казало, что:
- подавляющее число респондентов не сомневаются - современная система высшего физкультурного образования в нашей стране нуждается в модернизации, но о ходе, целях, механизмах и инструментах её имеют смутное представление;
- профессиональное физкультурное образование лишь в некоторых аспектах ориентировано на рынок труда и удовлетворяет современным запросам работодателей; необходимо вводить новые специальности профессиональной подготовки, востребованные на рынке труда; усилить профильную (специализированную) составляющую учебных программ;
- необходимо активно вовлекать в решение насущных проблем студентов и преподавателей вуза, которые в настоящее время являются сторонними наблюдателями, а незаинтересованными участниками преобразований.
С нашей точки зрения, интеграция российских высших учебных заведений физической культуры в общеевропейское образовательное и исследовательское пространство, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг будет протекать более эффективно при соблюдении следующих условий:
- информационной, нормативно-правовой, методической и финансовой обеспеченности образовательного процесса, модернизация которого должна осуществляться в логике современных процессов формирования единого европейского образовательного пространства;
- стандартизации высшего физкультурного образования с учетом требований Болонских соглашений;
- в усилении профессиональной (специализированной) направленности подготовки физкультурных кадров, при сохранении фундаментальности высшей школы, и ориентации образовательного процесса на запросы современного рынка труда;
- максимальной заинтересованности и информированности субъектов (представителей административно-управленческого персонала, преподавателей, студентов и их родителей, работодателей и др.) о целях, задачах, ходе и механизмах Болонского процесса;
- систематизации, адаптации и внедрения опыта российских и зарубежных вузов физической культуры по реализации основных направлений Болонского процесса в физкультурном образовании; объединения их организационных, исследовательских, методических и информационных ресурсов по повышению эффективности внедрения механизмов Болонского процесса;
- организации учебного процесса на основе модульного принципа построения учебных курсов; расширении применения форм дистанционного обучения, что особенно актуально, учитывая специфику наших вузов; компетентностного подхода к освоению дисциплин; усилении внимания к самообразовательной деятельности студентов, систематического контроля и коррекции ее результатов, рейтинговой системы оценки достижений студентов и т.д.
Контактная информация: smolirina@mail.ru
УДК 378
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Владислав Ермекбаевич Жабаков, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования качества подготовки специалистов по физической культуре в пространстве педагогического вуза. Экспериментально обоснованы критерии
качества подготовки специалиста по физической культуре, которые включают автономность учебной деятельности студентов, «академическую успешность», сформированность общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.
Ключевые слова: мониторинг, качество подготовки, физическая культура.
PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS' TRAINING QUALITY MONITORING
Vladislav Yermekbaevich Zhabakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University
Annotation
The article features the results of the study of physical culture specialists' training quality at the pedagogical higher education institution. The quality criteria for physical culture specialists' training including independence of educational activities of students, “academic success”, completeness of common cultural, professional and special competencies have been experimentally proven.
Keywords: monitoring, quality of preparation, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Новые требования к подготовке специалистов в высшей школе, предполагают выход за рамки традиционных академических структур с монофункциональной направленностью образовательного процесса и построение образовательного пространства педагогического вуза, интегрирующего ресурсные потенциалы различных социальнопедагогических систем, благодаря чему актуализируется широкий спектр возможностей профессионализации специалиста. Следовательно, необходимо разрабатывать теоретикометодологические, научно-практические основы подготовки специалиста по физической культуре в пространстве педагогического вуза, а также определить направления мониторинга качества подготовки специалистов. Мониторинг качества подготовки специалистов по физической культуре направлен на определение критериев и способов оценки, организацию системы отслеживания результативности процесса обучения, получение объективных данных [3]. Поскольку предметом мониторинга выступает качество подготовки, следует отметить, что качество образования включает совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебного процесса образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.д., которые обеспечивают развитие компетенций.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организация мониторинга качества подготовки специалистов по физической культуре осуществлялась на базе научно-методического центра «Инновационных технологий в системе физической культуры и спорта» Челябинского государственного педагогического университета. Выборку исследования составили 250 студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ. Мониторинг качества подготовки специалистов осуществлялся в два этапа. На первом констатирующем этапе выявлялся исходный уровень качества подготовки специалистов по физической культуре с использованием таких методов, как анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование (методика Г.С. Прыгина [5] «Автономность-зависимость в учебной деятельности»). На втором аналитическом этапе отслеживались изменения в структуре качества подготовки специалистов по физической культуре.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что в качестве критериев качества подготовки специалистов по физической культуре целесообразно рассматривать автономность-зависимость в учебной деятельности, «академическую успешность», сформированность общекультурных, профессиональных и специальных ком-
петенций.
Для диагностики автономности-зависимости в учебной деятельности мы использовали специальный тестовый опросник Г. С. Прыгина [5]. Методика диагностирует оба типа испытуемых: «автономных» и «зависимых», а также определяет группу - «неопределенных». Последние - это такие испытуемые, которых нельзя отнести с достаточной степенью определенности ни «автономным», ни к «зависимым». Результаты исследования показывают, что в общей выборке преобладает группа испытуемых «зависимые». Диагностика «зависимости» в учебной деятельности у большинства испытуемых не является случайной. Традиционная система обучения ведет к формированию психологически зависимого стиля учебной деятельности вследствие отсутствия вариативности и гибкости в процессе обучения. «Автономные» испытуемые в ходе констатирующего эксперимента проявили, во-первых, сознательную мотивированность действий, наличие твердых убеждений, умение сохранять собственное мнение, умение регулировать собственное поведение. Следовательно, автономность-зависимость определяют не только решение познавательной задачи, но и совокупность качеств и отношений, направленных на саморегуляцию, мобилизацию и адаптацию к внешним условиям.
Академическая успешность - одна из основных проблем подготовки специалиста по физической культуре. Успешность, в целом, - это общественно одобренный результат деятельности, поэтому академическая успешность является социально значимой и содержит элементы сравнения с эталоном ответа, с качеством усвоения знаний в группе. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы выявил преобладание среднего уровня «академической успешности». Испытуемые с низким уровнем «академической успешности» отмечают, что испытывают психологические трудности в процессе подготовки к экзаменам, не владеют технологиями самопрезентации, а если добиваются успеха, то этот процесс называют случайным и бессистемным. Испытуемые с высоким уровнем академической успешности отмечают, что осознают результаты своей деятельности как в период подготовки к экзаменам, так и в течение семестра, поскольку ориентированы на достижение максимального результата [4].
Исследование сформированности компетенций осуществлялось в форме экспертного опроса. Испытуемых ранжировали компетенции по уровню значимости и степени сформированности в процессе обучения. Результаты констатирующего эксперимента показывают: большинство испытуемых ориентировано на общекультурные компетенции. Студенты отмечают необходимость развития способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; готовы к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; способны использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовы работать с компьютером как средством управления информацией, осознают социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
На втором этапе опытно-экспериментальной работы мы исследовали изменения в структуре качества подготовки специалистов по физической культуре.
На аналитическом этапе были выявлены изменения критерия автономность-зависимость в учебной деятельности.
Наблюдается качественное изменение показателей по критерию «автономные». Изменение показателей по критерию «автономные» составило 40%, по критерию «зависимые» - 28%, по критерию «неопределенные» - 4%. Качественное изменение показателей подтверждается и методами математической статистики: по критерию «автономные» (ф*эмп=2,49, ф*кр=2,31 (р<0,01), ф*кр=1,64 (р<0,05)), по критерию «зависимые»
(ф*эмп=2,62, ф*кр=2,31 (р<0,01), ф*кр=1,64 (р<0,05)). В процессе опытно-
экспериментальной работы научно-методического центра «Инновационных технологий в системе физической культуры и спорта» стимулировалось развитие автономности личности в форме познавательной самостоятельности и усложнением самоуправления деятельности. С этой целью предлагалась система работ с поэтапным усложнением исследовательских задач, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности.
В результате проведенного исследования мы выявили, что испытуемые, проявившие «автономность», испытывают потребность самостоятельно мыслить, могут не только увидеть проблему, но и решить ее своими силами, способны выполнять индивидуальное задание [5].
200
150
100
50
0-1
1 срез
к
2 срез
□ автономные
□ зависимые
□ неопределенные
Диаграмма 1. Автономность-зависимость в учебной деятельности
Представим в виде диаграммы результаты исследования «академической успешности» до и после опытно-экспериментальной работы.
120
100
80
60
40
20
0
1 срез
2 срез
□ высокий уровень
□ средний уровень
□ низкий уровень
Диаграмма 2. «Академическая успешность» специалистов по физической культуре
В качестве уровней академической успешности были выделены:
Низкий уровень: все экзамены сданы с оценкой «удовлетворительно».
Средний уровень: нестабильность результатов (разброс оценок от 5 до 3), одна оценка «удовлетворительно», все экзамены сданы с оценкой «хорошо».
Высокий уровень: все экзамены сданы с оценкой «отлично», одна оценка «хорошо».
В результате опытно-экспериментальной работы отмечаются значимые изменения в уровнях академической успешности студентов. Так, увеличение уровня высокой академической успешности составило 20,8% (ф*эмп=2,58, ф*кр=2,31 (р<0,01), ф*кр=1,64 (р<0,05)), увеличение среднего уровня академической успешности - 20% (ф*эмп=1,61, ф*кр=2,31 (р<0,01), ф*кр=1,64 (р<0,05)), изменение низкого уровня - на 22,8% (ф*эмп = 2,91, ф*кр=2,31 (р<0,01), ф*кр=1,64 (р<0,05)). Статическая значимость изменений подтвердилась в группах с высоким и низким уровнем академической успешности.
Динамика изменений и значимости и уровне достижения компетенций исследовалась с использованием метода контент-анализа. Испытуемые в форме эссе оценили значимость для профессии компетенций и реальные достижения в процессе подготовки специалиста в области физической культуры в Челябинском государственном педагогическом университете. Контент-анализ, как формализованный метод изучения текстовой информации, позволил нам перевести полученную информацию в количественные показатели.
В качестве категорий для контент-анализа мы использовали, как традиционные категории (модальность), так и специальные, отражающие содержание общекультурных,
профессиональных и специальных компетенций. Каждая категория была дифференцирована на единицы анализа. Модальность определялась как положительная, нейтральная, отрицательная. Содержание общекультурных, профессиональных и специальных компетенций определялось по материалам проекта TUNING и методическим рекомендациям В.И. Байденко [1].
Всего было опрошено 250 человек, для 4 категориальных единиц было выделено 1760 лексических единиц для контент-анализа.
Анализа категории модальность (36,5% от общей дисперсии) выявил, что положительно окрашенную лексику («хорошая подготовка» - мода 7, «мне нравится» - мода 9, «я доволен» - мода 8 и т.д.) в представлениях о подготовке специалиста в области физической культуры используют 49,3% опрошенных. Нейтральную лексику («соответствует требованиям» - мода 5, «достаточный уровень» - мода 4 и т.д.) - 38,6% опрошенных. Отрицательную лексику («знаний, умений недостаточно для успешной карьеры» - мода
3, «не смогу найти высокооплачиваемую работу» - мода 2) - 12% опрошенных. Следовательно, процесс подготовки специалиста в области физической культуры в представлениях студентов педагогического университета, в целом, отражен положительными семантическими единицами.
Категория «профессиональные компетенции» (37% от общей дисперсии) включает единицы: готов применять современные методики и технологии (частотность 15), способен реализовывать учебные программы (частотность 10) способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (частотность 8), решение задач воспитания средствами учебного предмета (частотность 6).
Категория «общекультурные компетенции» составила 18% от общей дисперсии. Частотность употребления единиц этой категории представлена следующим образом: восприятие информации, постановка цели и выбору путей её достижения (частотность 9), понимание значения культуры как формы человеческого существования (частотность 3), (частотность 2), способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (частотность 2).
Категория специальные компетенции составила 9% от общей дисперсии. Частотность употребления единиц данной категории представлена недостаточно: способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся (частотность 5), готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач (частотность 2). Следует отметить, что значимость и достижимость специальных компетенций в представлениях студентов представлена недостаточно.
Качественный анализ семантических единиц позволил нам предположить, что в группах разной академической успешности и автономности в учебной деятельности частотность употребления категорий модальность, общекультурные компетенции, профессиональные и специальные компетенции различна. Используя критерий ф* Фишера, мы установили, что частотность употребления единиц категории модальность не различается между группой в группах различной академической успешности и автономности в учебной деятельности (ф*эмп=1,28 при ф*кр=1,64 (р<0,05) и ф*кр=2,31 (р<0,01) для групп различной академической успешности) и (ф*эмп=1,42 при ф*кр=1,64 (р<0,05) и ф*кр=2,31 (р<0,01) для групп различной автономности в учебной деятельности). Однако респонденты с автономностью в учебной деятельности чаще используют единицы категории профессиональные и специальные компетенции, чем испытуемые с зависимостью в учебной деятельности (ф*эмп=3,91 при ф*кр=1,64 (р<0,05) и ф*кр=2,31 (р<0,01)). Таким образом, в представлениях студентов педагогического вуза качество подготовки специалиста в области физической культуры представлено как положительная по модальности. Однако автономность в учебной деятельности оказывает влияние не только на изменение качества подготовки специалиста, но и определяет значимость и достижимость компетенций в
представлениях респондентов.
ВЫВОДЫ
Таким образом, мониторинг качества подготовки специалистов по физической культуре направлен на определение критериев и способов оценки, организацию системы отслеживания результативности процесса обучения [2]. В качестве критериев качества подготовки специалистов по физической культуре выделены автономность-зависимость в учебной деятельности, «академическую успешность», сформированность общекультурных, профессиональных и специальных компетенций. В результате опытноэкспериментальной работы научно-методического центра «Инновационных технологий в системе физической культуры и спорта», направленной на повышение качества подготовки специалистов по физической культуре, отмечаются статистически значимые изменения автономности в учебной деятельности, академической успешности. В представлениях студентов педагогического вуза качество подготовки специалистов по физической культуре представлено как положительная по модальности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В.И. Бай-денко ; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. - М. : [б.и.], 2006. - 72 с.
2. Бермус, А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования : монография / А.Г. Бермус ; Ростовский гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2002. - 288 с.
3. Мониторинг качества образования : метод. пособие / под общ. ред. В.П. Соломина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- 261 с.
4. Никифоров, А.Д. Управление качеством : учеб. пособие для вузов / А.Д. Никифоров. - М. : Дрофа, 2006. - 720 с.
5. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности. Серия: Практикум по психодиагностике. / А. А. Реан. - СПб. : Речь, 2001. - 224 с.
Контактная информация: gabakovvu@yandex.ru
УДК 796.002
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Леонид Владильевич Жестянников, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных сооружений и индустрии,
Вячеслав Владимирович Мироненко, кандидат экономических наук,
Сергей Александрович Пронин, кандидат педагогических наук, директор информационно-исторического центра, доцент,
Алексей Владимирович Хитёв, кандидат технических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье изложены результаты комплексной оценки состояния 372 спортивных объектов из 38 регионов РФ. По результатам анкетирования были установлены статистические показатели распределения спортсооружений по видам, возрасту, видам балансодержателя, по степени наличия на спортсооружениях документов, регламентирующих деятельность спортсооружений, по степени