Научная статья на тему 'Модели зрелости педагогических систем'

Модели зрелости педагогических систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ / НАДЁЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович

Цель исследования создание моделей зрелости социально-педагогических систем. Известно, что образование социальный институт, стратегические цели которого тесно связаны с проблемами развития общества. В современном мире к образованию предъявляют повышенные требования, без соблюдения которых невозможно раскрытие его гигантского потенциала. На заседании ЮНЕСКО основными задачами высшего образования были признаны: распространение образования, подготовка кадров и проведение научных исследований. В соответствии с современными требованиями, образование должно укреплять свои функции, связанные со служением обществу, путем применения междисциплинарного подхода к анализу проблем (известен призыв: “От качества образования к качеству жизни”). Качество образования детерминируется функционированием социально-педагогических систем. Однако слабая разработанность моделей зрелости социально-педагогических систем не способствует их объективному мониторингу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical systems maturity models

The purpose of the investigation is socially pedagogical systems maturity models elaboration. As well known, the education is a social institution, and its strategic purposes are interrelated with the society development aims. The contemporary world makes strict demands on the education, and their implementation determines its giant potential realization. According to UNESKO the basic aims of the higher education are education promotion, vocational training and scientific investigations conduction. In accordance with the modern requirements, the education must serve the society through the inter-subject approach to problems analysis (as well known, “Education quality is life quality”). The education quality is determined by the socially pedagogical systems processing. But weak elaborateness of the socially-pedagogical systems maturity models does not contribute to their monitoring.

Текст научной работы на тему «Модели зрелости педагогических систем»

2. Bubka, S.N. (2011), "the Olympic sports in the XXI century: new socioeconomic measurement", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 94-100.

3. The decision of Council of heads of governments of the CIS "About strategy of development of physical culture and sport of the participating states of the Commonwealth of Independent States till 2020" (It is accepted in Ashkhabad 30.05.2012), available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=INT; n=56092.

4. Zuyev V.N. (2010), Legal bases of the sphere ofphysical culture and sport. Dictionary reference: Manual, publishing house "Soviet sports", Moscow.

5. Zuyev, V.N. and Vinogradov, P. A. (2011), "About paradigm of reforming of federal public authorities of the sphere of physical culture and sport in Post-Soviet period", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 3-14.

6. Zuyev, V.N. and Yuryev, Yu.N. (2014), The regional Olympic Movement in the Sochi — 2014 project: Manual, publishing house "Physical culture", Moscow.

7. Olympic charter of the International Olympic Committee: it is put into operation with 09.09.2013, available at: http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf.

8. Tepper, Yu.M. (2008), History of the Olympic boycotts, part 1, "Freedom", available at: http://www.svoboda.org/content/article/442697.

9. Ed. Platonov, V.N. (2004), The encyclopedia of the Olympic sports, in five volumes, Vol. II, Olympic literature, Kiev, Ukraine.

Контактная информация: anoc@roc.ru

Статья поступила в редакцию 17.09.2014.

УДК 378.147:378.018.43

МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание моделей зрелости социально-педагогических систем. Известно, что образование - социальный институт, стратегические цели которого тесно связаны с проблемами развития общества. В современном мире к образованию предъявляют повышенные требования, без соблюдения которых невозможно раскрытие его гигантского потенциала. На заседании ЮНЕСКО основными задачами высшего образования были признаны: распространение образования, подготовка кадров и проведение научных исследований. В соответствии с современными требованиями, образование должно укреплять свои функции, связанные со служением обществу, путем применения междисциплинарного подхода к анализу проблем (известен призыв: "От качества образования - к качеству жизни"). Качество образования детерминируется функционированием социально-педагогических систем. Однако слабая разработанность моделей зрелости социально-педагогических систем не способствует их объективному мониторингу.

Ключевые слова: социально-педагогическая система, уровень зрелости, образовательная среда, модель, надёжность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p51-55

PEDAGOGICAL SYSTEMS MATURITY MODELS

Lidia Eugenievna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of the investigation is socially pedagogical systems maturity models elaboration. As well known, the education is a social institution, and its strategic purposes are interrelated with the society

development aims. The contemporary world makes strict demands on the education, and their implementation determines its giant potential realization. According to UNESKO the basic aims of the higher education are education promotion, vocational training and scientific investigations conduction. In accordance with the modern requirements, the education must serve the society through the inter-subject approach to problems analysis (as well known, "Education quality is life quality"). The education quality is determined by the socially pedagogical systems processing. But weak elaborateness of the socially-pedagogical systems maturity models does not contribute to their monitoring.

Keywords: social and pedagogical system, preparedness level, educational environment, model, reliability.

Качество образования (управление им) - одна из острейших социально-педагогических проблем современности. Согласно современным воззрениям, качество образования - интегральная характеристика, отражающая, в какой мере оно как социальный институт удовлетворяет потребности общества и государства [1]. Современные исследователи выделяют такие интегральные показатели качества образования, как соответствие назначению (степень выполнения своих функций и решения возложенных задач), безопасность (отсутствие недопустимого риска нанесения ущерба здоровью, чести и достоинству его субъектов), технологичность (эффективность научно-образовательного процесса и уровень его обеспечения), эргономичность (рациональность организации научно-образовательного процесса), надёжность (вероятность решения возложенных задач) и совместимость (преемственность между этапами образовательного процесса). В настоящее время серьёзное внимание уделяется проблемам гуманизации образования, созданию и реализации моделей толерантной безопасной образовательной среды [1].

В современной науке уровнем зрелости предприятий (социально-экономических систем) называют степень управляемости социально-экономическими, технологическими и иными процессами. Наличие европейской классификации уровней зрелости предприятий позволяет осуществлять объективный мониторинг их деятельности, чего нельзя сказать о социально-педагогических системах. Налицо противоречие между необходимостью объективного мониторинга качества образования и слабой разработанностью моделей зрелости социально-педагогических систем. Проблема исследования состоит в вопросе, каковы уровни зрелости социально-педагогических систем? Цель исследования -создание моделей зрелости социально-педагогических систем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, зрелость социально-педагогических систем - степень их управляемости, контролируемости и эффективности (управляемость социально-педагогическими и иными процессами). Повышение уровня зрелости педагогической системы означает, что будет постоянно возрастать надёжность решения значимых социально-педагогических задач. В современных условиях к ним относят: становление конкурентоспособности и личностно-профессиональных качеств обучающихся, их поддержка в личностно-профессиональном самоопределении, создание толерантной безопасной образовательной среды (гуманизация образования), интеграция науки и образования и т.д. Напомним, что педагогические системы, как любые социальные системы, иерархич-ны. Не следует, например, путать степень зрелости образовательного процесса на уровне вуза в целом, факультета, кафедры (особенно профильной), отдельного педагога. Например, деятельность отдельного педагога может быть надёжной (результаты устойчивы), а кафедры в целом - нет. Экстраполяция европейских моделей зрелости социально-экономических систем позволила авторам выделить пять уровней зрелости социально-педагогических систем.

Начальный (ситуативный) уровень. Социально-педагогические процессы носят случайный характер (иногда выполняются хаотично). Успешность дидактического процесса во многом зависит от усилий (и личности) обучающихся. На этом уровне результаты решения социально-педагогических задач нестабильны и неустойчивы. Результаты на

этом уровне характеризуются непредсказуемостью в связи с различием индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся.

Повторяемый уровень. Позволяет поставить под контроль результаты, как отдельных занятий, так и научно-образовательного процесса в целом, при этом существует возможность прогнозирования результатов. На этом уровне управление деятельностью обучающихся базируется на положительном опыте педагогической деятельности в аналогичных ситуациях, а решение (в целом) социально-педагогических задач - на имевшем место ранее опыте. Для данного уровня характерно стремление избегать ранее допущенных ошибок. Особенностью второго уровня является также налаженность контроля за деятельность обучающихся (в целом - мониторинга их личностно-профессионального развития), научно-методического и информационного обеспечения.

Стандартизованный уровень. Представляют собой единую технологическую систему, обязательную для всех звеньев. Педагогическое управление адаптивно, т.е. полностью учитывает текущую информацию об обучающемся и его деятельности (основывается на мониторинговых данных), системно соблюдается индивидуальный подход в обучении и воспитании. В стандартных ситуациях - принятие типовых решений (чаще всего без элементов новизны). Данный уровень характерен для устойчивых педагогических систем. Имеет место применение научно обоснованных образовательных технологий. Результаты решения социально-педагогических задач предсказуемы при стандартных условиях и ситуациях, функционирование социально-педагогической системы устойчиво.

Управляемый (высокий) уровень. Характерно наличие текущего контроля над локальными процессами. Мониторинг является эффективным инструментом социально-педагогического управления (имеет место синхронизация педагогического мониторинга и управления). Социально-педагогическое управление обеспечивает выполнение процессов в рамках заданного качества. Дидактическая система стабильна на всех ее уровнях, налажено управление результатами на всех этапах, результаты решения социально-педагогических задач предсказуемы с математической точностью (поставленная перед социально-педагогической системой задача будет решена с вероятностью не менее 99%). Совершенствование процессов имеет место, но не носит систематический характер.

Совершенствующийся (оптимизируемый) уровень. Характерны последовательное (системное) усовершенствование и модернизация управления деятельностью обучающихся, введение технологических и организационных инноваций, причинно-следственный анализ и разрешение проблем ("двигаться вперёд, чтобы не откатываться назад"). Систематически повышается организационная культура педагогической системы. Результаты решения социально-педагогических задач не просто предсказуемы, а систематически (в отличие от управляемого уровня) выходят на новый уровень. Например, профилирующая кафедра непрерывно совершенствует информационно-образовательные ресурсы, систематически совершенствует и применяет новые педагогические технологии для повышения эффективности дидактического процесса, ищет новых социальных партнёров для улучшения поддержки обучающегося в личностно-профессиональном самоопределении и т.д. Очевидно, что управление качеством образования, предполагающее не просто обеспечение качества, а постоянное улучшение, неразрывно связано с пятым (оптимизируемым) уровнем зрелости.

Известно, что педагогические системы, как и любые социальные, являются стохастическими и открытыми. Достижение высоких уровней зрелости немыслимо без налаженного социально-педагогического взаимодействия, без социальной кооперации педагогической системы с иными системами (работодателями выпускников, общественными и религиозными организациями, иными образовательными учреждениями и т.д.). Например, налаженная (надёжная) система поддержки обучающегося в личностно-профессиональном самоопределении немыслима, если отсутствует социальная коопера-

ция с работодателями выпускников. Это справедливо не только для образовательного учреждения в целом, но и его подсистем. Например, профильная кафедра может постоянно сотрудничать с работодателями выпускников, с промышленными предприятиями, привлекать извне специалистов для проектирования инновационных педагогических технологий, создания информационно-образовательных ресурсов и т.д. Необходимо учитывать также возможность и необходимость социальной кооперации уровней образования (например, высшего, среднего профессионального и общего среднего). Всё большую популярность приобретают университетские комплексы, интегрирующие такие уровни (например, в состав университетского комплекса могут входить колледж и школа-лицей). Современные специалисты считают, что последующий уровень образования - социальный Заказчик для предыдущего. Например, диагностика качества общего среднего образования должна учитывать потребности высшей школы (производиться с позиций высшей школы).

Возможность достижения высоких уровней зрелости социально-педагогической системы детерминирована готовностью как администрации и педагогов, так и обучающихся. От готовности сотрудников образовательного учреждения (и его подсистем) зависит возможность создания организационно-методических, психолого-педагогических и социокультурных условий для личностно-профессионального развития обучающихся (в целом - решения социально-педагогических задач). Потенциал отдельного сотрудника

Ь к

£ = ^^ + 0,5 • ^О. . Здесь: Ь - число компетенций или личностно-профессиональных

1=1 1=1

качеств сотрудника, имеющих критическое значение, К - имеющих важное (но не принципиальное) значение. Очевидно, что Г = 1, если качество сформировано на очень высоком уровне, 0,75 - на высоком, 0,5 - на среднем, 0,25 - на низком, 0 - на очень низком. Следует учитывать, что одни и те же качества могут иметь разное значение для достижения разных уровней зрелости. Например, готовность к исследовательской деятельности для достижения третьего уровня зрелости имеет важное значение, а для пятого - критическое. А вот дисциплинированность, толерантность и иные качества всегда имеют критическое значение. Потенциал административно-педагогического коллектива педагоги-

м

ческой системы для обеспечения её зрелости Л = .

1=1

От обучающихся зависит возможность создания толерантной безопасной среды (например, в детских домах нередки случаи издевательства старших воспитанников над младшими). Потенциал обучающегося для создания толерантной (психологически без-

3 к

опасной) социальной среды р = ^ + П О. . Критическими качествами обучающегося

. =1 . =1

для толерантности и безопасности среды являются конфликтологическая компетентность, толерантность и правовая компетентность. Потенциал студенческой среды (в об-

1 Ы

щем случае - среды обучающихся) для гуманизации образования: у = —V1 р , где N -

число обучающихся (членов малого социума). В случае низкого потенциала коллектива обучающихся (социальной среды) административно-педагогическому коллективу потребуется приложить существенно больше усилий для решения социально-педагогических задач, особенно гуманизации образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диагностика уровней зрелости (с учётом иерархии) социально-педагогических систем - составляющая мониторинга качества образования. Перспективы развития работы - создание информационно-вероятностных моделей надёжности (одного из критериев

качества образования!) социально-педагогических систем.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 по теме "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Модели безопасной образовательной среды / Д. А. Романов, Р.В. Терюха, Д.Н. Гусева, А.М. Доронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 144148.

REFERENCES

1. Romanov, D.A., Teryukha, R.V., Guseva, D.N. and Doronin, A.M. (2014) "Environment safe educational models", Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 2, pp. 144-148.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2014.

УДК 796.011

К УТОЧНЕНИЮ КАТЕГОРИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОРИЕНТИРОВ И НЕКОТОРЫХ КОНТУРОВ «СЕМЕЙНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Татьяна Константиновна Ким, кандидат педагогических наук, доцент,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва

Аннотация

Как компонент физической культуры, семейная физическая культура характеризуется направленным использованием двигательной деятельности для оптимизации психического и физического состояния, формирования и развития индивида в условиях семейного быта. При этом семейная сфера оказывает значительную роль на ее формирование и придает ей специфические особенности. Удовлетворяя разнообразные объективные социальные и личностные потребности через реализацию специфических функций семейная физическая культура оказывает максимальный эффект в раннем возрасте когда в ребенке закладываются наиболее устойчивые потребности и мотивы к физкультурно-оздоровительной деятельности и здоровому образу жизни. При этом процесс физического воспитания ребенка в условиях семейного быта поставлен в зависимость физкультурной образованности родителей. Разработанные научные и программно-методические основы семейной физической культуры позволяют частично нивелировать существующие проблемы, так как ориентированы на подготовку физкультурно-педагогических кадров для работы с семьей, просвещение родительской общественности и организацию физкультурно-оздоровительной работы в семейных группах. Однако проблема нормативно-правовой и материально-технической обеспеченности работы с семьей в указанном направлении требует дальнейшего совершенствования. Удовлетворение законодательного дефицита позволит семейной физической культуре структурно оформиться как целостному социальному явлению.

Ключевые слова: физическая культура, семья, формы, функции, семейная физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p55-60

TO SPECIFICATION OF THE CATEGORY, DEFINITION OF REFERENCE POINTS AND SOME CONTOURS OF "FAMILY PHYSICAL CULTURE"

Tatiana Konstantinovna Kim, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Pedagogical State University

Annotation

As the component of physical culture, family physical culture is characterized by the directed use of the motor activity for optimization of the mental and physical state, formation and development of the individual in the conditions of the family life. Thus, the family sphere renders the significant role on its

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.