Научная статья на тему 'Организованная локальная система профилактики и оздоровления физкультурно-оздоровительных комплексов (Фок) для лиц, мотивированных на здоровый образ жизни'

Организованная локальная система профилактики и оздоровления физкультурно-оздоровительных комплексов (Фок) для лиц, мотивированных на здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исаев А. П., Гаттаров Р. У., Черепов Е. А., Ненашева А. В., Личагина С. А.

Получены результаты социологических и медико-биологических массовых исследований учащихся, студентов, воспитанников социально-реабилитационного центра и юных спортсменов. Новые данные позволяют обоснованно судить о возможностях локальных систем оздоровления с комплексом факторов профилактики, оздоровления и реабилитации. Проблема социально-валео-логической мотивации жителей крупного города изучена в онтогенезе и представляет определенный социально-медико-биологический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исаев А. П., Гаттаров Р. У., Черепов Е. А., Ненашева А. В., Личагина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организованная локальная система профилактики и оздоровления физкультурно-оздоровительных комплексов (Фок) для лиц, мотивированных на здоровый образ жизни»

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

ОРГАНИЗОВАННАЯ ЛОКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ (ФОК) ДЛЯ ЛИЦ, МОТИВИРОВАННЫХ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

А.П. Исаев, Р.У. Гаттаров, Е.А. Черепов, А.В. Ненашева, С.А. Личагина, A.C. Аминов, С.А. Кабанов

ЮУрГУ, г. Челябинск

Получены результаты социологических и медико-биологических массовых исследований учащихся, студентов, воспитанников социально-реабилита-ционного центра и юных спортсменов. Новые данные позволяют обоснованно судить о возможностях локальных систем оздоровления с комплексом факторов профилактики, оздоровления и реабилитации. Проблема социально-валео-логической мотивации жителей крупного города изучена в онтогенезе и представляет определенный социально-медико-биологический интерес.

А.П. Исаевым с соавторами представлено теоретико-методологическое, медико-биологическое обоснование и мотивации у занимающихся в физкультурно-оздоровительных комплексах (ФОК) [20]. Установлены семь критериев, побуждающих к занятиям оздоровлением. Из них образование, финансовая достаточность и мотивированность занимают ведущие места. Показано, что систематические занятия в ФОК формируют и корректируют адаптивные процессы. Однако, у части учащейся молодежи к концу учебного семестра, четверти наблюдаются сдвиги дизадаптивного характера, свидетельствующие об изменении регуляции ВНС в сторону симтатикотонии, накопления ксенобиотиков, повышенном содержании холестерина, ПОЛ, триглицеридов, снижении АОА, каталазы, избытке свободных радикалов, «расшатывании» иммунитета.

Проблема охраны здоровья в экономически развитых странах разрешается увеличением расходов на нужды здравоохранения. А развивающиеся страны, к каким можно отнести и Россию, не в состоянии уделять сфере охраны здоровья всего населения должное внимание, так как за чертой бедности находится 1/4 часть народа, 2/4 находится ниже среднего и на среднем уровне проживания.

Урбанизация определяет поиск новых форм профилактики, охраны здоровья. К 2010 году около половины населения - 3 миллиард 250 миллионов человек - будет проживать в городах. В США - не менее 55 %, в России - около 50 %. Через 20 лет в 33-х мегаполисах будет проживать более 500 миллионов человек. Почти весь прирост происходит за

счет развивающихся стран. По данным ВОЗ, прогнозируется снижение уровня жизни в городах. Напряженный ритм жизни, пролонгированный стресс, специфические социальные и суточные циклы деятельности, отличные от сельских, характеризуют мегаполис. Следует отметить хроническую усталость, психические расстройства, суициды, наркоманию, подростковый алкоголизм, характерные для большого города. Техногенные и экологические факторы ухудшают и без того низкий общий уровень здоровья. Несостоятельность правительств ведет не только к снижению жизненного уровня, но и к критическому состоянию здоровья, вымиранию нации. Уровень заработной платы работников госбюджетной сферы не соответствует реальному прожиточному минимуму.

Психическое напряжение «подогревают» СМИ, рассказывая о локальных чрезвычайных ситуациях и конфликтах, политических и экономических катаклизмах.

В четырех группах обследуемых: учащиеся (п = 982), воспитанники социально-реабилитационного центра (п = 88), студенты (п = 697), юные спортсмены (п = 249) комплексно изучались морфофункциональные, психологические, биохимические показатели, а также иммунологическая резистентность.

Локальная система охраны здоровья (ЛСОЗ) предусматривает, наряду с государственными, институтами здравоохранения, индивидуальную прогрессивность развития и толерантность к инновациям, организованную интегрированную системность, адаптивность и целостность.

Рынок технологий и методов оздоровления зависит от условий жизни людей. Система ЛСОЗ при ФОК обеспечивает, наряду с медицинскими учреждениями, оперативность диспансеризации, качество профилактики, реабилитации. Это комплекс услуг, разворачиваемых в современных ФОК. Оздоровление осуществляется в зависимости от конкретных условий, в том числе потребностей и возможностей граждан. Специфичность работы ЛСОЗ в ФОК определяется экологическими, биоритмологическими, этническими особенностями региона. Спектр реализации вариантов сохранения и укрепления здоровья транслируется в ФОК (МОУ школа 118, 78, ЮУрГУ) путем прохождения субъектов через кабинеты профосмотра, дифференцированного выбора средств оздоровления, реабилитации, контроля и целесообразности их применения.

Главные принципы, проектное, содержательное и процессуальное применение ЛСОЗ в ФОК обеспечивают перспективность и эффективность этой организованной системы как значительного и своевременного явления социальной жизни в области охраны, поддержания и приумножения здоровья. Существуют алгоритмы функционирования организованной системы ЛСОЗ в ФОК:

- поисково-исследовательский;

- конструктивно-образовательный;

- процессуальный практико-оздоровительный;

- индивидуально-контролируемый, саморе-гуляционный;

- корректировочно-реабилитационный.

Таким образом, прогрессивные подходы к охране здоровья практически реализуются и употребляются в жизни. Организаторы образовательных технологий получают новые способы, инструменты и оснащение для эффективной деятельности. Население посредством просветительной и образовательной работы транслируют через ФОК систематизированные знания о том, как поддерживать здоровье на высоком уровне.

Следует отметить, что все перечисленные алгоритмы функционирования должны быть в той или иной мере представлены в единичной, элементарной ЛСОЗ. Однако, в рамках системы ЛСОЗ возможны акценты на том или ином направлении, что позволит более эффективно использовать совокупный системный потенциал и распределять усилия для повышения совокупного же качества предоставляемых услуг.

О том, как перечисленные принципы и алгоритмы функционирования реализованы в практических требованиях к аппаратным системам комплексного тестирования и оздоровления, а также на примере конкретно функционирующей единицы ЛСОЗ изложено в настоящей работе.

Для посетителей ФОК действует целостный комплекс услуг, базирующийся на разработанной концепции здоровья и здорового образа жизни, достигаемых за счет организационного, аппаратно-

технологического и концептуально-методологического единства. Это единство вытекает из растущего спроса на целостное представление о человеке и его здоровье, совпадающего с ключевыми тенденциями развития современного здравоохранения в мире. Из числа двигателей здоровья предлагаются: организованная и естественная мышечная активность, функциональное и адекватное питание, плавание, массаж, тепловые воздействия, закаливание, занятия массовым спортом, психомышечная тренировка, двигательная терапия, дыхательная гимнастика, восточные виды оздоровления.

Как известно, уровень здоровья на 50 % определяется образом жизни. Здоровый образ жизни подразумевает рациональное питание, адекватную двигательную активность, профилактику психологических стрессов, отсутствие факторов риска (вредные привычки, гиподинамия и т. д.). Гипокинезия, на взгляд большинства исследователей, является важнейшим фактором риска развития самых разнообразных заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистой системы [8, 13, 18].

Эта проблема особенно актуальна для учащихся школ крупного города в связи с интеллектуальной и информационной перегруженностью, наличием психоэмоциональных стрессов, недостаточным количеством уроков физкультуры для восполнения необходимого уровня двигательной активности [17,21].

Проведенное исследование позволило нам сделать некоторые теоретические заключения. В первую очередь, мы увидели неравновесность развития двигательного гомеостаза у человека и осмыслили в этом упорядоченность изменений в онтогенезе. Упорядоченность самостоятельных тренировок и самоконтроля снизила энтропию возрастного развития двигательного гомеостаза. Известно [15], что наука, несомненно, активно воздействует на природу. Вместе с тем она является попыткой понять природу, в данном случае развитие двигательного гомеостаза. Речь идет о неизменности и изменениях. Поиск истины бесконечен и бурное развитие науки о физическом воспитании, спорте, валеологии приносит новое в познании сложных и многогранных процессов, связанных с человековедением. Теоретическая конструкция и понимание процесса изнутри позволяют найти основы, опорные точки, основные ориентиры деятельности настоящей и будущей, т. е. проектной.

Темпы развития в пубертате имеют региональные особенности (И.Г. Патурова с соавт., 2004). Например, у 11-13-летних девочек города Кирова, половое созревание начинается с телархе и пубархе в 11-12 лет, т. е. на 1-2 года позже, чем в других субъектах РФ. Менархе наблюдается в 12-

14 лет, в среднем - в 12,8 лет, что на 3-9 месяце позже, чем в других регионах. При этом масса тела составляет 43,9 кг, а длина тела - 155,8 см. Преждевременное половое развитие встречается у 0,84-

0,98 %, а его задержка - у 5,51-7,14 % девочек.

Изучение вариабельности сердечного ритма выявило, что выраженность Р-адренергических влияний на сердце с 11 до 13 лет повышается, а после 13 лет снижается, она минимальна у 11-

13-летних девочек в зимний период и максимальна - в летний или осенний периоды. Ежемесячная скорость изменения многих антропометрических показателей минимальна в летний и максимальна в весенний период, а скорость развития молочной железы и аксиллярного оволосения минимальна в зимний и максимальна в весенний периоды. Это позволяет утверждать, что скорость ростовых процессов максимальна при оптимальном уровне Р-адренергических воздействий на сердце.

В связи с вышесказанным, интерес представляют сравнительные данные полового воспитания, психического и физического развития детей социально-реабилитационного центра (СРЦ) Челябинска, занимающихся по авторской программе здравостроения [11]. Во-первых, у воспитанников СРЦ, в течение года занимающихся по авторской программе наблюдался более ранний пубертатный период (9-10 лет). Процент преждевременно созревающих детей составляет у мальчиков и девочек соответственно 18,44-19,92 %, а его задержка - у 3,25-5,02 %. Несмотря на то, что ключевые показатели физического развития (длина, масса) несколько отставали от контрольной группы, на этом фоне, окружность грудной клетки на уровне, а половое созревание опережало данный процесс у детей обычных школ.

Таким образом, необходимость оценки индивидуальных параметров на фоне популяционного норматива, с одной стороны, и широкая зона изменений биологической организации, предполагающая наличие различных стратегий адаптации, с другой — характеризует сущность современного подхода при организации мониторинговой системы диагностики и коррекции ПФП, уровня здоровья воспитанников СРЦ.

Нами разработаны оценочные шкалы соматических и физиометрических параметров, физической подготовленности, возрастные нормы для оценки двигательных способностей воспитанников СРЦ (6-16 лет) [11, 12, 16, 19], профили физической и психологической подготовленности и состояния. Установлено, что питание, психические и эмоциональные факторы урбанизации являются ведущей причиной секулярного тренда.

Ауксологические исследования обнаружили, что морфофункциональное развитие в незначительной степени зависит от уровня половой зрелости, а спортивная результативность - от степени развития функциональных систем.

На этапе пубертатного развития (12-15 лет) целый ряд показателей достигает максимальных величин (аэробная производительность, быстрота, гибкость) и в дальнейшем может подвергаться регрессии. Настоящим исследованием показано,

что для «синдрома регрессии пубертатного развития» характерными являются высокие «весовые» значения показателей двигательной и соматовеге-тативной функций (44 %), силовых и функциональных возможностей (25 %). Этот период - один из наиболее сложных и ответственных в жизни человека, что требует изучения факторов, оказывающих наибольшее влияние (как положительное, так и отрицательное) на биологическую многоуровневую организацию регуляции.

Оценка индивидуально-типологических особенностей морфометрической и функциональной организации, т. е. некоторого симптомокомплекса конституциональных свойств, включающих важнейшие характеристики телосложения, психофизиологического потенциала (ПФП), обменногормональных параметров, тесно связана с понятием нормы и необходимостью регионального шкалирования получаемых оценок. Норма может быть определена как диапазон колебаний, зависящих от состояния и подготовленности человека, генетически обусловленная система критериев данной популяции, в границах (диапазонах) которой существуют индивидуальные нормы с ключевыми, средними и слабыми характеристиками, сгруппированными в индивидуально-типологические личностные нормы. Например, возрастная динамика ИН имеет три фазы: выраженное снижение с 5 до 7 лет, стабилизация с 8 до 12 лет и дальнейшее снижение к 16 годам. В возрасте 13-15 лет отмечалось повышение ИН.

У учащихся наблюдались на завершающих этапах полового созревания развитие дефинитивных механизмов кардиореспираторной и мышечной системы, активность ферментов, контролируемый гормонами синхронный рост соединительной ткани (костной, мышечной, жировой). У подростков выявлялась повышенная тревожность, обеспечиваемая различными проявлениями гомеостаза, самооценочной деятельности, умственной работоспособности и статокинетической устойчивости, повышение индекса напряжения, перекисного окисления липидов (ПОЛ). Выявлены корреляции личностной тревожности (ЛТ) и ПОЛ (г = 0,54; Р < 0,05), ЛТ и ИН (г = 0,46; Р < 0,05). Установлены связи ЛТ и AMO (г = 0,62), между ЛТ и АОА (г = 0,42; Р < 0,05), ЛТ и самооценка (г = -0,49; Р < 0,05). Активация S отдела ВНС у подростков с повышенным уровнем ЛТ указывает на снижение адаптивных возможностей спорта.

Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовленности, мышечной и умственной работоспособности. Физическое развитие отражает процесс роста и развития организма, а также комплекс морфофункциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень биологического состояния индивидуума в момент обследования.

Адаптация ССС и САС к дозированной физической нагрузке зависит от уровня половой зре-

лости подростков [7]. В раннепубертатный период отмечаются адекватные реакции ССС и САС на нагрузку. Адаптация ССС осуществляется за счет хронотропного компонента сердечной деятельности, реакции САС характеризуются большей активностью гормонального звена.

В период интенсивного полового созревания в адаптивных реакциях ССС возрастает роль лиотропного компонента. Отмечаются максимальные сдвиги показателей гемодинамики и длительный период реституции. Высокая активность САС снижает ее резервные возможности.

На завершающем этапе полового созревания подростков наблюдается экономное реагирование ССС и САС на нагрузку и быстрое восстановление до фоновых показателей. Адаптация протекает на фоне высоких резервных возможностей ССС и САС.

Рассмотрены половые особенности регуляции сердечной деятельности в пубертатном периоде [3,10].

В формирующимся организме, когда метаболическое обеспечение вегетативной сферы еще достаточно лабильно, гемодинамика оказывает специфическое влияние на формирование структуры ФС, которая в онтогенезе становится доминирующей. Особое значение в этом имеет компонент нейрогуморальной сердечной деятельности.

Результаты анкетирования школьников МОУ СОШ№ 118

Эффективность работы ФОКа, результативность программ, методик и технологий управления физическим потенциалом занимающихся напрямую зависит от изучения и учета в последующем потребностей в физкультурно-спортивной деятельности и мотивационно-ценностного отношения человека к физической культуре. В рамках проводимого исследования структуры потребностей молодежи в области физической культуры нами был проведен анкетный опрос учащихся МОУ СОШ № 118 Челябинска. Общее количество респондентов составило 350 учащихся с четвертого по одиннадцатый классы, из них 230 - это школьники в возрасте 12-16 лет.

Опираясь на работы и рекомендации авторитетных исследователей в области структурнофункционального анализа проблемы потребностей [6, 7], а также ученых, изучавших физкультурноспортивные потребности различных демографических слоев [1, 4], мы включили в состав анкеты семнадцать вопросов, состоящих из трех структурных блоков. Ответы на вопросы анкеты в определенной степени позволяют оценить материальный (витальный), социальный и духовно-когнитивный компоненты в структуре потребностей в физкуль-турно-спортивной деятельности учащихся.

Большинство респондентов в вопросе об основной пользе занятий физическими упражнениями приоритет отдает потребностям витального

компонента: 73 % 12-14-летних и 69 % 15-16-летних подростков основную пользу видят в укреплении здоровья; соответственно, 42 % и 49 % - в улучшении телосложения. Потребность в движении, как показало анкетирование, увеличивается с возрастом:

7 % у 12-14-летних и уже 19 % 15-16-летних учащихся видят пользу занятий физическими упражнениями в возможности просто двигаться.

Количество выборов ответов в рамках поля социального компонента потребностей не так велико: основную пользу от занятий физическими упражнениями в расширении жизненных перспектив видит лишь 7 % 12-14-летних и 19 % 15-16-летних учащихся; 23 % и 16 %, соответственно, предполагают использование приобретенных в рамках физической культуры умений и навыков в будущей профессии. Развить интеллектуальные способности с помощью занятий физическими упражнениями считает возможным 13 % 12-14-летних учеников и 7 % 15-16-летних; 25 % школьников 7-9 классов и 22 % 10-11-классников основной пользой занятий физическими упражнениями считают развитие моральных и волевых качеств личности, их ответы находятся в рамках духовно-ког-нитивного компонента потребностей.

Характеризуя витальный компонент структуры физкультурно-спортивных потребностей подростков, следует заметить, что 42 % детей в возрасте 12-14 лет и 25 % в возрасте 15-16 лет желали бы развить гармонично все физические способности; 43 % и 31 %, соответственно, отдают предпочтение развитию выносливости; 37 % и 25 % -развитию силы; 33 % и 21% - развитию ловкости; 25 % и 33 % - развитию быстроты. С 12 % до 37 % с взрослением увеличивается доля учащихся, желающих развить гибкость.

Дополняют представления о витальном компоненте потребностей, а также, безусловно, должны быть учтены при планировании занятий в рамках ФОКа сведения о предпочтительных формах занятий физическими упражнениями: в возрасте 12-14 лет 53 % учеников приоритетными считают специализированные занятия по виду спорта, 43 % - спортивномузыкальные занятия; 42 % - туристические походы; 35 % - соревновательно-игровые занятия. В возрастном диапазоне 15-16 лет предпочтения распределились следующим образом: 50 % - туристические походы, 42 % - специализированные занятия по виду спорта; 18 % - спортивно-музыкальные и 16 % -соревновательно-игровые занятия. Определенный интерес вызывают сведения о том, что взросление сопровождается ослаблением интереса к занятиям на улице с 53 % в возрасте 12-14 лет до 24 % в 15-16 лет.

Абсолютное большинство респондентов в будущем планирует отказаться от алкоголя и табакокурения: 92 % 12-14-летних и 82 % 15-16-лет-них подростков.

Данные проведенного исследования позволяют считать функционально-императивными видами

физкультурно-спортивной деятельности легкую атлетику (часто занимаются 52 % 12-14-летних учеников и 55 % учеников в возрасте 15-16 лет), спортивные игры (38 % и 20 %, соответственно), плавание (12 % и 11 %), танцы, хореографию (8 % и 4 %). Единоборствам отдает предпочтение лишь 2 % 7-9-классников и 7% 10-11-классников. Никто из опрошенных в возрасте 12-14 лет не увлекается силовыми видами физических упражнений, с возрастом количество занимающихся достигает 8 %. Виртуальные предпочтения в области физкультурно-спортивной деятельности отдаются спортивным играм (40 % и 15 %), легкой атлетике (28 % и 8 %), плаванию (17 % в обеих возрастных группах), танцам и хореографии (12 % и 6 %) и гимнастике (7% и 9 %).

Лидерские потребности в области физкультурно-спортивной деятельности присущи 19 % 12-

14-летних подростков и 20 % 15-16-летних; 73 % и 71 %, соответственно, стремятся в рамках занятий физическими упражнениями общаться с другими на равных. Готовность принимать помощь в рамках физкультурных занятий высказали половина 12-14-летних учеников и 35 % учеников более старшего возраста, в то же время оказывать соответствующую помощь готовы только 23 % учащихся.

С возрастом усиливается осознание необходимости авторитета руководителя занятиями физическими упражнениями: с 23 % респондентов в возрасте 12-14 лет до 39 % 15-16-летних респондентов.

Характеризуя духовно-когнитивный компонент потребностей, следует привести данные о том, что 25 % 12-14-летних и 30 % 15-16-летних подростков затруднительно сравнить свое физическое состояние с состоянием сверстников. Только

15 % общего числа респондентов известны собственные показатели ЧСС и ЧД в покое; 82 % 7-9-классников и 84 % 10-11-классников знают свой рост и вес; 42 % и 32 %, соответственно, известны результаты в базовых двигательных навыках.

С 22 % до 35 % увеличивается с взрослением важность познания возможностей собственного организма при занятиях физическими упражнениями.

Большинство респондентов получает знания в области физической культуры и спорта от учителя физической кулыуры (63 % 12-14-летних и 64 %

15-16-летних) и тренера (27 % и 43 %, соответственно), 20 % и 33 % -самостоятельно. В то же время, лишь 8 % опрошенных знакомы периодические издания в области физической культуры (как правило, это «Спорт-Экспресс» и «Мировой Футбол»). Родители являются источником физкультурной информации для 10 % 7-9-классников и

8 % 10-11-классников. При этом 8 % респондентов ответили, что не получают никакой информации. По половому признаку выявлены различия УЦ7 и Ш-диапазона в пробе ортостаза. У юношей они были выше, чем у девушек. Это связано с более

ранним половым созреванием девушек, как по антропометрическим показателям, так и в отношении отделов ВНС. Снижение у них величины очень низкочастотных волн свидетельствует о достаточной активности симпатического и парасимпатического отделов при данном виде нагрузок и меньшем привлечение центрального контура для регуляции сердечного ритма. Но эти отличия носили недостоверный характер. Был сделан вывод о том, что в возрасте 15-16 лет половые различия в показателях вариабельности ритма отсутствуют.

Дозированная физическая нагрузка (20 глубоких приседаний за 30 секунд) является кратковременным стрессовым фактором, ведущим к активации уровней регуляции деятельности кар-диореспираторной системы, опорно-двигательного аппарата, метаболизма, которые направлены на восстановление сдвигов параметров гомеостаза. Неспецифические и специфические сдвиги функционального состояния развиваются в сердечнососудистой системе.

Неспецифические реакции проявляются проявляются активацией стресс реализирующих механизмов, в первую очередь симпатоадреналовой системы.

В системе кровообращения наблюдаются следующие специфические изменения. Это рабочая гиперемия мышц, связанная с увеличением количества метаболитов, ростом парциального давления углекислоты и снижением кислорода. Кроме того, в расширении сосудов работающих мышц могут участвовать холинергические симпатические волокна, факторы, вырабатываемые эндотелием, а также гуморальный адреналин посредством его влияния на р2-адренорецепторы. При этом периферическая гемодинамика в нерабочих мышцах не изменяется, что связано с увеличением объема кровообращения. Только вовлечение большого количества мышц или длительная нагрузка ведет к снижению кровообращения в нерабочих мышцах и некоторых внутренних органах, предопределяется перераспределением кровотока.

Другой особенностью данного вида физической нагрузки является увеличение венозного возврата, в первую очередь из вен нижних конечностей, что способствует росту преднагрузки и активации внутрисердечных механизмов регуляции (миогенная гетерометрическая регуляция -закон Франка-Старлинга). Следствием этого является увеличение сократимости миокарда и рост ударного объема (УО).

Немаловажным фактором является изменение функции внешнего дыхания, что проявляется в учащении и увеличении глубины дыхательных движений. Это ведет периодическому росту и снижению как преднагрузки, так и постнагрузки, что проявляется дыхательными волнами некоторых показателей кровообращения.

Совокупность изменений центрального и периферического кровообращения отражается в

уровне артериального давления (АД) после дозированной физической нагрузки. Рабочая гиперемия способствует некоторому снижению диастолического артериального давления (в норме не более 10 % от исходного), а рост ударного объема ведет к повышению систолического артериального давления (не более 30 % от исходного).

В силу кратковременности нагрузки, изменения в деятельности кровообращения и в системе регуляции восстанавливаются в течение 5 мин, что является маркером адекватного функционального ответа. Поэтому регистрация показателей кровообращения в течение первых 5 мин после нагрузки и спектральный анализ позволяют оценить всю совокупность изменений в уровнях системы регуляции.

Проведенный анализ динамики показателей кровообращения и их вариабельности под воздействием кратковременной физической нагрузки у детей младшего и среднего школьного возраста показал следующее.

В течение первых 500 кардиоинтервалов после проведенной нагрузки средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается (см. рис. 1) несмотря на значительное увеличение частоты сердцебиений в первые 30 с реституции. Данное обстоятельство объясняется тем, что активация стрессреализирую-щих механизмов наблюдается только во время физической нагрузки и в первые десятки секунд после нее. Далее включаются механизмы, лимитирующие стресс, которые в данном случае проявляются отрицательной хронотропией.

ЧСС

Рис. 1. Тренд частоты сердцебиений мальчика 15 лет за 500 кардиоинтервалов, зарегистрированных сразу после 20 глубоких приседаний (исходная частота сердцебиений - 76 уд./мин, средняя после физической нагрузки - 69 уд./мин)

В основе урежения частоты сердцебиений могут лежать рефлекторные механизмы барорегуляции в ответ на увеличение преднагрузки и рост ударного объема, которые уменьшают величину объема кровообращения. Кроме того, необходимо отметить, что в силу кратковременности нагрузки, не возникает значимого кислородного дефицита. Данное обстоятельство, на фоне увеличения объемного кровотока, ведет к относительному избытку кислородной обеспеченности тканей, способствующей рефлекторному урежению частоты сердцебиений.

Достаточно специфичны изменения медленноволновой вариабельности. Изучалась динамика системы кровообращения юных спортсменов под воздействием специальных тестовых нагрузок и ортостаза. Выявлено, что каждому индивиду характерен свой тип центральной и периферической гемодинамики в зависимости от специфики деятельности. Возникновение ряда программ физиологического обеспечения и формирования избирательной устойчивости к стресс-факторам обнаруживает значительную вариабельность проявлений даже в пределах одной функциональной системы организма.

Полученные результаты создают картину, позволяющую провести глубокий анализ ключе вых параметров и создать предпосылки для эффективного управления организованной и самостоятельной двигательной активностью, воздействием -

сауны, закаливания, массажа, психомышечной тренировки и, в целом, здорового образа жизни современного человека.

Нами разработаны шкалы изменений сердечного ритма спортсменов различных возрастных и квалификационных характеристик (9-65 лет) [2], завершивших выступление спортсменов, ветеранов спорта, рабочих механических и термического цехов автотракторного машиностроения [14]. Рассмотрена проблема изменения гемодинамических показателей при различном уровне вегетативной регуляции, и проведен корреляционный анализ отдельных показателей кардиореспираторной системы и уровня тревожности для выявления перехода стрессорной адаптации на толерантную.

Постепенность повышения тренировочной нагрузки - важнейший фактор достижения положительного физиологического эффекта для растущего организма. Повышается моторная плотность занятий. Увеличение последней влияет на нервно-психическое состояние, вегетативную регуляцию, эффективность в воспитании мышечных способностей и на обучение двигательным действиям юных спортсменов [9].

Совершенствуются аэробные и анаэробные механизмы организма. При выборе программ и дозировании нагрузок в физическом воспитании необходимо учитывать физиологические особенности возрастных групп, групп здоровья, групп подготовленности учащихся.

Таким образом, система профилактики, оздоровления, коррекции, реабилитации и диагностирующего комплексного контроля в ФОК дает возможность разрешать задачи здравостроения. Прекрасные условия ФОК и разработанная система оздоровительно-спортивных мероприятий позволяет отметить ее эффективность в аспекте улучшения физической подготовленности и уровня здоровья.

Литература

1. Ависто MA. Мотивация физкультурно-спортивной деятельности. -М.: Мысль, 1971. -169 с.

2. Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Учеб.-метод, пособие для тренеров, преподавателей, врачей, студентов. - Челябинск: Изд-во ООО «Интерполиарт и К», 1998. - 64 с.

3. Валеология: проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н.И Шлык // Тез. Междунар. науч.-практ. конф. — Ижевск: Изд-во У дм. ун-та, 1998.-228 с.

4. Верховцев К.Н. Структура физкуль-турно-спортивных потребностей различных социально-демографических групп городского населения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Тюмень, 2001. — 24 с.

5. Гуморально-гормональные механизмы регуляции функций при спортивной деятельности // Г.Н. Кассиль, ИЛ. Вайсфелъд, Э.Ш. Матлина и др.. - М.:. Наука, 1978. - 304 с.

6. Джидарьян НА. Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. -191 с.

7. Кикнадзе ДА. Потребности. Поведение. Воспитание. — М. Мысль, 1968. —148 с.

8. Коваленко Е.А., Туровский H.H. Гипокинезия. - М.: Медицина, 1980. — 320 с.

9. Личагина С.А., Исаев А.П. Интегральная оценка ауксологических биомедицинских критериев метаболического состояния и иммунологической реактивности спортсменов циклического и ациклического вида спорта скоростно-силовой направленности // Спорт и личность: Сб. материалов Регион, науч.-практ. конф. - Челябинск: УралГАФК, 2002.-С. 19-28.

10. Мкртумян А.М. Физиологическая реактивность и резистентность организма учащихся 7-18 лет различного физического развития и подготовленности при применении оздоровительных технологий: Дис. ... д-ра мед. наук. - Курган, 2004. - 369 с.

11. Ненашева A.B., Аминов A.C., Леонтьева A.B. Авторская программа. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. -102 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ненашева A.B., Исаев А.П. Психологическое состояние и его коррекция у воспитанников социально-реабилитационного центра г. Челябинска // Успехи современного естествознания. -2003. -Ns 10. - С. 85-86.

13. Низамутдинова P.C. Факторы риска внутренней патологии, их коррекция у студентов на период обучения в вузе в условиях крупного промышленного города: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Челябинск, 1998. - 42 с.

14. Новиков В.Е. Физиологические предпосылки применения средств оздоровительной физической культуры в управлении функциональным состоянием рабочих термического производства: Дис. канд. биол. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 1998. -180 с.

15. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с анг. / Общ. ред. В.И Аршанова, ЮЛ. Климанто-вича. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

16. Психическое состояние детей (4-16 лет) социально-реабилитационного центра / A.B. Ненашева, А.П. Исаев, Е.В. Быков и др. // Оздоровительные технологии XXI века: Материалы Междунар. науч-практ. конф., 3-5 декабря 2002 г., г. Челябинск. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. -С. 165-168.

17. Семенова Н.Б. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста при различных программах обучения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Красноярск, 1999. - 22 с.

18. Соколов Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз. -М.: Наука, 1991. -294с.

19. Состояние здоровья и развития воспитанников социально-реабилитационного центр детей и подростков Курчатовского района г Челябинска/AB. Ненашева, АП. Исаев, А.С. Аминов и др. // Интеллектика, логистика, системо-логия: Сб. науч. тр. - Вып. 9. - Челябинск: Издание ЧНЦРАЕН, РУО МАИ, ЧРО МАНПРО, ЧРО МААНОИ, 2002. - С. 134-138.

20. Теоретико-методологическое и медикобиологическое обоснование формирования ценностных установок на оздоровление у занимающихся досуговыми формами физической культуры (на примере ФОК(ов)) / АЛ. Исаев, A.B. Шевцов, Е.А. Черепов и др. // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: Материалы IIРоссийской науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14 апреля 2004 г. - Екатеринбург, 2004. -С. 113-117.

21. Хананашвили М. М. Этиопатогенез информационной болезни // Патофизиология и экспериментальная медицина. -1992. -№ 4.- С. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.