Научная статья на тему 'Мониторинг конституционных новостей. ДЕКАБРЬ • 2014 - ФЕВРАЛЬ • 2015'

Мониторинг конституционных новостей. ДЕКАБРЬ • 2014 - ФЕВРАЛЬ • 2015 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болдинов Ярослав, Виноградов Тимофей, Зиганшин Ильсур, Рудт Юлия, Румянцев Андрей

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Болдинов Ярослав, Виноградов Тимофей, Зиганшин Ильсур, Рудт Юлия, Румянцев Андрей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг конституционных новостей. ДЕКАБРЬ • 2014 - ФЕВРАЛЬ • 2015»

мониторинг конституционных НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ДЕКАБРЬ • 2014 - ФЕВРАЛЬ • 2015

Австрия

14 января 2015 года австрийский Конституционный суд признал неконституционным запрет на совместное усыновление детей однополыми парами. Это первое в Европе решение, разрешающее усыновление детей в однополом партнерстве вне зависимости от биологической связи ребенка с одним из партнеров. Заявителями по делу была женская пара, зарегистрировавшая свое партнерство в 2010 году. У одной из женщин уже был биологический ребенок, который был удочерен вторым партнером в 2013 году. Но пара желала усыновить второго ребенка совместно, что запрещалось австрийским законодательством. Конституционный суд Австрии в своем решении отметил несоответствие данного правового регулирования принципу недискриминации по половому признаку и праву на уважение частной и семейной жизни, закрепленных в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (применяется в Австрии напрямую, как часть конституционного права). Аргументация, использованная Судом, может быть неоднозначно воспринята в свете отсутствия консенсуса среди европейских стран по вопросу возможности усыновления однополыми партнерства-ми. В частности, спорным является толкование вопросов усыновления как сферы исклю-

чительно частной жизни. Кроме того, в решении по делу «X и другие против Австрии» Европейский Суд по правам человека указывал, что большинство стран Европы не поддерживает усыновление детей в однополых партнерствах даже при наличии биологической связи ребенка с одним из партнеров.

Греция

25 января 2015 года в Греции прошли внеочередные парламентские выборы, на которых победила оппозиционная партия Коалиция радикальных левых сил СИРИЗА. Согласно официальным данным греческого Министерства внутренних дел, СИРИЗА получила 36,34 % голосов и 149 мест в Парламенте, «Новая демократия» — 27,81 % и 76 мест, остальные партии набрали менее 7 % голосов. На избирательные участки пришли 63,87 % от зарегистрированных граждан Греции, имеющих право голоса. Таким образом, партии СИРИЗА не хватило всего двух мест для самостоятельного формирования кабинета, но у левых радикалов имеется договоренность о координации усилий с партией «Независимые греки», получившей 13 мест в Парламенте. Лидер СИРИЗА Алексис Цип-рас был приведен к присяге в качестве нового премьера страны. Теперь греки ждут от него выполнения предвыборных обещаний:

отказа от политики «затягивания поясов» и списания с Греции части госдолга.

Италия

31 января 2015 года Серджо Маттарелла избран новым Президентом Итальянской Республики. Согласно итальянской Конституции, глава государства был избран парламентом на совместном заседании палат с участием представителей всех 20 областей страны. Имя нового Президента было определено в четвертом туре голосования, когда для избрания достаточно было набрать абсолютное большинство (505) голосов. Всего в четвертом туре за кандидатуру Маттареллы проголосовали, по неофициальным данным, 665 так называемых «больших выборщиков». Маттарелла стал первым в истории сицилийцем, который занял пост Президента Италии. В 2007 году он стал одним из основателей Демократической партии Италии, а в 2011-м на заседании парламента был избран судьей Конституционного суда. Пост Президента Италии оказался вакантным 14 января, когда 89-летний Джорджо Наполитано, повторно избранный в 2013 году главой государства, ушел в отставку.

Йемен

В январе 2015 года произошло очередное обострение ситуации в стране, уже многие годы находящейся в состоянии гражданской войны. Шиитские повстанцы-хуси-ты взяли под свой контроль ряд правительственных учреждений, включая президентский дворец в столице страны, городе Сана. Президент Хади подал Парламенту прошение об отставке, которое он, однако, отозвал спустя некоторое время. Ситуация в стране продолжает оставаться неясной. 20 января Совет безопасности ООН распространил заявление о том, что его члены считают Хади легитимным главой государства, «занявшим свой пост по итогам выборов». Хади пришел к власти в феврале 2012 года после «выборов», на которых он был единственным кандидатом. В резолюции Совета безопасности ООН 2201, принятой по поводу Йемена 15 февраля, указание на легитимность Президента Хади уже отсутствует и содержится требование о переходе страны к демократии. Другие органы

власти также лишь отдаленно отражают реальное соотношение сил. Так, в парламенте страны хуситы обладают одним мандатом из 301, хотя представляемая ими часть населения составляет по разным подсчетам от 20 до 40 %.

Россия

Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу законопроекты, уточняющие статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных омбудсменов. Согласно законопроектам № 692549-6 и № 692555-6 федеральный омбудсмен сможет оказывать региональным коллегам «организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий». Также предлагается создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Установлено, что до рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ законодательный (представительный) орган субъекта РФ и высшее должностное лицо субъекта РФ согласовывают ее с федеральным Уполномоченным. Законопроект также вводит некоторые ограничения. В частности, федеральный Уполномоченный, как лицо, замещающее государственную должность, не сможет иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. А региональные омбудсмены не смогут состоять в политической партии либо общественном объединении, которое преследует политические цели.

Минюст вынес на общественное обсуждение проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Документ призван решить проблему качества нормативных правовых актов и их эффективного применения. В проекте дается определение понятия нормативного правового акта, характеристика видов и форм нормативных правовых актов в зависимости от их юридической природы, закрепляется иерархия нормативных правовых актов в Рос-

сии, регулируются вопросы планирования подготовки нормативных правовых актов и их принятия, правила подготовки и оформления текстов. Например, в текстах нормативных правовых актов не должны употребляться устаревшие и многозначные слова и выражения, образные сравнения, эпитеты, метафоры. Типовые правила по их юридико-техниче-скому оформлению должно принимать Правительство РФ.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 662902-6, позволяющий признавать деятельность иностранной или международной организации нежелательной на территории России. В число нежелательных попадут те из них, чью деятельность российские власти сочтут угрожающей обороноспособности или безопасности государства, основам конституционного строя, общественному порядку, здоровью населения или нравственности. Деятельность таких организаций и их структурных подразделений, равно как и получение денег от них, предложено запретить. Лица, причастные к организации деятельности на территории Российской Федерации указанной иностранной или международной организации, будут привлекаться к административной ответственности, а в случае повторного совершения подобного правонарушения — к уголовной. Решение о признании нежелательной деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной организации будет приниматься Генеральной прокуратурой РФ по согласованию с МИД России на основании данных, поступающих от правоохранительных органов. Перечень таких иностранных организаций будет вести Минюст России.

В Государственную Думу внесен законопроект № 661083-6, направленный на усиление парламентского контроля за Правительством. Законопроектом планируется предоставить обеим палатам Федерального Собрания РФ право создания специальных комиссий с правом вызова чиновника любого уровня для предоставления информации либо отчета перед комиссией по направлению своей деятельности. Парламентские комиссии могут быть как раздельными, так и совместными. Кроме того, депутатов из тех регионов, в которых та или иная комиссия будет работать, предложено не на-

делять решающим голосом в этих комиссиях, чтобы обеспечить объективность. Заключение комиссии парламентского контроля направляется государственным органам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным учреждениям и организациям, должностным лицам, полномочным принять меры по устранению выявленных в ходе мероприятий парламентского контроля недостатков. Те, кому направлено заключение комиссии, обязаны рассмотреть его в месячный срок и проинформировать комиссию в письменной форме о принятых мерах. Также законодательным (представительным) органам субъектов РФ предложено самим закрепить средства усиления парламентского контроля в соответствующих субъектах РФ.

На общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», в котором принял участие Владимир Путин, предложено создать всероссийский реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и впоследствии предоставить им дополнительные преференции. Общественная палата РФ предлагает предусмотреть для социально ориентированных НКО налоговые привилегии, сниженные арендные ставки и продление срока реализации грантов (сейчас он составляет 15 месяцев). Также было предложено создать постоянный пул НКО, которые смогут рассчитывать на госфинансирование. Однако пока никаких мер по реализации этих предложений государственными органами принято не было.

Делегация Российской Федерации, как и в 2014 году, досрочно покинула Страсбург 28 января 2015 года, после того как ПАСЕ приняла резолюцию, осуждающую Россию за присоединение Крыма и оказание гуманитарной помощи юго-востоку Украины, а также вновь ограничила ее в правах, в том числе лишив права голоса. Глава делегации Алексей Пушков заявил, что Россия отказывается принимать участие в деятельности ПАСЕ до конца 2015 года, а также контактировать с представителями ассамблеи по всем вопросам, включая украинский политический кризис. Он также заявил, что вопрос о членстве России в Совете Европы будет рассматриваться в конце 2015 года в зависимости от того, как будет складываться политическая

ситуация. При этом он подчеркнул, что «до сих пор в России не допускали возможности выхода из Совета Европы», но это решение ПАСЕ по России «ставит такую возможность на повестку дня». Отметим, что о возможном выходе России из Совета Европы заявляли оба спикера российского парламента — Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко.

Совет Федерации намерен проанализировать целесообразность взноса России на содержание Совета Европы и ПАСЕ, который сегодня составляет 28 млн евро.

Турция

6 января 2015 года Конституционный суд Турции выступил против снижения избирательного порога на парламентских выборах в стране. Согласно действующему законодательству для прохождения в парламент политическая партия должна получить не менее десяти процентов голосов избирателей. В Суд обратилась группа граждан, считающих неконституционным десятипроцентный барьер как завышенный. Обсуждение доводов заявителей проходило в условиях политического давления со стороны правящей парламентской группы, которая также настаивала на снижении порога прохождения партий в парламент. Однако Конституционный суд Турции отказался признавать конституционно приемлемым снижение избирательного порога, поскольку укрепление политической системы является важной задачей для страны. Решение Суда скажется в первую очередь на Народно-демократической партии, отстаивающей интересы курдов, чья политическая поддержка колеблется в районе десяти процентов избирателей. Следующие парламентские выборы состоятся в июне.

18 января 2015 года Конституционный суд Турции своим решением отменил широкий иммунитет служащих разведывательной службы в отношении расследования совершенных ими преступлений. Заявителем по делу стал один из журналистов, который посчитал, что предусмотренное законом прослушивание, которое осуществлялось агентами разведывательной службы в его отношении, нарушает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. В 2008—2009 годах агенты разведки на основании предоставленного уголовным судом

разрешения на прослушивание перехватили разговоры заявителя и ряда иных журналистов под псевдонимами. Однако вскоре агенты были обвинены в подделке официальных документов. Конституционный Суд Турции согласился с доводами заявителя, что неприкосновенность его личной жизни была действительно нарушена.

Саудовская Аравия

После кончины 90-летнего короля Аб-даллы на престол вступил его младший брат, 79-летний Салман. В отличие от многих других монархий в Саудовской Аравии порядок престолонаследия не урегулирован формально. Все касающиеся этого вопросы решаются представителями правящей династии за закрытыми дверями. До сих пор королями становились сыновья основателя современного саудовского государства, короля Абдул-Азиза ибн Сауда, умершего в 1953 году. Определенную проблему представляет вопрос о переходе трона к представителям следующего поколения династии — внукам Абдул-Азиза. После занятия трона новый король назначил своим наследником 69-летнего принца Мукрина, самого младшего из ныне живущих сыновей Абдул-Азиза. Его «заместителем» был назначен 55-летний принц Мухаммед, внук Абдул-Азиза. Тем самым впервые в ряду престолонаследия оказалось лицо, не являющееся непосредственным потомком первого короля Саудовской Аравии.

США

20 января 2015 года Верховный суд США принял решение по делу «Грегори Хьюстон Холт против Роя Хоббса и других».

Заявителем по данному делу являлся Грегори Холт (он же Абдул Маалик Мухаммед), отбывающий пожизненное заключение в одной из тюрем штата Арканзас за совершение грабежа и домашнего насилия. В связи с принятием ислама Холт решил отрастить бороду, что, по его мнению, является обязанностью любого праведного мусульманина. При этом Холт полагал, что длина его бороды не может быть менее 1/2 дюйма (около 1,3 см). Вместе с тем тюремные правила, установленные в исправительных учреждениях Арканзаса, предписывают, что длина растительности на

лице отбывающего наказание не может превышать 1/4 дюйма (что менее 0,7 см). Руководители арканзасских тюрем исходили из того, что борода может быть удобным «тайником» для перемещения контрабандных товаров по территории исправительного учреждения. Более того, в тюремной администрации ссылались на то, что борода не позволяет эффективно и быстро идентифицировать личность осужденного.

Полагая, что существующие правила препятствуют ему в полной мере исповедовать ислам, Холт обратился в суд. Однако все нижестоящие суды поддержали администрацию тюрьмы (в лице Роя Хоббса), указывая на то, что действующие ограничения носят не произвольный характер, а направлены на обеспечение безопасности и порядка в тюрьмах.

Верховный суд США принял прямо противоположное решение и встал на сторону заявителя. Само решение высшей судебной инстанции главным образом основано на том, что действия арканзасских тюремщиков не соответствуют требованиям федерального законодательства, а именно отдельным нормам Закона об обеспечении свободы вероисповедания 1993 года ^РВД) и Закона об использовании земель религиозными организациями 2000 года (НЬШРЛ).

Подвергая критике позицию окружного суда, Верховный суд США заключил, что ограничение религиозной свободы может носить исключительный характер в случаях, когда такое ограничение неизбежно и безальтернативно.

Судьи Верховного суда США также усомнились в юридической обоснованности и корректности толкования окружным судом норм и канонов ислама. Так, в окружном суде ранее пришли к выводу, что ношение бороды не является обязанностью каждого мусульманина; более того в некоторых случаях, когда ношение бороды невозможно, мусульманин может быть «освобожден» от такой обязанности, что не будет противоречить мусульманским традициям. В Верховном суде США сочли, что такое государственное (судебное) вмешательство в сферу толкования норм религиозного права является ошибочным и нарушает свободу вероисповедания, гарантированную Первой поправкой к Конституции США.

Как указывается в мнении судьи Самюэля Алито, «по данному делу мы [судьи Верхов-

ного суда США. — Примеч. ред.] пришли к выводу, что существующие правила нарушают основополагающие права заявителя на реализацию свободы вероисповедания. Хотя у нас не возникает вопросов в важности задач администрации тюрьмы по борьбе с контрабандой и обеспечению идентификации лиц, отбывающих наказание, мы сомневаемся в том, что подобные ограничения в отращивании бороды способствуют решению поставленных задач».

Руководствуясь изложенной логикой, Верховный суд США постановил принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Узбекистан

21 декабря 2014 года в Узбекистане состоялись выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и в представительные органы государственной власти на местах.

По данным Центральной избирательной комиссии, в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши (местные советы) народных депутатов приняли участие более 18 миллионов 400 тысяч избирателей, что составляет 89 % от общего числа избирателей, внесенных в списки.

По результатам голосования 21 декабря 2014 года депутаты нижней палаты парламента были избраны в 113 избирательных округах. Кроме того, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» в день выборов на конференции Экологического движения Узбекистана были избраны 15 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса.

4 января 2015 года в соответствии с избирательным законодательством повторное голосование было проведено в 22 округах по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов избирателей по результатам основных выборов.

В целом по итогам выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан избраны 150 депутатов, в том числе: 52 депутата от Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана,

36 — от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш», 27 — от Народно-демократической партии Узбекистана, 20 — от Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат». 15 депутатов являются представителями Экологического движения Узбекистана. Среди избранных 150 депутатов нижней палаты парламента 40 человек ранее были депутатами Законодательной палаты.

Украина

Обострение военного противостояния на юго-востоке Украины, которое привело к трагедии в городе Волновахе и окружению Вооруженных сил Украины в районе г. Де-бальцево, фактически означало прекращение действовавшего по условиям первого Минского соглашения режима прекращения огня. Данные события послужили мощным катализатором внешнеполитической активности в Европе, России и США. Стала очевидной необходимость проведения повторных переговоров в «нормандском формате». Дополнительным стимулом послужило и заявление представителя Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Руперта Колвилла о том, что количество погибших в результате вооруженного конфликта на Украине превысило 5 000 человек.

В связи с этим лидерами Германии, Франции, Украины, России, с участием представителей Донецкой и Луганской Народных Республик было принято решение о проведении в Минске 11-12 февраля 2015 года переговоров с целью деэскалации вооруженного конфликта. Уже на этапе подготовки проведения саммита стало очевидно то, насколько трудными окажутся данные переговоры ввиду предшествующих событий.

Так, 4 декабря 2014 года Конгресс США принял резолюцию № 758, призывающую оказать давление на Россию как на виновника украинского кризиса, также Президент США Барак Обама подписал закон № 2828 «Акт о поддержке свободы Украины — 2014» предусматривающий предоставление Киеву вооружения и статуса союзника вне НАТО, что в свою очередь кардинально меняет внешнеполитический статус Украины. А уже 28 января пресс-служба Кабинета министров Украины заявила о наличии договоренности с Литвой относительно начала функционирования по-

сольства Литвы в Киеве в качестве контактного пункта НАТО. Вместе с тем было отмечено то, что НАТО как военный блок не будет предоставлять летального оружия Украине.

8 января Европейская комиссия объявила о готовности предоставить Украине макрофинансовую помощь до 1,8 млрд евро в виде среднесрочных кредитов с целью оказания содействия в проведении реформ, а также 15 млн евро гуманитарной помощи для поддержки пострадавших на юго-востоке страны.

25 января Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о создании особых военно-гражданских администраций для повышения эффективности функционирования органов власти и Вооруженных сил Украины на территориях, где проводится антитеррористическая операция.

Также министр обороны Украины поддержал инициативу и обещал содействий со стороны его ведомства в вопросах предоставления гражданства Украины иностранным гражданам, являющимися участниками украинского вооруженного конфликта на стороне Киева, что, по сути, можно считать признанием привлечения украинскими силовиками иностранных наемников. Более того, 29 января Арсений Яценюк внес в Верховную Раду Украины законопроект о ратификации соглашения с Литвой и Польшей о создании совместной военной литовско-польско-украинской бригады для использования в операциях под эгидой ООН и Европейского Союза.

Однако представляется, что правительство Украины осознает необходимость проведения конституционной реформы, поскольку 4 февраля Украину с официальным визитом посетили представители Венецианской комиссии Совета Европы для обсуждения вопросов реализации конституционной и судебной реформ.

Таким образом, разногласия между сторонами сделали саммит в «нормандском формате» 11 — 12 февраля 2015 года весьма сложным и напряженным, однако по его итогам все же было подписано второе Минское соглашение, предусматривающее, кроме режима прекращения огня, необходимость проведения конституционной реформы на Украине, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию, учитывающую интересы и особенности различных регионов.

франция

Утром 7 января 2015 года двое неизвестных в камуфляже с автоматическим оружием ворвались в редакцию французского сатирического издания «Charlie Hebdo», где открыли стрельбу по журналистам. В результате погибли 12 человек, среди которых оказались ведущие карикатуристы издания. Президент Франции Франсуа Олланд назвал случившееся терактом. Это крупнейший теракт во Франции с 1835 года.

В этот же день по всей Франции прошли стихийные митинги солидарности, в которых приняли участие около 100 тысяч человек. Участники этих акций держали плакаты «Je suis Charlie» или «I am Charlie» («Charlie — это я»).

Следует заметить, что «Charlie Hebdo» регулярно получал угрозы от исламистов на протяжении многих лет. В 2011 году офис газеты закидали бутылками с зажигательной смесью, а сайт пытались взломать. Это произошло после того, как издание на один выпуск решило переименовать себя в «Charia Hebdo», намекая на исламский свод законов и обычаев — шариат. Именно после этого случая здание редакции было взято под полицейскую охрану. Пятью годами ранее «Charlie Hebdo» спровоцировал другой скандал, решив перепечатать карикатуры на пророка Мухаммеда, которые до этого появились в датском издании «Jyllands-Posten». Эти рисунки вызвали резкое неприятие мусульман.

Спустя два дня 9 января было совершено еще одно нападение вооруженного террориста на супермаркет кошерных продуктов «Гипер Кашер» в Париже. В результате теракта погибло 5 человек, включая нападавшего. 11 января была проведена серия массовых выступлений «Марш Республики» в поддержку жертв терактов в крупных городах Франции, в которой приняли участие около 3 миллионов человек по всей стране. В Париже власти организовали марш, к участию в котором были приглашены главы пятидесяти государств, в том числе Италии, Испании, Германии, Бельгии, главы всех структур Евросоюза. Российскую делегацию возглавил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, а американскую — Генеральный прокурор Эрик Холдер. Приехало руководство Израиля, Палестины и Иордании.

Хорватия

Новым Президентом Хорватии стала Ко-линда Грабар-Китарович. Она победила во втором туре выборов действующего главу государства Иво Йосиповича. Грабар-Кита-рович набрала 50,54 % избирателей, а Йоси-пович — 49,46 %. Она является представителем оппозиционного Хорватского демократического содружества. В период с 2005 по 2008 год она возглавляла хорватский МИД. Затем до 2011 года была послом Хорватии в США, а в 2011—2014 годах — помощником генсека НАТО по вопросам общественной дипломатии. Грабар-Китарович станет четвертым Президентом Хорватии и первым президентом-женщиной.

Швеция

Правительственный кризис 2014 года был вызван отказом Парламента 3 декабря утвердить бюджет, предложенный Правительством страны. В тот же день Премьер-министр Стефан Лёвен объявил о назначении внеочередных выборов в Парламент на 22 марта 2015 года.

Параллельно начались межпартийные переговоры по бюджету, в результате которых проект бюджета был согласован шестью крупнейшими парламентскими партиями, за исключением крайне правых и левых партий, блокировавших принятие правительственного бюджета в начале декабря. Партийное соглашение предполагало отмену досрочных выборов и сохранение состава Правительства.

В ответ на фактическое устранение от принятия политических решений правые демократы инициировали голосование о недоверии ныне действующему Правительству, состоявшееся 20 января. Сам по себе факт голосования о недоверии Правительству или его членам является экстраординарным для конституционной истории Швеции. Ранее Парламент лишь пять раз ставил вопрос о компетентности исполнительной власти страны .

Голосование о недоверии не набрало необходимого большинства голосов, так как большинство членов Парламента (155 депутатов) воздержалось от принятия решения, в то время как поддержавших парламентариев

было лишь 49. Правительственный кризис закончился победой правительственных партий, сохранивших состав Правительства в неизменном виде. В то же время кризис позволил «отсечь» правые силы от политического участия.

ЮАР

19 января 2015 года Конституционный суд ЮАР подтвердил возможность использования 8Ш8-рассылок в политической борьбе партий на парламентских выборах. Заявителем по делу стала оппозиционная партия Демократический альянс, которая не согласилась с решением суда по избирательным спорам, признавшим ее виновной в «несправедливых комментариях» в отношении правящего президента. В марте 2014 года в ходе предвыборной кампании в ЮАР разгорелся скандал, когда Демократический альянс разослал потенциальным избирателям более миллиона зшз-сообщений с информацией о краже бюджетных средств Президентом Джейкобом Зумой для покупки личной недвижимости. В конце зшз-сообщения партия призывала к борьбе с коррупцией и поддержке оппозиции на предстоящих выборах.

Бшз-кампания стоила оппозиционной группе и правящей политической партии миллионов долларов в течение сложных судебных процессов во время прошлого года. Итоговое решение в деле принял Конституционный суд ЮАР, который согласился с доводом заявителя, что представленные зшз-сообщения были «справедливыми комментариями» к политическим действиям Президента, что подтверждается материалами прокурорской проверки. Официально Президент не был признан виновным, но в материалах проверки было указание на прекращение злоупотреблений с его стороны в присвоении денежных средств. Соответственно, рассылая зшз-сообщения, оппозиционная партия высказывала свое мнение в отношении Президента и правящей партии. Поскольку зшз-сообщения были всего лишь выражением мнения, то вопрос об их истинности или ложности не имеет значения. Решение суда по избирательным спорам подлежит пересмотру на основании постановления Конституционного суда ЮАР.

В подготовке мониторинга участвовали: Ярослав Болдинов, Тимофей Виноградов, Ильсур Зиганшин, Юлия Рудт, Андрей Румянцев, Алим Ульбашев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.