную потребность можно из различных источников. В частности, используя труд мигрантов как относительно дешевой рабочей силы. К сожалению, уровень образованности большинства мигрантов не соответствует уровню образования по потребностям предприятий. В условиях ограниченных трудовых ресурсов лучшим вариантом представляется снижение потребностей предприятий в персонале за счет увеличения производительности труда, усовершенствования технологий производства и использования современного оборудования, а также повышения уровня квалификации имеющихся работников предприятий.
Исследование предложения специалистов со стороны учебных заведений показало, что оно не может удовлетворить потребность предприятий в кадрах вследствие недостаточности поступающих для обучения на наиболее запрашиваемые предприятиями специальности. В ходе мониторинга были проанализированы структуры выпусков образовательных учреждений высшего профессионального образования в период с 2006 по 2012 г. Установлено, что наиболее популярными специальностями среди студентов являются экономика и управление (28,5 % от общего числа обучаемых) и гуманитарные специальности (12,8 %), наименее востребованные — приборостроение и оптотехника (1,9 %), сфера обслуживания (1,4 %). Более детально структура выпуска представлена на рис. 3.
□ Приборостроение и машиностроение
□ Пищевая промышленность
□ Городское хозяйство (в т.ч. ЖКХ)
□ Строительство
□ Транспорт
□ Легкая промышленность
□ Потребительский рынко и рынок общественного питания
□ Туризм и гостиничный сервис
РИС. 3. Распределение выпуска высших учебных заведений (по отраслевой профессиональной подготовке).
Специалисты для машиностроения занимают большую долю среди общей численности выпускников вузов Санкт-Петербурга. Это связано с тем, что большинство таких отраслей — градообразующие (например, судостроение). Также стоит отметить, что специалистов, необходимых для оборонной промышленности, готовят многие технические университеты. Поэтому потребность в инженерах различного уровня квалификации и профессиональной направленности для предприятий приборостроения, машиностроения, энергомашиностроения и судостроения соответствует численности специалистов, выпускаемых вузами.
Исходя из проведенного анализа потребности данных организаций по отраслям, следует заметить, что потребность в специалистах с высшим образованием гораздо меньше. Около 8 % от всего выпуска занимают специалисты для работы на потребительском рынке и рынке общественного питания. Этот объем специалистов не покрывает общую потребность предприятий в работниках с высшим образованием в данной отрасли, но большинство предприятий готовят специалистов самостоятельно, переподготавливая имеющиеся на рынке труда кадры. Такая же ситуация складывается в туристическом и гостиничном бизнесе.
Анализируя общее распределение численности студентов среднего профессионального образования по группам специальностей (рис. 4), можно отметить, что самыми популярными среди поступающих являются следующие специальности: экономика и управление (18,2 % от общего числа студентов), транспортные средства (7,3 %), информатика и вычислительная техника (7,4 %). Самыми невостребованными среди поступающих являются специальности машиностроения (2,7 %), а также автоматики и управления (1,9 %).
Анализируя данные, приведенные на рис. 4, следует выделить отрасли, кадры для которых занимают лидирующее место среди выпускников средних профессиональных образовательных учреждений. Это — потребительский рынок (30 % от общего выпуска), приборостроение (21 %), транспорт (17 %), туризм и гостиничный сервис (12 %). Подготовка специалистов для строительной отрасли (5 %), городского хозяйства (8 %) и пищевой промышленности (3 %) представлена слабо. А именно в этих отраслях потребность в специалистах со средним профессиональным образованием достаточно высокая.
□ Приборостроение и машиностроение
□ Пищевая промышленность
□ Городское хозяйство (в т.ч. ЖКХ)
□ Строительство
□ Транспорт
□ Легкая промышленность
□ Потребительский рынко и рынок общественного питания
□ Туризм и гостиничный сервис
РИС. 4. Распределение выпуска средних профессиональных учебных заведений (по отраслевой профессиональной подготовке).
Количество учебных заведений начального профессионального образования ежегодно уменьшается вследствие расформирования и объединения с другими учебными заведениями. Численность поступающих постоянно сокращается в среднем на 5-6 % в год, что связано как со снижением демографических показателей, так и с желанием молодых людей получить высшее и среднее профессиональное образование (это вопрос престижа, моды). По информации, полученной из начальных профессиональных учебных заведений, принявших участие в мониторинге, постоянное сокращение обучаемого контингента приводит к 30 %-ной незаполненности ученических классов. При рассмотрении динамики выпуска специалистов начального профессионального образования можно отметить, что в период с 2007 по 2013 г. выпуск специалистов сократится в среднем на 30-50 % (для всех отраслей). В основном сокращение происходит по таким «непопулярным» специальностям, как слесарь, электрик, станочник, повар.
Необходимо отметить, что сокращение идет именно по тем наиболее востребованным специальностям, на дефицит кадров по которым указывают обследованные предприятия. Одновременно происходит увеличение доли подготовки специалистов для потребительского рынка, сферы услуг, финансового сектора. На рис. 5 приведены данные о структуре подготовки специалистов с начальным профессиональным образованием.
Анализируя и сопоставляя данные предприятий исследуемых отраслей с данными начальных профессиональных учебных заведений, можно отметить, что объем выпускаемых специалистов с получаемым уровнем образования недостаточен для удовлетворения существующей потребности в кадрах. Так, по данным, полученным от представителей легкой промышленности, выпуск начальных профессиональных образовательных учреждений недостаточен для покрытия даже 10 % от общей потребности в кадрах предприятий. Городское хозяйство, пищевая промышленность, машиностроение испытывают постоянную потребность в кадрах начального профессионального образования.
Выявление реального состояния рынка труда в Санкт-Петербурге и использование результатов мониторинга для повышения производительности труда в условиях ограниченных трудовых ресурсов имеют основное значение для подъема городской экономики. Внедрение современного классификатора профессий и единой электронной системы учета кадров на предприятиях и выпускников учебных заведений, а также переход на интенсивные методы управления трудовыми ресурсами с помощью аттестации рабочих мест и повышения производительности труда, а не за счет наращивания доли трудовых мигрантов на предприятиях, представляются реальными способами решения данной проблемы. Предлагается разрабатывать целевые программы развития взаимоотношения предприятий и учебных заведений Санкт-Петербурга, что позволит обеспечить организации дипломированными и квалифицированными специалистами, обладающими проверенными практическими знаниями и профессиональными навыками.
РИС. 5. Распределение выпуска начальных профессиональных учебных заведений (по отраслевой профессиональной подготовке).
Одной из форм реализации таких программ может стать развитие интегрированной системы целевой подготовки кадров для промышленных предприятий, организаций и научных учреждений в приоритетных областях науки, техники и технологий. Известно, что прорывные технологии чаще всего формируются на стыке различных направлений научной деятельности, и здесь очень важно сотрудничество с образовательными учреждения-
□ Приборостроение
■ Судостроение
□ Машиностроение
□ Пищевая промышленность
■ Автомобилестроение
□ Городское хозяйство
■ Строительство
□ Транспорт
■ Потребительский рынок и общественное
15%
питание ■ Туризм и гостиничный сервис
□ Легкая промышленность
□ Служащие (для всех отраслей)
ми города в части практической подготовки, проведения лабораторных и производственных практик. Для переподготовки работающих специалистов необходимо привлекать преподавательский состав из различных образовательных учреждений, основываясь на необходимости преподавания той или иной дисциплины. К тому же целесообразно шире использовать в процессе обучения работающих на предприятии высококлассных специалистов, что может оказаться весьма полезным для образовательных учреждений в плане повышения уровня квалификации и креативности преподавателей. Используя передовые формы дистанционного образования, можно существенно расширить список привлекаемых к сотрудничеству образовательных учреждений, включая иностранные научные школы.
Как результат реализации проекта предполагается использование «индекса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга» — одного из основных показателей состояния экономики города. «Индекс трудовых ресурсов» демонстрирует основные тенденции формирования и развития квалифицированных трудовых ресурсов в регионе. Он может помочь городским властям и руководителям компаний определить наличие и возможности развития квалифицированных трудовых ресурсов. В основе «индекса» лежит анализ предприятий, человеческого фактора и оценка перспективности развития квалифицированной рабочей силы.
Как представляется авторам, результаты проведенного мониторинга рынка труда Санкт-Петербурга должны стать основой региональной промышленной и структурной политики, мер в области регулирования рынка труда и образовательной деятельности и т. д. При этом опыт, полученный в Санкт-Петербурге, может быть востребован и в других субъектах Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1.. Афанасенко И. Д. Учение о хозяйстве // Известия СПбУЭФ. 2006. № 2. С. 5-18.
2.. Осеевский М. Э. Инновационное развитие Санкт-Петербурга и подготовка профессионалов нового поколения // Экономика и управление. 2008. № 6. С. 5-6.