УДК 378.17; 378.172; 378.178 А.В.Лейфа
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Амурский государственный университет
РЕЗЮМЕ
Состояние здоровья студенческой молодежи, преподавателей и сотрудников классических университетов имеет тенденцию к ухудшению. Одним из условий его сохранения и укрепления является создание Центров здоровья. Эффективный путь функционирования Центра в классическом университете - построение оздоровительной, реабилитационной и лечебной работы в тесной связи с мощным научно-исследовательским учреждением, располагающим собственной клинической и реабилитационной базой.
SUMMARY
A.V.Leifa
METHODOLOGICAL AND METHODIC REASONS FOR BUILDING REGIONAL HEALTH CENTER AT THE UNIVERSITY
There is a downward trend in the health of students and teachers working for the University. That’s why building the Health Center is becoming urgent. To make this center function effectively we should work closely with research institution which has its own clinic and rehabilitation facilities.
Проблема охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи - одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем государства. Ее значение многократно возрастает в неблагоприятных климатогеографических и социально-экономических условиях Дальневосточного региона, который характеризуется значительной площадью территории и малой плотностью проживающего на ней населения [3]. В настоящее время в 9 субъектах региона имеется развитая сеть высших учебных заведений различного профиля (40 государственных ВУЗов).
Проведенные специалистами кафедры медикосоциальной работы АмГУ медико-демографические исследования показали крайне низкий уровень здоровья поступающих в ВУЗы Дальневосточного региона. Анализ медико-статистических данных свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к постоянному его ухудшению. Помимо общеизвестных социально-экономических факторов важными причинами, определяющими здоровье студентов, являются климато-географические и геохимические особенности региона, наследственность, измененный иммунологический и гормональный статус, низкий уровень физической тренированности и др. Большое значение имеет образ жизни студентов. По результатам выбо-
рочных исследований среди студентов 1 курса АмГУ установлено, что только у 12,3% из них образ жизни соответствует здоровому. В остальных случаях имеют место вредные привычки, гипокинезия, недостаточный уровень физического развития, неполноценное питание и т.д.
В формировании здорового образа жизни важную роль играет привитие навыков здоровья, адекватных знаний в области экологии, гигиены, нормальной физиологии, профилактики заболеваний, физической культуры. Учитывая актуальность не только привития навыков здорового образа жизни, но и реальной оздоровительной работы среди студенческого контингента, следует считать очевидным необходимость организации регионального специализированного оздоровительного и реабилитационного Центра (в дальнейшем - Центр), координирующего работу Дальневосточных ВУЗов на единых методологических и методических принципах.
С 1998 года АмГУ тесно сотрудничает с ГУ Дальневосточным научным центром физиологии и патологии дыхания СО РАМН - мощным научноисследовательским учреждением, располагающим собственной клинической и реабилитационной базой. На основании заключенного Договора о сотрудничестве в АмГУ созданы и успешно функционируют кафедра медико-социальной работы и научноисследовательская лаборатория исследования живых систем. Кафедра укомплектована профессорско-преподавательским составом из числа сотрудников ДНЦ ФПД СО РАМН, в том числе, 7 профессорами (докторами медицинских и педагогических наук) и тремя доцентами (кандидатами наук).
Своевременное распознавание и коррекция развивающихся дисфункций систем организма студентов возможны только при создании условий для мониторинга их здоровья в динамике обучения в ВУЗе. Мониторинг включает в себя технологии отслеживания и оценки параметров состояния организма человека с точки зрения их соответствия нормативным возрастным и индивидуальным значениям.
Для реализации задач мониторинга необходимо наличие глубоких знаний о динамике психофизиологических особенностей, склонностей и способностей каждого студента и преподавателя ВУЗа. Это требует создания базы данных, в которой для каждого поступившего в ВУЗ студента формируется «Паспорт здоровья», становящийся в последующем основой всех работ по динамическому наблюдению, формированию, развитию и сохранению здоровья, реализуемых в условиях Центра.
Следовательно, актуальность создания Центра
обусловлена необходимостью:
1) создания условий мониторирования и реабилитации состояния здоровья студентов и преподавателей;
2) разработки и внедрения новых технологий оздоровления;
3) организации системы подготовки и переподготовки специалистов по культуре здоровья и медикосоциальной работе;
4) физиологического обоснования новых информационных технологий обучения в ВУЗе;
5) создания учебно-методической литературы по культуре здоровья;
6) реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной среде;
7) координации оздоровительной работы среди студенческой молодежи в Дальневосточном регионе и оказания научно-методической помощи ВУЗам.
Состояние здоровья сотрудников и студентов ВУЗов стало в последние годы предметом пристального внимания Министерства образования РФ (Приказ Министра образования РФ № 1418 от 15.05.2000, Письмо ректорам ВУЗов РФ №29/1530-6 от 03.05.01). Вопросы оценки уровня здоровья, его развития и сохранения разрабатываются по специальным программам во многих ВУЗах России [1, 2].
В Амурском государственном университете накоплен значительный опыт совместной работы с подразделениями Российской академии медицинских наук по разработке и физиологическому обоснованию системы мер по оздоровлению студенческой молодежи, включающей комплексную оценку состояния здоровья, физиологическому мониторингу, физической реабилитации и педагогической коррекции.
Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания СО РАМН, на базе которого проводятся занятия со студентами по валеологии, физической культуре, медико-биологическим и социальным дисциплинам, а также значительная часть оздоровительной работы, располагает современной клинической и научно-исследовательской базой. Клиника на 305 коек включает отделения терапии, патологии верхних дыхательных путей, восстановительного лечения и патологии дыхания беременных. Обследование больных проводится на современной диагностической базе отделения функциональной диагностики, рентгенологического и эндоскопического отделений, клинической, биохимической, вируснобактериологической, иммунологической и морфологической лабораторий.
Так, отделение функциональной диагностики располагает автоматизированным научно-исследовательским комплексом фирмы «Эрих Егер» (Германия), позволяющим оценивать вентиляционную, диффузионную способности легких, функциональное состояние дыхательных мышц, регуляцию дыхания, резервы кардиореспираторной системы и легочный газообмен при максимальной мышечной деятельности. Уникальные автоматизированные устройства обеспечивают оценку кондиционирующей функции
легких и холодовой реактивности дыхательных путей, что чрезвычайно важно для экстремальных кли-мато-географических условий Дальневосточного региона. Для оценки сердечной деятельности и ультразвукового сканирования внутренних органов используется аппарат ультразвуковой диагностики 88Б-750 («Алока», Япония), работающий в М-, В - и допплеровском режимах. Нейрофизиологические исследования выполняются с применением электроэнцефалографии и реоэнцефалографии. Вегетативный статус организма оценивается по данным кардиоритмо-графии.
Эндоскопическая диагностика заболеваний органов дыхания и желудочно-кишечного тракта проводится с помощью современных фиброоптических эндоскопов фирмы «Олимпас» (Япония).
В ходе научных исследований по адаптации организма студентов к изменяющимся условиям существования проводится анализ иммунного и гормонального статуса с применением методов иммунофер-ментного анализа, радиологических методов.
Реабилитация больных студентов и оздоровление студентов, не имеющих хронических заболеваний, проводятся на основе Договора о сотрудничестве на базе реабилитационного отделения и региональной консультативной поликлиники ГУ ДНЦ ФПД СО РАМН. Результаты комплексного профилактического осмотра с участием терапевта, хирурга, оториноларинголога, гинеколога, окулиста, дерматовенеролога, невропатолога, проведением флюорографического обследования органов грудной клетки, спирографии, электрокардиографии, клинических анализов крови и мочи заносятся в электронную базу данных поликлиники и используются для дальнейшего динамического наблюдения.
Собственно оздоровительная и реабилитационная работа проводится в амбулаторных условиях (при необходимости - в условия дневного стационара) на базе реабилитационного отделения поликлиники и физиотерапевтического отделения клиники ДНЦ ФПД СО РАМН. Апробированный комплекс восстановительных средств включает лечебную физкультуру, мануальную терапию, общий массаж, водные процедуры (циркулярный душ, душ Шарко, контрастный душ), саунотерапию, кислородный фитококтейль с применением адаптогенов, прием пищевых добавок антиоксидантного и иммуномодулирующего действия.
Значительный эффект от применения 10-дневного курса указанного комплекса подтвержден существенным ростом физической и умственной работоспособности, снижением заболеваемости, а также резким уменьшением частоты обострений у студентов, страдающих хроническими заболеваниями внутренних органов.
По показаниям назначаются и иные виды восстановительной терапии: в искусственной соляной пещере (галотерапия), психотерапия, фитотерапия, аэ-розольтерапия, все виды электропроцедур (электросон, диадинамотерапия) и т.д. Сотрудниками кафедры медико-социальной работы и кафедры физкульту-
ры АмГУ разработаны технологии применения циклических физических нагрузок повышенной интенсивности, апробированные на контингенте студентов, страдающих хроническими неспецифическими заболеваниями легких, а также лиц группы риска по их развитию.
В настоящее время университет располагает собственной круглогодичной спортивно-
оздоровительной базой в живописном пригороде г. Благовещенска, которая используется для второго этапа оздоровления в каникулярное время.
Выпущена серия пособий, учебно-методической литературы по валеологии, физической культуре, физической реабилитации, физиологическим основам здоровья.
Деятельность Центра здоровья ВУЗа должна быть направлена на создание условий непрерывного воспитания культуры здоровья, формирования мотивации на здоровый образ жизни учащейся молодежи и преподавателей учебных заведений, реализации в образовательном процессе университета здоровьесберегающих технологий.
Цели, задачи и структура Центра здоровья классического университета
Целью Центра является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья студентов, преподавателей и сотрудников высших учебных заведений.
Задачами Центра являются:
1. Комплексная оценка состояния здоровья студенческой молодежи Дальневосточного региона.
2. Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма студентов.
3. Изучение роли отдельных факторов, влияющих на состояние здоровья студентов в Дальневосточном регионе.
4. Организация физиологического и социального мониторинга здоровья студенческой молодежи.
5. Разработка новых методов и средств диагностики, прогноза и коррекции резервов систем организма в динамике физических и психологических нагрузок.
6. Разработка и внедрение индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов в ВУЗе, исходя из особенностей их психофизического развития, региональных, этнических и иных факторов.
7. Разработка рекомендаций по организации в учебном заведении здоровьесохраняющих и здоровьеразвивающих технологий учебного процесса.
8. Приобретение студентами знаний, умений и навыков, направленных на формирование устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни и достижение профессионализма в трудовой деятельности.
9. Подготовка и переподготовка кадров по культуре здоровья.
10. Координация оздоровительной работы среди студенческой молодежи в Дальневосточном регионе.
11. Организация научно-практических форумов.
Принципы функционирования Центра:
• единая методология мониторинга здоровья студентов и преподавателей;
• единство учебного, научного и инновационного процессов;
• непрерывность образовательной и специализированной деятельности для формирования личности и здоровья студента;
• создание и тиражирование наукоемких оздоров-тельных и образовательных технологий;
• формирование единого регионального образовательного, методологического, информационного
пространства на основе обменных баз данных и баз знаний для задач дистанционного обучения и информационного взаимодействия по вопросам методов и средств диагностики, прогноза и коррекции состояния здоровья.
В структуре оздоровительного Центра предполагается формирование следующих подразделений:
1. Диагностический блок, обеспечивающий проведение профилактических и диспансерных медицинских осмотров студентов с выделением групп здоровых, лиц с факторами риска развития болезней и больных хроническими заболеваниями.
2. Блок диспансерного наблюдения, оснащенный необходимым количеством компьютеров с электронной базой данных для учета всех диагностически значимых параметров, их систематизации, сортировки, статистической обработки для целей последующего научного анализа.
3. Физкультурно-оздоровительный блок (стадион, спортивные залы различного назначения, пригородная спортивно-оздоровительная база и иные спортивные сооружения).
4. Лечебно-реабилитационный блок, включающий имеющиеся и вновь создаваемые кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, эфферентной терапии и пр.
5. Санаторно-курортная база.
6. Учебный класс для подготовки специалистов в области культуры здоровья.
7. Научно-исследовательская группа.
Диагностический блок - решает задачи диагностики состояния здоровья, функциональных резервов организма, психологического статуса, физического развития и физической подготовленности в соответствии с возрастом и полом студентов.
Блок диспансерного наблюдения - представляет собой автоматизированную экспертную систему, позволяющую оценивать в динамике обучения функциональное состояние систем организма, их физиологические резервы. Система обеспечивает возможность количественной оценки функционального состояния человека, пределов его адаптивных возможностей. В задачу этого блока входит обеспечение информационной деятельности Центра, научноисследовательской деятельности, координации взаимодействия с другими блоками.
Физкультурно-оздоровительный блок - решает
задачи сохранения и укрепления здоровья с использованием современных технологий физической культуры, обеспечивающих коррекцию функционального состояния систем организма путем активации резервов его систем и их компенсаторного взаимодействия.
Лечебно-реабилитационный блок - решает задачи восстановления преимущественно немедикаментозными (физиотерапевтическими) средствами уровня здоровья студентов по индивидуальным программам в зависимости от исходного состояния висцеральных систем организма и психофизиологического статуса.
Санаторно-курортная база - использует рекреационные возможности Дальневосточного региона (в частности, санаторно-курортной базы Владивостокского филиала ГУ ДНЦ ФПД СО РАМН - НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения) для закрепления оздоровительного эффекта, достигнутого в результате применения восстановительных программ.
Учебный класс для подготовки специалистов в области культуры здоровья - обеспечивает подготовку и повышение квалификации специалистов в области культуры здоровья, реализует научнометодическую работу, направленную на внедрение новых технологий формирования, развития и сохранения здоровья в учебном процессе, решает задачу формирования здорового образа жизни студентов путем разработки и внедрения новых педагогических технологий, направленных на освоение необходимой суммы знаний, овладения умением и навыками само-и взаимоконтроля за состоянием здоровья.
Научно-исследовательская группа - разрабатывает новые технологии диагностики, здоровьесбереже-ния и коррекции состояния здоровья студентов с учетом особенностей Дальневосточного региона, проведение исследование в области антинаркотической, профилактической и реабилитационной работы, обеспечивает подготовку и проведение научнопрактических форумов, издание научных и методических материалов.
Оснащение блоков Центра
Для реализации задач Центра и алгоритма обследования каждый из его блоков имеет свои специфические задачи, которые реализуются при наличии необходимого оборудования и кадрового обеспечения.
Подразделения диагностического блока
1. Кабинет клинико-анамнестического тестирования.
Методики: методы анкетирования (анамнестические данные о перенесенных заболеваниях, образе жизни, оценке соматического здоровья и т.д.); анкетный метод количественного определения уровня здоровья по В.И.Белову; определение суточных энерготрат.
Оснащение кабинета: персональный компьютер.
2. Кабинеты врачебного контроля.
Методики: осмотр терапевта, хирурга, невропатолога, окулиста, гинеколога, оториноларинголога,
дерматовенеролога; антропометрия.
Оснащение кабинета: весы медицинские, ростомер, ручной и становой динамометры, жиромер, тонометр для измерения артериального давления, ско-лиозометр.
3. Кабинеты функциональной диагностики.
3.1. Кабинет спирографии.
Методики: спирография с анализом кривой поток-объем форсированного выдоха, пикфлоуметрия, дифференцированные пробы с бронхолитиками на обратимость бронхиальной обструкции, эукапниче-ская гипервентиляция холодным воздухом для диагностики холодовой гиперреактивности дыхательных путей.
Оснащение кабинета: электронный спирометр «Флоускрин» («Эрих Егер», Германия), ультразвуковой ингалятор «Томекс-2» (Польша), оригинальная установка для проведения холодовой бронхопровокации (генератор холодного воздуха), пикфлоуметры.
3.2. Кабинет исследования сердечно-сосудистой системы.
Методики: электрокардиография, холтеровское мониторирование, кардиоритмография, измерение артериального давления по Короткову и параметров пульса в спокойном состоянии, измерение и оценка перестроек параметров сердечно-сосудистой системы в ответ на ортостатическую пробу, пробу Вальсальвы и пробу Мартине, эхокардиография, допплерометрия, реовазография, зональная реография легких.
Оснащение кабинета: электрокардиограф Старт-100 («Кардиетте», Италия), автоматизированный комплекс для кардиоритмографии (Россия), ультразвуковой сканер ССД-750 («Алока», Япония), реограф Р4-02 (Россия).
3.3. Кабинет эргоспирометрии.
Методики: определение физической работоспособности и показателей газообмена при максимальной физической нагрузке, выявление постнагрузоч-ного бронхоспазма.
Оснащение кабинета: велоэргометр ЭР-2 («Эрих Егер», Германия), автоматизированный комплекс для эргоспирометрии («Эрих Егер», Германия), электронный спирометр «Флоускрин» («Эрих Егер», Германия).
3. 4. Кабинет нейрофизиологических исследований.
Методики: исследование спонтанной и вызванной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ и ВП) в спокойном состоянии и при функциональных нагрузках, исследование рефлексов спинного мозга, психометрия - оценка скорости и точности реагирования в простых и сложных задачах сенсомоторной координации, оценка профиля функциональной меж-полушарной асимметрии, реоэнцефалография.
Оснащение кабинета: персональный компьютер, электроэнцефалограф «Медикор» (Венгрия), реограф Р4-02 (Россия), многоканальный регистратор (Россия).
3.5. Кабинет исследования состояния опорнодвигательной системы и биомеханики.
Методики: определение тонуса мышц по
О.Н.Московченко, определение силы мышц сгибателей кисти и разгибателей спины (кистевая и становая динамометрия), определение гибкости тела, методики компьютерной стабилографии, методики исследования электрических процессов в мышцах - миография.
Оснащение кабинета: стабилоанализатор компьютерный (ОКБ "РИТМ", г.Таганрог), программноаппаратный комплекс для исследования динамики проекции центра тяжести тела человека на площадь опоры.
3.6. Кабинет оценки личностных и психофизиологических особенностей.
Методики: определение уровня ситуативной тревожности, самооценка функционального состояния -самочувствие, активность, настроение; исследование внутриличностных противоречий (тест Люшера), исследование свойств высшей нервной деятельности (тест Стреляу), исследование свойств темперамента (тест Айзенка), описание структуры личности (16факторный опросник Кэттела), определение свойств внимания, памяти и мышления.
Оснащение кабинета: персональный компьютер; АРМ валеолога (УНИИ Валеологии РГУ) - устройство для оценки психометрических характеристик человека (скорость, точность и т.д.), АРМ психолога (УНИИ Валеологии РГУ) - программное обеспечение позволяет создавать собственные тестовые процедуры, разрабатывать нормативы и применять тесты. Комплекс (более 100 методик) обеспечивает проведение исследований по следующим направлениям: особенности внимания, памяти, мышления, темперамента, характера, мотивационной, эмоциональной сферы и др.
Подразделения блока диспансерного наблюдения
1. Кабинет динамического наблюдения.
Методики: хронобиологический анализ состояния здоровья (суточный, сезонный мониторинг), определение трендов состояния здоровья на основе взаимосвязанного анализа физиологических, психосоциальных, педагогических параметров в динамике обучения в ВУЗе.
2. Автоматизированная база данных «Здоровье студента» по параметрам состояния здоровья.
Оснащение блока: персональные компьютеры; программное обеспечение автоматизированной базы данных, баз знаний, локальной сети.
Подразделения физкультурно-оздоровительного блока
1. Зал лечебной физической культуры.
Методики: корригирующая гимнастика.
Оснащение: шведская стенка, гимнастические палки, скакалки, мячи, гимнастические маты и др.
2. Зал ритмической гимнастики.
Методики: аэробика; шейпинг; стретчинг; дыхательная гимнастика.
Оснащение: автоматизированная система управления построением занятий ритмической гимнастикой; мячи, скакалки, эспандеры, ковровое покрытие и
др.
3. Зал спортивных тренажеров.
Методики: развитие физических качеств (сила, силовая выносливость и др.), коррекция фигуры.
Оснащение: силовые тренажеры; качельные тренажеры; гири; штанга; средства контроля (динамометры, пульсоксиметр, шагомер).
4. Кабинет циклических физических нагрузок.
Методики: развитие общей и специальной выносливости.
Оснащение: велоэргометры; беговые дорожки; гребной тренажер.
Подразделения лечебно-реабилитационного блока
1. Кабинет массажа и мануальной терапии.
Методики: общий массаж (ручной, ножной); вибромассаж; мануальная терапия.
Оснащение: кушетка; вибромассажер.
2. Сауна.
Методики: контрастное термическое воздействие.
Оснащение: оборудование для сауны; бассейн.
3. Кабинет водных процедур.
Методики: циркулярный душ; душ Шарко; контрастный душ.
Оснащение: специальное оборудование для применения водных процедур.
4. Физиотерапевтические кабинеты.
Методики: электролечение; светолечение (УФО,
лазеротерапия); тепловые процедуры (парафино- и грязелечение).
Оснащение: аппараты для электролечения; терапевтический лазер; аппараты светолечения.
5. Галокамера.
Методика: галотерапия.
Оснащение: оборудование для галокамеры.
6. Кабинет аэро-фитотерапии.
Методики: кислородный фитококтейль с применением адаптогенов; прием пищевых добавок антиоксидантного и иммуномодулирующего действия; групповые и индивидуальные масляные и эфирные ингаляции.
Оснащение: ингаляторы, дозаторы; натуральные композиции масел, отваров, биодобавок, травяных взваров; термосы.
7. Ингаляторий.
Методики: индивидуальные и групповые ингаляции.
Оснащение: ингаляторы ультразвуковые; ингаляторы паровые.
8. Кабинет рефлексотерапии.
Методики: акупунктура; акупрессура; су-джок терапия и др.
Оснащение: набор игл, полынных палочек, схемы воздействий; терапевтический лазер.
9. Кабинет психологической разгрузки и реабилитации.
Методики: групповая психокоррекция; индивидуальное психологическое консультирование, консультирование в области профориентации, рекомендации по профессиональному росту; тренировка па-
мяти, внимания; обучение приемам психосаморегуляции; обучение стратегии и тактике межличностных отношений (семья и иные социальные группы).
Оснащение: персональный компьютер, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, аудиоплейеры, диапроектор, слайдотека, фонотека, видеотека, программное обеспечение психокоррекционных методик.
10. Кабинет эфферентной терапии.
Методики: лазеротерапия (внутривенная, транс-кутанная, лазеропунктура), ауто-ультрафиолетовое облучение крови (АУФОК-терапия), энтеросорбция, гемосорбция, плазмаферез.
Оснащение: лазеры терапевтические инфракрасного света «Магик», магнитно-инфракрасный лазер «Милта», лечебно-диагностический комплекс «Мил-та-Фоль», аппарат для УФОК-терапии, энтеросорбенты (полифепан), угольные энтеросорбенты, гемосорбенты, аппаратура для проведения гемосорбции (щелевидный фильтр, одноразовые системы переливания крови и др.), пульсоксиметр.
Подразделения санаторно-курортной базы
Методики: биотропные климатические факторы.
Оснащение: пригородная физкультурно-
оздоровительная база (п.Белогорье); санаторнокурортной база Владивостокского филиала ГУ ДНЦ ФПД СО РАМН - НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения.
Учебный класс для подготовки специалистов в области культуры здоровья
Методики: углубленное изучение закономерностей функциональных нарушений систем организма человека во всех формах его жизнедеятельности, формирование практических навыков контроля состояния здоровья человека, прогноза развития функциональных нарушений и снижений уровня здоровья, обучение активным методам формирования, развития и сохранения здоровья; обучение современным комплексным методам само- и взаимоконтроля за состоянием здоровья, немедикаментозной коррекции здоровья, методам формирования здорового образа жизни.
Оснащение класса: автоматизированные рабочие места для проведения лабораторных занятий и самостоятельных исследований студентами широкого круга задач, связанных с измерением физиологиче-
ских и психических параметров, решения задач контроля функционального состояния студента и преподавателя в динамике учебно-воспитательного процесса.
Научно-исследовательская группа
Методики: комплекс методов в соответствии с разработанной программой научных исследований.
Оснащение: используется вышеперечисленное
оснащение диагностического, физкультурнооздоровительного и лечебно-реабилитационного блоков, а также оборудование ГУ ДНЦ ФПД СО РАМН.
Заключение
В результате построения регионального Центра содействия укреплению здоровья студентов, преподавателей и сотрудников университета будет внедрена технология комплексной оценки состояния здоровья студентов, включающая методы анкетирования, методы диагностики функционального состояния гомеостатических систем, физической работоспособности. Предложена совокупность критериев скрининг-диагностики состояния здоровья, а также критериев прогнозирования его отклонений. Внедрение дифференцированной системы мер профилактики нарушений функционального состояния организма с использованием новейших здоровьесберегающих технологий, синхронизированным с различными фазами учебного цикла, позволит оптимизировать жизнедеятельность студентов с учетом совокупности эндогенных и региональных экологических факторов, а также существенно повысить эффективность процесса обучения в ВУЗе, достигнув при этом максимальной профессиональной готовности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоконь А.В., Кураев Г.А., Войнов В.Б. Концептуальные методологические основы функционирования и оснащения центра здоровья (типовой про-ект).-Ростов-на-Дону, 2001.-35 с.
2. Казин Э.М., Кураев Г.А., Панина А.И., Федоров А.И. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательных учреждений: Научно-методическое пособие.-
Новокузнецк, 2000.-258 с.
3. Луценко М.Т., Гладуш Л.П. Состояние здоровья населения Дальневосточного региона.-Благовещенск, 2000.-147 с.
□ □ □