Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КАДРОВЫЕ СЛУЖБЫ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГОССЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Макар Макарович, Мартынов Андрей Андреевич, Винокурова Алена Пиковна

В статье рассматриваются вопросы организации антикоррупционных мероприятий в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия). Государственная гражданская служба является центральным звеном повышения эффективности системы государственного управления в Российской Федерации, поскольку от уровня результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих напрямую зависит качество реализации государственных решений. Работа кадровых подразделений является ключевым в проведении профилактических мероприятий в области противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы. Проведен анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и материалов, связанных с представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014-2017 годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлев Макар Макарович, Мартынов Андрей Андреевич, Винокурова Алена Пиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) ON THE IMPLEMENTATION OF THE STATE ANTI-CORRUPTION POLICY

The article deals with the organization of anti-corruption measures in the Executive bodies of the state power of the Republic of Sakha (Yakutia). The state civil service is the Central element in improving the efficiency of the public administration system in the Russian Federation, since the quality of the implementation of state decisions directly depends on the level of the professional performance of civil servants. The work of personnel departments is key in carrying out preventive measures in the field of combating corruption in the public civil service. The analysis of activity of the commissions on observance of requirements to office behavior and settlement of the conflict of interests and materials connected with submission of data on the income, on property and obligations of property character for 2014-2017 is carried out.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЯКОВЛЕВ Макар Макарович,

кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: arzulana@bk.ru;

МАРТЫНОВ Андрей Андреевич,

магистрант юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: andreymartinov@mail.ru;

ВИНОКУРОВА Алена Пиковна,

магистрант Дальневосточного института управления РАНХиГС при Президенте РФ. E-mail: avinokurova@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации антикоррупционных мероприятий в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия). Государственная гражданская служба является центральным звеном повышения эффективности системы государственного управления в Российской Федерации, поскольку от уровня результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих напрямую зависит качество реализации государственных решений. Работа кадровых подразделений является ключевым в проведении профилактических мероприятий в области противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы. Проведен анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и материалов, связанных с представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014-2017 годы.

Abstract: The article deals with the organization of anti-corruption measures in the Executive bodies of the state power of the Republic of Sakha (Yakutia). The state civil service is the Central element in improving the efficiency of the public administration system in the Russian Federation, since the quality of the implementation of state decisions directly depends on the level of the professional performance of civil servants. The work of personnel departments is key in carrying out preventive measures in the field of combating corruption in the public civil service. The analysis of activity of the commissions on observance of requirements to office behavior and settlement of the conflict of interests and materials connected with submission of data on the income, on property and obligations of property character for 2014-2017 is carried out.

Ключевые слова: противодействие коррупции, кадровые службы, конфликт интересов, коррупциогенные правонарушения, государственная гражданская служба, госслужащие

Keyword: anti-corruption, personnel services, conflict of interest, corruption offenses, civil service, civil servants.

Республика Саха (Якутия) - самый крупный субъект Российской Федерации. По численности населения занимает 3 место в Дальневосточном федеральном округе после Приморского края и Хабаровского края. Республика относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам, по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. Сохранение положительных тенденций и создание благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и на долгосрочную перспективу является непосредственной задачей Правительства республики. В свою очередь, это невозможно без привлечения и эффективного управления кадровым составом самой исполнительной власти региона.

Развитие антикоррупционного законодательства в Российской Федерации привело к внедрению в деятельность органов государственного управления целого ряда мер антикоррупционной направленности. Конфликт интересов, деклари- Рис 1 - Органы исп°лнительн°й власти респуб-рование государственными служащими сведений о доходах и лики Саха (Якутия) расходах, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов - далеко не полный перечень методов профилактики Организационная форма кадровых служб исполни-коррупционных проявлений, предложенных российским законо- тельных органов власти Республики Саха (Якутия) приведена дателем в рамках реализации Национальной стратегии проти- на рис. 2-водействия коррупции.

В систему исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) входят 35 органов (рис.1).

Управлен ия 14%

Департам енты 11%

[ИМЯ КАТЕГО

РИИ] [ПРОЦЕ НТ]

ЦАОДМ С

3%

Министе рства 52%

Гос. комитеты 14%

[ИМЯ КАТЕГО

РИИ] [ПРОЦ ЕНТ]

Отде.

ГС, кадров и адм. работы 8%

[ИМЯ КАТЕГО

РИИ] [ПРОЦ ЕНТ]

елы

организ ационн

Отделы о-

организ правов

ационн ого и

о- финанс

контро ового

льной и обеспеч

кадров ения,

ой ГС и

работы кадров

14% 25%

Контрольные позиции 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Численность подразделений, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений штатная 88 110 127 93

фактическая 86 108 115 92

из них с опытом свыше 3-х лет 50 67 67 59

В Республике Саха (Якутия) локальными актами всех 35 министерств и ведомств утверждены перечни должностей, которые включают в себя как конкретные должности, так и функции, подверженные коррупционным рискам. Всего в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в переч-

Рис. 2 - кадровые службы исполнительных органов власти Республики Саха (Якутия)

Как следует из рис.2.2 самостоятельные структурные подразделения по вопросам государственной службы и кадров созданы в 8 органах исполнительной власти, что составляет 22 % от общего количества, в остальных министерствах и ведомствах Республики Саха (Якутия) функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений выполняют работники «смешанных» отделов.

В таблице 1 приведены данные о количестве сотрудников, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. На рис.3 видно, что количество должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, с опытом работы свыше трех составляет в среднем 55 % от общей численности сотрудников кадровых служб органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

Таблица1

Штатная численность и укомплектованность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений

ни, в соответствии с которыми представляются сведения, в 2017 г. включено 1800 штатных единиц, подпадающих под коррупционные риски. Из них должностей, отнесенных к категории: «Руководители» - 38,4 %, «Специалисты» - 60,7 %, «Обеспечивающие специалисты» - 0,9 %.

120

100

80

60

40

20

86

88

50

67

67

93

59

92

2014

• Штатная численность

2015 2016

период, гг.

•Фактическая численность

2017

В т.ч. с опытом свыше 3 лет

Рис.3. Штатная численность и укомплектованность подразделений (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Сведения об общей численности государственных гражданских служащих и об общей численности государственных гражданских служащих, представляющих сведения за исследуемый период приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сведения об общей численности государственных гражданских служащих, об общей численности государственных гражданских служащих, сдающих сведения о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей, за период с 2014 по 2017 годы

Контрольные позиции 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Общая численность государственных гражданских служащих штатная 2717 2726 2615 2570

фактическая 2671 2648 2594 2543

Общая численность государственных гражданских служащих, представляющих сведения о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга), в также несовершеннолетних детей штатная 1798 1848 1806 1800

фактическая 1792 1778 1755 1782

Согласно представленным данным удельный вес государственных гражданских служащих, обязанных представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера на себя, супруги (супруга), в также несовершеннолетних детей, составил в 2014 году - 67,09 % от общего количества государственных гражданских служащих, 2015

году - 67,14 %, в 2016 году - 67,65 %, в 2017 году - 70,07 %. Число лиц, ежегодно представляющих сведения, постоянно растет.

Так, в 2014 году представили сведения 1798 человек, в 2015 году - 1848, в 2016 году - 1806, в 2017 году - 1821. Более наглядно это представлено на рис. 4.

0

3000 2500 2000 1500 1000 500

2014 2015 2016 2017

I Общая численность ГГС ■ Общая численность ГГС, сдающих сведения

0

Рис. 4. - Удельный вес государственных гражданских служащих, сдающих сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера

В связи с этим ежегодное число декларантов, представляющих соответствующие сведения в кадровые службы, составляет около 2 тыс. чел., т.е., с учетом справок на членов семьи, ежегодно проведению анализа подлежит около 4500 справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В среднем на каждое должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, приходится проведение анализа 50-55 справок. Кроме того, к этому количеству необходимо еще прибавить граждан, представляющих сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера при назначении на должность гражданской службы. В 2015 году таких граждан было - 305 чел., в 2016 году- 750 чел., а в 2017 году - уже 830 чел., что показано на рис. 5. С учетом указанного, в среднем каждый сотрудник кадровой службы исполнительного органа власти проводит анализ 60-65 справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В целом в период декларационной кампании за 2016 год наибольшие трудности при заполнении справок у государственных гражданских служащих вызвали следующие разделы: 2.1. - недвижимое имущество, где было допущено 416 ошибок; 3 - сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях - 485 ошибок; 5.1. -сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании, - 319 ошибок. К сожалению, гражданские служащие, из года в год допускают большое количество ошибок в справках, причем ошибки повторяются. Так, в некоторых органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия) количество справок, имеющих замечания, достигает 85% от общего количества представленных справок.

Рис. 5 - Количество граждан, представивших сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера при назначении на должность

По результатам анализа сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, оформляется справка о результатах анализа сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера за 3 последних года. Причем единой формы справки не имеется, в связи с чем, форма, содержание, выводы справок разные в каждом органе исполнительной власти республики. Возможны следующие варианты справок о результатах анализа сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера: справка с развернутым анализом за 3 последних года (20%); справка о результатах анализа (25 %); справка не предоставляется (55%).

По итогам работы со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обычно возникают основания для проведения следующих мероприятий:

- проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- проверка соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению;

- проведение заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- служебная проверка.

Необходимо отметить, что в настоящее время согласно действующему законодательству проверка полноты и достоверности деклараций осуществляется только при поступлении информации от субъектов, круг которых определен в указах Президента Российской Федерации. Проведение регулярных (сплошных или выборочных) проверок законодательством не предусмотрено. В этой связи, контроль достоверности сведений, представляемых государственными гражданскими служащими, полностью зависит от активности субъектов, имеющих право подавать запросы.

Как показывает практика, в большинстве случаев (в среднем 70%) основанием для проведения проверки является выявленное в результате анализа несоответствие представ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и информации (ответы на запросы) территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия).

В соответствии с действующим законодательством проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении. Практика последних лет (2014-2017 годы) наглядно показывает, что установленный срок продолжительностью 60 дней достаточен для осуществления проверки.

За период с 2014 по 2017 годы исполнительными органами власти Республики Саха (Якутия) проведены 2102 проверки (в 2014 г. - 720 проверок, в 2015 г. - 677, в 2016 г. - 379, 2017 г. - 326).

Информация о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов приведена в таблице 4.

Факты, установленные в ходе проверок: представление гражданским служащим недостоверных и/или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; представление гражданским служащим недостоверных и/или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи; выполнение иной оплачиваемой работы без предварительного уведомления представителя нанимателя; несоблюдение требований к служебному поведению, в части информирования в письменной форме представителя нанимателя о возможной личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Всего за исследуемый период по результатам проверок и заседаний комиссии к гражданским служащим применено 177 взысканий за коррупционное правонарушение, а именно: 128 - замечаний, 46 - выговоров, 3 - предупреждения о неполном должностном (служебном) соответствии.

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Таблица 4

Информация о рассмотрении на комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, материалов, связанных с представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014-2017 годы

Количество рассмотренных комиссиями материалов (обращений), касающихся Количество установленных комиссиями нарушений, касающихся

представления служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соблюдения требований об объективности и уважительности причин непредставления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащего

2014 год

50 0 38 0

2015 год

65 1 61 1

2016 год

88 2 67 0

2017 год

20 5 18 2

Трудности в применении взысканий за коррупционные правонарушения связаны со следующими обстоятельствами:

- нахождение гражданского служащего в отпуске по беременности и родам;

- нахождение гражданского служащего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;

- расторжение служебного контракта и увольнение гражданского служащего с гражданской службы до применения взыскания.

В целом, существующая система декларирования доходов и расходов госслужащих дает мощный профилактический эффект. Кроме того, информация, которая черпается из деклараций, должна использоваться для обеспечения соблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей.

Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы [1] предусмотрено активное внедрение компьютерных технологий для анализа и обработки представляемых деклараций. Вместе с тем, в подавляющем большинстве

органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) процессы сбора, проверки, анализа и подготовки к публикации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, предоставляющих сведения о доходах в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акт6ы Президента Российской Федерации», не автоматизированы.

Одной из организационно-управленческих мер по противодействию коррупции является создание специализированных антикоррупционных органов, а именно комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии).

За исследуемый период с 2014 г. по 2017 г. проведено 438 заседаний комиссий. На заседаниях комиссий рассмотрены материалы в отношении 785 государственных гражданских служащих. Представленные на заседание комиссий материалы касались вопросов:

- предоставления недостоверных или неполных све-

дений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (248);

- невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (12);

- о невозможности выполнить требования о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в соответствующих случаях (2);

- несоблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов (147);

- дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора (289).

Всего комиссиями за исследуемый период выявлено 368 нарушений, в том числе, касающихся требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (228), к служебному поведению (132), об урегулировании конфликта интересов (8).

По результатам рассмотренных на заседаниях комиссий материалов за период с 2014 г. по 2017 г. 207 государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) привлечены к дисциплинарной ответственности.

Сведения об ответственности государственных гражданских служащих за совершение коррупционных правонарушений приведены в таблице 5.

Таблица 5

Сведения об ответственности государственных гражданских служащих за совершение коррупционных правонарушений за 2014-2017 гг.

Наименование показателя 2014 2015 2016 2017

Количество служащих, привлеченных к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений 39 44 68 46

из них привлечено к: Дисциплинарной ответственности 39 55 67 46

в том числе к взысканию в виде: замечания 39 39 53 34

выговора 0 5 15 8

Предупреждения о неполном должностном (служебном) соответствии 0 0 0 4

из служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности, привлечено к дисциплинарной ответственности неоднократно 0 0 0 1

Административной ответственности 0 0 0 0

Уголовной ответственности 0 0 0 0

Количество служащих, привлеченных к ответственности с наказанием в виде штрафа 0 0 0 0

Укажите количество служащих, привлеченных к ответственности с наказанием в виде реального лишения свободы 0 0 0 0

Отсутствие культуры антикоррупционного поведения во многом порождает необратимые последствия. В этой связи

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнитель

право

вопросам идеологии борьбы с коррупцией, правовому просвещению и формированию правильных стереотипов поведения нужно уделять больше внимания.

Одним из основных средств формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению является антикоррупционное просвещение. Не менее важным для профилактики коррупционного поведения остается повышение правовой грамотности государственных гражданских служащих.

В письме Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 года [2] даны рекомендации по организации просвещения государственных и муниципальных служащих по анти- коррупционной тематике и методическому обеспечению профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

В рекомендациях Минтруда России от 4 марта 2013 года была поставлена задача в рамках антикоррупционного просвещения обеспечить информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством о противодействии коррупции, а именно, о процедурах и формах соблюдения требований к служебному поведению, а также этических нормах поведения, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей, об ограни-

Библиография:

1.

2.

3.

чениях, запретах, обязанностях и принципах служебного поведения, о порядке уведомления служащего и работника о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения, порядке урегулирования конфликта интересов, действиях и высказываниях, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Согласно Методическим рекомендациям Минтруда от 8 ноября 2013 года [3] при организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, которые определяют тематику и форму занятий.

Таким образом, мы приходим заключению:

1. Достаточно действенными в профилактике коррупционных проявлений на государственной гражданской службе являются соблюдение законодательства о гражданской службе по декларированию сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характер;

2. Необходимо обратить серьезное внимание, вопросу урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе;

3. На постоянной основе заниматься правовым просвещением государственных гражданских служащих.

О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы: указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 // Собр. законодательства РФ. - 2016. - № 14. - Ст. 1985.

Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции // Письмо Минтруда России от 19 марта 2013 года N 18-2/10/2-1490. Официальный сайт Минтруда России. Доступ: http://www.rosmintrud. ш/mmistry/anticorшptюn/legislatюn/.

Методические рекомендации Министерства тру да и социальной защиты РФ от 8 ноября 2013 года по разработке и принятию организационных мер по предупреждению и противодействию коррупции // Официальный сайт Минтруда России. Доступ: http://www.rosmintrud. ш/mmistry/anticorшptюn/legislatюn/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.