УДК 378.12.
МОНИТОРИНГ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОКАЗАТЕЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КемГСХИ
Куркина Л. В., Суворова М.В.
ФГО ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия» имени В.Р. Филиппова
Мы знаем, что в последнее время, отмечается неблагоприятная динамика заболеваемости практически по всем группам соматических болезней.
Возникла потенциальная угроза деградации личности и общества, сопровождаемая резким увеличением уровня алкоголизации, наркомании, случаев суицида. Обостряются эти проблемы также среди детей и студенческой молодежи. Государством затрачиваются значительные средства на создание благоприятных условий для физического воспитания подрастающего поколения здоровым, однако, существенно улучшения здоровья и физического состояния молодежи не отмечается. Наоборот, с каждым годом растет количество молодых людей с отклонениями в здоровье.
По данным еще начала 80-х гг., по статистическим Здравоохранения РФ, из всей студенческой молодежи только 20-25% считалось практически здоровыми. Сейчас более тревожные цифры, например, в настоящее время 49% детей, поступивших в первые классы, имеют отклонения в состоянии здоровья. К моменту их перехода в пятые число страдающих хронической патологией увеличивается до 94% [1].
Анализ бюджета времени студентов, не занимающихся оздоровительной физической культурой, показал, что на занятия в вузе и подготовку к таковым они затрачивают лишь 6-9 часов в день. В свободное же время они предпочитают общаться с друзьями (86,1%), смотреть телевизор (79,4%), слушать музыку (75,6%), читать газеты, журналы, художественную литературу (58,8%), посещать кинотеатры (40,3%), дискотеки и бары (28,2%), играть на компьютере (23,9%), заниматься рукоделием (12,2%). Причина нежелания заниматься физкультурой состоит в отсутствии социальной потребности в нем. Таким образом, как показало исследование, знания о доминирующем влиянии здорового образа жизни у большинства вузовской молодежи еще не стали их убеждениями, а высокая ценность здоровья - мотивацией его сохранения. Результаты опроса говорят о том, что большинство студенческой молодежи воспринимает здоровье на уровне физического благополучия и считает основным условием его сохранения отказ от вредных привычек, двигательный режим и правильное питание. Однако в их сознании еще не сформировано отношение к здоровью как к главной ценности [2].
В настоящее время проблема сохранения здоровья студентов не только нашего вуза касается, но и тоже других вузов Кемеровской области. Связи с этим в нашем вузе возникала идея мониторинга оценки уровня показателя состояния здоровья студенческой молодежи. Мониторинг оценки уровня показателя состояния их здоровья и индивидуальных особенностей, который является обязательным условием реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Мониторинг заключается в комплексной диагностике, направленной на оценку уровня здоровья студентов, их индивидуальных морфофункциональных, психофизиологических и психологических особенностей, эффективности адаптации к процессу обучения, формировании «групп риска». Сейчас более тревожные цифры, например, в настоящее время 49% детей, поступивших в первые классы, имеют отклонения в состоянии здоровья.
На основе изучения физического развития студентов КГСХИ, прогнозирования здоровья студентов в процессе обучения, выявления причинно-следственных связей между физическим развитием (физической подготовленностью) студентов и воздействием факторов среды обитания, предлагается программа по формированию здорового образа жизни у студентов.
Для проведения комплексного мониторинга здоровья студентов, был использован показатель здоровья студентов 1 курса с использованием методики А.Г. Марченко, которая направлена на группировку студентов по состоянию здоровья предусматривает выделение 3-х групп здоровья (медицинских):
М1 (здоровые) - лица, которые не болели в период наблюдения острыми и (или) хроническими заболеваниями. При медицинском осмотре отклонения в состоянии здоровья не выявлены;
М2 (практически здоровые) - это лица, имеющие в период наблюдения случаи обращения за медицинской помощью по поводу длительно протекающих заболеваний, а также относительно часто болеющие острыми заболеваниями (3-5 случаев с общей продолжительностью до 30 дней). Однако на момент медицинского осмотра отклонения от нормы отсутствуют;
Мз - больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации.
Анализ ежегодных медицинских обследований студентов 1 курса КГСХИ, проводимых врачом-терапевтом в период с 2000 по 2009 гг., показывает, что с каждым годом выявляется тенденция ухудшения показателя уровня их здоровья (рис. 1)
год
Результаты исследования здоровья среди студентов свидетельствуют, что показатель уровня здоровья студентов 1 курса, которые не имеют отклонение в здоровье, составляет 56,8%.
А если мы рассмотреть по факультетам то можем отметить, что самый низкий показатель уровня здоровья студентов на гуманитарно-педагогическом факультете (30,0%). Самый высокий показатель здоровья - на факультете аграрных технологий (58,6%).
44,7
503
947,5
551
8 91,3 1 113 9 .р 005,3 9 108 69,9 5,2 ж— бЛЪ 4
““*ГУ0 46 У = 8,2 898,1 = 92,59 R2 = >Х + 11 0,658< )8,35 ь
^^67,4 294,2
■среднии
показатель
общей
заболеваемос ти по вузам
■КемГСХИ
Рис.2 Мониторинг оценки показателей общей заболеваемости среди студентов вузов г. Кемерово за период с 2001 по 2009гг. (на 1000 насел.)
Результаты мониторинга оценки показателя общей заболеваемости среди студенческой молодежи, которые показали, что отклонение от нормы составляет 976,9 %о, а это в 1,5 раза больше, чем кривая среднего показателя общей заболеваемости среди студентов всех вузов г. Кемерово.
Данная тенденция по состоянию их здоровья сказывается на снижение физической подготовленности и физического развития студенческой молодежи, как видим на приведенном рисунке 3.
гар. д/гар.
Рис. 3 Группа здоровья студентов, физическая подготовка, физическое развитие 2 и 3-4 курс по факультетам (%).
Еще раз доказывает, что данная проблема по сохранению здоровья студенческой молодежи более острее стоит перед нашим вузом.
Аналогичная обстановка складывается с показателем состояния здоровья студентов 1 курса и в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии.
В связи с этим в КемГСХИ и БГСХА продолжается работа по комплексному мониторингу оценки уровня показателя состояния здоровья среди студентов, и по совершенствованию программы «Физическая культура -залог здоровья».
В программе используются здоровьесберегающие технологии, но сохраняется тенденция ухудшения здоровья юношей и девушек год из года сохраняется, что требует отдельных учебных занятий для студентов специальной медицинской групп по заболеваниям (терапевтических, хирургических, неврологических и т.д.).
На сегодняшний день нельзя воспитать здорового человека, не обучая студентов использовать знания, которые построенные на научных основах физической культуры.
Доказано, что систематическое занятие физической культурой оказывают положительное воздействие на все функциональные системы организма, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельность.
Сохранения здоровья студентов во многом от организации системы условий среды, способствующей формированию, развитию и сохранению их здоровья. Реализация этого подхода возможна при тесном взаимодействии разных специалистов воспитательно-образовательного процесса, внедряющих здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М. : Российского университета дружбы народов, 2005. - С. 284
2. Козина, Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов / Г. Ю. Козина. - // Социологические исследования - 2007.3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.