Научная статья на тему 'Мониторинг как особый вид научной теории и практики'

Мониторинг как особый вид научной теории и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1868
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ВИДЫ МОНИТОРИНГА / ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА / МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев В. В., Никитина Т. А.

Рассмотрено понятие «мониторинг». Уточнено содержание мониторинга как особого вида научных исследований. Определены виды мониторинга, мониторинговые индикаторы, методы мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг как особый вид научной теории и практики»

МОНИТОРИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД НАУЧНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ © 2013 В. В. Афанасьев1, Т. А. Никитина2

1докт. пед. наук, профессор общеинститутской каф. теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования

e-mail: vvafv@yandex.ru

Московский городской педагогический университет

2начальник отдела оценки качества дошкольного образования e-mail: nikitina@mcko.ru

Государственное автономное учреждение «Московский центр качества образования»

Рассмотрено понятие «мониторинг». Уточнено содержание мониторинга как особого вида научных исследований. Определены виды мониторинга, мониторинговые индикаторы, методы мониторинга.

Ключевые слова: мониторинг, виды мониторинга, индикаторы мониторинга, методы мониторинга

Понятие «мониторинг» находит свое применение в экологии, информатике, экономике, социологии, педагогике и других науках, а также в практике управления.

Во многих публикациях мониторинг идентифицируется с социологическим исследованием и управлением. Это происходит потому, что методики, инструментарий социологического исследования, управления в социальной сфере сходны с применяемыми методиками мониторинговых исследований. Существует мнение, согласно которому мониторинг, оставаясь, по сути, социологическим исследованием, имеет технологический аспект, привносит оригинальный способ сбора и анализа необходимой информации. В соответствии с данной точкой зрения понятие «мониторинг» дублирует социологическую терминологию. Возникает необходимость уточнения совокупности признаков используемого понятия. Ниже предполагается проследить логику формирования смыслового содержания термина «мониторинг», проанализировать теорию и практику его употребления.

В теорию и практику все шире входят социальный, образовательный, научный, организационно-управленческий, кадровый мониторинг. Расширяется спектр исследовательских методических и технологических средств и приемов мониторинговых исследований. Среди них: наблюдения, опросы, тесты, экспертные оценки, эксперименты, моделирование, прогнозирование, контент-анализ и др. Различают мониторинг прямой и косвенный, толерантный, глобальный, массовый и единичный (применительно к отдельному конкретному объекту), государственный и т. д.

С точки зрения корреляционной связи можно выделить значимые для мониторинга черты: жесткая заданность и нацеленность мнений и ожиданий

специалистов на максимально достоверный результат и ограниченность временных, средовых (условия высокой неопределенности), финансовых, научно-методических возможностей получения адекватного знания.

В то же время потенциал методов мониторинговых исследований, на наш взгляд,

недостаточно задействован. Во многом это связано с недостаточной теоретической и технологической разработанностью общего и особенного в методах и процедурах мониторинговых исследований. При этом недостаточная разработанность одного становится причиной общего снижения возможностей получения достоверного и прогнозируемого знания.

Определение мониторингового метода, столь значимого сегодня в социальных, в частности педагогических, исследованиях и управленческой практике, не идет дальше фиксирования целей и задач мониторинга: «предоставление оперативной информации руководству организации», тщательного наблюдения «за влиянием внешней среды, выявления причин «базовых проблем, которые лежат в основе проблем-симптомов, проблем-следствий»; соответствия или несоответствия деятельности организации условиям рынка (например, образовательных услуг). При этом сам мониторинг как инструмент исследования рынка образовательных услуг и формирования стратегии поведения на нем в большинстве работ по теории и практике в сфере образования упоминается крайне редко.

Более того, в отечественных и зарубежных словарях терминов за редким исключением понятие «мониторинг» отсутствует или его толкование не идет дальше фиксирования вторичных, как правило, второстепенных, свойств и характеристик данного метода: «Мониторинг - комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемых деятельностью человека», или «Мониторинг - систематическое сопоставление действительного положения организации с желаемым».

Словарь иностранных слов, Большой энциклопедический словарь и ряд других справочных изданий дают несколько значений, вариантов-синонимов перевода слова monitor: предостерегающий, напоминающий, наставляющий, контролирующий,

советующий.

Большой энциклопедический словарь на французском языке мониторинг определяет как «наблюдение, оценка и прогноз сферы связи с хозяйственной деятельностью человека».

Статистический словарь понимает мониторинг как «специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов». В Политологическом энциклопедическом словаре мониторинг - это «сбор информации средствами массовой коммуникации; наблюдение, предостережение и прогноз ситуаций». В «Энциклопедическом социологическом словаре» [1995] понятие

«мониторинг» отсутствуют.

В изданном под одной и той же редакцией на русском, английском, немецком, французском и чешском языках «Социологическом энциклопедическом словаре» [1998] мониторинг (от англ. monitor - контролировать, проверять) определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

Аналогичное смысловое содержание мониторинга отражено и в других словарно-справочных изданиях.

Мониторинг имеет свой объект. В связи с этим существуют и различные виды мониторинга (например, технологический, экологический, медицинский, социальный, образовательный и др.). Очевидно, что в каждом конкретном случае объект и предметная область совокупно с задачами, методами и приемами исследования конкретизируют мониторинг как направленный процесс управления в той или иной сфере деятельности.

Исходя из проведенных словарных дефиниций, можно выделить ряд смысловых характеристик понятия «мониторинг».

Во-первых, это - систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития. Мониторинг осуществляется через определенные системы, выполняющие соответствующие функции.

Во-вторых, мониторинг имеет адресность и предметную направленность, то есть применяется к конкретным объектам и процессам, для решения задач четко очерченного круга.

Отсутствует, на наш взгляд, главное: мониторинг не увязывается с показателями, предвосхищающими и упреждающими те или иные конкретные и однозначные события и факты, предваряющими близость опасности. Теряется сущностное значение мониторинга, а попытки его ограничения видовыми, а не родовыми характеристиками и признаками приводят фактически к утрате специфики мониторинга как особого вида научного исследования.

Отсутствует ключевое для подобного рода изданий слово «мониторинг» в энциклопедическом социологическом словаре под редакцией Г.В. Осипова. Речь идет о необходимости и возможности смещения акцентов на сущностные родовые признаки данного столь значимого метода, с потенциальных возможностей на механизм действия мониторинга. Усилиями многих научных коллективов создана научно-методическая база для организации мониторинга социально-психологических процессов, системы образования различных регионов страны.

Сказанное актуализует вопрос о методологическом и методическом обосновании мониторинга, его природы, сущности, отдельных сегментов, методов и приемов проведения.

Проведенный нами анализ имеющихся в литературе определений позволил установить, что мониторинг в различных сферах его использования имеет общие характеристики, что дает возможность говорить о нем как целостном самостоятельном научно-практическом феномене.

В целом мониторинг можно определить как специально организованное регулярное наблюдение того или иного процесса с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отражающих приоритетную причинную зависимость между людьми и их отношениями, и выработку на этой основе прогнозов, мер корректирующего воздействия.

В связи с тем что в научной литературе и практике наблюдения применительно к различным социальным структурам и процессам понятие «мониторинг» употребляются в различных словосочетаниях, возникает необходимость систематизации используемой терминологии по объектно-сущностным критериям. В первую очередь эта необходимость продиктована потребностью осознания мониторинга в сфере образования как объекта настоящего исследования. Определение сущностного наполнения используемого термина может быть достигнуто посредством конкретизации предмета, методов и приемов мониторинга образования как вида определенной социально-познавательной и практически-предметной деятельности.

Библиографический список

Белкин A. ^, Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Шадринск: Исеть, 1998. С. 47.

Большой энциклопедический словарь. М.: Астрель, 2008

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с.

Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005.

424 с.

Социологический энциклопедический словарь / под. ред. академика РАН Г. В. Осипова М.: ИСПИРАН. 1995. 939 с.

Социологический энциклопедический словарь / Издат. группа ИНФРА. М.: Норма. 1998. 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.