Научная статья на тему 'SNW-анализ дидактического процесса в структуре педагогического мониторинга'

SNW-анализ дидактического процесса в структуре педагогического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SNW-АНАЛИЗ / ДИАГНОСТИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОНИТОРИНГ / ПАРАМЕТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронин Анатолий Михайлович, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович

Цель исследования – разработка методики SNW-анализа дидактического процесса. Известно, что компонентами педагогического мониторинга являются контроль, диагностика, планирование, прогнозирование и принятие решений. Диагностика является связующим звеном между получением фактической информации о педагогической системе и модельной. Результаты контроля – основа для диагностики: идентификация состояния педагогической системы невозможна без обработки первичной информации. С другой стороны, результаты диагностики – основа для прогнозирования и принятия решений: будущие состояния педагогических систем зависят от текущего. Это обусловливает необходимость разработки инновационных методик многопараметрической диагностики педагогических систем (в частности – дидактического процесса). Диагностика, основанная на всестороннем многопараметрическом анализе дидактического процесса – значимый фактор эффективности педагогического мониторинга как механизма управления. Современные технологии диагностики должны оптимально сочетать SWOT и SNW-анализ дидактического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доронин Анатолий Михайлович, Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SNW-analysis of didactical process involved into pedagogical monitoring

The purpose of investigation is elaborating of didactical process SNW-analysis method. As well known the components of pedagogical monitoring are control, assessment, planning, forecasting and decisions making. The assessment is linker between the fact and model information receiving on the pedagogical system. The results of control are base for assessment because the pedagogical system state identification is impossible without preliminary information processing. However, a result of assessment is base for forecasting and decisions making, because the pedagogical systems state in future is determined by its real state. It determines the necessity of pedagogical systems multi-parametrical assessment innovative methods elaborating. The assessment based on complex multi-parametrical analysis of didactical process is significant factor of pedagogical management. The modern assessment technologies should integrate the SWOT-analysis and SNW-analysis of didactical process.

Текст научной работы на тему «SNW-анализ дидактического процесса в структуре педагогического мониторинга»

3. Voloshina, L.N., Isayenko, Yu.M. and Kurilova, T.V. (2012), Training of children of game activity in uneven-age group, Teacher, Volgograd, Russian Federation.

4. Vygotsky, L.S. (1991), Imagination and creativity at children’s age: psychological sketch. The book for the teacher, Education, Moscow.

5. Vygotsky, L.S. (1966), “Game and its role in mental development of the child”, Psychology Questions, No. 6, pp. 62-68.

6. Gumovsky, V.M. (2004), Differentiated use of outdoor games on classes in basketball with students of sports higher education institution, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.

7. Kovalyova, M.B. and Rumba, O.G. (2012), Application mobile and elements of sports on occupations with students with limited opportunities of cardiovascular system, Monograph, publishing house "POLITERRA", Belgorod, Russian Federation.

8. Komensky, Ya.A. (1989), Pedagogical heritage, Ya.A. Komensky, D. Lock, Zh.-Zh. Russo, I.G.Pestalozzi, publishing house Pedagogics, Moscow.

9. Kondakov, V.L. (2000), Management of formation of an orientation of the identity of the school student (on a material of physical culture), dissertation, Belgorod, Russian Federation.

10. Korotkov, I.M. (2002), Outdoor games: Studies. grant for students of higher education institutions physical culture, publishing house SportAcademPress, Moscow.

11. Lesgaft, P.F. (2006), The main works with comments of professors V.A. Taymazov, Yu.F. Kuramshin, A.T. Maryanovicha, JSC Pechatny dvor of A.M. Gorky, St.-Petersburg.

12. Portnykh, Yu.I. (1986), Sports and teaching technique: textbook, publishing house “F&S”, Moscow.

13. Rodin, Yu.I. (2009), Mental development of children ofpreschool age in the course of training in movements: dissertation, Tula, Russian Federation.

14. Frobel, F.V.A. (1874), "An exact written statement of occupations in kindergarten" in Kindergarten Pedagogics, Berlin, pp. 570.

15. Elkonin, D.B. (1999), Game Psychology, publishing house VLADOS, Moscow.

Контактная информация: alexagorr@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2013.

УДК 378.147:378.018.43

SNW-АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп,

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка методики SNW-анализа дидактического процесса. Известно, что компонентами педагогического мониторинга являются контроль, диагностика, планирование, прогнозирование и принятие решений. Диагностика является связующим звеном между получением фактической информации о педагогической системе и модельной. Результаты контроля - основа для диагностики: идентификация состояния педагогической системы невозможна без обработки первичной информации. С другой стороны, результаты диагностики - основа для прогнозирования и принятия решений: будущие состояния педагогических систем зависят от текущего. Это обусловливает

необходимость разработки инновационных методик многопараметрической диагностики педагогических систем (в частности - дидактического процесса). Диагностика, основанная на всестороннем многопараметрическом анализе дидактического процесса - значимый фактор эффективности педагогического мониторинга как механизма управления. Современные технологии диагностики должны оптимально сочетать SWOT и SNW-анализ дидактического процесса.

Ключевые слова: SNW-анализ, диагностика, дидактический процесс, мониторинг, параметры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p47-50

SNW-ANALYSIS OF DIDACTICAL PROCESS INVOLVED INTO PEDAGOGICAL

MONITORING

Anatoly Michailovich Doronin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Adygean State University, Maykop,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is elaborating of didactical process SNW-analysis method. As well known the components of pedagogical monitoring are control, assessment, planning, forecasting and decisions making. The assessment is linker between the fact and model information receiving on the pedagogical system. The results of control are base for assessment because the pedagogical system state identification is impossible without preliminary information processing. However, a result of assessment is base for forecasting and decisions making, because the pedagogical systems state in future is determined by its real state. It determines the necessity of pedagogical systems multi-parametrical assessment innovative methods elaborating. The assessment based on complex multi-parametrical analysis of didactical process is significant factor of pedagogical management. The modern assessment technologies should integrate the SWOT-analysis and SNW-analysis of didactical process.

Keywords: SNW-analysis, assessment, didactical process, monitoring and parameters.

ВВЕДЕНИЕ

Компонентами педагогического мониторинга являются контроль, диагностика, планирование, прогнозирование и принятие решений [2]. Диагностика является связующим звеном между получением первичной информации о педагогической системе (контролем) и модельной (планированием, прогнозированием и принятием решений). С одной стороны, результаты контроля - основа для диагностики: идентификация состояния педагогической системы невозможна без обработки первичной информации. С другой стороны, результаты диагностики - основа для прогнозирования и принятия решений: будущие состояния педагогических систем зависят от текущего; кроме того, текущее состояние системы - основа для выбора приоритетов при принятии решений. Это обусловливает необходимость разработки инновационных методик многопараметрической диагностики педагогических систем (в частности - дидактического процесса). Ранее авторами была предложена методика SWOT-анализа дидактического процесса, обоснована её связь с контролем, прогнозированием и принятием решений [1]. Однако SWOT-анализ невозможно полностью формализовать, а его результаты применяют в основном при “ручном” прогнозировании и принятии решений. Цель исследования - разработка методики SNW-анализа дидактического процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экстраполяция высоких технологий менеджмента качества из промышленности в дидактический процесс позволила разработать методику SNW-анализа учебной деятель-

ности обучающихся и дидактического процесса в целом (в экономике 8М”^анализ - анализ сильных, нейтральных и слабых сторон деятельности предприятия). С точки зрения автора, применительно к педагогическим технологиям 8М’^анализ будет заключаться в выявлении сильных, нейтральных и слабых сторон дидактического процесса. При этом следует выделять следующие направления SNW-анализа: SNW-анализ деятельности конкретного обучающегося, SNW-анализ деятельности педагога и SNW-анализ дидактического процесса в целом. Результат SNW-анализа - таблица, строки которой - анализируемые параметры, столбцы - их градация.

Пусть Х - множество характеристических параметров (для исследуемого объекта), тогда X = ХСШ ихн иХсл, ХСШ ПХН = 0, ХСШ Пхш = 0, хш Пхн = 0. Здесь: ^ Хн и ^ -соответственно множество параметров в состоянии “сильно”, ’’нейтрально” и ’’слабо”, и и П - объединение и пересечение множеств, 0 - пустое множество.

Например, у выпускника вуза проанализировали сформированность личностнопрофессиональных качеств (табл. 1). Это - пример SNW-анализа деятельности (и ее результатов) конкретного обучающегося. Пример анализа дидактического процесса в целом приведён в табл. 2.

Таблица 1

Пример SNW-анализа деятельности обучающегося________________________

№ Параметры Стороны

Сильные Нейтральные Слабые

1. Умения профессиональной самоорганизации Х

2. Информационная компетентность Х

3. Толерантность Х

4. Правовая компетентность Х

5. Дисциплинированность Х

6. Коммуникативная компетентность Х

Таблица 2

Пример SNW-анализа физического воспитания студентов в инженерном вузе

№ Параметры Стороны

Сильные Нейтральные Слабые

1. Ориентированность на формирование физической культуры личности Х

2. Рациональность распределения учебного времени Х

3. Ориентированность на формирование общекультурных компетенций Х

4. Спортизация физического воспитания Х

5. Поддержка студента в самоопределении в физкультурно-спортивной деятельности Х

SNW-анализ дидактического процесса трудно реализовать без компьютерных информационных систем: градация параметров и формирование протокола результатов анализа - трудоёмкий процесс обработки информации. Математическими основами SNW-анализа должны быть методы качественного анализа сложных систем.

Заключение. Диагностика, основанная на всестороннем многопараметрическом анализе дидактического процесса - значимый фактор эффективности педагогического мониторинга как механизма управления. Современные мониторинговые технологии в образовании должны оптимально сочетать SWOT и SNW-анализ дидактического процесса как частично и полностью формализуемые методики педагогической диагностики.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 “Мониторинг качества непрерывного образования”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коблев, Я.К. SWOT-анализ в структуре информационных технологий физического воспитания / Я.К. Коблев, А.М. Доронин, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 61-66.

2. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Кара-ванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 44-49.

REFERENCES

1. Koblev Ya.K., Doronin A.M. and Romanov D.A. (2011), “SWOT-analysis involved into informational technologies of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 61-66.

2. Kiseleva E.S., Karavanskaya L.N., Romanov D.A. and Doronin A.M. (2012), “Educational process quality control”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 44-49.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2013.

УДК 37.013

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ ОБ ОФИЦЕРСКОЙ ДИНАСТИИ РИМСКИХ-КОРСАКОВЫХ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Татьяна Валерьевна Евсеенко, соискатель,

Санкт-петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

Реформирование системы военного профессионального образования в целях достижения качественного соответствия перспективам развития общества и страны требует инновационных подходов к организации учебной и внеучебной деятельности курсантов, обусловливает обновление научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, развитие образовательных технологий и широкого олимпиадного движения в военных вузах. В статье представлен историкопедагогический анализ деятельности морской офицерской династии рода Римских-Корсаковых. Офицеры династии Римских-Корсаковых способствовали внедрению прогрессивных идей и развитию новых направлений педагогической деятельности в военно-морском образовании. Показана возможность внедрения результатов исследования в практику военных вузов через организацию олимпиад по педагогике по примеру в Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, в котором проводятся тематические олимпиады по педагогике среди адъюнктов, обучающихся по научно-педагогическим специальностям и курсантов по всем дисциплинам кафедры педагогики.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, офицерская династия, военно-морское образование, педагогическая олимпиада.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p50-56

CONTEST TASKS OF THE PEDAGOGIC OLYMPIAD ABOUT THE RIMSKY-KORSAKOV’ OFFICER DYNASTY AS THE POSSIBILITY OF RESEARCH RESULTS INTRODUCTION

Tatyana Valeryevna Evseenko, the competitor,

St.-Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia

Annotation

Reforming of system of military professional education for achievement of qualitative compliance to prospects of development of society and the country demands innovative approaches to the organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.