Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВСТРАЛИЯ, АВСТРИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ИСПАНИЯ, КОЛУМБИЯ, ПОЛЬША, РОССИЯ, ТУРЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВСТРАЛИЯ, АВСТРИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ИСПАНИЯ, КОЛУМБИЯ, ПОЛЬША, РОССИЯ, ТУРЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АВСТРАЛИЯ, АВСТРИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ИСПАНИЯ, КОЛУМБИЯ, ПОЛЬША, РОССИЯ, ТУРЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ИЮНЬ - ИЮЛЬ • 2016

Австралия

2 июля 2016 года состоялись выборы в Палату представителей и Сенат парламента Австралии. Австралийцам предстояло избрать 226 членов обеих палат парламента: 150 — в Палату представителей и 76 — в Сенат.

По итогам голосования, которые представила избирательная комиссия Австралии, Либерально-национальная коалиция набрала 50,24 % голосов избирателей, завоевав 76 мест в Палате представителей. В свою очередь за Австралийскую лейбористскую партию проголосовало 49,76 % избирателей, что позволило ей занять в нижней палате 69 мест. На предыдущих федеральных выборах, которые проходили в 2013 году, Либерально-национальная коалиция заняла в Палате представителей 90 мест, впервые за 6 лет обогнав лейбористов, однако на выборах 2016 года она потеряла 14 мест. Австралийская лейбористская партия к 2016 году увеличила свою популярность, завоевав на 13 мест больше, чем на выборах 2013 года. Этому способствовал спор, возникший между ведущими партиями в период проведения избирательной кампании. Премьер-министр Малкольм Тёрн-булл, лидер Либерально-национальной коалиции, назвал этот период «захватывающим временем». В ответ оппозиционная Австралийская лейбористская партия выступила с

критикой, назвав данный комментарий выборным слоганом Либерально-национальной коалиции и обратив внимание на то, что правительство в процессе своей деятельности не должно влиять на предвыборную кампанию. Спор был передан на рассмотрение Генеральному аудитору на предмет возможного нарушения правил избирательной кампании.

Малые партии — партия «Зелёных», Команда Ника Ксенофона и Австралийская партия Кэттера — получили в Палате представителей по 1 месту. В выборах приняли участие и десятки «экзотических» партий, таких как Австралийская партия энтузиастов-автолюбителей, Партия поклонников искусства, Партия защиты прав курильщиков, Австралийская партия спорта, которые, однако, не смогли занять ни одного места в нижней палате.

18 марта 2016 года в Австралии был принят Билль о внесении изменений в избирательную систему Союза (Commonwealth Electoral Amendment Bill), который изменил систему, применяемую на выборах сенаторов. Ранее, согласно Акту о выборах 1918 года, выборы проводились по системе единственного передаваемого голоса, где избиратель должен был расставить преференции среди всего списка кандидатов. С 2016 года выборы также проводятся по системе единственного передаваемого голоса, однако избиратель может отдать предпочтение одному кандидату,

всем кандидатам или любому числу кандидатов.

Согласно итогам прошедшего голосования, места в Сенате распределились следующим образом: Либерально-национальная коалиция получила 30 мест, Австралийская лейбористская партия — 26 мест, партия «Зелёных» — 9 мест, партия Полины Хансон «Одна нация» — 4 места, Команда Ника Ксе-нофона — 3 места. По 1 месту в Сенате получили Партия справедливости Деррина Хинча, Либерально-демократическая партия, партия «Семья прежде всего» и партия Жаки Ламби.

Австрия

1 июля 2016 года Конституционный суд Австрии вынес решение по жалобе Австрийской партии свободы об оспаривании результатов голосования, отменившее итоги проведённого 22 мая 2016 года второго тура президентских выборов.

По итогам второго тура голосования победу одержал Александер Ван дер Беллен, формально независимый кандидат, сделавший политическую карьеру в партии «Зелёных», который опередил своего соперника — кандидата от Австрийской партии свободы (АПС) Норберта Хофера — на 0,6 % голосов. Решающими для его триумфа стали голоса избирателей, досрочно направивших бюллетени с помощью специальных почтовых карточек. В основе вынесенного Судом решения лежат выявленные процедурные нарушения, допущенные при обработке досрочно поданных голосов избирателей на 94 из 117 избирательных участках. Подсчёт «досрочных» голосов на некоторых избирательных участках осуществлялся накануне выборов, а не в день, следующий за днём голосования, в отсутствие сотрудников избиркомов или наблюдателей от партий. В итоге количество голосов избирателей, полученное с нарушением процедурных требований (77 926), превысило то число голосов (30 863), которое позволило Ван дер Беллену вырваться вперёд. Сам механизм досрочного голосования при этом был признан не противоречащим Конституции. Кристиан Керн, канцлер Австрии, выразил благодарность судьям Конституционного суда за вынесение «быстрого, объективного и прозрачного решения».

Герхард Хольцингер, председатель Конституционного суда, отметил, что «даже в условиях стабильной демократии вера в неё должна обеспечиваться строгим и неукоснительным соблюдением избирательных стандартов» и вынесенное решение направлено на «повышение уровня доверия к австрийскому закону и демократии».

Вынесенное решение не имеет прецедентов: принимаемые ранее (в 1970 и 1995 годах) Конституционным судом решения о проведении новых выборов распространялись лишь на отдельные регионы, теперь же позиция Суда по масштабу охватывает территорию всей страны.

Федеральное правительство назначило проведение повторного голосования на 2 октября 2016 года. Организация выборов возложена на Министерство внутренних дел. Функции президента до этого времени будет осуществлять президиум Национального совета (нижней палаты парламента) Австрии.

Великобритания

23 июня 2016 года в Великобритании состоялся референдум о будущем членстве страны в Европейском Союзе.

После трёх месяцев обсуждений британский парламент принял решение вынести на референдум вопрос в следующей формулировке: «Должно ли Соединённое Королевство остаться членом Европейского Союза или покинуть Европейский Союз?» Таким образом, подданные Её Величества вынуждены были выбирать не между традиционными для подобных плебисцитов ответами «да» или «нет», а между «остаться» или «выйти». Явка на референдум составила 72 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в референдуме, из которых 51,89 % голосовавших отдали свои голоса «за» выход из состава Европейского Союза, а 48,11 % высказались «против».

Анализ карты голосования показывает, что в Англии за выход страны из Союза проголосовало 53,4 % населения и 46,6 % хотели бы продолжить членство. В Уэльсе 52,5 % жителей также изъявили желание выйти из Европейского Союза, однако 47,5 % жителей всё ещё хотят оставаться в Союзе. В то же время, как и ожидалось, Шотландия и Северная Ирландия более активно поддержали

перспективу продолжения членства Великобритании в Европейском Союзе, отдав за это 62 и 55,8 % голосов соответственно. Таким образом, победа сторонников БгвхИ, как называют выход Великобритании из состава Европейского Союза, была достигнута на этом референдуме не в мегаполисах, а в небольших городках Англии и Уэльса. Космополитический Лондон, Оксфорд, Кембридж, такие промышленные центры, как Ливерпуль и Манчестер, проголосовали за продолжение членства в Союзе.

Согласно данным, отражающим возрастную поддержку кампании за продолжение членства Великобритании в Европейском Союзе, 75 % британцев в возрасте от 18 до 24 лет поддержали идею продления членства в Союзе. За неё проголосовало 56 % населения в возрасте от 25 до 49 лет и 44 % жителей в возрасте от 50 до 64 лет, а также 39 % британцев в возрасте старше 65 лет.

Таким образом, портрет избирателя, проголосовавшего за выход Великобритании из Европейского Союза, можно охарактеризовать следующим образом. Это представитель рабочего класса или фермерства в возрасте старше 50 лет со средним (или ниже среднего) уровнем дохода, без высшего образования, который проживает в провинциальном городке или сельской местности. Именно эти люди составили ядро электората, обеспечившего победу кампании БгвхИ. Поэтому идея бывшего премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона о том, что референдум предоставит новому поколению право принять решение относительно своего будущего, не нашла практического воплощения.

Следствием референдума стала отставка Д. Кэмерона с поста премьер-министра страны. 13 июля 2016 года королева Елизавета II, в соответствии с конституционной традицией, попросила нового лидера парламентского большинства сформировать своё правительство. Новым премьер-министром Великобритании была избрана Тереза Мэй, бывший министр внутренних дел в кабинете Д. Кэмерона, которая стала второй женщиной в истории после Маргарет Тэтчер на этом посту. Главной задачей нового британского правительства станет юридическое оформление выхода Великобритании из состава Европейского Союза и заключение новых соглашений с Союзом.

Испания

7 июля 2016 года Конституционный суд Испании объявил о несоблюдении общенациональной Конституции королевства правительством Каталонии, создавшим свою собственную налоговую службу. В результате создания в автономии этого ведомства местные предприниматели были поставлены перед выбором: нарушить законы Каталонии путём неуплаты налогов в новую налоговую службу или быть подвергнутыми санкциям за невыполнение обязательств перед общим государственным бюджетом Испании. Суд отметил, что автономная территория Каталония вышла за рамки своей компетенции при организации собственных органов управления в сфере налоговых полномочий. Создание собственного налогового органа в Каталонии ставит под сомнение распределение финансов между государством и автономными регионами. Автономная территория не может принимать на себя больше прав, чем это предусмотрено Конституцией королевства. Надежды на обретение Каталонией собственной конституции не являются достаточным аргументом в пользу модификации распределения полномочий между автономией и центром.

29 июня 2016 года Конституционный суд уже рассматривал вопрос о создании Каталонией другого государственного органа автономии — департамента иностранных дел. По мнению Пленума Суда, создание данного департамента наносит серьёзный ущерб интересам Испании в осуществлении своей внешней политики, создавая для третьих государств затруднения в понимании истинного объёма полномочий испанского государства в его внешних сношениях. Каталония имеет право участвовать в международной деятельности, но только совместно с Испанией, не имея статуса стороны международных договоров. Поэтому департамент иностранных дел автономии может сохранить свой статус в структуре её органов власти, но только при исключении из его наименования словосочетания «иностранных дел». Каталония сохраняет за собой право содействовать защите интересов Каталонии за рубежом и продвигать их, уважая при этом суверенную компетенцию в международных делах испанского королевства как целого.

Колумбия

18 июля 2016 года Конституционный суд Колумбии утвердил двустороннее мирное соглашение, подписанное правящим Президентом Хуаном Мануэлем Сантосом и лидером оппозиционного движения FARC (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejercito del Pueblo) Родриго Лон-доно.

Движение FARC было создано в 1964 году. За время противостояния FARC и правительства Колумбии более 220 тысяч граждан были убиты, 5 миллионов человек вынуждены были переселиться в другие районы страны. В 1998—2002 годах стороны предпринимали попытку проведения переговоров, обернувшуюся провалом. В 2012 году сторонами был начат второй процесс переговоров, девизом которого стало выражение «ничего не решено, пока всё не решено». Соглашение о прекращении огня было подписано 23 июня в Гаване (Куба) в присутствии Президента Кубы и министра иностранных дел Норвегии, представляющих два государства-гаранта. Президенты Венесуэлы, Чили, Генеральный секретарь ООН также приняли участие в церемонии. Соглашение содержит положения об обязательстве прекращения вооружённых нападений сторон, о создании специальных временных зон для размещения вооружённых групп с последующим разоружением в течение 100 дней, а также о необходимости созыва плебисцита в течение месяца со дня утверждения соглашения Конституционным судом. Мир будет утверждён в том случае, если за него проголосует минимум 4 миллиона из 30 миллионов граждан, обладающих избирательным правом. Процесс мирного разоружения будут контролировать наблюдатели ООН и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Действующее правительство восприняло решение Конституционного суда с энтузиазмом, в то время как оппозиция опасается возможности применения силы при организации плебисцита. Кроме того, многие вопросы в соглашении остались нерешёнными, и FARC предлагает правительству вновь вернуться за стол переговоров для обсуждения положения маргинализированных групп: крестьян, фермеров, коренных народов, женщин и афро-колумбийцев. Одним из недостатков согла-

шения международные наблюдатели называют отсутствие в нём чёткого указания на процедуру наказания руководящих лиц, организовавших вооружённые нападения и совершивших преступления против человечества. В соглашении указано, что FARC должны составить полный список подконтрольных им лиц, которые будут амнистированы, за исключением лиц, совершивших тяжкие преступления против прав человека. При этом выдача таких преступников остаётся на усмотрение руководства FARC. Другой недостаток соглашения связан с отсутствием в нём указания на исключительность подобного соглашения между террористической группой и правительством, так как на территории Колумбии действуют и иные вооружённые оппозиционные формирования, которые могут воспринять такое соглашение как прецедент, достойный повторения.

Польша

30 июля 2016 года Президент Польши Анджей Дуда подписал закон о внесении изменений в закон о Конституционном трибунале, подготовленный партией «Право и справедливость».

Представляется, что конституционный кризис, начавшийся в Республике Польша ещё зимой, приближается к концу. Правящая партия «Гражданская платформа» пошла на серьёзные уступки, согласившись с тем, что решения должны приниматься Конституционным трибуналом «простым» большинством, а не 2/3 голосов, как предлагалось ранее. В соответствии с новым законом Трибунал будет состоять из 11 судей, а не из 13, как то предусматривал ранее принятый закон. Кроме того, официальному опубликованию подлежат все решения Конституционного трибунала, которые были приняты им после 10 марта 2016 года. Из проекта было также изъято положение, позволяющее Президенту или Генеральному прокурору именовать дела «особо сложными», что потребовало бы их рассмотрения Трибуналом в полном составе.

Оппозиция отнеслась к новому закону с недоверием, так как решение, которым Трибунал признал неконституционными изменения, внесённые в закон о Конституционном трибунале польским парламентом в декабре

2015 года, было принято как раз 9 марта, то есть раньше того срока, начиная с которого решения Трибунала подлежат официальному опубликованию. Ранее правительство Польши отказалось опубликовать это решение в «Вестнике законов», несмотря на рекомендации и призывы Венецианской комиссии и Еврокомиссии.

11 августа 2016 года Конституционный трибунал Польши признал новую (июльскую) редакцию закона, который регулирует его деятельность, частично неконституционной. При этом противоречащими Конституции были признаны положения статьи 26 новой редакции закона, согласно которым рассмотрение отдельных категорий дел требует присутствия всех 11 судей, а также положения статьи 38, устанавливающие порядок рассмотрения дел в Трибунале.

В настоящий момент в Варшаве ожидают оценки нового закона о Конституционном трибунале — рассмотрение этого вопроса Венецианская комиссия начала в 20-х числах июля в связи с обращением генерального секретаря Совета Европы Ягланда Турбьёрна с просьбой дать оценку недавно принятому закону в срочном порядке. В свою очередь Европейский парламент 4 июля принял решение о проведении дебатов и принятии резолюции по вопросу ситуации в Польше в сентябре, а не в июле, как это планировалось ранее. Предполагается, что предметом резолюции станут кризисная ситуация, сложившаяся вокруг Конституционного трибунала, а также новое законодательство о полиции и вопросы притеснения в Польше общественных СМИ. Премьер-министр Польши Беата Шидло выдвинула предположение о том, что изменение риторики официального Брюсселя в отношении Варшавы напрямую связано с итогами референдума о выходе Великобритании из Европейского Союза и осознанием возрастания влияния Польши на политику Европейского Союза.

Стоит напомнить, что 1 июня 2016 года Еврокомиссия вынесла заключение о состоянии соблюдения в Польше принципа верховенства права. В этом документе действия польского правительства были оценены негативно, а с 27 июля Комиссия перешла ко второму этапу процедуры контроля верховенства права. Первый этап данной процедуры был введён в отношении Польши в январе этого

года, по итогам проведения которого Евроко-миссия приняла рекомендации для Польши относительно верховенства права в связи с кризисом вокруг Конституционного трибунала.

Россия

23 июня 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти». Закон направлен на совершенствование эффективности взаимодействия между государством и гражданином путём широкого использования информационных технологий. Изменения, внесённые в УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, а также в ряд других федеральных законов, устанавливают особенности применения электронных документов в судопроизводстве. Права участников судопроизводства значительно расширяются: они получают возможность направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы, представления и прилагаемые к ним документы в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте суда. Закон предусматривает и обратную связь: лица, участвующие в деле, могут получить судебное решение и другие процессуальные документы в электронном виде по сети Интернет. Также изменения затрагивают вопросы, связанные с порядком использования электронной подписи в уголовном, арбитражном, гражданском и административном судопроизводстве.

30 июня 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"». Законом вводятся требования к уровню профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы. Представителю нанимателя предоставлено право включать в квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской и муниципальной службы требования к специальности, направлению под-

готовки. При этом справочник квалификационных требований формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой.

Кроме того, в качестве условия принятия лица на государственную гражданскую или муниципальную службу установлена обязанность соискателей сообщать о размещении информации о них в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В частности, гражданин, претендующий на замещение должности, обязан уведомлять представителя нанимателя об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в этой сети, на которых была размещена общедоступная информация, а также данные, позволяющие идентифицировать его личность. Государственный гражданский и муниципальный служащий ежегодно предоставляет указанные сведения (за исключением той информации, которая не выходит за рамки исполнения должностных обязанностей) за прошедший календарный год.

3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 323-ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности».

По замыслу законодателя, достижению цели совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности призваны послужить меры, направленные на либерализацию уголовного права. Так, принятый закон заменяет уголовную ответственность на штраф за совершение преступления небольшой и средней тяжести, если лицо совершило преступление впервые, а также возместило ущерб или иным образом загладило причинённый вред.

Кроме того, некоторые деяния, ранее относившиеся к преступлениям небольшой тяжести, частично декриминализированы. В частности, уголовная ответственность за побои теперь наступает лишь в том случае, если деяние совершено в отношении близких лиц, из хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-то социальной группы. За неуплату средств на содержание детей или не-

трудоспособных родителей и за мелкое хищение лицо понесёт уголовную ответственность лишь в случае неоднократного совершения указанных деяний.

6 июля 2016 года Президент России подписал «антитеррористический пакет», состоящий из двух законов, принятых Государственной Думой Российской Федерации и одобренных Советом Федерации в целях осуществления борьбы с терроризмом.

Федеральным законом № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» вводятся два новых состава преступления. В частности, статья 205.6 УК РФ «Несообщение о преступлении» устанавливает уголовную ответственность за несообщение органам власти «о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило» теракт, вооружённый мятеж и некоторые другие преступления. Статья 361 УК РФ «Акт международного терроризма» называет преступными деяния, «подвергающие опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации», а также угрозу их совершения.

Кроме того, законом предусматривается ужесточение санкций за преступления террористической и экстремистской направленности, а также увеличение количества деяний, возраст уголовной ответственности за совершение которых наступает с 14 лет.

Федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» затрагивает целый ряд нормативных правовых актов, как посвящённых непосредственно вопросам противодействия терроризму, так и касающихся деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления, религиозных организаций, а также регулирующих вопросы транспорта, связи и информации.

В целях обеспечения координации по вопросам профилактики терроризма по решению Президента Российской Федерации могут создаваться органы, включающие в себя представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Закон отдельно выделяет перечень полномочий органов местного самоуправления в области противодействия терроризму.

Касаясь вопросов религиозной сферы, закон раскрывает понятие «миссионерская деятельность», а также подробно регулирует аспекты, связанные с её осуществлением.

Изменения затрагивают широкий спектр вопросов, связанных с доступом к информации. Федеральная служба безопасности и Служба внешней разведки в целях выполнения возложенных на них обязанностей получают право безвозмездного доступа к информационным системам и базам данных, находящимся в ведении государственных органов и государственных внебюджетных фондов. Кроме того, в отношении операторов связи закон устанавливает требование хранить звонки и сообщения абонентов до шести месяцев, а информацию о фактах приёма, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков — в течение трёх лет. Обязанность по хранению данных возложена и на организаторов распространения информации в сети Интернет, которые в случае необходимости должны также способствовать декодированию информации по требованию Федеральной службы безопасности. Почтовые операторы, в свою очередь, обязаны применять меры по недопущению пересылки запрещённых законом устройств, предметов и веществ.

28 июля 2016 года Президент России подписал Указ № 375 «О Южном федеральном округе». В соответствии с указом Южный федеральный округ и Крымский федеральный округ преобразуются в единый Южный федеральный округ. Крымский федеральный округ был образован 21 марта 2014 года Указом Президента и изначально создавался как временный, на период интеграции полуострова в Россию. В состав округа входили Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В мае 2000 года был создан Южный федеральный округ, в составе которого находилось 13 субъ-

ектов. Однако в январе 2010 года из его состава выделился Северо-Кавказский федеральный округ, и число регионов Южного федерального округа сократилось до 6. Новый Южный федеральный округ теперь будет состоять из 8 субъектов, а именно: республик Адыгея, Калмыкия и Крым; Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей; Краснодарского края и города федерального значения Севастополь.

Турция

В ночь с 15 на 16 июля 2016 года в Турции была совершена попытка государственного переворота, в ходе которой погибло более 240 человек, около 2 тысяч получили ранения. В Анкаре мятежники разбомбили окрестности президентской резиденции, окружили здание парламента, на которое впоследствии была сброшена бомба, и захватили мост через пролив Босфор в Стамбуле. Путчисты также предприняли попытку захвата стамбульского аэропорта Ататюрк. Как позже отметило правительство, у заговорщиков в распоряжении были 35 самолётов, 37 вертолётов, 74 танка, 246 бронемашин и 3 корабля. Силы мятежников составляли порядка 8 600—8 700 военнослужащих. После обращения Президента Реджепа Эрдогана и премьер-министра Бинали Йылдырыма с просьбой защитить демократический строй сотни людей вышли на улицы в Стамбуле. В Анкаре дать отпор мятежникам пытались десятки тысяч человек. Правительство быстро отреагировало на угрозу: в Стамбул и Анкару были введены танки и самолёты, которые защищали стратегически важные объекты. Социальные сети были заблокированы для доступа пользователей на всей территории Турции. После агрессивного отпора государственной армии мятежники сложили оружие. Несколько турецких военных, принимавших участие в заговоре, бежали на вертолёте в Грецию, где их просьба о политическом убежище была отклонена.

Правительство Турции утверждает, что переворот организовали турецкие военнослужащие, находящиеся под влиянием мусульманского проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США. Президент Турции обратился к Президенту США с требованием о выдаче проповедника. Позже сторонники

Ф. Гюлена опровергли его причастность к мятежу. Однако министр иностранных дел Турции сделал заявление, что от выдачи проповедника будут зависеть дальнейшие отношения Анкары и Вашингтона.

Вскоре после подавления мятежа начались массовые репрессии. Многие военнослужащие были отправлены в отставку, включая 1 223 офицера, 130 генералов и 19 адмиралов (что составляет около 40 % высшего военного командования). Министр иностранных дел доложил об увольнении 88 сотрудников данного ведомства. Правительство издало распоряжения о закрытии 16 телевизионных каналов, 3 новостных агентств, 47 оппозиционных журналистов подверглись аресту. Вскоре после прекращения огня прокуратурой Турции было выдано разрешение на задержание более 3 000 сотрудников прокуратуры и судей, причастных к государственному перевороту. Среди задержанных оказались двое судей Конституционного суда Турции, судьи Верховного суда Турции, члены аппаратов судов, которые обвиняются в причастности к якобы существующей террористической организации FETÖ, основанной на учении Ф. Гюлена. Общее число задержанных составило около 15 тысяч человек.

20 июля распоряжением Президента в Турции введено чрезвычайное положение, которое продлится три месяца и позволит правительству и парламенту принимать нормативные акты, дополнительно ограничивающие права и свободы человека. Лидеры оппозиционных партий поддержали правительство во время попытки переворота, а Президент Реджеп Эрдоган отозвал иски, ранее поданные им в суд на лидеров оппозиции. Парламент Турции одобрил проведение парламентского расследования по делу о попытке государственного переворота. Расследованием займётся специальная комиссия, в которую войдут представители всех четырёх парламентских партий. Турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым заявил, что после попытки государственного переворота необходимо начать работу над внесением изменений в Конституцию страны.

Швейцария

5 июня 2016 года в Швейцарии прошёл общенациональный референдум по ряду

вопросов, наиболее резонансным из которых стал вопрос о введении безусловного базового дохода для граждан Швейцарии независимо от их трудоустройства.

27 января 2016 года правительство Швейцарии одобрило проведение общенационального референдума сразу по пяти вопросам: 1) о введении безусловного базового (или основного) дохода; 2) о внесении изменений в законодательство Швейцарии, определяющее порядок предоставления политического и иного убежища; 3) о народной законодательной инициативе «За общественное благо»; 4) о народной законодательной инициативе «В пользу справедливого финансирования проектов в области дорожной инфраструктуры» и 5) о внесении изменений и дополнений в законодательство Швейцарии в области репродуктивной медицины.

Проект инициативной группы, с 2013 года продвигавшей идею об установлении гарантированного дохода, предусматривает выплату в размере 2,5 тысяч франков в месяц каждому совершеннолетнему гражданину (в том числе безработному), проживающему в Швейцарии, а также выплату в размере 625 франков на каждого ребёнка в семье. На референдум 5 июня, тем не менее, был вынесен вопрос о том, голосуют ли граждане «за» или «против» закрепления в Конституции Швейцарии положения о гарантии безусловного базового дохода без уточнения его конкретной суммы. Хотя идея о введении безусловного базового дохода в той или иной форме обсуждается и в некоторых других странах (Финляндия, Канада), Швейцария стала первой в мире страной, в которой подобный вопрос был вынесен на референдум.

В качестве основных аргументов «против» обозначенного нововведения со стороны швейцарских властей были приведены доводы о внушительных бюджетных расходах на его реализацию и, как следствие, увеличении налогового бремени. Кроме того, отмечались риски снижения уровня мотивации населения к работе, а также роста безработицы в условиях открытого рынка рабочей силы в рамках Европейского Союза, дефицита рабочей силы и снижения производительности труда. Эксперты попутно обращали внимание на то, что введение безусловного базового дохода может нанести ущерб системе социального страхования, поскольку, как изначально

предлагалось инициативной группой, разработавшей проект, гарантированный доход может заменить некоторые социальные выплаты и льготы.

По итогам референдума в поддержку идеи о введении безусловного базового дохода высказались 23,1 % граждан, участвовавших в референдуме, «против» — 76,9 %. Явка на референдум составила 46,3 % от числа граждан, зарегистрированных для участия в референдуме.

По итогам голосования была также отвергнута и народная инициатива «За общественное благо», согласно которой национальные компании, такие как «Swisscom» (национальный оператор сотовой связи), Почта Швейцарии, Федеральные железные дороги Швейцарии (SBB-CFF-FFS), должны были бы больше внимания уделять оказанию услуг «для общественного блага», невзирая на убытки, а заработная плата топ-менеджмента данных компаний не должна была бы превышать зарплату федеральных министров. Отвергнутым оказался и проект, разработчики которого настаивали на более справедливом (в данном случае — целевом) перераспределении транспортных налоговых поступлений на нужды дорожного строительства, предлагая полученные средства направлять только на совершенствование организации дорожного движения, не расходуя их на иные государственные нужды.

Внесение в миграционное законодательство Швейцарии изменений, касающихся ускорения процесса приёма и рассмотрения заявлений о предоставлении убежища, было одобрено. Народную поддержку получил также проект внесения изменений и дополнений в законодательство в области репродуктивной медицины, в частности в Федеральный закон от 18 декабря 1998 года «О репродуктивной медицинской помощи». Нововведения разрешают проведение генетической диагностики эмбриона, созданного путём экстракорпорального оплодотворения, на предмет развития генетических заболеваний до его имплантации в матку матери. Ранее подобная практика была законодательно запрещена. Однако проведение такой предымпланта-ционной генетической диагностики разрешается только для родителей, являющихся носителями серьёзных наследственных заболеваний или не имеющих возможности зачать и

выносить ребенка естественным путём. При этом в ходе диагностики не допускается определение пола ребёнка, его конкретных физических признаков (цвет глаз, рост и т. д.).

Япония

10 июля 2016 года в Японии состоялись парламентские выборы по смешанной избирательной системе. Итоговая явка избирателей составила 54,7 %, что превысило показатель 2013 года лишь на 2 %. Отчасти это связано с понижением возрастного барьера для избирателей с 20 до 18 лет. Большинство мест в верхней палате — Палате советников — закрепила за собой правящая коалиция в составе Либерально-демократической партии (далее — ЛДП, 56 мест) и партии «Новая Комэйто» (13 мест). Лидер победившей коалиции — премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Оставшиеся места достались партии «Осака исин» (7 мест), а также оппозиционным Демократической партии (32 места) и Коммунистической партии Японии (6 мест). Ещё 7 мест были распределены между социал-демократами и самовыдвиженцами. Всего распределению подлежал 121 мандат из 242 парламентских мест. Парламентарии избираются сроком на 6 лет, при этом половина состава парламента переизбирается каждые три года.

После прошедших парламентских выборов в Японии активно обсуждается принятие поправок к действующей Конституции 1947 года. ЛДП, вошедшая в правящую коалицию, в своей повестке дня поставила конституционную реформу на первое место. Общее число мандатов, находящихся в распоряжении коалиции (145 мест по итогам выборов, до их проведения было 135 мандатов), позволяет сформировать квалифицированное парламентское большинство в две трети голосов для проведения конституционного преобразования.

В первую очередь речь идёт об изменении статьи 9 Конституции, которая провозглашает отказ Японии от войны, а также от угрозы или применения любых вооружённых сил. В связи с этим Конституцию Японии называют «пацифистской». ЛДП пропагандирует конституционную реформу с 2005 года, считая статью 9 результатом поражения Японии во Второй мировой войне и введения мирового

порядка, основанного на ценностях победителя. В японских медиа-ресурсах отмечается поддержка большинством населения Японии активной военной политики страны на фоне агрессивного поведения Китая и Северной Кореи. В 2012 году лидер ЛДП, премьер-министр Синдзо Абэ, предлагал принять поправки, возрождающие традиционные семейные ценности, а также восстановить приоритет национальных интересов над правами физических лиц. В настоящее время ЛДП занимается созданием парламентских комиссий для разработки поправок к Конституции, которые в случае их одобрения парламентом должны быть вынесены на референдум. Од-

нако единство внутри ЛДП и её союзников по поводу того, что и как изменить при проведении конституционной реформы, отсутствует, что может стать серьёзным препятствием на пути к принятию проекта поправок.

Ведущая мониторинга: Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Россия), Ярослав Болдинов (Польша), Алексей Бруслик (Великобритания), Ольга Гаврилова (Австралия), Юлия Рудт (Испания, Колумбия, Турция, Япония), Таисия Сидоренко (Австрия), Александра Урошлева (Швейцария), Анна Швец (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.