Научная статья на тему 'Система управления процессами размещения государственного заказа'

Система управления процессами размещения государственного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕССЫ РАЗМЕЩЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / CONTROL SYSTEM / PLACEMENT PROCESSES / STATE ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексанян В. К.

Обоснована актуальность и детализирована проблема управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона; проведен комплексный анализ объективных внешних условий размещения государственного заказа; определены возможности и перспективы развития системы управления процессами размещения государственного заказа с учетом выделения устойчивых внешних информационных связей; сформирована динамическая база рыночных требований к системе управления процессами размещения государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTROL SYSTEM PROCESSES THE PLACEMENT OF STATE ORDERS

The urgency is proved and the problem of management by processes of placement of the state order in region scales is detailed; the complex analysis of objective external conditions of placement of the state order is carried out; possibilities and prospects of development of a control system by processes of placement of the state order taking into account allocation of stable external information relations are defined; the dynamic base of market requirements to a control system of processes of placement of the state order is created.

Текст научной работы на тему «Система управления процессами размещения государственного заказа»

инновации низкого уровня и в традиционную банковскую деятельность, соответственно;

1^ ?1 т - объемы суммарных банковских инвестиций и инвестиций в традиционную банковскую деятельность, соответственно;

Lu+m, Lm - коэффициент текущей ликвидности .

Таким образом, предложенный критерий оценки результатов реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности демонстрирует фактический рост чистой текущей стоимости банка при реализации инновационной деятельности относительно традиционной с учетом диверсификации инвестиции и изменения коэффициента ликвидности.

Литература:

1. В. В. Бочаров. Инвестиции. - С-Пб.: Питер, 2009.

2. А.С. Нешитой. Инвестиции. - М.: Дашков и К, 2012.

3. Бородина С., Швырков О. Инвестиции в странах БРИК: Оценка риска и корпоративного управления в Бразилии, России, Индии и Китае. - М.: Москва, Альпина Паблишер, 2010.

4. Кузнецов Б.Т. Инвестиции. - М.: Юнити-Дана, 2006.

5. Ткаченко И.Ю., Малых Н.И. Инвестиции. - М.: Academia, 2009.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Алексанян В.К., апирант НОУ ВПО РосНОУ

Обоснована актуальность и детализирована проблема управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона; проведен комплексный анализ объективных внешних условий размещения государственного заказа; определены возможности и перспективы развития системы управления процессами размещения государственного заказа с учетом выделения устойчивых внешних информационных связей; сформирована динамическая база рыночных требований к системе управления процессами размещения государственного заказа.

Ключевые слова: система управления, процессы размещения, государственный заказ.

THE CONTROL SYSTEM PROCESSES THE PLACEMENT OF STATE ORDERS

Aleksanyan V., the post-graduate student, NOU VPO PosNOU

The urgency is proved and the problem of management by processes of placement of the state order in region scales is detailed; the complex analysis of objective external conditions ofplacement of the state order is carried out; possibilities and prospects of development of a control system by processes ofplacement of the state order taking into account allocation of stable external information relations are defined; the dynamic base of market requirements to a control system of processes ofplacement of the state order is created.

Keywords: control system, placement processes, state order.

В условиях необходимости совершенствования системы частногосударственного партнерства как стратегической задачи социальноэкономического развития России, одной из наиболее актуальных проблем является повышение эффективности государственного заказа.

Указанная проблема имеет множество аспектов.

Во-первых, существует проблема соответствия процессов размещения государственного заказа действующим стандартам, роль которых играет отечественное законодательство. Поскольку в конечном итоге государственный заказ оценивается как соответствующий или не соответствующий требованиям стандарта, алгоритмически возникает необходимость:

- выяснения требований,

- утверждения стандарта,

- определения процедур и описания инструкций оценки качества размещения государственного заказа по заданному стандарту;

- выбора инструменты контроля качества организации процессов осуществления государственного заказа.

Во-вторых, существует проблема соответствия процессов размещения государственного заказа не только стандарту, но и фактическим условиям их реализации с учетом возможностей участников рынка.

В-третьих, в условиях динамики социально-экономического развития существует проблема соответствия процессов размещения государственного заказа сформировавшимся требованиям рынка. Неизменная рыночная потребность в обеспечении высокого уровня качества при низкой цене должна быть достигнута постоянным стремлением участников процесса управления государственными закупками к повышению качества реализуемых процессов.

В-четвертых, в условиях ускорения научно-технического прогресса существует проблема прогнозирования требований к процессам размещения государственного заказа, соответствующим

нарождающимся потребностям государства и общества.

В-пятых, сохраняется проблема учета в системе управления процессами размещения государственного заказа, изменений приоритетов государства и общества, обусловленных структурными сдвигами в социально-экономическом развитии страны.

Все это требует комплексного совершенствования системы управления процессами размещения государственного заказа.

При обосновании актуальности проблемы управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона, и ее связи с информационным обеспечением стратегического, тактического и оперативного управления государственными закупками проведено исследование процессов информационного обеспечения системы управления (СУ) государственных и муниципальных заказчиков. Рассмотрены особенности управления государственным заказом в условиях развития частно-государственного партнерства, и возможность применения принципов и уровней управления качеством в системе управления государственным заказом.

В качестве основных характеристик, используемых при оценке эффективности управления государственным заказом в рамках цикла «формирование заказа - размещение заказа - исполнение контракта», рассматриваются:

- соответствие деятельности государственного заказчика действующему законодательству;

- эффективность использования средств в процессе размещения заказа (экономический эффект);

- качество управления процессами закупок; эффективность технологических инструментов системы размещения заказа и др.

Алгоритмически существующая система управления государственным заказом включает процедуры:

- разработку требований к государственному заказу;

- формирование государственного заказа;

- проверку соответствия деятельности государственного заказчика действующему законодательству с использованием инструментария, состоящего из трех показателей, отражающих характер и количество допущенных в ходе проведения процедур нарушений;

- допуск (или не допуск) государственного заказчика к присвоению Рейтинга эффективности и прозрачности размещения государственного заказа города Москвы;

- расчет сорока одного количественного показателя эффективности управления операциями закупочного цикла (точности и реалистичности планирования; нарушения сроков исполнения различных этапов процесса; структуры и величины нарушений различных типов, допущенных при осуществлении процесса закупки; эффективности использования трудовых ресурсов заказчика и т.д.), группируемых в соответствии с отчетными формами Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы (ЕАИСТ);

- расчет рейтинга государственных заказчиков;

- формирование отчетности о качестве исполнения государственного заказа.

Выполняя свою миссию по предоставлению государственному заказчику инструмента для управления государственным заказом, оценки его эффективности и получения информации о возможностях улучшения процесса государственного заказа на тех или иных этапах, существующая система управления государственным заказом имеет и ряд недостатков.

Во-первых, существующая система управления государственным заказом не стала действенным инструментом «обратной связи» для руководителей органов исполнительной власти, направленным на улучшение качества процесса государственных закупок. Об этом свидетельствует отсутствие положительной динамики за время использования системы управления государственным заказом.

Во-вторых, в качестве негативных проявлений процессов развития системы государственных закупок, согласно отчетным данным по г. Москве выделяются:

- значительная доля закупок у единственного поставщика;

- использование исполнителем инструментов демпинга цен (по отдельным позициям закупок снижение стартовой цены наблюдается в 70% случаев);

- минимизация количества участников конкурсных процедур, обеспечиваемая отклонением значительной части заслуживающих внимания предложений участников по формальным признакам;

- неравномерность распределения закупок в течение года, характеризуемого пиком доли закупочных процедур в конце года, что затрудняет планирование деятельности многих исполнителей, не имеющих доступа к инсайдерской информации; и т.д.

При этом следует признать, что ни один из указанных фактов формально не связан с нарушениями действующего законодательства, с одной стороны, но, с другой стороны, все они снижают качество государственных закупок, конкурентоспособность государственных заказчиков и, в конечном итоге, эффективность выполнения государственных заказов.

В-третьих, существующая система управления государственным заказом, реализуя основные требования стандартов при управлении государственными заказами и частично сформировавшиеся требования государственных заказчиков по фактическому использованию закупаемой продукции (товаров, работ, услуг), не решает в полном объеме задачу удовлетворения закупок сформировавшимся очевидным и формирующимся латентным требованиям рынка.

Таким образом, существующая система управления государственным заказом, решая внутреннюю задачу удовлетворения нужд государственных учреждений в товарах, работах и услугах, не решает внешнюю задачу прямого стимулирующего воздействия государства на спрос.

Проведенный анализ существующей системы управления государственным заказом позволил формализовать задачу управления государственным заказом в виде четырехуровневой системы

Таблица 1. Характеристики инструментария управления и оценки качества государственного заказа

№ Вид инструментария Характеристика инструментария Основные составляющие инструментария

1 TQC (Total Quality Control) Эффективная система, обеспечивающая координированные действия в организации государственного заказчика при формировании, поддержании и улучшении качества государственного заказа, уровень которого наиболее экономически целесообразен и полностью удовлетворяет требованиям потребителя TQC включает: - контроль в процессе разработки требований к ГЗ; - входной контроль конкурсных заявок; - контроль результатов исполнения ГЗ; - анализ процессов; - использование информации о качестве ГЗ; - обучение методам обеспечения качества ГЗ и повышение квалификации персонала; - руководство работами в области качества.

2 CWQC (Company Wide Quality Control) Широкие границы деятельности по управлению качеством, не только во время производства и контроля, но и на других этапах производственного процесса - от маркетинговых исследований до продаж и послепродажного обслуживания. Тотальный охват служащих для участия в действиях по управлению качеством CWQC дополнительно к TQC включает в себя: - совместную работу по качеству с поставщиками; - контроль качества ГЗ на всех стадиях "петли" качества по методу PDCA; - управление человеческим фактором; - работу по методу "Cross-Function-Management" (межфункционального управления).

3 TQM (Total Quality Management) Реализация идеологии "quality improvement" -постоянного улучшения качества TQM дополнительно к CWQC включает в себя: - выработку политики государственного заказчика в области качества; - совершенствование системы управления человеческим фактором; - реализацию мер по формированию культуры качества; - подготовка управленческих кадров государственного заказчика для руководства деятельности в области качества; - возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство государственного заказчика.

4 MBQ (Management By Quality) Концепция менеджмента на основе качества MBQ дополнительно к TQM включает в себя ориентацию деятельности ГЗ на: комплекс международных стандартов но менеджменту качества, международную систему сертификации менеджмента качества; на систему аудита менеджмента качества государственного заказчика.

требований к качеству управления государственным заказом:

- уровень А - соответствия государственного заказа действующим стандартам, роль которых играет отечественное законодательство;

- уровень В - соответствие государственного заказа требованиям заказчика (сложившимся условиям практического использования);

- уровень С - соответствие государственного заказа фактическим требованиям рынка, обеспечивающее удовлетворение сложившихся потребностей, и стимулирующее социально-экономическое развитие;

- уровень D - соответствие государственного заказа будущим требованиям рынка (латентным потребностям), обеспечивающее удовлетворение нарождающихся потребностей, и стимулирующее ускорение научно-технического развития социально-экономических процессов.

С учетом выделенных уровней задач управления государственным заказом в работе предложена трехмерная модель формализации задачи управления государственным заказом, которая может быть реализована с помощью информационно-аналитической системы управления государственным заказом, учитывающей параметры управления в пространстве «уровень требований к государственному заказу - уровень управления - инструментарий управления и оценки качества государственного заказа».

Характеристики инструментария управления и оценки качества государственного заказа, приведены в табл.1.

Основным отличием системы управления государственным заказом от технических систем управления является то, что в технических системах в задачах автоматизированного управления рассматриваются непрерывные или дискретные скалярные величины, а в системе управления государственным заказом, в том числе и векторные величины, отражающие эволюцию уровня требований со стороны заказчика, с одной стороны, и динамику восприятия требований государственного заказа исполнителем, с другой стороны. Эволюция требований к государственному заказу проявляется в изменении векторной величины требований, начиная от директивных требований заказчика, основанных на соответствии государственного заказа стандартам, и заканчивая векторной величиной требований к государственному заказу, основанной на ожидаемых потребностях рынка.

Таким образом, обоснована актуальность и проведена детализация проблемы управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона. Показана связь проблемы управления процессами размещения государственного заказа с информационным обеспечением стратегического, тактического и оперативного управления государственными закупками в деятельности государственных и муниципальных заказчиков субъекта федерации, единой торговой площадки региона, а также торговых площадок, относящихся к территориальным и функциональным заказчикам. Проведен комплексный анализ объективных внешних условий размещения государственного заказа. Определены возможности и перспективы развития системы управления процессами размещения государственного заказа с учетом выделения устойчивых внешних информационных связей. Сформирована динамическая база рыночных требований к системе управления процессами размещения государственного заказа. Предложен метод формализации и постановки задач управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона и обоснована необходимость разработки информационно-аналитической системы, обеспечивающей рационализацию процессов размещения государственного заказа.

Литература:

1. А. Н. Асаул, В. П. Грахов, В. А. Кощеев, В. Е. Чибисов Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе. Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманисти-ка», 2005. — 240 с.

2. Арыкбаев, Р. К. Финансовое обеспечение государственных закупок: моногр. / Р. К. Арыкбаев. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010.

- 196 с.

3. Бабкин Александр Васильевич. Методология управления государственным оборонным заказом : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2001

4. Каранатова Л. Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. - 216 с.

5. Каранатова Л. Г. Механизмы привлечения субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие. - СПб: Изд-во СЗАГС, 2007. - 80 с.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИИСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кураков А.Л., к.э.н., профессор

В статье рассмотрены направления инновационного развития профессионального образования европейского сообщества, основные формы интеграции учреждений профессионального образования с организациями, осуществляющими научные исследования и разработки.

Ключевые слова: профессиональное образование, интеграции науки и образования, европейское образовательное пространство, образовательный кредит, рынок экспорта и импорта образовательных услуг.

MANAGEMENT ACTIVITIES OF RUSSIAN AND FOREIGN EDUCATION INSTITUTIONS

Kurakov A., Ph.D., Professor

The article deals with the direction of innovation development of vocational education of the European Community, the basic form of integration of vocational education with organizations engaged in research and development.

Keywords: vocational education, science and education integration, the European educational space, education loan, the market for import and export of educational services.

Рационализация взаимодействия элементов системы управ- тивную деятельность учреждений начального, среднего специаль-

ления учреждениями профессионального образования на основе ного и высшего профессионального образования [3, 12, 26].

анализа зарубежного и российского опыта управления является стра- Россия по проблемам развития профессионального образова-

тегическим направлением инновационных преобразований профес- ния пошла по европейскому пути и в 2003 г. вошла в состав так

сионального образования. Это связано с вхождением России в ев- называемого болонского процесса. Суть Болонского соглашения

ропейское образовательное пространство. Поэтому результаты ана- состоит в формировании единой общеевропейской системы выс-

лиза, их организационно-экономическое дополнение и учет меж- шего образования.

дународного опыта управления профессиональным образованием, Инновационное преобразование профессионального образована наш взгляд, выступают одной из составляющей стратегического ния европейского сообщества в настоящее время проводится по

анализа влияния факторов внешней среды на текущую и перспек- таким основным направлениям, как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.