ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ « ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ» В ВУЗЕ
Куркина Л.В.
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, кафедра физического воспитания,г. Кемерово
Необходимо отметить, что вопросы, связанные с физическим статусом являются актуальным в адаптации студентов в период обучения в вузе. В настоящее время имеет большое значение сохранение и укрепление здоровья населения (в частности, молодежи), РФ является одной из главных социальных задач государства. В связи с этим вопросы охраны здоровья населения (молодежи) неразрывно связаны с обеспечением санитарно-гигиенического, санитарноэпидемиологического медицинского благополучия, как среди самих мигрантов, так и населенных пунктов принимающих территорий. Многие стороны жизни охвачены кризисом. Особенно напряженная экологическая ситуация складывается в последние годы в промышленном городе Кемерово и близко расположенного к нему Кемеровского района (рис. 1-2 ).
Рис. 2 схема Основные источники загрязнения окружающей среды Кемеровского района.
Техногенез - совокупность геоморфологических процессов, вызванных производственной деятельностью человека
Рис. 3 Карта распределение районов Кемеровской области по интенсивности техногенеза.
Анализируя состояние окружающей среды Кемеровской области, следует отметить, что по критериям степени напряженности эколого-гигиенической ситуации его территорию селитебного освоения можно отнести к категории напряженной. В настоящее время идет интенсивное загрязнение земель солями тяжелых металлов. Данный фактор выходит на первый план по опасности для здоровья населения.
На этом основании концепция здоровья и оптимальной работоспособности человека, разных контингентов российского населения, в том числе молодежи (студентов вузов), должна строиться на формировании, развитии и совершенствования физических качеств и двигательных способностей, «социально-психологических» факторов образа жизни (Ю. П. Лисицын) (рис.4).
Система здравоохранения (диагностика, неэффективность медицинской помощи и обеспечения и т. п.) 8-10%
Образ жизни (употребления алкоголя, табака, наркотиков, стрессы, вредные условия труда, несбалансированное питание, гипокинезия, гиподинамия) 50-54%.
Факторы риска, определяющие «структуру здоровья»
Внешняя среда, климатогеографические условия (загрязнения почвы, геомагнитные, радиционные и др. излучения) 15-18%
Биология человека, генетические факторы (предрасположенность к наследственным болезням) 16-18%
Причем эти качества должны развиваться, проявляться, и использоваться в течение всей жизни. К числу основных негативных влияний современной цивилизации на здоровье человека можно отнести следующие:
• снижение биологически обусловленного режима двигательной активности при одновременном росте психоэмоцинальных нагрузок;
• несбалансированное по составу и избыточное по калорийности питание;
• загрязнение окружающей среды;
• вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания и т.п.);
• нарушение режима учебы, труда и личной жизни.
Рис. 5. Данные медицинского обследования студентов 1 курса КГСХИ за период с 2000 по 2008г.г.
Низкая физическая активность отмечается почти у 76% студентов, а избыточную массу тела имеют 15-20% студентов. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев (85%) имеются те или иные сочетания "общих Факторов риска". Несмотря на то, что 89% считают личным долгом заботу о здоровье, реальное поведение студентов не только не подкрепляется практическими действиями, а даже, напротив, они ведут подрывающий здоровье и образ жизни (21-26%) [1].
Актуальность данной проблемы состоит в том, что физическое здоровье среди студентов КГСХИ с каждым годом ухудшается. И это находит подтверждение при их обращении в медицинское учреждение (рис. 5).
В настоящее время в КемГСХИ была внедрена программа «Физическая культура - залог здоровья». В программе были использованы здоровьесберегающие технологии, но сохраняется тенденция ухудшения здоровья юношей и девушек год из года сохраняется, что требует отдельных учебных занятий для студентов специальной медицинской групп по заболеваниям (терапевтическим, хирургическим, неврологическим и т.д.). На основе применения данной программы показала, что произошло снижение показателя заболеваемости среди студентов и изменения физического статуса среди студентов медицинской группы. Это доказало, что систематическое занятие физической культурой оказывают положительное воздействие на все функциональные системы организма, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье - Москва, Издательство Российского университета дружбы народов, 2005. - с. 284
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.