Научная статья на тему 'Методические аспекты проведения мониторинга социально-экономического развития регионов'

Методические аспекты проведения мониторинга социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
907
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ТЕРРИТОРИЯ / РЕГИОН / МЕТОД / МЕТОДИКА / ПРОГНОЗ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миничкина В. П.

В статье рассматриваются методические аспекты проведения мониторинга социально-экономического развития территорий и регионов с учетом специфики информационных потребностей основных категорий пользователей. Приводится опыт Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия в сфере программирования и мониторинга социально-экономического развития территорий и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты проведения мониторинга социально-экономического развития регионов»

38 (227) - 2013 УДК 332.14:005.584.1

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

методические аспекты проведения мониторинга социально-экономического развития регионов

в. п. миничкина,

кандидат экономических наук,

заместитель директора по научной работе

E-mail: [email protected]

ГКУ Республики Мордовия «Научный центр

социально-экономического мониторинга», г. Саранск

В статье рассматриваются методические аспекты проведения мониторинга социально-экономического развития территорий и регионов с учетом специфики информационных потребностей основных категорий пользователей. Приводится опыт Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия в сфере программирования и мониторинга социально-экономического развития территорий и регионов.

Ключевые слова: мониторинг, социально-экономические процессы, территория, регион, метод, методика, прогноз, исследование, приоритетные направления.

В современной мезоуровневой экономической среде отчетливо просматриваются проблемы эффективного управления территориями, связанные с информационным обеспечением принятия тех или иных управленческих решений. С момента создания первых государств и до настоящего времени проблемы мониторинга и последующего регулирования уровня развития отдельных территорий находятся среди приоритетов государственного менеджмента [1].

Социологическая энциклопедия трактует мониторинг (от лат. monitor - предостерегающий) как метод исследования объекта, предполагающий отслеживание и контролирование его деятельности (функционирования) в целях прогнозирования последней.

В настоящее время метод мониторинга считается важнейшим средством информационного обеспечения в социально-политической, экономической, экологической и других фундаментальных сферах общественной деятельности и способом формирования баз данных по объекту исследования. Подготовка и проведение мониторинга включают несколько общих правил: выбранная (разработанная) для мониторинга система показателей должна адекватно отражать сущностные характеристики объекта, давать комплексное представление о его функционировании; должен использоваться универсальный, «сквозной» блок индикаторов, что позволяет проводить сравнительный анализ и строить динамические ряды; при проведении сравнительного анализа информации следует сохранять его методологическую и методическую преемственность, что снижает вероятность субъективной интерпретации полученных данных, задает единый алгоритм аналитических разработок. Информация, полученная в ходе проведения мониторинга, может быть представлена в виде статистических или эмпирических данных [4].

Статистический словарь определяет мониторинг как вид непрерывного наблюдения по специально разработанной программе наблюдения с различной периодичностью, которая зависит от изменения наблюдаемого явления в динамике, например мониторинг социально-трудовой сферы (в том числе безработицы), мониторинг рыночных цен и др. [6].

- 21

Согласно социологическому энциклопедическому словарю, мониторинг (от англ. to monitor -контролировать, проверять) - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов в целях их оценки, контроля, прогноза [5].

На современном этапе развития региональной экономики не существует единых методических подходов к проведению мониторинга социально-экономического развития как эффективного инструмента для выявления степени асимметрии развития мезо-экономических систем. Методические аспекты его проведения во многом определяются спецификой информационных потребностей основных категорий пользователей. Таким образом, важной концептуально-теоретической задачей является разграничение демаркационных признаков мониторинга с позиций различных групп пользователей. Данный перечень признаков является достаточно обширным и по-разному влияет на состав индикативных показателей и порядок их интерпретации [2].

М. Ю. Казаков и А. Н. Бобрышев считают наиболее оптимальной дифференциацию целевой аудитории мониторинговой среды региона на четыре основополагающие неделимые группы: государство, инвесторы, бизнес-сообщество и население. Эти группы объединены единством целевых установок мониторинга социально-экономического развития региона и общностью информационных целей для принятия управленческих решений [2].

Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение сути и корректную диагностику региональных ситуаций и региональных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям:

1) системность - независимо от содержания и масштаба, мониторинг должен давать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи;

2) структурная полнота и логическая завершенность - мониторинг должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, ее анализа и оценки (диагностики) ситуации или проблемы.

Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными и качественными. Количественные оценки выражаются совокупностью численных значений или их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше»,

«хуже» и т. п.) предполагают наличие устойчивых представлений о региональном благе или региональных ценностях, сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от базового критерия. Количественные и качественные оценки дополняют друг друга, причем только наличие первых позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик региональной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.

Общими критериальными требованиями для количественных и качественных оценок мониторинга выступают:

• объективность и достаточность исходной информации;

• сравнительный характер оценок;

• многокритериальный характер оценок;

• отбор минимального числа необходимых и достаточных критериев;

• привлечение сопутствующей информации (в настоящее время такую информацию можно получить в ходе специально организованного опроса).

Важнейшим элементом мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем является оценка хода реформ в регионах. Рекомендуемое использование системного подхода предполагает анализ взаимосвязанных изменений региональной системы. Особенно важна оценка реформационного фактора при обосновании решений по наиболее регионально опосредованной социальной сфере, поскольку кардинальные перемены в политике, условиях и механизмах распределения социальных благ тесно связаны с параметрами уровня и качества жизни, которые, в свою очередь, определяются экономикой, состоянием финансово-бюджетной сферы, социальными стереотипами поведения.

Стремление к реализации комплексного, расширенного подхода к анализу достигнутых социально-экономических показателей регионального развития Республики Мордовия выразилось в том, что сотрудники Научно-исследовательского института регионологии при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева под руководством профессора А. И. Сухарева приняли самое деятельное участие в работе Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия (НЦСЭМ РМ, образован на базе НИИ регионологии в 2002 г.). Имея богатую практику программирования социально-экономического развития территорий и регионов, они получили

возможность применить накопленный опыт в сфере мониторинга. Результаты многолетних исследований и новые аналитические материалы нашли свое отражение в бюллетенях «Динамика народного хозяйства РМ», «Инновационная продукция в промышленном производстве РМ», «Формирование «новой экономики «в РМ», «Динамика валового регионального продукта РМ», «Кооперационные связи в РМ», «Заработная плата в РМ». На протяжении нескольких лет проводился мониторинг социально-экономических процессов и социально-психологического климата в области малого предпринимательства Республики Мордовия, по итогам которого было издано несколько выпусков бюллетеня «Мордовский предприниматель» [3].

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (далее - Центр) образовано в 2002 г. на основании указа Главы Республики Мордовия от 16.07.2002 N° 86-УГ и постановления Правительства РМ от 12.08.2002 № 394. До марта 2007 г. оно входило в структуру Государственного научного учреждения «НИИ регионологии при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева». В 2007 г. Центр в соответствии с распоряжением Правительства РМ от 02.02.2007 № 56-р приобрел статус государственного учреждения, а с момента его государственной регистрации в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска 28 марта 2007 г. является юридическим лицом. Причем постановлением Правительства РМ от 11.07.2011 № 257 тип учреждения изменен на государственное казенное.

Учредителем Центра стало Правительство Республики Мордовия. НЦСЭМ РМ находится в ведении Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия и является некоммерческой организацией. Центр представляет собой экспертно-аналитическое учреждение, созданное в целях осуществления систематического научного анализа социально-экономических процессов в Республике Мордовия, своевременного выявления изменений, происходящих в социально-экономической сфере республики, факторов, вызвавших их, и подготовки для республиканских органов государственной власти аналитических материалов.

Основными задачами НЦСЭМ РМ являются: • систематический анализ социальных и экономических процессов в целях своевременного выявления изменений, происходящих в со-

циально-экономической сфере республики, и факторов, вызвавших их;

• выявление негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, и разработка предупредительных мер;

• осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов социально-экономической сферы;

• мониторинг выполнения обязательств по соглашениям о социально-экономическом сотрудничестве;

• мониторинг инвестиционной деятельности производственной и социальной сфер республики;

• оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам. Материалы мониторинговых исследований

систематически публикуются в бюллетенях Центра, рассылаются как получателям обязательного экземпляра, так и заинтересованным в мониторинге адресатам.

Структура учреждения включает отдел мониторинга экономических процессов, отдел мониторинга социальных процессов, отдел мониторинга демографии и трудовых процессов, отдел мониторинга территориального управления, отдел мониторинга правовых процессов, отдел-социопарк «Регионоло-гия», редакционно-издательский отдел, лабораторию малой типографии, административно-хозяйственный отдел, бухгалтерию, научную библиотеку.

Деятельность НЦСЭМ РМ направлена на анализ широкого спектра проблем в Республике Мордовия. Центр планирует свою деятельность и определяет перспективы своего развития в соответствии с тематическим планом научно-исследовательских работ, утверждаемым приказом заместителя Председателя Правительства - министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, спросом на производимую им научную продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги, а также исходя из необходимости обеспечения своего научно-технического и социального развития. Основным методом исследования является системный анализ. Отслеживаются не только динамика экономической и социальной жизни, ее тенденции, но и их отражение в сознании людей, в их собственном мнении. Проводятся социологические исследования. Анализ разных сфер общественной жизни

региона позволяет делать значимые для развития республики выводы и давать научно обоснованные практические рекомендации.

В 2007-2012 гг. в деятельности НЦСЭМ РМ приоритетными являлись следующие направления.

1. Проведение исследований и подготовка аналитических докладов во исполнение республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2008 гг.» (утверждена распоряжением Правительства РМ от 07.07.2006 № 694-р). В рамках этого направления ежегодно разрабатывались доклады по темам:

- «Мониторинг и оценка эффективности предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти и администрациями муниципальных образований в Республике Мордовия»;

- «Мониторинг среди населения и предпринимательских структур на предмет восприятия коррупции и взяточничества»;

- «Проведение исследования и ранжирования государственных функций и услуг в Республике Мордовия с точки зрения коррупцио-генности»;

- «Проведение мониторинга и составление рейтинга исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости»;

- «Мониторинг результативности реализации мероприятий административной реформы».

2. Проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров (МФЦ), в соответствии с Программой повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 г. в Республике Мордовия (утверждена постановлением Правительства РМ от 29.12.2008 № 610). В рамках данного направления в 2009-2010 гг. проводились исследования по темам:

- «Организация и проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ»;

- «Организация и проведение мониторинга информационного сопровождения деятельности МФЦ со стороны исполнительных ор-

ганов государственной власти РМ, органов местного самоуправления». 3. Проведение исследования «Оценка населением Республики Мордовия эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов» во исполнение Указа Главы Республики Мордовия от 30.04.2009 № 93-УГ «Об утверждении Порядка организации проведения социологических опросов для определения уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия». В рамках данной темы в 2009-2012 гг. проведено 4 исследования, в ходе которых ежегодно опрашивалось более 14,5 тыс. респондентов во всех районах республики. Практическая востребованность методики оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, несомненно, подтверждена. Разработанная система регионального мониторинга служит базой для обоснования целей и приоритетных задач создания системы прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ и отдельных территорий, подготовки ежегодных государственных докладов о региональной социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации, о приоритетных направлениях региональной политики в стране, а также ежегодных докладов о региональной ситуации в субъектах РФ.

По мнению автора, главным критерием оценки эффективности деятельности органов государственной власти в регионе является достигнутый уровень социально-экономического развития, который, в свою очередь, раскрывается в системе взаимосвязанных показателей.

При выборе соответствующих показателей целесообразно руководствоваться не только тем, как они отражают характер деятельности органов власти, но и тем, в какой мере они характеризуют результативность работы органов управления.

Наряду с исследованиями реализации мероприятий административной реформы Центр проводил мониторинг проблем развития гражданского общества, развития малого бизнеса, миграции населения, межэтнических отношений, религиозных организаций и межконфессиональных отношений, молодежной политики, динамики ВРП, развития моногородов, инновационной сферы региона и др.

Региональный мониторинг требует логического продолжения в виде построенного на этой базе регионального прогноза. Организационная и сущностная консолидация мониторинга с прогнозом позволяет решать комплекс задач краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Непременным условием функционирования общероссийского мониторинга является унифицированность представления данных по его объектам, поэтому важное организационное условие для системы регионального мониторинга составляют упорядочение и координация деятельности по формированию первичных баз данных. Например, в целях завершения формирования государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и регламентации организации проведения мониторинга наркоситуации в стране в целом и ее субъектах (во исполнение п. п. «г» п. 6 Указа Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров») было разработано методическое пособие, включающее методику и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и субъектах РФ. По данной методике Центр проводит мониторинг наркоситуации в Республике Мордовия с 2012 г.

Аппаратом антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта РФ осуществляются сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации: статистических сведений, получаемых из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций; информационно-аналитических сведений и экспертных оценок (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией; результатов социологических исследований.

Для целей мониторинга используются стандартные вопросники, поскольку для создания единой системы мониторинга наркоситуации с учетом существования единых критериев оценки медицинского и правового аспектов необходимо применение единой для всех субъектов РФ базовой (типовой) социологической анкеты.

Выборка в исследовании строится по половозрастному, образовательному, национальному составам, а также с учетом соотношения городского и сельского населения. Слишком большое число квот значительно затрудняет работу по отбору респондентов. В социологических опросах, как правило, опускаются признаки, которые тесно коррелируют с другими квотными характеристиками. В данном исследовании вполне достаточно применять следующие квотные признаки: пол, возраст, территорию проживания (городская, сельская). При использовании этих критериев национальная принадлежность и образовательный уровень населения будут отражать характеристики генеральной совокупности в пределах допустимой погрешности.

Для решения поставленных в методике задач автором предлагаются два варианта формирования выборочной совокупности. Согласно первому, кроме массового опроса населения необходимо отдельно выделить и опросить группу потребителей наркотических средств, что позволит более полно изучить структуру наркопотребления и основные практики потребителей наркотических средств, поскольку вероятность попадания этой группы респондентов в число опрошенных при общем расчете выборочной совокупности крайне мала. Второй вариант - формирование выборочной совокупности исходя из общей численности населения с учетом квотных признаков. В данном случае будет выявлена общая картина наркопотребления в регионе, определено общественное мнение относительно проблемы наркомании.

В методике указан рекомендуемый объем выборки (не менее 2 000 чел.), однако не отмечено, респондентов какого возраста необходимо опросить. Автор предлагает определить границы генеральной совокупности возрастом 14-60 лет. При этом следует опираться на то, что одной из целей исследования выступает мониторинг наркоситуации среди молодежи, нижний возрастной барьер которой согласно проекту федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» соответствует 14 годам; верхний порог соответствует возрасту 60 лет, т. е. верхней границе трудоспособного возраста населения.

Согласно распоряжению Правительства РМ от 21.01.2013 № 13-р за органами исполнительной власти Республики Мордовия и должностными лицами органов исполнительной власти Республики Мордовия закреплены показатели для оценки

эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 г.), утвержденные распоряжением Правительства РФ от 15.11.2012 № 2096-р. К числу исполнителей этой работы в части социологических показателей отнесено ГКУ РМ «НЦСЭМ».

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2550-р «О методиках определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ» утверждены методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. Методом сбора информации для социологических исследований определен массовый опрос, проводимый в форме анкетирования субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Мониторинг выполнения стратегических планов и программ стал новым моментом в системе планирования. Система мониторинга позволяет также оценить эффективность реализации программ социально-экономического развития регионов. Коллектив НЦСЭМ РМ имеет опыт разработки федеральных и региональных комплексных и отраслевых программ социально-экономического развития Республики Мордовия. В частности, Центр разра-

ботал: республиканскую программу по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 гг.; республиканскую программу по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2008-2012 гг.; проект республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2012-2015 гг. Эти документы представляют собой индикативные планы, обеспеченные контрольными индикаторами и показателями, которые в зависимости от реализуемого сценария и внешних обстоятельств можно корректировать в результате осуществления их мониторинга.

Тематическим планом научно-исследовательских работ ГКУ РМ «НЦСЭМ» на 2013 г. предусмотрено определение эффективности реализации Программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 гг. путем проведения экспертного опроса.

Таким образом, создание в регионах Российской Федерации организационных структур для осуществления указанных выше действий - научных центров социально-экономического мониторинга - представляется целесообразным для осуществления систематического научного анализа социально-экономических процессов, происходящих в регионах, и подготовки для региональных органов государственной власти аналитических материалов.

Список литературы

1. Бобрышев А. Н. Сущность и особенности проведения мониторинга социально-экономического и пространственного развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 1. С. 11-20.

2. Казаков М. Ю., Бобрышев А. Н. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона // Kant. 2011. № 2. С. 97-100.

3. Миничкина В. П. Региональные программы социально-экономического развития: проблемы методологии // Регионология. 2006. № 2. С. 273-286.

4. Социологическая энциклопедия в 2 т. / под ред. В. Н. Иванова. М.: Мысль, 2003.

5. Социологический энциклопедический словарь / под ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: ИНФРА-М, 1998.

6. Статистический словарь / под ред. Ю. А. Юркова. М.: Финстатинформ, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.