Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Зоотехния и ветеринария
Т. 7, № 3. С. 3—7
Научная статья УДК 636.7
БАСЛЫК бакалавриат, Петрозаводский государственный университет
. . _ (Петрозаводск, Российская Федерация),
Алина Альбертовна , , , »
baslykalma2001щgmall.com
МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗООТЕХНИЯ»
В ОБЛАСТИ КИНОЛОГИИ
Научный руководитель: Аннотация. В статье представлены результаты тестирования среди
Муравья Лариса Николаевна студентов направления «Зоотехния» ПетрГУ с целью оценки знаний в
Рецензент: Сиротинина В. Ю. области кинологии. Получены различия в проценте верных ответов на
Статья поступила: 12 августа 2022 разных курсах обучения и различных специализациях. Определено, что в
Принята к публикации: 4 сентября 2022 ходе обучения студенты существенно улучшают свои знания в области
кинологии.
Ключевые слова: тестирование, студенты, кинология, зоотехния, собаки
Размещена в сети: 1 октября 2022
Для цитирования: Баслык А. А. Мониторинг подготовки студентов направления «Зоотехния» в области кинологии // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 3. С. 3—7.
Введение. Кинология - это наука о собаках, раздел частной зоотехнии. Она включает в себя изучение анатомии и физиологии собак, происхождение и их эволюцию, отбор и разведение, выращивание, содержание и дрессировку. В ПетрГУ студент, обучающийся по направлению «Зоотехния», со второго курса обучения имеет возможность выбрать в качестве специализации кинологию. Программа обучения для студентов-зоотехников включает различные профильные дисциплины, в том числе, в программу включены дисциплины по кинологии. В Республике Карелии специалисты-кинологи могут работать на таможне, в МВД, в МЧС и других государственных структурах, а также в питомниках, клубах собаководов.
Профессиональный уровень кинолога зависит не только от практики, но и от качественного освоения теоретического материала [Калюжин : 92]. В процессе обучения студенты получают знания, но не всегда эти знания соответствуют необходимому уровню. По результатам исследований, уровень профессиональной подготовки специалистов-кинологов не в полной мере соответствует современным требованиям подразделений внутренних войск МВД РФ [Дорофеев], органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) [Чепкасова : 16]. При этом, в системе государственных органов потребность в специалистах-кинологах постоянно растет. Дефицит профессиональных кадров в служебной кинологии является актуальной проблемой в настоящее время [Павлов : 95]. Следует отметить, что качественное кинологическое образование невозможно без дальнейшего развития науки кинологии [Калюжин : 92].
Для оценки подготовки студентов Института биологии, экологии и агротехнологий направления «Зоотехния» ПетрГУ в области кинологии был проведен мониторинг в 2022 году. На первом этапе исследований была оценена предварительная практическая подготовка студентов в области кинологии в зависимости от специализации с помощью социологического исследования [Баслык : 3—6].
Цель данного исследования - оценка теоретических знаний у студентов-зоотехников по кинологии с учетом выбранной специализации и курса обучения. Задачи исследования:
- разработать тесты с вопросами из различных областей кинологии;
- провести тестирование студентов;
- обработать результаты тестирования, учитывая специализацию студента и курс обучения;
- на основе полученных данных сделать соответствующие выводы.
Материалы и методы. Исследования проведены среди студентов направления «Зоотехния» с первого по четвертый курс обучения. Методом исследования уровня знаний студентов выбрали форму контроля - тест. Тестирование включало 19 вопросов по общей кинологии. Тестовые задания были закрытого типа, из вариантов ответов необходимо было выбрать один правильный. Тестирование было проведено у 41 студента. При обработке тестов учитывали курсы обучения и специализацию студентов: «Кинология» или «Животноводство».
Результаты исследования. Тесты включали вопросы из разных разделов общей кинологии - анатомии, физиологии, кормления, содержания, породы, служебного применения собак.
В разделе «Анатомия» для студентов было предложено 5 вопросов (рис. 1). Наиболее трудным оказался вопрос о продолжительности щенности собак. Никто из студентов 1 курса не ответил правильно на данный вопрос. На 2 курсе процент правильных ответов в группе равен 20%, на 3 курсе - 40%, на 4 курсе - 60%. Вопрос о количестве зубов у собаки вызвал затруднения у студентов 1, 2 и 3 курсов. Они дали на него, соответственно, 27%, 0% и 50% верных ответов. Вопрос о расположении потовых желез у собак вызвал трудности только у 2 курса, они набрали в нем 20% верных ответов.
90^Э% 90% 93%
Плт "П 80%
73% 70Щ ■ 73%
Ш Г1 и и
Нормальная Сколько Сколько Сколько Где
I? длится пальцев? зубов? расположены
щенность? пот. железы?
■ 1 курс 1 2 курс ■ 3 курс К 4 курс
Рис. 1. Процент правильных ответов студентов на вопросы по анатомии собак
На вопросы о нормальной температуре и количестве пальцев на передних лапах у собак студенты отвечали лучше всего. Все группы набрали в нем 60% и более верных ответов. В целом, на вопросы по анатомии собак лучше всех отвечали студенты 4 курса, с наибольшим процентом правильных ответов - 80-93%.
На вопросы содержания, кормления, дрессировки и применения собак студенты отвечали достаточно хорошо, показывая высокий процент правильных ответов (рис. 2). Затруднения среди респондентов вызвал вопрос об источнике углеводов в рационе собак. Лишь студенты 4 курса дали на этот вопрос высокий процент правильных ответов (93%). В свою очередь, студенты 1 курса дали 35%, 2 курса - 20%, 3 курса - 60% правильных ответов. В целом, ответы на вопросы из этих важных разделов кинологии не вызвали больших затруднений среди студентов.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
100% 100% 80% 30%
Лййв
Источник Подходящая Метод Применение
углеводов в порода для дрессировки с маламутав
рационе квартиры мотивацией игры службе
■ 1 курс ■ 2 курс "Зкурс >4 курс
Процент правильных ответов на вопросы по кормлению, содержанию, дрессировке и применению собак.
Третий блок вопросов включал в себя знания породных групп собак и их физиологию. Несколько вопросов данного блока вызвали затруднения у студентов. Сложным оказался вопрос - собака, с какой преобладающей реакцией (игровой, ориентировочной, пассивно-оборонительной) основное внимание обращает на знакомство с новой обстановкой? На данный вопрос правильно ответили только 55% студентов 1 курса, 20% - 2 курса и 40% 3 курса. Студенты 4 курса хорошо справились с данным вопросом - 80%. На вопросы, в которых по фотографиям необходимо было определить породную группу собаки, студенты отлично справлялись с заданиями (87-100%), за исключением студентов младших курсов (9-55%). Также у студентов 1 курса были затруднения в вопросе о том, какой тип высшей нервной деятельности собак является непригодным для служебной деятельности. Лишь 45% первокурсников ответили правильно на данный вопрос. Следует отметить, что породы собак студенты изучают на старших курсах обучения. Студенты 4 курса практически на все вопросы данного раздела отвечали правильно (87-100%). Но один вопрос вызвал у них затруднения -что служит ориентиром (поток движения; показания сигналов светофоров; «зебровая» дорожка) для собак-поводырей при переходе автодороги? Студенты набрали в нем всего лишь 13% верных ответов.
В последний блок тестирования вошли вопросы общего значения: собаки какого размера чаще являются долгожителями; существует ли такая порода собаки, которая не умеет лаять; какая порода из представленных является более старой по происхождению и другие. Студенты достаточно хорошо отвечали на данные вопросы. Сложность у студентов вызвал вопрос - собака, какой породы первой была в космосе? Только студенты 1 курса показали высокий процент правильных ответов (82%), студенты других курсов набрали менее 55% верных ответов. Основной ошибкой было то, что студенты считали, что первой породой собаки в космосе была лайка. Но, на самом деле Лайка - это была кличка собаки, а по происхождению она была дворнягой.
На основе полученных данных, были выделены 5 тестовых вопросов из 19, на которые студенты дали менее 55% правильных ответов. Это вопросы из разделов анатомии, кормления, дрессировки и определения породных групп собак. Возможно, это связано с тем, что не все студенты уделяют должного внимания данных разделам и не все студенты имеют возможность закрепить свои теоретические знания. Поэтому для повышения профессионального уровня студентам необходимо уделять данным разделам кинологии повышенное внимание.
При обработке результатов тестирования также была учтена специализация студентов - «Кинология» или «Животноводство». Для статистики не учитывались результаты студентов
100% 90%
юх
74Ж 60% ИВ6 ЛО% 30% 20% 10% (№
Рис. 2.
1 курса, так как у них нет еще разделения на специализации. Во всех группах среди студентов-зоотехников более высокий процент правильных ответов показали студенты, выбравшие специализацию «Кинология». Самый высокий процент правильный ответов показали студенты 4 курса по специализации «Кинология» (88%) (рис. 3).
100% 88%
2 курс В курс 4 курс
■ кинология ■животноводство
Рис. 3. Средний процент правильных ответов среди студентов с учетом специализации
Следует отметить, что в процессе обучения по направлению «Зоотехния», студенты значительно улучшают свои знания в области кинологии.
Выводы. Таким образом, на основании данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Самые высокие знания в области кинологии показали студенты 4 курса, самые низкие - первокурсники.
2. Наиболее трудными вопросами для студентов являются вопросы из следующих разделов: анатомия, кормление, дрессировка и определение породных групп собак.
3. Студенты, выбравшие специализацию «Кинология», отвечали на вопросы лучше, чем студенты, выбравшие специализацию «Животноводство».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баслык А. А. Оценка практической подготовки студентов направления «Зоотехния» в области кинологии // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 2. С. 3—6.
Дорофеев С. В. Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях // Армия и общество : научно-информационный журнал. 2012. № 4. С. 50—54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20297407 (дата обращения: 08.08.2022).
Калюжин О. Ю. О проблемах подготовки специалистов-кинологов // Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе : материалы V международной научно-практической конференции, (19 мая 2016 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону : ФГКУ ДПО РШ СРС МВД России, 2016. С. 91—92.
Павлов О. Ю. Дефицит профессиональных кадров в служебной кинологии // Проблемные вопросы служебной кинологии на современном этапе : материалы V международной научно- практической конференции, (19 мая 2016 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону : ФГКУ ДПО РШ СРС МВД России, 2016. С. 95—97.
Чепкасова С. Ю. Вопросы обеспечения кинологических подразделений квалифицированными кадрами // Сборник научных трудов по кинологии. Пермь : Пермский институт ФСИН России, 2017. С. 15—17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32550830 (дата обращения: 08.08.2022).
Zootechnics and Veterinary Medicine
Original article
bachelor's degree, Petrozavodsk State University
Alina A. BASLYK (Petrozavodsk, Russian Federation),
baslykalina2001@gmail.com
MONITORING THE TRAINING OF STUDENTS OF THE DIRECTION "ANIMAL
SCIENCE" IN THE FIELD OF CYNOLOGY
Scientific adviser: Abstract. The article presents the results of testing among students of the PetrSU
Larisa N. Muravya "Animal Science" direction in order to assess knowledge in the field of cynology.
Reviewer: V. Sirotinina Differences in the percentage of correct answers regarding different courses of
Received: 12 August 2022 study and specialization were obtained. In the course of training, students
AccePted: 04 September 2022 significantly improve their knowledge in the field of cynology.
Published: 27 September 2022 Keywords: testing, students, cynology, Zootechnics, dogs
For citation: Baslyk A. A. Monitoring the training of students of the direction "Animal Science" in the field of cynology.
StudArctic Forum. 2022; 7(3): 3—7.
REFERENCES
Baslyk, A. A. Assessment of Zootechnics students' practical training in the field of cynology // StudArctic Forum. 2022. Vol. 7, No. 2. P. 3—6.
Chepkasova, S. Yu. Issues of providing cynological units with qualified personnel // Collection of scientific papers on cynology. Perm : Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2017. P. 15—17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32550830 (date of application: 08.08.2022).
Dorofeev, S. V. The problem of professional training of dog handlers in the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions // Army and society : scientific and informational journal. 2012. No. 4. P. 50—54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20297407 (date of application: 08.08.2022).
Kalyuzhin, O. Yu. On the problems of training of cynologists // Problematic issues of service cynology at the present stage : materials of the V International Scientific and Practical Conference, (May 19, 2016, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don : FGKU DPO RS SRS of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. P. 91—92.
Pavlov, O. Yu. Shortage of professional personnel in service cynology // Problematic issues of service cynology at the present stage : materials of the V International Scientific and Practical Conference, (May 19, 2016, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don : FGKU DPO RS SRS of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. P. 95—97.