Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - ОКТЯБРЬ БЕЛОРУССИЯ, ГРЕЦИЯ, ИСПАНИЯ, КОСОВО, НЕПАЛ, ПАКИСТАН, ПАЛЕСТИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ, РОССИЯ, СИНГАПУР, США'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - ОКТЯБРЬ БЕЛОРУССИЯ, ГРЕЦИЯ, ИСПАНИЯ, КОСОВО, НЕПАЛ, ПАКИСТАН, ПАЛЕСТИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ, РОССИЯ, СИНГАПУР, США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребенщикова Ярослава, Борисова Алена, Загретдинов Василий, Зиганшин Ильсур, Кряжкова Ольга

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВГУСТ - ОКТЯБРЬ БЕЛОРУССИЯ, ГРЕЦИЯ, ИСПАНИЯ, КОСОВО, НЕПАЛ, ПАКИСТАН, ПАЛЕСТИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ, РОССИЯ, СИНГАПУР, США»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

АВГУСТ - ОКТЯБРЬ • 2015

Белоруссия

11 октября в Республике Беларусь состоялись очередные президентские выборы. Победу одержал действующий Президент Белоруссии Александр Лукашенко, набравший 83,49 % голосов избирателей. 6,4 % — такова вторая цифра в итоговом результате — это графа «против всех». Причем в Минске 20 % избирателей проголосовали против всех, то есть высокая протестная волна наблюдалась в столице государства. За кандидата на высший политический пост страны Татьяну Ко-роткевич, активистку кампании «Говори правду!», проголосовали 4,42 % избирателей, за председателя Либерально-демократической партии Беларуси Сергея Гайдукеви-ча — 3,32 %, за верховного атамана республиканского общественного объединения «Белорусское казачество» Николая Улаховича — 1,67 % избирателей. Центризбирком готов утвердить итоговые данные как официальные только после истечения 30 дней, предусмотренных законом для подачи жалоб от кандидатов.

Явка избирателей составила 87,2 %. Лидером явки стала Витебская область — 91 %. Самый низкий результат показал город Минск - 73,3 %.

С точки зрения миссий из стран СНГ и Шанхайской организации сотрудничества, избирательный процесс был организован на высоком уровне, и выборы полностью соответствовали международным стандартам и внутреннему белорусскому законодательству.

Однако наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ были не столь оптимистичны. По их словам, некоторые позитивные подвижки в Белоруссии есть, но сделать предстоит еще очень многое. В свою очередь, глава долгосрочной миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Жак Форе указал, что вопросы вызывают деятельность белорусских избирательных комиссий, а также отсутствие возможности наблюдать за процессом подсчета голосов.

Следует заметить, что 17 октября 2004 года в Белоруссии был проведен референдум о внесении поправок в Конституцию страны, снимающих ограничение на количество президентских сроков. 77,3 % избирателей поддержали эти изменения.

Таким образом, Лукашенко в пятый раз становится Президентом Республики Беларусь. Он одержал победу в 1994 году, набрав 80,3 % голосов избирателей, а также в 2001-м (75,6 %), в 2006-м (83 %) и в 2010-м (79,6 %) годах.

Греция

20 сентября в Греции прошли внеочередные парламентские выборы, победу на которых праздновала Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА), лидером которой является бывший премьер-министр Алексис Ципрас. По итогам голосования СИРИЗА набрала 36,34 % голосов избирателей. Существующая избирательная система Греции предполагает резервирование 50 депутат-

ских мест в парламенте страны для партии, набравшей большинство. Таким образом, СИРИЗА получила 145 мандатов из 300, в то время как вторая партия — «Новая демократия», набравшая 27,81 % голосов, получает лишь 76 мандатов.

Правящая коалиция по результатам выборов будет сформирована СИРИЗОЙ с «Независимыми греками», едва преодолевшими трехпроцентный избирательный барьер. Уверенный результат по итогам выборов продемонстрировала крайняя националистическая партия «Золотая заря» (6,28 % голосов). Также стоит отметить существенное снижение явки избирателей, что свидетельствует о некоторой «усталости» греков от постоянных голосований.

Испания

27 сентября в Каталонии прошли выборы в законодательное собрание автономии. Выборы были назначены еще 15 января и анонсировались президентом Каталонии Артуром Масом в качестве альтернативного голосования по вопросу о независимости автономии от Королевства Испании.

По результатам голосования партии, выступающие за отделение от Испании, получили абсолютное большинство в региональном парламенте — 72 места из 135. Крупнейшая коалиция, выступающая за отделение, «Вместе за "Да"» (Juntspel Si), которая включает две партии: «Демократическая конвергенция Каталонии» и «Левые республиканцы Каталонии», — получила 62 депутатских места, что не позволяет ей набрать абсолютное большинство, составляющее 68 мандатов. Еще одна партия, выступающая за отделение Каталонии, — «Кандидатура народного единства» (CUP) получила 10 мандатов.

Однако, если исходить из подсчета полученных голосов, то коалиция «Вместе за "Да"» получила 39,6 %, а «Кандидатура народного единства» только 8,2 %, что в сумме составляет 47,8 %. Такое различие между количеством мест в парламенте, полученных партиями, и числом набранных ими голосов связано с особенностями избирательного законодательства. Вместе с тем итоги голосования, как утверждают партийные лидеры, дают им «прямой мандат» на отделение. Испанское правительство характеризует такие

планы как «нонсенс» и утверждает, что итоги голосования, напротив, должны снять все вопросы, связанные с отделением Каталонии.

Косово

3 августа парламент Косово 82 голосами из 120 принял поправки к Конституции в части возможности создания специального суда по расследованию военных преступлений, совершенных этническими албанцами в 1990-е годы. Согласно поправкам трибунал будет входить в судебную систему государства, но судебные заседания могут проводиться за рубежом, предположительно, в Нидерландах. Премьер-министр страны поддержал решение парламентского большинства. Три оппозиционные парламентские партии (в большинстве представляющие интересы албанцев) обратились с запросом в Конституционный суд Косово для признания поправок неконституционными. 21 августа Конституционный суд вынес решение о недопустимости запроса. По мнению Суда, поправки не нарушают прав и свобод человека. Кроме того, указанная поправка уже была предметом рассмотрения в Конституционном суде, и ее содержание признано конституционным. Повторное рассмотрение этого вопроса по запросу депутатов излишне. Оппозиция также настаивала на нарушении процедуры принятия поправок, ссылаясь на то, что председатель парламента не представил проект поправок перед вторым чтением. Однако это требование отклонено ввиду несоответствия фактическим обстоятельствам. Начало работы трибунала запланировано на следующий год.

Непал

20 сентября Президент Республики Непал объявил о принятии новой Конституции страны. Таким образом, был положен конец переходному периоду, начавшемуся в 2006 году со свержения монархии в стране. Новая Конституция вызвала как положительные отклики, так и отрицательные. С одной стороны, был закреплен новый государственный механизм, и права человека нашли свое письменное воплощение. С другой стороны, содержание конституционных норм вызвало этнические и религиозные конфликты. Дело в

том, что конституционные положения утвердили деление федерального государства на семь провинций. Границы и органы управления провинций определяются представительными органами субъектов федерации. Национальные меньшинства, проживающие в Непале, считают такое регулирование нарушением их прав на самоопределение и участие в управлении государством. Они опасаются, что правящие касты будут принимать решения, не учитывая их интересов. Второе положение, вызывающие споры, — признание Непала светским государством. До 2008 года Непал был единственной индуистской монархией в мире. Добавим, что новый текст Конституции сохранил некоторые аспекты религиозности, например признание коровы священным животным. Нарекания вызывают и положения о гражданстве детей в Непале. Так, женщина может передать свое гражданство родившемуся в браке ребенку, только если его отец также гражданин Непала. Если муж не является гражданином Непала, то он вначале должен приобрести гражданство Непала, а потом ребенку будет предоставлен такой статус. В ситуации, когда мужчина — гражданин Непала, признание ребенка гражданином Непала не зависит от статуса матери. Жители приграничных с Индией территорий считают эти нормы не соответствующими принципу гендерного равенства.

Пакистан

5 августа Верховный суд Пакистана в составе коллегии из 17 судей отклонил 35 идентичных жалоб об оспаривании конституционности 18 из 21 поправок к Конституции, предусматривающих создание военных судов для рассмотрения дел с участием террористов. В решении указано, что Верховный суд не наделен правом признания поправок к Конституции неконституционными или противоречащими правам человека. Однако учтено, что приговоры в военных судах могут выноситься с умыслом и при отсутствии публичных слушаний. В связи с этим Верховный суд имеет право пересмотра приговоров, вынесенных военными судами, на основе принципов справедливости и законности правосудия. Существование военных судов ограничено сроком в два года. Конституционный статус нормы

создает дополнительную гарантию отмены поправок по истечении данного периода. В особом мнении двое судей отметили, что парламент не может наделяться неограниченной властью по внесению поправок в Конституцию.

Палестинская национальная администрация

22 августа председатель исполкома Организации освобождения Палестины (ООП) Махмуд Аббас официально заявил о своей отставке. Также было объявлено об отставке восьми ключевых членов исполкома ООП. При этом Аббас в беседе с польскими СМИ отметил, что его отставка является «действительной».

В соответствии с действующей редакцией пункта 14 (О) Устава ООП отставка половины членов исполкома ООП, состоящего из 18 человек, является основанием для проведения чрезвычайной сессии квазизаконодательного органа непризнанного арабского государства — Палестинского национального совета (ПНС). Таким образом, уход в отставку Аббаса и его коллег автоматически послужил основанием для созыва ПНС, последнее заседание которого состоялось в 1996 году еще при Ясире Арафате.

Новость была осторожно воспринята в Израиле и странах Запада: появление новых участников в переговорном процессе с полуофициальными представителями арабской стороны может подорвать баланс сил в регионе.

Однако уже 23 августа член ООП Саэб Эрекат, по сути, опроверг слова Аббаса о «действительности» его отставки, указав, «эта отставка процессуальная, а не фактическая. Аббас и члены исполкома не отказываются от работы, а выполняют положенные процедуры для созыва ПНС».

В партии ФАТХ, долгое время признававшейся США и Израилем террористической организацией, сообщили, что «есть решение руководства об организации нового заседания ПНС в течение ближайшего месяца. Это делается, чтобы избрать новый исполком ООП и нового секретаря этого исполкома». При этом в ФАТХ подчеркнули, что Аббас «является единственной кандидатурой на пост главы исполкома ООП».

Причины такого технического маневра Аббаса оцениваются экспертами по-разному, но в целом отмечается, что в Палестинской национальной администрации могли руководствоваться сразу рядом соображений.

Во-первых, Аббас таким образом пытается изменить структуру исполкома, ввести в его состав новых членов, заменив ими неугодных. Внутренняя политика Аббаса не пользуется широкой поддержкой у жителей непризнанного государства: палестинские арабы остаются одними из самых бедных людей на планете, в неконтролируемом Аббасом секторе Газа ситуация с продовольствием и медикаментами оценивается международными организациями как близкая к гуманитарной катастрофе.

Во-вторых, Аббас пытается дать сигнал Израилю и его союзникам (в первую очередь Евросоюзу и США), что он не доволен ходом и текущими результатами переговорного процесса и требует его реанимации.

Однако даже в самом непризнанном арабском государстве к инициативе Аббаса отнеслись без какого-либо энтузиазма: оппозиционные политические силы назвали действия Аббаса «глупым шоу» и «дурацким спектаклем».

Россия

30 сентября Президент Владимир Путин на основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции РФ внес в Совет Федерации предложение о принятии постановления Совета Федерации о согласии на использование контингента Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации, а именно — в Сирии. Накануне Президент Сирии Башар Асад обратился с просьбой о военной помощи в борьбе против террористической группировки «Исламское государство», чья деятельность так же запрещена на территории России. В этот же день в закрытом заседании члены Совета Федерации единогласно проголосовали за предложение Президента и приняли Постановление № 355-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

Последний раз верхняя палата российского парламента принимала решение об ис-

пользовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны 1 марта 2014 года, когда давала согласие Президенту России на использование Вооруженных Сил РФ на территории Украины до нормализации там общественно-политической обстановки. 25 июня того же года Совет Федерации отменил свое постановление по просьбе главы государства.

13 сентября в России прошел единый день голосования. Всего было проведено более 10,7 тысячи избирательных кампаний и кампаний местных референдумов в 84 субъектах Российской Федерации. В Кабардино-Балкарской Республике выборы не проводились. В 21 регионе страны выбирали высших должностных лиц субъектов Федерации, в 11 субъектах прошли выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, а также во многих муниципальных образованиях избирались главы и представительные органы местного самоуправления.

На момент назначения выборов Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 76 политических партий. В выборах всех уровней имеют право принимать участие 74 политические партии, 13 сентября приняли участие в избирательных кампаниях 55 политических партий.

Традиционными лидерами по количеству кандидатов стали «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Средняя явка избирателей на прошедших в 21 регионе губернаторских выборах составила 51,4 %. Во всех регионах, кроме Иркутской и Смоленской областей, губернаторские выборы завершились победой кандидатов от «Единой России» с результатами от 50 до 96 % голосов. На выборах губернатора Смоленской области победил кандидат от ЛДПР Алексей Островский. Его результат — 65,18 % голосов избирателей.

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко набрал 49,6 % голосов избирателей, а его ближайший соперник Сергей Левченко, баллотировавшийся от КПРФ, получил 36,61 % голосов. Таким образом, Иркутская область по итогам единого дня голосования стала первым регионом, где начиная с 2012 года ни один из кандидатов на должность губернатора не набрал более 50 % голосов. 27 сентября был проведен второй тур, по итогом которого, кандидата от КПРФ Сер-

гея Левченко поддержали 56,39 % избирателей, а Сергея Ерощенко — 41,46 %.

На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации во всех 11 субъектах, где были проведены выборы, наибольшее количество мандатов получила «Единая Россия». Так, в Челябинской области правящая партия получила 47 мест, а в Воронежской области — 51. Вместе с тем КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» уверенно преодолевают пятипроцентный барьер во всех субъектах. Они проходят, например, в Магаданскую областную Думу, Законодательное Собрание Новосибирской области и Государственный Совет Республики Коми, а также в Магаданскую городскую Думу и Совет народных депутатов города Владимира.

Следует отметить, что в июне 2014 года был принят закон, возвращавший в избирательные бюллетени графу «против всех» — но только на муниципальных выборах. Данный закон давал возможность субъектам Федерации отказаться от помещения графы «против всех» в избирательные бюллетени на муниципальных выборах, проходящих в регионе. Он вступил в силу 1 января 2015 года. Однако из 23 субъектов, где 13 сентября состоялись выборы депутатов административных центров, лишь в Калужской области графа «против всех» не была исключена.

23 сентября в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 886966-6 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"», приравнивающий автомобильные пробеги к демонстрациям, а установку палаток в общественных местах — к пикетированию. Законопроект был разработан Министерством внутренних дел РФ, которое в пояснительной записке указало, что новеллы устранят правовую неопределенность, возникающую при организации и проведении публичных мероприятий в виде новых форм протестных акций. Теперь организаторы акций с палатками, велосипедами и мотоциклами должны будут согласовывать их проведение с властями, а также нести ответственность за соблюдение участниками закона и общественного порядка, предписанного законом о митингах. Под действие закона подпадут любые акции с участием автомобилей,

велосипедов, мотоциклов, мопедов, тракторов и любых самоходных машин, все они отнесены к транспортным средствам действующими Правилами дорожного движения. Размещение «сборно-разборных конструкций» в публичных местах будет приравниваться к пикетам. Речь идет об установке палаток и палаточных городков. Для полиции не будет иметь значения, присутствует ли на таких конструкциях какая-либо символика или наглядная агитация, — конструкция будет считаться признаком пикета сама по себе, как следует из текста законопроекта.

27 августа Верховный Суд РФ в решении по делу № АКПИ15-694 подтвердил право детей учиться независимо от наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства или пребывания и документов, подтверждающих право родителей на пребывание в Российской Федерации. Суд установил, что отсутствие этих бумаг нельзя считать основанием для отказа в принятии ребенка в школу при наличии в ней свободных мест.

Заявление в Суд исходило от нескольких иностранных граждан, живущих в России, а также от региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». Они оспаривали ряд положений Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года № 32. Опираясь на приказ министерства, руководство школ отказывало в зачислении в первый класс или же грозило отчислением уже учащимся детям мигрантов, не имеющим регистрации по месту жительства. По свидетельствам правозащитников, проблема носит системный характер.

Суд счел, однако, что приказ не дает оснований для таких действий и признал его не нарушающим право граждан на общедоступность и бесплатность общего образования, включая доступ к его получению, поскольку оспоренные нормативные положения «вследствие их однозначного толкования не образуют правовой неопределенности». Отныне трактовать приказ по-другому, нежели указано в решении Верховного Суда РФ, невозможно.

Следует также обратить внимание на ряд постановлений и определений Конституционного Суда РФ. Так, 13 октября 2015 года Конституционный Суд РФ в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности частей 4, 5, 5.1 статьи 35 и частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1 (1) статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы (с подробным обзором данного Постановления можно будет ознакомиться в ближайших выпусках журнала).

Кроме того, 6 октября Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению запроса Центральной избирательной комиссии РФ о толковании положения части 3 статьи 32 Конституции РФ, согласно которому не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, в целях решения вопроса о возможности исполнения постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Ан-чугов и Гладков против Российской Федерации». Также заслуживают внимания определения Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 2002-О и № 2003-О, 6 октября 2015 года № 2004-О об отказе в принятии к рассмотрению жалоб ряда граждан, оспариваемых отдельных законоположения о муниципальной реформе.

Сингапур

Досрочные всеобщие выборы в парламент Сингапура состоялись 11 сентября. Поводом для них послужил роспуск парламента Президентом Сингапура Тони Таном по рекомендации премьер-министра страны Ли Сянь Луна. Свое решение об инициировании роспуска законодательного органа Ли Сянь Лун обосновал необходимостью заручиться дополнительной поддержкой избирателей в преддверии следующих 50 лет независимости Сингапура. Напомним, в августе этого года Сингапур отпраздновал 50-летие независимости от Малайзии. Дополнительным фактором, который мог повялить на решение о до-

срочном роспуске, стала смерть основателя Партии народного действия и первого национального премьер-министра Ли Куан Ю в марте этого года.

Явка на выборы составила 93,56 %, незначительно превысив уровень явки на парламентских выборах в 2011 году (93,06 %). Большинство мест в парламенте досталось Партии народного действия — ей удалось получить 82 мандата (она участвовала в борьбе во всех избирательный округах). За партию проголосовало 69,86 % избирателей, что на 9,72 % превышает ее результат на выборах 2011 года. Рабочая партия получила 7 мандатов при 12,48 % от общего количества отданных голосов (она участвовала в борьбе в 28 округах) против 6 мандатов при 12,82 % голосов на выборах 2011 года. В парламент также были назначены 2 неизбираемых члена от Рабочей партии. Согласно законодательству Сингапура в случае если в парламент избирается менее 9 представителей оппозиции, кандидаты, набравшие не менее 15 % голосов в избирательном округе, могут быть назначены в парламент в качестве неизбираемых членов. При этом от каждого одномандатного избирательного округа может быть не более одного неизбираемого члена и от каждого многомандатного избирательного округа — не более двух.

Отметим, что новые изменения границ избирательных округов, которые были проведены в июле этого года, снизили результат Рабочей партии по округам на 6,83 %, тогда как Партия народное действие, как уже было сказано, улучшила свой результат по округам на 9,72 %. Более того, на парламентских выборах 2011 года результаты обеих партий в разрезе избирательных округов продемонстрировали обратно пропорциональные тенденции. Рабочая партия улучшила результат на 8,15 %, Партия народное действие недосчиталась 6,46 % голосов по сравнению с парламентскими выборами 2006 года.

Остальные семь партий, участвовавшие в выборах, не получили мест в парламенте, за каждую было отдано менее 4 % голосов от общего числа избирателей. Не удалось набрать нужного количества голосов и двум независим кандидатам.

Таким образом, правящая Партия народного действия победила на выборах в 14-й раз подряд и находится у власти уже более 50 лет.

США

31 августа Восьмой апелляционный суд США признал не нарушающим права человека запрет на перевод детей из одних государственных школ в другие в штате Арканзас. Заявителями по делу выступали родители детей, получившие от администраций школ отказы в переводе их детей в другие ближайшие государственные школы. По мнению заявителей, запрет на перевод детей нарушает право родителей на выбор способа воспитания и образования, а также право детей на развитие, отвечающее их способностям и потребностям. Два года назад в штате Арканзас принят закон, не позволяющий переводить детей из одной государственной школы в другую в порядке десегрегации школ. Дети заявителей обучаются в школах, где большинство студентов — афроамерикан-цы с низким уровнем успеваемости. Однако, согласно доводам законодателя, перевод более способных учеников в другие школы штата будет усугублять проблемы с успевае-

мостью всех учащихся. Суд в своем решении признал цель, преследуемую законодателем, конституционной, а выбранный способ пра-воограничения допустимым и соответствующим цели. В решении указано, что Конституция США не предусматривает право родителей на перевод детей из одной государственной школы в другую. Вместе с тем у родителей сохраняется право на перевод ребенка в любую частную школу. Заявители планируют обжаловать вынесенное решение и ходатайствовать о рассмотрении дела в полном составе апелляционного суда.

Ведущая рубрики - Ярослава Гребенщикова (Белоруссия). В подготовке мониторинга участвовали: Алена Борисова (Россия), Загретдинов Василий (Сингапур), Ильсур Зиганшин (Греция, Испания), Ольга Кряжкова (Россия), Юлия Рудт (Косово, Непал, Пакистан, США), Алим Ульбашев (Палестинская национальная администрация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.