Научная статья на тему 'Школа диабета как инструмент оптимизации социального самочувствия больных сахарным диабетом'

Школа диабета как инструмент оптимизации социального самочувствия больных сахарным диабетом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андриянова Е. А., Кознова Е. С.

The social state of health is, on the one hand, characteristics of a physical condition or health of the individual, on the other hand, characteristics of a condition of physical and sincere forces of the person in whole, accenting more likely a moral condition. The social state of health is formed within the limits of continuous intersubjective communications, leans against plural processes and mechanisms of consciousness and activity of the person in which course existential experience of own health and, simultaneously, correlation of the cash situation with opinion of others, and especially, significant others, including experts is realized. Proceeding from the communication nature of social state of health, at level of its individual it is possible to present as a product of certain communication systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIABETES SCHOOL AS THE TOOL OF OPTIMIZATION OF SOCIAL STATE OF HEALTH SICK OF THE DIABETES

The social state of health is, on the one hand, characteristics of a physical condition or health of the individual, on the other hand, characteristics of a condition of physical and sincere forces of the person in whole, accenting more likely a moral condition. The social state of health is formed within the limits of continuous intersubjective communications, leans against plural processes and mechanisms of consciousness and activity of the person in which course existential experience of own health and, simultaneously, correlation of the cash situation with opinion of others, and especially, significant others, including experts is realized. Proceeding from the communication nature of social state of health, at level of its individual it is possible to present as a product of certain communication systems.

Текст научной работы на тему «Школа диабета как инструмент оптимизации социального самочувствия больных сахарным диабетом»

ШКОЛА ДИАБЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Андриянова Е.А., Кознова Е.С.

Саратовский Государственный Медицинский Университет, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии, г.Саратов

Социальное самочувствие - это, с одной стороны, характеристики физического состояния или здоровья индивида, с другой стороны, - характеристики состояния физических и душевных сил человека в целом, акцентирующей скорее нравственное состояние.

Социальное самочувствие формируется в рамках непрерывной интерсубъективной коммуникации, опирается на множественные процессы и механизмы сознания и деятельности личности, в ходе которого реализуется экзистенциальное переживание собственного здоровья и, одновременно, соотнесение своей наличной ситуации с мнением других, и особенно, значимых других, в том числе и экспертов. Исходя из коммуникационной природы социального самочувствия, на уровне индивида его можно представить как продукт определенных коммуникационных систем.

Схематично коммуникационные потоки, детерминирующие социальное самочувствие, можно структурировать по типам коммуникантов, выделив, во-первых, поток «врачи - индивид», во-вторых, поток «семья - индивид», в-третьих «здоровые - индивид» и, в-четвертых, поток «больные -индивид». В условиях стихийного формирования потоков циркулирующая в них информация приходит в состояние диссонанса, а неуправляемое наложение потоков создает дополнительные барьеры в ее восприятии, когда мнение родственников и «знающих людей» блокирует сведения, поступающие от компетентных лиц. Идея оптимизации коммуникации больных СД нашла свое выражение в концепции обучения данной категории людей. Обучение больных применялось выдающимися диабетологами уже в 20-х гг. прошлого века, но интеграция обучения в терапию начала распространяться только через пятьдесят лет. В конце ХХ в. массовый характер приняла организация длительного наблюдения за больными. Обучение больных является обязательной и интегральной частью лечения сахарного диабета любого типа. В нашей стране оно реализуется через сеть «школ диабета». Успешное развитие сети школ для больных диабетом не снимает, однако, проблем их эффективности. Нынешние организационные принципы обучения больных сахарным диабетом крайне медикализированы. Даже если вынести за скобки проблемы автономии пациента при обучении, само пространство обучения локализовано в рамках медицинского учреждения и подчинено гипертрофированному коммуникационному поток врач—пациент. Конечно, у такой организации есть много преимуществ (компетентность коммуникатора, качество и квалифицированность получаемой информации), но все они подвергаются диффузии в условиях реальной повседневности больного. Этого можно было избежать, на первый взгляд, за счет удлинения взаимодействия с обучающим врачом и возобновляемости обучения, например, через каждые 3-4 года. Но при таком подходе нам потребуется, во-первых, личный врач для каждого больного, что недостижимо в условиях массового здравоохранения, а, во-вторых, мы имеем дело не с проблемой «выветривания» знаний. Как показывают вышеприведенные данные, уровень знаний о диабете после обучения как раз и остается стабильным, поэтому в когнитивном отношении эффективность повторного обучения будет близка к нулю. Вероятно, причина снижения контролируемого в соответствии с наличным знанием поведения кроется все же в мотивации. По прошествии времени коммуникационный поток врач—пациент перестает для индивида быть доминирующим, появляются (или возобновляют свою значимость) иные «значимые другие», которые культивируют собственные поведенческие паттерны. Среда общения больного диабетом зависит от его личностных особенностей, а не от его заболевания. Наивно полагать, что больной будет «тянуться» к больным, а образ жизни здоровых автоматически утратит для него всякую привлекательность. Совместное с больным управление заболеванием, осуществляемое в течение многих лет, оказывается утопией, если сам больной не намерен принимать в нем участия. Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым дополнять обучение опытом пребывания в искусственно созданной и управляемой коммуникационной среде, открытой для коммуникантов всех категорий. Общение в такой среде должно быть медикализовано в минимальной степени, медицинскому контролю должна подвергаться только циркулирующая в среде информация. Условия формирования такой среды предоставляются современными интернет-технологиями, позволяющими объединять информационный потенциал тематических сайтов и коммуникативный потенциал социальных сетей.

Литература

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

DIABETES SCHOOL AS THE TOOL OF OPTIMIZATION OF SOCIAL STATE OF HEALTH SICK OF THE DIABETES

Andrijanova E.A., Koznova E.S.

The Saratov State Medical University, chair of philosophy, the humanities and psychology, Saratov 410012, Saratov, GSP, street Bolshaya Kazachya, 112

The social state of health is, on the one hand, characteristics of a physical condition or health of the individual, on the other hand, - characteristics of a condition of physical and sincere forces of the person in whole, accenting more likely a moral condition.

The social state of health is formed within the limits of continuous HHTepcy6ieKTHBHOH communications, leans against plural processes and mechanisms of consciousness and activity of the person in which course existential experience of own health and, simultaneously, correlation of the cash situation with opinion of others, and especially, significant others, including experts is realized. Proceeding from the communication nature of social state of health, at level of its individual it is possible to present as a product of certain communication systems.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.