Научная статья на тему 'Здоровье студенческой молодежи как актуальный вопрос современности'

Здоровье студенческой молодежи как актуальный вопрос современности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / PHYSICAL HEALTH / INDIVIDUAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токаева Л. К., Кобзева Т. В., Павленкович С. С.

The researches were carried out with the aim of study of physical health of the young men aged 17 to 19 with the different level of individual anxiety. 300 young men, the students of the 1 -3 courses of the Faculty of Physical Training of the Pedagogical Institute of the Saratov State University, were examined. 105 of them were the students of the first course, 102 the students of the second course and 93 the students of the third course. The estimation of the physical health level was fulfilled by means of G.L. Apanasenko`s express method. The level of individual anxiety was estimated with the help of Spilberg`s, Taylor`s and Ayzenk`s tests. The results of the investigations were worked out by the method of variation statistics according to Styudent`s criterion. The certain dependence between the level of individual anxiety of the youth and their level of physical health was determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Токаева Л. К., Кобзева Т. В., Павленкович С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTH OF STUDENT YOUTH AS AN ACNUAL QUESTION OF COMTEMPORANEITY

The researches were carried out with the aim of study of physical health of the young men aged 17 to 19 with the different level of individual anxiety. 300 young men, the students of the 1 -3 courses of the Faculty of Physical Training of the Pedagogical Institute of the Saratov State University, were examined. 105 of them were the students of the first course, 102 the students of the second course and 93 the students of the third course. The estimation of the physical health level was fulfilled by means of G.L. Apanasenko`s express method. The level of individual anxiety was estimated with the help of Spilberg`s, Taylor`s and Ayzenk`s tests. The results of the investigations were worked out by the method of variation statistics according to Styudent`s criterion. The certain dependence between the level of individual anxiety of the youth and their level of physical health was determined.

Текст научной работы на тему «Здоровье студенческой молодежи как актуальный вопрос современности»

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОСТИ Токаева Л.К.

Саратовский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии, г. Саратов.

410012, ул. Б.Казачья, д.112 Кобзева Т.В., Павленкович С.С.

Педагогический институт СГУ, кафедра валеологии и основ медицинских знаний, г. Саратов. 410028, ул.Заулошнова, д.3

Вопрос формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от состояния здоровья этой категории населения зависит здоровье нации. Студенческие годы - это очень сложный этап в жизни человека, когда окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируется личность студента и вся его дальнейшая жизнь. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Интенсификация учебного процесса в вузах отрицательно сказывается на показателях здоровья студентов: их физическом развитии, физической подготовленности, функциональном состоянии, психическом и репродуктивном здоровье. Дефицит времени приводит к стрессовому напряжению с высокой вероятностью развития дезадаптационного синдрома и различным соматическим заболеваниям. Это диктует необходимость постоянного мониторинга состояния их здоровья и принятия адекватных лечебных мер.

В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучения физического здоровья юношей 17-19 лет с различным уровнем личностной тревожности. Было обследовано 300 юношей-студентов 1-3 курсов факультета физической культуры педагогического института СГУ. Из них 105 юношей 1 курса, 102 юноши 2 курса и 93 юноши 3 курса. При оценке уровня физического здоровья с помощью экспресс-метода Г.Л. Апанасенко учитывали следующие показатели: весо - ростовой индекс Кетле (ВРИК), жизненный индекс (ЖИ), силовой индекс (СИ), индекс Робинсона (ИР), время восстановления частоты сердечных сокращений после 20 приседаний в течение 30 секунд. Уровень личностной тревожности оценивался с помощью тестов Спилбергера, Тейлора, Айзенка. Результаты исследований были обработаны методом вариационной статистики по критерию Стъюдента.

Проведенные нами исследования позволили распределить студентов 1-3 курсов по уровню личностной тревожности на 3 группы: с высоким, средним и низким уровнем тревожности (табл. 1).

Таблица 1 Личностные характеристики юношей 17-19 лет с различным уровнем тревожности в баллах _____________________________________________(М ± т)__________________________________

Показатели Уровень личностной тревожности

Высокий Средний Низкий

Тревожность по Спилбергеру 18,0 ± 0,1 37,4 ± 0,3 4,7 ± 0,09

Тревожность по Тейлору 50,2 ± 0,2 12,7 ± 0,3 20,5 ± 0,4

Нейротизм по Айзенку 25,4 ± 0,3 10,1 ± 0,2 3,94 ± 0,2

Наличие высокой степени тревожности у студентов 1 курса свидетельствует об относительно низком уровне психологической, интеллектуальной и практической готовности к специфике обучения в вузе. Второй курс является периодом самой напряженной учебной деятельности. Третий курс - начало специализации и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

В ходе наших исследований был проведен анализ распределения обследуемых юношей по уровню физического здоровья (УФЗ) с учетом уровня личностной тревожности. Анализ полученных данных показал, что в группе с высоким уровнем личностной тревожности преобладают юноши с показателями физического здоровья ниже среднего. Большинство юношей со средним уровнем личностной тревожности характеризуются средними показателями физического здоровья. В группе обследуемых с низким уровнем личностной тревожности зафиксированы наилучшие показатели физического здоровья (табл. 2).

Таблица 2 Показатели здоровья юношей 17-19 лет в зависимости от уровня тревожности __________________________________в баллах (М ± т)___________________________________

Уровень тревожности Курс Уровень физического здоровья

ниже среднего средний выше среднего

% балл % балл % балл

Высокий 1 62,9 3,1±0,3 34,3 8,6±0,3 2,8 12,0±0,1

2 60,6 3,7±0,4 39,4 8,6±0,3 0 0

3 46,9 3,3±0,3 46,8 8,6±0,3 6,3 12,0±7,5

Средний 1 45,7 3,8±0,3 42,9 9,6±0,2 11,4 13,5±1,2

2 42,9 4,3±0,4 48,6 8,6±0,2 8,5 15,3±1,7

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

3 20,0 4,3±0,5 73,4 8,9±0,2 6,6 16,0±1,2

Низкий 1 5,7 4,5±0,6 25,7 9,5±0,5 68,6 13,8±0,3

2 23,5 5,1±0,2 41,2 9,3±0,3 35,3 13,4±0,4

3 6,5 6,0±0,1 45,2 10,3±0,1 48,4 13,9±0,4

Оценка УФЗ по ВРИК и ЖИ показала, что подавляющее большинство студентов 1-3 курсов имеют соответствующую росту массу тела и жизненный индекс. Избыточная масса тела выявлена у 23,8% юношей 1 курса, 34,3% - 2 курса и 24,7% - 3 курса. Кроме того, у 6,5% обследуемых 3 курса ВРИК ниже нормы. При анализе результатов ЖИ наибольшее количество обследованных с низкими значениями данного показателя зафиксировано на 2 курсе (31,4%), а с высокими - на 3 курсе (16,6%). Проведенные исследования силового индекса показали, что во всех возрастных группах у большинства юношей наблюдается недостаточное развитие мышечной силы рук. Причем, наиболее высокий процент (60,8%) обследованных с низким СИ зафиксирован на 2 курсе. При оценке ИР у большинства студентов 1-3 курсов выявлены достаточно высокие максимальные аэробные возможности. Высокий ИР установлен у 5,7% первокурсников, 7,8% второкурсников и 10,7 % третьекурсников. Следует отметить, что наибольшие отклонения от нормы выявлены в группе юношей с высоким уровнем тревожности. Таким образом, наши исследования показали, что чем выше уровень личностной тревожности юношей, тем ниже показатели физического здоровья.

В связи с этим вуз должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13. №1.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001

THE HEALTH OF STUDENT YOUTH AS AN ACNUAL QUESTION OF COMTEMPORANEITY Tokayeva L.K.

Saratov State Medical University, the chair of normal physiology. Saratov.410012. B. Kazachya st 112.

Kobzeva T.V., Pavlenkovich S.S.

Pedagogical Institute of the Saratov State University, the chair of valeology and the grounds of medical knowledge. Saratov. 410028. Zauloshnova st 3.

The researches were carried out with the aim of study of physical health of the young men aged 17 to 19 with the different level of individual anxiety. 300 young men, the students of the 1 -3 courses of the Faculty of Physical Training of the Pedagogical Institute of the Saratov State University, were examined. 105 of them were the students of the first course, 102 - the students of the second course and 93 - the students of the third course. The estimation of the physical health level was fulfilled by means of G.L. Apanasenko's express method. The level of individual anxiety was estimated with the help of Spilberg's, Taylor's and Ayzenk's tests. The results of the investigations were worked out by the method of variation statistics according to Styudent's criterion. The certain dependence between the level of individual anxiety of the youth and their level of physical health was determined.

Key words: students, physical health, individual anxiety

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.