Научная статья на тему 'Центр здоровья в образовательном учреждении'

Центр здоровья в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
HEALTH CENTRE / HEALTH CABINETS / PACKAGE OF HEALTH-IMPROVING EQUIPMENT / HEALTH PROMOTION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Димова Алла Львовна

Представлены организационно-управленческие и научно-методические аспекты создания и функционирования Центра здоровья в вузе. Приводятся стандарты оснащения кабинетов здоровья на базе аудиторий и кабинетов информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Димова Алла Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health centre in educational institution

The author develops organizational, managerial and methodological foundations for functioning of the innovative organizational structure in higher education institution Health Centre. The exemplary standards for equipping the health cabinets organized on the basis of lecture rooms and computer rooms are offered.

Текст научной работы на тему «Центр здоровья в образовательном учреждении»

Education Online

37

А.Л. ДИМОВА, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Центр здоровья в образовательном учреждении

Представлены организационно-управленческие и научно-методические аспекты создания и функционирования Центра здоровья в вузе. Приводятся стандарты оснащения кабинетов здоровья на базе аудиторий и кабинетов информатики.

Ключевые слова: центр здоровья, здоровьеразвивающая среда, кабинет здоровья, средства оздоровительного комплекса

Все большую озабоченность широкой общественности вызывает ухудшение состояния здоровья школьников, студенческой молодежи в период их обучения в образовательном учреждении. Причины называются разные. Среди них особо отмечаются факторы, связанные с информатизацией образования (табл. 1, 2).

ские обследования. Вместе с тем очевидно, что при такой организации дела не представляется возможным развернуть полномасштабную систему сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Актуальной становится проблема создания инновационных организационных структур физкультурно-спортивной и медицинской на-

Таблица 1

Вредные факторы, влияющие на здоровье пользователей ИКТ

Факторы, влияющие на пользователя непосредственно при эксплуатации средств ИКТ Факторы, влияющие на пользователя при нарушении правил пользования средствами ИКТ Негативные факторы природно-климатической среды

• Электрические; • электромагнитные; • механические; • термические; • другие • Нарушение общих требований к организации рабочего места • нарушение общей эргономики рабочего места • нарушение режима и условий труда 1) Климатические: • аэроионный состав воздуха; • микроклимат; 2) погодно-метеорологические

Таблица 2

Возможные ухудшения состояния здоровья пользователей ИКТ

• Напряжение мышц шеи, головы, рук, плеч, позвоночника, приводящее к остеохондрозу;

• перегрузка суставов, застой крови в тазовых органах;

• повышенное зрительное напряжение, приводящее к общему переутомлению организма, головным болям, сбоям в работе сердечно-сосудистой и нервной систем;

• снижение остроты зрения, близорукость, синдром «сухого глаза», нарушение рефлекса аккомодации;

• метеотропные реакции, сопровождающиеся ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, общей слабостью, недомоганием;

• аллергические реакции;

• аэроионный голод, приводящий к головным болям, повышенной утомляемости, расстройству нервной системы и снижению защитных сил организма;

• стресс при потере информации, нервная нагрузка._____________________________________________

В настоящее время основными факторами в формировании здоровьеразвивающей среды в образовательных учреждениях являются занятия физической культурой на спортивных комплексах и медицин-

правленности, разработки научно-методических основ их функционирования и оснащения.

На государственном уровне делаются определенные шаги в этом направлении.

38

Высшее образование в России • № 10, 2009

Особое значение придается организации кабинетов здоровья в каждом образовательном учреждении. Планируется переподготовка медицинского персонала для работы на основе современных здоровьесберегающих технологий. Однако, на наш взгляд, процесс формирования здоровьеразвивающей среды в образовательном учреждении зашел в тупик. По-видимому, вследствие того, что он был ограничен созданием только одного кабинета здоровья. Но ведь практически каждая аудитория в вузе может стать таким кабинетом, т.е. компонентом в системе оздоровления обучающихся.

Нами были проведены теоретические исследования (рассмотрены организационно-управленческие, научно-методические аспекты) и разработана методология создания и функционирования Центра здоровья в вузе.

Центр здоровья - это инновационная организационная структура, способствующая формированию здоровьеразвивающей образовательной среды в вузе. Основными задачами Центра здоровья являются следующие: мониторинг показателей здоровья

обучающихся; распределение обучающихся в специальные медицинские группы для приема физиотерапевтических процедур и занятий лечебной физкультурой; проведение периодических консультаций врачей-специалистов; проведение лекций на тему здорового образа жизни и т.д.

В его структуру входит кабинет дирекции, медицинский кабинет, методический кабинет, физиотерапевтический кабинет, зал лечебной физкультуры, кабинет здоровья на базе стандартной аудитории, кабинет здоровья на базе кабинета информатики (рис. 1). Штатное расписание включает в себя следующие единицы: дирекция (руководитель Центра здоровья, секретарь), методический кабинет (методисты), медицинский кабинет (врач, фельдшер, медсестра), физиотерапевтический кабинет (фельдшер, медсестра), зал лечебной физкультуры (преподаватель ЛФК, медсестра).

Инновационными являются кабинеты здоровья двух типов: а) на базе стандартных аудиторий; б) на базе кабинета информатики.

Примерный стандарт оснащения кабинета здоровья на базе аудитории: бутили-

Рис. 1. Организационная структура Центра здоровья в образовательном учреждении

Education Online

39

рованная вода; диск CD «Звуки природы» для проведения сеансов аутотренинга и создания комфортной образовательно-оздоровительной среды; прибор для кварцева-ния аудитории; ионизатор воздуха; механический тренажер для кистей рук.

Для оснащения кабинета информатики предлагаются различные комплексы оздоровительных средств: специальные физические упражнения и упражнения для глаз; оздоровительные процедуры с использованием технических (аппаратных) средств (ионизаторов воздуха, аппаратов психо-

эмоциональной коррекции и очков-тренажеров со светодиодами, приспособлений для вибромассажа, медицинских биологических стимуляторов, лечебно-реабилитационных стульев, аппаратов для магнито-терапии); тренажеры и тренажерные устройства; диагностические комплексы для выявления нарушений в работе внутренних систем и спинального кровообращения и т.п.

Эффективность предлагаемых комплексов проверяется в ряде педагогических экспериментов.

DIMOVA A. HEALTH CENTRE IN EDUCATIONAL INSTITUTION The author develops organizational, managerial and methodological foundations for functioning ofthe innovative organizational structure in higher education institution - Health Centre. The exemplary standards for equipping the health cabinets organized on the basis of lecture rooms and computer rooms are offered.

Keywords: health centre, health cabinets, package of health-improving equipment, health promotion environment.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана многие годы проводятся работы по использованию вычислительной техники во всех сферах деятельности вуза. С начала 2000 г. эти работы объединены в проект «Электронный университет ».

На начальной стадии реализации программы в университете была создана рабочая группа из специалистов в области проектирования и эксплуатации информационных систем в составе докторов технических наук В.М. Черненького,

Ю.А. Григорьева и А.В. Балдина, кандидатов технических наук С.П. Острикова, Д.П. Иванова, В.М. Ховова и Л.И. Колобаева.

Предлагаемая монография содержит:

• концепцию построения аппаратно-программного комплекса «Электронный университет»;

• методические аспекты проведения учебного процесса, определяемые федеральными законами, а также внутренними документами университета;

• описание функций, содержания и пользовательского интерфейса всех подсистем, входящих в состав комплекса «Электронный университет ».

Предлагаемые решения основываются на принципе автономности функциональных подсистем университета в рамках сервис-ориентированной архитектуры, что позволило создать эффективную и гибкую управляющую систему, опирающуюся на объединенную информационную среду.

Издание предназначено для специалистов в области проектирования неоднородных распределенных автоматизированных систем организационного управления, будет полезно студентам и аспирантам соответствующих специальностей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА МГТУ им. Н.Э. Баумана

«ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ >>

Концепция и реализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.