Студенческий научный электронный журнал StudArcticForum
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ W
https://saf.petrsu. ru
https://petrsu.ru
ISSN 2500-140Х
Студенческий научный электронный журнал
StudArctic Forum
2022. Т. 7, № 2
Главный редактор И. М. Суворова
Заместитель главного редактора А. А. Малышко
Ответственный секретарь П. С. Воронина
А. А. Ившин А. А. Кузьменков
Е. Н. Лузгина Ю. В. Никонова М. И. Раковская А. А. Скоропадская Е. И. Соколова И. М. Соломещ А. А. Шлямина
Издатель
ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» 185910, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33.
Адрес редакции журнала 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail: saf@petrsu.ru
https://saf.petrsu.ru
© ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», 2022
Редакционный совет
С. В. Волкова М. И. Зайцева Г. Н. Колесников В. С. Сюнёв В. А. Шлямин
Редакционная коллегия
А. Ю. Борисов Р. В. Воронов Т. А. Гаврилов Е. О. Графова
Службы поддержки Е. В. Голубев А. А. Малышко
Л. А. Девятникова
Scientific journal StudArctic Forum
PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY
https://saf.petrsu. ru https://petrsu. ru
ISSN 2500-140Х
Scientific journal
StudArctic Forum
2022. Vol. 7, No. 2
Editor-in-Chief Irina M. Suvorova
Deputy Editor-in-Chief Anton A. Malyshko
Executive secretary Polina S. Voronina
Editorial Team Support Services
Alexey Yu. Borisov Evgeniy V. Golubev
Roman V. Voronov Anton A. Malyshko
Timmo A. Gavrilov Elena O. Grafova Lyudmila A. Devyatnikova
Alexander A. Ivshin Alexander A. Kuzmenkov Elena N. Luzgina Yulia V. Nikonova Marina I. Rakovskaya Anna A. Skoropadskaya Evgeniya I. Sokolova Ilya M. Solomeshch Anastasia A. Shlyamina
Editorial Council Svetlana V. Volkova Maria I. Zaitseva Gennadiy N. Kolesnikov Vladimir S. Syunev Valery A. Shlyamin
Publisher © Petrozavodsk State University, 2022
Editorial office address Petrozavodsk State University 33, Lenin Ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation Е-mail: saf@petrsu.ru
http ://saf.petrsu. ru
© Petrozavodsk State University, 2022
Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Зоотехния и ветеринария
Т. 7, № 2. С. 3—6
Научная статья УДК 636.7
Алина Альбертовна
БАСЛЫК
бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация), baslykalina2001@gmail.com
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗООТЕХНИЯ» В ОБЛАСТИ КИНОЛОГИИ
Научный руководитель:
Муравья Лариса Николаевна Рецензент: В. Ю. Сиротинина
Статья поступила: 12.05.2022; Принята к публикации: 16.05.2022; Размещена в сети: 22.06.2022.
Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования студентов направления подготовки «Зоотехния» ПетрГУ по практической подготовке в области кинологии. Исследования проведены в зависимости от направления специализации студентов. Сделан вывод, что студенты, специализирующиеся на кинологии, имели больше опыта взаимодействия с собаками, чем студенты, выбравшие животноводство.
Ключевые слова: социологический опрос, студенты, кинология, зоотехния, собаки
Для цитирования: Баслык А. А. Оценка практической подготовки студентов направления «Зоотехния» в области кинологии // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 2. С. 3—6.
Подготовка квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях является актуальной задачей в настоящее время. В Петрозаводском государственном университете студент, выбравший специализацию «кинология», по окончании обучения получает диплом бакалавра по направлению «Зоотехния». В том случае, если студент хочет работать специалистом-кинологом, то, помимо теоретической базы, он должен иметь достаточный объем практических знаний в области кинологии.
Одна из сложностей профессии кинолог - это высокая степень адаптационного износа как людей, так и собак при выполнении служебных заданий. В одном из исследований среди специалистов-кинологов было выявлено, что усталость к концу дня отмечают у 23,76% кинологов, слабость - 19,80%, низкую работоспособность - 19,80%, раздражительность -8,91%, головную боль - 5,94% [Яковенко, Колмакова, Диденко]. Поэтому, студент, изъявивший желание стать специалистом-кинологом, должен быть готовым к сложностям выбранной профессии.
Цель данного исследования - оценка предварительной практической подготовки студентов направления «Зоотехния» в области кинологии в зависимости от специализации с помощью социологического исследования.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Составить анкету для студентов и провести анкетирование.
2. Обработать результаты анкет с учетом специализации студентов (животноводство, кинология).
3. Провести анализ полученных результатов.
Среди студентов 2-4 курса Института биологии, экологии и агротехнологий направления «Зоотехния» был проведен социологический опрос в виде анкетирования. Анкета включала вопросы, связанные с опытом взаимодействия студентов с собаками. Было опрошено 30 студентов, среди них 15 студентов выбрали специализацию «Животноводство» и 15 студентов - «Кинология». Опрос студентов был проведен феврале-марте 2022 года.
Среди опрошенных имеют собаку 46,7% респондентов, из них 57% студентов, выбравших специализацию животноводство и 43% студентов предпочли кинологию. Имеют двух и более собак 20% студентов, из них 66,7% истудентов, выбравших специализацию
«Кинология» и 33,3% - «Животноводство». Нет собаки у 23,3% респондентов, среди них большинство (71,4%) - студенты, специализирующиеся на кинологии, и меньшая часть (28,6%) - это студенты, выбравшие специализацию «Животноводство». Не собираются заводить собаку 10% студентов, среди них все направления «Животноводство».
Студенты, имеющие собак, содержат их разными способами. Большинство студентов содержит свою собаку в квартире (57,1%), из них 33,3% студентов, специализирующиеся на кинологии и 66,7% студентов, выбравшие специализацию «Животноводство». Содержит свою собаку вольерным или дворовым способом 33,3% респондентов, из них большинство (71,4%)
- это студенты, специализирующиеся на кинологии и 28,6% студентов, специализирующиеся на животноводстве. Имеют несколько собак и содержат их разными способами 9,6% студентов, среди них все выбрали специализацию «Животноводство».
В служебной кинологии режим кормления собак играет немаловажную роль. Кинологи кормят собак не менее двух раз в сутки: за час перед выполнением служебной деятельности и не менее получаса после [Мальчиков, Погребняк]. В анкетировании был вопрос о важности следования режиму кормления для своей собаки. Режим кормления своей собаки соблюдают 30% студентов, стараются следовать - 36,7%, не считают это важным - 6,6% студентов и не имеют собаки - 26,7% студентов. Следует отметить, что среди студентов-кинологов большинство (53,3%) стараются, но не всегда следуют строгому режиму кормления своей собаки. Среди студентов, выбравших другую специализацию, большинство (46,7%) всегда следует режиму кормления своей собаки.
Важным для оценки кинологических наклонностей было выявить у студентов, боятся ли они собак. Среди всех опрошенных боятся собак 13,3%, среди них все студенты, выбравшие специализацию «Животноводство». Боятся только агрессивных собак 16,7% студентов, из них большинство (80%) - это студенты-кинологи. Не боятся собак - 70% респондентов, из них 52,4% студентов, выбравших кинологию и 47,6% студентов, выбравших другую специализацию.
Важнейшие кинологические понятия такие, как общий курс дрессировки (ОКД) и Российская кинологическая федерация (РКФ), знают 66,7% студентов, среди них большая часть (60%) - это студенты, выбравшие специализацию «Кинология». Не знают эти понятия 33,3% респондентов, из них большинство (70%) - это студенты, выбравшие специализацию «Животноводство».
Чтение литературы - важный аспект для приобретения теоретических знаний по кинологии. Среди всех студентов регулярно читают кинологическую литературу 3,3% студентов. Среди них все студенты, специализирующиеся на животноводстве. Иногда читают литературу 73,3% респондентов, из них 54,5% студентов, выбравших кинологию и 45,5% студентов, выбравшие другую специализацию. Не видят необходимости читать спецлитературу 23,3% студентов. Из них 42,8% студентов, специализирующихся на кинологии и 57,2% студентов, выбравшие другую специализацию.
В ходе опроса было выявлено, что среди студентов есть те, кто занимаются дрессировкой собак самостоятельно и те, кто посещал специальные занятия. Согласно исследованиям, 33,3% студентов самостоятельно занимаются дрессировкой собак, из них большинство (60%) - это студенты, выбравшие специализацию «Кинология». Специальные курсы по дрессировке собак прошли только 16,7% студентов, из них также большинство (60%)
- это студенты, выбравшие кинологию. Планируют в будущем заниматься дрессировкой собак
- 30% и среди них также большинство (66,7%) студентов-кинологов. Не планируют заниматься дрессировкой собак 20% студентов, среди них все студенты, выбравшие специализацию «Животноводство».
Студенты-зоотехники в процессе обучения имеют возможность посещать различные кинологические мероприятия. Большинство опрошенных (53,3%) студентов были зрителями кинологических мероприятий. Среди них преобладают студенты, выбравшие специализацию «Животноводство» (62,5%). Были участниками кинологических мероприятий 33,3% респондентов, из них большинство (60%) - это студенты, которые предпочли специализацию
«Кинология». Среди тех, кто не посещал кинологические мероприятия, большинство являются студентами, выбравшими животноводство (85,7%). Среди студентов были и те, кто были волонтерами на кинологических мероприятиях (40%), из них большинство (66,7%) - это студенты, специализирующихся на кинологии.
Заключение. В результате исследования выявлено, что среди студентов, не имеющих собак большинство (71,4%) - это студенты, выбравшие специализацию «кинология». Возможно, это связано с тем, что многие студенты являются иногородними. Они живут в общежитии, где запрещено иметь животных.
Все студенты по специализации «Кинология» не испытывают страха перед собаками. Боятся только агрессивных собак 26,7% студентов-кинологов. Среди студентов, выбравших животноводство, есть те, кто испытывает страх к любым собакам. Отсутствие боязни к собакам - ключевой фактор при работе кинологом.
Большая часть студентов-кинологов (80%) иногда читает специальную научную литературу по кинологии. Среди студентов-кинологов 60% имели опыт в дрессировке собак и 40% не имели такого опыта, но планируют заняться дрессировкой в будущем.
Таким образом, студенты, специализирующиеся на кинологии, имели больше опыта взаимодействия с собаками, чем студенты, выбравшие животноводство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мальчиков Р. В., Погребняк М. В. Особенности кормления служебных собак // Актуальные проблемы собаководства в правоохранительных структурах : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2020. С. 85—88.
Яковенко А. А., Колмакова Т. С., Диденко А. В. Оценка рисков здоровья специалистов-кинологов // Научные основы создания и реализации современных технологий здоровьесбережения : материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград : ООО «Сфера», 2019. С. 12—16.
Zootechnics and Veterinary Medicine
Original article
bachelor's degree, Petrozavodsk State University Alina A. BASLYK (Petrozavodsk, Russian Federation),
baslykalina2001@gmail.com
ASSESSMENT OF ZOOTECHNICS STUDENTS' PRACTICAL TRAINING IN THE
FIELD OF CYNOLOGY
Scientific adviser: Abstract. The article presents the results of a survey of PetrSU's Zootechnics
Larisa N. Muravya students of in terms of practical training in the field of cynology. The study
Reviewer: V. Sirotinina was conducted depending on students' specialization. It was concluded that
Paper submitted on: 05/12/2022; students who specialized in cynology had more experience of interacting with
Accepted °n: 05/16/2022; dogs than students who chose animal husbandry.
Published onHne on: 06/22/2022. Keywords: sociological survey, students, cynology, Zootechnics, dogs
For citation: Baslyk A. A. Assessment of Zootechnics students' practical training in the field of cynology. StudArctic Forum. 2022; 7(2): 3—6.
REFERENCES
Malchikov R V., Pogrebnyak M. V. Peculiarities of feeding service dogs // Actual problems of dog breeding in law enforcement structures : collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Perm: Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2020. P. 85—88.
Yakovenko A. A., Kolmakova T. S., Didenko A.V. Assessment of health risks of dog handlers // Scientific foundations of creation and implementation of modern health-saving technologies : materials of the VI interregional scientific and practical conference. Volgograd : LLC "Sphere", 2019. P. 12—16.