№ 3, 2011
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Л. Н. Шарахова (Мордовский республиканский институт образования)
Раскрываются особенности разработки и апробации республиканской системы мониторинга качества дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации. Доказывается, что использование данной формы позволит комплексно оценить деятельность учреждений дополнительного образования детей, принять решение по созданию условий для их эффективного функционирования.
Ключевые слова: дополнительное образование детей; качество образования; электронная форма сбора информации; факторы; показатели; результаты мониторинга; анализ.
Государством и обществом дополнительному образованию детей как части целостной системы российского образования отводится важная роль в обеспечении поступательного развития нашей страны. Качество дополнительного образования детей, его результативность сегодня имеют особую значимость в связи с тем, что это образование позволяет ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
На современном этапе необходимо создавать условия для интеграции основного и дополнительного образования и формирования единого образовательного пространства ребенка с целью обеспечения полноценного личностного развития, создания системы взаимодействия учреждений образования с общественностью, родителями и социумом.
Любая образовательная система обладает определенными качествами, которые могут изменяться и совокупность которых в конечном счете оказывает решающее влияние на качество образования. К их числу относятся целенаправленность, управляемость, динамичность, открытость и ряд других качеств, присущих всем социальным системам. Специфическим качеством образовательной системы следует признать ее адаптивность, которая выражается в степени соответствия возможностям учащихся, как материальным, так и познавательным.
Управление дополнительным образованием в настоящее время выступает не
столько элементом, обеспечивающим сохранность системы, сколько главным залогом конкурентоспособности. К сожалению, на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) не сложилась система педагогического мониторинга как способа управления качеством образования, направленная на развитие и обновление содержания и методики образовательной деятельности. Для оценки качества образования и результатов используются управленческие нормы и стереотипы общего образования, не всегда при этом учитываются специфика дополнительного образования и реальная обстановка в данной сфере.
Вопросам управления посвящено значительное количество научных работ. Теории управления образовательными системами раскрываются в исследованиях Т. М. Давыденко, А. А. Орлова, П. И. Третьякова и др. В работах В. С. Аванесова, Г. А. Бордовского, И. А. Зимней, Т. И. Шамовой созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образования. В трудах И. И. Дзегеленка, А. А. Доб-рякова, Д. Ш. Матроса, И. В. Челпанова рассматриваются теоретико-методологические основы использования компьютерных технологий для реализации оценочных систем мониторинговой службы.
Л. Г. Логиновой выявлена специфика дополнительного образования детей как отдельного типа и самоценной подсистемы образования. Ею разработана концепция системы управления качеством до© Шарахова Л. Н., 2011
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
полнительного образования детей, в основе которой лежит системный подход к управлению, предполагающий осуществление управления качеством только в контексте системы дополнительного образования детей в целом; ориентацию субъектов управления на интегрированное качество — качество условий, процесса и результата; совместную разработку этими субъектами собственной модели управления качеством; сооргани-зацию и взаимодействие основных компонентов системы управления качеством (социальный заказ, образовательный процесс, результаты, ресурсы, контроль).
Центром поддержки и сопровождения проектов Мордовского республиканского института образования реализуется проект «Мониторинг оценки качества дополнительного образования детей в Республике Мордовия», утвержденный приказом Министерства образования РМ от 6 марта 2010 г. № 365. Целью данного проекта является изучение системы и качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. В основу проекта заложена электронная форма, выполненная в формате Microsoft Office Excel. Сбор информации ведется по пяти основным направлениям: показатели, характеризующие состояние и развитие системы дополнительного образования детей, доступность качественного образования; условия образовательного процесса; финансовые ресурсы. Комплекс оценочных показателей, разработанный автором статьи, разделен на группы и расположен на шести листах: «Сведения», «Индикаторы», «Кадры», «Качество», «Условия и здоровье», «Финансы».
Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии надежной, достоверной и развернутой информации о ходе образовательного процесса и его результатах [1]. Приоритетными направлениями мониторинга стали учебно-методическое, программное обеспечение педагогического процесса; удовлетворенность учебновоспитательным процессом в УДОД; творческая активность обучающихся и
педагогов; состояние здоровья обучающихся (лист «Качество»). Статистические данные электронного модуля «Программа «Кадры», разработанного и внедренного МРИО ранее, легли в основу мониторинга кадрового потенциала системы дополнительного образования детей (лист «Кадры»). Достаточно подробно представлен блок «Материальнотехническое обеспечение УДОД», в том числе состояние зданий и условия обучения детей, включая все виды благоустройства; оснащенность специализированных кабинетов необходимой техникой и оборудованием; количество компьютеров, число подключенных к сети Интернет (лист «Условия и здоровье»).
Первыми за апробацию электронной формы в 2009 г. взялись Республиканский центр дополнительного образования детей, Дома детского творчества Инсарского и Краснослободского районов, Детско-юношеская спортивная школа № 4 г. о. Саранск. Можно констатировать, что апробацию электронная форма сбора информации прошла успешно, по результатам работы были выявлены некоторые параметры, требующие корректировки. Впоследствии форма была модернизирована. С 2011 г. все учреждения дополнительного образования детей Республики Мордовия ежегодно заполняют файл Excel «Оценка деятельности УДОД» и направляют для обобщения информации и анализа в Центр поддержки и сопровождения проектов МРИО.
На сегодняшний день в республике функционируют 60 учреждений дополнительного образования детей различной направленности с охватом 53 917 детей. Их распределение по возрастным группам показано на рис. 1.
Мониторинг показал, что самыми популярными среди детей являются кружки и секции физкультурно-спортивной (34,8 %) и художественно-эстетической (31,3 %) направленности. Несмотря на то что государственная политика нацелена на военно-патриотическое воспитание детей, допризывную подготовку, этой деятельностью занято всего 1,2 % детей (рис. 2).
20 %
№ 3, 2011 ]
1 % 6 %
25 %
48 %
□ до 7 лет Пот 7 до 10 лет Пот 11 до 14 лет
□ от 15 до 18 лет ■ старше 18 лет
Р и с. 1. Распределение обучающихся в УДОД по возрастным группам
Научно-техническое Спортивно-техническое Физкультурно-спортивное Художественно-эстетическое Туристско-краеведческое Эколого-биологическое Военно-патриотическое Социально-педагогическое Культурологическое Естественно-научное Новые детские объединения
]3,1
Ц 6,4
Ц34,8
Ц 5,8
□ 1,2
] 5,6
□ 1,5 ]0,5
5,4
4,4
□ 31,3
0 5 10 15 20 25 30
Р и с. 2. Распределение детей по творческим объединениям
35
40 %
Для осуществления диагностики качества образования ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние. В исследовании Л. Г. Логиновой выделены факторы и условия достижения качества дополнительного образования на уровне региональной системы образования [2]. Определив, какой из факторов в каждом конкретном случае влияет на качество образования, руководитель может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение
в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию
[3].
По нашему мнению, факторами, влияющими на результативность и качество работы учреждения дополнительного образования, являются грамотно построенная система управления методической деятельностью и учебно-воспитательным процессом, эмоционально-благоприятный микроклимат педагогического коллектива, постоянный состав педагогических кадров, четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития детей, научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения. Среди них — содержание образования, формы и методы обучения, материальнотехническая база и другие факторы, так или иначе влияющие на систему образования. Одним из таких факторов выступает кадровый потенциал. На сегодняшний день в системе дополнительного образования Республики Мордовия работают 2 143 педагога, в том числе основных работников — 722 чел., совместителей — 1 421, женщин — 1 266 чел. Возрастной диапазон педагогов в УДОД
представлен широко, однако большинство относится к группе от 35 до 55 лет, молодых педагогов в возрасте до 30 лет — 13 %.
Анализ кадрового состава показал достаточно высокий образовательный уровень и квалификацию как педагогов дополнительного образования детей, так и административно-управленческого персонала (рис. 3, 4). Однако если учитывать, что курсы повышения квалификации педагогические работники должны проходить не реже одного раза в пять лет, то ежегодно ими должно быть охвачено 429 чел., на самом же деле это число не превышает 75 чел. (17 %).
□ Ученая степень
□ Высшее образование (по направлению деятельности)
□ Высшее педагогическое
□ Среднее специальное
■ Среднее
Р и с. 3. Распределение педагогических работников по образованию
Основными критериями качественного образования являются наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения. Самый большой блок электронной формы — это «Доступность качественного дополнительного образования». В него включены количественные и качественные показатели по программам дополнительного образования детей развивающего обучения (ими охвачено 20 930 чел.), коррекционной (847), социально-адаптационной направленности
□ Нет категории
□ 1-я категория
□ 2-я категория
□ Высшая категория
Р и с. 4. Распределение педагогических работников по категории
(4 685), профессиональной ориентации (5 701 чел.).
Для качественных изменений необходимо многое менять в содержании и структуре программ дополнительного образования детей, организации образовательного процесса (переход к индивидуальным образовательным программам обучающихся, допускающим возможность гибкого графика, который, в свою очередь, обеспечивает высокую степень познавательной самостоятельности детей, уменьшение регламентированности их деятельности, повышение ответственности за результаты), в системе оценивания образовательной деятельности учащихся и педагогов.
Важнейшими аккредитационными показателями качества дополнительно-
№ 3, 2011
го образования выступают направленность, уровни и полнота реализации образовательных программ. Анализ данных электронной формы и качественный анализ программ дополнительного образования детей, проводимый в рамках ак-
кредитации учреждений и аттестации педагогов, показал, что большинство педагогов республики работают по адаптированным программам, при этом срок реализации программ составляет от 1 до 3 лет (рис. 5, 6).
5,0 % 2,0 '
□ Типовые
□ Авторские
□ Адаптированные
□ Экспериментальные
□ До 1 года
□ От 3 до 5 лет
□ От 1 года до 3 лет
□ От 5 лет
Р и с. 5. Типы программ дополнительного образования детей, реализуемых в УДОД
В системе дополнительного образования России делается акцент на разработке и реализации многоступенчатых, долгосрочных программ (срок реализации — 5—7 лет). Перед педагогами республики встает задача из 1 500 имеющихся программ, не всегда отвечающих современным требованиям, выбрать наиболее востребованные, доработать или кардинально изменить их, причем как содержательно, так и структурно. Целесообразным представляется объединение кружков в студии, как, например это практикуется во Дворце детского творчества г. о. Саранск.
Востребованным становится дополнительное образование, выполняющее муниципальный образовательный заказ, сформулированный в Программе социально-экономического развития муниципального образования. Организация программ дополнительного образования должна строиться с учетом реальных потребностей населения. Особое значение приобретают программы интегрированного характера, направленные на приобретение детьми навыков, способствующих их успешной социализации.
Западающим направлением дополнительного образования является методическое обеспечение образовательного
Р и с. 6. Распределение программ дополнительного образования детей по срокам реализации
процесса. В 32 учреждениях созданы методические службы, трудятся 43 методиста, 265 инновационно работающих педагогов, опыт которых обобщен на муниципальном и республиканском уровнях. Несмотря на это, число научно-методических публикаций (83), методических разработок и пособий (321), показатель участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, научнопрактических конференциях и семинарах остаются низкими.
Одним из основных факторов успешной деятельности любого учреждения, в том числе образовательного, служит качество его результатов. По-разному складывается картина участия учреждений и обучающихся в соревнованиях, конкурсах, выставках и массовых мероприятиях различного уровня (таблица). Лидером по участию во всероссийских и международных конкурсах является Республиканский детско-юношеский центр эстетического воспитания. Его воспитанники в 2010 г. участвовали в 9 конкурсах, в 3 победили и заняли 7 призовых мест. Самыми активными из районных учреждений стали коллективы Дома детского творчества Краснослободского района и Детско-юношеской спортивной школы Зубово-Полянского района.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Участие УДОД Республики Мордовия в мероприятиях различного уровня
Уровень Кол-во конкурсов Кол-во побед Кол-во призовых мест
Муниципальный 728 695 737
Республиканский 649 279 228
Межрегиональный 76 99 43
Всероссийский 68 49 32
Международный 23 30 16
В основу педагогической системы дополнительного образования детей заложена образовательная философия, предполагающая личностное развитие каждого обучающегося, удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных и социальных потребностей. Приоритетное направление деятельности учреждений дополнительного образования детей составляют обучение, развитие, реализация творческих возможностей и социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В кружках и секциях УДОД республики занимаются 524 обучающихся, состоящих на различных видах учета.
В учреждениях дополнительного образования создается безбарьерная среда для интеграции детей-инвалидов в общество через привитие навыков общения, вовлечение в мероприятия, реализацию возможностей для инклюзивного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. По данным на 2010 г., в системе дополнительного образования республики занимались 3 152 ребенка с ослабленным здоровьем, 194 инвалида. Проводимый учреждениями дополнительного образования детей мониторинг состояния здоровья позволяет организовать учебный процесс для каждого ребенка с учетом его физических возможностей, сделать процесс обучения щадящим, предотвратить перегрузку ребенка. Ежегодно организуются более 80 детских оздоровительных лагерей профильной и социально реабилитационной направленности, в которых задействовано свыше 2 000 детей.
В число факторов, влияющих на качество дополнительного образования, входят материально-технические ресур-
сы. Из 60 учреждений дополнительного образования республики 46 достаточно благоустроены, оснащены необходимой техникой и оборудованием. В наличии имеются 215 специализированных кабинетов, 164 кабинета, оснащенных необходимой техникой и оборудованием для занятия разными видами творчества, 28 спортивных сооружений.
Дополнительное образование детей объединяет вокруг себя различные ведомства и консолидирует ресурсы общества для решения огромного количества социально-педагогических вопросов. Муниципальные учреждения дополнительного образования детей в своей работе тесно взаимодействуют не только с общеобразовательными учреждениями, но и с учреждениями культуры, детскими общественными объединениями и организациями, отделами по физкультуре, спорту и туризму, комиссиями по делам несовершеннолетних и т. д. На 2010/11 учебный год заключено более 240 договоров социального партнерства. Актуальным становится создание оптимальной модели государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей.
Таким образом, предложенная электронная форма позволит руководителям УДОД иметь полную информацию о деятельности учреждения, комплексно оценить как творческую активность обучающихся, так и образовательную деятельность педагогов, выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватное решение по устранению недостатков и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коваль, С. Н. Управление качеством образования / С. Н. Коваль // Сибир. учитель. — 2001. — № 5. — С. 23.
2. Лебедев, О. Е. Каким быть управлению образовательным процессом в нашей новой школе / О. Е. Лебедева // Нар. образование. — 2010. — № 5. — С. 288.
3. Логинова, Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России : дис. ... д-ра пед. наук / Л. Г. Логинова. — М., 2004. — 157 с.
Поступила 18.01.11.