Научная статья на тему 'Мониторинг качества профильного обучения как средство управления образовательным процессом в школе'

Мониторинг качества профильного обучения как средство управления образовательным процессом в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА МОНИТОРИНГА / СЛАГАЕМЫЕ КАЧЕСТВА / QUALITY OF EDUCATION / MONITORING OF PROFILE TRAINING / CRITERIA BASE OF MONITORING / COMPOSED QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нимацыренова Е. Б.

В данной статье рассматриваются подходы определения качества образования на основе мониторинга качества профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of quality of profile training as a control means of educational process at school

The given article deals with the approaches of definition of education quality on the base of monitoring of profile training quality.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества профильного обучения как средство управления образовательным процессом в школе»

школьников на кружковых занятиях по декоративной керамике, и методическая система ее реализации.

Таким образом, изучение возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, определение структуры образно-пластического мышления и алгоритма всей мыслительнопрактической деятельности по созданию образа в декоративной керамике позволяют создать и научно обосновать методику, направленную на эффективное развитие образно-пластического мышления младших школьников во всей целостности и сложности этого процесса.

Литература

1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.

2. Ворохоб А.А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры: дис. канд. пед. наук - М., 2000.

3. Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений. - М.: Педагогика,1984.

4. Даутова О.Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: дис. канд. пед. наук - М., 2006.

5. Иванова Ю.Б. Основные тенденции развития глиняной игрушки России на рубеже столетий // Гончары России-2000: материалы науч.-практ. конф. - М.: Само-Принт, 2001.

6. Конышева Н.Н. Лепка в начальных классах. - М., 1985.

7. Скопина О.А. Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы: дис. канд. пед. наук, 1999.

Нестеренко Татьяна Юрьевна, аспирант, Курский государственный университет Nesterenko Tatyana Yurievna, post-graduate of Kursk State University.

305016, Курск, тел. раб.: 8 (4712) 54-96-14, е-mail: odnt@list.ru

УДК 371.315 ЕБ .Нимацыренова

Мониторинг качества профильного обучения как средство управления образовательным процессом в школе

В данной статье рассматриваются подходы определения качества образования на основе мониторинга качества профильного обучения.

Ключевые слова: качество образования, мониторинг профильного обучения, критериальная база мониторинга, слагаемые качества.

E.B. JVimatsyrenova

Monitoring of quality of profile training as a control means of educational process at school

The given article deals with the approaches of definition of education quality on the base of monitoring of profile training quality.

Key words: quality of education, monitoring of profile training, criteria base of monitoring, composed qualities.

В современном мире заметно возрастает значение качества образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Перед отечественной системой образования также стоит задача достижения нового его качества. Ее решение сразу же усложнилось возникшими противоречиями. Безусловно, школа и органы управления должны выполнить государственный заказ на новое качество образования, однако отсутствует достаточно ясная его педагогическая интерпретация, не разработаны механизмы отслеживания реализации этого заказа.

Сегодня категория «качество» прочно вошла в область образования как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и его отличие от других. В настоящее время пристальное внимание исследователей обращено на феномен «качество образования», при этом существует несколько научных подходов и концепций его понимания [1]. Качество образования

- это синтетическая категория, отражающая все аспекты и компоненты развития образования как системы.

Несмотря на целый ряд проведенных научно-практических конференций самого разного уровня и значительное число публикаций, понятие "качество образования" до сих пор так и не имеет четкого определения. Представители многих наук, выделяя в его содержании признаки, специфичные для своей области знаний, высветили совершенно разные его стороны, что затруднило выработку общих подходов к определению и его сущности, и адекватных критериев оценки.

В философии качество означает сущностное свойство вещи, отличающее ее от других. В теории социального управления качеством называют уровень достижения поставленных целей, степень удовлетворения ожиданий потребителя. Вслед за этим и в педагогике укоренилось понимание качества образования как соотношения цели и результата. Вместе с тем эта в принципе верная трактовка является лишь "первым приближением" к раскрытию сути этого феномена, ибо постановка целей образования представляет собой сложнейшую практическую проблему, да и перевод целей на уровень нормы, точно фиксируемой в документах, пока еще не состоялся. В связи с этим справедливое требование операционализации целей [3, с. 36 - 37] воспринимается как благое пожелание. К тому же существуют разные мнения и о том, что принимать за результаты образования: на практике качество образования наиболее часто идентифицируется с качеством знаний как естественных и наиболее универсальных результатов образования.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней связывают качество образования с достижением цели развития и формирования "гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности" [4, с. 78].

Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социальнопедагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса (реализация его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов) [2].

Действительно, качество результатов образования нельзя рассматривать вне зависимости от качества образовательного процесса и условий его реализации. Справедливо и обратное: установить эффективность процесса образования и созданных для его проведения условий невозможно без оценки его результатов. Поэтому мы предлагаем определить качество образования как совокупность оптимально сочетающихся его важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и созданных для него условий, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся.

Другой проблемой, возникающей в связи с формулированием социального заказа на новое качество образования, является выбор критериев его оценки. Ее разрешение напрямую связано с определением сущности качества образования, его педагогической интерпретацией. Понимая под качеством образования его результаты, в которых отражен достигнутый уровень запланированных целей, операционально заданных в зоне потенциального развития ученика, некоторые ученые в универсальный набор показателей включают знания, умения и навыки, динамику личностного развития, "отрицательные эффекты (последствия) образования", изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе, повышение (падение) авторитета школы в социуме. Не отрицается значение здоровья ребенка, его собственных усилий, состояния школьной среды, личности учителя, педагогических технологий, условий функционирования и развития образовательного учреждения, которые рассматриваются как факторы, влияющие на качество образования и потому находящиеся вне содержания рассматриваемого педагогического явления [3, с. 42 - 48].

Также на отслеживание результативного аспекта качества образования направлен педагогический мониторинг, разработанный Л.В. Ишковой, совокупность критериев оценки в котором включает в себя продуктивность учебной деятельности (абсолютная и качественная успеваемость, "перенос" знаний, умений и навыков, их использование в нестандартной ситуации, уровень обученности, интегрированность знаний, сформированность общеучебных умений); индивидуально-психологические особенности личности учащихся (учебная мотивация, исследовательские навыки, уровень притязаний, интеллект, темп продвижения и др.); самостоятельную деятельность, успешность адаптации в профильном классе и др. [5].

Успешно пробивает путь в образовательную практику гуманитарный подход, для которого высшей оценкой качества образования является его способность обеспечить психическое и

личностное развитие ребенка [6]. Отмечая некоторую однонаправленность авторской позиции, тем не менее подчеркнем новизну и актуальность предложенного С.Л. Братченко подхода в условиях провозглашенных, но больше декларируемых принципов гуманности, демократии, вариативности, плюрализма и открытости нашего образования. Весьма продуктивными и перспективными представляются его предложения для оценки качества образования изучать: а) в ученике -психическое здоровье, личностную, нравственную и гражданскую зрелость, социокультурную компетентность; б) в учителе - степень владения "пятью искусствами" (уважения, понимания, помощи и поддержки, договора, быть собой); в) учебно-воспитательном процессе - условия, обеспечивающие личностный рост учащихся; г) укладе жизни школы - концептуальную зрелость педагогического коллектива, систему ценностей и приоритетов, психологический климат взаимных отношений; д) среде и окружении - социофизическую и социокультурную среду [6, с. 32 - 88].

Исходя из понимания качества образования как единства трех его видов: качества реально полученных результатов, функционирования образовательного процесса и созданных для него условий, высокий уровень достижения которых способен удовлетворить потребности и запросы государства, общества и человека, мы разработали комплексный мониторинг качества образования относительно профильной школы.

Критериальную базу мониторинга составили три группы понятий, соответствующие трем слагаемым качества образования. Каждый из критериев характеризовался определенными признаками, а те, в свою очередь, операционализировались (раскладывались) на еще более детальные составляющие, т.е. индикаторы, способные в своей совокупности не только полно и точно раскрыть ключевые критерии, но и быть доступными для их изучения.

Эксперты ООН, говоря о жизненно важных потребностях и интересах человека, выделили жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации. Поэтому неудивительно, что потребность в безопасности, сохранение физического, психического здоровья ребенка - основа, на которой развиваются личностные качества ребенка, что способствует успешному освоению знаний.

К критериям оценки качества результатов образования относятся школьная и внешкольная успешность (успеваемость, соответствие знаний, умений и навыков требованиям госстандартов, число победителей предметных олимпиад и др.), здоровье, социокультурное развитие учащихся (общий интеллект, интеллектуальные, коммуникативные, волевые и адаптационные компетенции, нравственная воспитанность, доминирующие психические состояния, учебная и школьная мотивация и др.).

Группу критериев оценки качества созданных для учебно-воспитательного процесса условий составили важнейшие характеристики его программно-методического обеспечения, материальнотехнической базы, развивающих возможностей внутренней и внешней среды, профессиональной компетентности педагогических кадров, их готовности к инновационной деятельности, социальной защищенности, психологического климата в педагогическом коллективе, психологической атмосферы в ученических коллективах, отношений учащихся с одноклассниками и учителями, организации питания детей, оздоровления и медицинского обслуживания, выполнения требований санитарно-профилактических инспекций и др.

Качество функционирования образовательного процесса оценивалось с помощью группы критериев, в которую вошли показатели качества учебных планов, программ, содержания основного и дополнительного образования, организации и содержания внеклассной воспитательной работы с учащимися, используемых методов и технологий обучения и воспитания, качества педагогической деятельности с различными контингентами учащихся, в том числе с дезадаптивными, асоциальными отклонениями, а также с одаренными детьми с особыми потребностями.

Прокомментируем общие выводы по результатам мониторингового сопровождения реализации социального заказа на примере нашей школы. Полученные нами данные дают основание со всей определенностью констатировать, что вполне удовлетворительно выполняется государственный уровень социального заказа на качественное образование, отраженный в примерных государственных образовательных стандартах, на подготовку компетентных, предприимчивых, самостоятельных специалистов с учетом экономических возможностей страны и реального уровня финансирования сферы образования. Об этом свидетельствует положительная динамика качества образования по всем трем группам критериев его оценки.

Усилиями педагогов и медицинского работника обеспечено снижение заболеваемости детей. Повысилась учебная и внешкольная успешность учащихся. Снизился отсев. Улучшилась учебная

дисциплина. Школа умело ориентирует своих воспитанников на знания как истинную ценность. Учащиеся ясно осознают наличие и высоко оценивают уровень сформированности ключевых компетенций: интеллектуальных, коммуникативных, волевых и адаптационных, уровень своей нравственной воспитанности.

Модернизируется содержание основного и дополнительного образования, осваиваются и вводятся новые образовательные программы и вариативные учебники, расширяется спектр технологий обучения, в том числе здоровьесберегающих. Заметно повысился интерес к педагогической науке, многие учителя включились в инновационную деятельность. Заметны некоторые положительные сдвиги в организации и содержании внеклассной воспитательной работы с учащимися. Улучшилась индивидуально-дифференцированная работа с различными категориями детей.

Для образования созданы в целом благоприятные условия: существенно обогатилась материально-техническая база школ, обеспечено продвижение в программно-методическом обеспечении образовательного процесса.

Повышается эффективность управления качеством образования. Критически осмысливаются вскрытые в процессе мониторинговых исследований негативные факты, позитивно воспринимаются рекомендации экспертов. Мониторинговые результаты, их динамика становятся основой для серьезной рефлексивно-аналитической деятельности и успешной реализации функций оценки, прогноза, коррекции и планирования.

Получаемая с помощью мониторинга исходная информация становится надежным основанием для принятия адекватных положению дел педагогических и управленческих решений. Учет результатов мониторинговых исследований, проводимых ежегодно, позволит своевременно вскрывать негативные факты и упущения в работе, прогнозировать дальнейшее развитие образовательного учреждения, разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию образовательной практики.

Литература

1. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2.

2. Влолтилов В., Шапоренкова Г. Анализ основных подходов к определению качества образования // Высшее образование в России. - 2006. - № 11.

3. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и метод. пособие / под ред. М. М. Поташника. - М, 2000.

4. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.

5. Ишкова Л. В. Теория и практика педагогической оценки в образовании старшеклассников и взрослых. - СПб., 2000.

6. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М., 1999.

Нимацыренова Елена Баировна, аспирант кафедры педагогики, Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический университет им.Н.Г.Чернышевского.

Nimatsyrenova Elena Bairovna, post-graduate of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalian State Humanitarian Pedagogical University. 672007 Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.