Научная статья
УДК 343.9
doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-149-157
Анна Леонидовна Лебедь
https://orcid.org/0000-0002-6916-9176, aleo.varlamova@gmail.com
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Мониторинг показателей деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (на материалах Ленинградской области)
Аннотация: В статье освещена работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов («конфликтных комиссий») в органах исполнительной власти Ленинградской области. Рассмотрение уведомлений гражданских служащих на заседаниях конфликтных комиссий также направлено на противодействие коррупции в органах исполнительной власти. Мониторинг показателей работы конфликтных комиссий обосновывает необходимость и эффективность их деятельности по противодействию коррупции. Анализ выявил вопросы, разрешаемые на заседаниях конфликтных комиссий, при этом наиболее распространённым является обеспечение соблюдения служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (производство по соответствующему уведомлению гражданского служащего). Частым нарушением является несоблюдение гражданским служащим требований по представлению полных и достоверных сведений. При привлечении служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений конфликтными комиссиями применяются все виды наказаний, предусмотренных антикоррупционным законодательством. Наиболее распространёнными видами дисциплинарной ответственности являются замечание и выговор.
Методологическую основу работы составили всеобщий диалектический метод познания и комплекс общенаучных и частных методов, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический и системно-структурный методы исследования, а также метод статистического анализа.
Ключевые слова: государственный гражданский служащий, служебное поведение, конфликт интересов, конфликтная комиссия, коррупционное правонарушение, дисциплинарная ответственность
Для цитирования: Лебедь А. Л. Мониторинг показателей деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (на материалах Ленинградской области) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 149-157; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-149-157.
Anna L. Lebed
https://orcid.org/0000-0001-6285-2696, aleo.varlamova@gmail.com
The Herzen State Pedagogical University of Russia 48, Moika Emb, St. Peterburg, 191186, Russian Federation
Monitoring of performance indicators of commissions on compliance with the requirements for official conduct of civil servants and resolving conflicts of interest (on the materials of the Leningrad region)
Abstract: The article discusses the activities of commissions on compliance with the requirements for official conduct of civil servants and resolving conflicts of interest («conflict commissions») in the executive agencies of the Leningrad Region. Conflict commissions review the notifications from civil
© Лебедь А. Л., 2022
servants at their meetings in order to combat corruption in the executive brunch of power. Monitoring the performance of conflict commissions substantiates the necessity and effectiveness of their activities as one of the types of anti-corruption activities. The monitoring has identified issues resolved at meetings of conflict commissions. One of the most common issues is the compliance of civil servants with the requirements for official conduct and (or) requirements for the resolving the conflicts of interest (proceedings upon the appropriate notification of a civil servant). The most common violation is non-compliance with the requirements to provide complete and reliable information. When commissions bring the civil servants to disciplinary responsibility for committing corruption offenses, they apply all types of punishments provided for by anti-corruption legislation. The most common types of disciplinary responsibility are reprimand and admonition. The methodological basis of the work consists of the universal dialectical method of cognition and a complex of general scientific and special methods, namely, comparative legal, formal logical and systematic methods of research, as well as the method of statistical analysis.
Keywords: public civil servant, official conduct, conflict of interest, conflict commission, corruption offense, disciplinary liability
For citation: Lebed A. L. Monitoring of performance indicators of commissions on compliance with the requirements for official conduct of civil servants and resolving conflicts of interest (on the materials of the Leningrad region) // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2022. - № 2 (94). - P. 149-157; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-149-157.
Введение
Коррупция (от лат. еоггирйо - «подкуп») -термин, обозначающий социально вредный феномен, охватывающий различные формы преднамеренного использования должностным лицом своего положения (служебных полномочий) из личной и (или) корыстной заинтересованности. В науке единый подход к определению термина «коррупция» отсутствует. Именуя коррупцию торговлей властью, В. А. Номоконов пишет, что коррупция - «это коммерциализация власти» [1]. М. В. Шедий утверждает: «Коррупция выступает как один из видов социальных отношений, связанный с использованием общественных ресурсов (в т. ч. и власти) для достижения индивидуальных целей»1. Я. И. Гилинский подчёркивает: «Коррупция ... способ получить деньги ... иные ценности, пользуясь должностным положением» [2]. Считая коррупцию универсальной, Т. Я. Хабриева отмечает, что коррупция распространена «в государствах с неодинаковым уровнем социально-экономического развития» [3]. П. А. Скобликов формулирует следующее авторское определение исследуемого термина: «Коррупция . участие в совершении деяний или подстрекательстве к совершению деяний, представляющих . выполнение или невыполнение служебных обязанностей, в расчете на получение ... преимущества» [4].
Проблематика злоупотребления должностным положением, зародившаяся с момента появления государства и аппарата публичной власти, сегодня актуализируется. Россия предстаёт коррумпированным государством. Коррупция, проникшая во все основные сферы общественной жизни (политическую, экономическую, социальную, духовную, правовую, социоком-муникативную), носит системный и институциональный характер, становится угрозой национальной безопасности. Все государственные институты заражены коррупцией, как и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
1 Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ : автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Шедий Мария Владимировна. - Москва, 2014. - С. 11.
Описание исследования
Легальное законодательное определение термина «коррупция» содержится в пп. а, б п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (в ред. от 30 декабря 2021 г.) «О противодействии коррупции» (далее по тексту - ФЗ «О противодействии коррупции»): «злоупотребление служебным положением».
Требования к служебному поведению гражданских служащих и порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов как меры по противодействию коррупции предусмотрены ч. 1 ст. 10, 11, 12, 12.1, 12.2, 12.3 и 12.5 ФЗ «О противодействии коррупции».
Обязанности, ограничения и запреты гражданского служащего, а также порядок урегулирования конфликтов интересов на гражданской службе регламентируются ст. 15-20, 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». М. Ф. Гацко, акцентируя значимость, ценность статуса государственного служащего и предъявления к этой категории служащих повышенных требований, отмечает, что «приоритетом развития государственного управления ... является реализация требований по запретам и ограничениям, связанных с прохождением государственной гражданской службы в целях противодействия коррупции» [5]. С. Д. Хазанов, называя согласованность антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов с соответствующими положениями антикоррупционного законодательства, иного отраслевого законодательства (гражданского, трудового, административного) важнейшим условием их обоснованности, подчеркивает, что «антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности . призваны выступать . важнейшим механизмом профилактики коррупционных правонарушений» [6]. Т. Я. Хабриева резюмирует, что «устранение причин и условий возникновения и существования коррупции должно носить системно организованный характер, охватывать не только законотворческую деятельность, но и практическую повседневную деятельность ... служащих» [7].
В соответствии с пп. 4 ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции» органы государственной власти субъектов РФ осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Нормативным правовым актом, закрепляющим антикоррупционные функции за органами субъектов РФ по противодействию коррупционным правонарушениям, является и Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ, утверждённое Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 (в ред. от 19 сентября 2017 г.) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».
В 2019-2020 гг. на территории Ленинградской области в целях реализации единообразной государственной антикоррупционной политики мероприятия по противодействию коррупции проводились в соответствии с нормами федерального и регионального (областного) законодательства в сфере противодействия коррупции, Национальной стратегии противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утверждённого Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378, а также Планом противодействия коррупции в исследуемом регионе на 20182020 годы, утверждённым постановлением Правительства Ленинградской области от 7 ноября 2018 г. № 430.
В 2021 г. на территории Ленинградской области деятельность по противодействию коррупции проводилась согласно положениям Национального плана противодействию коррупции на 2021-2024 годы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478, Плана противодействия коррупции в Ленинградской области и планов противодействия коррупции в органах исполнительной власти, утверждённых постановлением Правительства Ленинградской области от 12 октября 2018 г. № 380 (в ред. от 17 ноября 2021 г.).
Работа по противодействию коррупции органов исполнительной власти производилась и на основе ведомственных планов по противодействию коррупции. Именуя конфликтные комиссии специализированными органами по противодействию коррупции, П. А. Кабанов пишет, что их деятельность -«это регулярно осуществляемая названными органами целенаправленная системная деятельность по реализации и / или обеспечению реализации государственной политики противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации» [8].
Предупреждение коррупции, осуществляемое в Ленинградской области по совокупности проводимых мероприятий, направлено на обеспечение исполнения законодательства, формирование нетерпимого отношения к коррупции, превенцию коррупционных проявлений, а также на устранение детерминирующего коррупционного комплекса. Предупреждение исследуемого негативного явления представляет собой
систему мер правового, организационного, экономического, информационного и кадрового характера, реализуемых органами исполнительной власти исследуемого региона, иными государственными органами.
Работа по профилактике злоупотреблений служебным положением и служебными полномочиями в органах исполнительной власти в исследуемом регионе осуществляется по следующим направлениям: 1) деятельность Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ленинградской области; 2) декларационная компания; 3) проверка достоверности и полноты предоставленных сведений и соблюдения требований к должностному (служебному) поведению; 4) деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; 5) работа в сфере противодействия коррупции в государственных учреждениях и организациях, подведомственных органам исполнительной власти; 6) реализация антикоррупционной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд; 7) меры по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности; 8) меры по повышению результативности деятельности государственного органа по профилактике коррупционных правонарушений; 9) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов исследуемого региона и их проектов; 10) меры в целях формирования у гражданских служащих отрицательного отношения к коррупции; 11) обучение и повышение квалификации гражданских служащих; 12) информирование общественности об осуществляемой работе по противодействию коррупции, в том числе направленной на повышение результативности антикоррупционного просвещения граждан и формирование у них отрицательного отношения к коррупции; 13) антикоррупционное просвещение в образовательных организациях, созданных Ленинградской областью; 14) взаимодействие по проблематике реализации антикоррупционной политики с органами местного самоуправления.
Важная роль при осуществлении работы в сфере противодействия коррупции отводится комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (на практике кратко именуемым «конфликтные комиссии»), образованным во всех органах исполнительной власти и аппаратах мировых судей Ленинградской области. Впервые создание указанных комиссий предусматривалось статьёй 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При реализации своих полномочий их компетенция оказалась шире, чем только урегулирование конфликта интересов. В последующем компетенция расширялась. Исследуя правовое регулирование деятельности комиссий и их широкие полномочия, С. Н. Бра-
тановский указывает на несоответствие наименования конфликтных комиссий реальному, фактическому кругу разрешаемых вопросов. Учёный пишет, что соответствующее наименование рассматриваемого органа - «комиссии по противодействию коррупции в органах государственной власти» [9].
Деятельность конфликтных комиссий в исследуемом регионе регулируется постановлением Правительства Ленинградской области от 9 декабря 2010 г. № 334 (в ред. от 30 ноября 2020 г.) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ленинградской области и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти Ленинградской области и аппаратах мировых судей Ленинградской области». Результаты мониторинга показателей работы конфликтных комиссий в органах исполнительной власти исследуемого региона за 2019-2021 годы представлены в таблице 1.
Анализ показателей работы конфликтных комиссий в органах исполнительной власти Ленинградской области в исследуемый период доказывает необходимость их деятельности как эффективной меры по противодействию коррупции. Динамика показателей работы конфликтных комиссий не демонстрирует высокого роста, однако снижения числа заседаний комиссий также не наблюдается, что свидетельствует о реализации плановой целенаправленной антикоррупционной политики в органах исполнительной власти исследуемого региона как в отношении служащих, длительно замещающих должности государственной гражданской службы, так и в отношении вновь поступивших. Количество служащих, привлечённых к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствует о необходимости дальнейшего осуществления исследуемой антикоррупционной деятельности конфликтных комиссий.
В 2019 году в органах исполнительной власти Ленинградской области состоялось 86 заседаний комиссий2 по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ленинградской области и урегулированию конфликта интересов, что составляет 3,7 % от общего числа служащих в 2019 году. Комиссиями выявлено 15 нарушений (0,6 % от общего числа служащих). Количество привлеченных к дисциплинарной ответственности служащих за совершение коррупционных правонарушений - 14 (0,6 % от общего числа служащих).
В 2020 году состоялось 56 заседаний конфликтных комиссий, что составляет 2,4 % от общего числа служащих в 2020 году. Комиссиями выявлено 10 нарушений (0,3 %). Количество служащих, привлечённых к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, - 9 (0,3 %).
2 Одно заседание конфликтной комиссии проводится в отношении одного государственного гражданского служащего.
В 2021 году в исследуемом регионе состоялось 77 заседаний конфликтных комиссий, что составляет 3,7 % от общего числа служащих в 2021 году. Комиссиями выявлено 16 нарушений (0,8 %). Количество привлечённых к дисциплинарной ответственности служащих за совершение коррупционных правонарушений - 17 (0,8 %).
Основанием для проведения заседаний конфликтных комиссий выступили: представление служащим неполных и (или) недостоверных сведений; несоблюдение служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; дача согласия гражданину, замещавшему должность государственной гражданской службы Ленинградской области, на заключение трудового договора в иной организации (в том числе рассмотрение уведомлений коммерческих и некоммерческих организаций о заключении трудовых договоров с гражданами); невозможность служащим по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; обеспечение соблюдения служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (уведомление служащего); рассмотрение заявлений служащих о получении разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями; контроль за расходами.
Например, в 2021 году состоялось заседание комиссии в Комитете исследуемого региона. Основанием для заседания комиссии выступило уведомление гражданского служащего в связи с возможностью осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства в отношении организаций, с которыми у родственников гражданского служащего заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов. В рассматриваемом случае конфликтная комиссия приняла решение, что при исполнении служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В целях недопущения возникновения конфликта интересов необходимо: исключить любое служебное взаимодействие служащего и принятие им решений в отношении организаций, с которыми у родственников служащего заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирных домов, до момента прекращения правоотношений между его родственниками и указанными организациями по договорам участия в долевом строительстве, в том числе: 1) осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства в отношении организаций; 2) производство по делам об административных правонарушениях в отношении организаций; 3) рассмотрение обращений государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в отношении деятельности организаций, а также обращений непосредственно организа-
Таблица 1
Мониторинг показателей работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти Ленинградской области (2019-2021 годы)
Наименование критерия 2019 год 2020 год 2021 год
Количество гражданских служащих в исследуемом регионе 2 305 2 297 2 047
Количество заседаний комиссий (проведённых) 86/3,7% 3 56/2,4% 77/3,7%
а именно:
представление гражданским служащим неполных и (или) недостоверных сведений 13 8 13
несоблюдение гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов 6 2 3
дача согласия гранеданину, замещавшему должность государственной гражданской службы Ленинградской области, на замещение должности в организации 16 10 8
невозможность гражданским служащим по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей 1 2 5
обеспечение соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (уведомление) 38 29 37
рассмотрение уведомлений коммерческих и некоммерческих организаций о заключении с гражданами, замещавшими должности гражданской службы, трудовых договоров 1 1 4
рассмотрение заявлений гражданских служащих о получении разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями И 4 ¿1
контроль за расходами 0 0 5
Количество выявленных комиссиями нарушений 15/0,6 %4 10/0,3 % 16/0.8 %
из них:
несоблюдение гражданским служащим требований по представлению полных и достоверных сведений И 8 13
несоблюдение гражданским служащим требований к служебному поведению 0 1 0
несоблюдение гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов 4 1 3
Количество материалов комиссий, направленных в прокуратуру Ленинградской области для принятия мер прокурорского реагирования 0 0 т
Количество служащих, привлечённых к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений 14/0,6 %5 9/0,3 % 17/0,8 %
в виде: замечания 8 6 7
выговоры 4 3 9
предупреждения о неполном должностном соответствии 1 0 1
увольнения в связи с утратой доверия 1 0 0
3 Процентный показатель указывает процент гражданских служащих от общего числа гражданских служащих Ленинградской области в соответствующем году.
4 Процентный показатель указывает на процент выявленных нарушений от количества проведённых заседаний комиссий в соответствующем году.
5 Процентный показатель указывает количество служащих, привлечённых к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений от общего числа гражданских служащих Ленинградской области в соответствующем году.
ций; 4) участие в работе комиссий и иных коллегиальных органов по оценке деятельности и рассмотрению вопросов в отношении организаций. Обязанность по дополнительному контролю за исполнением решения возложена на непосредственного руководителя служащего. Решение комиссии согласовано с представителем нанимателя.
В 2021 году состоялось заседание комиссии в аппарате мировых судей исследуемого региона. Основанием для заседания комиссии послужило заявление служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга за 2020 год. Комиссия приняла решение о признании причины непредставления гражданским служащим сведений своего супруга за 2020 год объективной и уважительной. Представителем нанимателя решение комиссии согласовано.
В 2021 году проведено заседание комиссии в Ленинградском областном комитете. Основанием заседания комиссии послужило уведомление гражданского служащего в связи с тем, что исполнение обязанностей по замещаемой им должности предусматривает служебное взаимодействие и принятие решений в отношении учреждения, подведомственного Комитету, в котором он в 2021 году замещал должность главного специалиста. При принятии решения мнения членов комиссии разделились: три члена комиссии проголосовали за то, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует; три члена комиссии проголосовали за то, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. Представителем нанимателя принято решение об отсутствии при исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей конфликта интересов.
В 2021 году одним из оснований для заседаний комиссий выступило представление первым вице-губернатором Ленинградской области - руководителем Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области материалов проверок, доказывающих представление гражданскими служащими недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В частности, комиссией установлено, что сведения о доходах, представленные гражданским служащим в своей справке за 2019 год, являются недостоверными и (или) неполными. Установлено, что сведения об объектах недвижимого имущества, а именно о наименовании документа, являющегося основанием государственной регистрации права на земельный участок, представленные гражданским служащим в своих справках за 2019-2020 годы, являются недостоверными и (или) неполными. Установлено, что сведения о счетах в банках, представленные служащим в справках супруга за 2019-2020 годы, являются недостоверными и (или) неполными.
Установлено, что сведения о срочных обязательствах финансового характера, представленные служащим в справке супруга за 2020 год, являются недостоверными и (или) неполными. Установлено, что сведения об объектах недвижимого имущества в части указания сведений о площади квартир, находящихся в долевой собственности служащего и ее супруга, представленные служащим в своих справках и справках супруга за 2019-2020 годы, являются недостоверными и (или) неполными. Установлено, что сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании несовершеннолетнего ребенка, в части указания сведений о площади квартиры, представленные гражданским служащим в справках несовершеннолетнего ребенка за 2019-2020 годы, являются недостоверными и (или) неполными. Представителю нанимателя рекомендовано применить к гражданскому служащему взыскание за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 59.1 ФЗ №79-ФЗ, в виде замечания. Указанное решение комиссии согласовано представителем нанимателя.
Также в 2021 году одним из оснований для заседания комиссии выступило уведомление гражданского служащего в связи с возможностью осуществления служебного взаимодействия с родственником, замещающим должность в учреждении, подведомственном Комитету исследуемого региона (далее - учреждение). В рассматриваемом случае комиссия приняла решение, что при исполнении служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В целях недопущения возникновения конфликта интересов необходимо исключить любое служебное взаимодействие служащего с учреждением, в котором работает его родственник, в том числе: участие в совместных мероприятиях; рассмотрение обращений граждан, объединений граждан и юридических лиц в отношении деятельности учреждения, а также обращений учреждения; участие в работе комиссий и иных коллегиальных органов по рассмотрению вопросов в отношении учреждения. Обязанность по контролю за исполнением решения возложена на непосредственного руководителя гражданского служащего. Решение комиссии согласовано представителем нанимателя.
Также в 2021 году одним из оснований заседаний комиссии выступило уведомление гражданского служащего в связи с: 1) осуществлением им ранее трудовой деятельности в организации, в отношении которой должностными обязанностями по замещаемой должности служащего предусмотрено принятие решений (далее - организация № 1); 2) осуществлением им ранее трудовой деятельности по совместительству в организации, в отношении которой должностными обязанностями по замещаемой должности служащего предусмотрено принятие решений (далее - организация № 2); 3) осуществлением его родственником трудовой деятельности в аппарате Законодательного собрания Ленинградской области (далее - Законодательное собрание); 4) осуществлением его
родственником трудовой деятельности в организации, в отношении которой должностными обязанностями по замещаемой должности служащего предусмотрено принятие решений (далее - организация № 3). В рассматриваемом случае комиссия приняла решение, что при исполнении служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов в случае его служебного взаимодействия с организацией № 1, организацией № 2, организацией № 3. В целях недопущения возникновения конфликта интересов исключить любое служебное взаимодействие и принятие служащим решений в отношении: 1) организации № 1, организации № 3, в том числе: обеспечение заключения государственных контрактов; рассмотрение обращений государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам деятельности организации № 1, организации № 3, а также обращений организации № 1, организации № 3; участие в работе комиссий и иных коллегиальных органов по оценке деятельности и рассмотрению вопросов в отношении организации № 1, организации № 3; 2) организации № 2, в том числе: организацию выплаты премий Правительства Ленинградской области в сфере журналистики; рассмотрение обращений государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам деятельности организации № 2, а также обращений организации № 2; участие в работе комиссий и иных коллегиальных органов по оценке деятельности и рассмотрению вопросов в отношении организации № 2. Обязанность по контролю за исполнением решения возложена на непосредственного руководителя гражданского служащего. Комиссией признано, что при исполнении служащим своих должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует в случае его служебного взаимодействия с Законодательным собранием. Решение комиссии согласовано представителем нанимателя.
Анализ антикоррупционных производств конфликтных комиссий исследуемого региона демонстрирует выявление совершения следующих нарушений гражданскими служащими: несоблюдение требований по представлению полных и достоверных сведений; несоблюдение требований к служебному поведению; несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов. Комиссиями применены все виды дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.
В целях точного соблюдения гражданскими служащими норм и требований законодательства в сфере противодействия коррупции в Ленинградской области на постоянной основе ведется просветительская работа, а именно: проводятся семинары; направляются информационные письма; на постоянной основе про-
водятся индивидуальные консультации; размещается информация на стенде по вопросам противодействия коррупции, расположенном в здании Администрации Ленинградской области, а также на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети интернет. Проведение обозначенной просветительской работы значительно повысило правовую грамотность, правосознательность и правовую культуру гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции.
Заключение
Подводя итог, необходимо резюмировать, что деятельность конфликтных комиссий в органах исполнительной власти является деятельностью органов государственной власти по профилактике коррупции. Мониторинг показателей работы конфликтных комиссий доказывает необходимость и эффективность деятельности конфликтных комиссий как вида деятельности по противодействию коррупции. Мониторинг показателей работы названных комиссий выявил не только вопросы, традиционно рассматриваемые на заседаниях, но и не урегулированные антикоррупционным законодательством, нуждающиеся в их более детальном законодательством закреплении. Таким вопросом, в частности, является взаимодействие органов исполнительной власти с организациями при проверке представленных сведений о доходах гражданского служащего, супруга (супруги), несовершеннолетних детей, а также при осуществлении мероприятий по контролю за расходами. Итогом мониторинга показателей деятельности конфликтных комиссий является выявление наиболее распространённых требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликтов интересов (уведомления). Например, наличие родственных связей, трудовая деятельность в подведомственных или профильных организациях. Наиболее распространенным нарушением, как показывает мониторинг, является несоблюдение служащим требований по представлению полных и достоверных сведений в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Выявлено, что при привлечении к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений конфликтными комиссиями применяются все виды наказаний, предусмотренных антикоррупционным законодательством, при этом наиболее распространёнными видами дисциплинарной ответственности являются замечание и выговор. Предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнении в связи с утратой доверия также применяются конфликтными комиссиями. Кроме указанного, мониторинг показателей выявил и материалы комиссий, направленных в прокуратуру Ленинградской области для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. Просветительская
работа, а именно семинары, информационные письма, информация на стендах и на официальном интернет-портале, а также индивидуальные консультации способствуют соблюдению гражданскими служащими требований зако-
нодательства в сфере противодействия коррупции. Просветительская работа оказывает значительное влияние на правовое сознание и правовую культуру гражданских служащих в вопросах противодействия коррупции.
Список литературы
1. Номоконов В. А. Коррупция в России: социальные последствия и особенности причин // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 4. - С. 61-66.
2. Гилинский Я. И. Криминология постмодерна. Неокриминология. - Санкт-Петербург: Але-тейя, 2021. - 160 с.
3. Хабриева Т. Я. Коррупция: природа, проявления, противодействие : монография. - Москва: ИД «Юриспруденция», 2012. - 688 с.
4. Скобликов П. А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России : монография. - Москва: Норма: Инфра-М, 2021. - 272 с.
5. Гацко М. Ф. Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих в целях противодействия коррупции // Символ науки. - 2016. - № 5. - Ч. 3. - С. 129-132.
6. Хазанов С. Д. Антикоррупционные запреты и ограничения в системе публичной службы как инструмент антикоррупционной политики: поиск оптимальной модели правового регулирования / Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики РФ в области противодействия коррупции : сборник трудов по итогам Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. - Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2019. - 768 с. - С. 142-149.
7. Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Цирин А. М. Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации : монография. - Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Инфра-М, 2021. - 224 с.
8. Кабанов П. А. Антикоррупционные функции органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - Т. 10. - № 3. - С. 187-206.
9. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф., Косаренко Н. Н. Антикоррупция: правовые основы противодействия коррупции в РФ : монография. - Москва: Русайнс, 2020. - 278 с.
10. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Необходимость системного подхода к противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе // Государство и право. - 2017. - № 1. -С. 103-108.
References
1. Nomokonov V. A. Korruptsiya v Rossii: sotsial'nyye posledstviya i osobennosti prichin // Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. - 2013. - № 4. - S. 61-66.
2. Gilinskiy Ya. I. Kriminologiya postmoderna. Neokriminologiya. - Sankt-Peterburg: Aleteyya. 2021. - 160 s.
3. Khabriyeva T. Ya. Korruptsiya: priroda, proyavleniya, protivodeystviye : monografiya. - Moskva: ID «Yurisprudentsiya», 2012. - 688 s.
4. Skoblikov P. A. Aktual'nyye problemy bor'by s korruptsiyey i organizovannoy prestupnost'yu v sovremennoy Rossii : monografiya. - Moskva: Norma: Infra-M, 2021. - 272 s.
5. Gatsko M. F. Ogranicheniya, ustanovlennyye dlya gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh v tselyakh protivodeystviya korruptsii // Simvol nauki. - 2016. - № 5. - Ch. 3. - S. 129-132.
6. Khazanov S. D. Antikorruptsionnyye zaprety i ogranicheniya v sisteme publichnoy sluzhby kak instrument antikorruptsionnoy politiki: poisk optimal'noy modeli pravovogo regulirovaniya / Aktual'nyye problemy nauchnogo obespecheniya gosudarstvennoy politiki RF v oblasti protivodeystviya korruptsii : sbornik trudov po itogam Tret'yey Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. -Yekaterinburg: Institut filosofii i prava UrO RAN, 2019. - 768 s. - S. 142-149.
7. Khabriyeva T. Ya., Andrichenko L. V., Tsirin A. M. Organizatsionno-pravovyye mekhanizmy protivodeystviya korruptsii v sub»yektakh Rossiyskoy Federatsii : monografiya. - Moskva: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF; Infra-M, 2021. - 224 s.
8. Kabanov P. A. Antikorruptsionnyye funktsii organov po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarusheniy sub»yektov Rossiyskoy Federatsii // Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. - 2016. -T. 10. - № 3. - S. 187-206.
9. Bratanovskiy S. N., ZelenovM. F., KosarenkoN. N. Antikorruptsiya: pravovyye osnovy protivodeystviya korruptsii v RF : monografiya. - Moskva: Rusayns, 2020. - 278 s.
10. Bratanovskiy S. N., Zelenov M. F. Neobkhodimost' sistemnogo podkhoda k protivodeystviyu korruptsii na gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhbe // Gosudarstvo i pravo. - 2017. - № 1. - S. 103-108.
Статья поступила в редакцию 01.03.2022; одобрена после рецензирования 25.03.2022; принята к публикации 31.03.2022.
The article was submitted March 01, 2022; approved after reviewing March 25, 2022; accepted for publication March 31, 2022.