Научная статья на тему 'Моделирование и многопараметрический анализ систем в структуре педагогического мониторинга'

Моделирование и многопараметрический анализ систем в структуре педагогического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СИСТЕМЫ / МОНИТОРИНГ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронин Анатолий Михайлович, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрови

Цель исследования – обоснование технологического единства моделирования и многопараметрического анализа в педагогическом мониторинге. Мониторинг в узком смысле представляет собой технологию получения информации о педагогических системах, в широком – организационную систему. Мониторинг как система включает компоненты: проектно-технологический, критериально-диагностический, научно-методический и информационно-методический. В настоящее время недостаточно изучена взаимосвязь между критериально-диагностическим и научно-методическим компонентами системы мониторинга, а также между получением модельной и фактической информации об объектах мониторинга. Обосновано, что моделирование и многопараметрический анализ неразрывно связаны в системе педагогического мониторинга. Модельные представления об исследуемых объектах – основа для выделения их характеристических параметров и параметрической диагностики. Анализ результатов исследования позволяет говорить о технологическом единстве моделирования и многопараметрического анализа педагогических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доронин Анатолий Михайлович, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрови

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling and multi-parametrical analysis of the systems involved into pedagogical monitoring

The purpose of investigation is proving the technological unity of the modeling and multi-parametrical analysis in pedagogical monitoring. The monitoring in a narrow sense presents by itself a technology for receiving the information about pedagogical systems, but by the full interpretation organizational system. The monitoring as a system includes the components: project and technological, criteria and diagnostic, scientific and methodical, informational and methodical components. At present the correlation between the criteria and diagnostic, scientific and methodical components is not enough investigated, and also between the model and actual information receiving about the monitoring objects. We proved that the modeling and multi-parametrical analysis are tightly linked in the pedagogical monitoring system. The model assessments about the research objects are base for characteristic parameters generating and parametric diagnostics. The investigation results analysis allows speaking about the technological unity of the modeling and multi-parametrical analysis of the pedagogical systems.

Текст научной работы на тему «Моделирование и многопараметрический анализ систем в структуре педагогического мониторинга»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённые исследования подтвердили исходное гипотетическое предположение и доказали, что сочетание нагрузок аэробного циклического и анаэробного силового характеров целесообразно использовать в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» в вузе с целью повышения уровня соматического здоровья студентов. При этом эффективным способом анаэробной тренировки является атлетическая гимнастика; аэробной тренировки - оздоровительное плавание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Виноградов И.Г. - СПб., 2008. - 24 с.

2. Кокин, В.Ю. Оздоровительный потенциал персонализированной силовой подготовки студентов вузов : автореф. дис. . канд. пед. наук / Кокин В. Ю. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.

3. Кондаков, В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурнооздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза : монография / В.Л. Кондаков. - Белгород : ЛитКараВан, 2013. - 453 с.

4. Пожидаев, С. Н. Проектирование деятельности кафедр физического воспитания / С.Н. Пожидаев, Ю.И. Евсеев // Культура физическая и здоровье. - 2007. - Вып. 4 (14). - С. 65-66.

REFERENCES

1. Vinogradov, I.G. (2008), Table of contents recreational pursuits athleticism with University students, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Kokin, V.Yu. (2007), Wellness potential personalized power training university students, dissertation, Yekaterinburg, Russian Federation.

3. Kondakov, V.L. (2013), System mechanisms of designing of sports and improving technologies in educational space of modern higher education institution, publishing house “LitKaraVan”, Belgorod, Russian federation.

4. Pozhidayev, S.N. and Evseev, Yu.I. (2007), “Design of activity of chairs of physical training”, Culture physical and health, Issue 4(14), pp. 65-66.

Контактная информация: rumbaolga@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.07.2013.

УДК 378.147:378.018.43

МОДЕЛИРОВАНИЕ И МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий

кафедрой спортивных дисциплин,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп,

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - обоснование технологического единства моделирования и многопараметрического анализа в педагогическом мониторинге. Мониторинг в узком смысле представляет собой технологию получения информации о педагогических системах, в широком - организационную систему. Мониторинг как система включает компоненты: проектно-технологический, критериально-диагностический, научно-методический и информационно-методический. В настоящее время недостаточно изучена взаимосвязь между критериально-диагностическим и научно-

методическим компонентами системы мониторинга, а также между получением модельной и фактической информации об объектах мониторинга. Обосновано, что моделирование и многопараметрический анализ неразрывно связаны в системе педагогического мониторинга. Модельные представления об исследуемых объектах - основа для выделения их характеристических параметров и параметрической диагностики. Анализ результатов исследования позволяет говорить о технологическом единстве моделирования и многопараметрического анализа педагогических систем.

Ключевые слова: моделирование, многопараметрическая диагностика, системы, мониторинг, технологическое единство.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p43-46

MODELING AND MULTI-PARAMETRICAL ANALYSIS OF THE SYSTEMS INVOLVED INTO PEDAGOGICAL MONITORING

Anatoly Michailovich Doronin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Adygean State University, Maykop,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is proving the technological unity of the modeling and multi-parametrical analysis in pedagogical monitoring. The monitoring in a narrow sense presents by itself a technology for receiving the information about pedagogical systems, but by the full interpretation - organizational system. The monitoring as a system includes the components: project and technological, criteria and diagnostic, scientific and methodical, informational and methodical components. At present the correlation between the criteria and diagnostic, scientific and methodical components is not enough investigated, and also between the model and actual information receiving about the monitoring objects. We proved that the modeling and multi-parametrical analysis are tightly linked in the pedagogical monitoring system. The model assessments about the research objects are base for characteristic parameters generating and parametric diagnostics. The investigation results analysis allows speaking about the technological unity of the modeling and multi-parametrical analysis of the pedagogical systems.

Keywords: modeling, multi-parametrical diagnostics, systems, monitoring, technological unity.

Мониторинг в узком смысле представляет собой технологию получения информации о педагогических системах (дидактических процессах), в широком - организационную систему [2]. Мониторинг как технология включает взаимосвязанные процессы: контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений; при этом первые две составляющие направлены на получение фактической информации об исследуемых объектах, последние три - модельной. Мониторинг как система включает компоненты: проектно-технологический (организационная модель и технология мониторинга), критериально-диагностический (совокупность характеристических параметров, отражающих объекты мониторинга, и методов параметрической диагностики), научнометодический (концептуальные, структурно-функциональные и математические модели объектов мониторинга) и информационно-методический (нормативно-методическое и информационное обеспечение мониторинга, а также компьютерные информационные системы, автоматизирующие мониторинг). В настоящее время недостаточно изучена взаимосвязь между критериально-диагностическим и научно-методическим компонентами системы мониторинга (а также между получением модельной и фактической информации об объектах мониторинга). Цель исследования - обоснование технологического единства моделирования и многопараметрического анализа в мониторинге.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Модели (системы модельных представлений) объектов мониторинга (чаще всего -дидактического процесса) - научная основа для проектирования главной составляющей критериально-диагностического компонента - системы показателей, характеризующих

исследуемый объект. В то же время, выделение показателей происходит в соответствии с требованиями квалиметрии (научная основа - теория латентных переменных). Модели объектов мониторинга необходимы как для выделения самих показателей, так и для градации их численных значений, с целью дальнейшей многопараметрической диагностики [1]. Приведём наиболее простой пример. Соматическое здоровье человека характеризуют температура тела, систолическое и диастолическое давление, уровень глюкозы в крови и т.д. Данные индикаторные показатели латентной переменной “Здоровье” выделены на основе модельных представлений о человеке (соматическом аспекте его существования). Градации параметров также основаны на модельных представлениях. Например, научно обосновано, что оптимальная температура - от 36,5 до 37,0оС, зона предупреждения - от 37,0 до 38,0оС, зона плохо - от 38,0 до 39,0оС, критически - свыше 39,0оС, смертельно -свыше 41оС (начинают сворачиваться белки крови). И научно-методический, и критериально-диагностический компоненты представляют собой системы информации (не путать с информационными системами). Пусть £ - множество характеристических показателей (латентных или индикаторных переменных), Ш - множество информационных элементов модели объектов мониторинга (такими элементами могут быть формулы, определения, факты и т.д., любые порции модельной информации). Тогда возможно сформировать ориентированный граф 2 = 2 {£ Ш Q}, где Q - множество связей между элементами множеств £ и Ш (они же - вершины графа). Очевидно, что деятельность человека (специалиста, работающего с моделью) по формированию системы характеристических параметров (элементов множества 8) представляет собой с математической точки зрения оператор, преобразующий множество порций модельной информации во множество характеристических параметров: ш ———— > £. Следует учитывать, что модели любых объектов проходят эволюцию от концептуальных до математических (промежуточное звено - структурно-функциональные модели). Обладая хотя бы структурнофункциональными моделями, возможно одновременное построение математических моделей исследуемых объектов (применение методов моделирования) и выделение характеристических параметров (применение методов квалиметрии). Коэффициент синхрон-

( ) Р М_р (5)1

ности (сопряженности) данных процессов: а = 1 _] : '_______4 '' , где w и 5 - соответ-

Р (м>) + Р (5)

ственно множество полученных информационных элементов модели и характеристических параметров, Р - мощность множеств. Чем он ближе к 1, тем боле системна деятельность исследователя по проектированию научно-методического и критериальнодиагностического компонентов системы мониторинга.

В качестве небольшого примера рассмотрим фрагмент модели информатизации трансдисциплинарного образовательного процесса. Пусть N - число учебных дисциплин, Я, - множество программных продуктов, применяемых при обучении 1-й учебной дисциплине, тогда множество программных продуктов, применяемых во всём трансдисципли-

N

нарном образовательном процессе, составит ЯОбрПроц = ^ Л . Данная формула - элемент

1=1

математической модели информатизации образовательного процесса. А элементом множества характеристических параметров, отражающих степень информатизации образова-

Р (( )

тельного процесса, будет величина К = — ОбРПРоц) , где Р - мощность множества.

1 N

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моделирование и многопараметрический анализ неразрывно связаны в системе педагогического мониторинга. Модельные представления об исследуемых объектах -

основа для выделения их характеристических параметров и параметрической диагностики. Анализ результатов исследования позволяет говорить о технологическом единстве моделирования и многопараметрического анализа (квалиметрической диагностики) сложных педагогических систем.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 “Мониторинг качества непрерывного образования”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коблев, Я.К. Биомеханические и дидактические аспекты преемственности в физическом воспитании / Я.К. Коблев, А.М. Доронин, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 73-77.

2. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 44-49.

REFERENCES

1. Koblev Ya.K., Doronin A.M. and Romanov D.A. (2012), “Biomechanical and didactical aspects of correlation in physical education” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 73-77.

2. Kiseleva E.S., Karavanskaya L.N., Romanov D.A. and Doronin A.M. (2012), “Educational process quality control”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 44-49.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2013.

УДК 796 (076)

ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Условия обучения студентов-спортсменов специфично, что не может не сказаться как на учебной познавательной активности студентов, так и на качество их учебной деятельности. Учитывая то обстоятельство, что спортивные факторы познавательной активности у студентов вузов физической культуры практически не изучались, в статье отражена актуальность исследования. В статье отображен характер влияния занятий спортом студентов вузов физической культуры на особенности их учебной познавательной активности. Кроме того, определены характеристики учебной тренировочной и соревновательной деятельности этих студентов, а также характер их взаимосвязей. Показано, что проблема совмещения занятий спортом и учебой относится к числу наиболее актуальных проблем образовательной деятельности в вузах физической культуры.

Ключевые слова: познавательная активность, частота тренировочных занятий, активность занятий спортом, спортивные цели, спортивная квалификация, факторы занятий спортом, условия обучения, признаки познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.