Агрообразование. Менеджмент. Качество
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Н.В. БОЖЕВОЛЬНАЯ,
Костанайский государственный университет им.А.Байтур-сынова
В период развития
рыночных
отношений
вопросы
обеспечения и
гарантии
надлежащего
качества
продукции и услуг
приобрели особую
актуальность.
В период развития рыночных отношений вопросы обеспечения и гарантии надлежащего качества продукции и услуг приобрели особую актуальность. Тенденции глобализации мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, стремление к интеграции Казахстана в мировое экономическое пространство и научно-образовательное сообщество, участие в региональных экономических союзах, предстоящее вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), требуют изменения отношения к подготовке специалистов.
Одним из важнейших приоритетов, выдвинутых в послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года для продвижения республики в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира, является «развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации, переквалификации кадров.. .» [1]. Выбор данного направления обусловлен тем, что именно образовательная сфера является неисчерпаемым резервом, способным обеспечить мощный рывок в социально-экономическом развитии страны, создать условия для формирования компетентного специалиста и гармонично развитой личности. Все страны современного мира рассматривают сферу высшего образования как приоритетную, определяющую прогресс экономики, науки и техники, культуры, развитие эффективных технологий, обороноспособность страны. Ведутся поиски национальных моделей образования, правительства в рамках образовательных систем ищут факторы, которые гарантировали бы эффективность образования и качества обучения.
Цель и методика исследований
В современных условиях постоянно повышающегося уровня
During
development of market attitudes questions of maintenance and a guarantee of appropriate quality of production and services have got a special urgency.
неопределенности факторов внешней среды успех деятельности любой организации зависит от степени ее открытости, уровня адаптивности и умения реагировать на изменения. Стремление к обеспечению, повышению и гарантии качества продукции и услуг открывает перспективы для развития одного из направлений системы общего менеджмента -менеджмента качества. Однако понимание актуальности менеджмента качества сегодня и определения его перспектив невозможно без всестороннего анализа эволюции его развития в системе общего менеджмента.
В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. По мнению А.И.К-равченко [2], на этих этапах управление изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях. Так, в пятом тысячелетии до нашей эры перефразирование религиозных принципов в древнейших обществах - Шумере, Египте и Аккаде - приводит к трансформации высшей касты священников и религиозных функционеров (жрецов), что ознаменовало начало первой управленческой революции - «религиозно-коммерческой». Вторая управленческая революция (1792-1750 гг. до н.э.) - «советско-административная», - связана с реформами вавилонского царя Хаммурапи, благодаря которым была создана первая формальная система администрирования, возникла светская манера управления, выделилась группа людей, профессионально занимающаяся управлением государством (произошло отделение функции управления государством от церковной власти).
Через тысячу лет после реформ Хаммурапи в Вавилоне происходит третья управленческая революция - «производственно-строительная» (605- 562 гг. до н.э.), в результате которой были разработаны эффективные методы организации работы и системы, контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах и выделилась группа людей, профессионально занимающаяся управлением в сферах производства и строительства.
Вполне можно согласиться с мнением Дж. Дункана [3], что зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации явились главными факторами четвертой управленческой революции ХУН-ХУШ вв., которая ознаменовалась отделением управления от собственности. Переход от мануфактуры к фабричному производству ознаменовал разделение труда, кооперацию рабочих и появления потребности в группе людей, которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. В этот период происходит выделение администрирования и менеджмента в самостоятельный вид деятельности. Развитию указанных явлений посвящены работы Адама Смита, Джеймса Уатта, Чарльза Баббеджа и ряда других исследователей.
И, наконец, пятая управленческая революция (конец Х1Х-начало XX в.) была связана с разделе-
Агрообразование. Менеджмент. Качество
нием самого управленческого труда и выделением специализированных групп управленцев, за которыми закреплялись вполне определенные функции.
Таким образом, как считает ряд авторов [2,4], управление, зародившись около 7 тыс. лет назад, только с развитием рыночного хозяйства в начале XX века, выделяется в самостоятельную науку -менеджмент, в которой за чуть более ста лет своего развития было разработано значительное количество научных концепций управления.
Родоначальником менеджмента как науки принято считать Ф.Тейлора (1856-1915 гг.). В опубликованных им книгах «Управление предприятием» (1903г.) и «Принципы научного управления» (1911г.) нашли отражение основные теоретические положения его системы, в основе которой лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации и выработки, в имеющихся условиях, наиболее экономной и производительной модели трудового процесса, операции, действия, движения. Благодаря деятельности Ф. Тейлора, Г.Форда и Г.Леланда была создана концепция организации машинного производства (производственная система Форда-Тейлора), которая в основных чертах просуществовала до настоящего времени и является моделью организации производства большинства современных предприятий (только в 70-е годы ей на смену стала формироваться другая концепция - производственная система «Тойота»).
На наш взгляд, вполне обоснован вывод [5], что система Тейлора, позволившая повысить производительность труда в несколько раз, берется за точку отсчета и в управлении качеством продукции. Эта система предусматривала выходной контроль готовой продукции и устанавливала требования к качеству изделия в виде шаблонов (интервалов, допусков), что позволяло делить продукцию на качественную и дефектную. Идеи иерархической структуры управления организацией, разработанные Тейлором, в окончательно сформулировали представители административной школы менеджмента А.Файоль и М.Вебер.
До середины 1950-х гг. в эволюции управления качеством основное внимание уделялось обеспечению качества продукции. Главная роль отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции, методы которого развивались и совершенствовались под влиянием достижений научно-технического прогресса [6].
Усложнение производства требовало больших затрат на контроль качества, снижение которых стало возможным при использовании методов математической статистики. Разработки контрольных карт, выполненные В.Шухартом, таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х.Доджем и Х.Ро-мигом, позволяли с заданной вероятностью оценивать качество продукции и заложили основы статистического управления качеством, что и явилось началом перехода к управлению качеством процессов.
В целом период доминирования классического
направления менеджмента был плодотворным - управление сложилось как наука, влияющая на рост эффективности. Однако классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основополагающий элемент эффективности организации.
Вклад в развитие концепции управления качеством, а именно решения организационных вопросов обеспечения качества, внесли положения общего менеджмента, разработанные в 30-50 гг. XX в. школой человеческих отношений, представителями которой являются Г. Мюнспгерберг, А. Маслоу, Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон. Основная идея гуманистического менеджмента сводилась к признанию уникальности каждого работника, необходимости осознания рядовым исполнителем социальной миссии фирмы, участия работников в процессе принятия решений, признание того, что внешний контроль и санкции - не единственный и не самый эффективный способ мотивации. Доктрина «человеческих отношений», развитая школой гуманистического менеджмента, оказала свое влияние на развитие концепции управления качеством.
Таким образом, в 50-е годы XX века в системе общего менеджмента сложились предпосылки создания новой концепции - управления качеством. По мнению Р.Фатхутдинова [7], система обладает свойством первичности целого. Это означает, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты, которые существуют лишь в силу существования целого. Не компоненты составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении компоненты системы. Данное свойство систем проявляется выделением в общей системе менеджмента нового направления. А начиная с 20-х гг. XX века в системе общего менеджмента прослеживается и свойство эмерджентности, когда цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) самой системы. Действительно, в то время как в области управления качеством совершенствовались прежде всего методы контроля. Основными направлениями «классической административной школы» менеджмента (1030-е гг. XX в.) являлись описание функций управления, развитие его принципов, систематизация управления организацией. Школа человеческих отношений (30-50-е гг. XX в.), уделяла особое внимание вопросам поведения людей в организации. Эмпирическая школа менеджмента (50-70-е гг. XX в.) разрабатывала количественную теорию принятия управленческих решений, экономико-математические методы и модели производственных процессов, развивала теорию управления по целям. Школа социальных систем (50-70-е гг. XX в.) развивала теорию управления на базе системного и ситуационного подходов, исследовала влияние внутренней и внешней среды на управление. Поэтому в период 20-80-е гг. XX века эволюцию общего менеджмента и менеджмента качества уместно рассматривать параллельно, выделяя их основные направления и положения до тех пор, пока в 80-е годы не произошло объе-
Агрообразование. Менеджмент. Качество
динение целей менеджмента качества и системы общего менеджмента. Однако было бы неверно утверждать, что концепция управления качеством развивалась независимо и обособлено, на ее становление несомненно оказывали изыскания и положения, различных школ менеджмента.
В начале 50-х годов А.Фейгенбаумом была преложена модель Всеобщего контроля качества (Total Quality Control - TQC), в которой было предложено рассматривать не конечный результат производства, а каждый этап создания изделия. Концепция TQC была внедрена в практику работы японских предприятий Э.Демингом и получила дальнейшее развитие в 60-х годах XX века в Японии в форме всеобщего статистического контроля качества (TSQC), в рамках которого персонал вовлекается в работу кружков качества, идея создания которых принадлежала К.Исикава.
В период 50-70 гг. XX века основной вклад в развитие концепции управления качеством внесли работы Д.Джурана, выдвинувшего идею трилогии качества (планирование, контроль и повышение качества) и Ф.Кросби, предложившего концепцию бездефектной работы (система «0 дефектов»). Основная идея системы «0 дефектов» заключается в том, что платят не за качество, а за отсутствие дефектов. В дальнейшем многие принципы и подходы по совершенствованию качества, сформулированные
Э.Демингом, Д.Джураном и Ф. Кросби, легли в основу современной концепции Всеобщего управления качеством (TQM). В это время развивается как универсальная идеология менеджмента, системный подход, инструментарием которого выступает системный анализ.
В 80-е годы начался переход от всеобщего контроля качества (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). Если TQC - это контроль и управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями, это подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителей. Концепция всеобщего управления качества объединила в себе все лучшее, что было накоплено в процессе эволюции системы общего менеджмента и развития управления качеством. Объединяя восемь базовых общих принципов, было разработано несколько моделей TQM, представленных в критериях премии Деминга (Япония), премии Малкольма Болдриджа по качеству (США), Европейской премии по качеству, международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000. С 80-х годов в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные направления. В системе общего менеджмента появляются такие компоненты как - менеджмент инноваций, финансовый менеджмент, в один ряд с которыми можно поставить и менеджмент качества. Менеджмент направлен на достижения поставленных целей и базируется на построении и последую-
щей реализации структурированной системы целей. С другой стороны, в основе современного общий менеджмент определил в качестве основной цели -постоянное совершенствование качества. Этот подход получил название «управление посредством ка-
Агрообразование. Менеджмент. Качество
чества». Т.е. произошло сращивание целей системы общего менеджмента и ее компонента - менеджмента качества. Процесс развития менеджмента качества в системе общего менеджмента представлен на рисунке 1.
Выходной контроль готовой продукции, отбраковка дефектной продукции.
Классическая (административная) школа(Ф.Тейлор, Г.Форд, А.Файоль, М.Вебер).
Рационализация трудовых операций, функциональное разделение труда, использование принципов научного управления.
Статистический контроль качества. Разработка и применение контрольных карт В.Шухарта, таблиц выборочного контроля Х.Доджа и Х.Роминга
Школа человеческих отношений (Э.Мейо, М.П.Фоллет, Д.Макгрегор).
Признание уникальности каждого работника, изучение поведения людей в организации и влияния человеческих отношений на производительность труда.
Всеобщий контроль качества (А.Фейгенбаум), кружки качества (Исикава), система «0 дефектов» (Ф.Кросби) и др.
Эмпирическая школа (П.Друкер, В.Леонтьев, У.Плоумен). Количественная теория принятия управленческих решений, экономикоматематические методы и модели производственных процессов.
Школа социальных систем (Г.Саймон, Ч.Бернард, Т.Парсонс) Системный и ситуационный подход. Применение общей теории систем для решения управленческих задач.
ТдМ, ИСО 9000, принципы Деминга, Джурана, Кросби
MBQ - менеджмент на основе качества
Т еория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» (Дж.Грейсон, Т.Питерс, Р.Уотермен)
Выделение отраслевых
компонентов
менеджмента:
финансовый,
инновационный
менеджмент проектов и
др.
1900-1930 1920-1950 1950-1980 1980г.- настоящее время
Рис. 1. Развитие менеджмента качества в эволюции общего менеджмента
Таким образом, очевидно, что менеджмент качества является не обособленной областью науки, а направлением системы общего менеджмента, которое развивалось под воздействием идей всех школ менеджмента, накапливая, обобщая и развивая их подходы и принципы.
С конца 80-х годов предприятия стран с развитой рыночной экономикой стали заниматься разработкой, внедрением и сертификацией систем менеджмента качества. Серьёзное внимание стало уделяться не только качеству продукции, но и качеству предоставления услуг.
В Казахстане формирование систем менеджмента качества первоначально происходило в сфере производства. Однако, начиная с 2000-х гг. формирование, внедрение и сертификация систем менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. стало актуальным и для организаций, оказывающих услуги.
Внедрение систем менеджмента качества отвечающих требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 становится особенно актуальным в различных секторах экономики Казахстана в пред-
дверии вступления республики в ВТО и необходимости роста конкурентоспособности товаров и услуг. Сфера образования как ключевая система общественного развития и экономического роста сегодня становится областью поиска оптимальных стратегий и тактики развития, способных дать импульс в создании интеллектуального и научного капитала.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Формирование в Казахстане системного подхода к качеству высшего профессионального образования должно быть направлено на достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает мировым и перспективным критериям и требованиям.
Основу решения проблем качества образования многие вузы Казахстана видят в формировании, внедрении и сертификации систем менеджмента качества на основе требований международных стандар-
Агрообразование. Менеджмент. Качество
тов ИСО серии 9000 версии 2000 г. и использования принципов TQM. В настоящее время в казахстанских вузах при формировании систем менеджмента качества сложилась практика использования услуг отечественных и российских консалтинговых центров, что приводит к ускорению процесса внедрения и, значительным дополнительным финансовым затратам по проекту. В таблице 1 приведены средние показатели затрат на формирование, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества трех ву-
зов города Костаная: Костанайского государственного университета им.А.Байтурсыныва, Костанайс-кого государственного педагогического института, Костанайского инженерно-экономического университета им. М.Дулатова.
Как видно из таблицы, наибольшая доля затрат (40,58%) приходится на консалтинговые услуги и обучение персонала организации (суммарная доля затрат на обучение - 33,33 %). Однако сопоставляя стоимость консалтинга отечественных и российских
Табл. 1
Средние показатели затрат на формирование, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества
Наименование затрат Сумма, тнг Доля в общих затратах, %
Консалтинговые услуги по организации работ по проекту, контролю за разработкой процессов и документации СМК 1400000 40,58
Обучение руководителей структурных подразделений вуза (объем 40 академ. часов) - 25 человек 500000 14,49
Обучение высшего руководства (объем 16 академ. часов)- 10 человек 350000 10,15
Обучение внутренних аудиторов (объем 40 академ. часов)- 10 человек 300000 8,69
Оплата командировочных расходов с целью обмена опытом по формированию СМК 100000 2,90
Сертификационный аудит 800000 23,19
ИТОГО 3450000 100
организаций с подобными услугами зарубежных фирм, нужно отметить, что они на порядок ниже последних. Несмотря на дополнительные вложения, все большее число вузов Казахстана внедряют системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года, стремясь к повышению эффективности управления образовательным учреждением, к наведению порядка в системе документооборота организации, к обеспечению ресурсами и информацией, необходимой для поддержания эффективного осуществления образовательных процессов, к повышению ответственности всех сотрудников за качество образования, к повышение конкурентоспособности вуза и доказательству потребителю надежности оказываемых образовательных услуг, что в комплексе неизбежно приведет к достижению приоритетной цели - повы-
шение качества образовательных услуг.
Выводы. Анализ Решение проблем в области качества образования, на наш взгляд, заключается в переходе от разрозненных процедур контроля результатов образовательной деятельности к интегрированным системам менеджмента и системам всеобщего менеджмента качества, комплексно охватывающим все этапы жизненного цикла образовательной услуги. Вуз - главное звено в национальной образовательной системе подготовки кадров, поэтому важно обеспечить результативность и эффективность систем менеджмента качества образовательных организаций, поскольку именно от этого зависит качество подготовки специалистов, в дальнейшем способных повышать конкурентоспособность продукции, услуг, организаций и страны в целом.
Список использованных источников:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
2. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. -4-е изд. - М.: Академический проект: Трикста, 2004. - 560 с.
3. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки осоновоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 272 с.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд. -Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003
5. Розова Н.К. Управление качеством: Краткий курс. - 1-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.