Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗООТЕХНИЯ» В ОБЛАСТИ КИНОЛОГИИ'

МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗООТЕХНИЯ» В ОБЛАСТИ КИНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Область наук
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / КИНОЛОГИЯ / ЗООТЕХНИЯ / СОБАКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баслык Алина Альбертовна

В статье представлены результаты тестирования среди студентов направления «Зоотехния» ПетрГУ с целью оценки знаний в области кинологии. Получены различия в проценте верных ответов на разных курсах обучения и различных специализациях. Определено, что в ходе обучения студенты существенно улучшают свои знания в области кинологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE TRAINING OF STUDENTS OF THE DIRECTION "ANIMAL SCIENCE" IN THE FIELD OF CYNOLOGY

The article presents the results of testing among students of the PetrSU "Animal Science" direction in order to assess knowledge in the eld of cynology. Di erences in the percentage of correct answers regarding different courses of study and specialization were obtained. In the course of training, students signi cantly improve their knowledge in the field of cynology.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗООТЕХНИЯ» В ОБЛАСТИ КИНОЛОГИИ»

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Зоотехния и ветеринария

Т. 7, № 3. С. 3—7

Научная статья УДК 636.7

БАСЛЫК бакалавриат, Петрозаводский государственный университет

. . _ (Петрозаводск, Российская Федерация),

Алина Альбертовна , , , »

baslykalma2001щgmall.com

МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗООТЕХНИЯ»

В ОБЛАСТИ КИНОЛОГИИ

Научный руководитель: Аннотация. В статье представлены результаты тестирования среди

Муравья Лариса Николаевна студентов направления «Зоотехния» ПетрГУ с целью оценки знаний в

Рецензент: Сиротинина В. Ю. области кинологии. Получены различия в проценте верных ответов на

Статья поступила: 12 августа 2022 разных курсах обучения и различных специализациях. Определено, что в

Принята к публикации: 4 сентября 2022 ходе обучения студенты существенно улучшают свои знания в области

кинологии.

Ключевые слова: тестирование, студенты, кинология, зоотехния, собаки

Размещена в сети: 1 октября 2022

Для цитирования: Баслык А. А. Мониторинг подготовки студентов направления «Зоотехния» в области кинологии // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 3. С. 3—7.

Введение. Кинология - это наука о собаках, раздел частной зоотехнии. Она включает в себя изучение анатомии и физиологии собак, происхождение и их эволюцию, отбор и разведение, выращивание, содержание и дрессировку. В ПетрГУ студент, обучающийся по направлению «Зоотехния», со второго курса обучения имеет возможность выбрать в качестве специализации кинологию. Программа обучения для студентов-зоотехников включает различные профильные дисциплины, в том числе, в программу включены дисциплины по кинологии. В Республике Карелии специалисты-кинологи могут работать на таможне, в МВД, в МЧС и других государственных структурах, а также в питомниках, клубах собаководов.

Профессиональный уровень кинолога зависит не только от практики, но и от качественного освоения теоретического материала [Калюжин : 92]. В процессе обучения студенты получают знания, но не всегда эти знания соответствуют необходимому уровню. По результатам исследований, уровень профессиональной подготовки специалистов-кинологов не в полной мере соответствует современным требованиям подразделений внутренних войск МВД РФ [Дорофеев], органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) [Чепкасова : 16]. При этом, в системе государственных органов потребность в специалистах-кинологах постоянно растет. Дефицит профессиональных кадров в служебной кинологии является актуальной проблемой в настоящее время [Павлов : 95]. Следует отметить, что качественное кинологическое образование невозможно без дальнейшего развития науки кинологии [Калюжин : 92].

Для оценки подготовки студентов Института биологии, экологии и агротехнологий направления «Зоотехния» ПетрГУ в области кинологии был проведен мониторинг в 2022 году. На первом этапе исследований была оценена предварительная практическая подготовка студентов в области кинологии в зависимости от специализации с помощью социологического исследования [Баслык : 3—6].

Цель данного исследования - оценка теоретических знаний у студентов-зоотехников по кинологии с учетом выбранной специализации и курса обучения. Задачи исследования:

- разработать тесты с вопросами из различных областей кинологии;

- провести тестирование студентов;

- обработать результаты тестирования, учитывая специализацию студента и курс обучения;

- на основе полученных данных сделать соответствующие выводы.

Материалы и методы. Исследования проведены среди студентов направления «Зоотехния» с первого по четвертый курс обучения. Методом исследования уровня знаний студентов выбрали форму контроля - тест. Тестирование включало 19 вопросов по общей кинологии. Тестовые задания были закрытого типа, из вариантов ответов необходимо было выбрать один правильный. Тестирование было проведено у 41 студента. При обработке тестов учитывали курсы обучения и специализацию студентов: «Кинология» или «Животноводство».

Результаты исследования. Тесты включали вопросы из разных разделов общей кинологии - анатомии, физиологии, кормления, содержания, породы, служебного применения собак.

В разделе «Анатомия» для студентов было предложено 5 вопросов (рис. 1). Наиболее трудным оказался вопрос о продолжительности щенности собак. Никто из студентов 1 курса не ответил правильно на данный вопрос. На 2 курсе процент правильных ответов в группе равен 20%, на 3 курсе - 40%, на 4 курсе - 60%. Вопрос о количестве зубов у собаки вызвал затруднения у студентов 1, 2 и 3 курсов. Они дали на него, соответственно, 27%, 0% и 50% верных ответов. Вопрос о расположении потовых желез у собак вызвал трудности только у 2 курса, они набрали в нем 20% верных ответов.

90^Э% 90% 93%

Плт "П 80%

73% 70Щ ■ 73%

Ш Г1 и и

Нормальная Сколько Сколько Сколько Где

I? длится пальцев? зубов? расположены

щенность? пот. железы?

■ 1 курс 1 2 курс ■ 3 курс К 4 курс

Рис. 1. Процент правильных ответов студентов на вопросы по анатомии собак

На вопросы о нормальной температуре и количестве пальцев на передних лапах у собак студенты отвечали лучше всего. Все группы набрали в нем 60% и более верных ответов. В целом, на вопросы по анатомии собак лучше всех отвечали студенты 4 курса, с наибольшим процентом правильных ответов - 80-93%.

На вопросы содержания, кормления, дрессировки и применения собак студенты отвечали достаточно хорошо, показывая высокий процент правильных ответов (рис. 2). Затруднения среди респондентов вызвал вопрос об источнике углеводов в рационе собак. Лишь студенты 4 курса дали на этот вопрос высокий процент правильных ответов (93%). В свою очередь, студенты 1 курса дали 35%, 2 курса - 20%, 3 курса - 60% правильных ответов. В целом, ответы на вопросы из этих важных разделов кинологии не вызвали больших затруднений среди студентов.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

100% 100% 80% 30%

Лййв

Источник Подходящая Метод Применение

углеводов в порода для дрессировки с маламутав

рационе квартиры мотивацией игры службе

■ 1 курс ■ 2 курс "Зкурс >4 курс

Процент правильных ответов на вопросы по кормлению, содержанию, дрессировке и применению собак.

Третий блок вопросов включал в себя знания породных групп собак и их физиологию. Несколько вопросов данного блока вызвали затруднения у студентов. Сложным оказался вопрос - собака, с какой преобладающей реакцией (игровой, ориентировочной, пассивно-оборонительной) основное внимание обращает на знакомство с новой обстановкой? На данный вопрос правильно ответили только 55% студентов 1 курса, 20% - 2 курса и 40% 3 курса. Студенты 4 курса хорошо справились с данным вопросом - 80%. На вопросы, в которых по фотографиям необходимо было определить породную группу собаки, студенты отлично справлялись с заданиями (87-100%), за исключением студентов младших курсов (9-55%). Также у студентов 1 курса были затруднения в вопросе о том, какой тип высшей нервной деятельности собак является непригодным для служебной деятельности. Лишь 45% первокурсников ответили правильно на данный вопрос. Следует отметить, что породы собак студенты изучают на старших курсах обучения. Студенты 4 курса практически на все вопросы данного раздела отвечали правильно (87-100%). Но один вопрос вызвал у них затруднения -что служит ориентиром (поток движения; показания сигналов светофоров; «зебровая» дорожка) для собак-поводырей при переходе автодороги? Студенты набрали в нем всего лишь 13% верных ответов.

В последний блок тестирования вошли вопросы общего значения: собаки какого размера чаще являются долгожителями; существует ли такая порода собаки, которая не умеет лаять; какая порода из представленных является более старой по происхождению и другие. Студенты достаточно хорошо отвечали на данные вопросы. Сложность у студентов вызвал вопрос - собака, какой породы первой была в космосе? Только студенты 1 курса показали высокий процент правильных ответов (82%), студенты других курсов набрали менее 55% верных ответов. Основной ошибкой было то, что студенты считали, что первой породой собаки в космосе была лайка. Но, на самом деле Лайка - это была кличка собаки, а по происхождению она была дворнягой.

На основе полученных данных, были выделены 5 тестовых вопросов из 19, на которые студенты дали менее 55% правильных ответов. Это вопросы из разделов анатомии, кормления, дрессировки и определения породных групп собак. Возможно, это связано с тем, что не все студенты уделяют должного внимания данных разделам и не все студенты имеют возможность закрепить свои теоретические знания. Поэтому для повышения профессионального уровня студентам необходимо уделять данным разделам кинологии повышенное внимание.

При обработке результатов тестирования также была учтена специализация студентов - «Кинология» или «Животноводство». Для статистики не учитывались результаты студентов

100% 90%

юх

74Ж 60% ИВ6 ЛО% 30% 20% 10% (№

Рис. 2.

1 курса, так как у них нет еще разделения на специализации. Во всех группах среди студентов-зоотехников более высокий процент правильных ответов показали студенты, выбравшие специализацию «Кинология». Самый высокий процент правильный ответов показали студенты 4 курса по специализации «Кинология» (88%) (рис. 3).

100% 88%

2 курс В курс 4 курс

■ кинология ■животноводство

Рис. 3. Средний процент правильных ответов среди студентов с учетом специализации

Следует отметить, что в процессе обучения по направлению «Зоотехния», студенты значительно улучшают свои знания в области кинологии.

Выводы. Таким образом, на основании данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Самые высокие знания в области кинологии показали студенты 4 курса, самые низкие - первокурсники.

2. Наиболее трудными вопросами для студентов являются вопросы из следующих разделов: анатомия, кормление, дрессировка и определение породных групп собак.

3. Студенты, выбравшие специализацию «Кинология», отвечали на вопросы лучше, чем студенты, выбравшие специализацию «Животноводство».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баслык А. А. Оценка практической подготовки студентов направления «Зоотехния» в области кинологии // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 2. С. 3—6.

Дорофеев С. В. Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях // Армия и общество : научно-информационный журнал. 2012. № 4. С. 50—54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20297407 (дата обращения: 08.08.2022).

Калюжин О. Ю. О проблемах подготовки специалистов-кинологов // Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе : материалы V международной научно-практической конференции, (19 мая 2016 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону : ФГКУ ДПО РШ СРС МВД России, 2016. С. 91—92.

Павлов О. Ю. Дефицит профессиональных кадров в служебной кинологии // Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе : материалы V международной научно- практической конференции, (19 мая 2016 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону : ФГКУ ДПО РШ СРС МВД России, 2016. С. 95—97.

Чепкасова С. Ю. Вопросы обеспечения кинологических подразделений квалифицированными кадрами // Сборник научных трудов по кинологии. Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2017. С. 15—17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32550830 (дата обращения: 08.08.2022).

Zootechnics and Veterinary Medicine

Original article

bachelor's degree, Petrozavodsk State University

Alina A. BASLYK (Petrozavodsk, Russian Federation),

baslykalina2001@gmail.com

MONITORING THE TRAINING OF STUDENTS OF THE DIRECTION "ANIMAL

SCIENCE" IN THE FIELD OF CYNOLOGY

Scientific adviser: Abstract. The article presents the results of testing among students of the PetrSU

Larisa N. Muravya "Animal Science" direction in order to assess knowledge in the field of cynology.

Reviewer: V. Sirotinina Differences in the percentage of correct answers regarding different courses of

Received: 12 August 2022 study and specialization were obtained. In the course of training, students

AccePted: 04 September 2022 significantly improve their knowledge in the field of cynology.

Published: 27 September 2022 Keywords: testing, students, cynology, Zootechnics, dogs

For citation: Baslyk A. A. Monitoring the training of students of the direction "Animal Science" in the field of cynology.

StudArctic Forum. 2022; 7(3): 3—7.

REFERENCES

Baslyk, A. A. Assessment of Zootechnics students' practical training in the field of cynology // StudArctic Forum. 2022. Vol. 7, No. 2. P. 3—6.

Chepkasova, S. Yu. Issues of providing cynological units with qualified personnel // Collection of scientific papers on cynology. Perm : Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2017. P. 15—17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32550830 (date of application: 08.08.2022).

Dorofeev, S. V. The problem of professional training of dog handlers in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions // Army and society : scientific and informational journal. 2012. No. 4. P. 50—54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20297407 (date of application: 08.08.2022).

Kalyuzhin, O. Yu. On the problems of training of cynologists // Problematic issues of service cynology at the present stage : materials of the V International Scientific and Practical Conference, (May 19, 2016, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don : FGKU DPO RS SRS of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. P. 91—92.

Pavlov, O. Yu. Shortage of professional personnel in service cynology // Problematic issues of service cynology at the present stage : materials of the V International Scientific and Practical Conference, (May 19, 2016, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don : FGKU DPO RS SRS of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. P. 95—97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.