Научная статья на тему 'Мониторинг качества образовательного процесса'

Мониторинг качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИ / MONITORING / QUALITY / EDUCATIONAL PROCESS AND MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Елена Сергеевна, Караванская Людмила Николаевна, Романов Дмитрий Александрович, Доронин Анатолий Михайлович

Статья посвящена вопросам построения систем и технологий педагогического мониторинга как инструмента управления качеством образовательного процесса. Известно, что социально-экономическое развитие России и демократизация общества ставят перед системой образования сложнейшие задачи, решение которых невозможно без налаженной системы управления качеством образовательного процесса. Управление не может осуществляться без мониторинга, под которым в узком смысле понимают информационную технологию управления (систему действий, направленных на информационное обслуживание управления и реализацию его целесмысловой программы), в широком смысле – систему научно обоснованного получения информации об управляемой системе для реализации целесмысловой программы управления. Традиционная система педагогического мониторинга не в полной мере содействует управлению, т.к. в основном констатирует результаты образовательного процесса. Поэтому целью исследования является разработка инновационной системы педагогического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Елена Сергеевна, Караванская Людмила Николаевна, Романов Дмитрий Александрович, Доронин Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational process quality control

The article is devoted to the monitoring systems and technologies elaborating for education quality management control. The social and economic development of Russia and democratization put in front of the education the difficult problems the solution of which is impossible without effective education quality management system. The management is impossible without monitoring which is understood in narrow aspect as an information technology of management (the system of actions purposed at informational service of management and its program realization) and in wide aspect as a scientifically proved information acquiring system). The existing system of pedagogical monitoring does not contribute to the full to the management, because it basically states the educational process results. Thereof the purpose of the investigation is elaboration of the innovative system of pedagogical monitoring.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества образовательного процесса»

Контактная информация: kandaurova.67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2012.

УДК 378.147

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Елена Сергеевна Киселева, кандидат физико-математических наук, доцент, Людмила Николаевна Караванская, кандидат физико-математических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,

Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой,

Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета,

Майкоп

Аннотация

Статья посвящена вопросам построения систем и технологий педагогического мониторинга как инструмента управления качеством образовательного процесса. Известно, что социальноэкономическое развитие России и демократизация общества ставят перед системой образования сложнейшие задачи, решение которых невозможно без налаженной системы управления качеством образовательного процесса. Управление не может осуществляться без мониторинга, под которым в узком смысле понимают информационную технологию управления (систему действий, направленных на информационное обслуживание управления и реализацию его целесмысловой программы), в широком смысле - систему научно обоснованного получения информации об управляемой системе для реализации целесмысловой программы управления. Традиционная система педагогического мониторинга не в полной мере содействует управлению, т.к. в основном констатирует результаты образовательного процесса. Поэтому целью исследования является разработка инновационной системы педагогического мониторинга.

Ключевые слова: мониторинг, качество, образовательный процесс, модели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p44-48 EDUCATIONAL PROCESS QUALITY CONTROL

Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of physical and mathematical sciences,

senior lecturer,

Lyudmila Nikolaevna Karavanskaya, the candidate of physical and mathematical sciences,

senior lecturer,

Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar,

Anatoliy Mikhailovich Doronin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Department chairman,

Institute of Physical Culture and Judo of Adygay State University, Maikop

Annotation

The article is devoted to the monitoring systems and technologies elaborating for education quality management control. The social and economic development of Russia and democratization put in front of the education the difficult problems the solution of which is impossible without effective education quality management system. The management is impossible without monitoring which is understood in narrow aspect as an information technology of management (the system of actions purposed at informational service of management and its program realization) and in wide aspect as a scientifically proved information acquiring system). The existing system of pedagogical monitoring does not contribute to the full to the management, because it basically states the educational process results. Thereof the purpose of the investigation is elaboration of the innovative system of pedagogical monitoring.

Keywords: monitoring, quality, educational process and models.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное управление социальными (в том числе социально-педагогическими) системами немыслимо без мониторинга, интегрирующего сбор информации об управляемой системе, её всесторонний комплексный анализ, прогнозирование и принятие решений. Чтобы управление качеством образования стало гибким, динамичным и эффективным, необходимо непрерывное получение достоверной информации об учебной деятельности обучающихся. Однако современное состояние мониторинга качества образовательного процесса представляет собой эклектические соединения старого и нового, субъективного и объективного, ручного труда и компьютерного. Наблюдается противоречие между ведущей ролью мониторинга в управлении качеством образовательного процесса и недостаточной разработанностью его инструментария (методов, средств и моделей). Проблема исследования заключается в вопросе: какими должны быть модели, методы и средства педагогического мониторинга, чтобы он способствовал эффективности управления качеством образовательного процесса? Цель исследования - разработка системы педагогического мониторинга как компонента управления качеством образовательного процесса. База исследования - Кубанский государственный технологический университет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, модели, методы и средства педагогического мониторинга должны быть адекватны современным дидактическим и информационным технологиям, иметь тесную связь с моделями образовательного процесса. Педагогический мониторинг должен быть перманентным (непрерывным), т.е. интегрированным с управлением качеством образовательного процесса, синхронным процессу управления. Интеграция мониторинга и управления позволит устранить временной люфт между анализом результатов образовательного процесса и адекватной коррекцией процесса управления. Перманентный мониторинг является автоматизированным, многопараметрическим, интегрирующим контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений (планирование, прогнозирование и принятие решений в совокупности составляют моделирование образовательного процесса).

Различают структурные и функциональные компоненты перманентного мониторинга. Структурные компоненты мониторинга отражают его специфику как компонента управления, феноменологичность и технологичность. К ним относят: автоматизированный контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений. Интеграция контроля и диагностики обеспечивает перманентное получение фактической информации об управляемой педагогической системе, планирования, прогнозирования и принятия решений - модельной. Выделение функциональных компонентов (с учетом взаимосвязи между ними) позволяет создать систему мониторинга управления качеством физкультурного образования (табл. 1). Очевидно, что каждый структурный компонент мониторинга имеет те же функциональные составляющие, что и мониторинг в целом, т.е. структурные компоненты мониторинга являются его подсистемами. Из таблицы 1 также видно, что организационный, критериально-диагностический и научно-методический компоненты можно объединить в методическую систему педагогического мониторинга. Проектно-технологический компонент мониторинга рассмотрен в работах [1,2], критериально-диагностический - в работах [1,5], научно-методический - в работах [1,3,4].

Следует отличать модели мониторинга от моделей объекта мониторинга - дидактического процесса. Математические модели мониторинга включают в себя также индикаторы, отражающие степень его перманентности (интегрированности с управлением). Необходимо различать критериально-диагностический и научно-методический компо-

ненты (набор самих показателей качества образования и методы их оценки соответственно).

Таблица 1

Функциональные компоненты системы перманентного мониторинга качества ______________________ образовательного процесса____________________________

№ Компонент Его характеристика

1. Организационный 1. Внешние факторы (цели и задачи управления; материальнотехническое, кадровое и организационно-правовое обеспечение) 2. Требования к мониторингу (перманентность, многопараметрич-ность, оперативность, гибкость) 3. Цели и задачи мониторинга (информационное обслуживание управления) 4. Функции мониторинга (информационно-аналитическая, контролирующая, диагностическая, прогностическая, мотивирующая, регулятивная) 5. Условия осуществления мониторинга (организационнометодические и социально-педагогические) 6. Принципы мониторинга (научности, системности, технологичности, объективности и комплексности, интеграции информационных процессов)

2 Проектно- технологический 1. Концептуальные и математические модели мониторинга 2. Технологии мониторинга (целостная совокупность действий) 3. Информационное обеспечение (базы данных)

3. Критериально- диагностический Совокупность критериев, показателей и уровней оценки качества образовательного процесса

4. Научно-методический 1 Концептуальные и математические модели образовательного процесса (включая управление) 2. Методы мониторинга (методы получения модельной и фактической информации) 3. Средства мониторинга (компьютерные информационные системы мониторинга) 4. Комплекс проектной документации и методических рекомендаций по эффективному применению мониторинга в управлении

Методы получения фактической информации включают в себя: методы квалимет-рии, методы качественного анализа, методы статистического анализа и методы кластерного анализа.

Математические модели образовательного процесса и методы диагностики его качества реализует информационная система мониторинга, предназначенная для получения комплексной (фактической и модельной) информации об образовательном процессе и выполняющая сбор первичной мониторинговой информации, её всесторонний комплексный анализ и моделирование дидактического процесса для планирования, прогнозирования и принятия педагогических решений. Верно произведенные контроль и диагностика - основа для достоверного прогнозирования и принятия решений, поэтому, согласно теореме об условных вероятностях:

+ + + + +

Рпрог Рпрог Рдиаг Рконт , Рдиаг Р диаг Р конт и Рреш Рреш Рдиаг Рконт .

Здесь: рпрог, Рдиаг и рреш - соответственно вероятность верного выполнения прогнозирования, диагностики и принятия решений, рдиаг+ - вероятность верного выполнения диагностики при условии, что верно выполнен контроль (сбор первичной информации), Рпрог+ и рреш+ - соответственно вероятность верного прогнозирования и принятия решений при условии, что верно выполнена диагностика.

Выделим индикаторы, отражающие перманентность мониторинга (интегрированность с управлением). Первый параметр - среднее количество всевозможных транзакций получения фактической информации (измерений и диагностик) на одного обучающегося

за единицу времени: W— ^ ^ • Здесь: Т - статистически значимый интервал времени,

за который анализируется мониторинг (управление), Я - количество обучающихся в группе, N - количество проведенных педагогом измерительно-диагностических транзакций для группы обучающихся за период Т. Второй параметр - среднее количество всевозможных транзакций получения модельной информации на одного обучающегося в _ Б

единицу времени: ю-------. Здесь: Б - количество построенных педагогом моделей или

Я

прогнозов для группы обучающихся за период Т. Третий параметр - среднее количество сличений фактических (измеренных) результатов деятельности обучающихся с ожидаемыми (моделируемыми): с,----------. Здесь: Б - количество проведенных педагогом сопо-

Я • т

ставлений ожидаемых и фактических результатов деятельности обучающихся за период Т. Четвертый параметр - коэффициент автоматизации деятельности педагога:

Т

Ка —--------, где ТАС - время работы автоматизированных систем, применяемых педаго-

Тработы

гом, Тработы - общее время работы педагога и технических систем для решения задач мониторинга и управления. Пятый параметр - удельная трудоемкость мониторинга в про-Т

__ _ мон гтч гп

цессе управления: п--------, где Тмон - трудоемкость мониторинга, Тупр - трудоемкость

Тупр

управления. Шестой параметр - среднее количество порций мониторинговой информации (например, кортежей реляционной базы данных) на одного обучающегося в единицу времени (в основе мониторинга - учет информации об учебной деятельности обучаю-

_Р (^

щихся): р— я т , где Р - мощность множества, 8 - множество порций мониторинговой

информации об учебной деятельности обучающихся.

Рассмотрим математические модели процесса накопления мониторинговой информации. Очевидно, что множество порций накопленной мониторинговой информации об обучающихся

я я н я н д

8=и* = и и, и и и*,

1=1 1=1 ,=1 1=1 ,=1 к=1

Здесь: Н - число этапов образовательного процесса, д - число видов мониторин-

говой информации, Б1 - множество порций мониторинговой информации об 1-м обучающемся, Бц - множество порций мониторинговой информации об 1-м обучающемся за ,-й этап образовательного процесса, Б1,,,к - множество порций к-го вида мониторинговой информации об 1-м обучающемся за ,-й этап образовательного процесса.

Связь между функциональными компонентами мониторинга состоит в следующем. Социальный аспект информационных технологий педагогического мониторинга -педагог, обладающий информационной культурой личности, и организация его деятельности по применению системы мониторинга в управлении (социальный аспект связан с организационным компонентом); инструментальный аспект - методы получения фактической и модельной информации об образовательном процессе (связан с научнометодическим компонентом); инструментальный аспект - средства реализации мониторинга (информационные системы, являющиеся составляющей научно-методического компонента). Эффективность мониторинговых технологий управления качеством обра-

зовательного процесса была проверена экспериментально [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение разработанной нами системы перманентного мониторинга обусловливает эффективность управления качеством образовательного процесса. Педагогический мониторинг становится автоматизированным, перманентным и мультипараметриче-ским, а управление качеством образовательного процесса - динамичным и эффективным.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а1

от 03.03.2011 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Математическое моделирование сложных педагогических систем в структуре дидактических информационных технологий / А.М. Доронин, Д.А. Романов, Т.Л. Шапошникова, М. Л. Романова, К.В. Хорошун. - Краснодар : Издательский Дом-Юг, 2011. -204 с.

2. Доронин, А.М. Научные и методологические основы проектирования информационных технологий физического воспитания / А.М. Доронин, Д.А. Романов // Физическая культура. - 2011. - № 5. - С. 7-12.

3. Романов, Д.А. Кластерный анализ данных в структуре дидактических информационных технологий (на примере физического воспитания) / Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 70-75.

4. Романов, Д. А. Математическое моделирование в структуре информатизации физического воспитания / Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 90-95.

5. Качество физкультурного образования студентов / Н.П. Федорова, И. С. Ворошилова, Т.В. Тихомирова, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 104-109.

REFERENCES

1. Doronin A.M., Romanov D.A., Shaposhnikova T.L., Romanova M.L. and Horoshun C.V. (2011), Mathematical modeling of complex pedagogical systems involved into didactical informational technologies, publishing house “Dom-Yug”, Krasnodar, Russian Federation.

2. Doronin A.M. and Romanov D.A. (2011), “Scientific and methodological foundations of elaborating of informational technologies of physical education”, Physical culture, No. 5, pp.7-12.

3. Romanov D.A. (2010), “Data clustering involved into didactical informational technologies”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4, Vol. (62), pp.70-75.

4. Romanov D.A. (2011), “Mathematical models involved into physical education informatization”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 71, pp. 90-95.

5. Fedorova N.P., Voroshilova I.S., Tikhomirova T.V. and Romanov D.A. (2012), “The quality of students physical education” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10, Vol. 92, pp.104-109.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.