Научная статья на тему 'Управление качеством дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации'

Управление качеством дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА СБОРА ИНФОРМАЦИИ / ФАКТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА / АНАЛИЗ / CHILDREN''S SUPPLEMENTARY EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / E-FORM OF INFORMATION GATHERING / FACTORS / INDICATORS / MONITORING RESULTS / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарахова Лариса Николаевна

Раскрываются особенности разработки и апробации республиканской системы мониторинга каче­ства дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации. Доказывается, что использование данной формы позволит комплексно оценить деятельность учрежде­ний дополнительного образования детей, принять решение по созданию условий для их эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарахова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Management of Children's Supplementary Education with the Use of Electronic Form of Information Gathering

The article covers in a thorough manner the specifics of development and testing of the republican monitoring system assessing the quality of children's supplementary education with the use of electronic form of information gathering. It is stated that the use of such form will allow to comprehensively assess the activity of supplementary education institutions, to make decisions on removal of disadvantages and provide conditions for ensuring their efficient and smooth running.

Текст научной работы на тему «Управление качеством дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации»

№ 3, 2011

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Л. Н. Шарахова (Мордовский республиканский институт образования)

Раскрываются особенности разработки и апробации республиканской системы мониторинга качества дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации. Доказывается, что использование данной формы позволит комплексно оценить деятельность учреждений дополнительного образования детей, принять решение по созданию условий для их эффективного функционирования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей; качество образования; электронная форма сбора информации; факторы; показатели; результаты мониторинга; анализ.

Государством и обществом дополнительному образованию детей как части целостной системы российского образования отводится важная роль в обеспечении поступательного развития нашей страны. Качество дополнительного образования детей, его результативность сегодня имеют особую значимость в связи с тем, что это образование позволяет ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

На современном этапе необходимо создавать условия для интеграции основного и дополнительного образования и формирования единого образовательного пространства ребенка с целью обеспечения полноценного личностного развития, создания системы взаимодействия учреждений образования с общественностью, родителями и социумом.

Любая образовательная система обладает определенными качествами, которые могут изменяться и совокупность которых в конечном счете оказывает решающее влияние на качество образования. К их числу относятся целенаправленность, управляемость, динамичность, открытость и ряд других качеств, присущих всем социальным системам. Специфическим качеством образовательной системы следует признать ее адаптивность, которая выражается в степени соответствия возможностям учащихся, как материальным, так и познавательным.

Управление дополнительным образованием в настоящее время выступает не

столько элементом, обеспечивающим сохранность системы, сколько главным залогом конкурентоспособности. К сожалению, на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) не сложилась система педагогического мониторинга как способа управления качеством образования, направленная на развитие и обновление содержания и методики образовательной деятельности. Для оценки качества образования и результатов используются управленческие нормы и стереотипы общего образования, не всегда при этом учитываются специфика дополнительного образования и реальная обстановка в данной сфере.

Вопросам управления посвящено значительное количество научных работ. Теории управления образовательными системами раскрываются в исследованиях Т. М. Давыденко, А. А. Орлова, П. И. Третьякова и др. В работах В. С. Аванесова, Г. А. Бордовского, И. А. Зимней, Т. И. Шамовой созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образования. В трудах И. И. Дзегеленка, А. А. Доб-рякова, Д. Ш. Матроса, И. В. Челпанова рассматриваются теоретико-методологические основы использования компьютерных технологий для реализации оценочных систем мониторинговой службы.

Л. Г. Логиновой выявлена специфика дополнительного образования детей как отдельного типа и самоценной подсистемы образования. Ею разработана концепция системы управления качеством до© Шарахова Л. Н., 2011

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

полнительного образования детей, в основе которой лежит системный подход к управлению, предполагающий осуществление управления качеством только в контексте системы дополнительного образования детей в целом; ориентацию субъектов управления на интегрированное качество — качество условий, процесса и результата; совместную разработку этими субъектами собственной модели управления качеством; сооргани-зацию и взаимодействие основных компонентов системы управления качеством (социальный заказ, образовательный процесс, результаты, ресурсы, контроль).

Центром поддержки и сопровождения проектов Мордовского республиканского института образования реализуется проект «Мониторинг оценки качества дополнительного образования детей в Республике Мордовия», утвержденный приказом Министерства образования РМ от 6 марта 2010 г. № 365. Целью данного проекта является изучение системы и качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. В основу проекта заложена электронная форма, выполненная в формате Microsoft Office Excel. Сбор информации ведется по пяти основным направлениям: показатели, характеризующие состояние и развитие системы дополнительного образования детей, доступность качественного образования; условия образовательного процесса; финансовые ресурсы. Комплекс оценочных показателей, разработанный автором статьи, разделен на группы и расположен на шести листах: «Сведения», «Индикаторы», «Кадры», «Качество», «Условия и здоровье», «Финансы».

Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии надежной, достоверной и развернутой информации о ходе образовательного процесса и его результатах [1]. Приоритетными направлениями мониторинга стали учебно-методическое, программное обеспечение педагогического процесса; удовлетворенность учебновоспитательным процессом в УДОД; творческая активность обучающихся и

педагогов; состояние здоровья обучающихся (лист «Качество»). Статистические данные электронного модуля «Программа «Кадры», разработанного и внедренного МРИО ранее, легли в основу мониторинга кадрового потенциала системы дополнительного образования детей (лист «Кадры»). Достаточно подробно представлен блок «Материальнотехническое обеспечение УДОД», в том числе состояние зданий и условия обучения детей, включая все виды благоустройства; оснащенность специализированных кабинетов необходимой техникой и оборудованием; количество компьютеров, число подключенных к сети Интернет (лист «Условия и здоровье»).

Первыми за апробацию электронной формы в 2009 г. взялись Республиканский центр дополнительного образования детей, Дома детского творчества Инсарского и Краснослободского районов, Детско-юношеская спортивная школа № 4 г. о. Саранск. Можно констатировать, что апробацию электронная форма сбора информации прошла успешно, по результатам работы были выявлены некоторые параметры, требующие корректировки. Впоследствии форма была модернизирована. С 2011 г. все учреждения дополнительного образования детей Республики Мордовия ежегодно заполняют файл Excel «Оценка деятельности УДОД» и направляют для обобщения информации и анализа в Центр поддержки и сопровождения проектов МРИО.

На сегодняшний день в республике функционируют 60 учреждений дополнительного образования детей различной направленности с охватом 53 917 детей. Их распределение по возрастным группам показано на рис. 1.

Мониторинг показал, что самыми популярными среди детей являются кружки и секции физкультурно-спортивной (34,8 %) и художественно-эстетической (31,3 %) направленности. Несмотря на то что государственная политика нацелена на военно-патриотическое воспитание детей, допризывную подготовку, этой деятельностью занято всего 1,2 % детей (рис. 2).

20 %

№ 3, 2011 ]

1 % 6 %

25 %

48 %

□ до 7 лет Пот 7 до 10 лет Пот 11 до 14 лет

□ от 15 до 18 лет ■ старше 18 лет

Р и с. 1. Распределение обучающихся в УДОД по возрастным группам

Научно-техническое Спортивно-техническое Физкультурно-спортивное Художественно-эстетическое Туристско-краеведческое Эколого-биологическое Военно-патриотическое Социально-педагогическое Культурологическое Естественно-научное Новые детские объединения

]3,1

Ц 6,4

Ц34,8

Ц 5,8

□ 1,2

] 5,6

□ 1,5 ]0,5

5,4

4,4

□ 31,3

0 5 10 15 20 25 30

Р и с. 2. Распределение детей по творческим объединениям

35

40 %

Для осуществления диагностики качества образования ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние. В исследовании Л. Г. Логиновой выделены факторы и условия достижения качества дополнительного образования на уровне региональной системы образования [2]. Определив, какой из факторов в каждом конкретном случае влияет на качество образования, руководитель может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение

в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию

[3].

По нашему мнению, факторами, влияющими на результативность и качество работы учреждения дополнительного образования, являются грамотно построенная система управления методической деятельностью и учебно-воспитательным процессом, эмоционально-благоприятный микроклимат педагогического коллектива, постоянный состав педагогических кадров, четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития детей, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения. Среди них — содержание образования, формы и методы обучения, материальнотехническая база и другие факторы, так или иначе влияющие на систему образования. Одним из таких факторов выступает кадровый потенциал. На сегодняшний день в системе дополнительного образования Республики Мордовия работают 2 143 педагога, в том числе основных работников — 722 чел., совместителей — 1 421, женщин — 1 266 чел. Возрастной диапазон педагогов в УДОД

представлен широко, однако большинство относится к группе от 35 до 55 лет, молодых педагогов в возрасте до 30 лет — 13 %.

Анализ кадрового состава показал достаточно высокий образовательный уровень и квалификацию как педагогов дополнительного образования детей, так и административно-управленческого персонала (рис. 3, 4). Однако если учитывать, что курсы повышения квалификации педагогические работники должны проходить не реже одного раза в пять лет, то ежегодно ими должно быть охвачено 429 чел., на самом же деле это число не превышает 75 чел. (17 %).

□ Ученая степень

□ Высшее образование (по направлению деятельности)

□ Высшее педагогическое

□ Среднее специальное

■ Среднее

Р и с. 3. Распределение педагогических работников по образованию

Основными критериями качественного образования являются наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения. Самый большой блок электронной формы — это «Доступность качественного дополнительного образования». В него включены количественные и качественные показатели по программам дополнительного образования детей развивающего обучения (ими охвачено 20 930 чел.), коррекционной (847), социально-адаптационной направленности

□ Нет категории

□ 1-я категория

□ 2-я категория

□ Высшая категория

Р и с. 4. Распределение педагогических работников по категории

(4 685), профессиональной ориентации (5 701 чел.).

Для качественных изменений необходимо многое менять в содержании и структуре программ дополнительного образования детей, организации образовательного процесса (переход к индивидуальным образовательным программам обучающихся, допускающим возможность гибкого графика, который, в свою очередь, обеспечивает высокую степень познавательной самостоятельности детей, уменьшение регламентированности их деятельности, повышение ответственности за результаты), в системе оценивания образовательной деятельности учащихся и педагогов.

Важнейшими аккредитационными показателями качества дополнительно-

№ 3, 2011

го образования выступают направленность, уровни и полнота реализации образовательных программ. Анализ данных электронной формы и качественный анализ программ дополнительного образования детей, проводимый в рамках ак-

кредитации учреждений и аттестации педагогов, показал, что большинство педагогов республики работают по адаптированным программам, при этом срок реализации программ составляет от 1 до 3 лет (рис. 5, 6).

5,0 % 2,0 '

□ Типовые

□ Авторские

□ Адаптированные

□ Экспериментальные

□ До 1 года

□ От 3 до 5 лет

□ От 1 года до 3 лет

□ От 5 лет

Р и с. 5. Типы программ дополнительного образования детей, реализуемых в УДОД

В системе дополнительного образования России делается акцент на разработке и реализации многоступенчатых, долгосрочных программ (срок реализации — 5—7 лет). Перед педагогами республики встает задача из 1 500 имеющихся программ, не всегда отвечающих современным требованиям, выбрать наиболее востребованные, доработать или кардинально изменить их, причем как содержательно, так и структурно. Целесообразным представляется объединение кружков в студии, как, например это практикуется во Дворце детского творчества г. о. Саранск.

Востребованным становится дополнительное образование, выполняющее муниципальный образовательный заказ, сформулированный в Программе социально-экономического развития муниципального образования. Организация программ дополнительного образования должна строиться с учетом реальных потребностей населения. Особое значение приобретают программы интегрированного характера, направленные на приобретение детьми навыков, способствующих их успешной социализации.

Западающим направлением дополнительного образования является методическое обеспечение образовательного

Р и с. 6. Распределение программ дополнительного образования детей по срокам реализации

процесса. В 32 учреждениях созданы методические службы, трудятся 43 методиста, 265 инновационно работающих педагогов, опыт которых обобщен на муниципальном и республиканском уровнях. Несмотря на это, число научно-методических публикаций (83), методических разработок и пособий (321), показатель участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, научнопрактических конференциях и семинарах остаются низкими.

Одним из основных факторов успешной деятельности любого учреждения, в том числе образовательного, служит качество его результатов. По-разному складывается картина участия учреждений и обучающихся в соревнованиях, конкурсах, выставках и массовых мероприятиях различного уровня (таблица). Лидером по участию во всероссийских и международных конкурсах является Республиканский детско-юношеский центр эстетического воспитания. Его воспитанники в 2010 г. участвовали в 9 конкурсах, в 3 победили и заняли 7 призовых мест. Самыми активными из районных учреждений стали коллективы Дома детского творчества Краснослободского района и Детско-юношеской спортивной школы Зубово-Полянского района.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Участие УДОД Республики Мордовия в мероприятиях различного уровня

Уровень Кол-во конкурсов Кол-во побед Кол-во призовых мест

Муниципальный 728 695 737

Республиканский 649 279 228

Межрегиональный 76 99 43

Всероссийский 68 49 32

Международный 23 30 16

В основу педагогической системы дополнительного образования детей заложена образовательная философия, предполагающая личностное развитие каждого обучающегося, удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных и социальных потребностей. Приоритетное направление деятельности учреждений дополнительного образования детей составляют обучение, развитие, реализация творческих возможностей и социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В кружках и секциях УДОД республики занимаются 524 обучающихся, состоящих на различных видах учета.

В учреждениях дополнительного образования создается безбарьерная среда для интеграции детей-инвалидов в общество через привитие навыков общения, вовлечение в мероприятия, реализацию возможностей для инклюзивного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. По данным на 2010 г., в системе дополнительного образования республики занимались 3 152 ребенка с ослабленным здоровьем, 194 инвалида. Проводимый учреждениями дополнительного образования детей мониторинг состояния здоровья позволяет организовать учебный процесс для каждого ребенка с учетом его физических возможностей, сделать процесс обучения щадящим, предотвратить перегрузку ребенка. Ежегодно организуются более 80 детских оздоровительных лагерей профильной и социально реабилитационной направленности, в которых задействовано свыше 2 000 детей.

В число факторов, влияющих на качество дополнительного образования, входят материально-технические ресур-

сы. Из 60 учреждений дополнительного образования республики 46 достаточно благоустроены, оснащены необходимой техникой и оборудованием. В наличии имеются 215 специализированных кабинетов, 164 кабинета, оснащенных необходимой техникой и оборудованием для занятия разными видами творчества, 28 спортивных сооружений.

Дополнительное образование детей объединяет вокруг себя различные ведомства и консолидирует ресурсы общества для решения огромного количества социально-педагогических вопросов. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей в своей работе тесно взаимодействуют не только с общеобразовательными учреждениями, но и с учреждениями культуры, детскими общественными объединениями и организациями, отделами по физкультуре, спорту и туризму, комиссиями по делам несовершеннолетних и т. д. На 2010/11 учебный год заключено более 240 договоров социального партнерства. Актуальным становится создание оптимальной модели государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей.

Таким образом, предложенная электронная форма позволит руководителям УДОД иметь полную информацию о деятельности учреждения, комплексно оценить как творческую активность обучающихся, так и образовательную деятельность педагогов, выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватное решение по устранению недостатков и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коваль, С. Н. Управление качеством образования / С. Н. Коваль // Сибир. учитель. — 2001. — № 5. — С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лебедев, О. Е. Каким быть управлению образовательным процессом в нашей новой школе / О. Е. Лебедева // Нар. образование. — 2010. — № 5. — С. 288.

3. Логинова, Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России : дис. ... д-ра пед. наук / Л. Г. Логинова. — М., 2004. — 157 с.

Поступила 18.01.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.