СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Чурилина Ирина Николаевна,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
доцент кафедры, кандидат экономических наук,
Егорова Елена Владимировна,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
доцент кафедры, кандидат педагогических наук,
Чуклина Нина Михайловна,
Детско-юношеский творческий центр «Васильевский остров»,
директор, кандидат педагогических наук,
МОНИТОРИНГ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены результаты опроса родителей, учащихся и педагогов Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского творческого центра «Васильевский остров» (ДЮТС «Васильевский остров») по оценке удовлетворенности качеством образования с целью выявления актуальных потребностей субъектов образовательного процесса в дополнительном образовании детей, представлен опыт по проведению такого исследования за период 2015-2017 гг. Ключевые слова:
оценка качества образования; образовательное учреждение; мониторинг; конкурентоспособность; дополнительное образование.
В современных рыночных условиях при постоянно возрастающих ожиданиях и требованиях потребителей конкурентоспособность образовательных учреждения (ОУ) является одним из основных критериев их успешного функционирования и развития. Необходимость оценки и поддержания конкурентоспособности требует от экономических субъектов проведения анализа протекающих на рынке процессов с целью обеспечения качественного удовлетворения потребительского спроса.
Изменение социокультурной среды ОУ заставляет постоянно контролировать ситуацию и вносить соответствующие коррективы в деятельность учреждения, что позволяет сохранять и укреплять конкурентные позиции, тем самым повышая их конкурентоспособность.
Значимый вклад в развитие данной проблематики внесли такие российские и зарубежные ученые, как Р.Н. Авербух, В.В. Вертиль, Е.Н. Геворкян, Е.Н. Жильцов, В.Ю. Калачев, А.П. Панкрухин, М.Г. Подопригора, И.Б. Романова, Ю.Б. Рубин, М.И. Скаржинский, Ф.Ф. Стерликов, А.И. Субетто, В.В. Чекмарев, Р.А. Фатхутдинов, Л.И. Якобсон, И. Ансофф, Г. Беккер, Р. Даве, П. Друкер, Ф. Котлер, П. Ленгранд, Т. Шульц и др.
Конкурентоспособность ОУ - это его способность быть выделенным среди других ОУ в силу наилучших социально-экономических показателей. В качестве таких показателей могут быть рассмотрены: качество обучения, цена, формы и методы обучения, условия, месторасположение, престиж, реклама и др. [10].
Конкурентоспособность ОУ определяется его конкурентными преимуществами. Факторы конкурентного преимущества ОУ подразделяются на внешние и внутренние:
• внешние задают формальные правила деятельности ОУ на данном региональном, национальном или мировом рынке (не поддаются воздействию со стороны ОУ, но их необходимо учитывать в оценке конкурентоспособности образовательных услуг вуза и выборе конкурентной стратегии);
• внутренние, почти целиком определяемые руководством организации, - это возможности ОУ по обеспечению собственной конкурентоспособности.
Задача ОУ заключается в том, чтобы на основе анализа факторов внешней среды преобразовать внутренние факторы в реальные конкурентные преимущества в виде конкурентоспособной продукции (услуги).
Рассмотрим факторы конкурентоспособности ОУ, представленные на рисунке 1:
Рис. 1. Структура факторов, определяющих конкурентоспособность ОУ [9]
Таким образом, одним из факторов, определяющих конкурентоспособность ОУ, является качество образовательной услуги.
Оценка качества образования является одной из важнейших задач развития системы образования Российской Федерации. Мониторинг образования позволяет выявить образовательные потребности детей и
родителей, определить проблемные зоны и зоны перспективного роста. Особая роль в мониторинге отводится независимой оценке качества образования, которая оказывает существенное влияние на разработку, обновление образовательных программ и создает условия для осознанного выбора семьями программ для обучения своих детей [3]. Такой подход позволяет повышать степень открытости системы образования обществу, способствует усилению адаптации образовательных учреждений к меняющимся вызовам и регулируется на основе нормативных актов [5-7].
С 2015 года ДЮТЦ «Васильевский остров» принимает участие в городском согласованном исследовании по оценке качества образования для выявления актуальных потребностей субъектов образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Необходимость участия в городском согласованном исследовании обусловлена тем, что для определения приоритетов развития важно иметь достоверную информацию о тенденциях в изменении спроса на образовательные услуги в региональной модели дополнительного образования детей.
В рамках данного исследования в г. Санкт-Петербурге в период с 2013 по 2017 год разработана общая модель оценки качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, где под образовательным процессом понимается целенаправленное, планомерное, систематическое взаимодействие педагога с детьми, решающее задачи обучения, воспитания и развития личности, выстроенное в определенных организационных формах. Под результатом образовательного процесса понимаются объективные изменения, проявляющиеся на уровнях личности ребенка и педагога, системы отношений, педагогического процесса (технологий, логики), содержания (образования, воспитания, развития). В качестве результативности образовательного процесса рассматривается соотношение достигнутых и ожидаемых результатов образовательного процесса. Основополагающим аспектом построения модели результативности здесь является соотношение субъективных и объективных изменений в образовательном процессе, влияющие на образовательный результат. Но поскольку образовательный процесс - это всегда субъект-субъектные отношения, модель результативности образовательного процесса представлена в виде схемы, где пересекаются два поля результативности «ребенка» и «педагога» (см. рисунок 2).
Пересечение полей рождает взаимодействие, в котором возникают разнообразные образовательные результаты, составляющие уникальный комплекс (точка ЯО). Условно можно говорить о том, что в данной точке «сходятся» результативность деятельности ребенка и результативность деятельности педагога, так как влияние этих полей взаимно.
На уровне субъективных изменений пересечение полей ребенка и педагога формируют определенную систему взаимоотношений и оказывают влияние на вид достижений ребенка, который отражает его собственную успешность.
дополнительного образования детей
Система отношений дает субъективные изменения, которые можно увидеть через изменения в мотивационной сфере, через изменения Я-концепции, ценностных (для ребенка) и профессиональных (для педагога) ориентаций, через формирование и развитие компетенций. Субъективные изменения можно отследить, используя психолого-педагогический диагностический инструментарий. И можно говорить о том, что эти изменения могут являться самостоятельным образовательным результатом.
Пересечение полей результативности деятельности ребенка и педагога на уровне объективных изменений в модели позволяет увидеть индивидуальный результат деятельности ребенка через его опыт освоения теории, практической деятельности, опыт творчества, опыт социально значимой деятельности и индивидуальный результат деятельности педагога через стабильность состава детского коллектива, программно-методическое обеспечение образовательного процесса, через участие в педагогических и профессиональных конкурсах, через включенность родителей в образовательном процессе; с другой стороны, на уровне объективных изменений пересечение полей результативности ребенка и педагога дает нам достижения учащихся.
В ходе городского исследования было установлено, что взаимодействие системы отношений, складывающихся в образовательном процессе, и достижений учащихся дает ту самую результативность образовательного процесса. Совершенно очевидно, что данная модель позволяет наглядно увидеть невозможность применения одних и тех же методов оценки результативности различных образовательных процессов, а также невозможность сравнения образовательных результатов в одном направлении деятельности в учреждении дополнительного образования детей [8].
Данные идеи также заложены в основу мониторинга качества системы дополнительного образования г. Санкт-Петербурга и позволяют дальше исследовать специфику факторов, оказывающих влияние на деятельность учреждений системы.
Так, в 2015/16 и 2016/17 учебном году в ДЮТЦ «Васильевский остров» был проведен сравнительный анализ (см. рисунок 2), в ходе которого получены результаты, свидетельствующие о том, что в целом дети и родители удовлетворены качеством образования в ДЮТЦ «Васильевский остров». Однако проведение анализа затруднялось в связи с изменением основных форм анкетирования. В ходе исследования в течение 2-х лет приняли участие 435 (17,4%) родителей и 165 (6,6%) учащихся. Кроме того, изучалось мнение педагогов (приняли участие 67 человек - 53%), которое являлось индикатором, позволяющим проводить корреляцию мнений участников опроса, поскольку родители фактически не обладают информацией о порядке организации образовательного процесса внутри учреждения и детского объединения, а основывают свои выводы о деятельности ДЮТЦ «Васильевский остров» (в частности о материальном оснащении занятий) на мнении своих детей.
500
219
Количество респондентов
с 2015/2016 Ш 2016/2107
130
216
135
35
32
Родители
Учащиеся
Педагоги
Рис. 3. Количество респондентов исследования (по годам)
В исследовании были получены следующие общие результаты:
• при выборе детского объединения родители ориентируются часто на интересы ребенка, а не на образовательные потребности, которые осознаются примерно с 12-13 лет. Интерес ребенка, в силу психофизиологических особенностей развития личности, не может носить абсолютно устойчивый характер, поэтому родители являются опосредованными потребителями образовательных услуг;
• родители как участники образовательного процесса ориентируются на два важнейших параметра: безопасность, которая определяется близостью расположения учреждения к дому, сформированностью системы контроля и финансовую доступность занятий;
• содержание занятий и личность педагога являются определяющими факторами, поддерживающими образовательный интерес ребенка, а значит, и влияющими на становление его образовательных потребностей. Анализ полученных результатов показал, что у учащихся и родителей ДЮТЦ «Васильевский остров» в целом сформировано положительное отношение к ОУ, разница ответов респондентов в начале и конце анализируемого периода составляет 1-3%, что является допустимой погрешностью (см. рисунок 4).
Что нравится в учреждении
200%
150% 100% 50% 0% 21,5% 20,0% 18,9% 21,0% 18,2% 16,2% 16,0% 87,0% 84,0% 11,7% 13,4% 19,3% 20,0% 10,6% 17,2%
Интересные занятия Личность педагога Удобное расположение учреждения Меня здесь понимают и ценят как личность
■ Дети 2015/2016 ■ Родители 2016/2017 ■ Дети 2016/2017 ■ Родители 2016/20172
Рис. 4. Факторы, формирующие положительное отношение к ОУ
Основой формирования устойчивого интереса к занятиям у учащихся является положительный психологический микроклимат в детском творческом объединении и в целом в учреждении [4]. Удовлетворенность этим параметром представлена на рисунке 3. Результаты исследования показали, что существует стабильный процент участников образовательного процесса, которые не удовлетворены (таблица 1, рисунок 4) вежливостью и доброжелательностью сотрудников ДЮТЦ «Васильевский остров» (0,6%). В ходе интервьюирования в 2017 году был уточнен профиль участников образовательного процесса, имеющих чувство неудовлетворенности.
Таблица 1
Вариант ответа 2015/2016 учебный год 2016/2017 учебный год
дети родители педагоги дети родители педагоги
Скорее положительно 99,0% 92,2% 98,5% 98,2% 98,4% 98,5%
Затрудняюсь ответить 1,0% 1,2% 1,5% 0,6% 1,2% 1,5%
Скорее отрицательно или 0,0% 0,6% 0,0% 0,2% 0,4% 0,0%
отрицательно
Среди респондентов, которые занимают критическую позицию (1,2%) и позицию неопределенности (7%) по отношению к исследуемому параметру, оказались учащиеся в возрасте 16-18 лет, имевшие личностный конфликт с педагогом или сотрудником службы охраны учреждения, а также родители детей в возрасте 9-11 лет.
Данная проблема, которая была выявлена в ходе исследования в 2015/2016 году, стала предметом обсуждения на совете трудового коллектива, и в августе 2016 года для ее своевременного преодоления решением общего собрания трудового коллектива ДЮТЦ «Васильевский остров» был принят «Кодекс этики». В Кодексе особо подчеркивается необходимость формирования положительного психологического климата при помощи вежливого, доброжелательного отношения между сотрудниками
и учащимися, выстраивания конструктивных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, где особую роль играет управленческий персонал, который обязан быть образцом безупречной репутации [3].
Рис. 5. Оценка психологического климата учреждения
Таким образом, результаты мониторинга качества образования позволяют совершенствовать систему управления качеством образования, создавая необходимые инструменты совершенствования качества образовательного процесса.
Также в ходе исследования проводился анализ мнений участников образовательного процесса на предмет удовлетворенности качеством образовательных программ. В данном направлении не выявлено проблем, так как степень неудовлетворенности составляет 0,2-0,6%. Таким образом, в ходе открытых ответов респондентов не было обнаружено взаимосвязи между качеством образовательной программы и взаимоотношениями между педагогами и учащимися.
Интересными были ответы родителей на вопрос, связанный с оценкой компетентности педагогов: 3% опрошенных родителей затруднились дать ответ на этот вопрос, 2,4% показали неудовлетворенность компетентностью педагогов. Родители, затруднившиеся охарактеризовать компетентность педагогов, пояснили, что в этом вопросе «полагаются на мнение своих детей и на занятиях бывают только тогда, когда педагог проводит плановое открытое занятие». Такие ответы родителей позволяют обратиться к оптимизации системы отчетных мероприятий детских творческих объединений. При планировании образовательной деятельности на 2017/18 учебный год данные тенденции будут учтены по каждой направленности. Одним из важнейших показателей качества дополнительного образования
детей считается успешность ребенка, осваивающего дополнительную общеобразовательную программу. Здесь сравнение средних результатов показало, что степень удовлетворенности учащихся ДЮТЦ «Васильевский остров» своими достижениями (успехами) в 2015/16 учебном году была на 2,2% выше, чем в среднем по г. Санкт-Петербургу. В 2016/17 учебном году степень удовлетворенности учащихся в ДЮТЦ «Васильевский остров» выросла на 2% (скорее всего, это связано с тем, что увеличилось количество опрошенных детей).
Неожиданным результатом оказалось увеличение количества ответов детей, которые не будут рекомендовать ДЮТЦ «Васильевский остров» своим друзьям и знакомым. В ходе опроса выяснилось, что причиной для такого ответа послужило нежелание детей, «чтобы кто-то умел делать то же, что и я». Таким образом, исследование обнаружило новую тенденцию, которую необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе: усиление личной конкуренции учащихся.
Рис. 6. Желание рекомендовать ДЮТЦ «Васильевский остров»
потенциальным учащимся
В целом анализ результатов оценки качества дополнительного образования за период 2015-2017 год показал положительную динамику. Участие в городском мониторинге качества дополнительного образования позволило:
• провести проблемный анализ состояния образовательного процесса и его результатов для всех участников образовательного процесса (ребенок, семья, педагоги, ОУ);
• организовать систему сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений для повышения качества образования.
По результатам исследования в управление качеством ДЮТЦ «Васильевский остров» включены следующие направления:
I. Методическое сопровождение образовательного процесса.
В 2016 году разработаны 17 новых дополнительных общеобразовательных программ. Осуществлена корректировка рабочих программ педагогов. В результате этой работы выявлены затруднения педагогов в оформлении календарного тематического плана. В ходе индивидуальных консультаций оказана методическая помощь по возникающим вопросам, устранены недочеты в работе над программами.
Все реализуемые в 2016/17 учебном году дополнительные общеобразовательные программы имеют диагностическое обеспечение, построенное на основе использования современных образовательных технологий. Таким образом, спектр предлагаемых программ в коллективах ДЮТЦ «Васильевский остров» отличается разнообразием, ориентацией на современный социальный заказ.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в коллективах ДЮТЦ «Васильевский остров» осуществляется через создание новых образовательных (в том числе электронных) ресурсов, которыми пополняются учебно-методические комплексы к дополнительным общеобразовательным программам. В настоящее время особое внимание в коллективах ДЮТЦ «Васильевский остров» уделяется разработке ресурсов дистанционного и электронного обучения. В качестве приоритетных определены направления повышения информированности родителей и социума за счет увеличения числа открытых, совместных, партнерских занятий. Проанализированы возможности и необходимость обновления форм отчетных мероприятий, в которых могут принимать участие все участники образовательного процесса; рассмотрены перспективные варианты расширения социальных и партнерских связей для закрепления и продвижения положительного имиджа ДЮТЦ «Васильевский остров»; усовершенствованы карты оценки эффективности образовательной деятельности, включенные в динамическую модель управления качеством образования ДЮТЦ «Васильевский остров».
II. Психологическое сопровождение образовательного процесса.
В марте 2017 года для педагогических работников ДЮТЦ «Васильевский остров» проведен семинар «Профилактика профессионального выгорания педагога»; в структурных подразделениях проведены рабочие совещания и определены направления повышения психологической грамотности педагогов.
Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что мониторинг качества образования является важнейшим инструментом развития любого учреждения дополнительного образования, позволяет быстро реагировать на возникающие вызовы, совершенствуя весь образовательный процесс, и позволяет осуществлять управление конкурентоспособностью ОУ.
Литература
1. Агапова Е.Н., Чурилина И.Н. Самоорганизация руководителя и педагога образовательного учреждения: дидактический аспект // Народное образование. 2013. №2. С. 88-93.
2. Егорова Е.В., Чурилина И.Н. Управление конкурентоспособностью образовательного учреждения // Инновационное управление человеческими ресурсами в образовательных учреждения. СПб., 2014. С. 48-64.
3. Кодекс этики ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»: принят решением общего собрания трудового коллектива №1 от 01.09.2016 г. [Электронный ресурс]. URL:http://dutevo.edusite.ru/sveden/files/8a467d9a-2740-4016-ac0b-ab9678bc9734.pdf (дата обращения: 15.05.2017).
4. Критерии оценки качества дополнительного образования детей: распоряжение Комитета по образованию СПб №37-р от 20.01.14.
5. О мониторинге системы образования: постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662.
6. О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы: распоряжение Правительства РФ №487 от 30.03.2013.
7. О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги: постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. №286.
8. Сеничева И.О., Чурилина И.Н. Результативность образовательного процесса в УДОД // Информационно-методический бюллетень. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. СПб.: ГБОУ СПбГДТЮ, 2007. №7.
9. Система оценки качества образования в Санкт-Петербурге / под ред. В.Н. Волкова, В.Е. Фрадкина. СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2016. С. 9-12.
10. Чурилина И.Н., Щербо О.Н., Шумова М.В. Технологии отслеживания образовательных результатов ребенка в дополнительном образовании детей (опыт Дворца детского и юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга) // Сборник статей научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе». СПб.: СПб АППО, 2010. С. 32-38.
Churilina Irina Nikolaevna,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
the Associate professor of the Chair, Candidate of Economics,
Egorova Elena Vladimirovna,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics,
Chuklina Nina Mixajlovna,
Creative center for children and young people «Vasilyevsky Island» ,
the Director, Candidate of Pedagogics,
MONITORING AS WAY OF MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL INSTITUTION
Annotation
In article the results of poll of parents, pupils and teachers of State budgetary institution of additional education of the creative center for children and young people «Vasilyevsky Island» according to satisfaction with quality of education for the purpose of detection of relevant needs of subjects of educational process for additional education of children are considered, experiment on carrying out such research during 2015-2017 is presented. Keywords:
assessment of quality of education; educational institution; monitoring; competitiveness; additional education.