ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИСПЫТАНИЙ НОВОЙ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
М.Н. Попков, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС,
А.В. Тебекин, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор кафедры экономической теории РАН
Для решения задачи оптимизации процессов инвестирования испытаний новой товарной продукции, рассмотрим сложившиеся подходы к испытаниям новой товарной продукции как элемента системы качества, закладывающего конкурентоспособность этой продукции на рынке.
Отправной точкой в современной системе развития методов испытаний новой товарной продукции как элемента системы менеджмента качества считается система научного менеджмента Ф.У-Тейлора, в которой подчеркивается необходимость учета вариабельности производственного процесса и важность ее контроля. Система Тейлора включает понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска. В ней были введены такие измерительные инструменты как шаблоны и калибры. В системе Тейлора были обоснованы: необходимость независимой должности инспектора по качеству; многообразная система штрафов для бракоделов; формы и методы воздействия на качество продукции.
На следующем этапе развитие получили статистические методы контроля качества - SQC (Statistic Quality Control), которые связывают с именами У.А.Шухарта, Г.Ф.Доджа, Г.Г.Ромига и др.).
Один из основоположников применения статистических методов при серийном производстве американский математик УА.Шухарт, которого на Западе называют отцом современной философии качества, писал: «В течение длительного времени эффективность статистики будет зависеть в меньшей степени от существования отряда статистиков, имеющих превосходную подготовку, чем от подготовки всего поколения, воспитанного в духе статистики, с физиками, химиками, инженерами и многими другими специалистами, которые будут отвечать в той или иной мере за подготовку и управление новыми процессами производства».
На этом этапе получили распространение контрольные карты, были обоснованы выборочные методы контроля качества продукции, теоретической основой для которых послужили работы российских ученых П.Л.Чебышева и А.М.Ляпунова и регулирования технических процессов.
Широкое распространение получило использование теории надежности, в которой исследуется способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах, с использованием понятий: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
На втором этапе получила развитие и теория планирования экспериментов. История развития теории планирования испытаний и регрессионного анализа берет свое начало с формулировки еще в конце 18-го века немецким математиком К.Гауссом и французским математиком А.Лежандром основных положений регрессионного анализа. Успешный опыт применения теории планирования испытаний и регрессионного анализа в виде, близком к современному, связывают с именем английского генетика и статистика Р.Фи-шера, который в начале XX-го века решал задачу стабилизации урожайности зерновых культур в районах рискованного земледелия.
Большое число ученых у нас в стране (В.В.Налимов, Н.А.-Чернова, Ю.П.Адлер, Ю.В.Грановский, В.С.Жигилей, Г.К.Круг, Э.К.Лецкой и др.) и за рубежом направили свои усилия на составление планов многофакторных испытаний, т.е. планов, которые с одной стороны обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью на исследуемом факторном пространстве, а с другой стороны не были бы слишком громоздкими (т.е. не очень дорогими и реализуемыми на существующем испытательном оборудовании) и обеспечивали бы малую трудоемкость при расчетах. В результате были созданы многоуровневые планы полного факторного эксперимента (ПФЭ), ортогональные и ротатабельные центральные композиционные планы (соответственно ОЦКП и РЦКП), разработано эволюционное планирование и т.п.
Видными последователями У.Ф.Шухарда явились Э.У.Деминг и Д.М.Джуран, которые активно пропагандировали статистические подходы к контролю качества продукции в процессе производства. Однако Деминг и Джуран развили и организационные воп-
росы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. Такой подход ознаменовал развитие третьего этапа менеджмента качества.
Третий этап менеджмента качества характеризуется появлением и активным функционированием начиная с 1950-х годов в Японии кружков качества - QC (Quality Circles), одним из главных организаторов которых считается профессор Исикава Каору. Кружки стали одной из тех практических форм, в которых стали реализовываться управленческие подходы к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции. Программы QC были связаны не только с качеством продукции, но и имели целью совершить всеобщую революцию в организации работ на уровне цехов.
Для решения проблем, связанных с качеством продукции на третьем этапе развития менеджмента качества широкое применение нашли семь основных инструментов качества (стратификация, контрольный листок, гистограмма, диаграмма Парето, диаграмма Исикавы, диаграмма рассеяния, контрольная карта) и семь новых инструментов повышения качества (аффинная диаграмма, интерреляционная диаграмма, диаграмма древа, матричная диаграмма, лист матрицы, сетевой план, древо ошибок). Одной из причин широкого использования этих инструментов явилась их простота, позволяющая легко их применять нестатистиками.
В США и странах Западной Европы в конце 1950-х годов возникли различные формы самоконтроля качества (при котором контроль качества труда осуществлял сам исполнитель). Одна из форм самоконтроля получила получила название «нулевых дефектов» - ZD (Zero Defect) или «бездефектного труда», в которой на основе введения определенных организационных мер, а также использования специальных мер материального и морального стимулирования создавались стимулирующие предпосылки и условия для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно без дефектов и переделок.
Третий этап менеджмента качества характеризуется также развитием такого направления как инжиниринг качества, включающий следующие подходы: развертывание функции качества -QFD (Quality Function Deployment); методы надежного проектирования по Тагути, в которых в качестве критерия качества изделия используется отношение сигнал-шум; домик качества (название от крышеобразной структуры в верхней части матрицы, содержащей характеристики требований рынка к продукции по строкам матрицы, и характеристики продукции, описывающие возможности ее создания фирмой по столбцам матрицы, - в результате на срезе получается перевод рыночных требований на язык фирмы); и др.
Наиболее широкомасштабными внутрифирменными системами третьего этапа развития менеджмента качества явились TQC и CWQC.
Контроль качества в масштабе всей компании - CWQC (Company Wide Quality Control) базируется на: статистических методах контроля, деятельности кружков качества, использовании семи основных и семи новых инструментов качества, и других подходах, характерных для этого этапа развития менеджмента качества.
Развитие кибернетики послужило основной появления концепции управления качеством, пришедшей на смену традиционной концепции контроля. Эта концепция появилась в начале 1960-х годов и одним из ее основоположников был американский ученый А.В.Фейгенбаум, предложивший рассматривать каждый этап в процессе создания изделия, а не только его конечный результат. Такой подход позволяет не ограничиваться констатацией брака, а выявлять и анализировать причины его возникновения и разрабатывать меры по стабилизации уровня качества (управлять качеством). Предложенная Фейгенбаумом система управления качеством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. Изменились организационные структуры: появились центральные отделы управления качеством и соответствующие ячейки в научных, проектно-конструкторских, производственных, обес-
печивающих и сбытовых подразделениях. Повысился статус работ по обеспечению качества: систему управления качеством возглавляет вице-президент фирмы по качеству. Практическую реализацию обоснованная А.Фейгенбаумом система всеобщего контроля качества - TQC (Total Quality Control) получила в полном объеме в Японии. Концепция контроля качества была не нова, но японцы выдвинули концепцию полного контроля качества, более широкую по масштабу, в которой над повышением качества должен работать каждый - от директора до уборщицы. Фактически, разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков была трансформирована в Японии в общенациональное движение.
На современном (четвертом) этапе развития менеджмента качества решение задач качества потребовало создание организационной структуры, в которую входят все подразделения, каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции и петли качества. Этим качествам отвечают концепции: всеобщего менеджмента качества - TQM (Total Quality Management) и универсального менеджмента качества - UQM (Universal Quality Management).
В начале века сформировался мощный набор теоретических и
практических средств, получивший название менеджмент на основе качества - MBQ (Management by Quality), который в настоящее время становится ведущим менеджментом фирм. Одновременно происходит процесс сращивания MBO и MBQ (по аналогии с системой Тейлора на первом этапе), но на качественно новом уровне.
Рассмотрев сложившиеся подходы к испытаниям новой продукции, которые в настоящее время используются в тех или иных комбинациях, можно сформировать критерии эффективности инвестирования в процесс испытаний:
L=L +L ^ min,
где L - потери от недополученной выгоды, связанные с отсутствием достоверной информации о возможностях продукции, получаемой в процессе испытаний;
L - затраты на испытания, связанные с объемом необходимых испытаний и трудоемкостью одного испытания.
Детализируя функции L и L , первая из которых обратно пропорциональна объемам инвестиций, а вторая - прямо пропорциональна, можно найти рациональное сочетание прямых и косвенных методов испытаний и найти оптимум инвестиций.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Г.В. Кузнецов, аспирант СГА
Целью формирования и реализации инновационных стратегий является создание благоприятных условий для перехода экономики предприятия к полноценным рыночным и конкурентным отношениям, стимулирующим развитие производства, наполнение рынка товарами, наиболее полно удовлетворяющими потребности граждан.
Именно инновации позволяют получать экономические результаты, приводящие интенсивному росту качества и обеспечения конкурентоспособности. Ключевые проблемы инновационной стратегии на уровне государства не обделены вниманием научной литературы, но при этом часто в стороне остается изучение теории и опыта формирования эффективной инновационной стратегии на уровне предприятий. Из-за этого порой наблюдается поверхностный взгляд на отдельные экономические категории и происходящие на предприятиях процессы, недостаточная скоординированность и последовательность принятия тесно взаимосвязанных между собой инновационных решений.
Кроме того, эффективная инновационная стратегия должна удовлетворять следующим основным принципиальным требованиям:
- совершенствование законодательного обеспечения инновационной деятельности;
- осуществление и развитие инновационной стратегии приоритетных направлений и программ;
- организация взаимодействия с предприятиями региона с целью мобилизации инвестиций собственных средств;
- осуществление постоянного мониторинга качества продукции и услуг.
В настоящее время особое внимание уделяется оценке эффективности инноваций. Такая оценка осуществляется в рамках инновационных проектов. При их разработке и оценке эффективности обязательно учитывается, что инновационные проекты характеризуются высокой степенью риска. В их структуре доля заемных средств, как правило, велика, в том числе за счет привлечения банковских кредитов и источников целевого финансирования по программам развития перспективных областей науки и техники. Возмещение затрат на начальном этапе использования инвестиций может быть и незначительным. Однако инвестиции в инновационные проекты оказывают существенное влияние на конкурентную стратегию и ценовую политику предприятия, позволяя производить принципиально новые виды товаров.
Итак, инвестиции в инновации формируются как за счет собственных, так и заемных источников финансирования, причем для финансирования инноваций предприятия крайне нуждаются в привлечении значительного объема заемных ресурсов. Методология управления инновационным процессом в условиях российской экономики развивалась в направлении совершенствования методов оценки инновационных проектов на основе зарубежных методи-
ческих разработок, а вопросы выбора проектов и формирования бюджета капитальных вложений предприятий практически не рассматривались. Поэтому управление инновационным процессом в настоящее время необходимо рассматривать как деятельность, направленную, в первую очередь, на создание инноваций разных типов, на обеспечение наиболее эффективного вложения финансовых средств в инновационные проекты и достижение ожидаемых результатов. Эффективное управление инновационным процессом предполагает разработку, принятие и реализацию обоснованных управленческих решений по выбору эффективных инновационных стратегий.
Как правило, в качестве критерия эффективности капитальных вложений выступает конкурентоспособность продукции и услуг. На современном этапе экономического развития инновационный фактор повышения конкурентоспособности усиливает свою значимость, поскольку предполагает повышение конкурентоспособности продукции и услуг их производителей на базе освоения новой техники и технологии. Достижение конкурентных преимуществ на основе инновационной направленности развития инновационного потенциала предприятия требует перехода к сетевой организации управления этим потенциалом. Она базируется на сети инвестиционного и инновационного сотрудничества и стратегическом альянсе участников инновационного процесса, ориентированном на достижение конкретной цели. Развитие такой сети и ее внешние связи должны быть ориентированы на обеспечение высокой степени как восходящей интеграции с инвесторами, так и нисходящей интеграции с реципиентами инвестиций.
Переход к сетевой организации управления требует создания специализированной научно-технической организации, деятельность которой целесообразно строить на принципах сотрудничества и сетевой кооперации. Основное ее назначение - обеспечение сопровождения инновационного процесса и осуществление аналитических, а не контрольно-распорядительных функций.
В настоящее время не разработано общей методики оценки эффективности функционирования инновационной системы менеджмента качества предприятия, поэтому каждое предприятие решает эту проблему по-своему. Наиболее известны следующие основные подходы, которые в настоящее время применяются для оценки и анализа системы менеджмента качества.
Наиболее широко применяемым инструментом для проверки и анализа системы менеджмента качества или ее отдельных элементов является аудит. Несомненными достоинствами аудита являются его формализованность, систематизированность и независимость. Результаты аудита основываются на фактах, что полностью согласуется с принципами стандартов серии ИСО 9000. Однако этот подход имеет ряд недостатков. Проводимые на предприятиях проверки не обеспечивают постоянной, системной оценки элементов сис-