ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
ИСО 9000 — стандарты управленческой деятельности
Н. А. Шичков,
к. т. н., директор учебно-методического центра «Регистр-Консалтинг», Санкт-Петербург
Рассмотрена эволюция методов менеджмента качества и развитие стандартизации и сертификации систем менеджмента качества предприятий на соответствие международным стандартам ИСО (Международной организации по стандартизации) серии 9000. Представлен обзор органов по сертификации систем менеджмента.
The evolution of methods of quality management and development of enterprises quality management systems standardization and certification on conformity to the international standards ISO (International organization for standardization) 9000 series are considered. The review of management systems certification bodies is submitted.
Многие предприятия, выходя со своей продукцией на международные рынки, сталкиваются с проблемой подтверждения репутации перед зарубежными партнерами. В последние годы сложилась практика, при которой основным критерием надежности предприятия-поставщика продукции и услуг является наличие у него сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международных стандартов ИСО (Международная организация по стандартизации) серии 9000. Данный сертификат подтверждает способность предприятия обеспечить стабильный выпуск продукции необходимого качества.
После принятия в 1987 году первой версии стандартов ИСО серии 9000 они приобрели во всем мире беспрецедентную популярность. Эти стандарты сегодня признаны в качестве национальных более чем в 100 государствах, а количество компаний, сертифицировавших свои СМК на соответствие стандарту, приближается к 400 000.
Эволюционный процесс методов менеджмента качества непосредственно связан с эволюционным процессом развития производства. Основные этапы развития представлены на рис. 1.
Первым систематизированным подходом к управлению качеством продукции был приемочный контроль. В начале XX века на многих предприятиях создавалась специальная служба, основной функцией которой была проверка и отбраковка продукции, имеющей дефекты, а в некоторых случаях и доработка дефектных изделий. Но так как причины дефектов не устранялись, это постепенно приводило к увеличению себестоимости продукции.
В середине 1920-х годов зародилось новое направление в области обеспечения качества — достижение качества с помощью контроля производственного процесса. Чтобы снизить издержки на переработку
некачественной продукции, производитель направляет усилия на обнаружение дефектов в производственном процессе. Это обеспечивалось с помощью методологии статистического контроля качества (Statistical Quality Control — SQC). Разработчиком данной методологии является американский ученый Вальтер Шу-харт. Применение методов SQC позволило значительно снизить затраты на производство качественной продукции. Но при этом изготовленная продукция могла не соответствовать ожиданиям потребителя.
Дальнейшее развитие методов обеспечения качества связано с именем другого американского ученого Арманда Фейгенбаума и разработанного им направления «Всеобщий контроль качества (Total Quality Control — TQC)». TQC затрагивает все стадии жизненного цикла продукции от выявления требований потребителей до утилизации использованной продукции, а также все уровни управленческой иерархии предприятия.
Следующий этап эволюции методов менеджмента качества — «Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management — TQM)». Его основателем считают также американского ученого Уильяма Эдвардса Деминга. Суть методологии TQM заключается в том, что основную ответственность за качество продукции должно взять на себя высшее руководство предприятия. Оно должно вовлечь в процесс непрерывного улучшения качества весь персонал предприятия, используя все существующие инструменты и методы менеджмента. Это улучшение должно быть направлено не только на качество продукции, но и на качество всех аспектов деятельности предприятия.
В 60-х годах прошлого века были предприняты первые попытки стандартизации методов менеджмента качества (рис. 2).
В 1963 году Министерство обороны США выпустило стандарт MIL-Q-9858 по управлению каче-
▲
Всеобщий менеджмент качества (ТОМ)
Всеобщий контроль качества (ШС)
Статистический контроль качества (БОС)
Приемочный контроль качества —►
Рис. 1. Эволюция методов менеджмента качества
ством для своих поставщиков и подрядчиков. В дальнейшем многие страны приняли аналогичные стандарты для своих оборонных предприятий.
В 1970-е годы стали разрабатываться и вводиться стандарты по обеспечению качества для других отраслей промышленности: автомобильной, пищевой, фармацевтической...
В 1979 году в Великобритании был введен стандарт ББ 5750. Данный стандарт явился первым стандартом, общим для всех отраслей промышленности.
В 1987 году британский стандарт был адаптирован Международной организацией по стандартизации (ИСО) и опубликован для международного применения в качестве серии стандартов ИСО 9000. В 1994 году эти стандарты были переизданы. Основные изменения были направлены на их адаптацию к деятельности организаций, предоставляющих услуги. А в 2000 году стандарты подверглись более существенному пересмотру. В них были включены основные научные достижения в области менеджмента, в первую очередь, методология процессного подхода и методы непрерывного улучшения деятельности.
В России в 1996 и 2001 годах были приняты аналогичные национальные стандарты (ГОСТ Р ИСО серии 9000).
Серия стандартов ИСО 9000 включает:
> Международный стандарт (МС) ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
> МС ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования.
> МС ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. В своем нынешнем виде стандарты серии 9000
устанавливают для организации требования и дают рекомендации по применению таких инструментов менеджмента, как:
> стратегическое планирование (в т. ч. управление на основе целей),
> структурирование организации,
> процессный подход,
> делопроизводство и управление документацией,
> кадровый менеджмент и др.
MIL-Q-9858 США, 1963 г.
I
BS 5750 Великобритания, 1979 г
Рис. 2. Развитие стандартов по системам менеджмента качества
Стандарты на системы менеджмента качества нашли широкое применение во всем мире. Большинство предприятий используют данные стандарты в следующих случаях:
> В качестве инструмента развития предприятия, используя требования и рекомендации стандартов как модель совершенствования системы управления.
> Для демонстрации потребителям способности стабильно поставлять продукцию и предоставлять услуги, соответствующие их требованиям.
> Для оценки собственных поставщиков и субподрядчиков.
Для проведения независимой оценки предприятия на соответствие требованиям стандарта привлекаются органы по сертификации систем менеджмента.
Наиболее известные органы по сертификации были образованы на основе национальных органов по стандартизации: SGS (Швейцария), SAI Global (Австралия), TUV (Германия) и др. Другие органы по сертификации образовались на базе органов по надзору за морским судоходством: LRQA (Lloyd Register, Великобритания), BVQI (Bureau Veritas, Франция), Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» (Российский морской регистр судоходства, Россия).
На начальном этапе уровень доверия к сертификату соответствия системы менеджмента качества требованиям соответствующего стандарта определялся исключительно авторитетом органа по сертификации. C увеличением числа сертифицированных предприятий и числа органов по сертификации возникла проблема признания выданных сертификатов. Предприятия, поставляющие продукцию в несколько стран, вынуждены были сертифицировать свою систему менеджмента в различных органах по сертификации, пользующихся авторитетом в этих странах.
В 1990 году для обеспечения взаимного признания сертификатов несколько органов по сертификации подписали соглашение об образовании сети IQNet. Члены IQNet осуществляют взаимный контроль сертификационной деятельности и по результатам сертификационных проверок выдают предприятиям сертификаты единого образца. На сегодняшний день в IQNet входит 36 органов по сертифика-
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
ции из 34 стран. Россия представлена в нем двумя органами по сертификации: АС «Русский Регистр» и «Тест-Санкт-Петербург».
Создание IQ.Net стало первым шагом структурирования международной системы сертификации систем менеджмента. Но поскольку согласно правилам IQNet туда может входить только по одному органу по сертификации от каждой страны (хотя для России и Китая сделаны исключения), признание сертификатов IQNet носит ограниченный характер.
В 1998 году был сделан следующий шаг по созданию единой системы сертификации. Было подписано многостороннее соглашение об учреждении Международного Аккредитационного Форума 1ЛР, объединившего национальные органы по аккредитации (которые дают право органам по сертификации заниматься сертификационной деятельностью). Сегодня членами 1ЛР являются органы по аккредитации большинства стран мира. Данные органы по аккредитации контролируют деятельность органов по сертификации на основе унифицированных подходов, изложенных в руководящих и методических документах 1ЛР, что значительно повышает степень доверия к выдаваемым сертификатам. Органы по аккредита-
ции контролируют деятельность органов по сертификации не только систем менеджмента качества, но и систем экологического менеджмента (на соответствие стандарту ИСО 14001), а также органов по сертификации продукции, сертификации персонала, измерительных и испытательных лабораторий.
На сегодняшний день Россия в ІЛР не представлена. Только один российский орган по сертификации систем менеджмента — АС «Русский Регистр» — получил международную аккредитацию (в голландском органе по аккредитации ЯуЛ).
Современный менеджмент качества «вырос» из комплекса инженерных задач в самостоятельную область менеджмента (наряду с финансовым, инновационным, кадровым, производственным и другими разделами менеджмента).
Система менеджмента качества является мощным инструментом повышения эффективности работы предприятия. Стандарты ИСО серии 9000 не содержат требований к экономическим аспектам деятельности, но опыт внедрения СМК показывает, что большая организованность и слаженность работы значительно повышают ее эффективность и положительно сказываются на рентабельности предприятия.