Научная статья на тему 'Основные тенденции в сфере подготовки кадров экономистов в России (1990-2005)'

Основные тенденции в сфере подготовки кадров экономистов в России (1990-2005) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в сфере подготовки кадров экономистов в России (1990-2005)»

Г.В. Семеко

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ЭКОНОМИСТОВ В РОССИИ (1990-2005)

Рыночная экономика предъявляет качественно новые требования к содержанию подготовки специалистов экономического профиля, поскольку в условиях конкуренции характер деятельности экономиста в отличие, например, от врача или инженера радикально меняется; выполняемые экономистом функции становятся более сложными, разнообразными, возрастает влияние принимаемых экономистом решений на жизнедеятельность организации. Резкий рост потребности в кадрах экономистов обусловлен рядом обстоятельств.

Во-первых, при переходе к рынку скачкообразно возрастает число производственных и коммерческих структур различных организационноправовых форм. И для каждого из вновь образовавшихся предприятий нужны как минимум два специалиста с хорошей (профессиональной) экономической подготовкой: экономист-менеджер и экономист-бухгалтер.

Во-вторых, одновременно резко увеличивается численность работающих в налоговых и таможенных органах, коммерческих банках, страховых компаниях, пенсионных и инвестиционных фондах и др.

В-третьих, в связи с ростом числа участников экспортно-импортных операций возрастает потребность в экономистах - специалистах в области международных экономических отношений.

В-четвертых, возникает необходимость в массовой подготовке и переподготовке экономистов-преподавателей для системы экономического обучения, для школ, лицеев, вузов, учреждений дополнительного и послевузовского образования.

Кроме того, необходимо осуществить переподготовку и повышение квалификации работающих экономистов - выпускников доперестроечных лет. Иначе процессы перехода к рынку будут протекать медленно, с большими издержками и низкой результативностью. Надеяться на экономический рост, на быстрый переход экономики страны к рыночным отношениям можно лишь в том случае, если большинство главных участников процессов формирования и распределения национального дохода (экономистов-менеджеров, бухгалтеров, финансистов и др.) будут иметь специальную экономическую подготовку.

Современное состояние подготовки кадров экономистов

Имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что на протяжении последних 15 лет наблюдалась тенденция расширения деятельности различных учебных заведений по подготовке экономистов в ответ на рост потребности экономики в них. Главным «поставщиком» кадров экономистов является система высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование. В период с 1990/1991 по 2003/2004 уч. гг. максимальный конкурс на вступительных экзаменах в государственные и муниципальные высшие учебные заведения с отраслевой специализацией «Экономика и право» был достигнут в 1991 г., когда на 100 мест было подано 276 заявлений о приеме. В дальнейшем наблюдалась тенденция к постепенному сокращению этого показателя - до 146 заявлений в 2003 г. (13, с. 259).

Вместе с тем одновременно шел процесс увеличения приема студентов в указанные вузы. С 1992/1993 уч. г. темпы прироста приемы превысили планку в 10% в год, а к концу десятилетия приблизились к 20%. Особенно высокие темпы прироста приема отмечались в последние годы: 2000/2001 уч. г. (по сравнению с предшествующим) - 45,6%, 2001/2002 уч. гг. - около 18, 2002/2003 уч. г. - 24,9 и 2003/2004 уч. г. - 36,3% (рассчитано по : 13).

О росте спроса на экономические профессии свидетельствуют также статистические данные о численности студентов высших учебных заведений (государственных, муниципальных и негосударственных) по группам специальностей и направлений в 1995/1996-2003/2004 уч. гг. Так, рост численности студентов по специальности «Экономика и управление» существенно опережал общий рост численности студентов по всем группам специальностей и направлениям: общая численность студентов государственных и муниципальных вузов в 1995/1996-2003/2004 уч. гг.

увеличилась на 110,7%, (с 2655 тыс. до 5596 тыс.), а численность студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление», - на 242,6% (с 447,5 тыс. до 1533,5 тыс.).

Что касается негосударственного сектора, то здесь прирост численности студентов рассматриваемой группы еще более впечатляющий: численность студентов по всем группам специальностей и направлениям увеличилась на 325,8% (с 202 тыс. до 859,5 тыс.), а численность студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление», - на 734,2% (с 43,7 тыс. до 363 тыс.) (рассчитано по: 13).

Аналогичные тенденции обнаруживаются при анализе статистических данных о приеме и выпуске студентов экономических специальностей. За 1995/1996-2003/2004 уч. гг. прием студентов в государственные и муниципальные высшие учебные заведения вырос на 124,6% (с 748 тыс. до 1412 тыс.), а в негосударственных - на 249,5% (с 66 тыс. до 232 тыс.). При этом прием на специальность «Экономика и управление» в этих двух секторах высшей школы увеличился соответственно на 282,2 и 537,4% (с 15,6 тыс. до 99 тыс.) (рассчитано по: 13).

В 2003 г. обучение в государственных и муниципальных вузах по специальности «Экономика и управление» завершили 248 160 студентов, что на 217,1% больше выпуска 1997 г. (прирост выпуска всех студентов равнялся 97,2%. В негосударственных вузах выпуск по данной специальности повысился на 783,1% (при росте выпуска всех студентов на 443,7%) (рассчитано по: 13).

В перечне специальностей специальность «Экономика и управление» лидирует с существенным отрывом по относительным показателям. Так, в 2003/2004 уч. г. на эту специальность приходилось 27,4% общей численности студентов государственных и муниципальных вузов (в негосударственном секторе еще больше - 42,3%). Для сравнения: ни одна другая негуманитарная специальность не имеет семизначных показателей численности студентов. Лидерами по численности студентов здесь являются специальности «Сельское и рыбное хозяйство» (214 076 студентов), «Строительство и архитектура» (190 347 студентов), «Здравоохранение» (189 002 студента), «Междисциплинарные естественно-технические специальности» (144 868 студентов), «Информатика и вычислительная техника» (101 752 студента), «Машиностроение и металлообработка» (100 519 студентов) (13, с. 265).

Столь быстрое увеличение численности студентов экономического профиля обусловлено не только повышением спроса на экономическое

образование, но и рядом других факторов, среди которых следует отметить рост числа самих высших учебных заведений. Этот фактор сыграл особенно существенную роль в негосударственном секторе, где число учебных заведений выросло за 1995/1996-2003/2004 уч. гг. почти в два раза - с 193 до 392, в то время как в государственном секторе этот показатель повысился лишь на 37% - с 762 до 1046 (13, с. 252).

Среднее профессиональное образование. Лидирующие позиции специальность «Экономика и управление» занимает в системе среднего профессионального образования (СПО). СПО играет значительную роль в кадровом обеспечении экономики, в частности, в подготовке специалистов в области финансов, маркетинга, менеджмента, обслуживания населения и т.д. Расширяется спрос на специалистов со средним специальным образованием в области кредитно-финансовой деятельности и страхования (сейчас на них приходится 30% занятых), торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (33-36% занятых). И это способствует увеличению притока абитуриентов в учебные заведения СПО.

В 2003/2004 уч. г. доля студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление» в государственных и муниципальных учебных заведениях СПО, составила 22,8%. На эту специальность в том же учебном году приходилось 26,1% всех студентов, принятых в эти учебные заведения, и 29,7% выпускников 2003 г. этих учебных заведений (рассчитано по: 13).

Однако в отличие от высшего профессионального образования темпы прироста численности, приема и выпуска студентов по данной специальности государственными и муниципальными учебными заведениями СПО в последние десять лет были достаточно умеренными и сопоставимыми с соответствующими показателями по большинству других специальностей. Так, за 1995/1996-2003/2004 уч. гг. численность студентов государственных и муниципальных учебных заведений СПО по специальности «Экономика и управление» выросла на 31,6% при росте общей численности студентов по всем специальностям на 30,1%. Прием на обучение по данной специальности увеличился на 21,2% (при общем росте приема на 29,7%), а выпуска - на 64,7% (при общем росте выпуска на 41,8%) (рассчитано по: 13).

При этом конкурс на вступительных экзаменах по специализации «Экономика и право» постепенно снижался, составив в 2003 г. 148 заявлений о приеме на 100 мест в государственных и муниципальных учреж-

дениях СПО против 159 заявлений в 1994 г. Это меньше, чем по всем остальным специализациям, за исключение специализации «Сельское хозяйство» (133 заявления) (лидирует «Искусство и кинематография» -177 заявлений) (13, с. 235).

Послевузовское профессиональное образование. Поступательное движение с достаточно высокими темпами подготовки экономических кадров наблюдалось в последнее десятилетие в системе послевузовского профессионального образования - в аспирантурах и докторантурах. При росте общей численности аспирантов по всем отраслям наук на 125,8% (с 62 тыс. в 1995 г. до 141 тыс. в 2003 г.) численность аспирантов по экономике выросла на 260,6% (с 7,2 тыс. до 25,9 тыс.); прием в аспирантуру и выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по данной отрасли - соответственно на 180,7 (с 3 тыс. до 8,6 тыс.) и 506,2% (272 до 1649 человек).

Подготовка докторов экономических наук характеризовалась сопоставимыми темпами роста. Если численность докторантов по всем отраслям наук в 1995-2003 гг. выросла на 108,5% (с 2,2 тыс. до 4,57 тыс.), то докторантов по экономике - на 120,5% (с 215 до 474). Прием в докторантуру по экономике вырос на 109,1% (с 87 до 182) при росте приема по всем отраслям - 78,2% (с 904 до 1611 человек). Выпуск докторантов по экономике с защитой диссертации - на 195,5% (22 до 65) при соответствующем показателе по всем отраслям 202,2% (рост с 137 до 414 человек) (рассчитано по: 13).

Таким образом, на всех уровнях системы образования прием и выпуск специалистов по экономике в последние годы возрастал как абсолютно, так и относительно. Особенно значительным был рост в негосударственном секторе высшего профессионального образования.

Рынок труда и образование

В дискуссиях о масштабах подготовки специалистов экономического профиля высказываются прямо противоположные точки зрения: одни говорят, что экономистов в стране много, а другие убеждают, что потребность в них велика и растет с каждым годом. Первой точки зрения придерживаются Министерство образования и науки РФ, руководители многих регионов, ведущих экономических вузов и ряд экспертов; вторая точка зрения больше распространена среди представителей кадровых агентств.

Сторонники первой точки зрения указывают на смену приоритетов на отечественном рынке труда, в частности, на стабилизацию и сокращение спроса на работников экономических специальностей. Они считают, что сегодня наблюдается перепроизводство экономистов и юристов с высшим образованием, в то время как экономика испытывает недостаток в других специалистах. Такая ситуация опасна, считают эксперты, поскольку может затормозить экономический рост в России. По словам бывшего министра образования РФ В. Филиппова, в то время как на предприятиях не хватает высококвалифицированных технических специалистов, вузы упорно продолжают готовить юристов и экономистов, которые только увеличивают армию безработных (19).

До середины 1990-х годов, отмечает Я. Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), на рынке наблюдался ажиотажный спрос на менеджеров, экономистов, юристов - и со стороны предприятий (это было время передела и освоения рынка), и со стороны семей, инвестирующих в ребенка. Предполагалось, что все люди, получившие диплом в этих областях, станут хорошо зарабатывать. Дефицит кадров приводил к тому, что люди с любым образованием и дипломом, где написано «экономист», находили работу (28). Во второй половине 1990-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде начал формироваться более жесткий рынок труда. С одной стороны, сами предприятия стали более устойчивыми, с другой - работодатели стали видеть связь между качеством образования и тем, что они могут получить от специалиста.

В настоящее время во многих регионах страны отмечается избыток экономистов, которые не могут найти работу. Как сообщили в Управлении Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области, за последние два года в центры занятости региона обратились более 3 тыс. выпускников учебных заведений профессионального образования всех уровней, или порядка 8% от общего количества выпускников. Например, за последние три года более 700 выпускников-бухгалтеров не могут после окончания учебного заведения найти работу по специальности. Именно эта категория выпускников оказывает серьезное давление на уровень регистрируемой безработицы в ряде районов Нижегородской области. Специалисты службы занятости отмечают, что учащиеся не получили достаточных практических навыков, были ориентированы в основном на непроизводственную сферу деятельности с установкой на высокую заработную плату. Из года в год наибольшие трудности при трудоустройстве возникают также у выпускников, имеющих

профессию экономиста. Сами выпускники жалуются, что никакого содействия в трудоустройстве по полученным профессиям «родные» учебные заведения им не оказывают. Кстати, порядка 80% вакансий в центрах занятости составляют рабочие специальности. Кроме того, наблюдается потребность в медицинских, педагогических кадрах и специалистах в области туризма и информационных систем (24).

По итогам мониторинга профессионально-квалификационного состава выпускников образовательных учреждений за 2004 г. районными и городскими центрами занятости населения Республики Марий Эл поставлены на учет в качестве безработных граждан 1948 выпускников. Как сообщает информационный центр федеральных органов власти республики, среди них выпускники учебных заведений высшего профессионального образования составили 17,1%, среднего - 33,6, начального -22,5, общеобразовательных школ - 26,8%. Среди выпускников учебных заведений высшего профессионального образования, состоящих на учете в центрах занятости населения, преобладают выпускники филологических факультетов, экономисты, юристы и бухгалтера (22).

На рынке труда Тамбовской области сегодня наименее востребованы выпускники с дипломами «Экономика, бухгалтерский учет и контроль» (37% от всего выпуска), «Правоведение» (7%), «Маркетинг» (4%). Эти факты были приведены на слушаниях в Комитете по науке Тамбовской областной думы 21 марта 2005 г. В то же время тамбовская промышленность нуждается в рабочих четвертого и пятого разрядов, тогда как училища выпускают только со вторым или третьим разрядом (23).

В Москве и Санкт-Петербурге проблема перепроизводства экономистов не столь очевидна. Председатель Комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга А. Викторов считает, что в Санкт-Петербурге нет перепроизводства юристов и экономистов. По его словам, широко распространенное мнение о перепроизводстве в России специалистов в области экономики и юриспруденции в корне неверно. «Если страна строит свободное рыночное и правовое общество, то профессиональных юристов и экономистов у нас не хватает. Например, в США доля этих специалистов составляет 26%, а в Санкт-Петербурге - 13%. Так что высокие конкурсы на эти специальности (от 3 до 10 человек на место в разных вузах Санкт-Петербурга) - это хорошие показатели» (5).

Указанную точку зрения разделяет начальник отдела информации Управления Федеральной службы занятости по Москве А. Гринберг, но при этом он выражает озабоченность по поводу качества образования и

предлагает ограничить количество вузов, выпускающих определенных специалистов (24).

По данным кадровых агентств спрос на технических специалистов с высшим образованием сейчас превышает предложение по некоторым специальностям на 50-60% (19). Что касается наиболее востребованных специальностей молодых специалистов, то прирост спроса на выпускников вузов в последние годы по данным ежегодных исследований рынка молодых специалистов, проводимых аналитическим отделом компании «Graduate» (входит в консалтинговый холдинг «KMS Group»), происходит преимущественно за счет выпускников ведущих технических, а также некоторых профильных вузов (15). Среди последних можно выделить пищевые, торговые и строительные вузы. Сегодня на российском рынке труда велик спрос на специалистов по информационным технологиям и связи, дефицит кадров испытывают промышленность, сфера услуг. Специалистам в этих областях работодатели рады независимо от опыта работы и наличия связей. Устроиться на работу в сфере экономики и финансов, напротив, с каждым годом становится сложнее из-за постоянно растущей конкуренции.

Однако не происходит сдвига в сторону таких приоритетных направлений, как электроника, робототехника и биотехнология, экология и рациональное природопользование.

Конкурсы на экономические факультеты остаются стабильно высокими, и экономические факультеты, экономические вузы и их филиалы продолжают открываться по всей стране. Такая ситуация вызвана несколькими причинами: высоким спросом покупателей как первого, так и второго высшего экономического образования; относительной легкостью расширения предложения.

На дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда неоднократно указывал нынешней министр образования и науки А. Фур-сенко, в частности, летом 2005 г., в период очередных конкурсных экзаменов в вузы. По его мнению, одна из причин этого явления - отсутствие достаточной профориентационной работы в школе и общей информированности населения. Анализом рынка труда, как решил А. Фурсенко, должно заняться «экспертное сообщество», куда войдут наряду с представителями науки и образования крупные работодатели. Министерство поставило себе задачу наладить обратную связь с работодателями через формирование специальных предложений по развитию их кадрового персонала. В рамках этой стратегии предполагается издавать региональные

справочники для старшеклассников и их родителей, проводить «уроки занятости» и организовывать классы временной занятости (социальные практики) для учащихся старших классов (6). В 2005 г., основываясь на выводе о перепроизводстве экономистов и юристов, Минобрнауки приняло решение о сокращении бюджетных мест на юридических и экономических факультетах в вузах федерального подчинения.

Некоторые эксперты, говоря о ситуации на рынке экономического образования, предлагают обратиться к структуре образования в зависимости от его характеристик. Так, в частности, выделяются три сегмента в высшем образовании. Первый - элитное образование, которое дают от пяти до пятнадцати вузов в России (по разным специальностям - разные цифры), это достаточно дорогое образование. К вузам этого сегмента можно отнести МГУ, МГИМО, МГЮА, Финансовую академию при Правительстве РФ. Выпускники этих вузов не испытывают сложностей при приеме на работу. Средняя стартовая зарплата, например, выпускника магистратуры ГУ-ВШЭ по экономике превышает 1000 долл., выпускника факультетов менеджмента и права - 600-800 долл.

За элитным идет сектор достаточно хорошей профессиональной подготовки. По стране приблизительно 200 таких вузов и факультетов. Это сектор хорошего, но еще наполовину «советского» образования. Человек с таким дипломом может найти хорошую работу, но его начальная зарплата не будет превышать 300 долл. Работодатели берут выпускников указанных вузов, но их диплом не служит гарантией качества.

Третий сегмент - это дешевое образование. В Москве оно стоит 350-600 долл. год, в провинции - 200-300 долл. Этот сектор дает примерно половину специалистов с дипломами в области экономики, юриспруденции, менеджмента и психологии. Трудоустройство этих выпускников не связано с тем, что они получили диплом, и, как правило, серьезный работодатель просто не рассматривает таких людей как потенциальных работников: либо им нужен хоть какой-нибудь диплом, либо они «косят» от армии, либо есть еще какие-то причины. В основном это выпускники непрофильных факультетов технических вузов (не всех, конечно: МГТУ и МАИ дают очень приличное образование) или негосударственных (исключая Международный университет, РЭШ, «шанинскую» школу1 и еще некоторые), региональных коммерческих филиалов (28).

1 Московская высшая школа социальных и экономических наук.

Первое, что отличает элитные вузы, по мнению Я. Кузьминова, -это фундаментальность. Второе - это состав преподавателей. В элитном вузе преподаватели ведут научную работу, занимаются консультированием, они создают новое знание, новые инструменты, а не транслируют разработанные кем-то. Это кардинальное отличие, и в экономической сфере эта проблема стоит гораздо более остро, нежели в физике. Кроме того, элита - это, скорее, самосознание, самоощущение, причем не преподавателей, а студентов. Они реально участвуют в исследованиях, работают с ведущими российскими предпринимателями, ходят на их мастер-классы, работают с министерствами, проводящими реформы, и видят смысл работы не только в том, чтобы зарабатывать, а в том, чтобы было интересно.

Существует и точка зрения, что выводы о перепроизводстве экономистов далеки от реальности. Выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке труда - на их долю приходится свыше 40% спроса. Люди с экономическим и финансовым образованием вот уже много лет уверенно занимают первые строчки в рейтингах престижных профессий, что связано в значительной мере с быстрым развитием бизнеса в России. Второе место среди востребованных специалистов принадлежит выпускникам технических вузов, особенно тем, которые специализируются в области информационных технологий (27).

По-прежнему высок спрос на бухгалтеров и экономистов. По мнению рекрутеров, в ближайшие годы этот спрос стабилизируется, но тем не менее останется высоким. А вот количество предложений по трудоустройству сотрудникам смежных профессий - финансовым специалистам и аналитикам - будет расти. При этом следует обратить внимание на смещение приоритетов работодателей. Если еще несколько лет назад рейтинг возглавляли молодые люди, получившие образование по специальности «Бухучет и аудит», то сегодня чаша весов склоняется в пользу направлений «Финансы и кредит», а также «Экономика и управление». Работодатель хочет видеть в своей компании прежде всего мобильных менеджеров, обладающих не только теоретическими, но и сугубо практическими навыками.

Очень велик сегодня спрос на маркетологов и брэнд-менеджеров, количество рабочих мест для них увеличивается год от года. Эта тенденция сохранится в ближайшие 3-5 лет, поскольку компаний, создающих собственные маркетинговые отделы, становится все больше.

В большом дефиците сейчас менеджеры по продажам. Необходимо только отметить, что в последнее время требуются не менеджеры

по продажам широкого профиля, а узкие специалисты, например, по продуктам питания, спортивным товарам или определенному оборудованию. Не хватает также торговых представителей и мерчендайзеров. Объясняется это в первую очередь быстрым ростом объемов оптовой и розничной торговли в нашей стране.

Рекрутеры также отмечают, что сегодня очень высоко востребованы на рынке труда разнообразные специалисты для сферы услуг. Это связано с ростом гостиничного и ресторанного бизнеса в нашей стране, а также увеличением потребления всех других видов услуг населением. Такая тенденция прогнозируется и на ближайшие годы.

В качестве новой тенденции стоит отметить появление спроса на региональных менеджеров, городских и региональных торговых представителей. Это связано с расширением деятельности многих компаний и выходом их на региональные рынки. В связи с этим и идет набор менеджеров различных звеньев для работы в регионах.

Расширяется также спрос на молодых специалистов в области внешнеэкономической деятельности и международной торговли. Обобщая общие требования работодателей к будущим специалистам-экономистам, можно сказать, что все больше и больше ценится разностороннее образование - знание и бухучета, и международных стандартов, и иностранного языка (а лучше двух), и управления, и специальных компьютерных программ (25).

Эксперты выделяют немало профессий, спрос на которые через несколько лет обеспечит и рост заработной платы специалистов. Доход будет повышаться у руководителей производственных, торговых, консалтинговых компаний. Рост производственных и торговых предприятий, их объединение в холдинги ведут к привлечению в этот сектор лучших профессионалов на выгодных финансовых условиях. На хороший заработок и через пять лет смогут рассчитывать специалисты в финансовой сфере и ресторанном бизнесе. Вырастет зарплата в области управления персоналом.

Таким образом, сегодня на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: профессиональных юристов и экономистов катастрофически не хватает, а молодому специалисту почти невозможно устроиться на более или менее приличную должность. Проблема в том, что в условиях развивающейся российской экономики организациям требуются только квалифицированные сотрудники (8).

Весь комплекс нынешних проблем базового вузовского экономического образования, в конечном итоге упирающийся в плохую связь

теории с практикой, будет сохраняться еще долго, считает заместитель директора по персоналу «Ростсельмаша» Е. Чувакиной. Вузы по-прежнему учат студентов как могут и чему могут. Востребованность их выпускников никто не изучает. Пока вузы не осознают, что предприятия - реальный заказчик их специалистов, бизнес и образование так и будут идти в разные стороны (4).

Поскольку традиционные вузы не успевают за потребностями бизнеса в экономических кадрах, то стали быстро развиваться новые формы дополнительного бизнес-образования (в том числе на базе вузов и невузовских организаций) - второе высшее образование, МВА-программы, курсы повышения квалификации, семинары и бизнес-школы. У этих «малых» форм бизнес-образования есть неоспоримое преимущество: они гораздо быстрее поспевают за бизнесом, чем традиционный пятилетний цикл. Не особенно надеясь на вузы, многие организации стремятся решить проблему нехватки качественных специалистов собственными силами. Так, для этого на нескольких ростовских предприятиях, в том числе на «Ростсельмаше» и «Донском табаке», были созданы собственные менеджерские школы.

Совсем недавно появилась и такая форма дополнительного бизнес-образования, как корпоративные курсы повышения квалификации, которые вуз может разработать по заказу компании. Такие курсы лучше всего выполняют основную задачу дополнительного бизнес-образования - быстро меняться вместе с изменениями в бизнесе. Последние настолько стремительны, что персонал одного предприятия может проходить курсы повышения квалификации регулярно (4).

Растет популярность экономического образования в форме второго высшего образования. Оно короче, чем первое, и в среднем составляет 23 года; без вступительных экзаменов; всегда платное и направлено на подготовку специалистов в какой-то узкой области - банковского дела, финансов и кредитов, управления персоналом, стратегического менеджмента или фондовых рынков. Основой роста такой популярности специалисты считают кардинальные изменения в структуре экономики нашей страны: появление новых отраслей и производств, повышение мобильности рынка труда в целом.

Резюмируя многочисленные высказывания экспертов, можно сделать вывод, что суть проблемы перепроизводства состоит в несбалансированности структуры спроса и предложения на рынке труда по отдельным экономическим специальностям, что в значительной мере связано с

отрывом деятельности вузов от потребностей реального сектора. Истоки перепроизводства коренятся в низком качестве подготовки специалистов экономического профиля во многих вузах и на многих экономических факультетах. В условиях роста требований, предъявляемых бизнесом к таким специалистам, данная ситуация порождает избыток недостаточно подготовленных экономистов, которые не могут найти работу, при одновременной нехватке кадров высокой квалификации, в том числе по отдельным, узким экономическим специальностям.

Прогнозирование потребности в экономистах

Чтобы привести в соответствие предложение экономистов и спрос на них со стороны работодателей, необходимо, в частности, организовать эффективный мониторинг востребованности выпускников системы профессионального образования на рынке труда и эффективную систему прогнозирования потребности экономики в данных специалистах. К сожалению, до сих пор в вопросе прогнозирования спроса на специалистов разного профиля остается много неясностей и пробелов (что связано с отсутствием адекватной методологии), хотя понимание роли прогнозов руководством страны уже достигнуто, о чем свидетельствуют многие документы и выступления высших государственных чиновников.

Прогнозирование потребности экономики в специалистах с профессиональным, в том числе с экономическим образованием является одним из элементов реализации приоритетного национального проекта в сфере образования, инициированного президентом РФ в 2005 г. На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) (22 ноября 2005 г.) министр образования А. Фурсенко, представляя план реализации приоритетного национального проекта, отметил, что среди критериев определения лучших вузов должны рассматриваться их вовлеченность в программы развития регионов и промышленные проекты, востребованность выпускников бизнесом (18). Эти критерии к профессиональному образованию учитываются недостаточно. «Структура подготовки кадров не отвечает потребностям экономики, - заявил председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) О. Еремеев. - Сегодня необходимо понять, будет ли определен в структуре правительства орган, который займется прогнозированием, в каких специалистах более всего заинтересована та или иная сфера экономики».

По мнению А. Фурсенко, спрогнозировать спрос экономики на специалистов на 5-7 лет вперед практически невозможно. Отвечая на вопросы «Учительской газеты», заместитель министра образования и науки РФ А. Свинаренко, в частности, отметил, что реалистичность прогнозов зависит от достаточно большого количества факторов: структуры и динамики экономики, набора специальностей, демографии, множества других качественных параметров. Особенно важно, чтобы в разработке прогнозов активную роль играли работодатели. Система прогнозирования должна основываться на реальных перспективных потребностях базовых отраслей производства, науки, культуры и социальной сферы в специалистах, а также учитывать потребности самих граждан в профессиональном образовании на период в 5-10 лет. Примерно столько времени уходит на смену технологий в экономике.

Кроме того, при прогнозировании, указал А. Свинаренко, надо учитывать и то, что востребованность профессий также постоянно меняется. Граждане вынуждены не только учиться, но и переучиваться. Поэтому непрерывное профессиональное образование, обучение в течение всей жизни - это безусловный приоритет (3).

Вопросами разработки методологии прогнозирования потребности экономики в специалистах до 2010 г. занимается Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ. А. Попов, сотрудник института, указывает, что для достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда прогнозируемая потребность должна увязываться с подготовкой кадров в системе профессионального образования, а точнее - служить ориентиром при определении необходимых масштабов их подготовки (16). Соответственно, требуется прогноз, именуемый прогнозом дополнительной потребности в кадрах. Объемы этой потребности адекватны текущему спросу предприятий, организаций, отраслей и экономики в целом на рабочую силу определенного профессионально-квалификационного состава. Этот спрос имеет две разные по своей сути составляющие. Первая - ввод новых рабочих мест (включая появление новых предприятий и организаций), обусловленный расширением сферы и масштабов деятельности, изменением ее профиля и модернизацией производства. Вторая - возмещение убыли рабочей силы, не связанной с ликвидацией рабочих мест.

Подобный прогноз рынка труда в профессионально-квалификационном аспекте на официальном уровне еще ни разу не составлялся. Причин тому, по мнению А. Попова, несколько. Одна из них - отсутствие необходимой

информации. Характерно, что статистические данные о движении рабочей силы на крупных и средних предприятиях и в организациях, выступающие основным источником базовой информации для прогноза количественных оценок спроса и предложения, не содержат сведений, касающихся профессионально-квалификационных характеристик работников, которые занимали ликвидированные рабочие места, освобождали по разным причинам функционирующие и требовались для заполнения вновь создаваемых рабочих мест.

Состояние информации - это основная проблема, с которой столкнулись эксперты в ходе работы над методикой прогнозирования потребности экономики в специалистах. Единственным источником, дающим обобщенную информацию о кадрах (занятых и безработных) экономики современной России, являются выборочные обследования населения по проблемам занятости, которые начиная с 1999 г. проводятся ежеквартально (ранее ежегодно) с охватом 64-65 тыс. человек (в расчете на год -250-260 тыс.) и последующим распространением итогов на всю численность населения в возрасте 15-72 лет (около 110 млн. человек).

Подчеркивая важность этой информации, А. Попов обращает внимание на определенные ее недостатки, в частности, на отсутствие выделения основных отраслей в профессионально-квалификационном составе занятых, рассматриваемом как совокупность групп занятий. Это не позволяет прямо и непосредственно проследить за изменениями профессионально-квалификационного состава по отраслям и оценить влияние отраслевых сдвигов в структуре занятости на общую ситуацию с составом занятых. Отсутствуют также какие-либо данные о распределении занятых и безработных по группам занятий, о половозрастных и образовательных характеристиках этих групп по субъектам Федерации.

Еще сложнее, чем с данными обследований по занятости, положение с целым рядом других аспектов статистической информации, востребованной в ходе подготовки методических рекомендаций. Необходимые для прогнозных расчетов показатели, как правило, имеются в российской статистике, но без «привязки» к группам занятий в каком-либо из их реальных или приближенных вариантов.

В статистике образования нет сведений об отсеве студентов и учащихся в системе профессиональных учебных заведений и их восстановлении, что затрудняет расчеты ожидаемых выпусков и необходимых приемов при прогнозе потребности в выпускниках - основном источнике

удовлетворения дополнительной потребности в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих.

Эксперты Института макроэкономических исследований собираются экспериментально проверить свои методические рекомендации на примере ряда субъектов Федерации и, по возможности, основных отраслей экономики. Это позволит уточнить сферу применения пропорций и коэффициентов, рекомендованных ими для расчета отдельных составляющих дополнительной потребности в кадрах и источников ее обеспечения, особенно количественные оценки этих расчетных инструментов, использованные нами в прогнозе по группам занятий. Одновременно предполагается продолжить работу в направлении согласования прогнозируемой потребности экономики в выпускниках учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования с основными группами специальностей, выделяемых в статистике образования.

* *

*

Потребность вновь формирующейся рыночной экономики в экономистах и менеджерах с новым, рыночным типом мышления обусловила повышенный спрос на таких специалистов и соответствующую адаптацию системы профессионального образования России. К сожалению, эта адаптация не всегда проводилась с учетом требований рынка и запросов работодателей, что привело к возникновению ряда проблем, в том числе связанных с низким качеством подготовки экономических кадров и несоответствием профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения.

В настоящее время основными качественными тенденциями, формирующими спрос на специалистов с профессиональным образованием, являются постепенная стабилизация спроса на экономические и управленческие специальности и переориентация спроса на технические, математические, гуманитарные, естественно-научные специальности, имеющие четко выраженную прикладную направленность. Одновременно происходит дифференциация спроса на выпускников элитных экономических вузов, дающих качественное образование, и выпускников остальных вузов, в том числе непрофильных, к которым работодатели проявляют все меньший интерес. На локальных рынках труда нарастают трудности с трудоустройством последней группы выпускников, при этом остается высоким (а иногда растет) спрос на высококвалифицированных специалистов узкого профиля (в области финансов, маркетинга, торговли и т.д.).

В отсутствие системы планового распределения специалистов сейчас возникла острая необходимость в структуризации профессиональной подготовки по специальностям и специализациям на долговременную и среднесрочную переподготовку. Для этого необходимо правильно определить профессионально-квалификационную структуру подготовки экономических кадров на базе маркетинговых исследований и прогнозирования и на всех уровнях: государство, регион, город, вуз. Работа в этом направлении уже началась, а потому есть надежда, что в ближайшие годы будут получены оценки потребности экономики в специалистах разного профиля, которые станут ориентиром для вузов при планировании их деятельности.

Список литературы

1. Агранович М. Юристов попросили. Но только из отраслевых вузов // Рос. газ. - М., 2005. - 16 авг.- № 3848. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/08/16/juristy.html.

2. Бабкова Е. Слишком много экономистов // Газета. - М., 2005. - 25 июля. - Режим доступа: .http://www.gzt.ru/politics/2005/07/25/043734.html.

3. Без современной системы образования невозможно развитие экономики. На вопросы «Учительской газеты» отвечает заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко // Учит. газета. - М., 2005. - № 8. - Режим доступа: http://www.ug.ru/? аС;іоп= topic&toid=8480&i_id=97.

4. Бизнес ищет новые формы образования // Большая перемена. - Режим доступа: http://www.newseducation.ru/news%5C3%5C20030321%5C1374.shtm.

5. В Петербурге нет перепроизводства юристов и экономистов // РОСБАЛТ. - 2004. -1 сентября. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/2004/09/01/175775.html.

6. Гаврикова Е. Москва стала российской экономической Меккой // Независимая газета. -М., 2004. - 18 июня. - № 122 (3235). - Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2004-06-18Z8_mekka.html.

7. Герасимова Е. Кто заказывает экономистов. Грядущее вступление России в ВТО повышает спрос на студентов новых специальностей // Независимая газета - М., 2004. -19 нояб. - Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2004-11-19/9_porshnev.html.

8. Завьялова В. Веселый молочник — профессия будущего // Финанс. - М., 2003. -№ 11/12. - 18 мая. - Режим доступа: http://www.fmmsmag.ru/offline/num1 Ыюжю/ obrazovanie/1363.

9. Иванющенкова М., Фуколова Ю. Специалисты экономкласса // КоммерсантЪ-Деньги. -М., 2000. - 5 июля. - № 26. - Режим доступа: http://www.hse.ru/pressa/kommersant/ 20000705.htm.

10. Интернет-пресс-конференция ректора ГУ-ВШЭ «Современное состояние и перспективы социального и экономического образования: вызовы рынка труда и новые образовательные технологии» 20 июня 2005 г. - Режим доступа: http://www.hse.nnov.ru/news/06-02-2003.shtml?2098.

11. Коллегия Минобрнауки «О контрольных цифрах приема молодежи в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования РФ в 2005 году», 9 марта 2005 г. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/news/press/1065/.

12. Компании тратят на молодых специалистов еще по 2-3 года // Газета.т. - 2005. -7 дек. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/education/2005/12/07_n_492355.shtml.

13. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - 376 с.

14. Кузьминов Я. Экономическое образование в РФ не соответствует потребностям рынка // РИА «Новости». - 2005. - 2 июня. - Режим доступа: http://www.rian.ru/economy/ 20050602/40460087.html.

15. Обзор рынка Graduate Recruitment в России в 2002/2003 учебном году. - Режим доступа: http://www.kmsgroup.ru/resources/cooperation/PublishingFiles/ManagementGraduate.html?ar tId=0703b6d2-72d8-4582-8ada-e2b68333018c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Попов А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования // Человек и труд. - М., 2004. - № 6. - Режим доступа: http://www.chelt.ru/2004/6-04/popov_6-04.html.

17. Попонин А. Олег Еремеев: «Профессиональное образование существует в отрыве от потребностей экономики». - Режим доступа: http://mon.gov.ru/news/press-review/1943.

18. Профессиональное образование должно быть связано с потребностями экономики // Альянс Медиа. - 2005, 23 нояб. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/news/press-review/1935.

19. Путилов С. Экономистов просят не беспокоиться // Финанс. - М., 2003. - 2-8 июня. - № 14. -Режим доступа: http://www.finansmag.ru/offline/year2003/num14/ ekonomika/kadri/1846.

20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р. - Режим доступа: http://www.government.gov.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=9813.

21. Савин А. Востребованные и перспективные специальности // Известия. - М., 2001. -25 апр. - Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/ratng/ratng.html.

22. 17% студентов марийских вузов после выпуска остаются безработными // 12:03 MariNews.ru. - 2005. - 12 апр. - Режим доступа: http://www.marinews.ru/allnews/436815/.

23. Тамбовской области не нужны бухгалтеры, юристы и экономисты // ИА REGNUM. -2005. - 22 марта. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/424834.html.

24. Терехов А., Власова И. Факультет ненужных людей // Новые известия. - М., 2005. -28 июля. - Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2005-07-28/28901.

25. Черняева Л. Востребованные специальности: сегодня и завтра. - Режим доступа: http://www.e-graduate.ru/Articles.html?artId=b744a47a-44f4-4bcc-b10a-d7eb9f1778cb.

26. Юткина Ю. Второе высшее: зачем оно нужно? // Личные Деньги. - 2005. - 24 января. -Режим доступа: http://www.personalmoney.ru/txt.asp?rbr=203&sec=281&id=348318.

27. Юткина Ю. Рейтинг профессий на российском рынке труда // Личные Деньги - 2005. -31 янв. - Режим доступа: http://www.personalmoney.ru/txt.asp?rbr=203&sec=84&id= 349889.

28. Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшая школа экономики: «Элитное образование дают пять-десять вузов в России» // Формула карьеры. - М., 2003. - 7 марта. - № 3. - Режим доступа: http://www.hse.ru/pressa2002/default. php?show= 1579& selected=.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.