УДК 159.923.7
Charkova M.N. MONITORING OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A SPECIALIST IN CONDITIONS OF HIGH SCHOOL. The work is devoted to the monitoring of basic cognitive processes and positive motivation in the process of development and formation of a specialist in conditions of high school. The high level of development of cognitive processes, provides professional competence of the personality and high productivity of a specialist.
Key words: cognitive development of the personality, monitoring, modern educational space, positive motivation, professional competence.
М.Н. Чаркова, канд психол. наук, доц. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются актуальные вопросы мониторинга основных когнитивных процессов и позитивной мотивации в процессе развития и формирования специалиста в условиях высшей школы. Высокий уровень развития когнитивных процессов, обеспечивает профессиональную компетентность личности и высокую продуктивность деятельности специалиста.
Ключевые слова: когнитивное развитие личности, мониторинг, современное образовательное пространство, позитивная мотивация, профессиональные компетенции.
Когнитивное развитие личности относится к числу наиболее актуальных проблем современной психологии. Формирование творческой личности, стремящейся к познанию мира, самого себя, невозможно без целенаправленного развития основных когнитивных процессов, таких как внимание, память, мышление и позитивной мотивации. В свою очередь аттенционные, мне-мические и мыслительные процессы составляют основу интеллектуальности личности и, в конечном счете, образуют фундамент высококвалифицированного специалиста. Изучение особенностей генезиса когнитивных процессов и мотивации становится актуальным в настоящее время в связи со значительными изменениями в обществе, связанными с современным уровнем производства, его информатизацией и технотизацией [1]. Перед образованием встают задачи по развитию когнитивных возможностей формирующейся личности, т.к. без высокого уровня развития и формирования когнитивных процессов невозможна высокая продуктивность в любой сфере профессиональной деятельности специалиста.
Переход высших учебных заведений на двухступенчатое образование, связан в первую очередь, с тем, что современное образовательное пространство стремится достичь максимально высокого качества профессиональной подготовки специалистов. Так как, субъектом образовательной деятельности является личность, следовательно, ее профессиональное становление как высококвалифицированного специалиста относится к числу наиболее актуальных социальных, психолого-педагоги-ческих проблем современного образовательного пространства.
Важнейшей проблемой личностно-ориентированного подхода к реализации государственного образовательного стандарта в системе высшего профессионального образования современных вузов, является развитие творческой самостоятельности и позитивной мотивации будущего специалиста. В связи с этим появляется необходимость психологического сопровождения в виде мониторинга качества подготовки высококвалифицированного специалиста на всех этапах когнитивно-профессионального становления личности студента, начиная с абитуриента и заканчивая выпускником вуза.
Под психологическим сопровождением мы представляем мониторинг образовательного процесса как систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных це-леполаганием учебно-воспитательного процесса, динамики усвоения учебного материала и при необходимости коррекции личностно-профессионального становления специалиста высшей школы. Иначе говоря, мониторинг - это регулярное отслеживание развития усвоения профессиональных знаний, умений, навыков в процессе обучения и обеспечение социально-психологической безопасности образовательного пространства и психического здоровья студентов.
Рассматривая особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта проблема многогранна и в нашей стране рассматривается исследователями в самых различных аспектах. Однако все же можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы,
в большинстве своем они представлены контролирующими, обучающими и воспитывающими функциями.
Исследование традиционных методов контроллинга показал, что при контроле знаний не устанавливается единых, общепринятых норм, целей, которые нужно достичь в процессе профессионального образования [2]. Другим таким же фактором является субъективность оценки профессиональных знаний, умений и навыков, которая связана с недостаточной разработкой методов контроля системы профессиональных компетенций. Применяемые в образовательном пространстве преимущественно тестовые и другие методы и формы контроллинга имеют свои преимущества и недостатки, свою ограниченность. В связи с тем, что имеют место некоторые нерешенные вопросы, негативные моменты процесса мониторинга профессиональной подготовки в образовательных учреждениях высшей школы, эта проблема является актуальной, которую необходимо решать [3].
Общеизвестно, что успешность обучения в вузе, иначе говоря, качество подготовки высококвалифицированных специалистов, в большей степени обеспечивается достаточно высоким уровнем развития когнитивных процессов, в частности, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др. В свою очередь когнитивное развитие личности лежит в основе профессиональных компетенций будущего специалиста любого направления. Перед высшим образованием встают задачи по развитию и формированию когнитивных возможностей личности, т.к. без высокого уровня когнитивного развития невозможна высокая продуктивность в любой сфере личностно-профессиональной деятельности.
Реалии, влияющие на когнитивное становление личности в современном образовательном пространстве, обусловлены следующим:
- современный уровень цивилизации характеризуется многофункциональными информационными системами, что требует от личности высокого уровня развития основных когнитивных процессов, мнемического и мыслительного;
- утверждение приоритета когнитивного развития личности вызвало новое креативное мышление и потребовало определенных изменений в подходе к развитию когнитивной сферы личности;
- множество образовательных технологий, проектов и практик, находящиеся в распоряжении современной высшей школы сегодня не являются достаточными для формирования профессиональной компетенции и интеллектуального развития личности, но и неразработанности региональных социально-психологических подходов к формированию когнитивной и мотивационной сфер будущего специалиста. Таким образом, современный социум требует высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем когнитивного развития личности и с сформированной позитивной профессиональной мотивацией.
Последние эмпирические данные среди студентов первого курса, говорят не в пользу высокой эрудированности, широты познавательно-профессиональных интересов, высокого уровня логических операций, креативности и дивергентности мысли-
тельных процессов и наконец позитивной профессиональной мотивации. Однако, при недостаточности развития указанных качеств, у студентов возможна компенсация, за счет повышенной мотивации или хорошей работоспособности, усидчивости, высокого уровня притязаний, тщательности и аккуратности в учебно-профессиональной подготовке. Поскольку имеет место предел, где не срабатывают компенсаторные механизмы, студент может быть отчислен из-за академической неуспеваемости [3].
Мы считаем, что мониторинг уровня развития профессиональных компетенций, в том числе основных когнитивных процессов и определение индивидуально-типологических особенностей личности на первоначальном этапе обучения в вузе, позволит выявить студентов попадающих в группу риска, с которыми необходима отдельная, индивидуальная работа. Особенно пристальное внимание требует к себе студент-первокурсник, в период адаптации, который у каждого студента носит индивидуальный характер. В связи с этим в современных вузах актуализируются задачи мониторинга уровня знаний абитуриентов, которые связаны не только с выявлением уровня развития основных когнитивных процессов но и личностных особенностей,
что позволит раннее выявление студентов с высоким уровнем риска успеваемости [4]. Нам представляется, что современный социум требует особенно тщательного планирования воспитательной работы в высшей школе, так как современному обществу необходимы специалисты не только с высоким качеством профессиональных знаний, умений, навыков, но и с высоким личностным духовно-нравственным потенциалом.
Перед вузами поставлены задачи методологических и технологических решений повышения качества образования. С нашей точки зрения, необходимо разработать программы социально-психологической поддержки студентам в рамках воспитательной работы вуза, и другие целевые программы развития и формирования профессиональных компетенций студентов разных направлений и специальностей.
Нам представляется, что работа над моделью современного выпускника бакалавриата и магистратуры, повышение качества их всесторонней подготовки как высококвалифицированных специалистов, невозможна без мониторинга когнитивного развития личности на всех этапах ее профессионального становления.
Библиографический список
1. Чаркова, М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности. - Абакан, 2001.
2. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «Учитель-ученик» / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. - М., 2000.
3. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. - М., 1999.
4. Чаркова, М.Н. Психотехнологии когнитивного развития личности. - Новосибирск, 1999.
Bibliography
1. Charkova, M.N. Motivaciya kak faktor kognitivnogo razvitiya lichnosti. - Abakan, 2001.
2. Kaljneyj, V.A. Tekhnologiya monitoringa kachestva obucheniya v sisteme «Uchitelj-uchenik» I V.A. Kaljneyj, S.E. Shishov. - M., 2000.
3. Matros, D.Sh. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novihkh informacionnihkh tekhnologiyj obrazovateljnogo monitoringa I
D.Sh. Matros, D.M. Polev, N.N. Meljnikova. - M., 1999.
4. Charkova, M.N. Psikhotekhnologii kognitivnogo razvitiya lichnosti. - Novosibirsk, 1999.
Статья поступила в редакцию 25.04.12
УДК 159
Chukhrova M.G., Belobrykina O.A., Kolyhnevich V.V. FALSITY SYMPTOM COMMUNICATION AS A COMPONENT OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS. The article discusses some of the components of symptom communicative personality traits and their relationship with a tendency to lie, which is identified with the author's questionnaire.
Key words: lies, deceit, communicative personality traits.
М.Г. Чухрова, О.А. Белобрыкина, В.В. Колыхневич, ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ЛЖИВОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ СИМПТОМОКОМПЛЕКСА КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются некоторые компоненты симптомокомплекса коммуникативных особенностей личности и их взаимосвязь со склонностью ко лжи, которая идентифицируется с помощью авторского опросника. Ключевые слова: ложь, лживость, коммуникативные особенности личности
О природе, сущности и генезисе феномена лжи в современной научной литературе ведутся напряженные дебаты, и существует множество нерешенных вопросов. Одни исследователи [1] высказывают мнение о том, что речь идет о феноменологическом статусе личности, другие [2; 3] указывают на различные психологические проблемы, как первичные, так и вторичные, третьи [4; 5] считают лживость симптомом серьезного расстройства (при алкоголизме, наркомании и пр.). Лживость как черта личности, по определению П. Экмана, это умолчание (тайна) и искажение (ложь), которая включают в себя эмоциональный компонент [6]. Автор детально анализирует различные составляющие лжи, кроме умолчания и искажения: сообщение правды в виде обмана; полуправда; недосказанность. Его работа «Психология лжи» получила признание в качестве фундаментального исследования. Ложь он трактует «как обман, как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды» [6, с. 28].
Следует отметить, что при всей распространенности данного явления в социальной действительности, академическая психология во всем многообразии ее областей, только приближается к изучению феномена лжи. В отечественной психологии на сегодняшний день практически отсутствуют исследования специфики и места лживости в симптомокомплексе коммуникативных особенностей личности. Под симптомокомплексом понимается совокупность закономерным образом взаимосвязанных особенностей личности (свойств, характера и пр.). «Симптомоком-плексы образуют индивидуальную структуру определенного человека» [7, с. 264].
Пилотажное исследование места лживости в симптомоком-плексе коммуникативных особенностей личности проводилось в течение 2011-2012 г.г. на выборке, состоящей из 90 испытуемых в возрасте от 14 до 17 лет. В комплекс исследования коммуникативных особенностей личности вошли следующие методики: методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко); методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); методика диагнос-