Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮЛЬ - ОКТЯБРЬ · 2017 ВЕНЕСУЭЛА, ГЕРМАНИЯ, ГРУЗИЯ, ИНДИЯ, ИРАК, ИСПАНИЯ, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮЛЬ - ОКТЯБРЬ · 2017 ВЕНЕСУЭЛА, ГЕРМАНИЯ, ГРУЗИЯ, ИНДИЯ, ИРАК, ИСПАНИЯ, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» – это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача – дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ИЮЛЬ - ОКТЯБРЬ · 2017 ВЕНЕСУЭЛА, ГЕРМАНИЯ, ГРУЗИЯ, ИНДИЯ, ИРАК, ИСПАНИЯ, НОРВЕГИЯ, РОССИЯ, ФРАНЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

001: 10.21128/1812-7126-2017-5-4-14

ИЮЛЬ - ОКТЯБРЬ • 2017

Венесуэла

30 июля 2017 года в Венесуэле прошли выборы в Конституционную ассамблею, которая является учредительным органом, избранным для разработки проекта новой Конституции страны. По итогам голосования все 545 мест заняли члены Патриотического центра — союза политических партий и движений, поддерживающих действующего Президента Венесуэлы Николаса Мадуро.

Правление Президента Мадуро проходит в условиях экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть и несовершенством административного управления. На прошедших в 2015 году парламентских выборах в Национальную ассамблею (однопалатный парламент страны) победили силы оппозиции, что лишь усугубило политический кризис. Для разрешения сложившейся ситуации Мадуро принял решение созвать Конституционную ассамблею.

Согласно Конституции 1999 года, Конституционная ассамблея как учредительный орган созывается по инициативе Президента, Национальной ассамблеи, муниципальных советов или не менее 15 % зарегистрированных избирателей из числа граждан страны (ст. 348) с целью «преобразования государства, разработки нового законодательства и составления новой конституции» (ст. 347). Согласно статье 349 Конституции Президент Венесуэлы не имеет права выступать против конституции, разработанной Конституционной ассамблеей.

1 мая 2017 года Президент Мадуро своим указом назначил выборы в учредительный орган, а 23 мая утвердил порядок их проведения. Согласно указу, Конституционная ассамблея состоит из 545 делегатов, 364 из которых представляют территориальные образования, 173 — различные социальные группы (так называемые «отраслевые» выборы), ещё восемь — индейское население. Для выдвижения кандидатам было необходимо собрать определённое число подписей в свою поддержку (разное количество для разных групп кандидатов). При этом каждый из них должен был выдвигаться в качестве независимого лица, а не представителя от какой-либо партии.

По данным Национального избирательного совета, заявки на регистрацию в качестве кандидата для участия в выборах в Конституционную ассамблею подали более 55 тысяч человек (свыше 35 тысяч от различных групп населения и почти 19 тысяч от территорий). Из них к выборам были допущены более 6 тысяч участников.

Против проведения выборов выступили представители Национальной ассамблеи и генеральный прокурор Венесуэлы. Оппозиция организовала неофициальный референдум, по результатам которого около 7 миллионов жителей страны высказались против проведения голосования. Несмотря на это, Верховный суд Венесуэлы одобрил проведение выборов в Конституционную ассамблею.

30 июля прошло голосование по избранию представителей в новый учредительный орган. По данным Избирательного совета, явка

на выборы составила 8 миллионов избирателей из почти 19 миллионов лиц, допущенных к голосованию (или 41,53 % от общего числа лиц, зарегистрированных для участия в голосовании), что, по заявлению официальных властей, стало рекордным показателем. При этом, по данным оппозиционных источников, явка на выборы была почти в два раза меньше — около 3,7 миллионов граждан, имели место массовые подтасовки результатов выборов, в том числе связанные с электронной системой голосования и электронным методом подсчёта голосов. Оппозиционные силы отказались принимать участие в выборах. День голосования сопровождался массовыми акциями протеста.

Помимо нового учредительного органа, Президента Мадуро поддерживают Верховный суд и представители силовых структур страны. Парламент отказался признавать результаты выборов.

Конституционная ассамблея приступила к работе 4 августа и с тех пор приняла ряд важных политических решений, не связанных с основной целью её избрания: на первом заседании члены Ассамблеи проголосовали за отставку генерального прокурора страны Луисы Ортеги Диас, назначив новым прокурором Тарека Сааба — лидера Движения за Пятую республику (левая социалистическая партия Венесуэлы) и 11 августа единогласно утвердили Николаса Мадуро Президентом Венесуэлы. Это привело к конфликту между Национальной ассамблеей и избранным органом, который закончился роспуском парламента и единогласным принятием на себя Конституционной ассамблеей полномочий законодательной власти. 29 сентября Ассамблея проголосовала за начало суда над лидерами оппозиции по обвинению в государственной измене, которая выразилась в поддержке оппозицией экономических санкций США.

Германия

24 сентября 2017 года в Федеративной Республике Германия состоялись очередные парламентские выборы, по итогам которых были избраны 709 депутатов 19-го Бундестага.

Парламентские выборы в Германии проходят по смешанной избирательной системе. Часть депутатов избирается населением на-

прямую по мажоритарной системе, в рамках которой жители в каждом одномандатном избирательном округе выбирают одного депутата большинством голосов. Другая часть избирается по пропорциональной системе от выдвинутых каждой партией федеральных партийных списков, сформированных на основании поданных от каждой федеральной земли партийных списков.

Одновременно на выборах в парламент действует система «первого» и «второго» голосов. «Первым голосом» избиратель выбирает депутата от одномандатного избирательного округа, а «второй голос» отдаёт за партийный список от определённой партии. Расстановку сил в Бундестаге определяет число поданных за каждую партию «вторых голосов» — именно они решают, сколько мест в будущем парламенте займёт та или иная партия. Далее распределённые для каждой партии места занимают её представители, получившие большинство «первых голосов» в одномандатных избирательных округах. В том случае, если полученное партией количество мандатов больше, чем число избранных от неё представителей, оставшиеся свободные места распределяются в соответствии с партийным списком. В ситуации, когда число избранных по одномандатным округам депутатов превышает количество выделенных партии мандатов, создаются дополнительные места.

Избиратели имеют право посредством «первого» и «второго» голосов разделить свой выбор между разными партиями: проголосовать в одномандатном округе за кандидата в депутаты от одной партии и отдать преимущество другой при голосовании по партийным спискам. Для того чтобы получить место в парламенте партии необходимо набрать не менее 5 % голосов избирателей.

Основной закон Германии не устанавливает фиксированного числа мандатов для Бундестага, поэтому число депутатов всегда зависит от результатов очередных выборов. Новый состав парламента Германии — 709 депутатов — станет самым большим в истории страны.

В прошедших 24 сентября выборах приняли участие 42 партии, 6 из которых смогли преодолеть пятипроцентный барьер. По результатам голосования лидером стала коалиция Христианско-демократического и Хри-

стианско-социального союзов (ХДС/ХСС), возглавляемая Федеральным канцлером Ан-гелой Меркель. ХДС, получивший 26,8 % голосов избирателей и 200 мест в парламенте, ослабил свои позиции по сравнению с предыдущими выборами 2013 года, на которых он получил 34,1 % голосов и 255 мест соответственно. Совместно с ХСС (6,2 % и 46 мандатов) правящая партия смогла заручиться поддержкой 32,9 % голосов и занять 246 депутатских кресел (в парламенте прошлого созыва партия занимала 309 мест из 630). В своей программе коалиция сделала акцент на социальные вопросы, снижение налогов, развитие науки, защиту среды обитания, интеграцию беженцев в немецкое общество.

Второе место заняла Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), лидером которой является бывший председатель Европейского парламента Мартин Шульц, оставивший свой пост ради борьбы за должность Федерального канцлера. За СДПГ отдали свои голоса 20,5 % избирателей, что позволило ей получить в новом составе парламента 153 места (вместо ранее занимаемых 193). Ключевыми пунктами предвыборной программы СДПГ стали вопросы налогового и пенсионного законодательства, гуманная политика в отношении беженцев и обеспечение безопасности государства.

Партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) достались 12,6 % голосов немецких граждан, принявших участие в голосовании, и 93 места в Бундестаге. АдГ была основана в 2013 году, и с тех пор её представители вошли в состав парламентов 12 из 16 федеральных земель, а также смогли получить места в Европейском парламенте. Программа партии включает в себя такие положения, как закрытие внешних границ Европейского Союза, введение жёсткого контроля на границе Германии, строительство лагерей для беженцев за рубежом в целях прекращения потока мигрантов на территорию станы и иные меры, направленные на их выдворение за пределы Германии. Партия настаивает на главенствующей роли традиционной немецкой культуры и отвергает исламскую культуру в качестве составной части немецкого общества, а также является единственной крупной партией в стране, высказывающейся в поддержку БгехИ.

Четвёртой партией, вошедшей в состав Бундестага, стала Свободная демократическая партия (СвДП) с результатом в 10,7 % голосов избирателей. По итогам выборов представители партии получили 80 депутатских мандатов. С момента основания партии в 1949 году и вплоть до 2013 года представители партии входили в состав Бундестага, СвДП неоднократно образовывала коалицию с ХДС или СДПГ, однако потерпела фиаско на прошлых выборах, не преодолев пятипроцентный барьер. Основными постулатами СвДП являются индивидуальная свобода и защита прав граждан, укрепление дружеских связей между государствами Европейского Союза.

Одной из немногих, кто улучшил свои показатели по сравнению с выборами 2013 года стала оппозиционная Левая партия, набравшая 9,2 % голосов. В новом созыве парламента её будут представлять 69 депутатов вместо ранее избранных 64. В своих политических лозунгах «левые» выступают за усиление роли государства в регулировании рыночной экономики, увеличение расходов государства на социальную сферу, повышение минимального размера заработной платы и отказ Германии от участия в военных действиях за рубежом.

Последней партией, прошедшей избирательный барьер, стала «Союз-90/Зелёные» с результатом в 8,9 % голосов избирателей. В новом Бундестаге «зелёные» получили 67 депутатских кресел, что на 4 места больше, чем в парламенте прошлого созыва.

Явка на выборы составила 76,2 % от общего числа лиц, зарегистрированных в качестве избирателей. Данный показатель на 4,7 % превышает явку на выборах 2013 года.

Грузия

26 сентября 2017 года Парламент Грузии на внеочередном заседании принял в третьем чтении поправки к Конституции, закрепившие переход к парламентской форме правления.

Данное решение было принято большинством голосов (117 против 2) членов парламента, а 31 депутат воздержался от голосования. Поправки коснулись вопросов формирования Парламента Грузии, избрания главы государства, статуса судей Конституционного

суда и Верховного суда, статуса прокуратуры и полномочий парламента по рассмотрению ежегодных отчётов прокуратуры о результатах её деятельности, а также статуса омбудс-мена — Народного защитника Грузии.

Работа над проектом осуществлялась специально созданной парламентом Государ -ственной конституционной комиссией, состав которой представлял интересы парламентского большинства, оппозиции, неправительственных организаций, а также органов государственной власти в лице представите -лей Президента Грузии, Совета национальной безопасности, правительства, высших органов судебной власти — Конституционного суда и Верховного суда.

Принятые парламентом изменения устанавливают переход от смешанной избирательной системы, предусматривавшей избрание 77 членов парламента по партийным спискам и 73 членов — из числа выдвинутых кандидатов тайным голосованием, к пропорциональной избирательной системе, в рамках которой парламентарии будут избираться исключительно по партийным спискам. При этом проходной барьер в законодательный орган был снижен с 5 до 3 процентов. Распределение нераспределённых по итогам выборов мандатов будет осуществляться по принципу, согласно которому приоритет при предоставлении мандатов отдаётся одной партии, получившей больше всех голосов на выборах. Ранее нераспределённые мандаты делились между партиями, прошедшими пятипроцентный заградительный барьер пропорционально полученному числу голосов.

Избрание Президента Грузии, согласно новому порядку, предполагает формирование избирательной комиссии в составе 300 избирателей, включая членов парламента, высших представительных органов автономных республик Абхазии и Аджарии и иных избирателей, назначенных соответствующими политическими партиями представительных органов местного самоуправления. Решение об избрании президента принимается квалици-рованным большинством в 2/3 голосов членов избирательной комиссии. Проведение первых косвенных президентских выборов запланировано на 2024 год в условиях функционирования парламента, сформированного по новой пропорциональной избирательной системе. Согласно позиции Венецианской ко-

миссии, представленной во Мнении по проекту Конституции от 16—17 июня 2017 года, переход к косвенной избирательной системе не должен приводить к выбору кандидата, представленного парламентским большинством; решающим фактором, гарантирующим нейтральность и беспристрастность избирательной системы, является политический плюрализм.

Согласно закреплённым в новой редакции Конституции переходным положениям, очередные выборы в парламент в 2020 году будут организованы по системе, действующей до внесения изменений, при этом проходной барьер в законодательный орган для партий составит 3 %. Избрание Президента Грузии в 2018 году на шестилетний срок будет осуществляться непосредственно населением.

Существенные изменения внесены в положения, регламентирующие процедуру вынесения Конституционным судом решения о признании не соответствующими Конституции норм, регулирующих референдум и выборы, и выборов, проведённых или подлежащих проведению на основании этих норм. По новой редакции конституции вынесенное решение должно быть принято судьями единогласно в срок не позднее 7 дней со дня официального опубликования результатов выборов, что, по мнению Венецианской комиссии, является значительным ограничением полномочий Суда по осуществлению конституционного контроля.

Нововведения содержат нормы об увеличении срока полномочий Народного защитника Грузии и установлении квалифицированных процедурных требований при его назначении: в отличие от действовавшего ранее порядка избрания омбудсмена большинством голосов полного состава Парламента Грузии сроком на 5 лет, новые положения предусматривают его избрание квалифицированным большинством в 3/5 голосов членов парламента на 6-летний срок.

Согласно итоговой позиции Венецианской комиссии, проведённая конституционная реформа завершает эволюцию политической системы Грузии в сторону парламентской системы и представляет собой, несмотря на наличие замечаний в отношении некоторых изменений, позитивный шаг на пути к консолидации и совершенствованию конституционного порядка страны на основе принципов

демократии, верховенства права и защиты основных прав.

Индия

22 августа 2017 года Верховный суд Индии вынес решение, в котором признал устную форму развода не соответствующей Конституции.

Верховный суд Индии принял решение большинством голосов (3 против 2) по итогам рассмотрения ряда схожих исковых заявлений от жительниц Индии, оспаривавших соответствие существующего порядка принципу равенства всех перед законом, закреплённому в статье 14 Конституции Индии. При этом состав Суда отражал конфессиональное многообразие индийского населения и включал в себя представителей нескольких религиозных направлений индийского общества — индуизма, христианства, ислама, сикхизма и зороастризма.

Свобода исповедовать, практиковать и распространять религию признаётся фундаментальной ценностью, закреплённой в Основном законе Индии и реализуемой в сферах регулирования общественного порядка, здравоохранения, морали и нравственности. Вместе с тем признание «тройного талака» (исключительного права супруга на односторонний развод в любое время без объяснения причин путём троекратного произнесения формулы развода «талак-талак-талак») частью исторически сложившейся религиозной практики не является достаточным основанием для его безоговорочного применения. Природа данной формы развода предполагает мгновенное прекращение брака без фактической возможности восстановления семейных отношений, что влечёт признание её противоречащей конституционному принципу равенства всех перед законом. Согласно позиции судей, представивших особые мнения, регулирование бракоразводного процесса следует отнести к компетенции органов законодательной власти, учитывающих положения мусульманского права. Практика «тройного талака» может быть признана законным способом прекращения брака лишь до внесения соответствующих изменений в законодательство Индии.

Расторжение брака методом «тройного талака» неоднократно подвергалось критике

и в настоящее время отменено в большинстве стран исламского мира, в том числе в Исламской Республике Пакистан и Народной Республике Бангладеш. Существование данной формы расторжения брака в индийском обществе обусловлено длительным опытом регулирования брачно-семейных отношений в соответствии с различными религиозными традициями, сохранившимися в мусульманских, индуистских и христианских общинах.

Решение высшей судебной инстанции встретило одобрение в обществе. Вместе с тем представители мусульманской культуры оценивают позицию большинства судей как шаг навстречу идее установления единого законодательства о семье и браке, регулирующего отношения лиц различных религиозных групп.

Ирак

25 сентября 2017 года состоялся референдум о независимости Иракского Курдистана (курдского государственного образования в составе Ирака). В поддер-создания независимого государства свои голоса отдали 92,73 % участников референдума.

Референдум по вопросу о независимости Курдского автономного района первоначально планировалось провести в 2014 году, однако он был отложен из-за разногласий между региональным правительством Курдистана и федеральным правительством Ирака по вопросам финансирования и экспорта нефти. В период с 2014 по 2017 годы были предприняты ещё несколько попыток инициации референдума, однако каждый раз его проведение откладывалось, поскольку курды участвовали в операциях против международной террористической организации «Исламское государство» (запрещена в Российской Федерации), в том числе по освобождению города Мосула, захваченного боевиками в июне 2014 года.

В начале апреля 2017 года, когда были проведены успешные операции по освобождению Мосула, правящие политические партии Иракского Курдистана — Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана — объявили о том, что референдум состоится в текущем году. 7 июня Президент Курдистана Масуд Барзани огласил дату проведения референдума.

На референдум был вынесен вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Курдистанский регион и курдские земли за пределами региона стали независимым государством?». Явка на референдум составила 72 % от 8,4 миллионов избирателей, имевших право на участие в голосовании. «За» было отдано 92,73 % голосов. Одной из спорных территорий, на которую претендуют курды являются, в частности, город Киркук и одноимённая провинция (мух-фаза), богатая запасами нефти и природного газа.

Статус Курдистана долгое время являлся и продолжает оставаться спорным. Широкие права курдской автономии закреплены в действующей Конституции Ирака 2005 года. Так, статья 113 Конституции предписывает признавать установившиеся в Курдистане региональную и федеральную власти. Статьёй 137 признаётся курдское законодательство, действующее в регионе с 1992 года.

Правительство Ирака не признало итоги референдума и объявило о закрытии международных аэропортов в регионе. Несогласие с итогами референдума выразили Иран и Турция, прекратившие воздушное сообщение с Курдистаном, а также США. Министерство иностранных дел России высказалось в пользу разрешения конфликта путём проведения переговоров. На данный момент ни одно государство мира не признало независимость Иракского Курдистана.

Испания

1 октября 2017 года в Автономном сообществе Каталония, входящем в состав Королевства Испания, прошёл референдум по вопросу о независимости Каталонии.

Явка на референдум составила 43,03 % от общего числа лиц, обладающих правом на участие в референдуме (или 2 286 217 человек из 5,3 миллионов). На референдум был вынесен вопрос: «Вы хотите, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?». Положительный ответ на него дали 90,18 % участников референдума (или 2 044 038 человек), 7,83 % (или 117 547 человек) высказались против, а 1,98 % опустили в урну для голосования пустые бюллетени.

Начало вопросу о признании за Каталонией независимости положили принятый в

сентябре 2005 года новый устав провинции и заключённое в 2006 году между правительством Испании и Каталонией соглашение, в которых каталонцы определялись в качестве отдельной нации, а Каталонии предоставлялась широкая автономия в налоговой сфере. В течение 2009 и 2010 годов в Каталонии было проведено несколько неофициальных консультативных референдумов по вопросу о независимости автономии, по итогам которых большинство участников высказалось за признание Каталонии независимым государством, однако явка на эти референдумы была низкой. В 2013 году однопалатный парламент Каталонии принял Декларацию о суверенитете Каталонии, которая закрепляла за каталонцами право на самостоятельное определение своего политического будущего.

Попытка провести референдум о независимости провинции предпринималась и в 2014 году, однако тогда она потерпела неудачу. Конституционный суд Испании своим решением признал проведение референдума противоречащим Конституции, поскольку последняя запрещает регионам в одностороннем порядке проводить референдум о суверенитете. При этом Конституционный суд отметил, что право каталонских граждан на самостоятельное определение своей судьбы трактуется как декларативный принцип, не затрагивающий вопрос о самоопределении Каталонии. В том же году парламент Испании отклонил предложение законодательного органа Каталонии о проведении референдума, а после неудачного завершения переговоров между автономией и центром и обращения испанского правительства в Конституционный суд каталонское правительство приняло решение об отмене референдума.

В 2015 году, после проведения парламентских выборов в Каталонии, политические партии, получившие большинство мест в парламенте, приняли резолюцию, устанавливающую, что каталонское правительство связано только законами провинции, и в одностороннем порядке выводящую все решения, принятые каталонским правительством, из-под юрисдикции Конституционного суда Испании.

В сентябре 2017 года парламент Каталонии в рамках ускоренной процедуры большинством голосов принял ещё два закона, одним из которых утверждалась дата проведения референдума о независимости Катало-

нии (1 октября 2017 года), а другим устанавливалась процедура объявления Каталонии независимым государством и создания новой каталонской республики. Правительство Испании по итогам многочисленных переговоров не поддержало инициативу Каталонии, поэтому решение о проведении референдума было принято провинцией в одностороннем порядке без одобрения центра. На следующий день после принятия законов Конституционный суд Испании на чрезвычайном заседании приостановил их действие и предписал правительству Каталонии издать закон об отказе в проведении референдума и опубликовать его в официальной правительственной каталонской газете.

Правительство Каталонии проигнорировало требования Суда и начало подготовку к проведению референдума. За несколько дней до проведения референдума властями Испании был принят ряд мер для нейтрализации материально-технического обеспечения референдума. В день голосования, 1 октября, правительство Испании направило на территорию провинции полицейских, которые опечатывали избирательные участки и разгоняли лиц, пришедших на голосование. Поскольку часть избирательных участков оказалась заблокирована, власти Каталонии разрешили своим гражданам голосовать на любом избирательном участке при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Население Каталонии, выступающее против отделения провинции от центра, бойкотировало референдум.

Власти Испании отказываются признавать законность проведённого референдума, ссылаясь на Конституцию, которая устанавливает, что референдум в Испании назначается королём по предложению председателя правительства, предварительно одобренному Конгрессом депутатов (нижней палатой парламента Испании).

Принятое населением Каталонии решение на данный момент не находит поддержку и у международного сообщества.

Норвегия

11 сентября 2017 года в Норвегии состоялись очередные парламентские выборы, победу на которых вновь одержал консервативный лагерь.

Стортинг, однопалатный парламент Норвегии, состоит из 169 депутатов, 150 из которых избираются по партийным спискам от 19 провинций, а оставшиеся 19 получают «уравнительные» мандаты. Для победы на выборах партии или коалиции необходимо получить 85 мест в парламенте. Проходной барьер в законодательный орган составил 4 %.

Основная борьба развернулась между Норвежской рабочей партией, возглавляющей левоцентристский блок, и Консервативной партией Норвегии, которая входит в правоцентристскую коалицию во главе с премьер-министром Эрной Сульберг. По итогам голосования обе партии ослабили свои позиции в сравнении с выборами 2013 года. Норвежская рабочая партия получила наибольшую поддержку избирателей — 27,4 % голосов (49 мест в парламенте вместо ранее занимаемых 55), однако даже вместе со своими партнёрами по левоцентристской коалиции — Социалистической левой партией (6 % голосов и 11 мест вместо 7) и Партией центра (10,3 % и 19 мест вместо 9) — они в совокупности завоевали лишь 79 мандатов. Социалистическая левая партия и Партия центра стали единственными на этих выборах, кто улучшил свои показатели по сравнению с 2013 годом. Большинство мест в Стортинге, а именно 88, получили депутаты правоцентристского блока, состоящего из 4 партий: Консервативной партии с результатом в 25,1 % голосов (45 мест вместо ранее занимаемых 48), Партии прогресса (15,3 % и 27 мест вместо 29), Христианской народной партии (4,2 % и 8 мест вместо 10) и Либеральной партии «Уе^ге» (4,3 % и 8 мест вместо 9). Партии «Зелёных» и «Красных» не смогли преодолеть четырёхпроцентный барьер и получили по 1 мандату. Всего в выборах участвовали 24 партии, 15 из которых не завоевали ни одного места в Стортинге.

Парламент Норвегии прошлого созыва столкнулся с проблемами в сфере миграции и нефтяной отрасли. В ходе своей предвыборной программы Норвежская рабочая партия обещала способствовать развитию «зелёной экономики», бороться за снижение безработицы и государственных расходов, сокращение неравенства в обществе. Консерваторы, в свою очередь, выступали за реструктуризацию экономики для ухода от нефтяной зави-

симости, ужесточение миграционной политики и сокращение налогов. По итогам первых месяцев работы ведущие партии пришли к согласию по многим вопросам государственной политики, в частности по вопросам о продолжении разведки нефти в Арктике, о необходимости ограничения иммиграционной политики и поддержания тесных связей с Европейским Союзом. Обе партии предложили схожие программы действий в области финансов, проведения пенсионной и налоговой реформ.

Одной из отличительных особенностей норвежских выборов является традиционно высокая степень доверия к ним со стороны населения. Явка на выборы составила 77,6 %, что тем не менее на 0,7 % ниже, чем в 2013 году. На выборах 2017 года все бюллетени были пересчитаны вручную как минимум один раз, а голосование через Интернет не проводилось, поскольку этот эксперимент ранее был признан неудачным.

По традиции открытие новой сессии Стортинга и формирование нового коалиционного правительства относится к компетенции Короля Норвегии.

Россия

10 сентября 2017 года в Российской Федерации прошёл единый день голосования. В этот день было проведено 5 810 избирательных кампаний различного уровня и 242 референдума местного уровня в 82 субъектах Российской Федерации, а также состоялись выборы глав 16 субъектов Федерации, выборы депутатов 6 законодательных органов государственной власти в субъектах России и дополнительные выборы в Государственную Думу по 2 одномандатным округам.

Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации прошли в пяти республиках (Бурятия, Карелия, Мордовия, Марий Эл и Удмуртская Республика), Пермском крае, девяти областях (Белгородская, Калининградская, Кировская, Новгородская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Томская, Ярославская) и городе федерального значения Севастополе. При этом в шести субъектах из 16 выборы глав регионов носили досрочный характер. Наименьший процент явки на выборы был зафиксирован в Томской

области (25,77 %), а Республика Мордовия стала лидером по количеству избирателей, принявших участие в голосовании (81,96 %). Средний показатель явки на выборы глав субъектов 2017 года равняется 40 %. За каждого избранного кандидата на пост главы субъекта отдали свои голоса не менее 60 % лиц, принявших участие в голосовании. В Калининградской и Рязанской областях, Пермском крае, республиках Бурятия, Марий Эл и Мордовия этот показатель превысил 80 %.

Дополнительные выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам состоялись в Брянской и Ленинградской областях. По результатам голосования депутатом от Брянской области был избран представитель партии ЛДПР, набравший 52,03 % голосов избирателей при явке в 35,97 %. Представлять Кингисеппский одномандатный избирательный округ от Ленинградской области в Государственной Думе теперь будет член партии «Единая Россия», за которого свои голоса отдали 61,58 % избирателей при явке 24,61 %.

Шесть субъектов Российской Федерации, в число которых входят Республика Северная Осетия — Алания, Удмуртская Республика, Краснодарский край, Пензенская, Саратовская и Сахалинская области, провели выборы в парламенты субъектов. Во всех субъектах проходной барьер в законодательный орган составил 5 %. В пяти из них (кроме Северной Осетии — Алании) выборы проходили по смешанной избирательной системе. По результатам выборов в этих субъектах победу одержали представители партии «Единая Россия», второе место стабильно занимает КПРФ, а третье — ЛДПР. Северная Осетия — Алания для проведения выборов использовала пропорциональную избирательную систему. Результаты выборов в республике отличаются от показателей остальных субъектов. Хотя лидером прошедших выборов в республике также стала партия «Единая Россия», вторыми идут «Патриоты России», а третьими — представители парии «Справедливая Россия». Именно здесь был зафиксирован наибольший процент явки на выборы (58,97 %). В Республике Адыгея прошли косвенные выборы главы республики путём проведения тайного голосования в законодательном органе.

В Республике Саха (Якутия) 10 сентября прямым голосованием был избран глава административного центра субъекта — города Якутска. Также в рамках единого дня голосования состоялись выборы в 11 представительных органах административных центров субъектов по пропорциональной, мажоритарной и смешанной избирательным системам.

Более 5 тысяч выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления состоялись на местном уровне. В республиках Карелия, Чувашия, Алтайском и Пермском краях, Кировской и Самарской областях были проведены 242 местных референдума, на которых гражданами были приняты решения по различным вопросам местного значения.

Франция

24 сентября 2017 года во Франции прошли очередные частичные выборы в Сенат. По результатам голосования большинство мест в верхней палате французского парламента заняли кандидаты от правоцентристской оппозиционной партии «Республиканцы».

В соответствии со статьёй 24 Конституции Пятой республики Сенат, верхняя палата парламента, избирается на косвенных выборах, обеспечивающих представительство административно-территориальных объединений Франции, включая представительство граждан страны, постоянно проживающих за пределами Франции. С 2011 года действующее законодательство предусматривает, что Сенат обновляется наполовину от общего количества мест (348), в две серии, каждые три года путём непрямого голосования с участием так называемых «больших избирателей» (избирательной коллегии) — членов муниципальных советов, мэров городов, советников органов регионального и департаментского уровней. При этом все зарегистрированные избиратели должны проголосовать на выборах, а за отказ отдать свой голос законодательством предусмотрен денежный штраф.

Выборы 24 сентября касались серии 1, в рамках которой избираются представители от 38 департаментов Французской метрополии (европейской территории Франции), пяти заморских департаментов и одного административно-территориального образования с осо-

бым статусом (Новая Каледония), а также одного избирательного округа, закреплённого за французами, проживающими за рубежом. Для участия в выборах было зарегистрировано 76 359 избирателей, которые выбирали 170 сенаторов из почти двух тысяч зарегистрированных кандидатов. Основными политическими силами, вступившими в борьбу за сенаторские места, стали: правоцентристская партия «Республиканцы» и составляющий с ней группу большинства «Центристский союз», социалистический блок партий и партия Президента Франции Эммануэля Макрона «Вперёд, республика!». Также участие в выборах приняла крайне правая партия «Национальный фронт», которая была представлена в Сенате двумя членами.

По результатам выборов убедительную победу одержали «Республиканцы», получившие 53 сенаторских места (всего «Республиканцы» теперь имеют 145 представителей в Сенате, что на 5 человек больше, чем было у них до выборов). Среди них нынешний председатель Сената Жерар Ларше, который подтвердил свой мандат на новый срок. Ближайшие союзники «Республиканцев» — центристы — получили 19 мест (всего в Сенате — 49 мест, что на одно место меньше). Вторую по численности группу в Сенате продолжает занимать социалистический блок: Социалистическая партия получила 46 мест, Французская коммунистическая партия — 16 мест, Европейское демократическое и социальное собрание — 7 мест. В общей сложности социалистический блок теперь имеет 114 сенаторских мест (против 120, имевшихся до выборов). Группа «Независимые» получила 9 сенаторских мест (всего в Сенате — 11). «Национальному фронту» не удалось изменить своё положение в Сенате, у них осталось два представителя, и они также ввиду малочисленности не смогли сформировать отдельную фракцию. 5 сенаторов формируют группу, не принадлежащую ни к одной фракции. По результатам выборов в Сенат одно место осталось не распределённым.

Партия «Вперёд, республика!» по итогам выборов получила 19 сенаторских мест. Вместе с ранее примкнувшими к ней сенаторами теперь у партии будет 21 представитель в Сенате. Несмотря на победу партии Президента на выборах в нижнюю палату — Национальную ассамблею (360 мест из 577) — такие ре-

зультаты для партии сторонников Президента вполне объяснимы. Дело в том, что партия «Вперёд, республика!» была образована в 2016 году, в то время как основная волна выборов в муниципалитеты, от которых в основном избираются сенаторы, прошла в 2014 и 2015 годах. Именно поэтому на данный момент у партии нет представителей в муниципальных и региональных органах управления. Такое количество мест в Сенате в будущем может помешать Макрону заручиться гарантированным конституционным большинством в 3/5 от состава обеих палат парламента, необходимым для внесения поправок в основной закон республики (для этого партии «Вперёд, республика!» необходимо было набрать минимум 40—50 мест).

Швейцария

24 сентября 2017 года в Швейцарии прошёл общенациональный референдум по вопросам о продовольственной безопасности, пенсионной реформе и повышении ставки налога на добавленную стоимость.

С предложением дополнить текст Конституции Швейцарии новой статьёй 104а, закрепляющей обязанности федерального центра в сфере обеспечения продовольственной безопасности, согласились почти 2 миллиона человек (или 78,7 % от общего числа лиц, принявших участие в референдуме). По словам Йоханна Шнайдер-Аммана, главы Департамента по экономическим вопросам, образованию и исследованиям Федерального правительства Швейцарии, продовольственная безопасность — это возможность в любой момент приобретать продукты питания в достаточном количестве, надлежащего качества и по доступным ценам. Так, народная законодательная инициатива «За безопасность питания и суверенитет в сфере снабжения» и принятая на референдуме статья Конституции направлены на обеспечение развитой сельскохозяйственной производительной базы, адаптацию производства продовольственных товаров под местные условия, ориентацию сельского хозяйства на потребности рынка и бережное отношение к ресурсам и продуктам питания.

Резонанс в обществе вызвали взаимосвязанные между собой вопросы о пенсионной

реформе и о повышении ставки налога на добавленную стоимость. Напомним, что последняя удавшаяся пенсионная реформа в Швейцарии имела место в 1997 году. С тех пор на протяжении 20 лет все попытки реформировать пенсионную систему оставались безуспешными.

Пенсионная система Швейцарии основана на «трёх опорах», в число которых входят: государственное и пенсионное страхование, трудовая накопительная часть пенсии и частное пенсионное добровольное страхование. На референдум 24 сентября выносился проект нового порядка финансирования «первой опоры», предусматривающий повышение сумм отчислений работников и работодателей на 0,3 %. Кроме того, предполагалось, что в бюджет «первой опоры» будут направляться 0,3 % от собранной в стране суммы НДС при двухэтапном повышении ставки НДС на 0,6 % до 2021 года. В ходе реформы планировалось повысить пенсионный возраст для женщин с 64 до 65 лет, и тем самым уравнять его с пенсионным возрастом для мужчин, а также сделать более гибким порядок выхода на пенсию. По замыслу инициаторов реформы в рамках такого порядка лицам предоставлялась бы возможность уходить на пенсию в возрасте от 62 до 70 лет. При этом граждане, ушедшие в возрасте 65 лет, получали бы пенсию в размере 100 %, до 65 лет — в меньшем размере, а проработавшие после достижения пенсионного возраста — в большем.

По мнению Федерального правительства Швейцарии, предлагаемая реформа позволила бы в условиях «демографического поворота» — уменьшения количества работников при увеличении количества пенсионеров — не беспокоиться о финансировании «первой опоры» до 2030 года.

Против проведения пенсионной реформы проголосовали 52,7 % швейцарских граждан. Вопрос о повышении ставки НДС отклонили 50,05 % участников референдума, кроме того, по данному вопросу не было получено одобрение требуемого большинства кантонов. Явка на референдум составила 46,7 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в Швейцарии отмечается рост средней продолжительности жизни для мужчин и женщин с 68 и 74 лет до 80 и 84 лет соответственно. В ближайшие не-

сколько лет на пенсию выйдет послевоенное поколение, и если раньше на одного пенсионера приходилось по пять работников, то теперь — только три.

Председатель молодежной организации Социал-демократической партии Швейцарии Тамара Фуничелло объясняет неудачу реформы тем, что проект изначально не имел поддержки основных «левых» сил и женщин, а потому был обречён на поражение. Противниками реформы выступили Либеральная партия и Швейцарская народная партия, которые считали, что программа реформы недостаточно проработана и не позволит решить стоящие перед ней задачи. Кроме того, многие из них высказывались против повышения пенсионного возраста для женщин.

Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участво-

вали: Сергей Афанасьев (Венесуэла, Франция), Елена Ильина (Германия, Испания, Россия), Таисия Сидоренко (Грузия, Индия), Мария Соловьёва (Норвегия, Швейцария), Александра Урошлева (Ирак).

Библиографическое описание: Мониторинг конституционных новостей: июль — октябрь 2017 года // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 5 (120). С. 4-14.

Constitutional watch

July - October 2017

Citation

(2017) Monitoring konstitutsionnykh novostey: iyul' - oktyabr' 2017 goda [Constitutional watch: July - October 2017]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie, no. 5, pp. 4-14. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.