Научная статья на тему 'Мониторинг качества продукции при реализации инновационной стратегии предприятия'

Мониторинг качества продукции при реализации инновационной стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества продукции при реализации инновационной стратегии предприятия»

печивающих и сбытовых подразделениях. Повысился статус работ по обеспечению качества: систему управления качеством возглавляет вице-президент фирмы по качеству. Практическую реализацию обоснованная А.Фейгенбаумом система всеобщего контроля качества - TQC (Total Quality Control) получила в полном объеме в Японии. Концепция контроля качества была не нова, но японцы выдвинули концепцию полного контроля качества, более широкую по масштабу, в которой над повышением качества должен работать каждый - от директора до уборщицы. Фактически, разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков была трансформирована в Японии в общенациональное движение.

На современном (четвертом) этапе развития менеджмента качества решение задач качества потребовало создание организационной структуры, в которую входят все подразделения, каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции и петли качества. Этим качествам отвечают концепции: всеобщего менеджмента качества - TQM (Total Quality Management) и универсального менеджмента качества - UQM (Universal Quality Management).

В начале века сформировался мощный набор теоретических и

практических средств, получившии название менеджмент на основе качества - MBQ (Management by Quality), который в настоящее время становится ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания MBO и MBQ (по аналогии с системой Тейлора на первом этапе), но на качественно новом уровне.

Рассмотрев сложившиеся подходы к испытаниям новой продукции, которые в настоящее время используются в тех или иных комбинациях, можно сформировать критерии эффективности инвестирования в процесс испытаний:

L=L +L ^ min,

где L - потери от недополученной выгоды, связанные с отсутствием достоверной информации о возможностях продукции, получаемой в процессе испытаний;

L - затраты на испытания, связанные с объемом необходимых испытаний и трудоемкостью одного испытания.

Детализируя функции L и L , первая из которых обратно пропорциональна объемам инвестиций, а вторая - прямо пропорциональна, можно найти рациональное сочетание прямых и косвенных методов испытаний и найти оптимум инвестиций.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Г.В. Кузнецов, аспирант СГА

Целью формирования и реализации инновационных стратегий является создание благоприятных условий для перехода экономики предприятия к полноценным рыночным и конкурентным отношениям, стимулирующим развитие производства, наполнение рынка товарами, наиболее полно удовлетворяющими потребности граждан.

Именно инновации позволяют получать экономические результаты, приводящие интенсивному росту качества и обеспечения конкурентоспособности. Ключевые проблемы инновационной стратегии на уровне государства не обделены вниманием научной литературы, но при этом часто в стороне остается изучение теории и опыта формирования эффективной инновационной стратегии на уровне предприятий. Из-за этого порой наблюдается поверхностный взгляд на отдельные экономические категории и происходящие на предприятиях процессы, недостаточная скоординированность и последовательность принятия тесно взаимосвязанных между собой инновационных решений.

Кроме того, эффективная инновационная стратегия должна удовлетворять следующим основным принципиальным требованиям:

- совершенствование законодательного обеспечения инновационной деятельности;

- осуществление и развитие инновационной стратегии приоритетных направлений и программ;

- организация взаимодействия с предприятиями региона с целью мобилизации инвестиций собственных средств;

- осуществление постоянного мониторинга качества продукции и услуг.

В настоящее время особое внимание уделяется оценке эффективности инноваций. Такая оценка осуществляется в рамках инновационных проектов. При их разработке и оценке эффективности обязательно учитывается, что инновационные проекты характеризуются высокой степенью риска. В их структуре доля заемных средств, как правило, велика, в том числе за счет привлечения банковских кредитов и источников целевого финансирования по программам развития перспективных областей науки и техники. Возмещение затрат на начальном этапе использования инвестиций может быть и незначительным. Однако инвестиции в инновационные проекты оказывают существенное влияние на конкурентную стратегию и ценовую политику предприятия, позволяя производить принципиально новые виды товаров.

Итак, инвестиции в инновации формируются как за счет собственных, так и заемных источников финансирования, причем для финансирования инноваций предприятия крайне нуждаются в привлечении значительного объема заемных ресурсов. Методология управления инновационным процессом в условиях российской экономики развивалась в направлении совершенствования методов оценки инновационных проектов на основе зарубежных методи-

ческих разработок, а вопросы выбора проектов и формирования бюджета капитальных вложений предприятий практически не рассматривались. Поэтому управление инновационным процессом в настоящее время необходимо рассматривать как деятельность, направленную, в первую очередь, на создание инноваций разных типов, на обеспечение наиболее эффективного вложения финансовых средств в инновационные проекты и достижение ожидаемых результатов. Эффективное управление инновационным процессом предполагает разработку, принятие и реализацию обоснованных управленческих решений по выбору эффективных инновационных стратегий.

Как правило, в качестве критерия эффективности капитальных вложений выступает конкурентоспособность продукции и услуг. На современном этапе экономического развития инновационный фактор повышения конкурентоспособности усиливает свою значимость, поскольку предполагает повышение конкурентоспособности продукции и услуг их производителей на базе освоения новой техники и технологии. Достижение конкурентных преимуществ на основе инновационной направленности развития инновационного потенциала предприятия требует перехода к сетевой организации управления этим потенциалом. Она базируется на сети инвестиционного и инновационного сотрудничества и стратегическом альянсе участников инновационного процесса, ориентированном на достижение конкретной цели. Развитие такой сети и ее внешние связи должны быть ориентированы на обеспечение высокой степени как восходящей интеграции с инвесторами, так и нисходящей интеграции с реципиентами инвестиций.

Переход к сетевой организации управления требует создания специализированной научно-технической организации, деятельность которой целесообразно строить на принципах сотрудничества и сетевой кооперации. Основное ее назначение - обеспечение сопровождения инновационного процесса и осуществление аналитических, а не контрольно-распорядительных функций.

В настоящее время не разработано общей методики оценки эффективности функционирования инновационной системы менеджмента качества предприятия, поэтому каждое предприятие решает эту проблему по-своему. Наиболее известны следующие основные подходы, которые в настоящее время применяются для оценки и анализа системы менеджмента качества.

Наиболее широко применяемым инструментом для проверки и анализа системы менеджмента качества или ее отдельных элементов является аудит. Несомненными достоинствами аудита являются его формализованность, систематизированность и независимость. Результаты аудита основываются на фактах, что полностью согласуется с принципами стандартов серии ИСО 9000. Однако этот подход имеет ряд недостатков. Проводимые на предприятиях проверки не обеспечивают постоянной, системной оценки элементов сис-

темы менеджмента качества и всей системы в целом. Эффективность и полнота аудита в значительной мере зависят от квалификации и опыта аудиторов. Проверки носят «статический» характер, т.к. аудитор лишь фиксирует ошибки и недостатки, но не дает сведений о том, что стало причиной ошибки. В то же время выполнение минимальных требований стандарта не может служить полноценным свидетельством эффективности функционирования системы менеджмента качества, т.к. это соответствует приблизительно 17 % от «идеальной» модели системы качества предприятия. В результатах проверок, как правило, практически отсутствуют количественные показатели оценки эффективности системы менеджмента качества. Безусловным недостатком аудита является отсутствие оценки экономической составляющей обеспечения качества, которая во многом определяет эффективность системы менеджмента качества. Следует также отметить, что механизм, заложенный в ИСО серии 9000 в виде внешнего и внутреннего аудита, требований измерения, анализа, самооценки, корректирующих и предупреждающих действий, обратной связи с потребителями, непрерывного улучшения деятельности, сам нуждается в оценке эффективности.

Другим часто применяемым подходом к оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества предприятия является оценка затрат на качество и прибыли, как ее важнейшего элемента. Отправной точкой в определении затрат на качество является их классификация, т.е. определение состава и структуры затрат, сгруппированных по определенному признаку. От правильности классификации зависит правильность определения состава затрат и требований к организации их учета, анализа и оценки. Необходимо отметить отсутствие общепринятой классификации затрат на качество и методов их определения, что является основной проблемой при применении данного подхода. Анализ по-

казывает, что данный подход учитывает только экономическую составляющую оценки и не рассматривает оценку системы менеджмента качества в целом, а также плохо согласуется с управленческим учетом затрат, который осуществляется при внедрении корпоративных информационных систем класса MRPII и ERP.

Таким образом, анализ применяемых в настоящее время подходов к оценке системы менеджмента качества показывает, что каждый из них лишь частично оценивает эффективность ее функционирования. Именно это и обуславливает необходимость разработки системы комплексной оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества, основанной на мониторинге.

Сегодня разрабатываемый комплекс моделей мониторинга, анализа и оценивания системы менеджмента качества должен охватывать все элементы системы менеджмента качества и основные процессы, обеспечивающие качество промышленного предприятия, и должен решать следующие задачи:

осуществление многокритериального параметрического анализа и оценки системы менеджмента качества по соответствующему множеству оценочных показателей, а также по системе в целом;

выбор баз для сравнения, методов расчета и правил интерпретации результатов в зависимости от целей анализа;

проведение корректировки исходных данных и их приведение в сопоставимый вид;

формирование и анализ вариантов управленческих решений, и моделирование их последствий в случае изменения исходных параметров модели;

формирование вариантов изменения значений показателей системы менеджмента качества и их оценку;

обеспечение возможности формализации данных и обработку экспертных методов оценки системы менеджмента качества.

ДОСТИЖЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВ РОССИИ С УЧЕТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

Н.В. Фотиади, кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь.

Российские банки находятся в процессе активного поиска путей и направлений развития, преодолевая значительные проблемы и риски, стоящие перед банковской системой страны. Несмотря на положительные структурные сдвиги, большинство происходящих изменений носит циклический характер и определяется благоприятными экономическими, политическими и отраслевыми условиями. Если же эти условия ухудшатся, позитивные тенденции в банковском секторе могут измениться в противоположную сторону.

Анализируя финансовую устойчивость российских банков на современном этапе экономического развития можно выделить следующие позитивные тенденции:1

• благоприятный на сегодняшний день макроэкономический климат, способствующий развитию банковского сектора;

• хорошие перспективы роста;

• адекватное, но чувствительное к внешним потрясениям качество активов;

• рост средств на счетах клиентов, что зависит от доверия клиентов и экспортной выручки;

• растущая диверсификация банковского бизнеса, что особенно заметно в ритейле;

• повышение профессионализма и качества менеджмента, главным образом в части контроля за рисками;

• постепенное изменение модели развития банков, переход от оппортунистического поведения и статуса «карманных» банков к ведению реального банковского бизнеса.

Вместе с тем следует отметить и негативные факторы:2

• слабость системы банковского регулирования и надзора, недостаток политической воли к проведению банковской реформы;

• высокомонополизированная экономика;

• доминирование Сбербанка, высокая фрагментированность и конкуренция (впрочем, наличие высокого неудовлетворенного спроса на банковские услуги в России смягчает эффект этих негативных факторов);

• риски, связанные с непрозрачной и концентрированной струк-

турой собственности;

• значительная концентрация кредитных портфелей, ресурсной базы и источников доходов;

• неустойчивость показателей прибыльности, обусловленная высокой концентрацией бизнеса и высоким удельным весом доходов от торговых операций;

• высокая нагрузка на банковский капитал, обусловленная быстрым ростом активов.

В качестве преобладающей тенденции следует также отметить существенное расслоение банков, которое заключается в увеличении разрыва между частными и государственными банками.3 Последние агрессивно усиливают свои позиции, что приводит к росту конкуренции и ухудшению условий развития других представителей банковской системы. В тоже время рост частных банков опережает финансовые возможности их нынешних акционеров, которым нелегко производить свежие вливания в капитал в размере, необходимом для поддержания роста бизнеса.

Так, по мнению аналитиков Standard & Poor’s, владельцы многих частных банков уже приближаются к той черте, за которой им придется ослаблять контроль над своими банками и задумываться над тем, чтобы привлечь внешних инвесторов к участию в их капитале.

Хотя множество российских банков продолжают специализироваться на услугах в сфере корпоративного финансирования, многие кредитные организации, стремящиеся диверсифицировать и расширить свои кредитные операции и ресурсную базу, а также повысить рентабельность основной банковской деятельности в условиях снижения процентной маржи, начинают уделять первостепенное внимание развитию розничного направления бизнеса.

Однако розница сопряжена с дополнительными операционными и кредитными рисками, высокими расходами на инфраструктуру, требует выработки долгосрочной концепции и готовности работать над ее реализацией, а также продуманного распределения инвестиций. Успех розничных проектов отдельных банков не гаран-

1 По материалам отчёта «Анализ рисков банковского сектора: Российская Федерация» // «Standard & Poors».

2 По материалам отчёта «Анализ рисков банковского сектора: Российская Федерация» // «Standard & Poors».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.