Научная статья на тему 'Оптимизация системы оказания профилактической помощи студенческой молодежи с использованием возможностей образовательного учреждения и ресурсов муниципального здравоохранения'

Оптимизация системы оказания профилактической помощи студенческой молодежи с использованием возможностей образовательного учреждения и ресурсов муниципального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CENTRE / STUDENTS HEALTH RETENTION PATTERN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Лобыкина Е. Н., Найденова Н. Е.

Предложена модель оказания оздоровительной и лечебно-профилактической помощи студенческой молодежи, включающая в себя различные учреждения ведомства. Установлено, что совместная диагностическая, лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, осуществляемая в рамках разработанной модели формирования культуры здоровья среди студенческой молодежи на уровне территории учреждениями образования и здравоохранения (Центр здоровья, Центр медицинской профилактики), является при работе с молодежью более структурированной и эффективной формой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Лобыкина Е. Н., Найденова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students preventive care providing system optimization with the opportunities of educational institutions and municipal health resources

Health delivery and medioprophylactic care for students model was suggested with support of various institutions departments. Joint diagnostic, prophylactic and health promotion, conducted within the health culture shaping model among universities and health (Health Center, Medical Prevention Center) areas students were established as more structured and efficient way of working.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы оказания профилактической помощи студенческой молодежи с использованием возможностей образовательного учреждения и ресурсов муниципального здравоохранения»

20

ЗНиСО январь №1 (250)

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Л.А. Проскурякова1, Е.Н. Лобыкина1, Н.Е. Найденова3 STUDENTS PREVENTIVE CARE PROVIDING SYSTEM OPTIMIZATION WITH THE OPPORTUNITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND MUNICIPAL HEALTH RESOURCES

L.A. Proskurjakova, E.N. Lobykina, N.E. Naydenova 'Новокузнецкий филиал-институт ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк; 2ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» МЗ РФ, г. Новокузнецк; 3ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница», г. Томск

Предложена модель оказания оздоровительной и лечебно-профилактической помощи студенческой молодежи, включающая в себя различные учреждения ведомства. Установлено, что совместная диагностическая, лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, осуществляемая в рамках разработанной модели формирования культуры здоровья среди студенческой молодежи на уровне территории учреждениями образования и здравоохранения (Центр здоровья, Центр медицинской профилактики), является при работе с молодежью более структурированной и эффективной формой работы. Ключевые слова: студенты, модель сохранения здоровья студенческой молодежи, Центр здоровья. Health delivery and medioprophylactic care for students model was suggested with support of various institutions departments. Joint diagnostic, prophylactic and health promotion, conducted within the health culture shaping model among universities and health (Health Center, Medical Prevention Center) areas students were established as more structured and efficient way of working. Keywords: students, students health retention pattern, Health Centre.

О том, что здоровье студенческой молодежи продолжает ухудшаться, свидетельствуют многочисленные исследования в стране [1] и результаты собственных исследований [5]. Негативная тенденция связана с социально-экономическими условиями жизни студента, постоянной интенсификацией учебного процесса, сложившимися в настоящее время особенностями системы оказания лечебно-профилактической помощи студенческой молодежи (реорганизация здравоохранения, разрушение системы диспансеризации, низкое качество ежегодных медицинских осмотров) [3]. Система формирования идеологии сохранения здоровья среди молодежи, помимо учреждений здравоохранения, непосредственно связана с учреждениями образования (в которых преподавание учебных дисциплин осуществляется в рамках здоровьесберегающей деятельности). Несмотря на открытие в 2009 г. в РФ Центров здоровья (ЦЗ), задачами которых является выявление факторов риска (ФР) заболеваний и проведение профилактической работы среди населения, не определена их роль в решении вопроса охраны здоровья студенческой молодежи.

Цель исследования — разработать и внедрить организационно-функциональную модель охраны здоровья студенческой молодежи на основе анализа здоровьесберегающей деятельности учреждений высшего профессионального обучения и оценки организации медицинской помощи на базе учреждений муниципального здравоохранения.

Материалы и методы. В работе использовался комплекс современных гигиенических, эпидемиологических и статистических методов. Анализ здоровьесберегающей деятельности проводился в Новокузнецком филиале Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) путем выкопировки сведений из материалов архивных документов и отчетов учебно-методического отдела вуза, содержащих информацию о структуре и содержании здоровьесберегающей деятельности подразделений вуза (расписании учебных занятий, учебных программах, акциях

g

S

и др.). Деятельность учреждений здравоохранения оценивалась на основании годовых отчетов трех Центров здоровья в г. Новокузнецке за 2009—2011 гг. Данные о заболеваемости студенческой молодежи получены в кустовом медицинском информационно-аналитическом центре (КМИАЦ) УЗ Администрации г. Новокузнецка путем выкопировки сведений из персонифицированной БД «Заболеваемость», которая формируется на основании «Статистических талонов регистрации заключительных (уточненных) диагнозов» (ф. 025/у).

Результаты и их обсуждение. В вузах в последние десятилетия широко внедряются различные формы и методы здоровьесберегающих технологий. Это как обязательные направления деятельности (например, программы по валеологии, основам безопасности жизнедеятельности), так и сугубо специфические, которые каждый вуз разрабатывает и внедряет для себя (различные ре-креакционные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, психологические методики и др.) [2]. Так, в НФИ КемГУ в 2009—2011 гг. реализован проект «Научные основы охраны здоровья и формирования мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях экологически неблагополучного региона (Юг Кузбасса)» ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 гг.)» Министерства образования и науки РФ. В рамках проекта был разработан программный комплекс (ПК) «Здоровье студентов», включающий автоматизированную оценку и формирование базы данных показателей здоровья студентов; выделение группы студентов по уровням здоровья с последующими рекомендациями по оздоровлению. Внедрение этого ПК позволило получить более полную информацию о состоянии психического и физического здоровья студента [5].

Вопросами охраны здоровья и профилактики заболеваний у студентов в течение последних десятилетий XX века занималась первичная медико-санитарная помощь. Согласно приказу

январь №1 (250)

21

5.

МЗ РСФСР от 17.09.1984 № 653 было принято «Временное положение о городской поликлинике по обслуживанию студентов вузов» (т. е. лечебно-оздоровительная работа среди студентов в стране велась в условиях студенческой поликлиники) [4]. В г. Новокузнецке студенческая поликлиника в настоящее время обслуживает прикрепленное к территории проживания все взрослое население. При анализе показателей заболеваемости населения на основании «Статистических талонов регистрации заключительных диагнозов» было выявлено, что в бланки статистической отчетности данные о заболеваемости студентов не входят, поэтому официальных сведений о заболеваемости нет. Это не позволяет эффективно контролировать ситуацию в данной социальной группе и, соответственно, ухудшает и без того высокие показатели заболеваемости студенческой молодежи [3].

Появившаяся в связи с реализацией нац-проекта «Здоровье» возможность обследования состояния здоровья студенческой молодежи в ЦЗ используется в регионах недостаточно. Так, в г. Новокузнецке на момент начала реализации проекта «Научные основы охраны здоровья и формирования мотивации ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях экологически неблагополучного региона (Юг Кузбасса)», из обратившихся в 2010 г. в ЦЗ 5 267 человек, студенты составили только 5,4 %, в 2011 г. (из 7 234 человек) — 5,7 %. Полученные в ходе обследования в ЦЗ результаты не были никем, кроме самого студента, востребованы (говорить о какой либо профилактической коррекции выявленных изменений невозможно — мотивация на здоровье у молодежи крайне низкая), поэтому эффективность такого обследования на перспективу вызывает сомнения.

При обследовании студенческой молодежи в ЦЗ за период 2010—2011 гг. (п = 679) были выявлены следующие тенденции: это более высокий процент дефицита массы тела (14,0 % по сравнению с 1,6 в других возрастных группах) и распространения табакокурения (среди девушек).

С целью объединения усилий различных учреждений и ведомств была разработана модель оказания оздоровительной и лечебно-профилактической помощи студенческой молодежи. Разработанная модель непрерывного процесса формирования культуры здоровья среди студенческой молодежи на уровне территории включает в себя структуры, заинтересованные в восстановлении и поддержании здоровья студента на разных этапах его обучения: вуз (учреждение образования), лечебно-профилактические учреждения: поликлиника, Центр медицинской профилактики (ЦМП), ЦЗ (учреждения здравоохранения), комитет по физкультуре и спорту, комитет по делам молодежи, подразделения Роспотребнадзора и общественная организация «Российский Красный Крест» .

В вузе был организован научно-организационный отдел (НОЦ) «Здоровье» — структура, которая решает задачу межсекторального сотрудничества и взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами в вопросах менеджмента сохранения здоровья студенческой молодежи. В рамках своей деятельности НОЦ осуществляет диагностическое тестирование студентов по ПК «Здоровье студентов», где определяются параметры физического, психологического и медико-

биологического состояния здоровья студента. В НОЦ осуществляется ввод тестовой и лабораторной информации; вычисляется интегральная оценка здоровья студентов; формируются группы коррекции здоровья. Результаты обследования по ПК «Здоровье студентов» дополняются данными обследования, которое проходят первокурсники в ЦЗ при поступлении в вуз. Обследование в ЦЗ включает тестирование на аппаратно-програмном комплексе для скриниг-оценки соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма. Результаты двух обследований анализируются в НОЦ, на основании чего корре-гируется учебное расписание, а студенту выдаются рекомендации по оздоровлению.

Были определены учреждения, участвующие в реализации оздоровительных мероприятий. Студентам, у которых на основании обследования в НОЦ и ЦЗ были выявлены какие-либо отклонения, направляются на консультацию к узкому специалисту в поликлинику, к которой прикреплены студенты. При выявлении ФР заболеваний, отклонений в параметрах физического здоровья, студенты направляются в ЦЗ или ЦМП, где профилактические программы осуществляются в режиме работы школ здоровья: «Школа рационального питания» (при изменении массы тела), «Школа отказа от курения», «Школа здоровья для здоровых». Особенностью работы со студентами является выездной характер работы, при котором занятия проводятся на базе вуза. Помимо изменений физического и соматического здоровья, среди студенческой молодежи выявляется снижение адаптационных возможностей, стрессоустойчивости, внимания, высокий уровень тревожности, распространенность аддикций и др.[5]. Программный комплекс «Здоровье студентов» предусматривает возможность тестирования психологических показателей здоровья через Интернет, что экономит время оценки здоровья в вузе и позволяет тестироваться в домашних условиях в любое удобное для пользователя время. При наличии всех информативных показателей здоровья в базе данных ПК предусмотрена возможность получить индивидуальную оценку здоровья и рекомендации по его коррекции.

Большую роль в профилактике аддиктивных нарушений (наркомании) и заболеваний, передающихся половым путем, играет общественная организация «Российский красный крест». Психологи и волонтеры, работающие в этой общественной организации, также практикуют выездной характер работы со студентами, когда занятия проводятся на базе вуза.

Индивидуальная коррекция психического адаптационного ресурса проводится со студентом в ЦЗ или ЦМП. В вузе акцент делается на групповые формы работы: обучающие тренинги (повышение самооценки, уверенности перед экзаменами, по личностному росту, конфликтологии и др), психологическое консультрование подростков через Интернет, посещение кабинетов аромо-, фитотерапии).

Выводы. Совместная диагностическая, лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, осуществляемая в рамках разработанной модели формирования культуры здоровья среди студенческой молодежи на уровне территории учреждениями образования (вуз) и здравоохранения (Центр здоровья, ЦМП), является при работе

22

ЗНиСО январь №1 (250)

с молодежью более структурированной и эффективной формой работы.

Программный комплекс «Здоровье студентов» имеет гибкие технические характеристики, что расширяет его социально-практическую значимость за счет широкого использования в ЦЗ (при отсутствии координирующей структуры НОЦ). Полученные результаты оценки здоровья студен -тов и его тенденций включены в территориальную систему «Социально-гигиенический мониторинг».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АгаджанянН.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А.Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин //Гигиена и санитария. 2005. № 3. С. 48—52.

Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в системе вузовского образования: социологический анализ / Г.А. Ивахненко // Социология медицины. 2010. № 1. С. 30—33.

1.

2.

Косолапое А.Б. Валеологические подходы к формированию здоровья студентов Владивостокских вузов / А.Б. Косолапов //Валеология. 2002. № 2. С. 26—34.

О мерах по дальнейшему улучшению медико-санитарного обслуживания студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений: Приказ МЗ РСФСР от 17 сентября 1984 г. № 653. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //duma.tomsk.ru/page/5030/; [дата доступа — 24.02.13]. Проскурякова Л.А., Лобыкина Е.Н. Научное обоснование разработки программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в период профессионального обучения студентов / Л.А.Проскурякова, Е.Н. Лобыкина //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11. С. 14—16

Контактная информация:

Проскурякова Лариса Александровна, тел.: 8 (913) 079-90-42, e-mail: [email protected] Contact information :

Proskurjakova Larisa, phone: 8 (913) 079-90-42, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСНЫХ ШУМОВ

В.В. Симухин

FEATURES OF HYGIENIC STANDARDIZATION IMPULSE NOISE

V.V. Simuhin

ФГКУ «4 ЦНИИ» Минобороны России, г. Москва

Представлены особенности воздействия на человека, регламентации и гигиенического нормирования импульсных шумов, изложен порядок разработки и корректировки гигиенических требований к импульсному шуму.

Ключевые слова: импульсный шум, гигиеническое нормирование шума, регламентация шума, защита от шума.

The features of human exposure, regulations and hygienic standards of impulse noise, sets out procedures for the development and adjustment of hygienic requirements for impulse noise. Keywords: impulsive noise, noise hygiene regulation, regulation of noise, noise protection.

Импульсный шум является техногенным фактором окружающей среды, характерным для работников ряда профессий, среди которых сотрудники специалисты, профессиональная деятельность которых связана с использованием огнестрельного оружия, авиационные специалисты, военнослужащие многих специальностей и др. [2, 6]. Увеличение мощности и энерговооруженности технических систем обусловливают увеличение интенсивности и времени экспозиции шумов, образующихся при их эксплуатации. Поэтому исследования особенностей гигиенического нормирования импульсных шумов являются весьма актуальными.

Под импульсным в нормативах понимается шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 с. Воздействие постоянных и большинства непостоянных шумов детально исследовано и регламентировано государственными нормативными документами. Для импульсных шумов воздействие гигиенически ограничивается 125 дБА1, более высокие уровни рассматриваются как факторы профессиональной вредности, а в отношении более интенсивных шумов ГОСТ 12.1.003—83 и СН 2.2.4/2.1.8.562—96 установлено ограничение: «Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с уровнями звукового давления свыше 135 дБ в любой октавной полосе».

Нормирование импульсного шума от гражданского оружия самообороны проводится согласно приложению № 1 «Нормы допустимого воздействия патронов светозвукового действия к огнестрельному бесствольному оружию отечественного производства» к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2008 № 584н, которое ограничивает допустимый пиковый уровень звукового давле-

ния (УЗД) одиночного акустического импульса в зависимости от его длительности: 145 дБ при 1,0—20,0 мс, 140 дБ при 20,0—100,0 мс, 135 дБ при 100,0—200,0 мс, также должны отсутствовать органические повреждения слухового анализатора. Область применения этого норматива ограничивается только гражданским оружием самообороны.

Предельно допустимая величина УЗД воздействующего импульса для условий гражданской жизнедеятельности. В странах ЕС составляет 140 дБ, в Великобритании — 150 дБС. При нормировании импульсных шумов, возникающих при выстрелах из огнестрельного оружия руководствуются специальными нормативами: например, нормативом № 00-27/1 министерства обороны Великобритании для воздействия акустического импульса длительностью 1 мс предельно допустимым УЗД является 165 дБ, длительностью 20 мс — 155 дБ.

Установлены следующие особенности действия импульсного шума [3, 5]:

— импульсный шум может повредить улитку уха прямым механическим воздействием;

— критериями риска повреждения импульс -ного шума являются УЗД, продолжительность импульса, и их число, но такие характеристики, как временная структура, форма волны, и время нарастания также важны в действии импульсного шума;

— эффекты импульсного шума часто не согласуются с принципом равной энергии;

— импульсный шум взаимодействует с фоновым шумом.

Гигиеническое нормирование шума, являющееся одной из наиболее сложных медико-биологических проблем, должно базироваться на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.