АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Александр Витальевич Полянский, кандидат педагогических наук, профессор, Евгений Юрьевич Лукьяненко, ассистент Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт г. Славянск-на-Кубани Марина Леонидовна Романова, ассистент Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физикоматематических наук, профессор Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар
Аннотация
Цель работы - повышение эффективности научно-познавательной деятельности будущих педагогов по физической культуре на основе автоматизации педагогического контроля. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: анализ литературных и документальных данных, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент, методы теории множеств, математической статистики и теории графов. В ходе педагогических экспериментов подтверждена целесообразность применения системы автоматизированного многопараметрического контроля научно-познавательной деятельности студентов факультета физической культуры.
Ключевые слова: многопараметрический контроль, автоматизация, образовательный процесс, физическая культура
COMPUTERIATION OF MULTI-PARAMETRICAL PEDAGOGICAL CONTROL IN PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS EDUCATION
Alexander Vitaljevich Poljansky, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Eugeny Jurjevich Lukjanenko, the assistant Slavyansk -on-Kuban state pedagogical institute Slavyansk -on-Kuban Marina Leonidovna Romanova, the assistant Tatyana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, the candidate of physical and mathematical sciences, the professor Kuban state technological university Krasnodar
Abstract
The purpose of this paper was to increase the didactical process of physical training faculty students based on pedagogical control computerization. There were used the literature analysis, testing, modeling, pedagogical experiment and statistical methods by the authors of this paper. The pedagogical experiments proved the efficiency of computer-aided multi-parametrical control.
Keywords: multi-parametrical control, computerization, testing, education, physical training.
Современный уровень развития педагогической практики требует научного обоснования технологий подготовки специалистов по физической культуре [1, 2]. Чтобы дидактический процесс стал гибким, динамичным, эффективным, необходимо регулярное получение достоверной информации об учебно-тренировочной и научнопознавательной деятельности студентов. Проблема объективизации и автоматизации контроля учебно-тренировочной деятельности студентов ранее была решена авторами [1, 2]. Однако контроль научно-познавательной деятельности студентов по-прежнему остается однопараметрическим, вследствие чего слабо влияет на эффективность образовательного процесса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе факультета физической культуры СГПИ. Во время учебных занятий по дисциплинам “Биомеханика”, "Спортивная метрология”, ’’Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте”, "Педагогика”, "Теория и методика физического воспитания” проводился текущий контроль усвоения студентами учебного материала с целью получения числовых значений показателей обученности. Всего было обследовано 53 студента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы и средства контроля научно-познавательной деятельности студентов должны быть адекватны современным педагогическим и информационным технологиям, содействовать педагогическому управлению, служить его мощным фактором за счет налаженной обратной связи. Это возможно на основе получения традиционных видов информации (рейтинг студента, коэффициент прохождения теста, итоговый балл за выполнение набора педагогических заданий и т.д.) и новых (показатели банка знаний студента и способности к его успешному применению в научнопознавательной деятельности). Нами выделены показатели результатов обученности, диагностика которых должна лежать в основе контроля научно-познавательной деятельности студентов: банк знаний, научаемость, экстраполяция знаний и подготовленность (методика их оценки описана в [4] и [6]). Знание их численных значений дает возможность анализировать познавательную деятельность студентов и определять направления ее коррекции.
Предложенные методы получения информации, необходимой для педагогического управления, объединены в систему многопараметрического контроля (рис. 1).
Рис. 1. Модель системы автоматизированного многопараметрического контроля научно-познавательной деятельности студентов
Опираясь на принципы построения автоматизированных систем, авторы разработали комплекс программных средств: модуль сбора и анализа информации о результатах учебно-познавательной деятельности студентов, программу диагностики банка знаний и научаемости, программу оценки экстраполяции и модуль матричного моделирования систем. Авторами предложена технология применения разработанных методов и средств контроля научно-познавательной деятельности студентов в педагогическом управлении (рис. 2).
Рис. 2. Технология применения системы автоматизированного контроля научнопознавательной деятельности студентов в процессе педагогического управления
В ее основе лежит постоянное пополнение банка педагогических заданий и регулярное получение информации о научно-познавательной деятельности студентов, являющееся предпосылкой своевременной коррекции управления дидактическим процессом в случае несоответствия ожидаемых результатов обучения фактическим. Коррекция научно-познавательной деятельности студентов зависит от причин недостаточно высокой ее результативности. Если причиной является недостаточная сформиро-ванность банка знаний студента (т. е. усвоенность определенных порций знаний менее 50%, или 0 логит), то педагог должен восполнять пробел в его банке знаний, добиться от него знания темы. В случае недостаточного уровня развития научаемости студента, педагог должен оценить уровень трудности заданий (в логитах), с которыми справляется студент, и выдавать ему задания, превосходящие “доступные” по уровню трудности не более чем на 0.5 логит. Это обусловлено тем, что для развития научаемости бесполезны как “доступные” задания, так и “трудные” (с ними студент не справится).
Применение системы многопараметрического контроля научно-познавательной деятельности студентов является важным фактором эффективности педагогического управления в условиях информатизации образования, что подтвердили проведенные на базе факультета физической культуры СГПИ педагогические эксперименты (специальность 033100 - “Физическая культура”). Все эксперименты были проведены с одним и тем же контингентом студентов (численность контрольной группы п1=27, экспериментальной - п2=26). В начале каждого эксперимента был проведен входной контроль знаний студентов, необходимых для изучения учебной дисциплины (максимально возможный балл равен 15), по завершении - оценивался рейтинг студента как показатель качества его работы (рейтинговая система официально принята в СГПИ). Более высокие результаты обучения студентов экспериментальных групп, по сравнению с контрольными (табл. 1), достигнуты за счет более выраженной реализации функций педагогического контроля.
Таблица 1
Результаты педагогических экспериментов (I - начальный этап, II - завершаю_____________________________________щий)________________________________________
№ Учебная дисциплина Этап Группа
Контрольная Экспериментальная
1. Основы научно-методической деятельности в ФКиС I 6.2±0.67 6.0±0.62
II 46.8±6.2 58.2±5.1
2. Спортивная метрология I 7.8±0.75 7.9±0.72
II 41.4±5.2 59.8±5.7
3. Биомеханика I 5.5±0.57 5.3±0.6
II 42.5±5.4 57.5±5.1
4. Педагогика I 8.9±0.92 9.1±0.87
II 59.7±4.8 71.5±4.5
5. Теория и методика физического воспитания I 8.4±0.75 8.2±0.8
II 62.8±5.8 75.2±5.2
В результате серии экспериментов был также определен (по шкале логитов) уровень развития научаемости и экстраполяции (знаний) обследуемых. Эти величины варьируют в широком диапазоне: научаемость - от -0,86 до +1,92 логит, экстраполяция (знаний) - от -1,2 до +1,34 логит. Это говорит об эффективности применяемых педагогических измерительных материалов как инструмента количественной оценки основных показателей обученности.
ВЫВОДЫ:
1. Необходимость автоматизации контроля научно-познавательной деятельности студентов обусловлена несоответствием между требуемым уровнем педагогического управления и недостаточной разработанностью методов и средств получения информации о результатах их обученности.
2. Диагностика банка знаний, научаемости, экстраполяции (знаний) и качества работы студентов должны базироваться на регулярной достоверной информации, получаемой на всех этапах педагогического контроля. Предложенная методика разработки набора тестовых заданий нового типа позволяет одновременно оценить полноту банка знаний и уровень развития научаемости индивида.
3. Педагогические эксперименты показали высокую эффективность применения системы автоматизированного многопараметрического контроля научнопознавательной деятельности будущих педагогов по физической культуре, выразившуюся в достоверном улучшении (р<0,05) качества работы студентов экспериментальных групп. Перспективы развития работы - комплексное исследование (в свете теории латентных переменных) качества подготовки специалистов по физической культуре как единства профессиональной и физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полянская, С.Б. Физическая подготовка студентов: проблемы, достижения, перспективы / С.Б. Полянская, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко ; СГПИ. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 72 с.
2. Романов, Д. А. Управление процессом физической подготовки студентов факультета физической культуры / Д.А. Романов, С.Б. Полянская, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 50-58.
3. Романова, М. Л. Информационная система диагностики банка знаний и нау-чаемости студентов и учащихся / М.Л. Романова // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике : материалы VI всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием) / ИПК ГОУ ОГУ. - Оренбург, 2007. - С. 681-685.
4. Латентные переменные, характеризующие результаты обучения учащихся
или студентов / Д.А. Романов, М.Л. Романова, А.В. Полянский, Т.П. Хлопова // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : материалы Девятой всероссийской научно-практической конференции / СГПИ. - Славянск-на-Кубани, 2007. -С. 141-143.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ-АРМРЕСТЛЕРОВ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНОЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Виталий Геннадьевич Свечкарёв, кандидат педагогических наук, доцент Жанна Николаевна Шхалахова, кандидат педагогических наук,
Роман Сергеевич Козлов, кандидат педагогических наук,
Майкопский государственный технологический университет (МГТУ).
г. Майкоп
Кемал Исмаилович Чомаев, аспирант Карачаево-Черкеского государственного университета г. Карачаевск
Аннотация.
Разработан тренажер адаптивного воздействия для армспорта с управлением сопротивлением по обратной связи, позволяющий проводить тренировочные занятия в оптимальном режиме нагружения по биомеханическим параметрам движения.
Ключевые слова: тренажер, адаптивное воздействие, армрестлер
TECHNOLOGY OF TRAINING OF TOP CLASS SPORTSMEN -ARMWRESTLERS IN CONDITIONS OF ADAPTIVE MANAGEMENT IN SIZE OF
RESISTANCE
Vitaly Gennadjevich Svechkaryov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer
Zhanna Nikolaevna Shhalahova, the candidate of pedagogical sciences Roman Sergeevich Kozlov, the candidate of pedagogical sciences Maikop state technological university Maikop
Kemal Ismailovich Chomaev, the post-graduate student Karachaevo-Cherkesk state university Karachaevsk
Abstract: The simulator of adaptive influence for armsport with management of resistance on a feedback is developed, allowing to spend trainings in an optimum mode of loading on biomechanical parameters of movement.
Keywords: a simulator, adaptive influence, armsport
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в разработке систем управления и сбора данных, способствующих решению проблемы выдачи экспресс - информации о качестве выполнения двигательного действия, формировании управляющих воздействий на спортсмена. Наряду с этим существуют проблемы адаптивного управления тренировочной нагрузкой на основе индивидуальных особенностей спортсмена. Недостаточно развита индустрия производства тренажерных средств, реализующих возможности современных информационных технологий.
Тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации отличается увеличением влияния их индивидуальных показателей на расчет параметров тренировочной нагрузки. Конструкция безынерционного тренажера адаптивного управления для армспорта представлена на рис. 1.